Обучающее сочинение по картине 3 класс по вопросам

Обновлено: 05.07.2024

План урока № 16
3 класс
Предмет: Русский язык.
Дата: I четверть
Тема урока: Обучающее сочинение №2.
Цель: Формировать умение писать сочинение по коллективно составленному плану. Усвоить, что предложение выражает законченную мысль, избегать при написании повторов, уметь подбирать синонимы к словам. Формировать умение правильно писать слова на диапазоне изученных орфограмм. Развивать орфографическую зоркость, внимание, память. Воспитывать аккуратность в работе, бережное отношение к людям труда.

Ход урока инд. работа

1. Орг. момент.
2. Постановка цели и задач урока.
3. Работа над темой:
• Подготовительная беседа.
- чем хороша осень?
- какие овощи и фрукты созревают осенью?
- какие дары осени вы любите?
• Составление плана.
План.
1. Какая наступила пора года? (золотая осень)
2. Где собирают яблоки? (в садах)
3. Что убирают с полей? (картофель, свёкла, морковь, капуста)
4. Когда овощи и фрукты привозят с полей? (ежедневно)
5. Чем нас радует осень? (вкусными плодами)
• Рассматривание иллюстраций.
• Заслушивание примерных сочинений.
№1. Наступила золотая осень. Пора начинать уборку урожая. В садах собирают яблоки. С полей убирают картофель, свёклу, морковь, капусту. Богатый урожай вырастили сельчане.
Ежедневно в город привозят овощи и фрукты. В магазинах и на рынках много ароматных яблок и винограда.
Осень радует нас вкусными плодами.
№2. Осенью в садах созревают поздние сорта яблок. Хороший урожай вырастили садоводы. На каждой ветке висят крупные, румяные плоды.
В саду работают взрослые и дети. К высоким деревьям они поставили лестницы. Яблоки срывают по одному и осторожно кладут в корзины. Уже собрано несколько ящиков.
Вечером яблоки увезут в магазины.
• Орфографическая подготовка.
з..л..тая ос..нь созр..вают
п..ра начинать поз..ние с..рта
ур..жай х..роший
(в) с..дах вырастили с..доводы
собирают ябл..ки в..сят
(с) п..лей убирают лес..ницы
к..ртофель, осторожно кл..дут
м..рковь, к..пусту (в) к..рзины
выр..стили с..льч..не ув..зут
ежедневно
привозят ов..щи
ароматных яблок
винограда
пл..дами
4. Итог урока.

План урока № 26
3 класс
Предмет: Русский язык.
Дата: I четверть
Тема урока: Обучающее сочинение №3. Мой день рождения.
Цель: Формировать умение писать сочинение по коллективно составленному плану. Усвоить, что предложение выражает законченную мысль, избегать при написании повторов, уметь подбирать синонимы к словам. Развивать орфографическую зоркость, внимание, память. Воспитывать аккуратность в работе.

Ход урока инд. работа
1. Орг. момент.
2. Постановка цели и задач урока.
3. Работа над темой:
• Подготовительная беседа.
Что такое день рождения ?
Когда он бывает ?
Чего мы ждём от этого дня ?
• Составление плана.
План.
1) Утро.
2) Подготовка к празднику.
3)Друзья приходят в гости.
4) Веселье.
5)Что запомнилось мне больше всего на дне рождения.

• Рассматривание иллюстраций.
• Заслушивание примерных сочинений.
Вот и наступило утро этого долгожданного дня. Сегодня мой день рождения. Этот день я всегда очень жду и сильно волнуюсь. Уже с утра начинается подготовка к празднику. Мы с мамой трудимся на кухне, готовим вкусные блюда. Вечером ко мне придут самые близкие друзья. И тогда начнётся настоящее веселье. Мы будем петь, танцевать играть в разные игры. Но больше всего я жду когда зажгутся свечи на праздничном торте и я загадаю своё заветное желание. Я очень люблю этот праздник.
• Орфографическая подготовка.
Долгожда.. ..ый день
сильно волнуюсь
подг..товка к праз..нику
вкус..ные блюда
бли..кие друз..я
наст..ящее в..сел..е
праз..ничном торте
заветное ж..лание.
4. Итог урока.

Ход урока инд. работа
1. Орг. момент.
2. Постановка цели и задач урока.
3. Работа над темой:
• Подготовительная беседа.
Загадка: Бел да не сахар.
Ног нет, а идёт. (снег)
-какое сейчас время года?
-что изменилось в природе?
-когда выпал первый снег?
-какие чувства вы испытали?
• Чтение поэтических произведений.
1. Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало
Короче становился день
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу, приближалась
Довольно скучная пора:
Стоял ноябрь уж у двора…
-какое настроение вызвало это стихотворение?
Сл раб: сень – покров, навес (зелень деревьев служит навесом, укрывает от солнца, дождя).
2. Разве снег с высот летящий Весь игольчатый с мороза
На поля холмы и чащи, На заре он нежно розов,
Под лучами взор слепящий Но в дали – в тени, в низине -
Под полозьями скрипящий, Голубой и даже синий.
Разве он, как мёртвый мел А когда закат огнями
Только бел, бел, бел? Запылает, он и сам
Как раскинутое пламя
Пламенеет по холмам. 3. Чародейкою зимой
А луна взойдёт и разом Околдован лес стоит
Миллиардами алмазов И под снежной бахромою,
Поле всё запорошит, Неподвижною, немою
Цветами радуг задрожит. Чудной жизнью он блестит.

-С чем сравнивается снег
в этом стихотворении? Почему?
-что такое снег? (это очень много снежинок. Он падает с высоты на землю, крыши домов, на деревья – чистые, хрупкие, сверкающие. Шестиугольные кристаллики растут (превращаются) становятся красивой звёздочкой, снежинки медленно опускаются, они собираются хлопьями и медленно опускаются на землю).

Загадка: Когда повяли все цветы Уселись на колючей ёлке.
Мы прилетели с высоты. Мы полетели на поля
Мы как серебряные пчёлки И стала белою земля. (снежинки).

• Составление плана.
1. Конец ноября (дни, небо, солнышко).
2. Как изменилась природа (растения).
3. Долгожданный первый снег.
4. Моё настроение.
• Рассматривание иллюстраций.
• Заслушивание примерных сочинений.
Наступил конец ноября. Дни становятся короче, холоднее. Чаще дуют холодные ветры. Солнышко светит не так ярко, как летом.
Молчаливые деревья сбросили свой наряд, ждут приближения зимы.
Небо нахмурилось, стало пасмурно, на землю посыпались белые снежинки. Они кружатся в воздухе и падают одна красивее другой.
Лужи на дорогах покрылись тонкой корочкой льда. Снег искрится и блестит, словно серебряный ковёр. Скоро на полях расстелится снеговая перина – хранительница тепла.
• Орфографическая подготовка.
- ноябрь – холодный, последний месяц осени;
- небо – пасмурное, покрытое тяжёлыми, серыми (свинцовыми) тучами;
- деревья – обнажились, сбросили листву, безмолвные, одинокие, грустные;
- снег – молчаливый, долгожданный, искрится, блестит, сверкает;
- настроение – грустное, печальное, радостное…
4. Самостоятельная работа (написание текста).
5. Самопроверка.
6. Итог урока.

План урока № 12
3 класс
Предмет: Русский язык.
Дата: 2 четверть
Тема урока. Обучающее сочинение № 5.
Цель: Расширить знания учащихся о тексте-повествовании. Усвоить, что предложение выражает законченную мысль, избегать при написании повторов, уметь подбирать синонимы к словам. Формировать умение правильно писать слова на диапазоне изученных орфограмм. Развивать орфографическую зоркость, внимание, память. Воспитывать аккуратность в работе, любовь к родному краю.

Ход урока инд. работа
1. Орг. момент.
2. Постановка цели и задач.
3. Вступительная беседа.
- Любите ли вы играть?
-Какие игры у вас любимые?
- Чем вам нравятся эти игры?
- Любите играть одни или с друзьями? Почему?
4. Составление плана.
Как мы играем.
План.
1. Моя любимая игра.
2. Почему она мне нравится.
3. С кем я играю.
4. Как мы играем.
5. Какие качества характера развивает игра.
6. Умею ли я проигрывать?
- Беседа по плану. Составление предложений.
5. Орфографическая подготовка.
Словарь: потому что, нравится, выносливость, внимание, быстроту реакции, ловкость, смелость, умение ориентироваться.

6.Самостоятельная работа учащихся.
7.Итог урока.


План урока № 27
3 класс
Предмет: Русский язык.
Дата 2 четверть
Тема урока. Р/р. Обучающее сочинение №6.
Цель: Расширить знания учащихся о тексте-описании. Усвоить, что предложение выражает законченную мысль, избегать при написании повторов, уметь подбирать синонимы к словам. Формировать умение правильно писать слова на диапазоне изученных орфограмм. Развивать орфографическую зоркость, внимание, память. Воспитывать аккуратность в работе, любовь к родному краю.

Ход урока инд. работа
1. Орг. момент.
2. Постановка цели и задач.
3. Рассматривание картины.

4. На доске слова: лесная красавица, снежная шапка, ночная хищница, темные глаза, сверкающая от снега, ветки елей, медленно, снег искрится.

5. Примерный текст сочинения.

Я остановился на лесной поляне. Она была как в сказочном сне. Снег на солнце сверкал и переливался.
Но что это? На зеленой ветке ели был снежный ком. У него вдруг появились живые темные глаза. Это была ночная хищница сова.
С ветвей посыпался снег. На голове птицы выросла снежная шапочка. Теперь сова выглядела модницей.
Вот так лесная красавица!

6. Письмо сочинения детьми.

Ход урока инд. работа
1. Орг. момент.
2. Постановка цели и задач урока.
3. Работа над темой:
• Подготовительная беседа.
-вспомните один из самых интересных зимних дней.
-какая была погода?
-что интересного произошло?
-ваше отношение, настроение.

• Чтение сочинения для образца.
Это было в начале зимы. Земля и деревья тихо спала. Всё в природе замерло.
Но вдруг после захода солнца пошёл снег. Пушистые снежинки так осторожно падали на землю, словно боялись чего – то. Но потом развеселились и завели весёлый хоровод. Снег шёл всё сильнее и вдруг повалил большими хлопьями…
Всё кругом сказочно преобразилось: земля, дома, деревья постепенно укрылись пушистым белым покрывалом. Нет ещё ни одной протоптанной дорожки, ни одного оставленного следа. Снег чистый, нетронутый. Только невдалеке серым пятном темнеет на снегу ворона.
Больше всех рады дети. Они, наспех одевшись, выбежали на улицу.

• Словарная работа:
- что такое эпитеты? (это образное, художественное определение. Например: пушистый снег; безмолвные сосны; серебряный иней; высокое, низкое небо, сказочная красота; снежная шуба)

• Орфографическая подготовка.
4. Самостоятельная работа (написание текста).
5. Самопроверка.
6. Итог урока.

3) работа над опорными словами:
Долгожданная, стояли дни, выпало, расчистили, дружно, вечером пришли, дождались, помогли ей обуть, стали кататься втроём, провели вечер.

4) учитель предлагает примерный текст сочинения:
На катке.
Наступила долгожданная зима. Стояли морозные ясные дни. Выпало
много снега. Ребята расчистили каток от снега. Мальчики и девочки работали дружно.
Вечером на каток пришли все дети из нашего класса (дома). Аня каталась с Вовой. Сережа, Игорь и Ваня играли на катке в игру. Дима и Лена дождались Настю. Они помогли ей обуть коньки и стали кататься втроём.
Ребята весело провели вечер!

5) составление плана:
План.
1. Зима пришла.
2. Ребята на катке.
3. Отличный вечер!

6) составление текста учащимися устно
7) орфографическая подготовка.

4. Контроль над результатом учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися:
1) самостоятельная работа учащихся (написание сочинения)
2) индивидуальная помощь учителя
3) самопроверка работ учащимися

Цель урока: обучение школьников написанию сочинения по картине.

Задача урока: формирование универсальных учебных действий:

1. Личностных УУД – воспринимать и ценить произведения изобразительного искусства;

2. Регулятивных УУД – самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно оценивать;

3. Познавательных УУД – извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблицы, иллюстрации, репродукции); восприятие картины как произведения искусства; уметь передавать художественное, эстетическое и эмоциональное содержание картины; самостоятельно делать выводы;

4. Коммуникативных УУД – участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; уметь строить текст в определённой композиционной форме, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Форма урока: урок развития речи.

Оборудование:

1. Презентация Power Point;

2. Рисунки обучающихся, стихи;

3. Раздаточный материал.

Далее идет конспект урока

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_-_sochinenie_po_kartine_v.m.vasnetsova_snegurochka.doc 111 КБ
prezentatsiya_k_uroku.pptx 2.33 МБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 3 класс

(с мультимедийной презентацией)

Учитель начальных классов

Цель урока: обучение школьников написанию сочинения по картине.

Задача урока: формирование универсальных учебных действий:

1. Личностных УУД – воспринимать и ценить произведения изобразительного искусства;

2. Регулятивных УУД – самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно оценивать;

3. Познавательных УУД – извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблицы, иллюстрации, репродукции); восприятие картины как произведения искусства; уметь передавать художественное, эстетическое и эмоциональное содержание картины; самостоятельно делать выводы;

4. Коммуникативных УУД – участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; уметь строить текст в определённой композиционной форме, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Форма урока: урок развития речи.

  1. Презентация Power Point;
  2. Рисунки обучающихся, стихи;
  3. Раздаточный материал.

II . Самоопределение к деятельности

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка – птица:

Чуть спугнешь – и не найти.

III. Актуализация знаний обучающихся


V. Вступительная беседа. Рассказ о жизни В.М. Васнецова

У нас сегодня есть удивительная возможность узнать много интересного об этом замечательном художнике.

Ученик 1. В.М. Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии (современный г. Киров).

Слайд 4 (Дом-музей)

Его отец, священник, страстный любитель природы, привил это чувство и своим сыновьям, будущим художникам Виктору и Аполлинарию.

Ученик 3. С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашел себя как художник. Именно в Москве и в знаменитом Абрамцеве работал Васнецов над своими широко известными картинами.

Среди них картины, посвящённые сказкам, былинам:

VI. Работа по теме урока

1. История создания картины

Слайд 8

2. Описание картины

На первом плане видна сама героиня. Она одета в длинную парчовую шубку белого цвета, украшенную узорами, светлые варежки и шапку. Фигура размещена не по центру картины, а несколько сбоку. Руки разведены, голова повернута немного вправо, сзади видны следы на снегу – всё это создаёт впечатление, что Снегурочка только что вышла к зрителю, и растерянно озирается по сторонам.

Интересно, что фигура Снегурочки как будто освещается не сверху, а снизу, от снега. Всё окружающее создает общее впечатление волшебства и загадочности. Для написания картины использовалась холодная гамма цветов – белые, серые и голубые оттенки, что очень тонко подчёркивает таинственность и сказочность происходящего.

Лунная зимняя ночь, мерцают звёзды. На белоснежной поляне темного холодного леса в расписной парчовой шубе и шапке стоит растерянная девушка – дочка Весны-Красны и Деда Мороза, идущая в мир людей. Вдали виднеются домики с заснеженными крышами – это волшебная страна берендеев. Манят Снегурочку огни Берендеева посада, хочется ей к людям, но… словно чувствуя, что суждено ей погибнуть, не вернуться в свои холодные края, она прощается и со снегами, и с елочками…

3. Беседа по картине

- Какое впечатление произвела на вас картина?

- Что в ней особенно красиво?

- Какое время суток изобразил В. Васнецов? Почему?

(Художник показал нам зимнюю январскую ночь. Именно ночью при зыбком, изменчивом, призрачном свете луны происходят таинственные превращения и чудеса: выходит из леса или появляется волшебным образом на лесной заснеженной опушке, как на сцене театра, эта юная русская красавица – Снегурочка)

- Почему снег на картине голубого цвета?

(Лунный свет сделал мягкий голубоватый цвет снега чуть сияющим, а не искрящимся, как днем. Резкие яркие тени лежат на снегу. Снег укрыл землю толстым мягким ковром, и земле уютно, сладко спится под этим чудесным снежным покровом)

- Опишите образ Снегурочки.

(Ее парчовая шубка и шапочка, отороченные мехом, написаны жемчужно-серебристыми красками и напоминают поблескивание снежного наста и мягкость только что выпавшего снега. Застенчивая, трепетная, полная ожидания и робкой надежды)

- Как одета Снегурочка на картине В.Васнецова?

(В шубке, в сапожках, в рукавичках)

4. Составление плана сочинения, работа с опорными словами

Сейчас составим план, по которому будем писать сочинение.

- Сколько частей должно быть в сочинении? Какие это части?

- О чем напишем во вступлении ?

(О том, что изображено на картине В.М. Васнецова – Снегурочка и зимний лес)

- Какими словами можно начать сочинение?

- Переходим к основной части , т.е. непосредственному описанию картины.

- С чего начнем описание картины? (Описание природы, леса) Лес какой? Какая природа? (Опорные слова)

- Затем описание Снегурочки. (Опорные слова)

- Далее, где стоит Снегурочка, что изобразил художник на заднем плане? (Опорные слова)

- Настроение Снегурочки. Как она себя чувствует. (Опорные слова)

- И в заключении, что мы обычно пишем, описывая картину? (Опорные слова)

(Понравилась ли картина, чем?)

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

5. Написание сочинений

Помогло вам это музыкальное произведение в написании сочинения?

7. Проверка. Дети читают свои сочинения

Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов

Чье сочинение вам понравилось больше?

Холодная зимняя ночь. Тишина. Поляна. Лунный свет освещает одинокую фигуру Снегурочки. В ее облике — нежность, чистота, недосягаемость. Невыразимо прекрасны ее глаза. Она о чем-то задумалась. Может, о мимолетности, непродолжительности жизни? Или о неосуществимости надежд, о неповторимости каждого мгновения, о неизбежности расставания с той несказанной красотой, которая рядом?

Темное небо и звездочки на нем дополняют сказочную таинственность этой ночи. Вместе со Снегурочкой мы вглядываемся в зимнюю ночь, ощущаем лесную тишь и ждем, когда начнут твориться чудеса.

Мне очень эта картина понравилась, потому что глядя на нее, восхищаешься красотой зимы, и в то же время становится жаль Снегурочку, ведь ей так страшно".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Русский язык Дата ____________ Урок _____________

Цел ь

Способствовать развитию умений воспринимать произведение изобразительного искусства, определять его тему, передавать содержание, составлять по картине описательный текст, высказывать свое отношение к картине, способствовать формированию навыка написания слов с изученными орфограммами , развивать орфографическую зоркость, память внимание, воспитание интереса к русскому языку

Урок развития речи

Планируемые
образовательные результаты

Предметные : Участвуют в устном общении на уроке, строят предложения для решения определенной речевой задачи, составляют под руководством учителя небольшие тексты (повествовательные и описательные) по репродукции картины, строят монологические высказывания на определенную тему.

Метапредметные :

Познавательные: осуществляют синтез как составление целого из частей; осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; овладевают общими способами решения конкретных лингвистических задач.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя, планируют свои действия для решения задачи; выполняют действия по инструкциям.

Коммуникативные: формируют коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (вслух говорит один, а другие внимательно слушают) , конструктивные способы взаимодействия с окружающими; строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи

Личностные : Проявляют чувство прекрасного через анализ репродукции картины; ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке; понимают чувства одноклассников, собеседников

м етоды и формы обучения

Фронтальная, парная, индивидуальная

Оборудование

Приветств ие учащихся .

– Прозвенел звонок. Мы снова на уроке русского языка. Кто может сказать, зачем мы изучаем русский язык?

Буква к букве – будет слово,

Слово к слову – речь готова,

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она,

Если грамотна она!

– Быть грамотными учимся мы на уроках русского языка!

– Проверим готовность к уроку

II. Актуализация опорных знаний

– Произведение живописи в красках называется. (картина) .

– Картина, воспроизведенная типографским способом, называется. (репродукция) .

– Рисунок в тексте книги, журнала, сопровождающий изложение или поясняющий содержание, называется. (иллюстрация) .

– Пейзажем называется изображение. (природы, вида на картине, рисунке, а также описание природы в литературном произведении) .

– Художник, который пишет пейзажные картины, называется.
(пейзажист)

III. Постановка учебной задачи

– Чем мы будем заниматься сегодня? Какую цель попытаемся достичь на уроке?

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Рассматривание репродукции. Объяснение значения названия
картины

Рассказ о жизни А. А. Рылова

Аркадий Александрович Рылов (1870—1939) родился в селе Истобинское Вятской губернии. Мальчик воспитывался в семье отчима, служившего нотариусом в Вятке. Семья жила в Вятке, на берегу широкой реки с таким же названием. Край лесов, озёр и рек покорил художника своей красотой.

В 1893 г. А.А. Рылов поступил в Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств.

Легко и свободно летят прекрасные белые птицы на своих огромных крыльях. Они словно купаются в голубом просторе. Так же легко и свободно плывут по небу кучевые облака. Этому парящему движению птиц соответствуют и спокойное колыхание волн, и плавное скольжение корабля, который несётся на своих парусах, как птица. Берег не просто обозначен силуэтом. На нём видны скалы, покрытые снегами.

Картина написана голубыми с зеленоватыми оттенками цветами. Тёмно-голубой цвет воды передаёт глубину моря. Фиолетовые тени на облаках и птицах подчёркивают их освещённость. Поэтому картина вызывает светлую спокойную радость.

- Какое впечатление производит на вас картина? Что в ней особенно красиво?

2. Рассматривание репродукции картины

– Что мы видим на картине? (Небо, море, остров, корабль, лебеди.)

– Как изображен корабль? (Корабль повернут носом к нам.)

– Куда он движется?

– Как изображены лебеди? (Лебеди занимают всё пространство неба.)

– Что еще мы видим, кроме предметов? (Мы видим ветер – паруса натянуты, море волнуется.
Мы видим солнечные лучи – они освещают лебедей, даже свет от солнца есть на их крыльях, игра света и тени.)
– Какие цвета видим на картине? (Автор подчеркивает в названии именно голубизну. Все цвета светлые, прозрачные.)

Вывод : Хотя картина – это застывший миг, мы видим движение: облака плывут, лебеди летят, корабль несется по волнам, ветер гонит облака и волны.

Можно даже услышать звуки: шум волн, крики лебедей, хлопанье крыльев и звенящий воздух.
Можно почувствовать запах соленого моря, свежего воздуха. Можно ощутить прохладу ветра

3. Работа
с учебником (упр. 177)

– Познакомьтесь с вопросами, представленными в упражнении. Какие вопросы мы еще не рассмотрели? Найдите их и попробуйте ответить

Физкультминутка

V. Закрепление знаний и способов действий

Составление плана сочинения

В голубом просторе

Цвет и настроение картины

Мое отношение к картине

Отбор материалов для сочинения.

Что изображено на картине? Что мы видим? ( пейзаж, солнечный, сияющее, высоко)

Небо и море. Волны и ветер. Летят лебеди. Облака. Корабль. На заднем плане.

Опиши, к ак и е впечатлени я производит на вас картина?

– бескрайнее лазурное небо, нависло; бушуют, порывы ветра, белая пена; прозрачный воздух, морской простор, стая, белоснежные. естественная красота;

клочковатые тучи, кучевые облака, вдали, линия горизонта, ощущение глубины и пространства, прозрачная синева, раскинулось шатром небо, безграничный простор;

– замечательно передать, морские пейзажи, мастерски написана, многогранное цветовое решение , запах соленого моря, свежего воздух а, прохлад а ветра

Написание сочинения

– Посмотрите еще раз внимательно на картину и попытайтесь описать в своем маленьком сочинении те чувства и переживания, которые вы испытываете

VI. Рефлексия учебной деятельности
на уроке (итог)

– Какой вид заданий оказался самым трудным?

– Какие качества нужно развивать в себе, чтобы писать сочинение по картине было легче?

– Что нового узнали на уроке?

Ресурсный материал

Огромное лазурное небо нависло над синим морем. Вода в нем играет яркими лучиками солнца и дует легкий ветерок. Волны бушуют под порывами ветра, укрывая море белой пеной. Над морским простором летит стая белоснежных лебедей. Птицы летят красиво и свободно. Рядом с ними плывут легкие и пушистые облака. Вдали виднеется корабль который несётся на своих парусах, как птица . Он так далеко, что кажется игрушечным. На заднем плане видны горы, слегка покрытые снежком.

От картины пахнет морским соленым ветром. Увидев эту картину, сразу вспоминаешь море, лето и каникулы.

1) Что изображено на картине? Что мы видим? ( пейзаж, солнечный, сияющее, высоко)

2) Небо и море. Волны и ветер. Летят лебеди. Облака. Корабль. На заднем плане.

3) Опиши, какие впечатления производит на вас картина?

– бескрайнее лазурное небо, нависло; бушуют, порывы ветра, белая пена; прозрачный воздух, морской простор, стая, белоснежные. естественная красота;

клочковатые тучи, кучевые облака, вдали, линия горизонта, ощущение глубины и пространства, прозрачная синева, раскинулось шатром небо, безграничный простор;

– замечательно передать, морские пейзажи, мастерски написана, многогранное цветовое решение, запах соленого моря, свежего воздуха, прохлада ветра

1) Что изображено на картине? Что мы видим? ( пейзаж, солнечный, сияющее, высоко)

2) Небо и море. Волны и ветер. Летят лебеди. Облака. Корабль. На заднем плане.

3) Опиши, какие впечатления производит на вас картина?

– бескрайнее лазурное небо, нависло; бушуют, порывы ветра, белая пена; прозрачный воздух, морской простор, стая, белоснежные. естественная красота;

клочковатые тучи, кучевые облака, вдали, линия горизонта, ощущение глубины и пространства, прозрачная синева, раскинулось шатром небо, безграничный простор;

– замечательно передать, морские пейзажи, мастерски написана, многогранное цветовое решение, запах соленого моря, свежего воздуха, прохлада ветра

1) Что изображено на картине? Что мы видим? ( пейзаж, солнечный, сияющее, высоко)

2) Небо и море. Волны и ветер. Летят лебеди. Облака. Корабль. На заднем плане.

3) Опиши, какие впечатления производит на вас картина?

– бескрайнее лазурное небо, нависло; бушуют, порывы ветра, белая пена; прозрачный воздух, морской простор, стая, белоснежные. естественная красота;

клочковатые тучи, кучевые облака, вдали, линия горизонта, ощущение глубины и пространства, прозрачная синева, раскинулось шатром небо, безграничный простор;

– замечательно передать, морские пейзажи, мастерски написана, многогранное цветовое решение, запах соленого моря, свежего воздуха, прохлада ветра

1) Что изображено на картине? Что мы видим? ( пейзаж, солнечный, сияющее, высоко)

2) Небо и море. Волны и ветер. Летят лебеди. Облака. Корабль. На заднем плане.

3) Опиши, какие впечатления производит на вас картина?

– бескрайнее лазурное небо, нависло; бушуют, порывы ветра, белая пена; прозрачный воздух, морской простор, стая, белоснежные. естественная красота;

клочковатые тучи, кучевые облака, вдали, линия горизонта, ощущение глубины и пространства, прозрачная синева, раскинулось шатром небо, безграничный простор;

– замечательно передать, морские пейзажи, мастерски написана, многогранное цветовое решение, запах соленого моря, свежего воздуха, прохлада ветра

1) Что изображено на картине? Что мы видим? ( пейзаж, солнечный, сияющее, высоко)

2) Небо и море. Волны и ветер. Летят лебеди. Облака. Корабль. На заднем плане.

3) Опиши, какие впечатления производит на вас картина?

– бескрайнее лазурное небо, нависло; бушуют, порывы ветра, белая пена; прозрачный воздух, морской простор, стая, белоснежные. естественная красота;

клочковатые тучи, кучевые облака, вдали, линия горизонта, ощущение глубины и пространства, прозрачная синева, раскинулось шатром небо, безграничный простор;

– замечательно передать, морские пейзажи, мастерски написана, многогранное цветовое решение, запах соленого моря, свежего воздуха, прохлада ветра

1) Что изображено на картине? Что мы видим? ( пейзаж, солнечный, сияющее, высоко)

2) Небо и море. Волны и ветер. Летят лебеди. Облака. Корабль. На заднем плане.

3) Опиши, какие впечатления производит на вас картина?

– бескрайнее лазурное небо, нависло; бушуют, порывы ветра, белая пена; прозрачный воздух, морской простор, стая, белоснежные. естественная красота;

клочковатые тучи, кучевые облака, вдали, линия горизонта, ощущение глубины и пространства, прозрачная синева, раскинулось шатром небо, безграничный простор;

– замечательно передать, морские пейзажи, мастерски написана, многогранное цветовое решение, запах соленого моря, свежего воздуха, прохлада ветра

1) Что изображено на картине? Что мы видим? ( пейзаж, солнечный, сияющее, высоко)

2) Небо и море. Волны и ветер. Летят лебеди. Облака. Корабль. На заднем плане.

3) Опиши, какие впечатления производит на вас картина?

– бескрайнее лазурное небо, нависло; бушуют, порывы ветра, белая пена; прозрачный воздух, морской простор, стая, белоснежные. естественная красота;

клочковатые тучи, кучевые облака, вдали, линия горизонта, ощущение глубины и пространства, прозрачная синева, раскинулось шатром небо, безграничный простор;

– замечательно передать, морские пейзажи, мастерски написана, многогранное цветовое решение, запах соленого моря, свежего воздуха, прохлада ветра

1) Что изображено на картине? Что мы видим? ( пейзаж, солнечный, сияющее, высоко)

2) Небо и море. Волны и ветер. Летят лебеди. Облака. Корабль. На заднем плане.

3) Опиши, какие впечатления производит на вас картина?

– бескрайнее лазурное небо, нависло; бушуют, порывы ветра, белая пена; прозрачный воздух, морской простор, стая, белоснежные. естественная красота;

клочковатые тучи, кучевые облака, вдали, линия горизонта, ощущение глубины и пространства, прозрачная синева, раскинулось шатром небо, безграничный простор;

– замечательно передать, морские пейзажи, мастерски написана, многогранное цветовое решение, запах соленого моря, свежего воздуха, прохлада ветра

1) Что изображено на картине? Что мы видим? ( пейзаж, солнечный, сияющее, высоко)

2) Небо и море. Волны и ветер. Летят лебеди. Облака. Корабль. На заднем плане.

3) Опиши, какие впечатления производит на вас картина?

– бескрайнее лазурное небо, нависло; бушуют, порывы ветра, белая пена; прозрачный воздух, морской простор, стая, белоснежные. естественная красота;

клочковатые тучи, кучевые облака, вдали, линия горизонта, ощущение глубины и пространства, прозрачная синева, раскинулось шатром небо, безграничный простор;

– замечательно передать, морские пейзажи, мастерски написана, многогранное цветовое решение, запах соленого моря, свежего воздуха, прохлада ветра

1) Что изображено на картине? Что мы видим? ( пейзаж, солнечный, сияющее, высоко)

2) Небо и море. Волны и ветер. Летят лебеди. Облака. Корабль. На заднем плане.

3) Опиши, какие впечатления производит на вас картина?

– бескрайнее лазурное небо, нависло; бушуют, порывы ветра, белая пена; прозрачный воздух, морской простор, стая, белоснежные. естественная красота;

клочковатые тучи, кучевые облака, вдали, линия горизонта, ощущение глубины и пространства, прозрачная синева, раскинулось шатром небо, безграничный простор;

– замечательно передать, морские пейзажи, мастерски написана, многогранное цветовое решение, запах соленого моря, свежего воздуха, прохлада ветра

1) Что изображено на картине? Что мы видим? ( пейзаж, солнечный, сияющее, высоко)

2) Небо и море. Волны и ветер. Летят лебеди. Облака. Корабль. На заднем плане.

3) Опиши, какие впечатления производит на вас картина?

– бескрайнее лазурное небо, нависло; бушуют, порывы ветра, белая пена; прозрачный воздух, морской простор, стая, белоснежные. естественная красота;

клочковатые тучи, кучевые облака, вдали, линия горизонта, ощущение глубины и пространства, прозрачная синева, раскинулось шатром небо, безграничный простор;

– замечательно передать, морские пейзажи, мастерски написана, многогранное цветовое решение, запах соленого моря, свежего воздуха, прохлада ветра

1) Что изображено на картине? Что мы видим? ( пейзаж, солнечный, сияющее, высоко)

2) Небо и море. Волны и ветер. Летят лебеди. Облака. Корабль. На заднем плане.

3) Опиши, какие впечатления производит на вас картина?

– бескрайнее лазурное небо, нависло; бушуют, порывы ветра, белая пена; прозрачный воздух, морской простор, стая, белоснежные. естественная красота;

клочковатые тучи, кучевые облака, вдали, линия горизонта, ощущение глубины и пространства, прозрачная синева, раскинулось шатром небо, безграничный простор;

– замечательно передать, морские пейзажи, мастерски написана, многогранное цветовое решение, запах соленого моря, свежего воздуха, прохлада ветра

1) Что изображено на картине? Что мы видим? ( пейзаж, солнечный, сияющее, высоко)

2) Небо и море. Волны и ветер. Летят лебеди. Облака. Корабль. На заднем плане.

3) Опиши, какие впечатления производит на вас картина?

– бескрайнее лазурное небо, нависло; бушуют, порывы ветра, белая пена; прозрачный воздух, морской простор, стая, белоснежные. естественная красота;

клочковатые тучи, кучевые облака, вдали, линия горизонта, ощущение глубины и пространства, прозрачная синева, раскинулось шатром небо, безграничный простор;

– замечательно передать, морские пейзажи, мастерски написана, многогранное цветовое решение, запах соленого моря, свежего воздуха, прохлада ветра

1) Что изображено на картине? Что мы видим? ( пейзаж, солнечный, сияющее, высоко)

2) Небо и море. Волны и ветер. Летят лебеди. Облака. Корабль. На заднем плане.

3) Опиши, какие впечатления производит на вас картина?

– бескрайнее лазурное небо, нависло; бушуют, порывы ветра, белая пена; прозрачный воздух, морской простор, стая, белоснежные. естественная красота;

клочковатые тучи, кучевые облака, вдали, линия горизонта, ощущение глубины и пространства, прозрачная синева, раскинулось шатром небо, безграничный простор;

– замечательно передать, морские пейзажи, мастерски написана, многогранное цветовое решение, запах соленого моря, свежего воздуха, прохлада ветра

1) Что изображено на картине? Что мы видим? ( пейзаж, солнечный, сияющее, высоко)

2) Небо и море. Волны и ветер. Летят лебеди. Облака. Корабль. На заднем плане.

3) Опиши, какие впечатления производит на вас картина?

– бескрайнее лазурное небо, нависло; бушуют, порывы ветра, белая пена; прозрачный воздух, морской простор, стая, белоснежные. естественная красота;

клочковатые тучи, кучевые облака, вдали, линия горизонта, ощущение глубины и пространства, прозрачная синева, раскинулось шатром небо, безграничный простор;

– замечательно передать, морские пейзажи, мастерски написана, многогранное цветовое решение, запах соленого моря, свежего воздуха, прохлада ветра

1) Что изображено на картине? Что мы видим? ( пейзаж, солнечный, сияющее, высоко)

2) Небо и море. Волны и ветер. Летят лебеди. Облака. Корабль. На заднем плане.

3) Опиши, какие впечатления производит на вас картина?

– бескрайнее лазурное небо, нависло; бушуют, порывы ветра, белая пена; прозрачный воздух, морской простор, стая, белоснежные. естественная красота;

клочковатые тучи, кучевые облака, вдали, линия горизонта, ощущение глубины и пространства, прозрачная синева, раскинулось шатром небо, безграничный простор;

– замечательно передать, морские пейзажи, мастерски написана, многогранное цветовое решение, запах соленого моря, свежего воздуха, прохлада ветра

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК "Школа России", 3 класс; учебник "Русский язык" В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.

Урок развития речи

Учитель: Тилинина Елена Александровна

Цель: познакомить с творчеством художника; учить детей осмысливать содержание картины; совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова; учить соотносить художественный текст и художественные средства картины; развивать мышление детей, кругозор, воображение, словарный запас; воспитывать любовь к чтению, сказкам, русскому фольклору.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия.

Личностные: самостоятельная и личная ответственность за свои поступки,

Оборудование: репродукция картины, компьютер, мультимедийный проектор, карточки – задания, вопросы, репродукция картины на доске и репродукции картины у каждого ученика на столе.

1. Орг. момент. Проверка готовности к уроку.

Слайд 2. У нас сегодня есть удивительная возможность узнать много интересного об этом замечательном художнике.

Когда мальчику исполнилось десять лет, отец повез его за 85 верст в Вятку учиться в духовное училище. В роду Васнецовых все были священниками. Виктора по окончании духовного училища ждала семинария, а затем сан священника. Учитель ри­сования в духовном училище, заметив способ­ности мальчика, посмотрел его рисунки, по­хвалил, пригласил в свою иконописную мастерскую, познакомил с Вятским музеем, в котором были собраны старинные вятские иг­рушки, вышивка, резьба по дереву. В музее было представлено несколько акварельных рисунков и картин маслом, фотографии с кар­тин известных мастеров. На мальчика картины произвели незабываемое впечатле­ние. С этого времени он старается много рисо­вать, пробует писать маслом, мечтает серьезно учиться живописи. Уйдя с предпоследнего философского класса семинарии, юноша ре­шает ехать в Петербург. Отец согласился отпу­стить сына.

С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашел себя как художник. Именно в Москве и в знаменитом Абрамцеве работал Васнецов над своими широко известными картинами.

Слайд 7.

Слайд 8. На первом плане видна сама героиня. Прообразом для неё стала Сашенька, дочь Мамонтова. По преданию Снегурочка, родившаяся в дремучем лесу, – ребёнок Мороза и Весны. Она одета в длинное пальто белого цвета, украшенное узорами, бледные варежки и шапку. Фигура размещена не по центру картины, а несколько сбоку. Руки разведены, голова повернута немного вправо, туловище расположено по диагонали, сзади видны следы на снегу – всё это создаёт впечатление, что персонаж только что вышёл навстречу зрителю, и растерянно озирается по сторонам.

Интересно, что фигура Снегурочки как будто освещается не сверху, а снизу, от снега. Всё окружающее создает общее впечатление волшебства и загадочности. Для написания картины использовалась холодная гамма цветов – белые, серые и голубые оттенки, что очень тонко подчёркивает таинственность происходящего.

Лунная зимняя ночь, мерцают звёзды. На белоснежной поляне темного холодного леса в расписной парчовой шубе и шапке стоит растерянная девушка – дочка Весны-Красны и Деда Мороза, идущая в мир людей. Вдали виднеются домики с заснеженными крышами – это волшебная страна берендеев. Манят Снегурочку огни Берендеева посада, хочется ей к людям, но… словно чувствуя, что суждено ей погибнуть, не вернуться в свои холодные края, она прощается и со снегами, и с елочками…

4. Беседа по картине

- Что вас поразило больше всего?

- Какие чудеса и тайны январской ночи раскрыл перед нами В.Васнецов? (Кисть художника воплотила на холсте, как на театраль­ной сцене, очарование настоящей русской зи­мы: дыхание ее холода и великолепие ее сне­гов, тишину глубокого сна природы и безмолвие лунной ночи. Метели и бураны за­валили снегом поля и дороги, сделали непро­ходимыми леса. Но в удивительной тишине этой безветренной ночи, написанной худож­ником, о пролетевших вьюгах напоминают только оставшиеся снежные комья на пушис­тых елочках. Снег укрыл землю толстым мяг­ким ковром, и земле уютно, сладко спится под этим чудесным снежным покровом)

- Опишите зимнее небо. (Ред­кие алмазные звезды сияют в сумраке небес)

- Как художник передал образ деревушки в ночных сумерках? (В глухой темноте ночи исчезают дали, чуть угадывается деревушка, занесенная снегом. Приветливо лучатся огоньки-окошки дере­венских изб)

- Почему снег на картине голубого цвета? (Лунный свет сделал мягкий голубоватый цвет снега чуть сияющим, а не искрящимся, как днем. Резкие яркие тени лежат на снегу)

- Какое время суток изобразил В.Васнецов? Почему? (Художник показал нам зимнюю январскую ночь. Именно ночью при зыбком, изменчивом, при­зрачном свете луны происходят таинствен­ные превращения и чудеса: выходит из леса или появляется волшебным образом на лес­ной заснеженной опушке, как на сцене теат­ра, эта юная русская красавица – Снегурочка)

- Опишите образ Снегурочки. (Ее парчовая шубка и шапочка, отороченные мехом, написаны жемчужно-серебристыми красками и напоминают поблескивание снежного наста и мягкость только что выпав­шего снега. Застенчивая, трепет­ная, полная ожидания и робкой надежды.)

-Как одета Снегурочка на картине В.Васнецова? (В тулупчике, в сапожках, в рукавичках)

Звучит музыкальное произведение.

Слайд 9. Стихотворение И. Есаулкова

6. Составление плана сочинения, работа с опорными словами

7. Словарная работа.

- Подберите слова и словосочетания для описания Снегурочки. (Снегурочка – юная, красивая, волшебная, очаровательная)

- Подберите слова и словосочетания для описания зимней ночи. (Яркая, лунная, волшебная, лазоревый снег, жемчужные снежинки, хрустальные льдинки, пушистые хлопья снега)

Цель урока: обучение школьников написанию сочинения по картине.

Задачи урока: формирование универсальных учебных действий:

1. Личностных УУД – воспринимать и ценить произведения изобразительного искусства;

2. Регулятивных УУД – самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно оценивать;

3. Познавательных УУД – извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблицы, иллюстрации, репродукции); восприятие картины как произведения искусства; уметь передавать художественное, эстетическое и эмоциональное содержание картины; самостоятельно делать выводы;

4. Коммуникативных УУД – участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; уметь строить текст в определённой композиционной форме, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Оборудование: проектор, ноутбук, , рисунки обучающихся на тему “Снегурочка”, раздаточный материал.

Подготовительная работа. За неделю до урока класс делится на группы: художники, рассказчики, чтецы, биографы, корректоры, спортсмены. Каждая группа получает задание.

1. Организационный момент. Настрой на урок.

Вот север, тучи нагоняя. (Отрывок из поэмы "Евгений Онегин")

Александр Пушкин
Вот север, тучи нагоняя.
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.

Учитель: Очень скоро любимый праздник взрослых и детей. Какой?

Учитель: Правильно. И наш урок сегодня необычный, сказочный. Догадайтесь, почему?

Все его зимой боятся –
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице .
Ответ (Мороз)

Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла .
Ответ (Весна)

- Почему отгадки Мороз и Весна? Если догадаетесь, чьими родителями были Мороз и Весна, то вы назовете тему урока. ( "Снегурочка")

- Да, мы будем составлять устное сочинение по картине Васнецова "Снегурочка".

- Попробуйте сформулировать цель нашего урока. (Научиться составлять текст-описание по картине.)

В Новый год в каждый дом приходят сказочные герои: Дед Мороз и Снегурочка. Кто она такая “Снегурочка”? По преданию, Снегурочка родилась в дремучем лесу. Она дочь Мороза и Весны.

3. Работа над темой.

- Когда же и где появился образ Снегурочки? Он формировался в сознании русского народа на протяжении нескольких веков. Вроде бы, сначала в русских народных сказках возник образ ледяной девочки – внучки, которую бездетные старик со старухой слепили из снега людям на радость, и себе в утешение.

- Чтобы всё узнать о Снегурочке неделю назад вы разделились на команды. Итак, слово предоставляется команде "Рассказчиков":

Русская народная сказка “Снегурочка” (отрывок).

Жили-были в одной деревне старик со старухой. Жили хорошо, дружно. И все бы ладно, да вот горе — не было у них детей.

Вот зима пришла снежная да морозная, сугробов до пояса намело, ребятишки на улицу высыпали поиграть, а старик со старухой из окна на них глядят да про свою беду думают.

Старик говорит: А что, старуха, может и нам себе дочку из снега сделать? — Давай сделаем, — говорит старуха.

Старик шапку надел, вышли они на свой огород и принялись из снега дочку лепить. Скатали они ком снежный, приладили к нему ручки, ножки, сверху приставили снежную голову. Старик носик, рот, подбородок вылепил.

Смотрят — а у Снегурочки губки порозовели, глазки открылись; Снегурочка на стариков смотрит и улыбается. Затем головкой закивала, ручками зашевелила, ножками, снег с себя стряхнула — и из сугроба живой девочкой вышла.

В сказке В.И. Даля “Девочка Снегурочка” старик со старухой смотрят, как чужие ребята “из снегу комочки катают, в снежки играют” и решают и себе дочку слепить.

Однако старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой (тряпкой. — Ред.) и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять. Вот и слышат старики -пищит что-то в горшочке под ветошкой; они к окну — глядь, а в горшочке лежит девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, и говорит им: — Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена.

Вот старики обрадовались, вынули ее, да ну старуха скорее шить да кроить, а старик, завернув Снегурочку в полотенечко, стал ее нянчить и пестовать.

Учитель: А в наше время Снегурочка ассоциируется у нас с Новогодними и Рождественскими праздниками. Кстати, Снегурочка – это чисто русский персонаж. И больше ни у одного народа в мире ни на рождественских, ни на новогодних праздниках не встречается.

Сейчас мы увидим Снегурочек, которые были созданы нашими учениками. Каждый расскажет о своём рисунке.

Выступление " художников”. (Каждый ученик рассказывает, какая у него получилась Снегурочка.)

В.М.Васнецов родился в селе Лопьял современный г.Киров. Его отец, священник, страстный любитель природы, привил это чувство и своим сыновьям, будущим художникам Виктору и Аполлинарию. “Вечное, сердечное спасибо отцу за то, что он сумел развить во всех нас любовь к окружающей природе . ” . говорил художник, когда стал взрослым.

Вспоминал Виктор Михайлович, что зимними вечерами в жарко натопленной горнице собиралась вся семья, и отец читал вслух, а дети рассматривали картинки в журналах. Дед и бабушка рассказывали сказки. Витя “слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины”. Иногда бабушка доставала заветный сундучок старенький ящик с красками и рисовала кистью. Маленький Витя был в восторге: никто не рисует лучше бабушки! Сам он в детстве любил рисовать корабли и морские сражения.

Семь лет Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашел себя как художник.

Именно в Москве работал Васнецов над своими широко известными картинами, посвящённые сказкам и былинам:

“Витязь на распутье”, “Богатыри”, “Алёнушка”, “Ковёр-самолёт”, “Иван Царевич на сером волке”, "Снегурочка".

Учитель: Сегодня мы составим 3 варианта сочинений по картине Васнецова "Снегурочка", а завтра на уроке русского языка каждый из вас сам напишет сочинение.

Беседа по картине.

Учитель: Обратите внимание на картину. Кого вы видите на картине?

Дети: Мы видим Снегурочку.

Учитель: Что вы узнали о Снегурочке?

Дети: Снегурочка – дочь Мороза и Весны.

Учитель: Откуда она вышла?

Дети: Она вышла из волшебного леса.

Учитель: Как выглядит природа на картине?

Дети: Наступила зима. Вокруг темный лес. Алмазные звезды освещают поляну.

Учитель: Используя опорные слова, опишите девушку.

Опорные слова: красивый наряд, жемчужно-серебристый цвет, парчовая шубка, шапка с меховой опушкой, тёплые варежки, красивые глаза, чистое светлое лицо, застенчивая, полная ожидания.

Учитель: Какие краски использует художник?

Дети: Художник использует белые, серые и голубые оттенки. Это придает картине таинственность, сказочность.

Учитель: Как вы относитесь к картине? Нравится картина вам или нет?

Физминутка. (Проводит группа спортсменов)

Работа над планом.

Учитель: Чтобы логически правильно письменно передать текст, надо пользоваться планом.

  1. Вступление
  2. Основная часть
  3. Заключение

- О чём будет говориться в каждой части?

План:

1. Картина В.М. Васнецова "Снегурочка".

2. Описание картины.

3. Мое отношение к картине.

4. Работа над сочинением (учащиеся составляют из готовых предложений текст по плану).

- Сейчас попрошу класс разделиться на 3 команды. В каждой команде должен быть один корректор.

Задание группам: Из разрезанных предложений составить текст-описание по картине в соответствии с планом, который на доске.

Группа "Корректоры " напомнят нам правила составления текста.

В соответствии с планом в тексте должно быть три части.

Каждая часть записывается с красной строки.

Все предложения в тексте должны быть связаны по смыслу.

Учитель: Спасибо, молодцы!

Передо мной картина гениального русского художника Васнецова “Снегурочка”. На ней перед зрителем предстаёт героиня известной и всеми любимой русской народной сказки.

Снегурочка находится в дремучем лесу. Её окружает густой сосновый лес. Здесь она видит и маленькие ели и изящные берёзы, старые сосны и могучие дубы. Она любуется красотой русского леса. Девушка одета в красивую шубу. На шубе - затейливый узор. На руках красивые, тёплые варежки. Тёмное небо и звёздочки на нём дополняют сказочную таинственность этой ночи. Вместе со Снегурочкой мы вглядываемся в зимнюю ночь, ощущаем лесную тишь и ждём, когда начнут твориться чудеса.

Мне эта картина понравилась, потому что, глядя на неё восхищаешься красотой зимы и ждёшь продолжения сказки.

На картине великого русского художника В. Васнецова, написанной уже более ста лет назад, героиня русского фольклора Снегурочка - снежная дочка Мороза и Весны.

Она одна в ночном лесу, а вокруг тишина и только звёзды подмигивают с чёрного неба. Там, вдали, в деревне течёт своя жизнь, горят тёплым светом окошки. А Снегурочка из другого мира - волшебного и неизведанного. И, кажется, она ждёт чуда, которое вот-вот произойдёт. Снегурочка богато одета в парчовую шубку и шапку с меховой опушкой и золотыми узорами. И вся она как-будто светится и излучает красоту, нежность и одиночество.

"Снегурочка" Васнецова очень красивая картина, которая мне понравилась своим волшебством и загадочностью, а ещё легкой грустью сказочной девушки Снегурочки.

Перед нами картина “Снегурочка”, которую Виктор Михайлович Васнецов написал более ста лет назад. Для создания полотна художник выбрал холодные, спокойные, “зимние” тона.

Морозная зимняя ночь. В небе мерцают алмазные звезды. Вдали виднеются огоньки деревни, проникающие сквозь мрачный, таинственный и немного пугающий лес. На снежном покрывале видны следы зверей. Сияющий голубыми переливами снег и яркие ночные тени создают атмосферу волшебства. Снегурочка только-только вышла из чащи леса. За ней стоит тонкая берёзка. А на освещённой луной лесной полянке её окружают пушистые ёлочки. Девушка вглядывается вдаль, словно хочет увидеть что-то важное для себя. Она напугана, но выглядит по-настоящему прекрасной. Её лицо буквально светится чистотой. Под стать и богатый наряд Снегурочки, сшитый из великолепной парчи и жемчуга. А шапочка с меховой опушкой делает героиню очень нежной.

Картина мне понравилась своим зимним очарованием. Но все же немного жаль Снегурочку, ведь ей страшно и одиноко одной в лесу.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

- С творчеством какого художника вы познакомились сегодня на уроке?

- Какие его картины запомнились?

- Вспомните, какую цель в начале урока вы поставили (Научиться составлять текст-описание по картине).

- Подумайте, достигли ли вы этой цели. Оцените свою работу на уроке по 10-балльной системе. На доске висит мишень. Прикрепите магнит в соответствии со своей оценкой.

Читайте также: