Обучающее сочинение 7 класс разумовская

Обновлено: 02.07.2024

? Как вы понимаете фразы, записанные на доске и в тетрадях?

? О чем мы будем писать сочинение?

? Какого типа речи будет наше сочинение?

3. Составление схемы сочинения-рассуждения (на доске + слайд презентации).

? Какие языковые средства мы будем использовать при написании сочинения?

4. Работа с текстом (Устно, текст на слайде).

5. Закрепление материала.

1) Работа с учебником упр. 294.

? Прочитайте текст, какого он стиля?

Найдите тезис (любимые книги должны быть всегда рядом).

2) Работа у доски (запись и анализ 1, 2, 3 предложения).

? При раскрытии основной мысли автор использует форму прямого или обратного доказательства.

6. Релаксационная пауза.

? Какие пословицы на заданную тему вы можете вспомнить?

7. Знакомство с формой доказательства “от противного”.

Существует форма доказательства “от противного”, когда рассуждение строиться как опровержение какого-либо тезиса (просмотр слайда).

Каждое положение обосновывается конкретными примерами. Вывод необходим, как и при прямом доказательстве.

8. Упражнение в использовании доказательства от противного.

Напишите мини-сочинение на тему “Что важнее в учебе- трудолюбие или способности”

  • важнее трудолюбие,
  • важнее способности,
  • одинаково важно и то, и другое.

Обосновать свой ответ в форме доказательства от противного и записать это доказательства.

? Какими словами оно может начинаться?

1)Я считаю, что важнее в учебетрудолюбие. Допустим, что это не так, что важнее способности. Тогда почему я учусь плохо? Ведь все учителя говорят, что я способный. И правда, я быстро схватываю, все могу повторить за учителем. А часто получаю двойки. Что толку от моих способностей? Знаний-то настоящих у меня нет. Значит, важнее трудолюбие.

2) Мое мнение: важнее всего в учебе способности. Если бы способности не имели значения, тогда все усидчивые учились бы на “4” и “5”. И мало того, по всем предметам. А это не так. Я делаю все уроки, а по физике больше “3” не получаю.

9. Запись тем сочинения.

“Книга- наш друг и советчик”.

“Книги в моей жизни”.

“Об этой книге хочется рассказать”.

“Книга, которая оставила неизгладимое впечатление”.

10. Лексико-орфографическая работа.

? Какую ошибку вы чаще всего допускаете при написании сочинений? (повтор)

Чтобы не было такой ошибки, запишите следующие слова.

Называние автора - мастер слова, писатель, классик детской литературы;

Действие автора- описывает, обрисовывает, рисует, изобразил, показал, знакомит с…, вводит в…;

Называние книги- книга, произведение, повесть, роман, рассказ…;

Оценка какого-либо эпизода- интересный, увлекательный, занимательный, любопытный…;

Вообще выражение оценки- понравиться, взволновать, оставить неизгладимое впечатление, запомниться, остаться в памяти…


Формирование системы ценностных ориентаций учащихся через осознание своей роли в экомире; расширение положительных нравственных качеств личности, таких как гуманизм, сострадание, милосердие, доброта.

Предметные: формировать навык написания сочинения – рассуждения; формировать навык подбирать аргументы и использовать в речи наиболее убедительные; активизировать и обогатить словарный запас учащихся; повторить особенности публицистического стиля речи, сочинения – рассуждения в этом стиле;

- формировать умение составлять текст заданного стиля и типа речи;

- формировать умение подбирать аргументы для подтверждения мыслей;

- формировать способности определять цель предстоящей работы, оценивать результаты;

- создавать развёрнутое монологическое высказывание;

- формировать способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устном и в письменном высказывании публицистического стиля.

1. Введение. Прчитаем их и подумаем, что объединяет эти высказывания.

1) Работа с высказываниями.

Чем объединены высказывания? Какой общей мыслью?

Марк Твен, американский писатель

Александр Гумбольдт, немецкий учёный-энциклопедист, физик, метеоролог, географ.

Бенджамин Раш, американский просветитель, философ, общественный и политический деятель

Жестокость по отношению к животным есть только первый опыт для такого же обращения с людьми. (С.-П.Бернарден, французский писатель.

Об отношении человека к животным

По отношению к животным можно определить насколько человек, общество добры, образованы.

Главным критерием человека, общества становятся: доброта или жестокость по отношению к животным.

2) Запись предложения.

« Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто проявляет жестокость к животным.

Марк Твен, американский пистатель

1 вариант – прямая речь до слов автора

2 вариант- прямая речь после слова автора

3) Работа с высказываниями

Как понимаете это высказывание?

Если у человека добрый характер, то он не может быть жесток.

Какое слово повторяется во всех высказываниях? Жестокость

Какому слову противопоставлено? Доброта

2. Основная часть. Освоение темы.

Жесткость - равнодушие или пренебрежение чужими страданиями.

Жестокость – это бездушие, бесчувственность, бесчеловечность.

Жестокость - безразличное отношение к страданиям людей или сознательные действия, причиняющие эти страдания.

Жестокость – это осознанное причинение боли или страдания другому существу.

черта личности, которая проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь.

Жестокость прямо противоположна сопереживанию сочувствию.

Словарь В.И. Даль. ЖЕСТОКИЙ. Немилосердый, немилостивый, безжалостный или бесчеловечный, не знающий жалости, сожаления, сочувствия. В сложных сл.церк.жестокий означает жесткий, грубый

Данное определение может быть использовано как начало сочинения? Тип речи?

В композиции сочинения-расуждения данное определение будет являться - … (ТЕЗИС)

Какой вид сочинения-рассуждения?

( работа с учебником: композиция сочинения-рассуждения, рассуждение-размышление).

3. Работа практическая.

1 абзац – толкование этического понятия, предложенного для размышления;

2 абзац – аргумент из жизненного опыта;

3 абзац – аргумент из литературы;

4 абзац – вывод.

Не забывай, что каждый последующий абзац должен содержать

ПАМЯТКА для сочинения

1 абзац- разные варианты

Работа с текстом

2. Как соотносится текст с нашей темой?

Подбери материал для первого аргумента:

— найди в тексте примеры, иллюстрирующие данное этическое понятие;

— помни, что надо объяснить, как проявляется жестокость в конкретном случае;

—необходимо обязательно комментировать поступки героев, исходя из предложенного задания;

— не забывай указывать номера предложений, на которые ты ссылаешься.

Вопросы к тексту.

Кто проявляет жесткокость?

За что так поступает?

Найдем слова, показывающие жесткость?

Что занимает основнюу часть текста?

На чьей стороне автор? Кому сочувствует автор?

В каких словах авторское отношение к собаке?

Оформление 1 аргумента

Аргумент 1: Именно об этом и говорится в прочитанном тексте. Автор рассказывает нам о том, что…

(предложение № __, ___. )

Предложение-заключение (вывод по аргументу)

Оформление 2 аргумента

Введение аргумента 2

1. Это обобщение каких-то жизненных фактов:

- жизненная история, произошедшая с тобой;

- жизненная история, произошедшая с твоим другом;

- жизненная история, произошедшая с твоими родителями или их знакомыми.

2. Это обращение к прочитанной книге, посвящённой данной теме.

3. Это обращение к фильму, в котором раскрыта данная тема.

4. Это обращение к историческим фактам, которые ты знаешь.

5. Возможно, это будет обращение к какому-то интересному яркому стихотворению, посвящённому предложенной тебе теме. В таком случае, его необходимо процитировать

(вспомни, сталкивался ли ты с этим понятием в собственной жизни, в жизни родителей, друзей;

— обратись к своим знаниям (это тоже аргумент, основанный на жизненном опыте): вспомни о недавно прочитанной книге, о просмотренном фильме, об историческом факте…)

6) В каких произведениях литературы мы встречались с проявлением жестокости по отношению к животным.

Название произведения

Кто проявляется жестокость? Как? Почему?

В.П. Астафьев, А. Лиханов, И.С. Тургенев, С.А. Есенин

Вспомним _______________________, в котором мы видим жестокое обращение к _____________________. Я был (а) (возмущена, удивлена, раздосадована)/ИЛИ меня тронула история … Особое впечатление на меня произвёл тот эпизод, когда …………..

(4- 5 предложений).

Предложение-заключение (вывод по аргументу)

6) Сталкивались ли вы лично с жестоким обращением людей к животным?

Позвольте, я расскажу вам одну историю.

Конец августа… Без конца льет дождь… Что-то грустное настроение у меня сегодня. По делам забегаю в метро Менделеевская, здороваюсь про себя по привычке с Мальчиком. Мальчик – это название трогательного памятника беспородной собачке на гранитном постаменте, который, как говорят, приносит удачу.

- По замыслу авторов это памятник не столько конкретной собаке, сколько всем животным, пострадавшим от человеческой жестокости.

Рассказывая о жестокости, авторы пытаются нас убедить в том,что ….

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод: жеткокости не место в нашей жизни. …. Вернуться к высказываниям о жестокости.

- День защиты животных

Рекордсменом среди памятников стала собака. Есть памятник и у Бима.


-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Конспект урока развивающего контроля

Учебник для общеобразовательных учреждений

под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта

Выполнила: Политова Клавдия Викторовна

студентка 4 курса заочного отделения

института гуманитарных наук

и социальных технологий

Методист: Павлова Алла Эдуардовна

Методическое обоснование урока

Тема урока: Контрольная работа № 7. Сочинение-рассуждение публицистического стиля по данному началу (тезису).

Цель урока: сформировать умение конструировать текст по типу сочинение-рассуждение по данному началу (тезису).

Свод лингвистической информации по теме урока:

А) Рассуждение – это словесное изложение, подтверждение какой-либо мысли. В нем обычно выделяются три части: 1) тезис (высказывается какая-то мысль); 2)доказательство (или опровержение) этой мысли, то есть аргументы, сопровождаемые примерами; 3) вывод, или заключение.

Важно, чтобы в тексте между тезисом и аргументами устанавливалась логическая и грамматическая связи. Логическая связь – это связь смысловая: все приводимые факты должны быть убедительны для каждого и подтверждать именно выдвинутый тезис. Факт – самое серьезное, самое бесспорное доказательство. Для грамматической связи между аргументами, а также между тезисом и аргументами нередко используются такие слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, таким образом.

Б) Типу текста рассуждение свойственны следующие языковые особенности:

наличие абстрактной лексики, связанной не с обозначением конкретных предметов, а с отображением мира суждений;

большое количество сложных предложений, которые могут передавать различные логические отношения;

используются предлоги, союзы, наречия, различного типа устойчивые сочетания ( поэтому, потому что, далее, во-первых, во-вторых, следовательно, вследствие, остановимся на, отметим следующее, перейдем к следующему).

Содержание, цель высказывания и характер смысловых отношений, свойственные рассуждению, определяют его композиционные и языковые особенности. В любом рассуждении, какой бы путь построения его ни был избран автором, как правило, имеются три части:

часть, содержащая основное положение , мысль, которая будет объясняться или доказываться (тезис);

объяснительная или доказательная часть, содержащая аргументы;

заключительная часть – вывод.

В) Обзор методической литературы:

2. Русский язык. 7 класс: учебник / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017. – 286 с.

Авторами представлен учебный параграф, помогающий усвоить новый материал.

В программе представлено примерное распределение учебных часов по темам курса, указана цель изучения определённой темы и умения, которыми должен овладеть ученик после изучения и закрепления той или иной темы.

Стернин И.А. Практическая риторика. М.: Академия, 2003. – 169 с.

4.Анализ возможных затруднений при организации работы над создаваемым текстом.

Затруднением может быть тот случай, когда ученик не усваивает материал в силу достаточно абстрактного вида деятельности. Часто ребенок свои первичные рассуждения не осмысливает именно как рассуждение. Для разрешения этого затруднения нужно активизировать речевую деятельность учащихся в условиях, приближенных к естественной коммуникации. Основным методом в этой группе является метод речевых ситуаций, который используется для возникновения у учащихся потребности вступить в речевое общение (обменяться мыслями, воздействовать на собеседника, передать информацию и т. д.). В условиях урока учитель может моделировать как предметное содержание речевой ситуации, (описываемую ситуацию), так и определять цель и задачи общения.

Бывает, что ученик не может усвоить структуру сочинения-рассуждения, сбивается на пересказ вместо вычленения аргументов. В таком случае следует использовать работу по образцу и такие приемы, как выбор одного заголовка из нескольких предложенных, озаглавливание текста, заголовок, который может служить основным ориентиром для написания всего сочинения, нахождение в тексте формулировки основной мысли, составление словесно-логического плана.

Ученик с трудом вычленяет композиционные части текста, не может структурировать собственный текст. В таком случае анализ композиционной структуры текста проводится параллельно с определением функционально-смыслового типа речи, например: сформулировать и записать сначала вводную и заключительную часть, а затем основную, в которой раскрываются признаки предмета или перечисляются аргументы.

5.Задачи урока:

- сформировать умение составлять текст типа рассуждение;

- сформировать умение приводить аргументы и доводы, использовать в работе над сочинением литературный материал и опыт личных наблюдений;

- совершенствовать знания и умения в области культуры и развития речи.

- воспитание интереса и уважения к русскому языку;

- воспитание нравственных качеств личности .

-развитие речи и логического мышления с помощью поиска аргументов для подтверждения тезис;

- развитие памяти путём актуализации знаний, необходимых для выполнения учебной задачи.


Урок сформирует у учащихся навык написания сочинения–рассуждения, навык подбирать аргументы и использовать в речи наиболее убедительные из них, позволит активизировать и обогатить словарный запас учащихся, а также повторить особенности публицистического стиля речи.

Описание разработки

I. Цели урока:

- формировать навык написания сочинения – рассуждения;

- формировать навык подбирать аргументы и использовать в речи наиболее убедительные;

- активизировать и обогатить словарный запас учащихся;

- повторить особенности публицистического стиля речи, сочинения – рассуждения в этом стиле;

- повторить знаки при прямой речи;

- воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;

- развитие морального сознания на основе личностного выбора;

- формирование нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование гражданской позиции;

- формирование умения работать в коллективе при решении поисковых задач;

- развивать интеллектуально-творческое и эмоционально-образное мышление;

- развивать умение аргументировать, доказывать и отстаивать собственную точку зрения;

- расширить кругозор учеников; повысить познавательный интерес к предмету;

- развивать эстетический вкус.

- формировать умение составлять текст заданного стиля и типа речи;

- формировать умение подбирать аргументы для подтверждения мыслей;

- формировать способности определять цель предстоящей работы, оценивать результаты;

- создавать развёрнутое монологическое высказывание;

- формировать способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устном и в письменном высказывании публицистического стиля;

- участвовать в диалоге, сотрудничать при работе в группе; оценивать свою учебную деятельность.

II. Тип урока: урок целевого применения усвоенного материала.

III. Вид урока: развитие речи (урок практической работы).

IV. Организационные формы: учебный диалог; самостоятельная групповая и индивидуальная деятельность, личностно ориентированный, текстоориентированный, интегрированный (литература, кинемотография) методы; информационно-коммуникативная технология, ИКТ; проблемная ситуация, работа с цитатами, частично-поисковый метод, творческая работа, наглядность, метод программированных заданий..

V. Структура урока.

Оргмомент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня урок развития речи. Поэтому разделимся на три группы путём жеребьёвки. Займите свои рабочие места. Распределите обязанности: руководитель, спикер, хранитель времени, оформители. Запишите число и тему в тетради: слайд 1

I этап – мобилизующий: включение в активную интеллектуальную деятельность.

Сейчас мы с вами посмотрим отрывок из знакомого вам фильма (или прочитаем текст песни из него) и определим, что волнует героя.

О чём рассуждает Серёжа? (О несовпадении его желаний и того, что необходимо делать).

Каким словом можно обозначить выбор его поступков? (Хочу)

А каким словом то, что вынужден делать? (Надо)

С какой проблемой сталкивается герой? А вы попадали в подобную ситуацию?

Слайд 2а: каждый человек сталкивается с подобной проблемой

II этап – целеполагание: определение цели урока, учебных задач.

Кто понял, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

Какова цель урока? (Подготовиться и написать сочинение – рассуждение)

Цель урока: Написать сочинение - рассуждение публицистического стиля.

Как достигнуть этой цели? (Рассказать о роли каждого их этих понятий и сделать вывод о том, какое главнее)

Вспомним признаки публицистического стиля, структуру сочинения- рассуждения, языковые особенности, подберём аргументы и напишем работу.

III этап - совместная деятельность.

Расскажите о публицистическом стиле (слайд 4).

Расскажите о структуре сочинения – рассуждения (слайд 5)

В работе нам поможет отрывок из текста В. П. Крапивина упр. №401.

Какой элемент сочинения предложен нам? (Вступление. Актуализация.)

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Урок русского языка в 7 классе.

I. Цели урока:

образовательные: - формировать навык написания сочинения – рассуждения;

- формировать навык подбирать аргументы и использовать в речи наиболее убедительные;

- активизировать и обогатить словарный запас учащихся;

- повторить особенности публицистического стиля речи, сочинения – рассуждения в этом стиле;

- повторить знаки при прямой речи;

воспитательные: - воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;

- развитие морального сознания на основе личностного выбора;

- формирование нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование гражданской позиции;

- формирование умения работать в коллективе при решении поисковых задач;

развивающие:

- развивать интеллектуально-творческое и эмоционально-образное мышление;

- развивать умение аргументировать, доказывать и отстаивать собственную точку зрения

- расширить кругозор учеников; повысить познавательный интерес к предмету;

- развивать эстетический вкус.

Метапредметные: - формировать умение составлять текст заданного стиля и типа речи;

- формировать умение подбирать аргументы для подтверждения мыслей

- формировать способности определять цель предстоящей работы, оценивать результаты;

-создавать развёрнутое монологическое высказывание;

- формировать способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устном и в письменном высказывании публицистического стиля;

- участвовать в диалоге, сотрудничать при работе в группе; оценивать свою учебную деятельность.

II. Тип урока: урок целевого применения усвоенного материала

III. Вид урока: развитие речи (урок практической работы).

IV. Организационные формы: учебный диалог; самостоятельная групповая и индивидуальная деятельность, личностно ориентированный, текстоориентированный, интегрированный (литература, кинемотография) методы; информационно-коммуникативная технология, ИКТ; проблемная ситуация, работа с цитатами, частично-поисковый метод, творческая работа, наглядность, метод программированных заданий..

Оборудование: - компьютер;

V. Структура урока

Здравствуйте, ребята. Сегодня урок развития речи. Поэтому разделимся на три группы путём жеребьёвки. Займите свои рабочие места. Распределите обязанности: руководитель, спикер, хранитель времени, оформители. Запишите число и тему в тетради: слайд 1

I этап – мобилизующий: включение в активную интеллектуальную деятельность

Сейчас мы с вами посмотрим отрывок из знакомого вам фильма (или прочитаем текст песни из него) и определим, что волнует героя.

О чём рассуждает Серёжа? (О несовпадении его желаний и того, что необходимо делать).

Каким словом можно обозначить выбор его поступков? (Хочу)

А каким словом то, что вынужден делать? (Надо)

С какой проблемой сталкивается герой? А вы попадали в подобную ситуацию?

Слайд 2а: каждый человек сталкивается с подобной проблемой

II этап – целеполагание: определение цели урока, учебных задач.

Кто понял, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

Какова цель урока? (Подготовиться и написать сочинение – рассуждение)

Цель урока: Написать сочинение - рассуждение публицистического стиля.

Как достигнуть этой цели? (Рассказать о роли каждого их этих понятий и сделать вывод о том, какое главнее)

Вспомним признаки публицистического стиля, структуру сочинения- рассуждения, языковые особенности, подберём аргументы и напишем работу.

III этап - совместная деятельность.

Расскажите о публицистическом стиле (слайд 4).

Расскажите о структуре сочинения – рассуждения (слайд 5.

В работе нам поможет отрывок из текста В.П.Крапивина упр.№401.

Какой элемент сочинения предложен нам? (Вступление. Актуализация.)

Что нужно определить? (Тезис - проблема, аргументы и вывод.

Проверяем: слайд 6. Все ли слова понятны?

Противоречия, которые выявили вы, похожи на противоречия Сыроежкина.

Сформулируем тезис нашего сочинения в виде проблемного вопроса (Как же разрешить это противоречие?)

Вспомните, как это сделал Серёжа и что из этого получилось?

Как же поступить нам?

Какие аргументы можем привести? Слайд 7.

Я предлагаю вам несколько высказываний (слайд 8)..

IV этап – коммуникация: общее решение.

С чем согласны или не согласны?

В чём пытаются убедить нас авторы этих мудрых слов?

Какой аргумент будет первым? (История Серёжи).

Может, кто–нибудь вспомнит истории других героев.

Какой второй аргумент? (Высказывания).

Авторы убеждали нас в том, что, выбирая главным одно из слов, заявленных в проблеме, мы воспитываем в себе определённые качества, которые повлияют на нашу жизнь. Об этом будет ваш третий аргумент.

Каков же ваш вывод?

Какой должна быть ваша речь в сочинении? Какие языковые средства будете использовать?

V этап – самостоятельная работа.

Выпишите себе в тетрадь понравившиеся высказывания, оформив их в виде прямой речи. Расскажите о знаках.

VI этап – домашняя работа.

Упр.401. Написать сочинение - рассуждение публицистического стиля.

VII этап – рефлексия.

Выразите свое отношение к уроку (слайд 9).

VIII этап –завершение. Слайд 10:

Спасибо за урок.


-75%

Читайте также: