Образование казахского ханства сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Монгольское завоевание задержало процесс объединения племен в единый народ до середины XV в., т.е. до распада Золотой Орды и Чагатайского улуса. Консолидация племен и образование Казахского ханства происходят в 1456 г. Это было время правления хана Абулхаира.

Свободными от влияния Абулхаир-хана были две области: Семиречье с долинами рек Чу и Или и северо-восточные берега Каспия с центром в Мангыстау, где обитали племена Младшего жуза — адаи, кердеры, алим-улы, а также кипчаки, канглы, конграты, аргыны.

Жанибек и Гирей откочевали из владений Абулхаир-хана в Семиречье. Хан Могулистана Исабука отдал им часть владений на р. Чу — Казы-Баши (Кулжа басы), составлявшую западную часть Могулистана (земля дулатов).

Султанов Джанибека и Гирея поддерживали крупные военные предводители, отошедшие от Золотой Орды, улуса Чагатая, государства тимуридов, а также воины, откочевавшие от Абулхаир-хана. Процесс консолидации протоказахских племен был ускорен тем, что симпатии Абулхаира были на стороне кочевых узбеков.

В 1441 г. во время встречи султанов Жанибека и Гирея на берегу Каспия с представителями кипчаков, канглы и других племен было высказано пожелание центром Казахского ханства сделать Ургенч, что вызвало большое беспокойство у руководителя Тимуридского государства Шахруха, выставившего охранное войско в Ургенче (1441 г.). В 1448 г. Шахрух расположил охранные войска в Хорезме и на границе с Дешт-и Кипчаком. Шахрухом были даны строжайшие наставления эмирам (темникам) вести наблюдение за передвижением войск Дешт-и Кипчака, в связи с чем несколько эмиров зимовали в Ургенче и на границе с Дешт-и Кипчаком.


Исключительную роль в становлении Казахского ханства сыграл знаменитый поэт Асан-ата, в то время бывший визирем Жанибека. Из казахских исторических преданий известно, что Асан-Кайгы в поисках жер-ұйық прошел пр многим местам Казахстана, был в Семиречье, объехал Восточный Туркестан, Алтай и берега Каспийского моря. Асан-Кайгы пришел к убеждению в том, что центр Казахского ханства должен находиться вдали от Абулхаир-хана, на земле усуней, в долине р.Чу, где проживали канглы, кипчаки, аргыны, жалаиры. На севере и северо-востоке от Семиречья, в горах Джунгарского Алатау, Тарбагатая и Алтая обитали многочисленные племена найманов, кереев, уаков. Расселение племен вдали от хана Абулхаира было аргументом, с помощью которого Асан-Кайгы смог убедить султанов Жанибека и Гирея в правильности своего выбора. Для становления Казахского ханства это было наиболее мудрое решение. Асан-Кайгы, родившийся в Тургайской степи, умер в Семиречье, в районе оз. Иссык-Куль.

После смерти Абулхаир-хана в Восточном Дешт-и Кипчаке начались народные выступления против его потомков, был убит сын преемника Абулхаира Шейх-хана, остальные во главе с ним бежали из Восточного Дешт-и Кипчака. В результате этих исторических событий Казахское ханство быстро крепнет.

Султаны Жанибек и Гирей выполнили историческую миссию, они основали первое государство в истории казахского народа. Объединение племен оказалось способным вынести всю сложность политической обстановки. В 1467 г. Центром Казахского ханства становится город Сыгнак на Сырдарье.

Значительный слой общества составляли алпауты — знать, богатые беки, потомки древних знатных родов. Ел беги (синоним ел агасы) — правители племен и улыс беги, входившие в орду хана. Предводители войск — батыры, тарханы, а также бии, в руках которых было судопроизводство, входили в число беков. При ханах были верховные судьи, регламентировавшие законы — зан. К бекам относились аталыки — ханские советники, в обязанность которых входило воспитание ханских детей, и карашы беги — беки народных общин, существовавшие в XV-XVI вв.

В окружении хана были придворные жырау. История сохранила имена Супра-жырау, Казтуган, Кулмамбет (при ханах Шыгай и Тауекель), Маркаска, Жиембет, Досмагамбет (при хане Есиме), великого Бухар-жырау при Аблай-хане.

В канцелярии ханов служили абызы — представители синкретической религии казахов (тәңірі, Тенгри), духовные советники ханов (бітікші). Известны имена Сары абыза при хане Абулхаире, Тумен абыза.. Духовными отцами советников ханов были представители синкретической религии — танірі.

На службе у ханов были сарапшы — оценщики важных государственых дел, а также зекетшы — сборщики налогов. При дворе хана были асбасшы — главный повар, сабашы — мастер по производству кумыса и другие.

В войске хана служили сайдауты — воины, шерубеки и колбасшы — батыры, предводители войск, которые делились на мың басы — тысячники, жүз басы — сотники, он басы -десятники, қосбасшы, қосағасы — глава походного лагеря. В составе ханского войска были специальные отряды: туткаул, служивший внутри орды, и караул, охранявший границу. На пограничной линии постоянно находился қара қазан-сарбала -воин с семьей. У хана были туленгуты, уланы, шора, нукеры -его охрана и тотукчи — мастера по изготовлению оружия. Духовенство представляли проповедники ислама кази, шпаны, муфтии, муллы и ходжи.

XVIII в. во время войны с джунгарами. В своем первоначальном виде сохранился лишь Туркестан, казахи называют его Азрет (в переводе великий).

Несмотря на ожесточенные войны с Абулхаир-ханом и его потомком Шейбани-ханом, Казахское ханство уже во второй половине XV в. значительно окрепло. Владения Жанибека и Гирея простирались от Алтая и Иртыша до Яика. Государство, развивавшееся под властью сильных ханов, быстро получило признание.

Как следует из Шейбани-наме, хан Шейбани пытался склонить на свою сторону ногайцев и просил ногайского Муса мырзу помочь вернуть Дешт-и Кипчак. Муса отказался сделать это, поскольку многочисленная ногайская знать была настроена против Шейбани-хана. Шейбани делал неоднократные безуспешные попытки вторжения в крепости Сузак и на р. Сарысу.

Касым-хан, неустанно защищавший сырдарьинские города, передал во владение своим братьям Сауран — Жадику, Сузак -Махмуду, детям Бурундука — Сыгнак и Сайрам. Не смирившийся с поражением Шейбани-хан постоянно совершал набеги на сырдарьинские города, неоднократно сражался с правителем крепости Сузак Махмуд-султаном, братом Касым-хана. Не добившись успеха, в феврале 1510 года двинулся со своим войском в Улытау. Переход через пустыню в условиях суровой зимы ослабил его войско. По рассказу Хондемира, Касым-хан, превосходивший всех правителей Дешт-и Кипчака умом и храбростью, имевший превосходное войско, во главе которого стоял Буынсыз Хасен, нанес Шейбани-хану сокрушительный удар. Шейбани-хан вернулся в Хорасан, где вскоре умер от рук сафевидов.

Дальновидная политика Касым-хана была направлена на установление дружеских отношений с Восточным Туркестаном, с киргизами и ногайской ордой, которые были против Шейбани. В 1513 году Касым-хан принял предложение Котебека, владетеля города Сайрама и двинулся в город Тараз. Здесь в долине р.Талас, где в древности проходили курултаи, состоялась встреча с кашгарским ханом Абусагидом и заключен союз. Дружеские отношения были установлены и с киргизами.

Достойным преемником Касым-хана стал его сын Акназар (1524-1537). Во время правления Акназара к Казахскому ханству присоединилось крупное племя дулатов, после распада Восточного Чагатая образовавшее государство Манглай Субе и обитавшее в южной части Семиречья и в Восточном Туркестане. При Акназаре был также присоединен Ташкентский округ, где жили племена Старшего жуза сргели, ысты, катаган (шанышкылы) и значительная часть племени канглы. Деятельность Акназара была направлена на укрепление союза с киргизами и на присоединеие яикских ногайцев, пред­ставлявших одно из крупных племен Младшего жуза.

Во второй половине XV в. Казахское ханство в целях укрепления своей власти установило дружеский союз с Восточным Туркестаном, продолжавшийся до XVII в. при Ишим-хане. Первый союз был заключен при Жанибеке в 1445 г. во время правления в Восточном Туркестане хана Иса-Буга. В 1513 г. Касым-хан заключил военно-политический союз с могулистанским ханом Абусагидом. Однако дружеские отношения с Могулистаном прерываются при кашгарском хане Рашиде, задумавшем завоевать Южное Семиречье и вытеснить из Кашгара казахов и киргизов. Акназар со своим войском дал ему отпор, но союз между Казахским ханством и Восточным Туркестаном был прерван.

Возрождение Казахского ханства начинается в середине XVI в. в период правления сначала хана Шигая, затем Тауекеля при выдающемся предводителе войск Ондане (Узын окты Ундан). Хан Шигай был потомком султана Жадика, сына Жанибека и брата Касым-хана.

Шигай-деятельный и умный правитель быстро восстановил прежнюю мощь ханства. При нем были установлены дружеские отношения с Бухарой. Шигай был погребен в древнем пантеоне около Бухары, в Кумискенте.

Сильным правителем Казахского ханства был Тауекель, сын Шигая. Его современником был хитрый и коварный бухарский хан Абдулла, которому хан Тауекель покровительствовал. Так, Тауекель помог Абдулле в ликвидации смуты, поднятой Баба султаном. Несмотря на это, Абдулла имел территориальные претензии, его интересовали земли между Самаркандом и Ташкентом, где жили казахи Старшего жуза. Казахские племена, жившие в Ташкентском округе, выступили против Абдуллы хана, в результате чего ханом города Ташкент был избран казахский султан Джанали. Из источников следует, что между жителями Бухары и казахами, между Самаркандом и Ташкентом на протяжении месяца шли грандиозные схватки. Войско Абдуллы-хана потерпело поражение, несколько султанов, большая часть эмиров и военачальников погибли, уцелевшие воины бежали в Бухару. В результате этой войны казахи сохранили свои территории, был заключен договор с условием, что самаркандские войска Абдуллы больше не предпримут военных действий против Ташкента, входившего в состав Казахского ханства. Но Абдулла-хан не хотел смириться с поражением. Он собрал новое войско во главе с Кулбабой Кукельтешом, самым известным полководцем того времени. Однако, планам Абдуллы-хана не суждено было сбыться. Абдулла-хан вскоре заболел и умер.

В конце XVII в. и в первой половине XVIII в. Ташкентом правил Толе-бий. После упразднения Казахского ханства (при хане Вали) в первой четверти XIX. в. Ташкент был передан под управление Кокандского ханства.

В XVI-XVIII вв. все города бассейна р. Сырдарьи входили в Казахское ханство. В их защиту вставали Урус-хан против тимуридов, Жанибек и Гирей — против Абулхаира, Касым-хан и Бурундык против Шейбани-хана, Акназар против шейбанидов, Тауекель и Шигай против Абдуллы-хана.

Великим государственным деятелем Казахского ханства был Есим-хан, сын Шигая (1606-1640). Из источников известно, что Есим-хан сконцентрировал свои усилия как на внешних, так и на внутренних делах ханства. Есим-хан неоднократно посещал Восточный Туркестан. В результате его деятельности претензии джунгаров и феодального Китая на Восточный Туркестан уменьшились.

После смерти Тауке-хана династия выдающихся казахских ханов прервалась. В каждом жузе появляется свой правитель келте хан (мелкий хан).

Образование Казахского ханства

Образование Казахского ханства было сложным по характеру и продолжительным по времени многоаспектным процессом. Оно явилось закономерным итогом социально-экономических и этнополитических событий на обширной территории Восточного Дешт-и Кыпчака, Семиречья и Туркестана (Южного Казахстана). Формирование в XIV – XV вв. единого экономического региона на базе естественной интеграции областей со смешанной экономикой, кочевой скотоводческой и оседло-земледельческой, городской – с торгово-ремесленным направлением хозяйства, подготовило условия к объединению всех земель региона в одну политическую структуру.

Конкретный ход образования Казахского ханства связан с внутриполитическим состоянием двух государств на территории Казахстана – ханства Абулхаира (Государства кочевых узбеков) и Моголистана. В обоих государствах усиливалось экономическое могущество кочевой знати, росли ее центробежные стремления. Наиболее влиятельные вожди родов и племен восточного Дешт-и Кыпчака и Семиречья стремились к политической независимости.

Еще в 20-х гг. XV в. калмаки стали нападать на Семиречье в поисках пастбищ, добычи, выхода на торговые центры. В 1457 г. Абулхаир хан потерпел от них жестокое поражение. Заключив мир с Абулхаиром на тяжелых для него условиях, калмаки ушли через Чу в свои земли, а Абулхаир принялся жестокими мерами наводить порядок в своих улусах, в том числе и на юге Казахстана, расправляясь с не признавшими его власть Джучидами. Действия Абулхаира и неспособность моголистанского хана оградить население Семиречья от калмакских орд, привели к еще большему недовольству народных масс.

Начиная с конца 50-х годов XV в. в течение десятилетия произошла массовая передвижка части казахского населения из Восточного Дешт-и Кыпчака, оазисов Туркестана и предгорий Каратау в западную часть Семиречья, на территорию Моголистана. Особенно оно усилилось после смерти Абулхаира в 1468 г. и распада его государства. Этим действием народных масс было положено начало последующему объединению разрозненных групп казахов, в том числе и семиреченских, в одно государство.

Казахское ханство первоначально занимало территорию Западного Семиречья, долины Чу и Таласа. Оно объединяло как переместившиеся из Центрального и Южного Казахстана казахские роды, так и местные племена. Дружественное расположение хана моголов к султанам из Узбекского улуса объяснялось тем, что, во-первых, Есен-Буга не имел в ту пору возможности отразить силой оружия набеги северных кочевников, во-вторых, в лице Гирея и Джанибека и их воинов он видел оплот для защиты западных границ своих владений от притязаний своего брата Юнуса, поддерживаемого Тимуридом Абу Саидом.

Другой причиной, заставившей Есен-Бугу предпринять такой шаг, могло явиться то обстоятельство, что значение хана как внутри, так и во внешних сношениях определялось преимущественно числом и силой поддерживающей его феодальной знати и улусных людей. Поэтому было естественно его стремление привлечь на свою сторону врагов своих сильных соседей и использовать их, если понадобится, против их же соплеменников. После смерти Есен-Буги в 1462 г. в Моголистане наступило фактически полное безвластие. В этих условиях возникновение и упрочение Казахского ханства в Семиречье было вполне закономерным актом. Мухаммед Хайдар Дулати относит время образования Казахского ханства к 870 г. хиджры (1465 – 1466 гг.)

В последующие десятилетия XV в. Казахское ханство укрепилось экономически и расширилось территориально, включив значительную часть этнической территории казахов. Сошло с исторической сцены в Восточном Дешт-и Кыпчаке ханство Шайбанида Абулхаир хана. На исходе XV и в самом начале XVI вв. ушла в прошлое военная и политическая мощь государства Тимуридов, окончательно потерявших власть над Мавераннахром в борьбе с предводителем кочевых узбеков внуком Абулхаира Мухаммадом Шайбани. Фактически распался на несколько феодальных владений Моголистан.

Согласно родословным, помещенным в ряде источников, Джанибек и Гирей были близкими родственниками. Оба они были прямыми потомками Урус хана и имели право на власть, один как прямой потомок хана Барака (Джанибек – Барак хан – Куйручук оглан – Урус хан), другой – как старший по возрасту (Гирей – Булат султан – Тохта Кыйа султан – Урус хан).

Казахские ханы сразу же после смерти Абулхаира вмешались в борьбу за власть в степи. Главными их противниками были наследники Абулхаир хана – его сын Шайх-Хайдар и внуки Мухаммад Шайбани и Махмуд-султан. После гибели Шайх-Хайдара, внуки Абулхаира бежали в Туркестан, где получили помощь тимуридского наместника Мазид-тархана. Именно в этом регионе разыгрались основные события истории Казахского ханства последней трети XV в., определившие дальнейшие судьбы молодого государства.

Район Присырдарьи и Каратау был ближайшим к владениям казахских ханов в Западном Семиречье. Ханы Джанибек и Гирей стремились в первую очередь утвердить право на эти земли, являвшиеся для них наследными, в том числе на города Сузак, Сыгнак и др. Но главной причиной того, что борьба ханов-джучидов за власть над Восточным Дешт-и Кыпчаком развернулась не столько в степных районах, сколько в Туркестане, было экономическое и стратегическое значение данного региона.

В 70-е гг. произошло несколько крупных сражений – под Саураном, Сузаком, у перевала Согунлук в горах Каратау, в других местах. Захватывали Ясы (Туркестан), Сыгнак то казахские ханы, то Мухаммад Шайбани.

В 80 – 90-е гг. борьба за сырдарьинские города и их оазисы продолжалась также с переменным успехом. Казахи, как и узбеки-шайбаниды, неоднократно осаждали Сыгнак и Ясы, Аркук и Сауран, и нередко осада длилась по нескольку месяцев. Итогом борьбы к исходу XV в. было включение в состав Казахского ханства городов Сузака, Сыгнака, Саурана. Мухаммед Шайбани удержал в своих руках Отрар, Ясы, Узгенд, Аркук.

Присоединение к Казахскому ханству части присырдарьинских оазисов явилось ключом к успеху казахских ханов по объединению страны в целом. К концу XV в. расширились первоначальные границы государства. В него вошли, помимо Западного Семиречья, отмеченные выше города в Южном Казахстане, район Каратау с прилегающими степными территориями, низовья Сырдарьи и Северного Приаралья, значительная часть Центрального Казахстана.

Образование Казахского ханства было подготовлено всей предшествующей историей таких государств, как Ак-Орда и Могулистан. На территории Жетысу продолжала происходить консолидация казахского народа и окончательное формирование казахского этноса. Становление казахской государственности было делом времени. Первым ханом стал Керей который правил с 1469 по 1474 годы, хотя в принципе он с Жанибеком являлись соправителями. Мнение считать началом образования Казахского ханства откочёвку в конце 50-х годов не нашло подтверждение в источниках. Годом основания Казахского ханства принято считать 870 год хиджры или 1465/1466 год нашей эры. Видный исследователь средневековой истории Султанов склоняется к дате 1470 год, когда Жанибек и Керей вернулись в Узбекский улус и захватили там верховную власть, тем самым существенно расширив территории кочевий казахов.

1.Родословная Жанибека и Керея

2.Откочёвка Керея и Жаныбека из ханства Абулхаира.

Откочёвка явилась одной из причин распада ханства кочевых узбеков, повлияла на политическую карту региона, изменила места проживания различных племён и родов, стала началом консолидации казахского народа. Долины Чу и Таласа были выбраны не случайно, на то есть четыре причины:

1) этническая близость населения;

2) давние дружественные связи Могулистана и Ак-Орды;

3) слабость феодально-разробленного Могулистана;

4) природный фактор (плодородность земель в долинах рек).

Появление на политической карте Центральной Азии Казахского ханства связано с именами Чингизидов, потомков Джучи — хана Абулхаира Шибанида и близкородственных султанов Керея и Жаныбека. В первой половине ХV века, на территории Казахстана существовало ханство Абулхаира – Узбекский улус. Одним из факторов ослабления позиций Абулхаир-хана, явилось его сокрушительное поражение в войне 1457 года от калмыков (ойратов - западных монголов), проникших через Семиречье до Сыгнака и Сайрама, Ясы (г. Туркестана) и Ташкента. Вторым фактором, явилось стремление Абулхаир-хана подавить своих внутренних оппонентов. В конце 1450-х гг., мстя за смерть своего старшего сына Шах-Будаг-султана, Абулхаир-хан перебил “ряд принцев из потомков Джучи в стране Дешт-и Кипчак и рассеял то общество в разных краях”. В результате преследований со стороны Абулхаира против Джучидов, потомков Тука-Тимура и состоялась откочевка Керея и Жаныбека. Абулхаир-хан, будучи человеком властолюбивым, стремился удержать свою власть, жестоко обходясь с приближенными султанами, что вызывало естественное недовольство и сопротивление с их стороны. Махмуд бен Вали в сочинении “Море тайн, относительно доблестей благородных” пишет: “Когда Абу-л-Хайр-хан одержал верх над сыновьями своих дядей в областях Дашт-и Кипчака, некоторые из потомков Тукай-Тимур-хана, сына Джучи-хана, Кирай-хан и Джанибек-хан…., вышли из круга подчинения и повиновения [и] предпочли покинуть родину. Отказавшись от унаследованной [от предков] страны, они ступили на дорогу, [ведущую] на чужбину. С группой людей, достойных признания, они выбрали путь в Могулистан. В те времена в областях Могулистана владычествовал Исан-Буга-хан, сын Вайс-хана, из потомков Чагатай-хана, сына Чингиз-хана”. В кочевом обществе, одной из форм народного сопротивления, против неугодного им существующего порядка, была откочевка родов, племен, части народа с насиженных мест, т.е. уход из-под власти своего неправедного правителя. Два султана потомки Урус-хана, Жаныбек и Керей, ушли с подвластными им родами. Уход Керея и Жаныбека от Абулхаира, стал лишь первым шагом к образованию собственной казачьей вольницы.

Т.И. Султанов отмечает “Керей и Жаныбек с улусными людьми прибыли в Могулистан при жизни могульского хана Есен-Буги, который радушно принял беглецов и назначил им для обитания долины Чу и Козы-Баши. Время прихода Керея и Жаныбека с улусными людьми во владения могульского хан Есен-Буки нужно датировать 1459-60 гг.”. Приход Керея и Жаныбека был осуществлён по приглашению Есен-Буги, который стремился обезопасить с их помощью свою территорию от Юнус-хана. Керей и Жаныбек стали оказывать помощь и поддержку Есен-Буга-хану, а сама перекочевка Керея и Жаныбека в Жетысу состоялась не раньше 1459 г.

Таким образом, главной причиной откочёвки явилось авторитарное правление хана Абулхаира Шибанида, который стремился не допустить усиления потомков другой ветви Джучидов, потомков Тука-Тимура и Орда-Еджена, непосредственно связанных по генеалогической линии с ханом Ак-Орды Урус-ханом, правнуками которого являлись Керей и Жаныбек.

Усиление казахских султанов произошло со смертью Есен-Буги в 1462 году, когда начавшиеся междоусобицы в Могулистане повлекли за собой смену политического курса Жаныбека и Керея. Амбициозные и решительные казахские ханы вскоре вовсе отказались от правления могулистанских владетелей. “В то время, - пишет Мирза Хайдар, узбекский улус после смерти Абу-л-Хайр-хана (1468 г.) пришел в расстройство, [в нем] начались большие неурядицы. Большая часть его подданных откочевала к Кирей-хану и Джанибек-хану, так что число [собравшихся] около них [людей] достигло двухсот тысяч человек”. За ними утвердилось название “узбек-казахи”. Так как в [самом] начале [после] прибытия в Могулистан они проводили время в набегах на калмаков и киргизов и грабежах [их] и на окраинах областей занимались разбоем, к этому народу пристало имя казак. В то время Кирай-хан был назван государем. Керей и Жанибек вернулись в Дешт-и-Кыпчак, и к ним присоединилось основное население центрально-казахстанских степей. Таким образом, в 1469 г. Казахское ханство выходит на политическую арену как самостоятельное государство кочевых племен Дешт-и-Кыпчака. Тогда же власть Керея и Жанибека признает глава кыпчакских племен Западного Казахстана Муса.

За беглецами закрепилось название “узбеки-казаки”. Термином “казак” в то время обозначали степную вольницу, не входившую в состав улусов, ведь казаковал же аксак Тимур до того как завоевать Мавераннахр. До середины ХV века само название “казаки” имело больше социальный оттенок, нежели этнический. В массовом представлении, казаками назывались любители свободной, вольной жизни. Вспомните тюркскую кальку в русском языке “уйти в казаки”, “казаковать”. Наиболее подробно и красиво о казаковании написано у Н.В. Гоголя в повести “Тарас Бульба”.

Все эти идеи и традиции долгое время сохранялись в евразийских степях, потому что половцы-кыпчаки и огузы дали это степное явление, как минимум, украинскому, российскому и казахскому обществам. Таким образом, на различных окраинах бывшей Золотой Орды, в период раздробленности ханских авторитарных режимов Евразии, издревле формировались степные казачьи вольницы Украины, Казахстана, юга России.

Укрепление и расширение территории казахского ханства совпало по времени с другим событием. По мере становления ханства, понятие “казак” все больше стало обретать этническую окраску. Если до образования Казахского ханства, термин “казак” больше носил социальный оттенок, то после 60-х годов “узбек-казаками”, а затем “казаками” стали называть этнические группы Керея и Жаныбека.

За подданными Жаныбека и Керея закрепилось прозвище казак, означавшее “беглецы”, “вольница”, “люди, отделившиеся от своего улуса”. Восточные источники конца XV — начала XVI в. называют “узбеками-казаками”, переселившихся в Могулистан (Семиречье) из владений Абу-л-Хайр-хана в 50-х годах XV в. кочевников во главе с Киреем и Жаныбеком и объединившихся затем, при возвращении в Приаральские степи, с оставшимися здесь узбекскими родами. Говоря о событиях более позднего времени (около середины XVI в.), Махмуд бен Вали применяет уже только термин “казак”.

То, что термин “казак” не был вначале этническим названием подданных Керея и Жаныбека видно из “Тарих-и Рашиди”. Так, Мухаммад Хайдар пишет: “Поскольку вначале они уходили от людей, отделялись от них и некоторое время бедствовали и скитались, их назвали казаками. Это имя закрепилось за ними”. Именно на социальное значение этого термина указывает другой средневековый историк Махмуд б. Эмир Вали, когда говорит: “Так как в [самом] начале [после] прибытия в Могулистан они проводили время в набегах на калмаков и грабежах [их] и на окраинах областей занимались разбоем, к этому народу пристало имя казак”. Только с образованием Казахского ханства термин “казак” приобрел этнополитическое значение (политоним). И только с уходом на рубеже XV-XVI вв. в Среднюю Азию подвластных Шибанидам части узбекских племен и объединением под властью казахских ханов оставшихся племен Восточного Дашт-и Кыпчака и Туркестана термин “казак” приобрел этнический смысл. Таким образом, единый этнос, носивший название кыпчак (XIII-XIV вв.), ногай (XIV-XV вв.) и узбек (XIV-XV вв.) уже существовал и в XVI веке происходит лишь закрепление за ним общего этнонима казак, а за страной ими населенной – названия Казакстан.

5.Образование Казахского ханства

Смерть хана Абулхаира в конце 1468 года привела к обострению политического кризиса в государстве. Источники называют преемником его сына Шейх-Хайдара, но в конце 1469 – начале 1470 годов сторонники Шейх-Хайдара были разгромлены, сам хан убит, а его владения разделены на три части. Борьба за Дешти-Кыпчак правителей Казачьей вольницы Керея и Жаныбека с потомками Абулхаира началась с 1469 г. В результате этой борьбы, Западное Семиречье, Центральный Казахстан, среднее течение Сырдарьи оказались в руках Керея и Жаныбека. Это образование получило название Казахского ханства. Основой Казахского ханства стала территория западной части Семиречья. По мнению Т.И. Султанова, сторонники Керея и Жаныбека образовали Казахское ханство после смерти Абулхайра, возвратившись из Жетысу на территорию Дашт-и Кыпчака, “т.е. не раньше 70-х гг. XV века”, около 1470/71 г. Мухаммед Шайбани пытался вернуть контроль за присырдарьинскими городами, заручившись поддержкой тимуридов Мавераннахра. Однако, уже в 1470 г. в присырдарьинских степях появились казахские отряды. Старший сын Жаныбека Махмуд занял Созак, а другой его сын Еренши – Сауран. Здесь Еренши столкнулся с войсками Мухаммеда Шайбани, который в последовавшей битве был разгромлен и вынужден был бежать в Бухару.

В начале 70-х годов, Казахское ханство было разделено на два крыла. Левое крыло (восточное) возглавлял сам Керей, правое крыло (западное), включавшее в себя владения Мусы и других потомков Едыге - Жаныбек. Здесь можно говорить об институте соправления, издревле известном в Степи. Границы ханства простирались от Иртыша до Жаика (Урала). Мангытские бии пытались выйти из-под власти Керея и Жаныбека и провозгласить ханом более послушных их воле султанов. В 1472 г. Муса-мырза, заключает союз с Мухаммедом Шайбани, пообещав провозгласить его ханом всего Дешт-и-Кыпчака, но победа султана Бурындыка – сына Керея у перевала Сагунлык в Каратауских горах, а затем у Отрара, Туркестана, Аркука, вынудили Шайбани вновь бежать, похоронив эти надежды. Казахское ханство с начала своего образования повело борьбу за объединение всех Дешти-Кыпчакских племен и присоединение присырдарьинских городов. После смерти Керея в 1474 г., ханом стал его сын Бурындык (1474-1511). Таким образом, к концу XV в. долина Сырдарьи оказалась разделенной между тремя государствами – Узбекским, Казахским и Могульским. Опираясь на присырдарьинские города, Бурындык хану удалось объединить кочевые роды Жетысу, Центрального и Западного Казахстана. Бурындык и Касым на короткое время обосновались в г. Сарайчик в низовьях Урала, бывшей столице Ногайского улуса. После смерти Муса-мырзы, большинство кочевых родов мангытов переходят под власть казахского хана Бурындыка. Между Бурындыком и Касымом началась острая борьба за власть, которая завершилась к 1511 году победой Касыма. В 1511 г. Бурындык, лишенный авторитета, был изгнан и полновластным ханом стал Касым. С этого времени верховная власть надолго перешла к потомкам Жаныбек хана. Уже при Касыме (1511-1521), число поданных Казахского ханства Мухаммад Хайдар определяет как миллион человек. При Касыме за казахами были окончательно закреплены присырдарьинские города. В 1519 г. Касым закрепил свою власть в Западном Казахстане, в результате победного похода против мангытов. В июне 1519 г., основные силы мангытов были разбиты под Хаджи-Тарханом и западной границей стал Едиль (Волга). Жетысу и Притяньшанье также вошли в состав Казахского ханства. В этот период, Казахское ханство становится субъектом международных отношений. Одним из первых государств, вступивших в дипломатические связи с Казахским ханством, было Московское государство.

Историки предтечей казахской государственности считают государство Ак-Орда, но само государство и политоним, ставший названием народа непосредственно связан с Казахским ханством и первым ханом Кереем и его соправителем Жаныбеком.

Несмотря на появление самостоятельных этнических названий и государств, как верно пишет Р.Темиргалиев, кочевые татары, узбеки, ногайцы, казахи, киргизы, каракалпаки были ещё долгое время субэтническими группами единого этноса с единым языком (кипчакским) и культурой, разделенного в основном политическими границами. Потому такие эпические произведения того периода как “Кобланды”, “Едыге”, “Алпамыс”, “Кырк кыз”, “Манас” являются общими для многих современных народов. С другой стороны, появляется и стремление формировать национальную идентичность. Не случайно, что основная идея творчества Асан-Кайгы - становится идея единства племен казахского ханства.

6.Алаша-хан и образование казахских жузов

Большую роль в становлении казахской государственности играют предания и легенды. Исторические предания об Алаша-хане и трёх сотен (жузов) является стержневой идеей казахской государственности. В большинстве легенд Алаша-хан является первым казахским ханом, основателем Казахского государства. У А.Левшина, он выступает как устроитель казахского общества, его первых законов и традиций, таких как, например, конак-асы, жылу (асар) и др. А.Левшин пишет, что боевым кличем всех казахов: “В случаях общего смятения, где соединяются казахи всех родов и званий без различия, все кричат "алача!". Во многих легендах упоминаются три сотни (жуз), отправляемых к Алаша-хану и остающихся с ним. Ю.А.Зуев предположил, что ала – “пегость, пестрота” напрямую связана с тем, что Алаша - будущий хан, основатель государства собирает под своим знаменем батыров, выходцев из разных родов, которые вместе с Ала–царевичем совершают откочёвку и пытаются создать своё государство (идея обретения Кут - “счастья”, отсюда и выражение “Кутты болсын!”), т.е. они становятся вольными казаками и ищут своё счастье на чужбине. Известно, что на основе института дружины-сотни, были созданы многие объединения государственного типа (государство кочевых кимеков XI-XII вв., Тюргешский каганат 699-766гг., Казахское ханство XVв. и многие другие).

Таким образом, образ Алаша-хана и трёх сотен (жузов) является стержневой идеей государственности казахов как разнородцев, объединённых в единую общность для достижения единой цели – создание собственно Казахского государства.

Политическая система казахских ханств являлась неустойчивой, потому что держалась только на личном авторитете правителя. Это привело к междоусобице во второй трети XVI в., когда каждый улусный султан пытался провозгласить себя ханом. Харизматический характер власти первых казахских ханов был способен консолидировать общество, однако как только на политическую арену вышли ханы, не обладавшие достаточным авторитетом, стабильность системы была нарушена. После смерти Касым хана, среди казахских султанов началась ожесточенная борьба за власть, приведшая к образованию нескольких конкурирующих ханств.

Подводя итог можно выделить стержневые идеи казахской национальной государственности:

1. Керей и Жаныбек стали первыми казахскими ханами, основателями казахской государственности. Именно они стали политическими наследниками Урус-хана и продолжателями традиций Ак-Орды.

2. Именно благодаря деятельности Керея и Жаныбека, во второй половине XV века в Дешти-Кыпчаке появляется политоним КАЗАК, который трансформируется от УЗБЕКИ–КАЗАКИ, к единому названию народа КАЗАК – первому государству в Центральной Азии из ныне существующих современных народов.

3. Образ Алаша-хана и трёх сотен (жузов) является стержневой идеей государственности казахов как разнородцев, объединённых в единую общность для достижения единой цели – создание Казахского государства и напрямую связан с институтом казачества.

4. Если у каждого кочевого рода есть свой клич (уран), то единым национальным кличем (ураном) казаков (казахов) становится Алаш.

5. Откочёвка Керея и Жаныбека из под власти Абулхаир-хана, показывает нам институт “казачьей вольницы”, как право выбора в степной традиции, стремление к независимости, проявление самостоятельности в кочевой среде, т.е. реализации батырского (рыцарского) духа, противостоящего ханской власти. Поэтому, каждый хан стремился доказать своему разноплеменному народу, что не утратил свои нравственные и геройские качества, не потерял уважение со стороны своего народа.

Вклад Жанибека и Керея в историю казахов и Казахстана огромен и является исторической основой для построения современных мировоззренческих конструкций, связанных с казахстанской национальной идентичностью. Они явились выразителями долгого процесса становления казахского этноса и идеи казахской государственности. Неизвестно, что было бы с нашей страной, если бы на политическом небосклоне не появились бы потомки правителей Ак-Орды. Если вначале термин "казак" имел чисто социальное значение и обозначал группу кочевников занимавшихся военным ремеслом, либо отделившихся от основной части государства и не признающих центральной власти, то с момента откочёвки Жанибека и Керея в Могулистан значение этого слова начинает изменяться. Из социального термина оно превращается в политический, а позже в этнический. Наша страна уже не первый год является суверенным государством, и мы должны знать и помнить имена и подвиги своих героев, тем более таких, как Жанибек и Керей.

1. Абдрахманова Б.М. - История Казахстана: власть, система управления, территориальное устройство в XIX веке. - Астана, 1998г. — С. 137.

Одним из регионов мира, история которого отдельно изучается и имеет свою специфику, является Средняя Азия. Обычно современные государства этого региона ведут свое начало от формировавшихся здесь государственных образований примерно в XIII–XVI веках, когда происходил постепенный распад прежних более крупных государств, в свою очередь возникших при распаде монгольской империи Чингисхана.

  • Как было образовано казахское ханство
  • Расцвет при Касыме
  • Гражданская война
  • Ханство при Хак-Назаре
  • Ханство после Хак-Назара
  • Ханство и реформы при Есим-хане
  • Казахо-джунгарская война
  • Хан Тауке
  • Вхождение в состав Российской империи

Со временем страны Средней Азии все теснее исторически входили в отношения с Россией, в XIX веке многие из них вошли в ее состав. Поэтому изучение исторического пути этих стран имеет отношение и к истории России. Одним из этих государств является казахское ханство.

Как было образовано казахское ханство

Вопрос о точной дате его формирования, о тех событиях, которые следует считать началом казахской государственности остается в науке открытым. Это во многом связано с характером политических, социальных отношений в местном обществе. Оно было в основном кочевым или полукочевым, что не так привычно при изучении по сравнению с преимущественно земледельческими обществами.

Одними из крупных политических образований, возникших при распаде монгольской империи во второй половине XIII века, были Золотая Орда и узбекская орда. Образование казахского ханства происходило на их землях. Традиционно основным событием в этом процессе считается откочевание со своими сторонниками двух представителей местной знати Жанибека и Керея из узбекского ханства в соседний моголистан. Это обычно связывается исследователями с политикой узбекского хана Абулхаира, который начал принимать меры для большей централизации страны, чем не все представители местной знати оказались довольны.

присоединение казахского ханства

Правитель моголистана Эсен-буги выделил Жанибеку и Керею территории для кочевок, поскольку хотел в них иметь союзников в случае противостояния с Абулхаиром. Этот хан совершил поход на монолистан, но в дороге скончался, после чего в узбекском ханстве начались внутренние междоусобицы, в ходе которых ряд земель перешел к Жанибеку и Керею.

Расцвет при Касыме

Казахское государство стало получать известность на международной арене при Касым-хане. Он был сыном Жанибека и правил с 1511 до 1521 года. При нем ханство заметно расширило свои границы. Оно включило еще ряд земель моголистана. Затем внешняя политика была в большей степени перенаправлена на запад к соседней ногайской орде. В 1520 году Касым занял ее столицу, после чего ногаи переместились дальше на запад ближе к Астрахани.

Обычно численность казахского государства при Жанибеке и Керее оценивается примерно в 200 тысяч человек. При Касыме она уже оценивается примерно в 1 миллион человек. При нем казахское ханство вошло в дипломатические отношения с московским государством. Это событие часто характеризуется как вступление ханства на широкую международную арену.

При Касыме произошло еще одно заметное событие в общественной, внутриполитической и административной жизни: принятие свода законов, затрагивавших многие вопросы, регулировавших разные стороны жизни общества. Постановления касались имущественных, уголовных вопросов, организации войска, внешних дипломатических отношений, общинной жизни. В науке считается, что при Касыме существовавшие порядки во многом держались на уважении к его личности, что, по мнению исследователей, заметно проявилось после его кончины в вспыхнувших внутренних междоусобицах, когда не все представители местной знати подчинились преемникам Касыма.

образование казахского ханства

Гражданская война

В этот период центральные правители не контролировали полностью политически территорию ханства. Ногаи отвоевали земли, с которых откочевали при Касыме. Начались вторжения соседних племен ойратов. Некоторые представители местной знати не признавали центральной власти и объявили себя правителями. Они проводили свою внешнюю и внутреннюю политику.

В этих условиях начал выдвигаться сын Касыма Хак-Назар. Он поддерживал центральную власть и совершал походы по захвату земель восставших представителей знати. В результате в 1538 году он стал правителем казахского государства.

Ханство при Хак-Назаре

При нем границы страны вновь расширились. Он в целом успешно воевал с ногами, опять захватив у них некоторые земли, с моголистаном, отбивал набеги ойратов. При нем территория ханства простиралась от реки Волги до реки Урал. Его власть признавали киргизские и башкирские племена. Хак-Назар воевал с правителем сибирского ханства Кучумом. Рядом с городом Ташкентом постоянно присутствовали военные силы казахов. Одно время сын Хак-Назара управлял этим городом и еще Хивой.

Хак-Назар поддерживал дипломатические отношения с Московским царством. Царь Иван IV Васильевич Грозный отправлял к нему посольства, среди их целей было налаживание взаимных действий по противостоянию сибирскому хану Кучуму, установление торговых отношений.

история казахского ханства

Точных сведений об обстоятельствах и времени кончины Хак-Назара нет. Это произошло примерно около 1580 года. Есть сведения, что он был убит в ходе сложной военной и политической борьбы между правителями среднеазиатских государств.

Ханство после Хак-Назара

Новым правителем некоторое время был Чигай, потом им стал Тауекель. При нем шли военные столкновения с соседними государствами Ташкентским ханством и Бухарой. Их результаты в разное время были разными. Сначала казахи нанесли поражение ташкентцам. Потом в походе против самого города в свою очередь потерпели поражение. Затем ташкентцы объединились с бухарцами и вместе вторглись в южные земли Казахстана. Здесь они осаждали разные города, но в итоге потерпели поражение и удалились обратно.

После этого казахи в свою очередь предприняли наступление на ташкентские земли и присоединили Ташкент. Затем они начали военный поход против бухарского государства. Его возглавлял представитель знати Есим. Казахи взяли Самарканд, осадили столицу Бухару. Во время осады было получено известие, что скончался хан Тауекель. Тогда Есим прекратил военные действия и было оформлено мирное соглашение с бухарским государством. По нему к Казахстану были присоединены территории бухарского ханства. Впоследствии между этими странами произошла новая война, по результатам которой в 1613 году к Казахстану отошел еще Самарканд.

Ханство и реформы при Есим-хане

В 1598 году Есим стал правителем казахского ханства. При нем это государство в очередной раз после правления Касыма и Хак-Назара в политическом и военном отношении проявляло активность и добивалось расширения территорий. В начале правления он вернул Ташкент, который вышел из подчинения центральной власти вследствие возмущения каракалпаков. Есим принял меры для прекращения мятежа. После заключенного мира с бухарским государством более десяти лет между странами не было военных кампаний. Однако потом произошла война, казахи присоединили Самарканд. В 1627 году вновь возмутились ташкентцы и Есим совершил сюда поход для приведения региона в прежнюю политическую зависимость от центральной власти. При нем столицей стал город Туркестан.

В правление Есима в истории казахского ханства во внутреннем политическом устройстве Казахстана произошли сильные изменения. Их в науке иногда обозначают как бийская революция. Суть перемен сводится к переходу значительного объема политической власти к местным представителям знати – биям. Раньше в управлении страной в основном имели право участвовать потомки Чингисхана, при этом не предполагалось широкое участие местных казахских старшин в решении политических вопросов. Теперь они стремились получить политические права в управлении страной.

Это было оформлено в юридическом своде, принятом при Есиме и дополнившем законы, приятным при Касыме. Теперь законодательный орган страны маслихат в основном состоял именно из биев – представителей местной знати, руководивших общинами на местах. Крупной аристократии здесь было теперь меньше.

Такими мерами хан опирался на биев в противостоянии крупной аристократии. При этом сами бии получали все больше влияния на дела и решения хана. Они сформировали своей совет биев при правителе, мнения совета имели для него значение, совет тоже руководил страной. Она получила новую административно-территориальную организацию. Вместо прежних улусов теперь сформировались три жуза – значительные территории, на которых в целом были более менее сложившиеся и устоявшиеся хозяйственные связи и отношения. Жузы возглавлялись биями.

Если раньше ханом становился выборный человек, который признавался имеющим определенные качества, то теперь этот титул до начала XVIII века стал переходить по наследству.

Казахо-джунгарская война

В 1635 году племена ойратов сформировали на западных монгольских территориях свое государство джунгарское ханство. Оно вело с некоторыми перерывами постоянные войны с казахами вплоть до 40-х годов XVIII века. Результаты военного противостояния были разными в разные годы, но в целом джунгары захватывали земли казахов. В начале 40-х годов XVIII века крупные бии старшего жуза признали политическую власть джунгарского хана.

годы казахского ханства

Хан Тауке

Как считается, при Тауке хане был в целом завершен процесс формирования и упорядочения новой системы права. Она была основана на казахских обычаях. Этот правитель ввел упорядоченность в работу советов биев. В начале XVIII века был разработан и принят свод юридических постановлений, который касался основных сторон государственной и общественной жизни: земельных отношений, уголовных и гражданских дел, семейных отношений, военного дела, судебного процесса.

Вхождение в состав Российской империи

В начале XVIII политически Казахстан состоял из трех жузов, правитель каждого из которых проводил свое управление. В 1731 году младший жуз стал протекторатом России, в 1740 году в русское подданство вступил средний жуз. Есть мнение, что это было связано с угрозой со стороны джунгар. На протяжении дальнейших десятилетий Россия возводила здесь опорные города, строя их все южнее. В 1822 году власть ханов была упразднена. Так произошло присоединение казахского ханства к России.

Читайте также: