Образование и третья модернизация казахстана сочинение

Обновлено: 06.07.2024

На тему: Роль философии в осуществлении третьей модернизации современного Казахстана., Подготовила: Муртазина Л.Р., Группа: Фи-17-10р, Приняла: Рахимшикова М.К., Шымкент 2019, Роль философии в осуществлении третьей модернизации современного Казахстана.

В своем послании глава государства озвучил, что Казахстан ступил на порог Третьей модернизации. В послании Нурсултана Назарбаева говорится о пяти приоритетах: ускоренной технологической модернизации экономики; кардинальном улучшении и расширении бизнес-среды; макроэкономической стабильности; улучшении качества человеческого капитала; институциональных преобразованиях, безопасности и борьбе с коррупцией.

Но как же это связано с философией, спросите вы. Дело в том, что философия является наукой о мудрости жизни. Это означает, что философия должна присутствовать во всех сферах, начиная от образования, заканчивая экономикой. Согласитесь, философия направленна на познание субъектом жизни, что является одним из важных факторов достижения максимально хороших условий для существования человека. Это безусловно схоже с целью третьей модернизации в нашей стране.

Казахстан. Модернизация проблемы и перспективы

Примеры похожих учебных работ

Роль техники в современном мире

. вопросы: -Появление техники и ее место в жизни общества; -Причина технического прогресса современной цивилизации; -Роль техники в современном мире. Это что – диссертация? Где ты взял эту форму введения? 1 Появление техники и ее место в жизни общества .

Роль фирмы в современном обществе

Казахстан. Модернизация проблемы и перспективы

. его традиционной структуры, сложившейся на протяжении многих веков. Поэтому проблема, сформулированная в определении темы как "Казахстан. Модернизация: проблемы и перспективы", должна восприниматься, прежде всего, как проблема исторической .

Модернизация культуры и образования

. дело определения путей культурно-образовательной модернизации будет по-прежнему протекать стихийно . которая берет начало в работах известного латиноамериканского экономиста Рауля . рынка, распространения капиталистических отношений по всему миру и .

Политическая модернизация Японии и Китая

. дополнительную актуальность данной теме это сотрудничество Японии с нашим государством. На данном этапе мы . разработать сравнительный анализ опыта политической модернизации КНР и Японии. Объектом исследования, Предметом исследования, Теоретическую .

Глава нашего государства Н.А. Назарбаев в своих вступлениях неоднократно отмечал, что Казахстан стремится к созданию качественного, на уровне мировых стандартов, образования, которое является залогом конкурентоспособности государства, экономики и нации. Успешная модернизация образования обуславливается усилиями государства в национальном планировании развития образовательной системы, и, в свою очередь, приводит к развитию человеческого капитала и экономическому росту. Международный опыт функционирования образовательных систем демонстрирует важность наличия политической воли для реализации эффективной и последовательной модернизации образовательной политики и системы образования в целом.


2. Назарбаев Н.А. Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к обществу- всеобщего труда // Казахстанская правда, 10 июля 2012.

6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. – М.: Когито-Центр, 2002. С. 396

7. Чошанов М.А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе: Дис. … д-ра пед. наук [Текст] / М.А. Чошанов. – Казань, 1996.

10. Власова Т.И. Методология исследования проблемы повышения качества профессионального образования // Повышение качества образования как проблема вузовской педагогики: Материалы ІІІ региональной научно- методической конференции. – Ростов/н/Д.,2004. С. 3-7.

Современные тенденции в сфере образования республики и задачи, стоящие перед его различными уровнями, вызывают необходимость переосмысления их роли, функций и места в общей системе образования, выработки новых подходов в их дальнейшем развитии.

Высокоэффективная система образования является одним из основных факторов обеспечения устойчивого роста экономики страны и казахстанского общества. Цель проводимых реформ в системе образования нашего государства – обеспечение качественного ее преобразования в условиях рыночной экономики с учетом глобализации. Реформирование образования требует создания новых правовых, научно-методических, финансово-материальных условий и адекватного кадрового обеспечения для углубления и развития этого процесса на основе сохранения накопленного в этой сфере позитивного потенциала.

Проводить качественную реформу образования в условиях динамичных социально-экономических изменений в обществе возможно только при наличии детально проработанной стратегии, учитывающей как реальную ситуацию, сложившуюся в сфере образования, нарастающие тенденции и действующие отношения, так и возможные пути будущего развития общества и государства. Такая стратегия должна стать основой для разработки гибкой тактической программы действий, постоянно адаптируемой к быстро изменяющимся реальным условиям.

Разработка программы продиктована необходимостью изменений в организационно-экономических, содержательно-методических, правовых и социально-психологических отношениях, сложившихся в сфере образования. Она наряду с действующими государственными и ведомственными программами в сфере образования и новым нормативно-законодательным его обеспечением составит организационную основу реализации государственной политики в сфере образования.

Важнейшим фактором достижения заданных целей выступает образование. В условиях современного динамичного развития и глобальной конкуренции от образования требуется, чтобы оно было качественным и непрерывным на протяжении всей жизни. Поэтому перед казахстанской системой образования поставлена задача овладения современными методиками и программы обучения, повышения уровня преподавания, обучения востребованным знаниям и навыкам, таким как трехязычие, (казахский, русский, английский), профессионально-техническая подготовка, аналитическое мышление и.т.д. Кадровому обеспечению индустриально-инновационного развития Казахстана послужит гарантирование государством получения молодыми людьми технического образования. Нам предстоит провести качественное реформирование всей системы получения знаний, итогом которого должен стать выход на мировые стандарты образования. Необходимо внедрение на всех уровнях обучения принципа дуальности, что будет способствовать закреплению у молодых людей не только теоретических знаний, но и практических навыков и умений работы на производстве, в том числе высокотехнологичного и инновационного характера.

При этом Нурсултан Абишевич Назарбаев подчеркнул, что нельзя допускать существенных разрывов в качестве образовательных услуг, предоставляемых частными и государственными учреждениями образования. Система образования должна оставаться общенациональной.

Он отметил, что, во-первых, надо принять меры по повышению качества директорского корпуса в системе среднего образования. Во-вторых, надо наладить контроль за соблюдением государственных образовательных стандартов в частных школах, колледжах и вузах, включая международные. В-третьих, важно провести процесс оптимизации вузов, так как в Казахстане действуют 146 вузов и многие из них не обеспечивают надлежащего качества выпуска специалистов. Кроме того, по словам Президента, необходимо правительству совместно с Министерством труда и социальной защиты населения ввести практику разработки и опубликования пятилетнего общенационального прогноза казахстанского рынка труда. Такой документ станет путеводителем для выпускников казахстанских школ при выборе профессий. Также, по мнению Президента, следует провести ревизию всех действующих вузов и по ее итогам оптимизировать их число путем объединения или упразднения отдельных учреждений. В-четвертых, важно развивать дуальное профессиональное образование. Необходимы современные центры прикладных квалификаций, которые позволят преодолеть дефицит кадров массовых профессий, поручил Президент.

Государственная программа развития Республики Казахстан на 2011-2020 годы является новым витком повышения конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики.

Одним из стратегически важных направлений модернизации казахстанского образования является переход на 12-летнюю модель обучения. Разработан проект плана мероприятий перехода на 12-летнюю модель обучения. В настоящее время Министерство образования пересматривает государственный общеобразовательный стандарт 12-летнего образования и разрабатывает учебные программы, учебники для 9-х экспериментальных классов в рамках перехода на 12-летнее обучение.

Важным вопросом на повестке дня остается разработка и проведение экспертизы учебников. Проведена экспертиза 831 учебника и УМК, из них рекомендовано к использованию в учебном процессе 756. В настоящее время разработаны экспериментальные интегрированные учебные программы по 15 предметам. Министерством образования и науки Казахстана совместно с Международным Банком Реконструкции и Развития реализуется проект по модернизации системы технического и профессионального образования (далее – ТиПО) в соответствии с запросами общества и индустриально-инновационного развития экономики, интеграция в мировое образовательное пространство. На данный момент ведется строительство 3 межрегиональных центров (в гг. Атырау, Экибастуз, Усть-Каменогорск) и 2 проф.лицеев (г. Астане и с. Шаян, ЮКО). На укрепление материально-технической базы 4 учебных заведений выделено 600 млн. тенге. Разработана Дорожная карта по созданию колледжей мирового уровня в городах Астане, Шымкенте, Актобе и Алматы.

В Казахстане в системе высшего образования действуют 147 вузов, где обучаются 620 тысяч студентов. В целях повышения качества высшего образования разработана Концепция академической мобильности обучающихся вузов. В этом году за счет республиканского бюджета 350 магистрантов будут выезжать на один академический период в страны СНГ, Европы, Юго-Восточной Азии. Кроме того, в текущем году 1493 зарубежных ученых и преподавателей привлекаются для работы в 27 высших учебных заведений Казахстана.

Модернизация современной казахстанской системы образования началась с присоединения Казахстана к Болонскому процессу, который выделил проблему создания европейского региона высшего образования в качестве ключевого момента для развития мобильности граждан, их востребованности и глобального развития континента. Подписание Болонского договора поставило Казахстан перед необходимостью существенного реформирования высшего образования. Казахстан усиленно внедряет в свое образовательное пространство кредитную технологию обучения.

Кредитная система обучения – образовательная система направленная на повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории в рамках регламентации учебного процесса и учета обьема знаний в виде кредитов.

Кредит – это унифицированная единица измерения обьема учебной работы обучающегося (преподавателя) соответствующая общей трудоемкости за любой академический период.

Кредит как таковой есть условия величины, обозначающей соотношение различных частей образовательной программы и учебного плана между собой и их отношение к программе в целом.

Общепризнанными достоинствами кредитной технологии обучения является соответствие международным общеобразовательным стандартам и решение проблемы признания документов об образовании, унификация образовательных программ с учетом мировых тенденций, академическая свобода и вариативность учебных программ. У студентов появляется свободный доступ ко всем уровням университетского образования зарубежных стран, право выпускников бакалавриата и магистратуры на трудоустройство в любой стране.

Предпосылками перехода на кредитную систему обучения являются:

  • необходимость повышения качества обучения и образования;
  • ужесточение требований рынка труда;
  • присоединение к Болонскому процессу.

Присоединение Казахстана к Болонской Декларации предполагает вхождение в единое европейское образовательное пространство, построенного на ряде обязательных принципов.

  • многоуровневая система высшего образования;
  • введение системы академических кредитов;
  • обеспечение академической мобильности студентов и преподавателей;
  • выдача единого европейского приложения к диплому;
  • контроль над качеством высшего образования и др.

Основными задачами организации учебного процесса с использованием кредитной технологии обучения являются:

а) унификация обьема знаний;

б) создание условий для максимальной индивидуализации обучения;

в) усиление роли и эффективности самостоятельной работы обучающихся;

г) выявление реальных учебных достижений обучающихся на основе эффективной процедуры их контроля.

Характерными чертами кредитной технологии обучения являются:

а) введение системы кредитов для оценки трудозатрат обучающихся и преподавателей по каждой дисциплине;

б) свобода выбора обучающимися дисциплин, включенных в рабочий план, обеспечивающий их непосредственное участие в формировании индивидуального учебного плана;

в) свободу выбора обучаюшимися преподавателя;

г) вовлечение в учебный процесс эдвайзеров, содействующих обучающимся в выборе образовательной траектории;

д) эффективные методы контроля учебных достижений обучающихся;

е) использование интерактивных методов обучения;

ж) активизацию самостоятельной работы обучающегося в освоении обязательной программы;

и) использование балльно-рейтинговой системы оценки учебных достижений обучающихся по каждой учебной дисциплине;

к) обеспечение учебного процесса всеми необходимыми учебными и методическими материалами на бумажных и электронных носителях.

Кредитная система обучения предъявляет высокие требования как к педагогическому составу, так и к студенту. Интересы преподавателя представлены самой технологией обучения. Если в традиционной системе преподаватель выступает как передатчик готовых знаний, а студент в основной своей массе как пассивная воспринимающая сторона, то в кредитной системе преподаватель становится организатором познавательно-мыслительной деятельности и учит студента учиться на протяжении всей его учебной деятельность, а не только в ВУЗе.

Студент же становится активной воспринимающей стороной, обучающейся и приобретающей опыт непрерывного самообразования на основе инициативности и самостоятельности. От преподавателя требуются, особые навыки и умения, способность работать индивидуально с каждым студентом. В связи с этим используются традиционные и разрабатываются новые методики обучения. Например, на занятиях применяются такие методы, как: групповые мозаики, интервью в группах, дискуссии, кейс-стадии, презентации, деловые игры, выполнение упражнений (логических задач), подготовка докладов и др.

Дифференцированное обучение позволяет удовлетворить образовательные потребности учащегося, раскрыть и развивать их способности, адаптировать учебный процесс к особенностям личности, стимулирует процессы самопознания и самоопределения личности.

В кредитной системе роль педагога заключается не в передаче информации, а в организации соответствующей образовательной среды, использованием соответствующей технологий обучения.

Модульное обучение – технология, которая позволяет перейти на субъектную основу обучения и обеспечивает студенту развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Модульное обучение предполагает четкую структуризацию содержания обучения. Авторы, работающих в области модульного обучения, в качестве ведущих выделяют следующие принципы: модульности, структуризации, когнитивной визуализации, динамичности, гибкости, действенности и оперативности знаний, экономии учебного времени и др. Анализ модульного обучения применительно к кредитной системе обучения и обобщение личного педагогического опыта позволили нам выделить те принципы, которые являются основополагающими при организации педагогического содействия: мотивации, паритетности, адаптивности, действенности и оперативности знаний, реализации обратной связи. Особенности кредитной системы вносят свои коррективы в структуру модуля. Прежде всего, это связано с сокращением и перераспределением времени, отводимого на освоение определенного обьема материала. Поэтому в выделяемых нами модулях, ориентированных на оптимальное вхождение студентов в кредитную систему, такая пропорция соблюдается. Важным элементом модульного обучения является система контроля, которая при кредитной системе усиливает свое значение.

Кредиты, модули и компетенции выступают как тесно взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга компоненты единого целого. При этом как система кредитов, так и введение модульного обучения побуждают введение изменений в организацию учебного процесса по линии отношений между студентом, преподавателем и вузом, обеспечивая компетентностный подход к обучению. Одним из принципов технологичного построения содержания обучения является принцип модульности, а модульное обучение – необходимое звено в технологии дистанционного обучения.

Как известно, во всех развитых странах широко используется дистанционное обучение. Все большее признание, оно получает и в Казахстане. Дистанционное обучение получило признание на государственном уровне и включено в ГОСО.


Как и все другие новые независимые республики, Казахстан унаследовал от постсоветского периода хорошую систему образования. По уровню образования и квалификации населения,эффективности учебного процесса,научному потенциалу она превосходила многие развитые страны. Практически поголовная грамотность населения,всеобщность среднего и высокий уровень доступности высшего образования,бесплатность обучения на всех ступенях,научный характер и фундаментальность образовательных программ,многообразие научно-исследовательских направлений,огромный кадровый потенциал являлись бесспорными историческими достижениями советского периода. На новом этапе Казахстан выбрал путь построения государства с рыночной экономикой.

На современном этапе структура системы образования в Казахстане включает следующие уровни:

1) дошкольное воспитание и обучение;

2) начальное образование;

3) основное среднее образование;

4) среднее образование;

5) послесреднее образование;

6) высшее образование;

7) послевузовское образование.

Каждый из уровней имеет свое целевое назначение. Отличительная особенность действующей структуры школы заключается в том,что после трех ступеней обучение на старшей ступени проводится по двум направлениям-естестенно-математическому и общественно-гуманитарному. Данная структура школы расширяет возможности вариативного образования путем создания различных типов и видов общеобразовательных учреждений. Ориентация современной парадигмы образования на гуманистические ценности,в центре которых находится личность ребенка в условиях многоаспектного выбора своей жизнедеятельности,заставляет систему образования прогназировать и решать проблемы,связанных с разработкой и реализацией разных форм педагогической,психологической,медицинской поддержки на всех уровнях системы образования. Общеизвестно,что в истории человеческой цивилизации образование представляет одну из важнейших разновидностей социальной деятельности,в результате которой осуществляется освоение материальной и духовной культуры,происходит социализация личности как субъекта общественной жизни. Новая социальная реальность требует качественного образования. Стратегической задачей государства на современном этапе является построение эффективного общества,основанного на интеллектуальном и духовно-нравственном потенциале нации. Глубинный смысл современного образования состоит в его гуманитарном характере. В центре находится человек со своими жизненными,экзистенциальными проблемами. Гуманитарный взгляд концентрируется на таких сущностных проявлениях человеческой природы,как ценности,личностные смыслы,свобода,ответственность,творчество.

Образовательная политика Казахстана,отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу,учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обусловловливающие необходимость модернизации в системе образования:

  1. ускорение темпов развития общества,расширение возможностей политического социального выбора;
  2. переход к постиндустриальному, информационному обществу,значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия,в связи с чем особую важность приобретают формы коммуникабельности толерантности;
  3. возникновение и рост глобальных проблем,которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества,что требует формирования современного мышления у молодого поколения;
  4. динамичное развитие экономики,рост конкуренции,сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда,глубокие структурные изменения в сфере занятости,определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников,росте их мобильности;
  5. возрастание роли человеческого капитала;человеческий фактор становится главным в определении будущего страны в новом тысячелетии.

Потому пришло понимание, что будущее современной цивилизации зависит не только от уровня технического прогресса и экономического роста. Оно все больше определяется ролью личности, готовой решать главные социально-экономические проблемы на благо и во имя человека. По данным ЮНЕСКО, одной из причин этого явления стала переоценка ценностей мировой цивилизации, в процессе которой общество подошло к осознанию необходимости воспитания человека культуры с планетарным мышлением, способного активно участвовать в социальном прогрессе, изменяя себя и окружающую деятельность.

Основные факторы, формирующие личность:


Модернизация (от англ. Modern-современный)-изменение, усовершенствование. Поэтому к характерным чертам современного человека следует отнести: а)открытость по отношению к экспериментированию;б)расширение независимости от авторитетов; в)вера в науку; г)ориентация на мобильность; д) использование долговременного планирования; ж) активность в общественно-политической жизни. Ведущим фактором в реализации глобальных задач является система школьного образования. По словам Андрю Барбюса:”Школа-это мастерская,где формируется мысль подрастающего поколения,надо крепко держать его в руках,если не хочешь выпустить из рук будущее”.

Школа- в широком смысле этого слова- должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формировании новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современное образование, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранении единого социокультурного пространства страны, предложения этно-национальной напряженности и социальных конфликтов, равноправие национальных культур и различных конфессий. Нужно в целом изменить подход общества к школе и рассматривать ее не только как чисто образовательное учреждение, но и как центр повышения многих социальных проблем.

В числе основных перспективных задач -улучшение качества образования и условий обучение на селе, переход школьников на обучения по новым государственным стандартам, увеличение интеллектуальных школ в регионах, повышение статуса педагогов, обновление материально-технической базы, увеличение числа школ, имеющих доступ к скоростному широкополосному интернету. Необходимо пересмотреть состав учебных дисциплин, преподаваемых в школах, средних и высших учебных заведениях. Следует ввести в школах преподавание таких дисциплин, как “Основы потребительской культуры”, “Основы нравственности”, расширить в школах курсы художественного, экологического, психологического, эстетического образования, программ развития духовной культуры. Целесообразно ввести специальные образовательные программы по телевидению по изучаемым предметам. В условиях активной модернизации системы образования происходит совершенствование структуры и содержание общего образования. В рамках этого реформирования особая роль принадлежит современным информационным технологиям. На данном этапе это не дань моде, а реальная необходимость. Современные ученики растут в новом информационном пространстве. Азы компьютерной грамотности они постигают раньше, чем учатся писать и читать. Их все сложнее удивить с помощью старых, приемов и методов обучения. В результате этого ученики теряют интерес к изучению учебных дисциплин, что не может беспокоить неравнодушного учителя. Новая парадигма образования потребует пересмотреть формальное отношения между традиционными формами образования и различными альтернативными типами. В педагогической профессиональной деятельности расширятся горизонты методологии, что скажется на формировании проектно-ориентированного сознания, которое позволит постоянно модернизировать знания, умения и навыки, и свободно ориентироваться в новых ситуациях, поскольку традиционное образование не успевает за темпами развития информационных технологий. Это особенно важно сегодня, когда молодежь испытывает на себе агрессивное, разлагающее воздействие низкопробного воздействия.

Вхождение Казахстана в мировое образовательное пространство, обусловившее переход на 12-летнее образование, требует от педагогической общественности нового взгляда на профессиональные задачи и способы их решения, инициирует инновационную деятельность, акцентирует внимание на внутренних идеалах человека. Переход на 12-летнюю систему образования не означает только продление срока обучения еще на один год. Система образования очень сложна, и переход должен осуществляться поэтапно. Уже сегодня следует определить, ученики каких классов будут учиться 12 лет. Одним словом из ведущих направлений модернизации отечественного школьного образования является введение на старшей ступени школы профильного обучения. В связи с этим предусматривается решение целого комплекса вопросов введения и организации учебного процесса в профильной школе.

Профильное обучение — это система специализированной подготовки в старшем звене общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения, социализацию учащихся, а также на преемственность старшей ступени школы с учреждениями среднего и профессионального высшего образования. Основными целями профильного обучения являются обеспечение возможности построения и реализации школьниками индивидуальных образовательных траекторий, социализации учащихся в семье, локальных и региональных социумах, углубленного изучения учащимися отдельных дисциплин программы среднего общего образования для подготовки к среднему и высшему образованию.

Учитель — ключевая фигура в модернизации образования. Прежде всего статус учителя определяется его высокими интеллектуальными способностями, профессиональным уровнем, личностными качествами, на совершение которых должна быть направлена деятельность всего общества, совместная деятельность государственных и негосударственных структур. Учитель должен понимать, что в информационном обществе он перестал быть единственным носителем знаний. Роль современного учителя — это роль проводника в совершенно обновленном обществе. Успешного ученика может воспитать только успешный учитель. Учитель должен ощущать педагогический успех. В нашем обществе должна возродиться традиция уважения к учителю. Необходима система социальных благ и мер защиты, как со стороны государства, так и со стороны общества. Учитель воспитывает в первую очередь своим предметом. Русскому языку и литературе принадлежит важнейшая роль в формировании системы жизненных ценностей, центральное место в которой занимает патриотизм, духовная культура. По словам Л. В. Сахарного: ”Язык — удивительнейшее создание человека, стоит того, чтобы о нем думали”. Русский язык по своей специфике и социальной значимости — явление уникальное. Он является средством выражения духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания, средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний. Главным преимуществом нашей страны является многонациональность и многоязычие. Русский язык в нашем государстве удостоен высокого статуса. В соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева, полным ходом идет модернизация государства. Модернизация государства должна начинаться с модернизации обучения в школе. Именно дети — будущее Казахстана, им предстоит строить государство и вести его к прогрессу. Именно педагог воздействует на умы и сознание детей и молодежи, формирует их отношение к жизни государству, обществу. Далеко не риторически звучит вопрос: ”Кто будет готовить педагогов нового поколения?”. В Послании Президента РК ясно звучит: ”Важно повышать качество педагогического состава. Надо усилить стандарты базового педагогического образования, требования к повышению квалификации преподавателей школ и вузов. В каждом регионе должны действовать интегрированные центры повышения квалификации педагогов”. Возрастает роль педагога, умеющего креативно мыслить, владеющего передовыми, инновационными технологиями, занимающегося опытно- экспериментальной деятельностью. Сегодня ценится не только профессиональностью педагога, но и его стремление учиться, повышать мастерство. Образование — это область деятельности, обреченное на перманентное состояние кризиса, такое состояние обусловлено самой природой вещей. Стремительная смена парадигм составляет мало времени на приспособление учебных планов и программ, а жизнь постоянно требует все более хорошо подготовленных людей. Поэтому необходимость модернизации очевидна. Модернизация системы образования — это политическая и общенациональная задача. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане, семья и родительская общественность, органы местного самоуправления, профессорско-педагогическое сообщество, научные, культурные, общественные институты. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы представителями национальной экономики, культуры, науки здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями.

Таким образом, модернизация системы образования — это масштабная программа государства, в рамках которой разработан и уже реализуется план конкретных мероприятий. Среди них выделим основные, относящие к общеобразовательной школе:

  1. Обновление содержания образования и совершенствование механизмов контроля за его качеством.
  2. Разработка и принятие государственных стандартов общего образования.
  3. Развитие материально-технической базы школ, создание центров дистанционного обучения.
  4. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации учителей и руководителей школ.
  5. Развитие школьной инфраструктуры.

Проблема пересмотра содержания образования очень актуальна,как никогда. Период развития мировой экономики, когда ее успех определяла немногочисленная элита,закончился. Поэтому уровень развития страны напрямую зависит как от уровня и разносторонности общего образования,основной массы населения, так и от качества подготовки специалистов в средней и высшей профессиональной школе. Изменять,обновлять содержание образования с пользой для дела можно только с опорой на его фундамнтализацию с обязательным использованием межпредметных связей,а также всей социальной сферы государства.

  1. Абдыкаримов Б. Некоторые вопросы модернизации профессионального образования в Казахстане// Вестн. Караганд. ун-та. Сер.пед.2005 № 3-С. 5–10.
  2. Абдыманапов С. А. Элитарный образовательный сектор –путь к интеграции и мировое академическое пространство // Социально- гуманитарные знания.-2006№ 1 С. 223–238
  3. Айсина М. Образование-приоритет социальной политики государства // Успех. 2005.- № 4 С-4–5
  4. Актаева К. К. История школьного образования в Казахстане в работах советских исследователей (1917г. Первая половина 80-х годов 20в.): Дис. Канд.пед.наук-Астана,2000
  5. Акулова О., Писарева с., Пискунова Е., Трипицына А. Современная школа: опыт модернизации. Книга для учителя. /Под общ.ред. Тряпицыной А. Н.-СПб. Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005г.
  6. Послание Президента РК Назарбаева Н. А. 28.01.2012г. Астана
  7. Стратегия индустриально-инновационного развития РК на 2005–2015гг.

Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, общее образование, высшее образование, духовная культура, профильное обучение, русский язык, система образования, информационное общество, общеобразовательная школа, современное образование.


Очевидно, что Третья модернизация Казахстана является главным предметом обсуждения в казахстанском обществе и объектом пристального внимания мирового сообщества. Внутри республики этот процесс включает прежде всего осознание самой идеи новой модернизации,
ее отличия от прежних моделей.

Однако суть новых реформ и их назначение пока не полностью осознаны в казахстанском обществе. Одни рассматривают их как новый аспект актуализации ранее обозначенных Президентом задач. Другие — как ответ на новые угрозы глобального мира, которые требуют адекватных координирующих мер антикризисного характера. Третьи понимают новую реформу как приведение мер превентивного характера к системной основе и др. В целом очевидно, что во всех случаях общим является понимание того, что в Казахстане идет процесс поиска новой модели государственного развития республики. Эта модель должна быть адекватна глобальным вызовам современности и новым требованиям развития мирового сообщества.
Как депутату Сената Парламента мне ясно, что для того, чтобы успешно реализовать задачи достижения глобальной конкурентоспособности страны, свой путь модернизации должны пройти прежде всего институты государственной власти. По этой причине считаю необходимым изложить свое видение путей реализации новой концепции Президента.
В откликах международных институтов и организаций по данному вопросу, которые представлены в зарубежной печати, отражена определенная новизна предстоящих задач. Сошлюсь только на две точки зрения. Так, по мнению декана Школы государственной политики имени Ли Куан Ю (Сингапур) Кишор Махбубани, эффективное управление не является статичным явлением, в мире нет универсальных моделей развития. Каждая страна должна сама определять свой собственный путь к обеспечению надлежащего управления. По этой причине государственные институты должны развиваться по мере изменения эволюционных и политических потребностей страны.
Эксперт по международным отношениям и безопасности Центра политических исследований (Индия) Кумар Аникет считает, что реализуемые в Казахстане реформы касаются следующего уровня его развития, который обеспечит перераспределение полномочий и усиление законодательных и исполнительных органов. Большие полномочия законодательным органам передаются в соответствии с видением Нурсултана Назарбаева и его отношением к демократизации общества, что позволит превратить Казахстан в величайшую страну в Центральной Азии.
Аналогичные высказывания отражены и в других источниках, а следовательно, нынешний этап модернизации Казахстана за рубежом рассматривается как новый превентивный шаг по построению эффективной модели государственного управления.
Учитывая значительную новизну проблемы и для лучшего понимания сути вопроса, считаю необходимым обратиться к тем задачам, которые обосновал в Послании сам Нурсултан Назарбаев. Он выделяет три наиболее важные задачи. Во-первых, создать запас устойчивости политической системы на многие годы вперед. Во-вторых, повышение роли Правительства и Парламента позволит сформировать более эффективный механизм ответа на современные вызовы. Да, это более сложная система управления, но и общество стало более сложным…

Читайте также: