Образ возлюбленной в лирике блока сочинение

Обновлено: 03.07.2024

Нередко можно услышать, что тема любви чуть ли не основная в лирике Блока, он и известен стал в начале XX века благодаря талантливым поэтическим описаниям утонченных романтических переживаний юных героев. Блока иногда называют певцом Прекрасной Дамы, но это лишь поверхностный взгляд на его творчество.

Тема любви, занимая большое место в проблематике его поэзии, существует не сама по себе, а в тесной связи со сложными философскими вопросами, размышлениями о Родине, о смысле человеческого существования. В ранних стихах поэта развивается мотив поисков путеводной звезды, идеала во тьме незнания истины. Любовь и мечта соединяются в сознании поэта. Ниже вы можете ознакомиться с стихами о любви А. Блока какие изучают в 9–11 классах.

Сборник идеальных эссе по обществознанию

Особое место в творчестве А.А. Блока занимала любовная лирика. Однако образ возлюбленной со временем претерпевает некоторые изменения. Как же это проявляется в произведениях разных лет?

Идеальные женские образы в творчестве русских поэтов

Таким образом, мы можем говорить о том, что в творчестве многих русских поэтов поднималась тема идеального женского образа, но каждый писатель раскрывал ее по-своему, отталкиваясь от личных переживаний и чувств.

Автор: Дарья Ситнова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Тема любви в творчестве А.Блока

показать, как раскрывается тема любви в поэзии Блока, проследить ее эволюцию в творчестве поэта; анализируя стихотворения, попытаться понять художественный мир поэта; формировать навыки комплексного анализа лирического произведения.

– урок применения знаний и умений

Используемые технологии

— технологии проблемного обучения

Оборудование:

  • компьютер,
  • интерактивная доска,
  • проектор,
  • учебник,
  • тетради,
  • краски и альбом
  • наглядный материал

Эпиграф к уроку:

Стихи Блока о любви – это колдовство, они необъяснимы и мучительны.

О них почти невозможно говорить. Их нужно перечитывать

К.Паустовский

2. Назовите поэтов, которые обращались к этой теме.

В начале творческого пути Блок, романтик и символист, находился под влиянием философии В.Соловьева. Тема Мировой Души, Вечной Женственности становится центральной темой ранней лирики Блока. Наиболее полное воплощение она получила в цикле “Стихи о Прекрасной Даме”.

Просмотр видеоролика о творчестве А.А.Блока

3. Чтение стихотворений наизусть заранее подготовленными учениками: “Предчувствую тебя…”, “Вхожу я в темные храмы…”, “Мы встречались с тобой на закате…”.

(Индивидуальные опережающие задания)

Учитель: “Предчувствую Тебя…”… Не чувством, а именно предчувствием, ожиданием полны стихи А.А. Блока этой поры. Стихи – это своеобразный дневник молодого человека, поэта. Первые стихи Блока о любви носят возвышенный, восторженный характер. Они навеяны любовью к Л.Д. Менделеевой.

(Опережающее домашнее задание).

Учитель. Отталкиваясь от реальных чувств, Блок в ранних стихотворениях выступает как символист. Центральные герои цикла – Он и Она.

5. Прослушивание ответа группы учащихся на тему “Лирический герой и его возлюбленная в ранней лирике А.А. Блока”

(Опережающее задание выполняется группой учащихся самостоятельно в течение 2-х недель после консультации учителя)

Важно, чтобы в ответе прозвучали следующие положения.

— Предельно обобщенный лирический герой показан в пространстве “темных храмов”, при свете лампад, в мерцании свечей, что делает его образ предельно зыбким, расплывчатым.

Лирический герой многолик: он и рыцарь, стоящий у ворот своей возлюбленной, и инок, и раб своей Царицы, и послушный отрок, поклоняющийся Вечной Женственности, идеальному образу. Отсюда та недосказанность, атмосфера тайны, которая придает стихам очарование, колдовство, но которая требует от читателя большой душевной работы.

— Героиня этих стихов не Л.Д.Менделеева, а символический образ Вечной Женственности, неземное существо. Понимание любви у А.А.Блока связано с некой “Девой”, “Купиной”, “Величавой Вечной Женой”, “Ясной”, “Непостижимой”…

Слово учителя.

Юный Блок утверждал духовную ценность истинной любви. В этом он следовал традициям великой русской поэзии XIX века с ее нравственными поисками. Культ Прекрасной Дамы означал протест против мещанской прозы, был своеобразной формой непризнания и отрицания пошлого бездуховного буржуазного уклада жизни.

А.А. Блока порой называют певцом Прекрасной Дамы, но это поверхностный взгляд на его творчество. С годами поэзия меняется: в ней находят отражение характерные черты духовной жизни современников поэта, предчувствие социальных перемен. Блок трагически воспринимал отсутствие гармонии в “страшном мире. А она ему была необходима. Ее приносила поэту любовь, которая открывала автору высокий смысл жизни. Для А.Блока любовь — это и надежда, и страдание, и неземное счастье, и страшная мука, и сама жизнь Утрата любви – трагедия.

6. Чтение стихотворения “О доблестях, о подвигах, о славе” наизусть заранее подготовленным учащимся

(Индивидуальное опережающее задание)

7. Анализ стихотворения.

Это красивое стихотворение носит автобиографический характер. Это исповедь поэта, тайна и боль его души. Но за личностным контекстом, как обычно у А.Блока, скрывается более глубокий смысл. Первые строки, вынесенные в заглавие, подразумевают ратные подвиги на поле битвы, имя которому — жизнь. Борьбе за жизнь противопоставлена любовь как созидательное начало.

Вопросы, которые можно использовать при анализе стихотворения.

1). Как в стихотворении органично соединились прошлое, настоящее, будущее?

3) В стихотворении встречается большое количество эпитетов. Найдите их. Какую нагрузку они выполняют?

4). Как построено это стихотворение? К какому выводу подводит композиция?

5). Если внимательно читать стихотворение, то нетрудно заметить, что оно перекликается с шедевром А.С.Пушкина “Я помню чудное мгновенье…”. В чем вы видите сходство? Чем они различаются?

(Групповое опережающее задание)

Учитель. “Страшный мир” — так назвал А.А.Блок мир в начале ХХ века, так назвал он центральный цикл своих стихов. “Страшный мир” для поэта – это мир, где царят бесчеловечность, пошлость, ложь и грязь. Самым страшным для него стало уничтожение и поругание любви, низведение высокого чувства со звездных высот.

9. Выразительное чтение стихотворения “Незнакомка”.

(Индивидуальное опережающее задание)

10. Анализ стихотворения.

(Фронтальная работа) Вопросы:

  1. Какие части можно выделить в этом стихотворении? Каким предстает мир в каждой из частей?
  2. Какие приемы и средства использует поэт для характеристики окружающего мира (лексика, звуки, образы, непривычные символы)?
  3. С помощью каких средств поэт изображает образ Незнакомки? Что изменяется с ее появлением?
  4. Что свидетельствует о трагедии в душе лирического героя?
  5. Как построено это стихотворение?
  6. Какова судьба любви и красоты в “страшном мире”?

11. Сравнение стихотворения А.А. Блока “Незнакомка” со “Стихами о Прекрасной Даме”

  1. Вспомните, как изображены лирический герой и его возлюбленная в ранних стихотворениях А. Блока.
  2. Как изменяются они в стихотворении “Незнакомка”?
  3. Сравните окружающую героев обстановку в цикле “Стихи о Прекрасной Даме” и в стихотворении “Незнакомка”.
  4. Сделайте выводы об эволюции темы любви в творчестве А.А. Блока.

12.Чтение наизусть стихотворения “На железной дороге”.

(Индивидуальное опережающее задание)

13. Анализ стихотворения.

Вопросы, которые можно использовать при анализе стихотворения:

  1. У каких авторов, в каких произведениях встречался образ железной дороги?
  2. Какое значение имеет образ железной дороги и проходящих поездов в стихотворении А.А.Блока?
  3. Какие ассоциации рождает эпитет “железный”?
  4. Какие еще детали в стихотворении выступают и как реалии жизни, и как символы?
  5. Реален или символичен образ героини? Что мы узнаем о ней? Как вам кажется, что важнее для читателей и автора: понять причину гибели девушки или отношение окружающих к ее судьбе?
  6. Как вы понимаете заключительные строки стихотворения?
  7. Известно, что сам А.А. Блок включил это стихотворение в цикл “Родина”. Оправдан ли разговор об этом стихотворении на сегодняшнем уроке. Мотивируйте свой ответ.

Во время беседы необходимо подчеркнуть следующее: -Тема гибели звучит в стихотворении с первой строфы и проходит через все произведение.

Все детали в стихотворении отражают реалии жизни и выступают как символы, они и создают психологическую атмосферу душевной усталости, безысходности.

— Железная дорога является символом пути жестокого. Тема дороги – это тема жизненного пути человека.

— Олицетворением равнодушной судьбы выступает поезд. Он выступает символом судьбы, о которую разбиваются надежды и мечты. Поезд, вагоны, идущие привычной линией,- это жизнь всего русского народа. Цвет вагонов отображает социальное положение людей.

— “Зеленый огонь светофора” выступает метафорическим образом свободного пути, он открывает путь в будущее, но не для героини стихотворения.

— Примечательно, что в стихотворении появляется образ жандарма, олицетворяющего самодержавную Россию.

В стихотворении запечатлена драма простой девушки, молодой и красивой, перед которой промелькнула жизнь, так и не одарив ее счастьем Сюжет для Блока новый, а смысл произведения все тот же: неосуществимость любви в бездушном обществе. Поэт ясно видел, как быт, пошлость окружающей жизни, обыденность давят на женщину и губят в ней божественное начало, которое она в себе должна нести, воплощение которого так искал А.Блок в жизни и творчестве. Возникает образ женщины на фоне социальных проблем, и горькая действительность все более плотно окружает пыльной завесой светлый образ.

Сам автор включил это стихотворение в цикл “Родина”. Однако речь в нем идет о поруганной мечте, о юности, раздавленной поездом-жизнью, о несостоявшееся судьбе, несостоявшемся счастье. Это еще одна грань женской судьбы. Поэтому вполне уместно вести разговор об этом стихотворении на уроке о любовной лирике А.А.Блока.

Слово учителя. Хотя о теме Родины в лирике А.А. Блока мы будем говорить на следующем уроке, но, говоря о женских образах, невозможно не сказать о России, которая сливается для поэта с прекрасным женским обликом. А.А. Блок относится к ней как к живому существу, как к женщине.

А ты все та же — лес, да поле, Да плат узорный до бровей.

Блок творит свой неповторимый образ Родины – красивой девушки, невесты, возлюбленной. Поэт, вопреки существующей в литературе традиции, обращается к ней не как матери, а как к своей неотделимой “половине”: “О, Русь моя! Жена моя!”. И любит он ее как женщину:

Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые — Как слезы первые любви.

Такой возвышенной любовью любил лирический герой А. Блока когда-то Прекрасную Даму.

14. Подведение итогов.

Какова эволюция темы любви в лирике А.А. Блока?

Какой вывод на основании этого можно сделать о лирическом герое А.А. Блока?

– нарисовать лирического героя А.Блока

Тема любви, занимая большое место в поэзии А.А. Блока, существует не сама по себе, а в тесной связи со сложными философскими вопросами, размышлениями о Родине, о смысле человеческого существования.

15. Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение

Образ Прекрасной Дамы проходит через всё творчество великого поэта. Возникла идея Прекрасной Дамы ещё в юношеские годы. Сначала под влиянием поэзии Жуковского и Фета, а впоследствии, после знакомства с идеями Вл. Соловьёва, провозгласившего первенство Мировой Души, воплощенного в образе Вечной Женственности, окончательно укоренилась в творчестве поэта. Это образ — вера в светлое начало, которое хранит женская сущность. Любая женщина, попавшая в поле зрения поэта, – не что иное, как носительница добра и красоты. А через любовь к ней человек может приблизиться к Мировой Душе. Для А.А.Блока этот образ слился воедино с реальной женщиной — Л.Д.Менделеевой – ставшей невестой, а потом и женой поэта.

Ты – моё Солнце, моё Небо, моё Блаженство… Ты – Звенящая, Великая, Полная Осанна моего сердца бедного, жалкого, ничтожного

– так писал в письме возлюбленной в 1902 году молодой поэт.

Образ Прекрасной Дамы бесплотен. Она – это звуки, краски, предчувствие. В каждом стихотворении цикла мы наблюдаем это ожидание:

Жду прекрасного ангела…Вышли ангела, Боже, с нежно-белым крылом! Но риза девственная зрима… Ждать иль нет внезапной встречи в этой звучной тишине… Я упоён великой тайной… В сердце надежды нездешние… Жду я холодного дня…

Но чаще её образ сумеречен, туманен, во мгле, отдалён и неясен. Лирический герой стремится к Ней, но Она ускользает.

Лирический герой, напротив, смирен, тих, безропотен, он весь в таинственном ожидании божественной любви.

Прекрасная Дама ушла вместе с браком. Как-то сошла на нет. Но это не значит, что она исчезла совсем. Лирический герой Блока говорит:

Как ясен горизонт! И лучезарность близко. Но страшно мне: изменишь облик Ты!

Александр Блок родился в 1880 году. Он воспитывался и рос в доме деда в условиях отлично благоустроенного петербургского барского дома. В семье царили стародавние культурные традиции. Дед Блока А. Н. Бекетов не только сам любил русскую литературу, но и поддерживал личные знакомства со многими писателями того времени. В его доме, к примеру, принимали Гоголя, а с Чеховым велась дружеская переписка. Да и многие члены семьи были прекрасными переводчиками и сами неплохо писали в стихах и прозе. Нет ничего удивительно, что маленький Саша довольно рано начала пробовать себя в поэтическом направлении. С шестнадцати лет Блок пишет уже вполне серьезно.

И вновь, сверкнув из чаши винной, Ты поселила в сердце страх Своей улыбкою невинной В тяжелозмейных волосах.

Вариант 2

Тема любви занимает значительное место в творчестве каждого поэта Серебряного века. Чувство любви – это то самое, до конца не изученное глубинное чувство человеческой души, которое волновало людей во все временные эпохи. Они посвящали ему картины, стихи, другие произведения и не останавливаются на достигнутом даже сегодня. Александр Блок является известнейшим творцом слова русской литературы. Он творил в начале 20-го века. Среди его поэтических произведений имеется не мало стихов, что посвящены любви. В данной статье рассмотрена тема любви в его произведениях.

Эту тему в творчестве Александра Александровича смело можно назвать основополагающей и фундаментальной. Поэт таил в себе от выхода первого цикла стихов до самого последнего сборника трудное для понимания и парадоксальное чувство. Невозможно определить точный путь изменения его, в зависимости от времени.

При этом в стихотворениях Александра Александровича есть какой-то религиозный трепет к даме. Его любовь не связывается с похотью и земными влечениями человека. Он рисует образ женщины, как нечто божественное, недосягаемое, великое и несравненное. В этом нет элементов земного.

Такова любовь в творчестве Александра Александровича.

Образец 4

Каждый поэт писал про любовь. У каждого их них она своя – удачная и трагическая. А любовь невозможна без женщины. Сама жизнь не возможна без женщины.

Молодой Блок считает, что она рождена для любви. Именно этому прекрасному чувству и посвящено раннее творчество поэта. Только женщина может подарить мужчине такую любовь, что ради неё он становится способным перевернуть мир. Он придумал образ Прекрасной дамы. Да, он идеализирует её. Она для него божественна. Именно так он видел свою женщину, как Пигмалион идеализировал свою Галатею.

Теперь его идеал – обычная женщина за столиком в кабаке. Но она не пьяница, она по-прежнему прекрасна. Она проходит между столиков, за которыми сидят пьяные мужики. И оставляет за собой нежный шлейф духов и туманов.

Блок любит не только женщину, но и свою родину – Россию. Для него она, как жена. Россия Блока – это деревни, леса, пригорки. Покосившиеся серые от дождей избы – нищая Россия. Но другой у поэта нет, и он её любит такой, какая она есть.

И если любовь к женщине непостоянна. Столкнувшись с реальностью, она исчезает. То любовь к родине не исчезнет никуда. И она подпитывает Блока своей силой. Именно в ней он черпает вдохновение.

Блок считал, что любовь не только спасёт мир, но и каждого человека в отдельности.

Другие сочинения: ← Хоровод муз (по творчеству Блока)↑ БлокТема революции в поэме Двенадцать →

Сочинение Любовь в творчестве Блока

Александр Блок попал в классику литературы как знаменитый писатель-поэт. Открыв собственную лирическую дорогу книжкой таинственных стихотворений о Прекрасной Даме, Блок закончил личный двадцатилетний творческий процесс в русской словесности инновационным литературным трудом “Двенадцать”.

Начальный этап творческого процесса писателя сосредоточивался на духовных мыслях. В 1904 году он делает серию “Стихов о Прекрасной Даме”, полных опасения и приближения скорого несчастья. Писатель скучает об совершенстве прекрасной половины человечества. Поэтическое произведение предназначено его будущей супруге, которую он сильно любил. Блок со временем становится взрослым, и изменяются его мировоззрение, он осознает, что невозможно убежать в “миры иные”, когда везде развалины, голодание, противоборство, погибель. Проблемы между обычными людьми и аристократией неудержимо проникают в творческий процесс Блока. В стихах “Незнакомка” Блок демонстрирует конфронтацию очаровательной фантазии и безнравственной реальности. Стихи звучат мелодично. Автор показывает поэтичность и музыку одновременно. К тому же сначала Блок документирует в ежедневнике, что только идеал красоты способен победить уродливую жизнь.

Блок собственными стихотворениями не просто убедил всех, что он большой, необыкновенный человек, но и отобразил близкие отношения Мира и Вечного великолепия. Жалко, что он так и не обнаружил своего совершенства на жизненном пути. Л. Д. Менделеева, утомившись от восторженных любовных отношений, сбежала к Андрею Белому, однако сильные поэтические произведения Блока сохранились. Они богаты любовью, молодые девушки знакомятся с реальными, лирическими чувствами, что сильно облегчает наши скучные, полные депрессии и страха, сегодняшние дни.

С чувствами к даме возникает также отображение любви к отечеству. Он называет родину своей женою и что он согласен разделить с ней все предстоящие трудности. Избавляясь от могущества символизма, Блок рвался продолжать традиции великой русской литературы, считавшей, что ее миссия – помогать людям. Блок независим и уникален. В его стихотворениях изображены индивидуальные стороны духовного существования большого количества людей, надежды общественных изменений. Писатель с большой эмоциональностью мечтал видеть в личности независимого создателя своей действительности. Весь жизненный путь Блока пропитан надеждою об совершенной личности, которая не содержит в себе двойственность и сомнения. Преклонение Прекрасной Даме означало несогласие перед плебейской повседневностью существования. Недосказанность, таинственность цикла о любовных отношениях заставляет призадуматься над загадками людской жизни.

“Незнакомка” — это порыв способный создавать мечты, изменяющий все вокруг. Масштабность душевных волнений писателя выбирает главные темы в его лирической поэзии. Блок умер в раннем возрасте, однако его поэтические произведения будут интересны всем людям, так как они облегчают и преображают людям жизнь.

Каждому человеку в той или иной степени свойственно чувство прекрасного, стремление к красоте. Во все времена олицетворением этого была женщина, о чём мы можем судить по древним мифам и легендам. Особый культ женщины, дамы сложился в Средние века, в эпоху рыцарства. Вспомним Дон Кихота, который во имя своей Дульсинеи совершал самые разные, порой фантастические и нелепые поступки. Великие Данте и Петрарка в возвышенных, восторженных стихах увековечили образы своих возлюбленных Беатриче и Лауры.

В русской поэзии серебряного века культ женщины воплотился прежде всего в поэзии и философии Владимира Соловьёва. В его представлении женщина олицетворяла образ Мировой Души, Вечной жены, Софии Премудрой, была символом гармонии, разума, любви и красоты. Культ Вечной Женственности получил дальнейшее развитие в творчестве Александра Блока, для которого Владимир Соловьёв стал духовным учителем. Именно Блоку принадлежат необыкновенно лирические и нежные стихи о Прекрасной Даме.

Мне всё равно — Вселенная во мне…

Этот идеальный мир Блок противопоставляет реальному. Именно в царстве идеального он ищет спасения от пошлости и грубости земного существования:

Мои огни горят на высях гор —

Всю область ночи озарили.

Но ярче всех — во мне духовный взор

Я только жду условного виденья,

Чтоб отлететь в иную пустоту…

Во многих стихах цикла образ Прекрасной Дамы бестелесен, зыбок, едва уловим, воспринимается не столько зрением (внутренним), сколько слухом (также внутренним):

Ветер принёс издалёка

Звучные песни твои…

А в лицо мне глядит озарённый

Только образ, лишь сон о Ней.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Поэт понимает, что земное воплощение мечты невозможно без разрушения идеала.

Мы встретились с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив.

Личный опыт каждого человека помогает выстроить понимание загадочного чувства, называемого любовью. Эта тема в литературе является самой многогранной. Мнение А.А. Блока об этом прекрасном чувстве менялось на протяжении всего периода творчества. Автор рос, развивался, и вместе с этими изменениями тема любви раскрывалась для него с разных сторон.

В его первых стихотворениях тема любви звучит с трепетом и восторгом. На тот момент он был влюблен в Любовь Менделееву, и все творения посвящал ей. Блок описывает абсолютно чистую любовь к прекрасной девушке, которую он не смеет нарушить близким знакомством. Герой Блока чаще всего наблюдает за девушкой со стороны. Поэт рисует идеальный, обожествленный образ, называет возлюбленную мадонной, пречистой девой. Блок видит любовь сквозь призму своих религиозных чувств – герой в стихотворениях преклоняется перед ней, как пред чем-то великим и в то же время прекрасным. Ранние произведения Блока более возвышенные, в них нет примитивности, приземленности. Тема любви у Блока строится на недосказанности, он дает читателю возможность задуматься над тайной бытия.

На протяжении творческого пути Блок пытался понять, что для него есть любовь, ведь на каждом этапе жизни она была разной.

2 вариант

Любовь - это одно из таких чувств, которому многие поэты посвящали огромнейшее количество своих стихотворений. Даже в настоящее время, время технологий, умной техники, никто не может объяснить – что же это за чувство? Как и откуда оно появляется? И почему после себя оставляет такую неизлечимую боль?

Александр Александрович Блок – один из самых именитых поэтов начала XX века. Является автором образа известной всем Прекрасной дамы. В творчестве поэта тема любви занимает важнейшее место. Все мысли, чувства, страдания лирического героя мы видим именно через эти сердечные стихи.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

Начинал творческий путь Александр Александрович Блок сборником загадочных стихов о Прекрасной Даме, а завершил свое творчество произведением "Двенадцать".

Таким образом, сделаем вывод. Тема любви достаточно противоречива у Блока. В самом начале своего творчества поэт был вдохновлен образом идеальной дамы, а, уже немного повзрослев, увидел жестокую реальность. Однако, неизменно, оставалось у автора чувство любви лишь к Родине, придававшее ему силы.

Сочинение Любовь в творчестве Блока

Жизнь Александра Блока была трудной и витиеватой. И не для кого не секрет, что все свои эмоции и переживания, в том числе, и любовные, все поэты переносят на бумагу. Вот и Блок не исключение.

Его творчество можно разделить на 3 этапа, и все они связаны исключительно с женщинами, и его любви к ним.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Согласитесь. Это так похоже на трепетную юношескую влюбленность, робкую, иногда даже безответную.

Но и история любви поэта и его жены Людмилы оказалась палкой о двух концах. То ли не выдержав сложного характера Александра Александровича, то ли оони оба уже выросли из этих чувств, женщина уходит от него к на тот момент очень перспективному писателю Андрею Белому. И этим всем событиями видно отражение в творчестве Блока.

Александр Блок ушел из жизни весьма молодым, но он так и остается символом Серебряного века русской литературы.

Вариант 4

Александр Александрович Блок – поэт, который часто обращался к теме любви в своей лирике. Он был влюблен в Любовь Дмитриевну Менделееву, поэтому произведения искусства часто были посвящены именно этой женщине. В Прекрасной Даме сочиталась загадка, красота и гармония. Блок жил ожиданиями и желаниями, но боялся быть отвергнутым. Он любил как женщину, перед которой нужно преклоняться и которой нужно восхищаться. Его любовь к Менделеевой можно назвать неземным и божественным чувством.

Л.Д. Менделеева была для А.А. Блока чем-то сверхъестественным. Он восхищался этой женщиной, знал, что она близко, но в то же время понимал, что недосягаема. Именно возможность восхищаться женщиной и чувствовать, что она близко, дало начало многим шедеврам поэзии Блока. Он видел, как быт и будни меняют женщин в худшую сторону, поэтому хотел сделать все для своей возлюбленной.

А.А. Блок всегда на собственном жизненном пути мечтал найти свой идеал, родственную душу, но, к сожалению, ему так и не удалось найти ту, которая будет с поэтом и в радости, и в горе. Любовь Менделеева не выдержала, устала от божественной любви Блока и ушла от него к Андрею Белому. Несмотря на боль и разочарование, стихи великолепного Александра Блока остались.

Любовь к Менделеевой переплеталась с любовью к Родине в совершенных произведениях. Он хотел служить Родине, вопреки тому, что все его переживания и мысли были только о Прекрасной Даме. Александр Александрович взрослел, развивался, и его взгляды на жизнь кардинально менялись. Он не мог спокойно наблюдать за тем, что вокруг смерть, голод и страдания.

Блок искал пути к реальной жизни, на которых его ожидали разочарования, взрывы отчаяния, попытки пересмотра своих жизненных целей и т.д. Но поэту удалось доказать, что он – глубокий человек с большим сердцем. Александр Александрович Блок в своих произведениях показал, какой он человек, как он относиться к народу и любви. Он провел параллель между красивым, прекрасным и тем, что действительно важно: помощь народу, который так нуждается в спокойствии и мире.

Несмотря на то, что жизнь поэта-лирика оборвалась очень рано, популярность стихотворений Александра Александровича Блока не угасает и в наше время. Он всегда воспринимал все происходящее вокруг него чувствами. Поэтому его произведения искусства наполнены загадками, мистицизмом и имеют невероятную притягательность.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема любви в творчестве Блока

Популярные сегодня темы

Каждый этап в природе значителен и уникален. Все с нетерпением ожидают зимних праздников. В сердце детей и взрослых чувствуется ощущение сказочного превращения. С трепетом встречается первый снег, после тёмных, дождливых, ненастных дней.

Если сравнивать лирику этих великих русских поэтов, то нужно сказать, что лично мне более близок Лермонтов. Всё ,что будет написано здесь – это моё личное мнение.

Максим Горький тот человек, который не стеснялся описывать жизнь такой, какая она есть на самом деле. Автор делает очень большое ударение на трудности и невзгоды, которые выпали на долю многих людей.

Любовная тема всегда занимала одно из главенствующих мест в русской поэзии. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев, А. Толстой отдавали свою поэтическую дань этому прекрасному чувству: их стихи вошли в антологию русской поэзии о любви. Любовь к избраннице высекала искру вдохновения, и в огне вспыхнувшего пламени рождались шедевры любовной лирики. Чтобы лучше понять автора и его творение, нужно установить, из чего возник замысел, как он воплотился.

Прав был Блок, когда писал, что любовную лирику следует рассматривать как дневник, написанный

стихами.
Первые стихотворения Блока о любви – возвышенно-восторженные. Они связаны с именем Л. Д. Менделеевой, в которую он был влюблен (“Дева”, “Заря”, “Величавая Вечная Жена”, “Непостижимая”, “Стихи о Прекрасной Даме” и другие). В молодые годы, до женитьбы на Л. Д. Менделеевой, увлекшись элегантной, красивой дамой, на двадцать лет старше его, Блок писал стихи, посвящая их К. М. С., то есть Ксении Михайловне Садовской (“Я думал, что умру сегодня к ночи…”, “Помнишь ли город тревожный…”, “Аметист”, “Твой образ чудится невольно…” и другие).
В 1904 году выходит

сборник стихотворений Александра Александровича Блока “Стихи о Прекрасной Даме”. И здесь впервые появляется образ возлюбленной, который впоследствии будет развиваться и трансформироваться в лирике поэта. В названии и основной идее первой книги лежит философская концепция Владимира Соловьева – идея понимания Бога, мировой души как женщины – Прекрасной Женственности.
Весь цикл “Стихов о Прекрасной Даме” объединен одним важным мотивом идеальной любви-стремления. Любовь здесь не страстный порыв, а почти платоническое, воздушное чувство. Образ Героини очень возвышен. Героиня никогда не называется по имени, обращение к ней очень уважительное.

Автор называет ее “Царевна Сама”, “Закатная, Таинственная Дева”, “Белая Ты”, “Заря, Купина”, “Прекрасная Дама”, “Величавая Вечная Жена”. Хотя лирический герой и обращается к героине “Ты”, но это местоимение практически всегда пишется со строчной буквы.
Вообще, женщина в лирике Блока занимает особое место. Женский образ у поэта всегда символичен и не похож ни на одну реально существовавшую женщину. В цикле “Стихи о Прекрасной Даме” образ возлюбленной идеализирован. Перед нами предстает не настоящий человек, а “милый образ, нежный сон”.

Эта женщина даже не материализована. Мы не находим в цикле ни одной приметы ее реального существования, ни одного физического признака. Центральное стихотворение цикла “Предчувствую тебя. Года проходят мимо…” раскрывает нам призрачность образа возлюбленной:
…Все в облике одном предчувствую тебя.
Стихотворением 1925 года “Незнакомка” открывается новый этап в миропонимании Блока. Женский образ теперь погружается в конкретную реальность. Еще не совсем уйдя от образа Прекрасной Дамы, Блок помещает ее в мещанскую бытовую обстановку. Мир красоты и гармонии, недостижимый в пошлой реальности, связывается с образом женщины.

Любовь здесь все еще можно охарактеризовать, как, пусть уже и не такое возвышенное, чувство стремления.
В следующем цикле стихов о любви – “Снежная маска” – образ возлюбленной и чувство к ней становится уже совершенно другим. Этот цикл посвящен Наталье Николаевне Волоховой – актрисе театра В. Ф. Комиссаржевской. В этом цикле появляется очень интересный образ змеи, соотнесенный с образом возлюбленной: “в тяжелозмейных волосах”, “змеишься”, “на конце ботинки узкой дремлет тихая змея”. Этот образ-символ заставляет нас вспомнить сказку Гофмана “Золотой горшок” и, вообще, говорит о заколдованности, таинственности, мистичности образа возлюбленной:
Но для меня неразделимы
С тобою – ночь и мгла реки…
Женщина в этом цикле любима уже не платонической любовью, поэтому так часто в цикле встречается и мотив страстного поцелуя. Хотя сам автор намекает нам на то, что это чувство скорее не любовь, а игра: “Я опрокинут в темных струях / И вновь вдыхаю, не любя…” Отсюда – символ маски. Снег и снежные бури говорят нам об отсутствии того теплого и солнечного чувства, которым был пронизан цикл “Стихи о Прекрасной Даме”.
Тема страстной любви, “цыганской стихии” получила отражение в цикле “Кармен”, посвященном оперной певице Любови Александровне Дельмас (стихотворения “Последнее напутствие”, “Королевна”, “Я помню нежность ваших плеч…”, “Была ты всех ярче, верней и прелестней…”, поэма “Соловьиный сад”).
Буйство красок и страстей характеризует этот цикл. И в нем мы видим, конечно, уже совсем другое раскрытие образа. Во-первых, Блок вводит портретные черты героини: “золото кудрей”, “зубов жемчужный ряд”, чуткость нервных рук и плеч.

Во-вторых, это уже совсем другая, демоническая женщина.
Что общего у этого образа с Прекрасной Дамой, Незнакомкой и женщиной-змеей? Образ Кармен также символичен. Он сплетает в себе три линии: черты реальной женщины, черты героини Мериме и черты героини оперы Бизе. Новая трактовка в развитии этого женского образа в том, что Блок видит в ней равного себе человека.

Кармен похожа на него, так как также живет ситуацией двоемирия. Мир Кармен Блок делит на “здесь” и “там”.
Образ возлюбленный в лирике Блока плавно развивается от призрачного и воздушного существа до огненно-демонической женщины. При этом он как бы материализуется, то есть, приобретает физические и материальные признаки. Но при этом основой блоковских женских образов всегда остается их символичность.

Читайте также: