Образ современного человека в поэзии тютчева сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Творчество Федора Ивановича Тютчева многогранно и разнообразно. В его поэзии можно встретить произведения различных направлений - от любовной лирики до гражданской. Но все же у большинства людей творчество Тютчева ассоциируется именно с пейзажной лирикой. Недаром его называют вдохновенным певцом природы. Однако произведения, посвященные природе, помимо описания красоты и неповторимости явлений в различные времена года, несут в себе глубокий философский смысл, что переплетает в лирике Ф.И. Тютчева философское и пейзажное направление. В таких произведениях поэт размышляет о мире и человеке, о тайнах природы и об извечных проблемах бытия. Таким образом, в стихотворениях Тютчева проходят параллели между тремя понятиями: человеком, природой и Вселенной.

Многие писатели и поэтыв своем творчестве преподносили свое видение взаимодействия природы, человека и Вселенной.

На такое явление у Федора Ивановича Тютчева тоже было свое мнение. Несомненно, поэт считал, что между явлениями природы, Вселенной и человеком существует неразрывная связь. В своей поэзии Тютчев определял человека как часть природы, такую же, как и другие ее составляющие, не больше и не меньше. Сам человек не может ставить себя выше природы, также как и не может познать всех ее тайн. Примером такого видения взаимодействия человека и природы является стихотворение "Probleme": ". Сорвался ль он с вершины сам собой, иль был незринут волею чужой. Столетье за столетьем пронеслося, никто еще не разрешил вопроса. ". В этом произведенииавтор делает акцент на невозможности человека познать природу и сущность бытия, подчернивая, что человек не является всесильным.

Также в своем творчестве Ф.И. Тютчев проводит параллели между человеческой жизнью и существованием Вселенной. Поэт сравнивает эти два понятия по основному признаку - цикличности. Те явления, которые мы наблюдаем каждый день, Тютчев сопоставляет с существованием, жизнью и деятельностью человека.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, чточеловек природа и Вселенная в тютчевской лирике очень тесно взаимосвязаны и меют множество общих черт.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Лирика Федора Ивановича Тютчева – многолика. Она представлена в пейзажной, гражданской, любовной и философской тематике. Тем не менее, в своем творчестве Ф. И. Тютчев уделяет большое внимание именно теме любви. Разнообразие лирики автора тесно переплетается между собой, создавая его неповторимый стиль.

Вдохновение для любовной лирики поэт черпал в собственной личной жизни, ведь в его душе бушевали сильные страсти. Некоторая интимность личных переживаний и их выражения на бумаге стала характерной особенностью любовной лирики.

Стихотворения Тютчева передают все самое светлое, чем автор жил, этими прекрасными моментами он и хотел поделиться с читателями. Недаром А. С. Кушнер говорил о том, что Тютчев не писал стихи – он проживал их, каждой частицей своей души.

Сочинение 2

Все россияне со школы знают поэзию Тютчева. Его стихотворения с первых строк западают в душу. В каждой строчке много чистых и свежих мыслей. В его работах простое описано красивым словом.

Произведений у писателя много и они все отличаются друг от друга. Любовь предстает в разнообразных образах. Весна у поэта является порой пробуждения, зарождением нового, а осень временем подведением итогов. В его лирике природа описана красиво и поэтично. В произведениях происходит объединение человек с природой.

В работах он сравнивает любимую женщину и весну. Вся его поэзия стремится к правде. Главной чертой лирики Тютчева считается психологизм, с его помощью он описывает душу человека. Природу он использует для передачи красочных моментов жизни.

Своеобразное отношение к природе дает четкую границу между обывательским и поэтическим восприятием. Поэт обладал умением отыскивать потаенное и не всегда заметное для простого человека. Он говорил о том, что в природе есть душа и свобода. А любовь имеет свой таинственный язык.

Ф. И. Тютчев тонко чувствует природу и четко выражает эмоции.

Но любовная лирика тянется через все его творчество. О ней он пишет до конца своих дней.

С большой художественной наблюдательностью и любовью автор пишет поэтические картины времен года, которые остаются в памяти на всю жизнь.

Хоть писатель описывал в основном природу, его произведения не отличаются скукой. Даже в наше время они проникают в самую душу. Феноменом его творчества является умение создавать переливы между внешним миром и внутренней жизнью. Он воспринимал мир всей своей человеческой душевной организацией.

Сочинение на тему Поэзия Тютчева

XIX век сохранил для современного читателя ярчайшие произведения великих людей, одним из которых является Тютчев. Поэзия этого человека несравнима с сочинениями других поэтов.

Одним из интересных замечаний после знакомства с поэзией Тютчева является то, что этот человек многогранен. Изображая природные явления, он представляется художником-пейзажистом, рассказывая о любви – тонким психологом. При этом природа и человек связаны у него тонкими, но прочными нитями, находятся в единстве. Это знаток души человека, без его внимания не остается ни образ весенней грозы, ни любовных страданий. Поэзия не лишена философских размышлений о смысле человеческого существования на земле, о трагизме в отношениях мужчины и женщины. Однако каждая строка поэта – это благодарность всему, что окружает его, гимн своей стране.

Таким образом, каждое сочинение Федора Иваовича Тютчева не может оставить равнодушным читателя. Это связано и с умением поэта использовать разные художественно-выразительные средства, и желанием показать настоящую природу родного края, человеческие чувства, чтобы читатель смог понять его мысли. Каждое событие в жизни человека, в природе становится праздником для любителей стихотворений, который в результате имеет разный финал.

Лирика Тютчева

Лирика Тютчева

Популярные сочинения

Учитель это очень важная, благородная и ответственная профессия. Если честно я восхищаюсь теми людьми, которые выбрали педагогический путь, ведь это огромный труд

Область литературы и искусства настолько огромна, что достаточно сложно будет посчитать все произведения, которые когда – либо были написаны или созданы человеком. Оно и понятно, ведь искусство и творчество преследует человека

Тютчевское восприятие природы во многом определяет его понимание человека: человек, особенно в раннем творчестве поэта, почти не выделен из природного мира или отделен от нее тончайшими, легко преодолимыми гранями. У раннего Тютчева можно найти стихотворение, лирический сюжет которого – метаморфоза: превращение любимой в предметы, окружающие ее: в цветы – гвоздики и розы, в пляшущие пылинки, в звон арфы, во влетевшего в комнату мотылька:

О, кто мне поможет шалунью сыскать,
Где, где приютилась сильфида моя?
Волшебную близость, как благодать,
Разлитую в воздухе, чувствую я.

Гвоздики недаром лукаво глядят,
Недаром, о розы, на ваших листах
Жарче румянец, свежей аромат:
Я понял, кто скрылся, зарылся в цветах!

Как пляшут пылинки в полдневных лучах,
Как искры живые в родимом огне!
Видал я сей пламень в знакомых очах,
Его упоенье известно и мне.

Влетел мотылек, и с цветка на другой,
Притворно-беспечный, он начал порхать.
О, полно кружиться мой гость дорогой!
Могу ли, воздушный, тебя не узнать!

В стихотворениях Тютчева образы из природного и человеческого мира как бы подменяют друг друга, прежде всего потому, что человеческая жизнь, по Тютчеву, подчиняется тем же законам, что и жизнь вселенной, существование которой определяется движением солнца: утро сменяется днем, день – вечером, вечер – ночью, восход – закатом. Так и человеческая жизнь движется от утра – детства, к вечеру – старости.

Эта метафора: утро-молодость, вечер-старость обретает особенную значимость в лирике Тютчева. Причем, стихотворения, где поэт использует этот образ, представляют развертывание природных образов, превращаются в пейзажную зарисовку. Так, вспоминая о Жуковском, Тютчев пишет:

Я видел вечер твой. Он был прекрасен!
В последний раз прощаяся с тобой,
Я любовался им: и тих, и ясен,
И весь насквозь проникнут теплотой.
О, как они и грели и сияли –
Твои, поэт, прощальные лучи.
А между тем заметно выступали
Уж звезды первые в его ночи.

Здесь человеческая старость предстает как картина прекрасного вечера: с медленно заходящим солнцем, тихо греющим своими лучами. Еще одна тютчевская метафора: человек – утренняя звезда – также развертывается в описание жизни – предрассветного часа природы:

Я знал ее еще тогда
В те баснословные года,
Как перед утренним лучом
Первоначальных дней звезда
Уж тонет в небе голубом.

И все еще была она
Той свежей прелести полна,
Той дорассветной темноты,
Когда, незрима, неслышна,
Роса ложится на цветы.

Ты волна моя морская,
Своенравная волна,
Как, покоясь иль играя,
Чудной жизни ты полна!

Ты на солнце ли смеешься,
Отражая неба свод,
Иль мятешься ты и бьешься
В одичалой бездне вод, –

Сладок мне твой тихий шепот,
Полный ласки и любви;
Внятен мне и буйный ропот,
Стоны вещие твои

О вещая душа моя,
О сердце, полное тревоги –
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия.

Так ты – жилица двух миров,
Твой день – болезненный и страстный.
Твой сон – пророчески-неясный,
Как откровение духов.

Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые –
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.

Тютчев одним из первых русских поэтов обратился к описанию таинственной жизни души, столь противоречивой, столь разной – днем и ночью, как различен и сам мир – ночной и дневной. Душа ночная волнуема страстями и искушениями, душа дневная жаждет очищения и искупления греховных ночных устремлений.

подо льдистою корой
Еще есть жизнь, еще есть ропот –
И внятно слышится порой
Ключа таинственного шепот!

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, –
Любуйся ими – и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, –
Питайся ими – и молчи.

Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, –
Внимай их пенью – и молчи.

О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем так сетуешь безумно.
Что значит странный голос твой,
То глухо-жалобный, то шумно?
Понятным сердцу языком
Твердишь о непонятной муке –
И роешь, и взрываешь в нем
Порой неистовые звуки.

О! страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый!
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
Из смертной рвется он груди,
Он с беспредельным жаждет слиться.
О! бурь заснувших не буди –
Под ними хаос шевелится.

Не Богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые и злые, –
Все было ложь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.

Поистине, как голубь, чист и цел
Он духом был; хоть мудрости змииной
Не презирал, понять ее умел,
Но веял в нем дух чисто голубиный.
И этою духовной чистотою
Он возмужал, окреп и просветлел.
Душа его возвысилась до строю:
Он стройно жил, он стройно пел.

Мы скажем: будь нам путеводной,
Будь вдохновительной звездой –
Свети в наш сумрак роковой,
Дух целомудренно-свободный,

Умевший все совокупить
В ненарушимом, полном строе,
Все человечески-благое,
И русским чувством закрепить

С поэзией Федора Ивановича Тютчева у каждого поколения читателей связаны свои воспоминания. Но я не знаю человека, которому была бы не знакомая эта лирика. В детстве мы читаем стихотворение на детских праздниках:

Зима недаром злится

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

А впоследствии нас начинают влечь другие его строки:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

И здесь мы видим другого Тютчева, выразителя человеческих

чувств и певца природы, лирика, мыслителя, чей талант направлен на воспевание высокой красоты и духовности. От самого начала своего творчества Федор Тютчев определился как представитель философской поэзии, в которой осмысливается жизнь вселенной и таинство бытия. В сравнении с вечным обновлением природы человек являет собой “злак земной”:

Смотри, как на речном просторе,

По склону вновь оживших вод,

Во всеобъемлющее море

За льдиной льдина вслед плывет.

Для выражения сложного мира человеческой души поэту часто приходится использовать образы природы: солнце, голубое небо, пение деревьев,

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами;

Настанет ночь – и звучными волнами

Стихия бьет о берег свой.

То глас ее: он нудит нас и просит…

Уж в пристани волшебный ожил челн;

Прилив растет и быстро нас уносит

В неизмеримость темных волн.

В своих строках автор вроде бы исследует человека и природу, состояние человеческой души и состояние природы, наблюдает каждое движение внутренней жизни, битья сердец – природы и человека. Хочется проникнуть в эти таинственные порухи, наблюдать за странными, возвышенными и трепетными явлениями. И невольно прислушиваешься к своему внутреннему состоянию, к битью собственного сердца, и, в то же время, к жизненным силам природы за окном жилища.

Хотя идея сопоставления внутреннего состояния человека явлениям природы в поэзии не новая, она существовала до Тютчева, однако именно он проследил и воспроизвел таинственные порухи души через зримое развитие явлений природы.

Лирика Ф. И. Тютчева являет собой чрезвычайное сочетание зримых примет внешнего мира и того субъективного впечатления, которое производит на поэта мир:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Приход весны поэт видит в первому зеленеющему листочку, разгар августа чувствует в медовому дыханию гречихи.

Главнее всего, что Тютчев умов не просто передать красоту окружающего мира, а дал возможность читателю почувствовать эту красоту.

Федор Иванович Тютчев никогда умышленно не прибегал к звуковой стороне стихотворения, однако язык звуков был ему близкой и понятной.

Певучесть есть в морских волнах,

Гармония в стихийных спорах,

И стройный мусикийский шорох

Струится в зыбких камышах.

Эти строки являются своеобразным отпечатком не только внешнего бока естественных явлений, но и собственное естество человека, и собственные ощущения. Но есть еще один аспект творчества Тютчева: читая его строки, чувствуешь единство красок и звуков в отображении определенного явления. Лирик Федора Ивановича Тютчева помогает увидеть внешний мир глазами художника, где пейзажи, написанные из натуры, содержат и мысль, и чувство, и настроение, и размышления.

Читайте также: