Образ сада в поэзии есенина сочинение

Обновлено: 04.07.2024

В этом стихотворении сосредоточилось все, что мне дорого в поэзии Есенина. Его любовь к родной земле, к родному краю осветила многие стихи. Она продолжается и в нас. В этом стихотворении звучит и особая есенинская грусть — безысходная и вместе с тем освещенная надеждой.

Вторая строфа — пример афористически емкого словесного выражения жизненного пути человека:

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

Но вновь поэт утверждает, что не все — тлен, ведь природа вечна:

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Постоянные образы Есенина: странник, покинутый дом, голубой пруд как деталь среднерусского пейзажа, — на этот раз спутники не только лирического героя, но и каждого человека.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер вдаль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветъ.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

. сходства, нельзя отождествлять лирического героя и С.А. Есенина. Поэту важно было передать не какие-то автобиографические черты, а отношение к происходящему. Как видим, в образе главного . Есенин, наделяя своего персонажа собственными чертами, не ставил перед собой цель рассказать историю своей жизни, поэтому героя поэмы Сергея нельзя называть Сергеем Александровичем Есениным. Понравилось сочинение? .

В последней строфе внутреннее, лирическое движение сюжета стихотворения завершается: героем уже владеет не чувство тоски и одиночества (третья и четвертая строфы), а приходит просветленная грусть.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком…

Отговорила милым языком.

Для Есенина природа — это вечная красота и источник вечной гармонии мира. Именно так воспринимаем мы стихи поэта о родной природе, о философии жизни, именно так возвышенно действуют они на нас.

Примеры похожих учебных работ

Образ лирического героя в поэзии лермонтова

. Образ лирического героя в поэзии Лермонтова Другие сочинения по теме: Глубина чувства лирического героя в поэзии Владимира . у Пушкина лирический герой меняется на протяжении творческого пути. Мир лирического героя Лермонтова составляет постоянная .

Лирический герой Блока: характеристика лирического героя

Сочинение про лирического героя

. строфе стихотворения Блок формулирует противоречивую сущность характера своего лирического героя, который сочетает в себе несовместимое: Простим угрюмство . мужественное и жертвенное ее приятие. Лирический герой в поэзии Блока сочинение 11 класс А. А. .

. лирического героя и С.А. Есенина. Поэту важно было передать не какие-то автобиографические черты, а отношение к происходящему. Как видим, в . поэтому героя поэмы Сергея нельзя называть Сергеем Александровичем Есениным. Понравилось сочинение? А вот еще: .

Основные мотивы лирики Блока. Образ лирического героя

Сергей Есенин, будучи человеком, рожденным в деревне, с большой нежностью и трепетом относился к родной природе. В его стихотворениях она не просто фон для основного действия. Природа выступает как самостоятельный лирический герой.

Очень часто у Есенина можно проследить сопоставление смены времен года с этапами человеческой жизни. Молодость для него — это весна, зеленая, яркая, свежая, непоседливая. А осень поэт сравнивает со старостью. Опадающие деревья устали, поля, с которых убрали весь урожай, тоже хотят поскорее отдохнуть под снежным одеялом. А зима — это смерть, вечный ледяной покой, холодная безжизненная равнина. Зима наступает неумолимо, но в то же время ее все ждут, потому что без смерти невозможно новое рождение весной.

2 вариант

Есенин писал о любви, себе и природе. Наверное, таковы основные векторы концентрации его поэтического внимания. При этом тема природы является основополагающей не только как содержательная часть и просто предмет, о котором следует сочинять, Сергей Александрович использует природу, как часть собственного мировоззрения и идеологии.

К примеру, в стихах близких к началу 20-х годов, когда он окончательно порвал с деревне, появляются образы разрушения природы и печали о природе. Поэт видит, как наступают новые времена, когда больше не будут простые руки собирать хлеба, теперь наступает эра комбайнов, период, когда жать будут железные кони и многое канет в Лету. Конечно, речь не просто об индустриализации, но об уходе старого уклада и с этим люди в каком-то смысле теряют часть собственной души.

Не сказать, чтобы Есенин был благосклонен к революции, он не вступал в открытые конфликты, но мог себе позволить откровенно высказываться и не подстраивать свою позицию под требования времени. Он видел смену эпохи комплексно, как тотальный переход и утрата природы в том смысле, в котором ее видел простой русский человек, в котором созидал природное пространство, являлась частью общего перехода, который совершала Россия. Если раньше и эти детали часто прослеживаются в есенинской лирике, природа была живой и насыщенной, то наступали времена узурпации и использования, обезличивания.

Безусловно, даже поверхностное наблюдение позволяет выделить основные ассоциативные ряды, которые использует поэт, работая с лирикой на тему природы: природа как храм, природные процессы как служба в храме, природа как живое существо, частое использование антропоморфных сравнений для различных феноменов, восприятие сходное пантеистическому или чем-то подобному, обращение к древней, вероятно, во многом языческой, коренной деревенской символики и верованиями, которые с течением эпох прочно интегрировались в православное мировидение, которое и давало ассоциацию природа – храм и вечное богослужение, которое совершается в мире, внешние выглядящее как природные процессы.

Все эти образы, водоем-купель или кадящие облака, ну и даже банальные купола небес, на мой взгляд, являются удивительно красивыми и нежными. Тот, для кого природа – храм не станет относиться к этому потребительски, как минимум, он высадит там красивый вишневый сад. Тем не менее, под завершение своего творчества образы русской природы уходят из лирики Есенина и, вероятно, по причине ухода самой природы, остаются метафоры и персидские мотивы, впрочем, тоже в основном метафорические.

Сочинение Тема природы в лирике Сергея Есенина

Тема природы описана всеми русскими писателями в любых жанрах произведений, будь-то стихи, поэма, рассказ или повесть.

Не исключением стал и Сергей Александрович Есенин. В его ранних произведениях широко раскрыта тема русской природы, ее живой образ, ее душа и красота. Она занимает одно из ключевых мест в его творчестве.

Есенинская природа сама по себе одушевлена, ее мотивы мелодичны и прекрасны.

Подобранный эпитет к образам довольно точен и тонко подмечен. Они способны воссоздать и воспроизвести живую картину перед читателем. И отнюдь автор никоем образом не старался приукрасить и использовать несвойственные природе аспекты. Наоборот природа описана в естественных красках, проста и незамысловата, именно та какая нас окружает.

Есенин пытается донести в нас умение замечать природу естественной и загадочной, любить ее такой, какая она есть, подмечая красоту русской природы родного края, даже в самых простых вещах.

Облака, плывущие по небу непременно похожи на кружевной ситец, но плывут они по родному небу над родной землей. Поля, засеянные хлебом пусть и не так урожайны, как хотелось бы, но все же они выращены в родном краю.

Есенин в своих произведениях чудесным образом объединяет образы людей, образы животных, растительный мир - здесь они воплощение единого целого, которое не может существовать друг без друга.

В строчках улавливается невероятная теплота и любовь которую испытывает поэт к природе своего края.

Также Есенин не обделяет своим вниманием и животных. Он разговаривает с ними, вступая в диалог, и животные отвечают ему взаимностью, даря теплоту и нежность. Так собака Качалова Джим предстает перед нами в образе былого друга и соратника. Эта дружеская беседа отдает теплотой двух приятелей, в разговорах на серьезные различные темы, такие как любовь, жизнь, дружба. Автор доверяет ему самые сокровенные мысли.

Единение с природой нераздельно. Он вместе с ней мечтает о будущем, вспоминает прошлое, радуется, грустит и плачет.

Есенин показывает, что человек та же часть природы, как любое другое существо. И чтобы быть ее частью необходимо быть и жить в мире и гармонии с природой, с окружающим миром, который также нуждается в помощи и заботе.

Лирическая поэзия Есенина призывает любить и ценить окружающую природу всему человечеству.

Образец 4

В творчестве каждого писателя образ природы имеет определенное значение. В лирике С. Есенина природа – это неотъемлемая часть жизни поэта, так как она помогает понять смысл существования. Мир природы в его сочинениях яркий, запоминающийся, реалистичный.

Рассматривая раннюю лирику поэта, можно говорить о том, что центральное место отводится в каждом стихе именно природным явлениям. В более поздних текстах человек становится главным образом. Привлекательно то, что в каждом его четверостишии есть упоминания о привычных всем животных, растениях, явлениях окружающего мира. Но в каждом из них Есенин видит необыкновенный источник радости. Зоря, реки, насекомые, луга также как и люди наделены разными чувствами, о которых читатель узнает благодаря олицетворениям – способностью страдать, грустить, радоваться.

Таким образом, любое обращение Есенина к образам природе – это диалог с ними. В этой беседе чувствуется взаимное уважение, защита и понимание друг друга. Каждый природный образ занимает достойное место в творчестве поэта, занимая место главного героя. Именно так проявляется искренняя любовь поэта как тонкого ценителя красоты природы к родному краю.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема и образ природы в лирике Сергея Есенина

Популярные сегодня темы

Вода – это основополагающий ресурс, поддерживающий биологические процессы в организме живых существ. С детства нам известно, что человек способен прожить без жидкости не более шести дней

Во все времена любовной тематикой интересовались философы и литераторы. Поэтам и писателям удавалось отразить свои рассуждения о любви, они выясняли ее происхождение или воспринимали как нечто обычное

Мне кажется, жизнь всегда ставит перед нами выбор, и именно этот регулярный выбор определяет человека, и он непрестанно решает каким быть, каким образом действовать. Быть может, незначительные детали кажутся чем-то малосущественным

Когда мне исполнилось 6 лет, я пошла в первый класс. Я очень стеснялась знакомиться с ребятами, поэтому стояла в сторонке. Спустя некоторое время ко мне подошла женщина и спросила, почему я не общаюсь с ребятами

Гончаров вводит в свое произведение Обломов образ Захара не напрасно. Это не только верный слуга, который приносит барину одежду по утрам, укоряет за непомерные траты и осведомляется

Казанцева Галина Дмитриевна

ВложениеРазмер
obrazy_derevev_v_poezii_s.a.esenina.doc 101.5 КБ
titulnyy_list_s._esenin.doc 448.5 КБ

Предварительный просмотр:

2. Народные источники поэзии С.Есенина…………………………………………………3

3. Психологический параллелизм…………………………………………………………. 3

4. Деревья в поэтическом мире С.Есенина…………………………………………………4

6. Образы деревьев в поэзии С.Есенина……………………………………………………10

Русская поэзия двадцатого века дала миру немало блистательных имен. В этом списке великих имен Есенина занимает одно из первых мест.

Осень, ясень, осенний цвет.

Что – то есть в нем от русских песен –

Поднебесье, тихие веси, сень березы

Что-то есть в нем и от весенней

Грусти, юности, чистоты…

Всей России встают черты…

Фамилия Есенин – русская, коренная, в ней звучат языческие корни – Овсень, Осень, Ясень, связанные с плодородием, дарами земли, с осенними праздниками.

В современной поэзии существует удивительная легенда о Есенине, как явлении природы. Многоголосая и разветвляющаяся, она словно пытается убедить нас в том, сто русская природа в дополнении к своим рощам закатам, озерам и пашням приобрела теперь и Есенина – свою певчую душу.

Есенин – нежное имя,

Уже в начале творчества Есенин заявил о своей связи с русской природой. Причем самым главным звеном в этой цепи считается дерево.

В растительном мире С. Есенина представлено двадцать пород деревьев (черемуха, береза, клен, ольха, липа, и др.) Все они неповторимы, все живут и органически вплетаются в поэтическую ткань стихов.

В русской поэзии образам деревьев принадлежит исключительно важная роль, что обусловлено и природными факторами и фольклорно – обрядовыми традициями

Какие деревья считаются наиболее поэтическими в России?

На первом месте береза, на втором сосна, потом идут дуб, рябина, тополь, клен, липа.

Часто встречаются образы цветущих и плодоносящих деревьев и кустарников: сирень, черемуха, виноград, яблоня, вишня.

2. Народные источники поэтики Есенина

Полыхают зори, курятся туманы,

Над резным окошком занавес багряный.

Вьются паутины с золотой повети.

Где – то мышь скребется в затворенной клети…

Родная земля дала ему большее - народный взгляд на жизнь, наделила народной мудростью, теми представлениями о добре и зле, о правде и кривде, о счастье и несчастье, которые вырабатывались народом в течение столетий. Ему не надо было искать путей к душе народа – он сам по праву ощущал себя одним из ее носителей. Она жила в нем, была впитана со всем крестьянским обиходом родного села, с теми песнями, поверьями, частушками, сказаниями, которые он слышал с детства и которые были главным родником его творчества. Он говорил и пел теми словами, которые поет народ. И его собственные стихи стали этой песней нежной и ласковой, грустной и раздольной, вобравшей в себя все многообразие чувств и переживаний народа.

3. Психологический параллелизм

Я хотел бы стоять как дерево,

При дороге на одной ноге.

Как дерево роняет тихо листья,

Так роняю грустные слова

4. Деревья в поэтическом мире

Изображение собственных переживаний через картины родной природы, естественно, привело поэта к тому, что мы называем очеловечиванием природы. Этот прием издавна известен народному творчеству. Но и здесь Есенин пошел по пути оригинального развития этой поэтической способности. Если в народном творчестве, как правило, олицетворяются стихийные силы природы (вьюга злится, ветер гуляет, солнце улыбается и т.п.) , то в поэзии Есенина мы находим дальнейшую конкретизацию этого поэтического приёма

Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком

Спит черемуха в белой накидке

Где на поляне клен танцует пьяный.

Природа у поэта способна поступать как человек. О деревьях перед окнами родной избы говорится:

Там теперь такая же осень…

Клен и липы в окна комнат,

Ветки лапами забросив,

Ищут тех, которых помнят.

Через все творчество поэта проходит образ русской березки.

О. тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?

О чем звенит песок?

Иль хочешь в косы - ветви

Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну

Твоих древесных дум,

Я полюбил – печальный

Твой предосенний шум…

На пушистых ветках

В сонной тишине,

И горят снежинки

В одном из последних стихотворений у Есенина есть строки:

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

В этой березе, возникшей под самый конец жизни, отчетливо читается и та береза, с которой он впервые выступил в печати, и многие другие обращения к этому образу.

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

Высокий, могучий, цветущий – характерные эпитеты дуба . Крепость ствола, могучая крона, выделяет дуб среди других деревьев, делая, как бы царем древесного царства.

Под Маврикийским дубом

Сидит мой рыжий дед…

Введение Маврикийского дуба в это стихотворение на случайно, так как в нем говорится о Родине:

О Родина, счастливый

И несходный час!

Этот дуб как бы обобщает всё то, о чем хотел написать поэт в этом произведении, то, что семья – это самое главное, сто может быть у человека.

Задрожали дубы столетние,

На дубах от свиста листья валятся.

Это произведение можно поставит в один ряд с русскими былинами о богатырях. Илья Муромец и другие богатыри, шутя, играючи валили дубы.

Оттого – то в сентябрьскую склень

На сухой и холодный суглинок,

Головой размозжась о плетень,

Облилась кровью рябина.

Буйство красок, веселье. Это самое яркое из деревьев, пылающее всеми оттенками багряного цвета. Вместе с тем в рябине угадывается та горечь и грусть, которая вообще неотделимы от русской природы.

Нагляднее всего запечатлен образ клена как деревенского парня, гуляки, ухажера в стихотворении.

«Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге.

Как будто бы на корточки погреться,

Присел наш клен перед костром зари.

Хвойные деревья передают иное настроение и несут иной смысл, чем лиственные: не радость и грусть, не различные эмоциональные порывы, но скорее таинственное молчание, оцепенение, погруженность в себя.

Сосны и ели представляют собой часть угрюмого, сурового пейзажа, вокруг них царит глушь, сумрак, тишина. Несменяемая зелень вызывает ассоциации хвойных деревьев с вечным покоем, глубоким сном, над которым не властно время, круговорот природы.

Словно белою косынкой

Понагнулась как старушка,

Оперлася на клюку…

Лес, где живет героиня, сказочный, волшебный, тоже живой, как и она.

Дремлет лес под сказку сна…

Ветер – певун с завываньем кликуш

Мчится в лесную дремучую глушь.

Роща грозится еловыми пиками…

Ели и сосны здесь олицетворяют злое, недоброжелательное пространство, нечистую силу, живущую в этой глуши.

Образ сада в поэзии С. Есенина — рассуждения, анализ, аргументы и характеристики. Русский язык и литература для школьника

То сучья золотых стволов,

Как свечи, теплятся пред тайной,

И расцветают звезды слов

На их листве первоначальной.

Поэзия великого русского поэта С. Есенина чрезвычайно близка к народной, настолько она задушевна, мелодична, образна. Из каждого есенинского стихотворения нам улыбается природа: лесами, лугами, озерами…

В своем творчестве С. Есенин предстает перед нами как молодой, но мудрый философ. Он часто сравнивает человека с деревьями, цветами, словно желая показать, что все мы – дети одной природы и законы, действующие в мире, распространяются и на человека. Жизнь, по Есенину, – это цветущий весенний сад, и люди здесь – одни из самых прекрасных плодов.

Вижу сад в голубых накрапах,
Тихо август прилег ко плетню.
Держат липы в зеленых лапах
Птичий гомон и щебетню.

Образ сада у Есенина многозначен. Лирический герой в стихотворениях поэта часто отождествляется с листьями, цветами, деревьями и, благодаря этому, как ненужную ношу, сбрасывает ограничения, накладываемые человеческим телом: лучше видит и слышит, глубже чувствует, чаще прикасается к истине и Богу.

Хорошо под осеннюю свежесть
Душу яблоко ветром стряхать
И смотреть, как над речкою режет
Воду синюю солнца соха.

Олицетворение – любимый художественный прием С. Есенина. С его помощью природа в стихотворениях поэта оживает, помогает ему, предупреждает об опасности, дает возможность лучше выразить свои чувства и мысли. Сам поэт растворяется в окружающем мире, превращаясь в единое целое с травами, полями, листвой.

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь нагнувшись под метелью белой?… Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.

Друг детства Есенина К. Цыбин вспоминал, что даже в детстве цветы для поэта были живыми друзьями, с которыми можно общаться, печалиться, делиться надеждами. В последние годы жизни Есенин создает целый цикл стихов “Цветы”, в котором делится своими мыслями о человеке, смысле его жизни, любви.

А люди разве не цветы?
О милая, почувствуй ты,
Здесь не пустынные слова. Как стебель тулово качая
А эта разве голова
Тебе не роза золотая? Цветы людей и в солнь и в стыть
Умеют ползать и ходить.

Цветы – живые, и потому все они разные, как и люди. Но цветы могут расцветать каждую весну, осыпаясь осенью, человеку же дана лишь одна жизнь, смысл которой – любовь.

Я милой голову мою
Отдам, как розу золотую.

И все же человек – дитя природы, поэтому у каждого в жизни есть своя пора: время цветения – весна, зрелости – лето, увядания или плодоношения – осень и суровая снежная зима, закономерно завершающая этот круг.

Все мы яблоко радости носим,
И разбойный нам близок свист.
Срежет мудрый садовник осень
Головы моей желтый лист.

Есенин считает, что не стоит жалеть о том, что вся жизнь осталась позади, ведь есть воспоминания, в которых жива молодость. Природу не переделаешь, все имеет свой конец.

Вот так же отцветем и мы
И отшумим, как гости сада…
Коль нет цветов среди зимы,
Так и грустить о них не надо.

Читайте также: