Образ русского народа в литературе сочинение

Обновлено: 18.05.2024

Иногда говорят, что идеалы русской классики слишком далеки от современности и недоступны нам. Идеалы эти не могут быть недоступными для школьника, но они для него трудны. Классика – и это мы пытаемся донести до сознания наших учащихся - не развлечение. Художественное освоение жизни в русской классической литературе никогда не превращалось в эстетическое занятие, оно всегда преследовало живую духовно-практическую цель. В.Ф. Одоевский так сформулировал, например, цель своей писательской работы: “Мне бы хотелось выразить буквами тот психологический закон, по которому ни одно слово, произнесённое человеком, ни один поступок не забываются, не пропадают в мире, но производят непременно какое-либо действие; так что ответственность соединена с каждым словом, с каждым, по-видимому, незначащим поступком, с каждым движением души человека”.

При изучении произведений русской классики стараюсь проникнуть в “тайники” души учащегося. Приведу несколько примеров такой работы. Русское словесно - художественное творчество и национальное ощущение мира уходят настолько глубоко своими корнями в религиозную стихию, что даже течения, внешне порвавшие с религией, всё равно оказываются внутренне с нею связанными.

Ф.И. Тютчев в стихотворении “Silentium” (“Молчание!” - лат.) говорит об особых струнах человеческой души, которые молчат в повседневной жизни, но внятно заявляют о себе в минуты освобождения от всего внешнего, мирского, суетного. Ф.М.Достоевский в “Братьях Карамазовых” напоминает о семени, посеянном Богом в душу человека из миров иных. Это семя или источник даёт человеку надежду и веру в бессмертие. И.С.Тургенев острее многих русских писателей чувствовал кратковременность и непрочность человеческой жизни на земле, неумолимость и необратимость стремительного бега исторического времени. Чуткий ко всему злободневному и сиюминутному, умеющий схватывать жизнь в её прекрасных мгновениях, И.С. Тургенев владел одновременно родовой особенностью любого русского писателя-классика – редчайшим чувством свободы от всего временного, конечного, личного и эгоистического, от всего субъективно-пристрастного, замутняющего остроту зрения, широту взгляд, полноту художественного восприятия. В смутные для России годы И.С. Тургенев создаёт стихотворение в прозе “Русский язык”. Горькое сознание глубочайшего национального кризиса, переживаемого тогда Россией, не лишило И.С. Тургенева надежды и веры. Эту веру и надежду давал ему наш язык.

Русский реализм способен видеть ещё и нечто незримое, что возвышается над видимым миром и направляет жизнь в сторону добра.

В одну из бессонных ночей, в нелёгких раздумьях о себе и опальных друзьях была создана Н.А. Некрасовым лирическая поэма “Рыцарь на час”, одно из самых проникновенных произведений о сыновней любви поэта к матери, к родине. Поэт в суровый судный час обращается за помощью к материнской любви и заступничеству, как бы сливая в один образ мать человеческую с Матерью Божьей. И вот совершается чудо: образ матери, освобождённый от тленной земной оболочки, поднимается до высот неземной святости. Это уже не земная мать поэта, а “чистейшей любви божество”. Перед ним и начинает поэт мучительную и беспощадную исповедь, просит вывести заблудшего на “тернистый путь” в “стан погибающих за великое дело любви”.

Крестьянки, жёны, и матери, в поэзии Н.А. Некрасова в критические минуты жизни неизменно обращаются за помощью к Небесной Покровительнице России. Несчастная Дарья, пытаясь спасти Прокла, за последней надеждой и утешением идёт к Ней. В тяжёлом несчастье русские люди менее всего думают о себе. Никакого ропота и стенаний, никакого озлобления или претензий. Горе поглощается всепобеждающим чувством сострадательной любви к ушедшему из жизни человеку вплоть до желания воскресить его ласковым словом. Уповая на божественную силу Слова, домочадцы вкладывают в него всю энергию самозабвенной воскрешающей любви: “Сплесни, ненаглядный, руками,/ Сокольим глазом посмотри,/Тряхни шелковыми кудрями,/ Сахарны уста раствори!” (Некрасов Н.А. Полн. собр. соч. и писем: В 15 т.-Л. 1981.-Т.2).

В поэме “Мороз, Красный нос” Дарья подвергается двум испытаниям. Два удара идут друг за другом с роковой неотвратимостью. За потерей мужа её настигает собственная смерть. Но всё преодолевает Дарья силой духовной любви, обнимающей весь Божий мир: природу, землю- кормилицу, хлебное поле. И умирая, она больше себя любит Прокла, детей, труд на Божьей ниве.

Это удивительное свойство русского национального характера народ пронёс сквозь мглу суровых лихолетий от “Слова о полку Игореве” до наших дней, от плача Ярославны до плача героинь В. Белова, В. Распутина, В. Крупина. В. Астафьева, потерявших своих мужей и сыновей.

Итак, изображение русского национального характера отличает русскую литературу в целом. Поиски героя, нравственно гармоничного, ясно представляющего себе границы добра и зла, существующего по законам совести и чести, объединяют многих русских писателей. Двадцатый век (особенная вторая половина) ещё острее, чем девятнадцатый, ощутил утрату нравственного идеала: распалась связь времён, лопнула струна, что так чутко уловил А.П.Чехов (пьеса “Вишнёвый сад”), и задача литературы - осознать, что мы не “Иваны, не помнящие родства”.

Особо хочу остановиться на изображении народного мира в произведениях В.М. Шукшина. Среди писателей конца двадцатого века именно В.М. Шукшин обратился к народной почве, считая, что люди, которые сохранили “корни”, пусть подсознательно, но тянулись к духовному началу, заложенному в народном сознании, заключают в себе надежду, свидетельствуют о том, что мир ещё не погиб.

Своеобразие народного мира отображает тип героя, созданный Шукшиным,- герой- “чудик”, персонаж, непохожий на всех остальных, духовно связанный с народной почвой, вросший в неё. Эта связь неосознанная, однако, именно она делает героя особенным человеком, воплощением нравственного идеала, человеком, в котором заключена надежда автора на сохранение традиций и возрождение народного мира. “Чудики” часто вызывают ироническую улыбку, даже смех читателей. Однако их “чудаковатость” закономерна: они смотрят вокруг широко открытыми глазами, их душа чувствует неудовлетворённость действительностью, они хотят изменить этот мир, улучшить его, но в их распоряжении средства, которые непопулярны среди людей, хорошо усвоивших “волчьи” законы жизни. Говоря о “чудиках”, останавливаемся на рассказе “Чудик”, героя которого звали Василий Егорыч Князев, а работал он киномехаником, но эти скупые факты биографии мы узнаём только в конце рассказа, потому что эта информация ничего не добавляет к характеристике персонажа. Важно то, что “с ним постоянно что-нибудь случалось. Он не хотел этого, страдал, но то и дело попадал в какие-нибудь истории - мелкие, впрочем, но досадные”. Он совершает поступки, вызывающие недоумение, а иногда даже недовольство.

Анализируя эпизоды, связанные с его пребыванием в гостях у брата, мы улавливаем ту нравственную силу, которую дала ему народная почва. Чудик сразу чувствует ненависть, волны злобы, которые исходят от невестки. Герой не понимает, за что его ненавидят, и это очень его беспокоит.

Чудик уезжает домой, в свою деревню, его душа плачет. Но в родной деревне он почувствовал, насколько он счастлив, насколько мир, с которым он связан, близок ему, питает его такую чистую, ранимую, непонятую, но столь необходимую миру душу.

Герои-“чудики” объединяют множество рассказов Шукшина. На уроках анализируем рассказы “Стёпка”, “Микроскоп”, “Верую” и другие. Герою- “чудику” противопоставлен “крепкий мужик”, человек, который оторван от народной почвы, которому чужда народная нравственность. Данную проблему рассматриваем на примере рассказа “Крепкий мужик”.

Завершая разговор об изображении народного мира В.М. Шукшиным, мы приходим к выводу, что писатель глубоко постиг природу русского национального характера и показал в своих произведениях, о каком человеке тоскует русская деревня. О душе русского человека В.Г. Распутин пишет в рассказе “Изба”. Писатель обращает читателей к христианским нормам простой и аскетической жизни и одновременно, к нормам храброго, мужественного делания”, созидания, подвижничества. Можно сказать, что рассказ возвращает читателей в духовное пространство древней, материнской культуры. В повествовании заметна традиция житийной литературы. Суровая, аскетическая жизнь Агафьи, её подвижнический труд, любовь к родной земле, к каждой кочке и каждой травинке, возведшие “хоромины” на новом месте – вот моменты содержания, роднящие рассказ о жизни сибирской крестьянки с житием. Есть в рассказе и чудо: несмотря на “надсаду”, Агафья, построив избу, проживает в ней “без одного года двадцать лет”, то есть будет награждена долголетием. Да и изба, поставленная её руками, после смерти Агафьи будет стоять на берегу, будет долгие годы хранить устои вековой крестьянской жизни, не даст им погибнуть и в наши дни.

Сюжет рассказа, характер главной героини, обстоятельства её жизни, история вынужденного переезда - всё опровергает расхожие представления о лености и приверженности к пьянству русского человека. Следует отметить и главную особенность судьбы Агафьи: “Здесь (в Криволуцкой) Агафьин род Вологжиных обосновался с самого начала и прожил два с половиной столетия, пустив корень на полдеревни”. Так объясняется в рассказе сила характера, упорство, подвижничество Агафьи, возводящей на новом месте свою “хоромину”, избу, именем которой и назван рассказ. В повествовании о том, как Агафья ставила свою избу на новом месте, рассказ В.Г.Распутина подходит близко к житию Сергия Радонежского. Особенно близко – в прославлении плотницкого дела, которым владел добровольный помощник Агафьи, Савелий Ведерников, заслуживший у односельчан меткое определение: у него “золотые руки”. Всё, что делают “золотые руки” Савелия, сияет красотой, радует глаз, светится. “Сырой тёс, а как лёг доска к доске на два блестящих, играющих белизной и новизной ската, как засиял уже в сумерках, когда, пристукнув в последний раз по крыше топором, спустился Савелий вниз, будто свет заструился над избой и встала она во весь рост, сразу вдвигаясь в жилой порядок”.

Не только житие, но и сказка, легенда, притча отзываются в стилистике рассказа. Как и в сказке, после смерти Агафьи изба продолжает их общую жизнь. Не рвётся кровная связь избы и Агафьи, её “выносившей”, напоминая людям и по сей день о силе, упорстве крестьянской породы.

В начале века С. Есенин назвал себя “поэтом золотой бревенчатой избы”. В рассказе В.Г. Распутина, написанном в конце XX века, изба сложена из потемневших от времени брёвен. Только идёт сияние под ночным небом от новенькой тесовой крыши. Изба - слово-символ - закрепляется в конце XX века в значении Россия, родина. С символикой деревенской реалии, с символикой слова связан притчевый пласт рассказа В.Г. Распутина.

Итак, в центре внимания русской литературы традиционно остаются нравственные проблемы, наша задача – донести до учащихся жизнеутверждающие основы изучаемых произведений. Изображение русского национального характера отличает русскую литературу в поисках героя, нравственно гармоничного, ясно представляющего себе границы добра и зла, существующего по законам совести и чести, объединяют многих русских писателей.

В литературных произведениях мы находим изображение людей, их образа жизни, чувств. К XVII—XVIII векам в России сложилось два класса: крестьяне и дворяне — с совершенно непохожей культурой, менталитетом и даже языком. Именно поэтому в произведениях одних русских писателей изображение крестьян есть, а у других — нет. Например, Грибоедов, Жуковский и некоторые другие мастера слова не касались в своих произведениях темы крестьянства.

Однако Крылов, Пушкин, Гоголь, Гончаров, Тургенев, Некрасов, Есенин и другие создали целую галерею бессмертных образов крестьян. Их крестьяне очень разные люди, но есть и много общего во взглядах писателей на крестьянина. Все они были единодушны в том, что крестьяне — труженики, творческие и талантливые люди, безделье же ведет к моральному разложению личности.

Крестьяне у русских писателей обладают богатым внутренним миром: они умеют любить. В этом же произведении Пушкин показывает образ крепостного Савельича, который, хотя и раб по положению, наделен чувством собственного достоинства. Он готов отдать жизнь за своего молодого барина, которого воспитывал. Этот образ перекликается с двумя образами Некрасова: с Савелием, богатырем святорусским, и с Яковом верным, холопом примерным. Савелий очень любил своего внука Демочку, присматривал за ним и, явившись косвенной причиной его смерти, ушел в леса, а потом в монастырь. Яков верный любит своего племянника так же сильно, как Савелий любит Демочку, и любит своего барина, как Савельич любит Гринева. Однако если Савельичу не пришлось пожертвовать жизнью ради Петруши, то Яков, раздираемый конфликтом между любимыми им людьми, покончил жизнь самоубийством.

Русские писатели были единодушны в том, что в большинстве своем крестьяне имеют талант, достоинство, творческое начало, трудолюбие. Однако среди них есть и такие люди, которых нельзя назвать высоконравственными. Духовное падение этих людей в основном происходило от безделья и от материальных благ, нажитых на несчастьях окружающих.

4 примера сочинений на тему лучшие качества русского народа в

Некрасов и Лесков - одни из первых авторов, изобразивших в своих произведениях не светскую жизнь, а простой народ.

И описывая правдиво и реалистично, они показали лучшие черты русских людей: их трудолюбие, терпение, стойкость, любовь к родине. В ужасных условиях работали мужики на строительстве железной дороги, и тем не менее они построили ее.

Сейчас такой труд назвали бы героическим. Ведь многие из них так и остались лежать в земле там, где работали.

А если говорить про Левшу, то можно назвать еще и такое достоинство, как одаренность.

При этом Левша был очень скромным и совершенно не тщеславным.

Трудно сказать, можно ли назвать доверчивость однозначно положительным качеством, но то, что оно присутствовало у главных героев этих произведений, -- это несомненно. Легко их было обмануть.

Конечно, достоинства неотделимы от недостатков, например, такого, как пьянство, которое было, пожалуй, одним из самых распространенных пороков простого народа в России в то время.

И о нем тоже упоминают авторы, объективно описывая и условия, в которых этот порок "процветал".


Пример сочинения 2

Прославленные мастера русского слова Н.А. Некрасов и Н.С. Лесков показывают в своих произведениях трудолюбие народа, его добросовестность, сообразительность, талантливость. Изображая трудовой народ, авторы сочувствуют бесправию и незащищённости наших мастеров и осуждают эксплуатацию народа.

Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной.
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мёрзли и мокли, болели цингой.

Автор с болью и гневом осуждает жестокую эксплуатацию народа. В этом произведении обличается государственный произвол и подчеркивается несправедливость по отношению к бедным людям.

Таким образом, мы видим, что оба автора прославляют трудолюбивый народ и осуждают власть тиранов, показывают реальное положение народа.


Пример сочинения 3

Что видит автор в простых русских людях? Какими качествами восхищается?

Тульский оружейник от природы умен и любознателен, эти качества стали основой его самообразования.

Левша добрый и не злопамятный. Несмотря на грубость и бесцеремонность Платова, он не держит на него обиды.

Тульский умелец – настоящий патриот: он всегда помнит о родине, православной вере и своих родителях. У левши особенно трепетное отношение к русской земле и традициям, поэтому он не мыслит своей жизни за границей и все время рвется на родину.

Левша – простой, искренний, доброжелательный человек, таков и собирательный образ народа.

Авторская симпатия по отношению к левше видна, даже когда герой пьянствует. По пути в Англию левшу не кормят, а только поят вином, на обратном пути – тоже. Левша скучает по родине и от тоски затевает с английским шкипером спор, кто больше выпьет. Допились приятели до того, что увидели чертей, вылезающих из морских волн. По приезде в Россию состояние тульского оружейника становится совсем плачевным, в итоге он погибает. Прямой причиной является пьянство, а косвенной – неоказание помощи и жесткое обращение: в России не принято церемониться с простолюдином. Такое пьянство – общая беда народа, и происходит оно не от хорошей жизни.

Раскрывая образ левши, автор подчеркивает, что русский характер имеет в себе немало прекрасных черт, однако это совершенно не ценится государством. Русский народ благодаря трудолюбию, таланту, преданности отечеству, доброте и скромности мог стать гордостью страны и сотворить немало прекрасного. Однако положение простого человека остается рабским, ничтожным. Автор грустит о судьбе великого народа, который влачит жалкое существование.


Пример сочинения 4

Схожесть проблематики произведений Н. С. Лескова и Н. А. Некрасова заключается в том, что писатели хотели показать свое отношение к народу. Авторы восхищаются мастерством простого русского человека, с любовью описывают народные образы. Особенно подчеркивается любовь русского народа к труду. Это является одним из основных качеств мужика.

Общность произведений проявляется в том, что народ всегда является мастером своего дела. Именно народ создает что-то новое для жизни всей страны. У Н. А. Некрасова это железная дорога, у Н. С. Лескова – труд тульских мастеров, воплотившийся в подкованной блохе.

Несправедливость

Трагичная судьба

Герой Н. С. Лескова трагично погибает в финале произведения. Смерть Левши является символичной при обозначении образа всего народа. Пока у власти будут стоять бездушные чиновники, люди, подобные Левше, будут умирать каждый день.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Изображение русского национального характера у авторов второй половины XIX века.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,

Коль карать, так уж за дело,

Коль простить, так всей душой,

Коли пир, так пир горой!

Русские авторы второй половины девятнадцатого века, следуя традициям реалистической школы, стремились изобразить Россию, типические характеры её населения во всей полноте, с запечатлением как положительных, так и отрицательных черт, в отличие от тех же славянофилов и западников, которые видели лишь что-то одно. Такие классики, как Некрасов, Лесков, Салтыков-Щедрин особенно пытались уловить в своих произведениях весь русский национальный характер в его многогранности, широком разбросе; проникнуть взглядом в глубину “широкой русской души”. Для данных авторов едина мысль о том, что именно этой “особенной статью”, близостью порока и благочестия в одной личности, удалостью, где граничат щедрость и убийство, русский человек отличается от других.

В качестве основных черт бытописатели отмечали простодушие, близкое к наивности, прямоту, набожность, соединенную с опасной суеверностью, скрытую физическую и духовную силу, талантливость и изобретательность, а вместе с тем “темноту” и безграмотность, любовь к веселью, но с условием, что можно напиться до потери сознания, терпение переносить самые суровые условия, доходящее до рабского послушания, и лихачество, когда всё зависит от такой мелочи, как запятая в предложении “Казнить нельзя помиловать”.

В пример можно привести главного героя повести Николая Лескова “Очарованный странник”, Ивана Северьяныча. Словно могучий древний богатырь, он без роптанья превозмогал тяготы своих странствий, находя опору в вере. Его смекалка часто спасала его из самых трудных ситуаций- как-то Иван Северьяныч смог сбежать из татарского плена, использовав индийские фейерверки и притворившись богом Талафой. Мужчина искренно и глубоко полюбил цыганку Грушу и до последнего старался скрасить её существование, защитить. Странник, узнав, что у престарелой пары забирают в солдаты единственного сына, пошел вместо него без какой-либо платы, а из чисто человеческого сострадания. Между тем, он совершил немало ошибок в своей жизни. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Из-за молодецкой удалости он, будучи подростком, хоть и нечаянно, но всё же убил невинного человека. Иван Северьяныч любил выпить, причем он пропадал на несколько дней, не заботясь о своей работе. Также он без какой-либо милости выпорол кошку и отрубил ей хвост топором, когда та съела голубенка. Напившись и влюбившись, он за один вечер потратил баснословную сумму в увеселительном доме.

Герои тезки Лескова, Некрасова, из поэмы “Кому на Руси жить хорошо?”, также обладали свойственной русскому характеру двойственностью. В той же главе “Крестьянка” мы видим такого положительного героя, как Марфа Тимофеевна, которая, желая спасти мужа от солдатщины, будучи на позднем сроке беременности, показала невероятную стойкость, мужество, отправившись ночью, в мороз, в одиночку, в город за несколько километров от своего села просить помощи губернатора. В такую трудную минуту её поддерживала чистая, глубокая вера в Бога. Но эта же самая вера и суеверность показана и с другой стороны- во время голода в деревне, где жила “Губернаторша”, крестьяне убили женщину просто за то, что она надела чистую рубаху в Рождество, что было запрещено приметой.

Другой русский классик, посвятивший себя изображению народной жизни-это Салтыков-Щедрин. Хоть он в своих историях прибегал к гиперболе, метафоре и иронии, это только помогло ему полнее и ярче зарисовать типичных представителей русского общества в остро-сатирической форме. В “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” мужик-олицетворение народа- благодаря смекалке и умелости смог прокормить на необитаемом острове двух прожорливых господ, сделать различные средства выживания и в конечном счете отвезти их домой на вручную собранном плоту. Но этот же мужик безропотно подчинялся беспомощным чиновникам-самодурам, ругавшим его по всякому поводу- он даже сам свил веревку, на которую они его посадили, чтобы он не убежал. И за все труды мужика благородные генералы наградили его рюмкой водки да пятоком серебра, и он, скорее всего, не расстроился.

В итоге, в своих произведениях такие писатели второй половины девятнадцатого века, как Лесков, Некрасов и Салтыков-Щедрин старались изобразить русский национальный характер в его главном габаритном размере- ширине. Они пытались запечатлеть народную душу, где две абсолютные крайности-стороны одной медали, и от высокого душевного порыва до убийства лежит один шаг. Их герои неоднозначны и полны противоречий, имея в себе примеси белого и черного, добра и зла, причем все это уходит в абсолют. Поэтому хорошие поступки сменяются плохими, а одно явление можно рассматривать с разных сторон, так как оно по разному влияет на судьбы людей. Хоть каждый из вышеуказанных авторов и применял разные художественные средства и предпочитал разные жанры, сквозь их творения проходит единая мысль о том, что русский характер невероятно глубок, что он вбирает себя все крайности, давая возможность совершать невероятные, немыслимые во всех смыслах поступки, этим отличая русский народ от всех других.

Читайте также: