Образ непростого простого человека в рассказах шукшина сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Ценность земли определяется людьми, которые эту землю населяют и нередко мы можем видеть скептическое отношение к простому человеку. Шукшин сам был выходцем из деревни, который многого достиг, получил образование. Поэтому он мог довольно ясно представлять себе разницу этих миров города и деревни.

Скептическое отношение, которое указано ранее, обуславливается во многом отсутствием полного понимания суть человека. К примеру, при поверхностном взгляде главный герой рассказа Мастер Семка Рысь является типичным забулдыгой. Может быть он и довольно ценный работник, но помимо работы он с удовольствием прикладывается к бутылке, довольно много шкодит, дебоширит, в общем, практически полностью нивелирует приносимую пользу своим отрицательным поведением.

Тем не менее, следует посмотреть немного глубже и понять кем именно является этот человек. Его поведение обуславливается неизрасходованной энергией, которую следовало бы пустить в более приемлемое русло.

Семка Рысь получает возможность заняться продуктивным делом, он хочет восстановить храм. Более того, он не просто решает заняться восстановлением этого храма, но и проникает в суть мыслей прежнего строителя, который специальным образом выбирал определенную форму, для того чтобы создать оптимальное здание на относительно небольшом пространстве. Таким образом главный герой рассказа становиться частью этой красоты, традиции.

Казалось бы, такая деятельность может вызвать только одобрение других людей и в действительности одобрение появляется, оно возникает у читателей рассказа, которые искренне сочувствуют главному герою. Только вот, если говорить о героях самого рассказа, то там ситуация обстоит полностью иным образом. Семке не дают возможности заняться делом, так как храм является копией.

Отсюда возникает снова разочарование, которое выливается в весьма деструктивное поведение. Несмотря на высокие нравственные порывы, главный герой не просто не может выполнить полезное дело, но и существенным образом разочаровывается в целесообразности таких порывов, он перестает ездить к храму, когда проезжает, то отворачивается и старается всячески избегать мыслей об этом.

Шукшин вкладывает весьма глубокий смысл в этот рассказ, если присмотреться, внешне не особенно приятные люди могут оказаться носителями красоты.

Язык рассказа

Рассказы В.М. Шукшина написаны народным языком. За основу языка автор берет устное народное творчество (рис. 2).


Рис. 2. Слова В.М. Шукшина о народном творчестве


Рис. 3. Слова из интервью В. Шукшина

Образ чудика в рассказах Шукшина

Сюжет

В рассказе перед нами предстает обычная семья. Глава семьи, столяр Андрей Ерин, –скорее ремесленник, чем мастер. Его работа не вызывает у него интереса, он работает так, чтобы получить зарплату. Имеет трех детей, жена не работает. Денег маловато, но на водку Ерин средств не жалеет. В его жизни нет увлечений.

Старший сын, пятиклассник, часто вслух учил уроки. Однажды, услышав от него про микробов, Ерин заинтересовался и очень захотел купить себе микроскоп (рис. 4):


Рис. 4. Отрывок из рассказа

Сто двадцать рублей в те времена были серьезной суммой, реакция жены была соответствующей (рис. 5):


Рис. 5. Отрывок из рассказа

Читатель не подозревает, что деньги потрачены на идею, которая в голове Андрея Ерина зрела давно. У каждого из героев свое мнение, своя правда. Мнение жены (рис. 6):


Рис. 6. Правда жены

Понять жену можно, но жизнь Ерина меняется с появлением микроскопа. Его образование закончилось в седьмом классе школы, в жизни он ни на что не мог рассчитывать, кроме неинтересной работы. В нем просыпается интерес исследователя (рис. 7):


Рис. 7. Отрывок из рассказа

Этот свет от появления радости в его жизни (рис. 8):


Рис. 8. Отрывок из рассказа

Читатель наблюдает за диалогом (рис. 9):


Рис. 9. Отрывок из рассказа

Жизнь Андрея Ерина изменилась: вернулся интерес. После того как в доме появился микроскоп, возникла увлеченность, то, что потерял герой рассказа в своей работе (рис. 10):


Рис. 10. Отрывок из рассказа

В его жизни появляются эмоции, появляется уважение окружающих. Деревенский народ воспринимает его как ученого (рис. 11):


Рис. 11. Отрывок из рассказа

Все рушится, когда жена узнает, что микроскоп – это не премия, а деньги, снятые со сберегательной книжки.

Для героя рассказ заканчивается почти трагично (рис. 12):


Рис. 12. Отрывок из рассказа

Герои рассказа

Это тем более обидно, что люди вокруг Сёмки все хорошие, но тоже как бы недостойные своего призвания: и подкаблучник писатель, и зажатые большевистскими рамками священники, и областные чиновники, всецело зависимые от московского начальства.

Характеристика героев текста

Образ Чудика

Внутренний портрет персонажа

Центрального персонажа своего творения писатель именует Чудиком. Писатель говорит, что таким было прозвище, которым наградила мужчину супруга. Автор говорит, что прозвище носит скорее негативный характер, чем положительный. Таким образом, Шукшин определяет своего героя как чудика, странного человека:

Жена называла его – Чудик. Иногда ласково. Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось. Он не хотел этого, страдал, но то и дело влипал в какие-нибудь истории – мелкие, впрочем, но досадные…

Чудик произведение

Произведение Чудик

Будучи маленьким мальчиком, герой хотел работать сыщиком или шпионом: Обожал сыщиков и собак. В детстве мечтал быть шпионом…

Внешность Чудика

Мужчина простой, лишенный злобы взрослый ребенок. Душевные качества героя подчеркиваются его внешностью. Писатель награждает персонажа круглым мясистым лицом, такими же круглыми сине-белыми глазами:

Чудик пытался строго смотреть круглыми иссиня-белыми глазами При этом круглое мясистое лицо его, круглые глаза выражали в высшей степени плевое отношение к дальним дорогам…

Шукшин лишает героя умения шутить. Чудик старается мимикрировать под других людей: уважать горожан, не бояться дальних дорог и т. д. Вопреки детскому портрету Чудика, на самом деле ему уже пошел 39-й год:

Было ему тридцать девять лет от роду…

Отношения героя с людьми

Зрелость не сказалась на Чудике. Герой похож на подростка, потому что хочет производить на окружающих людей впечатление. Персонаж старается быть веселым и остроумным. Однако у мужчины нет способности к остроте:

Он совсем не умел острить, но ему ужасно хотелось стал быстро соображать, как бы повеселее, поостроумнее сказать этим, в очереди, про бумажку…

Герой попадает в неудобные для себя ситуации, в которых чувствует себя дурачком. Мужчина боится людей. Этот страх распространяется даже на собственную супругу. Такое отношение напоминает детский страх перед родителями. Жена понимает, что муж боится ее, поэтому порой поднимает на него руку.

Общество видит простой характер Чудика. Люди стремятся учить мужчину жизни, делать замечания. При этом Чудик отличается угодливостью в отношении людей. Герой пытается помогать окружающим. Но помощь часто оборачивается противоположным эффектом. Чудик видит, что вставная челюсть соседа по самолету упала на пол. Мужчина подает вещь пассажиру, но он злится на Чудика:

Лысый читатель искал свою искусственную челюсть. Чудик отстегнул ремень и тоже стал искать. – Эта?! – радостно воскликнул он, И подал. У читателя даже лысина побагровела. – Почему обязательно надо руками трогать? – закричал он шепеляво. Чудик растерялся…

К произведению Чудик

Он дома так разрисовал печь, что все дивились. Нашел ребячьи краски, кисточку и принялся за дело. Через час все было кончено; коляску не узнать Представил, как будет приятно изумлена сноха, усмехнулся…

Смысл образа

Герой лишен злости. Чудик чувствителен к злобе, которую он видит в людях. Писатель говорит:

Когда его ненавидели, ему было очень больно. И страшно. Казалось: ну, теперь все, зачем же жить? И хотелось куда-нибудь уйти подальше от людей, которые ненавидят его или смеются. – Да почему же я такой есть-то? – горько шептал он, сидя в сарайчике…

В результате, герой утрачивает смысл своего существования. Но Чудик отказывается от борьбы – мужчина просто уходит.

Образы Дмитрия и Софьи

Дмитрия и Софью автор изображает выходцами из сельской местности. Однако теперь герои примеряются к городской жизни. При этом мужчина грустит по деревне, часто спрашивает родственников о родном крае. Чудик приходится Дмитрию братом. Дмитрий думает о приезде в деревню, чтобы повидать родных. Софья придерживается других жизненных ориентиров. Женщину интересует карьера, она мечтает забыть о прошлом.

– А ведь сама из деревни! – как-то тихо и грустно изумился Дмитрий. А вот… Детей замучила, дура одного на пианинах замучила, другую в фигурное катание записала. Сердце кровью обливается, а – не скажи, сразу ругань. – Ммх. – опять возбудился Чудик…

Софья отличается жестким, злым характером. Писатель намекает, что причина злобы кроется в разрыве с родной землей, в отдалении от природы. Софья злится и раздражается из-за Чудика. Дело в том, что герой украсил дорогую детскую коляску рисунками. Чудик попросту разрисовал вещь краской, которая смывается водой. Первый же дождь испортит коляску:

..стал думать, что бы такое приятное сделать снохе. Тут на глаза ему попалась детская коляска. Эге! – подумал Чудик. – Разрисую-ка я ее…

Софью этот поступок гостя вывел из себя: Чтоб завтра же этого дурака не было здесь! – кричала Софья Ивановна. – Завтра же пусть уезжает.

Сам же Чудик так и не понял причин злости снохи. Герою показалось, что Софья просто не разбирается в народном творчестве.

Что касается писателя, то Шукшин не говорит о своих симпатиях к какому-либо персонажу.

По сюжету, повествование строится вокруг путешествия главного героя в город, на Урал. Там живет брат Чудика. Дмитрий не видел Чудика уже двенадцать лет. Поездка носит опасный характер. Чудик сталкивается с трудностями: потеря денег, возвращение за новыми средствами. Кроме того, самолет совершил странную посадку на картофельном поле: посадка была экстренной, но пассажиры остались живы.

Чудик ощущает дискомфорт. Герой кажется себе неудачником, ничтожеством:

Чудик, убитый своим ничтожеством, которое ему опять разъясняла жена…

Путешествие словно показывает Чудику, что судьба не станет благоволить к нему. Писатель делает акцент на вопросе, который мужчина задает себе во время поездки:

Такой простой на первый взгляд вопрос несет глубокий смысл. Писатель размышляет над смыслом человеческой жизни. Шукшина интересуют отличия людей друг от друга, специфика жизни человека в обществе.

Особенности композиции произведения

Творение Шукшина включает три части. Первая часть строится вокруг желания Чудика навестить Дмитрия. Во второй части описывается дорога, поездка героя: от автобуса до поездки, от поездки до самолета и, наконец, до дома Дмитрия. В третьей части Чудик решает вернуться в родные края. Автор рассказывает о возвращении мужчины домой.

Возвращение домой, в привычную атмосферу, приносит Чудику ощущение радости и счастья. Дома герой – вовсе не чудик, а полезный, нужный человек, который умеет трудиться. Чудик перекрывает дома крышу, занимается стройкой веранды. Кроме того, мужчина выполняет работу киномеханика в деревне. Герой, в отличие от своей снохи, не стыдится деревенского происхождения:

Тут и Чудика задело за живое. – А в чем дело, вообще-то? – громко спросил он, не брата, кого-то еще. – Да если хотите знать, почти все знаменитые люди вышли из деревни. Как в черной рамке, так смотришь – выходец из деревни…

До самого конца произведения писатель ничего не говорит о профессии и настоящем имени Чудика. Эти детали автор упоминает после того, как описывает самый инфантильный и простецкий поступок героя. Чудик возвращается домой, бежит босиком под каплями дождя:

Домой Чудик приехал, когда шел рясный парной дождик. Чудик вышел из автобуса, снял новые ботинки, побежал по теплой мокрой земле – в одной руке чемодан, в другой ботинки. Подпрыгивал и пел громко: Тополя-а а, тополя а…

Какое же на самом деле имя Чудика? Мужчину зовут Василием Егоровичем Князевым.

Фольклорные элементы текста

Приземлились. Все в порядке. Васятка…

Мужчина подошел к порогу своего дома – на этом моменте повествование обрывается. Писатель намекает, что конец произведения идентичный финалу сказки. Шукшин использует прием открытого финала. Все персонажи рассказа отличаются схожими чертами с героями сказки – кроме, разве что, супруги Дмитрия.

Покой – это один из ключевых образов в художественном мире шукшинского рассказа. Он противостоит суете. Но покой здесь не имеет ничего общего с застоем, он означает внутренний лад, уравновешенность, когда в душу человека вселяется “некая цельность, крупность, ясность – жизнь стала понятной”. Такое чувство приходит к Алеше Бесконвойному.

Покой приходит к тому, кто понял жизнь, кто добрался до ее тайны. Это очень важный момент в концепции личности у Шукшина. Его вовсе не умиляет герой, который жил бы, подобно Платону Каратаеву или

Герой Шукшина – личность. Он чувствует себя свободным лишь тогда, когда осознает закон жизненной необходимости. Он обретает покой лишь тогда, когда сам, умом своим и сердцем, добирается до секретов бытия, и уже отсюда, от знания начал всего сущего опять-таки осознанно строит свои отношения с человечеством и мирозданием: “Последнее время Алеша стал замечать, что он вполне осознанно любит. Любит степь за селом, зарю, летний день…

То есть он вполне понимал, что он – любит. Стал случаться покой в душе

– стал любить. Людей труднее любить, но вот детей и степь, например, он любил все больше и больше”. (А в рассказе “Земляки” будет: “Хорошо!

Господи, как хорошо! Редко бывает человеку хорошо, чтобы он знал: вот – хорошо…”)

Такова, по Шукшину, логика духовного возвышения: кто понял жизнь, тот постиг ее неизмеримую ценность, сознание ценности жизни рождает у человека чувство прекрасного, и он проникается любовью к миру и ко всему, что неискаженно наполнено жизнью. Как мы видели, к покою герой Шукшина идет “через думу” об окружающем его мире. Можно сказать так: покой во внутреннем мире героя наступает тогда, когда перед ним открывается вся глубь и ширь мира внешнего, его простор.

Простор – это второй ключевой образ в художественном мире шукшинского рассказа. Он характеризует художественную реальность, окружающую героя. “…А простор такой, что душу ломит”, – так можно сказать словами одного из героев о внутреннем мире шукшинского рассказа. И дело не только в неоглядной широте пространственного горизонта (хотя и это тоже очень важно), но и в том, что простором дышит у Шукшина каждый из предметов, которые он экономно вводит в свой “хронотоп”.

Здесь почетное место занимают крестьянский дом (“Одни”), баня (“Алеша Бесконвойный”), старая печь (“В профиль и анфас”). Эти бытовые образы предстают у Шукшина как символы многотрудной жизни крестьянских родов, устойчивых нравственных традиций, передающихся из поколения в поколение, чистоты и поэтичности честной жизни тружеников. И малые подробности шукшинского “хронотопа”: “рясный, парной дождик”, веточка малины с пылью на ней, божья коровка, ползущая по высокой травинке, и многие другие – тоже наполнены до краев жизнью, несут в себе ее аромат, ее горечь и сладость. На основе этих “мелочей” Шукшин нередко строит предельно обобщенный образ бытия: “А жизнь за шалашом все звенела, накалялась, все отрешеннее и непостижимее обнажала свою красу перед солнцем” (“Земляки”).

В этот величавый простор вписана жизнь человеческая. Именно вписана, совершенно четко обозначена в своих пределах. В художественном мире Шукшина далеко не случайны такие “образные” пары: старик и ребенок, бабка и внук (“Космос, нервная система и шмат сала”, “Сельские жители”, “Критики”), не случайно и то, что подводя итоги жизни, шукшинские старики нет-нет да и вспомнят свое детство (“Земляки”, “Думы”), и вовсе не случайно паромщик Филипп Тюрин перевозит на один берег свадьбу, а на другой – похоронную процессию (“Осенью”).

Эти “пары” и есть образы пределов.

Как видим, художественный мир шукшинского рассказа представляет собой образную “модель” мироздания, не бытового или психологического, социального или исторического мира, а именно мироздания. Функция его двояка: он возбуждает мысль о бытии и сам же представляет собой воплощенный смысл бытия. И в принципе структура мирообраза в рассказе Шукшина парадоксальна.

В центре мира – герой, ведущий философский спор (со своим оппонентом или с самим собой) о смысле жизни, а вокруг него – само мироздание, “построенное” по своему смыслу, воплощающее ту самую истину бытия, которую так мучительно ищет герой.

Типичность такого состояния героя и мира акцентируется зачином и финалом, обрамляющими рассказ. “Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось. Он не хотел этого, страдал, но то и дело влипал в какие-нибудь истории – мелкие, впрочем, но досадные. Вот эпизоды одной его поездки” – так начинается рассказ “Чудик”. Подобным же образом начинаются рассказы “Горе”, “Алеша Бесконвойный”, “Миль пардон, мадам!”.

Причем зачины и финалы рассказов звучат раскованно-разговорно. И “казус” предстает как один из тех бесчисленных, похожих друг на друга случаев, о которых “бают”, собравшись где-нибудь вечерком, сельские жители. А кончаются рассказы чаще всего некоей бытовой, какой-то “необязательной” фразой героя.

Кончил Максим Думнов наказ своему племяннику, избранному председателем колхоза, уходит “и на крыльце громко прокашлялся и сказал сам себе: – Экая темень-то! В глаз коли…” (“Наказ”). Все, разговор окончен, пора возвращаться к повседневности.

Такое “разговорное” обрамление рассказа, конечно же, служит мотивировкой выбора какого-то одного фрагмента из потока жизни, но еще важнее, что оно устанавливает однородность этого фрагмента со всей жизнью: казус вытащен разговором из потока повседневности, в нем обнажился напряженнейший драматизм самой повседневности, и он опять уходит в поток жизни, растворяясь в ней без остатка.

Как единое целое, как завершенный образ мира шукшинский рассказ несет в себе поразительное по сложности содержание. Здесь драма в “ореоле” эпоса, драма, которая может разрешиться только в эпосе, она устремлена к эпосу, но так им и не становится. Ведь, кажется, достаточно герою, стоящему в центре своего “одомашненного”, родного и близкого, космоса, внимательно осмотреться вокруг, вдуматься, и откроется истина бытия, человек осознает себя, найдет свое законное место в мироздании – вступит в эпическое со-бытие, со-гласие с жизнью.

Словам, все произойдет по методе “интересного попа” из рассказа “Верую!”: “Ты спросил: отчего болит душа? Я доходчиво рисую тебе картину мироздания, чтобы душа твоя обрела покой”. Метод “попяры” не так-то плох. Но вот беда: не видит Максим Яриков картину мироздания, не собирается у него бытие в связь, в целое, в закон.

И потому его неистовый порыв в со-бытие не имеет разрешения. До со-бытия надо добраться сознанием, отсеяв шелуху, поднявшись над суетой. Здесь нужна мудрость.

А пока герой не возвысился до мудрости, он “чудит”, жизнь его в противоположность желанному покою трагикомически сумбурна.

И чем крупнее характер, чем сильнее его “заносит” в стихийном порыве, тем дороже та цена, которую он платит за свои “чудачества”.

Главными героями рассказов В. М. Шукшина являются представители простого народа, которые в глазах других людей выглядят странными, глупыми, наивными, нелепыми. Эти чудики для Шукшина представляли особую ценность, он видел в них все прекрасные качества, которыми владеет простой русский народ.

Андрей Ерин после покупки микроскопа стал счастливым человеком. Он начал считать себя научным деятелем, начал изучать микробов, разрабатывать планы по их уничтожению. Он был действительно заинтересован, но не получил поддержки со стороны других людей. Жена не понимала его, она считала, что его новое увлечение — глупость, что это не имеет смысла, поэтому продала микроскоп. В отличие от своей жены, Андрей Ерин не гнался за материальными ценностями, он понимал, что детям нужны шубки, но когда он купил микроскоп, он хотел стать ученым и обеспечит родным беззаботную жизнь. Он действовал только из добрых побуждений, но в глазах окружающих казался просто очередным чудиком.

Алеша Бесконвойный — главный герой одноименного рассказа — из-за своей причуды даже получил прозвище, его настоящее имя — Костя Валиков. Бесконвойным его прозвали из-за того, что он не работал по субботам. Для других людей это казалось дикостью, ведь он тратил этот день на то, чтобы топить баню. Но для главного героя это был самый важный день недели. Именно в этот день он оставался наедине с самим собой и мог просто думать. Он размышлял о жизни и смерти, о том, что все люди проживают жизнь по-разному и умирают тоже по-разному. Он вспоминал о важных моментах своей жизни, которые грели ему душу. Другие не понимали его, считали, что он просто чудик, который не хочет работать, но на самом деле он был человеком, который действительно понимал жизнь.

Таким образом, герои рассказов Шукшина на самом деле являются благоразумными людьми, которые понимают жизнь, и не разучились размышлять. Они, в отличие от их окружения, находят утешение не в материальных ценностях, а в духовных.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Странные люди вовсе и не странные, а самые простые
и человечные.
Мы смеемся, читая многие рассказы Шукшина,
а заканчивая чтение, задумываясь над прочитанным,
уже не знаем: веселиться нам или горевать,
оставаться спокойным или негодовать?
Чудики в рассказах Шукшина - это люди не от мира сего, фантазёры
и мечтатели. Мечтают "чудики" о высоком и вечном, но абсолютно
недостижимом.
Например, Андрей Ерин - герой рассказа "Микроскоп", рассматривая
в купленном на утаённые от жены деньги микроскопе каплю воды
с микробами, радуется как дитя, и мечтает избавить человечество
от болезней.
Но мечта терпит крах от столкновения с бытом:
жена едет в город и продает микроскоп, потому что
"детям надо купить шубки".

Или, например, Василий Князев, по прозвищу Чудик,
который совершает множество на первый взгляд странных
и нелепых поступков.
Но все эти поступки герой делает от чистого сердца, считая,
что это на пользу людям.
Помните, как он раскрашивал детскую коляску племянника, думая
этим порадовать сноху?
А радости не было. Был скандал из-за испорченной вещи.
Или грустная юмореска "Странные люди".
Главного героя автор сразу обзывает Чудиком и наделяет
его "странными" поступками.
Но если внешне они и кажутся такими, то, приглядевшись
к Чудику, видишь только достоинства, такие как:
кристальную честность, доброту, дружелюбие,
ответственность, любовь.
На каждом шагу он попадает впросак из-за своей
инициативы,
не слишком понятным зачерствелым и циничным
окружающим.
Эдакая комедия обстоятельств, но с грустинкой.
Еще одна сильная вещьпро Чудика - повесть
"Там, вдали".
Пётр, сирота, практически никем не воспитанный,
пытается построить свою жизнь в соответствии с
внутренними представлениями о ней.
Он готов посадить в тюрьму любимую жену лишь
бы отвадить от нее преступных дружков, и искренне
считает, что это испытание очистит ее и изменит ее
жизнь в правильную, по его мнению, сторону.

Чудики Шукшина не знают за что борются, не понимают
своей чудности, но продолжают вести борьбу.
Борьба эта порой смешна, но в неумении выразить себя,
во внешне смешном бунте простого человека
Шукшин видел духовное содержание, искаженное
бессмысленнойдействительностью и отсутствием культуры,
отчаяние людей
не умеющих противостоять житейской злобе, агрессивности.
При этом Шукшин не идеализировал своих персонажей.
Но не смотря на это каждый его "чудик" был для него родным,
да и для читателей тоже.
Номинация чудик является ключе­вой в рассказах писателя.
В Словаре языка Василия Шукшина эта лексе­ма толкуется
традиционно:
"Чудик. Странный, несуразный человек, чу­дак".
Однако, функционируя в тексте художественного произведения,
сло­во становится многозначным, расши­ряет свои границы и
постепенно перерастает в символ.
Слово-понятие чудик вбирает в себя и восприятие
несправед­ливости окружающего мира, и бес­шабашное
ухарство, и истинную че­ловечность.

Читайте также: