Человек и природа в лирике лермонтова сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Солнце осени

Люблю я солнце осени, когда, Меж тучек и туманов пробираясь, Оно кидает бледный мертвый луч На дерево, колеблемое ветром, И на сырую степь. Люблю я солнце, Есть что-то схожее в прощальном взгляде Великого светила с тайной грустью Обманутой любви; не холодней Оно само собою, но природа И всё, что может чувствовать и видеть, Не могут быть согреты им; так точно И сердце: в нем всё жив огонь, но люди Его понять однажды не умели, И он в глазах блеснуть не должен вновь И до ланит он вечно не коснется. Зачем вторично сердцу подвергать Себя насмешкам и словам сомненья?

Философские и политические мотивы

Рекомендуем посмотреть:

Похожие статьи:

Конспект урока-игры по литературе в 7 классе

Викторины с ответами по литературе для 7-8 класса

Человек и природа

А как же человек? Разве он не дитя природы? Как же так получилось, что человеческое общество выпало из-под действия всеобщих законов бытия? Наблюдая за природой, Михаил Юрьевич понял, что и в мире людей должны восторжествовать красота и высшая целесообразность. Ведь человек родился не только для страданий. Если бы это было так, зачем тогда Творец или природа наделили его жаждой счастья, стремлением к правде, чувством справедливости? Человек и природа в лирике Лермонтова взаимосвязаны. Порыв ветра, лес, серебристый ландыш, желтеющая нива – все эти явления вовсе не разрозненные, не изолированные. Они представляют собой части некоего цельного бытия. Михаил Юрьевич умел оживлять, одухотворять природу. В его поэзии человеческими страстями наделены дружные волны, тучи, утес, пальма, дубовый листок, сосна. И человек, и природа в лирике Лермонтова характеризуются тем, что им ведомы и неутолимая грусть, и горечь разлук, и радость встреч.

Когда волнуется желтеющая нива…

Когда волнуется желтеющая нива, И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зелёного листка; Когда росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль утра в час златой Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой; Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он: Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога.

Природа в позднем творчестве Лермонтова

Природа и Родина

  • Автор: М. Ю. Лермонтов
  • Произведение: Лирика Лермонтова
  • Это сочинение списано 46 828 раз

Лирика Лермонтова поражает и восхищает нас своей музыкальностью. Он умел передать тончайшие душевные состояния, пластические образы и живой разговор в своей лирике. Музыкальность ощущается в каждом слове и в интонации. Не каждому лирику дано так тонко видеть и слышать мир, как это дано Лермонтову.

Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы: Подожди немного, Отдохнешь и ты.

Стихотворение читается как бы нараспев и создает особенное настроение. Все средства изобразительности направлены на то, чтобы показать успокоительное воздействие природы на человека.

В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом… Что же мне так больно и так трудно ? Жду ль чего ? жалею ли о чем ?

На свои вопросы поэт сам дает ответ, и это придает стихотворению особенную тональность и остроту.

Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!

По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий! Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли их до утра огнем.

Читая лирику Лермонтова, мы поражаемся разнообразию образов природы, которые создал поэт. Природа и помогает человеку, и исцеляет и воодушевляет лирического героя. С другой стороны, изображаемые картины природы нередко созвучны смятенному и тоскливому состоянию души человека.

Все это звучит в стихах. Думаю, что каждый человек может одно и то же стихотворение Лермонтова воспринимать по-своему и в зависимости от своего душевного состояния. Каждый может слышать и видеть в стихах свое, близкое именно ему.

Посмотрите эти сочинения

Гений Лермонтова

Как и любой истинный поэт, тем более великий, Михаил Юрьевич исповедовался в своей лирике. Перелистывая его произведения, мы приобщаемся к его внутреннему миру. Эти стихи открывают возможность понять Михаила Лермонтова и как человека, и как поэта. Белинский в свое время писал о том, что имя Михаила Юрьевича уже скоро станет народным. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что это время пришло.

Удивительно красочная, образная, мелодичная поэзия Михаила Лермонтова интересна и свежа до сих пор. Века не способны ее состарить, поскольку она является творением истинного гения. Природа в лирике Лермонтова полна драматизма, она участвует в судьбе лирического героя, отражает его переживания, чувства, настроения. Характерной ее особенностью является преобладание мотива одиночества над остальными. Как вы видите, очень интересна природа в лирике Лермонтова. Сочинение по этой теме не случайно задают писать школьникам.

Стихи Лермонтова о природе



Стихи, посвященные природе – это картинки в словах, созданные русскими поэтами, и в частности, Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Лермонтов, в отличие от большинства поэтов, не пишет стихов о природе ради самой природы, у него почти нет пейзажной лирики. Природа в его произведениях олицетворяет собой события, лица. Стихи, в которых присутствуют картины природы, это



Стихотворение носит философский характер.

Тема человека и природы в литературе очень важна и является одной из главных. Лермонтов в своём творчестве также раскрывает эту тему, но по-своему. То, что можно понять сразу — это любовь поэта к окружающему миру. Известный русский поэт безгранично любил Родину и неимоверно восхищался ее красотой. Поэтому можно объяснить, почему большей частью его произведений стало описание пейзажей, которые зачастую являются особенным фоном для основных действий, иногда содержащих скрытый смысл, заключающийся в метафоре для более полного раскрытия образа персонажа и его переживаний.

Таким образом, хочу сказать, что в произведениях Лермонтова, наблюдая за состоянием природы, можно увидеть чувства и переживания, которые испытывает лирический герой. Такое явление называется параллелизм. Человек — это существо очень близкое природе, поэтому он может найти в ней отклик, своё отражение или правильный ответ на терзающие его мысли. Также можно заметить, что автор изображает природу разной, во всех ее состояниях, показывая, опять же, близость природы и человека.

Другие темы: ← Адресаты любовной лирики Лермонтова↑ ЛермонтовНравственные проблемы в романе Герой нашего времени →

Популярные сочинения

Сочинение: Мир природы и мир человека в поэзии М. Ю. Лермонтова

Мир природы и мир человека в поэзии М. Ю. Лермонтова

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Эти строки можно истолковать следующим образом. То, что воспевается официальной государственной пропагандой: воен­ные победы, историческое величие и тому подобные атрибуты российской государственности, — не вызывают у лирического героя патриотических чувств. Зато, как говорит о себе поэт:

Но я люблю — за что, не знаю сам —

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень.

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез,

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно…

Итак, поэт находится в заточении. На дворе конец февраля, а он, сидя за решеткой, представляет себе яркие краски вольной жизни. В первом четверостишии мы видим летний пейзаж:

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка…

Начальная строфа музыкальна и напевна. Она как бы пе­редает песню ветра, пробегающего волнами по пшеничному полю. От этого оно становится похожим на бескрайнее море.

Вторая строфа стихотворения показывает нам примету поздней весны:

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой…

В третьей строфе речь идет о студеном ключе. Точное вре­мя года установить невозможно, но ясно, что это тоже или вес­на, или лето:

Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу Про мирные края, откуда мчится он…

Все три начальные строфы являются развернутыми прида­точными предложениями. Они относятся к четырем главным предложениям, выражающим итоговую мысль произведения:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога.

Итоговой мыслью всего стихотворения можно считать мысль о свободе. Потому что все предшествующие ей карти­ны природы — это сладкие воспоминания узника, лишенно­го живых красок, звуков и запахов. Воображая волнуемое вет­ром поле поспевающей пшеницы, садовые плоды, бодрое журчание ключа, поэт мысленно как бы переносится туда, на простор родных полей, садов и лесов — и это примиряет его с действительностью, дарит надежду снова увидеть всю эту красоту.

Родник между ними из почвы бесплодной,

Журча, пробивался водою холодной,

Хранимы под сенью зеленых листов От знойных лучей и зыбучих песков.

Но гордые пальмы страдали от того, что никто не радовал­ся их красоте, никто не утолял жажды из студеного ручья. И, наконец, мечта трех пальм послужить людям исполнилась. Но принесли им люди не радость, а страшное горе. Они от­дохнули в тени пальм, напились ключевой воды, а затем взя­ли да и срубили пальмы и сожгли их в ночном костре. И на следующее утро…

…на почве бесплодной

Виднелся лишь пепел, седой и холодный,

И солнце остатки сухие дожгло,

А ветром их в степи потом разнесло.

Так гибелью прекрасных деревьев закончилась их долгож­данная встреча с людьми.

И ныне всё дико и пусто кругом —

Не шепчутся листья с гремучим ключом:

Напрасно пророка о тени он просит —

Его лишь песок раскаленный заносит,

Да коршун хохлатый, степной нелюдим,

Добычу терзает и щиплет под ним.

Сочинение: Мир природы и мир человека в поэзии М. Ю. Лермонтова

Оцените пожалуйста этот пост

На этой странице искали :

  • мир природы и мир человека в поэзии м ю лермонтова
  • мир природы и мир человека в поэзии лермонтова
  • сочинение человек и мир природы
  • м ю лермонтов стихи о природе
  • природа в поэзии лермонтова

Сохрани к себе на стену!

Соотношение образов Родины и природы

Родина в творчестве Лермонтова предстает как место, где можно найти защиту и покой. Однако этот образ напрямую связан с пейзажными зарисовками. Только когда в сознании поэта восстают изображения ландышей, бескрайних полей, садов, отступает одиночество, приходит блаженство и умиротворение.

Образ природы наделяет способностью покорять человека Лермонтов. Тема родины лишается в подобных стихотворениях какой-либо социальной или политической направленности. Поэт видит красоту и гармонию природы, а следовательно, и отчизны. И эта красота и гармония останутся неизменными, в отличие от постоянно меняющейся государственной власти.

В природе Лермонтов видит и проявление Бога. В ее целесообразности, гармоничности, законах устройства.

Тема родины в лирике Лермонтова тесно связана с образами родной природы. При этом здесь поэт не колеблется относительно своей любви к отчизне. Он однозначно дает понять, что нет ничего прекраснее и ближе для него.

лермонтов тема родины

Как относился к крепостнической России Лермонтов

Тема родины тесно связана с проблемой крепостничества и самодержавной власти. Лирический герой Лермонтова остро переживает царящую в стране социальную несправедливость. Он видит людей, закованных в цепи и лишенных свободы. Однако, даже страдая от окружающей действительности, он не в силах побороть свою любовь к отчизне. Здесь тема родины в лирике Лермонтова приобретает форму мучения и страданий, которые тесно сплетены с мотивом любви к отчизне.

Таким образом, отчизна предстает перед лирическим героем местом смерти и рождения, страной как близких людей, так и злобных лжецов и предателей.

Сила и красота национального духа

образ родины в творчестве лермонтова

Своеобразие национального духа проявляется и в том, что отношение к людям определяется личными качествами, а не богатством мундира и принадлежностью к определенному сословию.

Такова в понимании Лермонтова идеальная отчизна, которую он любит, представляет и изображает, прибегая к романтической идеализации.

Природа и общество

Родина в творчестве Лермонтова включает в себя как образ природы, так и образ общества, окружающего поэта. При этом они контрастны и противопоставлены друг другу.

Так, общество наделяется дисгармоничными чертами. Там царствует ложь, злоба, несправедливость и лицемерие. Обрести здесь счастье, покой и умиротворение невозможно. Для Лермонтова это враждебный и опасный мир.

В противоположность обществу предстает природа. Она дарит успокоение, заглушает душевные страдания. Однако покой дается только на тот краткий миг, когда лирический герой оказывается погружен в природу и отстранен от общества. Но, так или иначе, ему приходится возвращаться — и страдания начинаются вновь.

Странная и мучительная любовь к родине

Родина в творчестве Лермонтова представлена, как уже было сказано, весьма неоднозначно. Поэт не был склонен к показному патриотизму и анализировал окружающую его действительность. И многое из того, что он видел, ему не нравилось, казалось неправильным.

Лермонтов активно выступал против официальной точки зрения, которая гласила, что нынешняя Россия – практически идеал государства. Писатель видел в отчизне другое – это страна рабов и господ.

В стихотворении Лермонтов описывает три пейзажа, сменяющих друг друга. Это степь, лес и река – типичные образы русского фольклора. Степь завораживает своей необъятностью и привольностью. Лес предстает могучим, мощным, его образ придает родной природе богатырские черты. И замыкает пейзажный ряд описание полноводной, спокойной и величественной реки. Эти зарисовки родной природы отражают величие, ширь и размах России.

Однако образ родины включает в себя не только природные описания, но и изображения людей, которые обитают здесь. Поэт обращается к образу русского человека, который остается естественным, гармоничным в своем сосуществовании с природой.

Красочно и ярко изображается сцена народного веселья в праздник. Поэт бесконечно радуется царящему безудержному веселью, в котором проявляется свобода русского народа.

Лермонтов изображает разные грани образа родины, которыми восхищается и искренне их любит. Любое проявление отчизны находит отклик в душе поэта.

Вечер после дождя

Гляжу в окно: уж гаснет небосклон, Прощальный луч на вышине колонн, На куполах, на трубах и крестах Блестит, горит в обманутых очах; И мрачных туч огнистые края Рисуются на небе как змея, И ветерок, по саду пробежав, Волнует стебли омоченных трав… Один меж них приметил я цветок, Как будто перл, покинувший восток, На нем вода блистаючи дрожит, Главу свою склонивши, он стоит, Как девушка в печали роковой: Душа убита, радость над душой; Хоть слезы льет из пламенных очей, Но помнит все о красоте своей.

Философские и политические мотивы

Человек и природа

А как же человек? Разве он не дитя природы? Как же так получилось, что человеческое общество выпало из-под действия всеобщих законов бытия? Наблюдая за природой, Михаил Юрьевич понял, что и в мире людей должны восторжествовать красота и высшая целесообразность. Ведь человек родился не только для страданий. Если бы это было так, зачем тогда Творец или природа наделили его жаждой счастья, стремлением к правде, чувством справедливости? Человек и природа в лирике Лермонтова взаимосвязаны. Порыв ветра, лес, серебристый ландыш, желтеющая нива – все эти явления вовсе не разрозненные, не изолированные. Они представляют собой части некоего цельного бытия. Михаил Юрьевич умел оживлять, одухотворять природу. В его поэзии человеческими страстями наделены дружные волны, тучи, утес, пальма, дубовый листок, сосна. И человек, и природа в лирике Лермонтова характеризуются тем, что им ведомы и неутолимая грусть, и горечь разлук, и радость встреч.

Дары Терека

Терек воет, дик и злобен, Меж утесистых громад, Буре плач его подобен, Слезы брызгами летят. Но, по степи разбегаясь, Он лукавый принял вид И, приветливо ласкаясь, Морю Каспию журчит:

Но, склонясь на мягкий берег, Каспий стихнул, будто спит, И опять, ласкаясь, Терек Старцу на ухо журчит:

Но, склонясь на мягкий берег, Каспий дремлет и молчит; И, волнуясь, буйный Терек Старцу снова говорит:

Замолчал поток сердитый, И над ним, как снег бела, Голова с косой размытой, Колыхаяся, всплыла.

И старик во блеске власти Встал, могучий, как гроза, И оделись влагой страсти Темно-синие глаза.

Он взыграл, веселья полный, — И в объятия свои Набегающие волны Принял с ропотом любви.

Природа в позднем творчестве Лермонтова

Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные… Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Природа и Родина

Прекрасны вы, поля земли родной

Прекрасны вы, поля земли родной, Еще прекрасней ваши непогоды; Зима сходна в ней с первою зимой Как с первыми людьми ее народы. Туман здесь одевает неба своды! И степь раскинулась лиловой пеленой, И так она свежа, и так родня с душой, Как будто создана лишь для свободы…

Но эта степь любви моей чужда; Но этот снег летучий серебристый И для страны порочной — слишком чистый Не веселит мне сердца никогда. Его одеждой хладной, неизменной Сокрыта от очей могильная гряда И позабытый прах, но мне, но мне бесценный.

  • Автор: М. Ю. Лермонтов
  • Произведение: Лирика Лермонтова
  • Это сочинение списано 46 757 раз

Лирика Лермонтова поражает и восхищает нас своей музыкальностью. Он умел передать тончайшие душевные состояния, пластические образы и живой разговор в своей лирике. Музыкальность ощущается в каждом слове и в интонации. Не каждому лирику дано так тонко видеть и слышать мир, как это дано Лермонтову.

Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы: Подожди немного, Отдохнешь и ты.

Стихотворение читается как бы нараспев и создает особенное настроение. Все средства изобразительности направлены на то, чтобы показать успокоительное воздействие природы на человека.

В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом… Что же мне так больно и так трудно ? Жду ль чего ? жалею ли о чем ?

На свои вопросы поэт сам дает ответ, и это придает стихотворению особенную тональность и остроту.

Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!

По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий! Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли их до утра огнем.

Читая лирику Лермонтова, мы поражаемся разнообразию образов природы, которые создал поэт. Природа и помогает человеку, и исцеляет и воодушевляет лирического героя. С другой стороны, изображаемые картины природы нередко созвучны смятенному и тоскливому состоянию души человека.

Все это звучит в стихах. Думаю, что каждый человек может одно и то же стихотворение Лермонтова воспринимать по-своему и в зависимости от своего душевного состояния. Каждый может слышать и видеть в стихах свое, близкое именно ему.

Посмотрите эти сочинения

Гений Лермонтова

Как и любой истинный поэт, тем более великий, Михаил Юрьевич исповедовался в своей лирике. Перелистывая его произведения, мы приобщаемся к его внутреннему миру. Эти стихи открывают возможность понять Михаила Лермонтова и как человека, и как поэта. Белинский в свое время писал о том, что имя Михаила Юрьевича уже скоро станет народным. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что это время пришло.

Удивительно красочная, образная, мелодичная поэзия Михаила Лермонтова интересна и свежа до сих пор. Века не способны ее состарить, поскольку она является творением истинного гения. Природа в лирике Лермонтова полна драматизма, она участвует в судьбе лирического героя, отражает его переживания, чувства, настроения. Характерной ее особенностью является преобладание мотива одиночества над остальными. Как вы видите, очень интересна природа в лирике Лермонтова. Сочинение по этой теме не случайно задают писать школьникам.

Гроза

Ревет гроза, дымятся тучи Над темной бездною морской, И хлещут пеною кипучей, Толпяся, волны меж собой. Вкруг скал огнистой лентой вьется Печальной молнии змея, Стихий тревожный рой мятется — И здесь стою недвижим я. Стою — ужель тому ужасно Стремленье всех надземных сил, Кто в жизни чувствовал напрасно И жизнию обманут был? Вокруг кого, сей яд сердечный, Вились сужденья клеветы, Как вкруг скалы остроконечной, Губитель-пламень, вьешься ты?

О нет! — летай, огонь воздушный, Свистите, ветры, над главой; Я здесь, холодный, равнодушный, И трепет не знаком со мной.

Природа в лирике Лермонтова – мотив, проходящий через все творчество поэта. В стихах он часто обращался к ней как к средству раскрытия единства окружающей среды и духовного мира своего героя. Лирический герой Михаила Юрьевича тянется к природе в своем одиночестве, он способен ценить ее красоту. Этот мотив часто вводится в стихотворения для того, чтобы подчеркнуть одиночество изображенного персонажа. Сосна "на севере диком" мечтает о далекой пальме. Утес-великан из произведения Лермонтова "Утес" также остается одиноким.

Стихотворение "Осень"

природа в лирике лермонтова

Природа в лирике Лермонтова - мотив, символическое значение которого меняется по мере развития таланта автора. В раннем стихотворении Михаила Юрьевича "Осень" основные детали пейзажа воспроизведены едва ли не ученически. Здесь и мрачная зелень елей, и пожелтевшие листья, и туман с тусклым месяцем, проглядывающим сквозь него, и воспоминание о многоцветье летних дней, и сожаление поэта об ушедшей весне со всеми ее радостями. В этом произведении, в сущности, описывается чувство утраты, овладевающее человеком в период поздней осени, когда он созерцает увядающую природу. Однако чувство грусти и изображение пейзажа здесь несколько условны. Они лишены указания на приметы эпохи, представлены вне связи с событиями в жизни поэта.

Философские и политические мотивы

тема природы в лирике лермонтова

Очень обширная тема - природа в лирике Лермонтова. Сочинение на эту тему нередко вызывает затруднения. Давайте вместе проследим, как этот мотив развивался в творчестве поэта. Стихотворения Лермонтова, посвященные природе, по мере возмужания его таланта становились все богаче в смысловом отношении. В них появляются не только патриотические или элегические, но и политические мотивы, философские размышления о самых важных проблемах. К примеру, в небольшой зарисовке Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива…" Михаил Юрьевич представил нам целую концепцию бытия. Пейзаж в этом произведении будто бы заслонил житейские дрязги. В душу лирического героя через него вливается успокоение и уверенность. Михаил Юрьевич изображает жизнь природы гармоничной. Эта гармония помогает человеку преодолеть противоречие своей духовной жизни. Природа в лирике Лермонтова - это источник прекрасного, который разлит повсюду вокруг, это воплощение целесообразного.

Человек и природа

мотив природы в лирике лермонтова

А как же человек? Разве он не дитя природы? Как же так получилось, что человеческое общество выпало из-под действия всеобщих законов бытия? Наблюдая за природой, Михаил Юрьевич понял, что и в мире людей должны восторжествовать красота и высшая целесообразность. Ведь человек родился не только для страданий. Если бы это было так, зачем тогда Творец или природа наделили его жаждой счастья, стремлением к правде, чувством справедливости? Человек и природа в лирике Лермонтова взаимосвязаны. Порыв ветра, лес, серебристый ландыш, желтеющая нива – все эти явления вовсе не разрозненные, не изолированные. Они представляют собой части некоего цельного бытия. Михаил Юрьевич умел оживлять, одухотворять природу. В его поэзии человеческими страстями наделены дружные волны, тучи, утес, пальма, дубовый листок, сосна. И человек, и природа в лирике Лермонтова характеризуются тем, что им ведомы и неутолимая грусть, и горечь разлук, и радость встреч.

Природа в позднем творчестве Лермонтова

Лирика Михаила Юрьевича к 1841 году достигла своего высшего расцвета. Поэт в последний год жизни написал множество произведений, отличающихся удивительным мастерством. Особое место среди них принадлежит таким стихотворениям, как "Выхожу один я на дорогу", "Прощай, немытая Россия" и "Родина". В этих творениях тема природы в лирике Лермонтова получает дальнейшее развитие. Это теперь символ Родины, которая у Михаила Юрьевича является противоречивым и сложным образом. Предлагаем вам подробнее остановиться на этой теме.

Природа и Родина

человек и природа в лирике лермонтова

Природа в лирике М. Ю. Лермонтова многогранна. Так, в стихе "1830 год. Июля 15-го" для него это дом детства, счастье родной семьи. В произведении 1840 г. "Как часто, пестрою толпою окружен" мы обнаруживаем эту же мысль. Находясь в конфликте с обществом, поэт лелеет в своей душе мечту снова оказаться там, где прошло его детство. Он жаждет окунуться в мир природы.

Однако неприятие России с ее "рабством" и "цепями" звучит уже в юношеской лирике. Поэт протестует против государства, в котором "царствует порок" и невозможно воплощать в жизнь идеалы справедливости и свободы. Эта тема с большой силой звучит в стихотворении Лермонтова "Прощай, немытая Россия".

"Выхожу один я на дорогу. "

природа в лирике м ю лермонтова

Давайте обратимся к стиху "Выхожу один я на дорогу…". Всего 5 из двадцати строк занимает в нем пейзаж. Однако тема природы в лирике Лермонтова очень хорошо раскрывается на примере этого произведения. Пейзаж здесь очень необычный, он обладает символическим значением. На космическом фоне предстает перед нами жизнь лирического героя. Из-за этого она становится сложным образом-символом, который напоминает нам о сложных вопросах, мучивших не только Лермонтова, но и многих других его современников.

Поэт пишет про "кремнистый путь", который блестит сквозь туман. Этот путь лирический герой проходит в ночной тишине, в пустыне, совершенно один. Мотив природы в лирике Лермонтова отражает внутренний мир поэта. Кремень напоминает о страданиях, ранах, крови. "Кремнистый путь" в этом стихотворении является образным воплощением жизненного пути Михаила Юрьевича Лермонтова. Он тщетно пытался вызвать отклик у своих современников. Поэт осознает свое полное одиночество среди людей, мир которых он сравнивает с пустыней. Михаил Юрьевич считает, что не должно быть такого непонимания и отчуждения. Ведь во вселенной, частью которой является каждый человек, все друг с другом связано. Даже звезда говорит с звездою.

Гений Лермонтова

Как и любой истинный поэт, тем более великий, Михаил Юрьевич исповедовался в своей лирике. Перелистывая его произведения, мы приобщаемся к его внутреннему миру. Эти стихи открывают возможность понять Михаила Лермонтова и как человека, и как поэта. Белинский в свое время писал о том, что имя Михаила Юрьевича уже скоро станет народным. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что это время пришло.

природа в лирике лермонтова сочинение

Удивительно красочная, образная, мелодичная поэзия Михаила Лермонтова интересна и свежа до сих пор. Века не способны ее состарить, поскольку она является творением истинного гения. Природа в лирике Лермонтова полна драматизма, она участвует в судьбе лирического героя, отражает его переживания, чувства, настроения. Характерной ее особенностью является преобладание мотива одиночества над остальными. Как вы видите, очень интересна природа в лирике Лермонтова. Сочинение по этой теме не случайно задают писать школьникам.

Читайте также: