Образ настасьи филипповны в идиоте сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Статья, состоящая только из информации на базе самого произведения,
может быть удалена
.

Вы можете помочь проекту, дополнив статью на основе независимых авторитетных источников.

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Барашкова.

Наста́сья Фили́пповна Бара́шкова

Биография

Парфён Рогожин и Настасья Филипповна

Актрисы, сыгравшие Настасью Филипповну

По другому толкованию Настасья Филипповна – воплощение нравственной чуткости и чистоты, устремлённости к идеалу и любви. Она любит музыку, она читала много поэм, у неё безошибочный вкус и врождённая культурность. Она мечтает о человеке, который придёт и поймёт её. Это смелая и мужественная натура, способная на протест и борьбу.

Писатель изображает свою героиню нравственно одарённой натурой. У неё репутация бескорыстной женщины. Никто не может похвалиться успехом у этой всем известной куртизанки. В Петербурге её связь с Тоцким только видимость – она уже навсегда ушла от него и строго замкнулась; её кружок – это какие-то бедные чиновницы, захудалые актрисы, семейство безвестного учителя. Она любит юродивых и старушек. Её влечёт ко всему незаметному, смиренному, убогому.

Но она способна на высшие проявления сердечности и самопожертвования. Так выступает она в одной из лучших сцен романа – при встрече главных героев ночью в Павловске у дачи Епанчиных.

И вот, наконец, она стояла перед ним лицом к лицу, в первый раз после их разлуки; она что-то говорила ему, но он молча смотрел на нее; сердце его переполнилось и заныло от боли. О, никогда потом он не мог забыть эту встречу с ней и вспоминал всегда с одинаковой болью. Она опустилась перед ним на колена, тут же на улице, как исступленная; он отступил в испуге, а она ловила его руку, чтобы целовать ее, и точно также, как и давеча в его сне, слезы блистали теперь на ее длинных ресницах.

Что же произошло с Настасьей Филипповной за этот промежуток времени? Что наделило её такой чудной силой? Конечно, любовь, ведь главным источником духовного опыта является именно она.

Отношения Аглаи с князем открыли в ней качества собственника: желание испытать, проверить его, побудили её на рискованный эксперимент и … на бестактное поведение.

Красота, которую на земле воплощала Настасья Филипповна, ушла из жизни, и это трагедия. Но она ушла, приобщившись таинственной и прочной гармонии между Творцом и человеком; ушла, узрев свою собственную сущность, божественно отпечатавшись в жизни. А значит – ушла состоявшись. Именно этот свет победоносного духа и разлит в трагической концовке романа.

Прослеживается интересная тенденция в изображении женских характеров писателем. В его романах присутствуют два типа героинь: мягкие и покладистые, всепрощающие — Наташа Ихменева, Сонечка Мармеладова — и бунтарки, страстно вмешивающиеся в эту несправедливую и враждебную им обстановку: Катерина Ивановна, Настасья Филипповна. Два этих женских характера интересовали Достоевского, заставляли его вновь и вновь обращаться к ним в своих произведениях. Писатель, безусловно, на стороне кротких героинь, с их жертвенностью во имя любимого.

Так всегда было на Руси: мужчина — деятель, но его опорой, поддержкой, советчицей была женщина. Достоевский не просто продолжает традиции классической литературы, он гениально видит реалии жизни и умеет отразить их в своем творчестве.

Финал отношений

Первоначально Мышкин предсказывает то, что Рогожин зарежет Настасью Филипповну. Вскоре она действительно предчувствует свою гибель. И действительно: купец Парфен Семенович Рогожин, влюбленный в героиню, убивает ее из-за своей безумной ревности.

Смерть Настасьи Филипповны становится причиной того, что Лев Николаевич Мышкин сходит с ума, и он вновь отправляется на лечение за границу.

Сочинение про Настасью Филипповну

Знаменитое произведение Идиот Федора Михайловича Достоевского известно всем. Особенно мы уделяем внимание главной женской роли Натальи Филипповне. Это тот образ, эта женщина, вокруг которой проходят все сюжетные линии рассказа.

Наталья Филипповна очень красивая с темно русыми волосами женщина. Ее темные глаза при одном взгляде проникают глубоко в душу. Одежды скромны, но со своим чувством вкуса и изящества. Все говорит о том, что она из дворянской семьи, где вкусу и благородству учат с самого детства. Ее судьба тяжела и непроста, так как в раннем возрасте она стала сиротой и воспитывалась в семье Тоцкого. Как исполнилось Наталье Филипповне шестнадцать лет, то ее опекун начинает пользоваться прелестями ее женского тела. Он удовлетворяет свои желания постоянно наведываясь к ней. Все это ее ожесточает и она начинает злиться на весь окружающий ее мир.

Ситуация, в которой оказывается главная героиня ее травмирует и унижает. Став содержанкой она становится из прекрасной женщины в несчастную рабыню. После женитьбы Тоцкого она приезжает в Петербург и показывает всем своим видом отчужденность и безразличие к нему. Ее непокорность его удивляет и завораживает. Тоцкий решает поселить в столице и выдать замуж девушку с элегантной красотой за хорошего богатого жениха.

Князь Мышкин является прекрасной партией для утонченной красавицы. Ее портрет его завораживает и судьба несчастной Настасьи Филипповны начинает его волновать. А другой богатый человек Рогожин увидев ее начинает желать всем сердцем. Тоцкий начинает понимать, что эта девушка его творение и ее дерзость и высокомерность это из-за отношения его к ней. Ее спасение Мышкин находит в предложение руки и сердца этой невинной как он думает женщине. Его мечта, что бы эта прекрасная особа вышла из всей этой неприятной ситуации с высоко поднятой головой и чистой честью. Но из-за своей гордости и злобы которая скопилась в душе она сначала отказывается от чистой и светлой любви. По прошествии времени дав согласие на брак, Настасья Филипповна сбегает из-под венца и попадает в руки безжалостному убийце Рогожину. Из-за ее вечной злобы он ее убивает.

Как бы не были сильны чувства милосердия к женщине из-за ее нелегкой судьбы, читатель прекрасно понимает что ее не способность верить в чистоту окружающего мира и поступков идет из ее прошлого. Ее неверие в счастливый исход жизни пугает. Вся эта трагедия заставляет задуматься о наших поступках и действиях по отношению к окружающим людям, которые могут отразить в будущем многих из них.

Другие сочинения: ← Образ и характеристика Отца Васи судьи В дурном обществе Короленко↑ ДругиеОбраз и характеристика Лизы в рассказе Бедная Лиза →

Статья, состоящая только из информации на базе самого произведения,
может быть удалена
.

Вы можете помочь проекту, дополнив статью на основе независимых авторитетных источников.

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Барашкова.

Наста́сья Фили́пповна Бара́шкова

Биография

История создания

Писатель Федор Достоевский


Писатель Федор Достоевский
Образ Настасьи Филипповны не был навеян Достоевскому вдохновением. Прототипом для него послужила давняя возлюбленная писателя – Аполлинария Суслова. Дочь купца средней руки, она была сестрой первого врача-женщины в России. Несмотря на разницу в возрасте в 20 лет, между Достоевским и Сусловой возникла романтическая связь. Аполлинария требовала у Достоевского развода с супругой и протежирования на литературном поприще ее творений, не отличавшихся талантом. После смерти супруги писатель решился связать свою жизнь с любовницей, но та отказала.

Литературоведы предполагают, что Аполлинария Суслова могла стать прототипом Настасьи Филипповны, и подтверждают, что связь двух творческих людей была мучительной, нервической, практически необъяснимой.

Актрисы, сыгравшие Настасью Филипповну

Биография и сюжет

Настасья Филипповна на сцене театра


Настасья Филипповна на сцене театра
Князь Мышкин впервые видит Настасью Филипповну на портретном изображении. Фотография так впечатляет героя, что он не может отвести от нее взгляд, любуясь чертами женщины. Ухаживающие за ней генерал Епанчин и Ганя Иволгин не сразу разглядели в князе соперника. Мышкин, в свою очередь, сумел по фотографии разглядеть израненную душу и трагическую судьбу Настасьи Филипповны. Им движет глубокое сострадание к еще незнакомой персоне.

Девушка с 16 лет живет как содержанка у богатого помещика Тоцкого. Отданная ему на воспитание в юности, она не ожидала, что опекун воспылает к ней не только платонической любовью. К 25 годам Настасья Филипповна предстает перед читателем как любовница Тоцкого, имеющая опыт нахождения в свете.

Князь Мышкин


Князь Мышкин

К среднему возрасту Настасья Филипповна уже не считалась девушкой, но черты, присущие инфантильным красавицам, оставались при ней. Нарциссизм и некий мазохизм оправданы тем, что из порядочной девочки она превратилась в наложницу развратника. Теперь в ее жизни не предвидится просвета.

Ганя Иволгин (кадр из фильма)


Ганя Иволгин (кадр из фильма)

Настасья Филипповна представляет на суд читателей театр одного актера, заявляясь к Иволгину, превращает собственный день рождения в балаган, выставляя себя оскорбленной невинностью. Она порицает Тоцкого, дающего за нее большое приданое, чтобы обеспечить удачное замужество, и высмеивает вероятного жениха – Ганю Иволгина. Девушка бросает в огонь деньги, предложенные ей Рогожиным, и принуждает Иволгина лезть за ними в пламя. Злоба и гнев движут каждым ее поступком.

Энергичная и волевая героиня оказывается в замкнутом круге. Неспособная испытывать иные чувства, она не понимает, чего хочет и к чему стремится. Женщина живет прошлым, зациклившись на собственных несчастьях и используя их как оправдания.

Князь Мышкин и Рогожин


Князь Мышкин и Рогожин

Эмоциональные мечтательницы, живущие в мире грез, ассоциируются с супругой писателя, которая в последние годы жизни была прикована к кровати и существовала в постоянном забытьи.

Настасья Филипповна Барашкова


Настасья Филипповна Барашкова

Все мужчины в романе пытаются завоевать расположение и благосклонность Настасьи Филипповны. Епанчин, Иволгин, Рогожин – все они подкупают Настасью Филипповну. Последний не принимает во внимание, что она сожгла деньги, а значит, руководствуется не материальным интересом.

Только Мышкину стала понятна глубокая душевная травма женщины. Он разглядел в Барашковой живую натуру, страдающую, израненную душевными переживаниями. Мечась между властным и горячим Рогожиным и скромным Мышкиным, женщина обещает себя то одному, то второму. История завершается ее гибелью от рук ревнивого купца-миллионщика Парфена Рогожина.

Князь Мышкин

Однажды в вагоне поезда, направляющегося из Швейцарии в Россию, Парфён Рогожин знакомится с молодым человеком, довольно странным, но вызывающим безграничную симпатию и доверие, — с князем Мышкиным. Дальний родственник генеральши Епанчиной очень болен, много лет провел за границей, но лечение не избавило его полностью от недуга. Именно от Рогожина Мышкин и слышит впервые о женщине по имени Настасья Филипповна.

Знаменитейший герой Достоевского свободен от страстей, которые губят человеческую душу. Он подобен ребенку. Его взгляд на окружающих незамутненный. А потому его и называют идиотом. Он единственный, кто видит в Настасье Филипповне не падшую роковую красавицу, а всего лишь несчастную женщину — женщину, лишенную любви и понимания. Он жалеет ее, возможно, любит по-настоящему. Однако интриги, которые порождает миллионное наследство, свалившееся как снег на голову, вынести он не в состоянии.

Ганя Иволгин

Страдающую, ранимую душу в Настасье Филипповне смог увидеть лишь князь Мышкин. Для других же она была предметом торга. Узнав о том, что Тоцкий собирается жениться на одной из дочерей генерала Епанчина, Настасья приезжает в Петербург. И теперь уже помещик видит: перед ним не трогательное, беззащитное существо, которое он погубил, а женщина, готовая мстить. Она обладает страшным, инфернальным обаянием, что привлекает новых поклонников. Среди них и Ганя Иволгин.

Характеристика

Настасья Филипповна — героиня довольно противоречивая. Действующие лица романа характеризуют ее по-разному. Какой эту женщину видит Мышкин? Впервые взглянув на ее портрет, он поражен. Однако поражен не красотой, а скорее страшным сочетанием гордости и презрения, которое можно прочитать в ее взгляде. Бледное лицо, чуть впалые щеки, странный огонь в глазах — всё это видит князь на портрете 25-летней женщины. В этот момент он словно угадывает прежнюю и дальнейшую судьбу Настасьи Филипповны. Затем, став миллионером, пытается спасти ее. Но тщетно. Это женщина испытывает презрение не только к окружающим, но и к самой себе.

Сопоставляя двух героинь можно заключить, что загадочность Аглаи (именно её красоту князь назвал загадкой) к концу повествования оказывается всего лишь самолюбием и в итоге — размолвка со своей семьей и брак с проходимцем-поляком. Необоримая же сила красоты Настасьи Филипповны укрывает изломанность натуры, основанную на непомерной гордыне и несет страдание и ей самой и окружающим ее и определяет гибель этой женщины.

Парфён Рогожин

После первой же встречи с Настасьей Барашковой сын богатого купца охвачен роковой страстью. Он дарит ей бриллиантовые подвески стоимостью в десять тысяч. Встреча с этой женщиной выбивает Рогожина из привычной колеи. Он совершает ряд безумных поступков — всё ради того, чтобы завоевать Настасью Филипповну. Когда Парфен становится наследником миллионного состояния, так же как и Тоцкий, он пытается купить ее. Однако он неглуп и понимает, что ответного чувства никогда не дождется. Настасья Филипповна давно не дорожит собой. Связь с Рогожиным для неё — форма самоубийства.

Любовный треугольник

Аполлинария Суслова

Так звали женщину, которую на протяжении многих лет любил Достоевский. Аполлинария родилась в семье богатого купца, получила неплохое образование. Ее старшая сестра — Надежда — стала первой русской женщиной-врачом. А это говорит о том, что дочери Суслова воспитывались в довольно благоприятной среде.

Аполлинария была моложе Достоевского на 20 лет. Между ними завязался роман. Полина (именно так ее называли знакомые и родственники) требовала от писателя развестись с женой. Кроме того, писала повести и рассказы, которые не имели литературной ценности, и требовала содействия в публикации. Одно из ее произведений однажды все-таки появилось на страницах журнала Достоевского. После смерти жены писатель сделал Полине предложение. Однако девушка ответила ему отказом. Их отношения всегда были мучительными, нервными, неясными.

Многие литературоведы, изучающие жизненный и творческий путь Фёдора Достоевского, полагают, что именно Аполлинария Суслова является прототипом Настасьи Филипповны.

Женщина-загадка и её стержневая роль в сюжете романа

Идея и реальность красоты

Во-первых, красота Настасьи Филипповны какая-то особенная, её красота непохожа ни на какую другую женскую красоту. Впервые увидав её портрет, Мышкин был поражён в самое сердце:

- Так это Настасья Филипповна? – промолвил он, внимательно и любопытно поглядев на портрет, – удивительно хороша! – прибавил он тотчас же с жаром. На портрете была изображена действительно необыкновенной красоты женщина. Она была сфотографирована в чёрном шёлковом платье, чрезвычайно простого и изящного фасона; волосы, по-видимому тёмно-русые, были убраны просто, по-домашнему; глаза тёмные, глубокие, лоб задумчивый; выражение лица страстное и как бы высокомерное. Она была несколько худа лицом, может быть, и бледна…

- Так вам нравится такая женщина, князь?
- Удивительное лицо! – ответил князь, – и я уверен, что судьба её не из обыкновенных. Лицо весёлое, а она ведь ужасно страдала, а? Об этом глаза говорят, вот эти две косточки, две точки под глазами в начале щёк. Это гордое лицо, ужасно гордое, и вот не знаю, добра ли она? Ах, кабы добра! Всё было бы спасено!

А к спасению или к погибели – это уж как Бог даст…

Досюжетная история Настасьи Филипповны

Когда 20-летняя Настасья Филипповна узнала, что Тоцкий собрался жениться, она неожиданно явилась в Петербург с угрозой скандала. Результатом стал не только отказ Тоцкого от брака, но устройство им для своей содержанки роскошной столичной жизни. При этом, как почему-то было всем наверное известно, все эти следующие пять лет она с ним не жила (но деньги брала), да и других мужчин к себе не подпускала. Новая интрига Тоцкого в связи с его новым желанием вступить в брак основывалась на его прежнем страхе потенциального скандала.

- Вы… могли полюбить только один свой позор и беспрерывную мысль о том, что вы опозорены и что вас оскорбили. Будь у вас меньше позору, или не будь его вовсе, вы были бы несчастнее…

Настасья Филипповна и князь Мышкин

Настасья Филипповна и Парфён Рогожин

Роман начинается рассказом в поезде: Парфён сообщает Мышкину о своей любви к Настасье Филипповне. Развязка романа: она, уже собравшись венчаться с Мышкиным (которого она любит, считая себя его недостойной), прямо из-под венца убегает с Рогожиным (которого она не любит, считая его себя недостойной), наверное зная, что тот её убьёт, что незамедлительно и происходит.

Впрочем, сам же Мышкин всё это напророчил ещё в своём первом вышеупомянутом разговоре с Ганей Иволгиным:

- А женились бы вы на такой женщине?
- Я не могу жениться ни на ком, я нездоров, - сказал князь.
- А Рогожин женился бы? Как вы думаете?
- … Женился бы, а чрез неделю, пожалуй, и зарезал бы её.

“По силе художественной изобразительности талант Достоевского может быть равен только Шекспиру”, – так писал Горький о великом русском писателе.

Творчество Достоевского было порождено переходной кризисной эпохой распада феодально-крепостнической системы в России и замены ее новыми, капиталистическими отношениями.

Ломалась, трещала по швам “патриархальная” крепостническая Россия. Человек, от имени которого говорил Достоевский, оказывался всецело предоставленным самому себе, поистине одинокий в новой, непонятной ему раздирающей действительности.

Тяжелый идейно-психологический процесс происходил в писателе после возвращения с каторги. Он разуверился в возможности улучшить действительность путем борьбы, начал искать поддержку в религии, хотя и она нетвердо укладывалась в его душе, склонной к бунту.

“Я – дитя века, дитя неверия и сомнения… Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить…” Его герои зачастую уходят в религию, под сень церкви – только бы избавиться от скверны.

Роман “Идиот”, вышедший в свет в 1868 году, полемически подчеркивает в самом названии противопоставление разума сердцу.

Герой – человек необразованный, ничему толком не учившийся, больной, в течение ряда лет находившийся в состоянии даже полной потери сознания. И именно он оказывается умнее всех образованных, цивилизованных, горделивых! Он решает все трудные вопросы человеческих взаимоотношений проницательно, в то время как они все путают, ничего не могут решить, руководствуясь лишь эгоизмом.

Лев Николаевич Мышкин в лучшем случае чудак. Он бескорыстен, глубоко чужд каким бы то ни было эгоистическим страстям и, прежде всего, денежным. Он искренен, говорит только правду. Он носит в душе своей всечеловеческое страдание и любит людей. Он обаятельно наивен и если ошибается, то только в сторону преувеличения достоинств людей. Он чуток, всегда готов жертвовать собою целиком, без остатка, для других. Если сознание – болезнь, то князь Мышкин – воплощение душевного здоровья. Его болезнь помогает душевной ясности и превосходству над здоровыми. Ибо все эти здоровые больны эгоизмом, мерзкой жаждой денег, утопают в грязи мира сего. А князь Мышкин свободен от всего этого. Он чист и прост, как дитя. У него детская душа, потому он и оказывается умнее всех.

В отличие от раздвоенных, расстроенных, расщепленных героев Достоевского князь Мышкин не знает борьбы между разумом и чувством, между “добром” и “злом” в своей душе.

Князь Мышкин – всеобщий примиритель. Он носитель идеи объединения всех “сословий”, всех враждующих групп. Он противостоит всеобщему разъединению, тому разложению общества, которое Достоевский считает главной характерной чертой своей современности. Есть еще образ, с которым Мышкин сопоставляется лишь в глубоком подводном течении романа. Это образ Христа.

Само “явление” князя Мышкина после многих лет, прожитых где-то высоко в горах, далеко от людей, должно напомнить сошествие Христа к людям, в их кипящую злыми страстями, дьявольски запутанную жизнь, предсказанную в апокалипсисе как царство меры: деньги царят над всем, все настаивают на своем праве, на своем эгоизме. Все разъединены и взаимно враждебны. Нет никакой связывающей общей идеи. Все чистое гибнет в этом мире. В нем оскверняется, разрушается Красота.

Что же принес миру новоявленный Христос? Сможет ли он очистить и утешить злые страсти, соединить людей любовью и страданием? Иными словами, какова миссия положительного героя Достоевского?

Сюжетную основу романа составляет трагическая судьба красавицы Настасьи Филипповны. Роль князя Мышкина в этой судьбе велика, но все же не он является носителем движущего начала в развитии сюжета, а именно Настасья Филипповна. К князю сходятся все сюжетные линии, но он стоит над ними, как и полагается “высокому” лицу, явившемуся к людям чуть ли не с неба. Он не может быть прямыми участником грешной земной борьбы, активно ввязываться в земные страсти.

“Идиот” – это прежде всего трагедия Настасьи Филипповны. История ее судьбы и образует ценность произведения. Это настоящее ядро всего романа. В истории гибели героини, рассказанной с такой любовью и грустью, мы чувствуем силу протеста, презрение и гнев к верхам буржуазного общества, к законам, управляющим этим обществом. Перед нами Достоевский и трагик, и лирик, и сатирик.

Образ Настасьи Филипповны принадлежит к числу сильнейших трагических женских образов, созданных русской и мировой литературой. “Настоящая королева” как сказано о ней в романе.

Мы знакомимся с ней впервые по портрету, который так глубоко, на всю жизнь, поразил князя Мышкина.

“На портрете была изображена действительно необыкновенной красоты женщина. Она была сфотографирована в черном шелковом платье чрезвычайно простого и изящного фасона; волосы, по-видимому, темно-русые, были убраны просто, по-домашнему; глаза темные, глубокие, лоб задумчивый; выражение лица страстное и как бы высокомерное…”

“Лоб задумчивый”, – так мог сказать действительно необыкновенной силы художник, глубоко чувствующий прелесть женской красоты. “Лоб задумчивый”, – эпитет неожиданный и прекрасный сам по себе своею нежностью и беспредельным уважением к женщине. Он удивительно подходит для портрета Настасьи Филипповны. Ее глаза освещены глубокой мыслью. Она много думала с ранних лет. Ее растлитель, любитель и знаток женской красоты, изящнейший господин Тоцкий, который приобрел ее в свою собственность, когда она была ребенком, круглой сиротой, одна во всем свете, – утонченнейший господин Тоцкий и предполагать не мог, что она так много и так глубоко думала! Выражение лица ее страстное и высокомерное. Она человек больших, трагических страстей. Ее требования к людям, к себе действительно высоки и человечны, и это необычайно усиливает резкую противопоставленность ее всей окружающей низменной действительности. Высокомерие – самозащита от подлецов и пошляков. В глубине души она проста, по-детски – застенчива.

“Удивительное лицо!” – говорит князь. – “И я уверен, что судьба ее не из обыкновенных. Лицо веселое, а она ведь ужасно страдала, а? Об этом глаза говорят, вот эти две косточки, две точки под глазами в начале щек. Это гордое лицо, ужасно гордое, и вот не знаю, добра ли она? Ах, кабы добра! Все было бы спасено!”

Да, впоследствии оказывается, что она не только горда, но и добра, – но все-таки ничего не спасено.

Затем, в обществе Епанчиных, мы вновь все пристальнее вглядываемся в ее портрет. И тут звучит трагическая тема Настасьи Филипповны.

“… Как будто необъятная гордость и презрение, почти ненависть были в этом лице, и в то же время что-то доверчивое, что-то удивительно простодушное… Эта ослепляющая красота была даже невыносима…странная красота!”

Вглядевшись пристальнее в ее портрет, мы увидели надрыв в этой красоте. Это тема красоты знающей, что она поругана, оскорблена. Красота, не принятая миром злобы и вражды – невыносимая красота! Это красота – страдание, распинаемая в этом мире. Это грозная тема несовместимости красоты с подлым денежным миром. Это красота, зовущая к мести за себя, презирающая жалость и вместе с тем просящая о жалости. Это можно назвать бунтующей красотой.

Аделаида Епанчина говорит, рассматривая портрет Настасьи Филипповны: “Такая красота – сила… с этакою красотой можно мир перевернуть”. Не этой благополучной барышне, генеральской дочке с ее прекрасными плечами, превосходным аппетитом понять красоту Настасьи Филипповны. Она оказалась способной почувствовать размах красоты, как художница-любительница, маракующая что-то на холсте.

Красота спасет мир! Такова одна из мыслей героя романа князя Льва Николаевича Мышкина. Но, как и многие его мысли, она опровергается действительностью. Красота не спасла мир, а оказалась погубленной им.

Бунт Настасьи Филипповны, ее попытка мстить обществу, бессилен. Но тема бунтующей красоты со страстною силой звучит в романе!

Настасья Филипповна кончает безумием. Невыносимое соединение красоты и безумия отдается в сердце князя Мышкина, да и в сердце читателя особенной мукой и болью. Даже красота становится безумной в мире, обезумевшем от злобы.

Настасью Филипповну довели до безумия все окружавшие ее. Начал убийство барин Афанасий Иванович Тоцкий. Завершил купец Рогожин.

В финальной сцене мы видим Рогожина и Мышкина у кровати убитой. Смерть передана в этой картине особенной неподвижностью. Мышкин в темноте “…пригляделся, так что мог видеть ее постель; на ней кто-то спал, совершенно неподвижным сном; не слышно было ни малейшего шелеста, ни малейшего дыхания… В ногах были сбиты в комок какие-то кружева, и на белевших кружевах, выглядывая из-под простыни, обозначался кончик обнаженной ноги. Он казался как бы выточенным из мрамора и ужасно был неподвижен”.

Убита красота, равная красоте прекрасных статуй, гениальных картин.

Достоевский поднял гибель Настасьи Филипповны до трагической темы красоты, убиваемой безобразным паучьим миром, миром мерзких снов Ипполита. Недаром в сне Ипполита образ Рогожина сближается с образом тарантула. Рогожин – воплощение темной стихии собственничества.

Все в романе, что связано с темой Настасьи Филипповны, с ее судьбой наполнено глубоким социальным смыслом. Все дышит правдой жизни, высокой правдой искусства.

Власть денег триумфально шествует по стране. Жажда денег обуяла, кажется, всех. Кругом ростовщики! Власть денег плодит и множит преступления. Все продается и покупается за деньги: и слава, и доблесть, и честное имя, и сама красота!

Прекрасная женщина, одна среди волков, скалящих на нее зубы в жажде купить ее, продать и нажить на ее красоте деньги, сожрать красоту встает перед миром, погрязающим в деньгах, и, проклиная власть денег над человеком, предает всю эту дьявольскую власть огню!

Читайте также: