Образ мазепы в поэме полтава сочинение

Обновлено: 04.07.2024

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Мазепы в поэме "Полтава": описание персонажа в цитатах, а также критика об образе Мазепы.

Смотрите:
Все материалы по поэме "Полтава"
Все материалы по творчеству Пушкина

Образ и характеристика Мазепы в поэме "Полтава" Пушкина: описание в цитатах


Историческая справка:
Иван Степанович Мазепа (20 марта 1639 — 22 сентября 1709) — гетман Войска Запорожского, военный и политический деятель, один из сподвижников русского царя Петра I. В 1708 году Мазепа перешел на сторону шведского короля Карла XII, против которого тогда воевала Россия (в долгой "Северной войне"). После поражения Карла XII в Полтавской битве в 1709 г. Мазепа бежал в Османскую империю, где умер в городе Бендеры.

Поэма "Полтава" основана на реальных событиях, однако некоторые детали являются авторским вымыслом. В частности, Мария (чье настоящее имя Матрена) действительно сбегает с Мазепой из дома, но вскоре ее возвращают домой. Остаток жизни Матрена проводит в монастыре, где и умирает.

В начале поэмы Мазепа является пожилым человеком, ему за 60 лет:

Мазепа - хитрый, лицемерный человек. Он умеет привлекать и разгадывать сердца людей, но едва раскрывает свои собственные мысли:

Когда-то, будучи молодым и бедным человеком, Мазепа сочинял песни. Он поет эти песни до сих пор, например, во время застолий:

По словам Пушкина, у Мазепы нет ничего святого и он не любит ничего. Для Мазепы нет отчизны, он презирает свободу:

Старик Мазепа любит юную девушку Марию Кочубей. Та является его крестницей, а также дочерью его друга Кочубея. Мазепа сватается к Марии, но ее родители отказывают ему, считая этот брак неприличным:

В конце концов юная Мария сбегает со стариком Мазепой из родного дома. Кочубей тяжело переживает предательство и позор. Кочубей со своим соратником Искрой пишет Петру I донос на Мазепу о том, что тот собирается предать царя и перейти на сторону шведов:

Когда царь Петр I получает донос на Мазепу, он не верит ему и приказывает наказать доносчиков Кочубея и Искру за их якобы "ложь". Мазепа добивается казни ни в чем не виновных Кочубея и Искру, которые были его друзьями:

Мазепа говорит Марии, что любит ее больше славы и власти, но в конце концов казнит ее отца Кочубея. Узнав об этом, несчастная девушка сходит с ума и сбегает от Мазепы. Судя по всему, Мазепу мучает совесть за то, что он сделал с Марией:

Долго обманывая Петра I, Мазепа в конце концов воплощает в жизнь свой коварный план - переходит на сторону шведского короля Карла XII:

При этом Мазепа признается своему соратнику Орлику, что его главная цель - отомстить царю Петру I за давнюю обиду. Таким образом, Мазепой, судя по всему, движет скорее личная месть, чем государственные интересы:

В конце концов шведы терпят поражение в Полтавской битве, после чего Карл XII и Мазепа бегут из Украины в Турцию (Бендеры). Там спустя несколько месяцев Мазепа умирает:

Критика об образе Мазепы

"Мазепа - лицо отвратительное. . Характер его не выдержан. Вся поэма. состоит из трех песней; в первых двух песнях вы видите в Мазепе человека хитрого, дальновидного, проницательного человека, который наперед все расчел, все взвесил, все предугадал; читаете третью песнь, и сами себе не верите." (рецензия неизвестного автора, журнал "Галатея", 1839 г., часть 3, №25 и 26)

"С каким искусством выставил он хитрого Мазепу; как лукав этот старый гетман; с какою коварною цалью скрывает он, под видом смиренника, тайный, давнишний замысел; с каким удовольствием возбуждает этим мнимым смирением грозный ропот негодования между казаками, как умно прикидывается он больным и дряхлым стариком. И что же двигает железною душою хитрого Мазепы? Где тайная пружина его притворного смирения? Его кумир - властолюбие; его дерзкий замысель - мщение Великому Петру." (рецензия в журнале "Библиотека для Чтения", 1840 г.)

"Для критиков странным кажется еще гнев Мазепы на Петра за то, что он схватил его за усы — за эту шутку. Но это было совсем не в шутку, и Петр схватил за усы, или, по словам других, дал пощечину Мазепе, не просто как Ивану Степанычу, но как гетману малороссийскому, с угрозой.

Таков цитатный образ и характеристика Мазепы в поэме "Полтава" А. С. Пушкина: описание персонажа в цитатах, а также критика об образе Мазепы.

Но эта общая характеристика, взятая, так сказать, на веру, с чужих слов, в изображении реального Мазепы, в изображении его чувств, дум и действий не выдержана: поэт, привыкший находить симпатичные черты даже в преступных героях (Пугачёв, скупой рыцарь), — нашел их и в Мазепы.

Мазепа беззастенчиво лжив, способен подделываться под чужое настроение. По поводу доноса Кочубея он так искусно умел притвориться верноподданным, что Петр выдал ему доносчика; перед появлением Карла в Украине Мазепа притворился больным; не остановился даже перед святотатственным поруганием таинства: пособоровался. Он жесток: он казнил отца девушки, отдавшей ему всё. Он мелко-мстителен: народный бунт он затеял, чтобы отомстить Петру за личную обиду.

Но он любит Марию, так любит, что открывает тайный план измены Петру. Он мучится, зная, какое горе причинил любимой девушке казнью её отца, мучится, что неосмотрительно связал с ней свою судьбу:

Ах, вижу я: кому судьбою
Волненья жизни суждены,
Тот стой один перед грозою,
Не призывай к себе жены.
В одну телегу впрячь не можно
Коня и трепетную лань.

Этот Войнаровский, рассказывая академику Миллеру свою судьбу, говорит о бреде Мазепы во время болезни:

То, трепеща и цепенея,
Он часто зрел в глухую ночь
Жену страдальца Кочубея
И обольщённую их дочь.

Мазепа — натура талантливая и умная, но, к сожалению, его душевные силы были направлены преимущественно на зло. Он был необыкновенно злопамятен, и эта черта его характера является даже, по Пушкину, главной причиной измены его Петру; говоря Орлику, что он не может при мириться с Петром, так как последний оскорбил его, схватив его во время пира под Азовом за усы, Мазепа прибавляет:

Тогда, смирясь в бессильном гневе,
Отмстить себе я клятву дал;
Носил ее — как мать во чреве
Младенца носит. Срок настал.

В действительности известно, что побудительной причиной измены было корыстолюбие и властолюбие Мазепы: как первое, так и второе в характеристике Мазепы Пушкиным отсутствуют; слабый намек на корыстолюбие гетмана можно видеть в приказании его вынудить у
Кочубея признание, где скрыт его клад, хотя этот клад, по словам Орлика, должен был поступить в войсковую казну. Такой же намёк на властолюбие можно видеть в словах:

.. далеко преступны виды
Старик надменный простирал.

Особенно же в характере Мазепы выделяются хитрость и коварство. Он умел незаметно раздувать и без того горевшую в легкомысленных
сердцах ненависть к Петру и России, умел обмануть великого царя и, будучи ласкаем им, в то же время вел переговоры с его врагами, оценивая его голову.

Он коварно погубил несчастного Кочубея, своего прежнего друга, прибавив к позору обесчещенной дочери ещё позор пытки и
публичной казни её отца. Для него не было ничего святого: его не сдерживала ни присяга, ни любовь к женщине, ни любовь к родине — всё он приносил в жертву своему чудовищному эгоизму. Любя Марию, он заставляет её ответить на вопрос, кто ей дороже — отец или он, чтобы не потерять её любви. Не довольствуясь тем, что, благодаря доверчивости Петра, он не понес вреда от доноса Кочубея, Мазепа не удовлетворяется хотя бы его пожизненным заключением, но свирепо требует казни своего старого друга, отца любимой женщины, и присутствует на ней.

Но в человеке не может быть одних только дурных черт характера: всегда найдется и что-нибудь хорошее. Вот и в Мазепе Пушкин, как
изобразитель всего прекрасного, открыл и вызвал к жизни симпатичные черты, уничтожающие его сходство с ложноклассическим злодеем. К таким чертам относится, прежде всего, ум Мазепы: он хорошо понял Карла XII после ближайшего знакомства с ним, понял, что ему не под силу бороться с гениальным Петром.

Мазепа отличается вместе с тем чрезвычайной энергией и самообладанием; эти качества не покидают его и тогда, когда душа его жестоко
страдает после бегства Марии. Переживая муки погибшей любви, он в то же время не оставляет своих замыслов и энергично борется с Петром.

Любовь Мазепы к Марии была глубока и искренна; предаваясь мучительным размышлениям у ложа спящей Марии, он терзался угрызениями совести и сострадал увлечённой им девушке. Всё это заставляет думать, что в Мазепе человек ещё не заснул
окончательно.

Точно так же беспощаден Мазепа в мщении Кочубею. Месть и страстное желание быть королем Украины побуждают его на измену. Он хитер и коварен, и для достижения своих целей не выбирает средств и ни перед чем не остановится.

Посредством лживой доверчивости вкрадывается он в чужую душу, умея подстроиться к любому человеку. Он умел обмануть и Петра в своем льстивом письме. Доверчивый вследствие своего великодушия, царь поддался обману. Но сам Мазепа остается для всех непроницаемым:

Кто снидет в глубину морскую,
Покрытую недвижно льдом?
Кто испытующим умом
Проникнет бездну роковую
Души коварной?

И немногим только известно, говорит поэт, что для него нет нравственного удержу,

Что он не ведает святыни,
Что он не помнит благостыни,
Что он не любит ничего,
Что кровь готов он лить, как воду,
Что презирает он свободу,
Что нет отчизны для него.

Не могло укрыться от неё и чувство Мазепы. Он искренно, сильно и глубоко любит Марию. Об этом свидетельствуют многие эпизоды поэмы, особенно же два из них: в чудесной драматической форме изложенная беседа гетмана с дочерью Кочубея и одинокие размышления его
пред ложем спящей Марии в её светлице. Бледный и взволнованный, Мазепа с замиранием сердца ждет ответа любимой женщины на свой
вопрос: кто для неё дороже — он или отец? И с сердечным сокрушением приходит он к осознанию, что напрасно связал свою судьбу с её судьбою:

В одну телегу впрячь не можно
Коня и трепетную лань.

Он глубоко сострадает Марии и мучится тем, что за её жертвы,
принесённые ему, готовит ей удар.

Таковы стороны характера Мазепы, которые дают возможность понять увлечение Марии.

Но зло в душе Мазепы преобладает над добром: его энергия направлена на преступные замыслы: его любовь к дочери Кочубея не мешает ему губить Кочубея; а совесть он умеет подавить в себе: в минуту её проснувшихся угрызений он слышит стон пытаемого Кочубея; на этот стон Мазепа отвечает криком, но это не вопль душевной боли, а крик торжества, крик победы над подавленной в этот момент своею совестью.

Тёмная сторона души Мазепы была неизвестна Марии, когда она бежала к нему из отцовского дома. Гетман знал это и умел искусно
скрывать от неё свои истинные душевные побуждения: он открывает Марии свой замысел против Петра, но представляет его не делом мести и властолюбия, а патриотическим подвигом. И Мария очарована. Мазепа представляется ей не злобным эгоистом, а героем, освободителем угнетённой родины, и в восторге увлечения она говорить ему:

Твоим сединам так пристанет
Корона царская!

Когда обманутая Мария узнаёт истину, она сходит с ума. Образ Мазепы раздвоился в её сознании: она любила героя, великодушного и любящего человека, а теперь перед нею оказался злодей, и сознание её помутилось. Поэт образно выразил это в прекрасной сцене появления сумасшедшей Марии перед гетманом во время его бегства после Полтавского боя.

Мазепа представляет собой личность талантливую и энергичную, но свои душевные силы он направляет на дурные поступки. Мазепа в высшей степени злопамятен. В поэме эта черта служит главной причиной измены Мазепы. Последний открыто заявляет Орлику, что ему трудно примириться с Петром, который когда-то нанёс ему кровную обиду, а именно во время пира под Азовом схватил его за усы. Вот слова Мазепы:

«Тогда, смирясь в бессильном гневе, Носил ее — как мать во чреве
Отмстить себе я клятву дал, Младенца носит. Срок настал.

В то же время Мазепа корыстолюбив и властолюбив: он хочет достигнуть трона и освободить Малороссию от власти московского царя.

Мазепа приказывает Орлику вынудить у Кочубея признание, где скрыт его клад.

Во имя крайнего властолюбия Мазепа готов вовлечь родную страну во все ужасы междоусобной войны, изменяет присяге и обманывает Петра.

В характере Мазепы ясно видны хитрость и коварство. В легкомысленных сердцах многих подданных горела ненависть к Петру и России, и Мазепа с помощью клевретов тайно действовал таким образом, что ненависть эта увеличивалась день ото дня и принимала все большие размеры. Ему легко удалось обмануть государя; несмотря на то что Мазепа пользовался доверием и расположением Петра, этот человек
ведет переговоры с врагами государя, оценивая его голову.

Самым коварным образом губит он своего друга Кочубея, не боясь к позору обесчещенной дочери прибавить позор страшных пыток и публичной казни без отца. Его эгоизм доходит до крайних пределов. Так, любя Марию, правда, искренно и нежно, он задает ей вопрос, кто ей дороже, отец или он. Этим он желает убедиться, насколько она любит его и предана ему. Когда донос Кочубея не имел успеха, и Мазепа предаёт последнего смертной казни, он решается сам присутствовать на казни своего старого друга, отца любимой им женщины — до такой степени Мазепа кровожаден.

Несмотря на такую мрачную обрисовку Мазепы, последний не является исключительным злодеем; у Мазепы следы добра ещё не совсем заглушены эгоизмом. К привлекательным чертам Мазепы следует отнести его ум. Когда Мазепа ближе познакомился с Карлом ХII, то понял, что ему трудно будет бороться с гениальным Петром.

Мазепа высказывает это Орлику накануне Полтавской битвы. Вот что говорится об этом факте в поэме:

Мазепа в то же время слишком энергичен и отличается самообладанием. Эти качества не покидают его и в то время, когда он жестоко
борется и душевно страдает после бегства Марии. Переживая страшные мучения погибшей любви, Мазепа, однако, не оставляет своих тайных замыслов и энергично борется с Петром.

По отношению к Марии он был искренен и горячо её любил. Предаваясь мучительным размышлениям у ложа спящей Марии, Мазепа терзается угрызениями совести и выражает сожаление и сострадание к увлечённой им девушке. Во имя спокойствия Марии он открывает ей
все свои планы и замыслы.

Иль плач совы, иль зверя вой,
Иль льпкп стон, иль звук иной —
Но только своего волнения
Преодолеть не мог старик

и на протяжный слабый крик
Другим ответствовал — тем криком,
Которым он В веселье диком
Поля сраженья оглашал …

Наконец, в последней сцене поэмы через помутнённое сознание Марии поэт образно выразил сущность Мазепы.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Иван Мазепа известен в истории как украинский гетман, который предал русского царя. Вот только это его действие трактуется по-разному, отсюда – и неоднозначность его личности. Многие украинские писатели считают поступок Мазепы верным, ведь он защищал интересы Украины. Английский поэт Байрон заинтересовался ним, как героем-романтиком. А вот Александр Пушкин увидел в Мазепе только негативные стороны. Что не удивительно, ведь Мазепа предал Петра I, царя, которого воспевали, как великого реформатора. Главной целью произведения было не столько изобразить Мазепу, сколько возвеличить Петра.

В поэме есть две сюжетных линии: политическая (Петр – Мазепа - Карл) и любовная (Мазепа - Мария). В обеих линиях Мазепа изображен автором отъявленным злодеем. В политическом плане он – предатель, эгоист, который действует в своих интересах. В любви Мазепа тоже показан эгоистом, которому не важны чужие чувства, а важны только его желания. Мария – крестница Мазепы, дочь Кочубея. Когда герой не получает желаемого, то посылает на казнь Кочубея. Перед казнью он подвергает того страшным пыткам, чтобы выведать тайну о спрятанном кладе.

Многие историки и писатели считают, что Мазепа, предав русского царя, желал отстоять независимость Украины. Но и в этом Пушкин увидел ложь. Его герой – предатель, который прикрывается интересами своей страны ради личной выгоды. Все слова Мазепы – лишь пустая демагогия, по мнению автора.

Почему Пушкина так волновала эта проблема? Он причислял себя к древней знати, которую оттесняла новая знать. Поэт проводит параллель между ошибкой Петра относительно казни Кочубея и современными ему событиями – расправой над декабристами.

Психологический портрет Мазепы поражает своей одноплановостью: он жаден, эгоистичен, властолюбив, не брезгует самыми отвратительными средствами при достижении своей цели. Именно такою виделась автору новая аристократия. Поэтому во многом он гиперболизирует образ Мазепы, чтобы показать обобщенный портрет новой знати.

В биографии Мазепы Пушкина особенно поразили эпизоды обольщения стариком-гетманом своей крестницы и казни ее отца. Рылеев, сосредоточивший внимание на политической деятельности Мазепы, только бегло упомянул об этом эпизоде. Пушкин гениальным чутьем великого художника воспринял его как “разительную историческую черту”, не только дававшую психологический ключ к пониманию характера самого Мазепы, но и позволявшую осветить его эпоху.

“Сильные характеры и глубокая трагическая тень, набросанная на все эти ужасы, вот что увлекало

меня”,- писал он позднее. Этот трагический эпизод Пушкин и положил в основу своей поэмы, разработав его с исключительной силой и глубиной. Замечательным художественным достижением автора “Полтавы” является образ Марии с ее женским очарованием и “неженскою душой” – один из самых ярких образов женщин в пушкинском творчестве, особенно восхитивший Белинского.

В своем роде не менее значителен и образ Мазепы. В предисловии к первому изданию “Полтавы”, явно имея в виду своих непосредственных литературных предшественников – Рылеева и Аладьина,- Пушкин писал: “Мазепа есть одно из самых

замечательных лиц той эпохи. Некоторые писатели хотели сделать из него героя свободы, нового Богдана Хмельницкого.

История представляет его честолюбцем, закоренелым в коварствах и злодеяниях (…) Некто в романтической повести изобразил Мазепу старым трусом, бледнеющим перед вооруженной женщиною, изобретающим утонченные ужасы, годные во французской мелодраме, и пр.

Лучше было бы развить и объяснить настоящий характер мятежного гетмана, не искажая своевольно исторического лица”. В противовес мелодраматическому изображению гетмана Аладьиным Пушкин развивает образ “злодея” Мазепы во всей его мрачной и вместе с тем трагической глубине. В то же время эпизод из личной жизни Мазепы – “губителя” отца Марии и ее самой – объясняет его политический облик – изменника-честолюбца. С этим органично связана и необычная структура поэмы, и действительно в высшей степени своеобразная ее композиция.

Романтическая фабула художественно закономерно сплетается (как это имело место и в историческом романе) с повествованием о важнейших исторических событиях эпохи, которое сопровождает рассказ о трагической любви Марии и Мазепы. Злодей в личной жизни, Мазепа выступает и как злодей политический. Обманщик и предатель своей возлюбленной в третьей песни поэмы – картине Полтавской битвы – предстает как обманщик и предатель своей страны, народа.

В то же время исключительно яркое, динамичное описание Полтавской битвы отнюдь не является чужеродным в романтической поэме, а составляет важнейшую часть идейно-художественного замысла автора.

Вначале Пушкин назвал было свою поэму “Мазепа”, однако затем он намеренно дал ей заглавие “Полтава”. Заглавие это имеет двоякий смысл. Описанием мирной жизни в Полтаве семьи Кочубеев открывается поэма.

Заканчивается она картиной Полтавского боя. И это не случайно. Несмотря на то, что большая часть поэмы посвящена любовной истории Мазепы и Марии, именно Полтавская битва является высшей кульминацией и внутренним, идейным стержнем произведения Пушкина.

Победа под Полтавой была, безусловно, решающим моментом в истории всего петровского времени. “Полтавская битва есть одно из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Она избавила его от опаснейшего врага; утвердила русское владычество на юге; обеспечила новые заведения на севере и доказала государству успех и необходимость преобразования, совершаемого царем”,- так писал Пушкин в предисловии, которое он предпослал первому изданию своей поэмы. От исхода борьбы с Карлом XII зависело существование России как великой державы. Тем отвратительнее была продиктованная личными, корыстно-эгоистическими целями измена Мазепы.

И вот “честолюбцу, закоренелому в коварствах и злодеяниях”, не любящему родины и готовому предать народ, контрастно противопоставляется Пушкиным в третьей песни “Полтавы” фигура героя-полководца, царя-патриота Петра I, за которым ощутимо стоит и вся мужающая, крепнущая, закаляющаяся, как булат под “тяжким млатом” суровых исторических испытаний, “Россия молодая”.

Читайте также: