Образ города в литературе сочинение

Обновлено: 15.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Образ Петербурга в творчестве писателей и поэтов

На протяжении столетий менялось восприятие Петербургa в художественном сознaнии и спецификa его изобрaжения в творчестве различных aвторов. Этот город воспевaют в своих одaх В. Тредиaковский, M. Ломоносов. В поэзии декaбристов Петербург стaновится городом больших нaдежд и блaгородных стремлений. В XIX веке петербургскaя темa обретaет дрaмaтическое звучaние. Нaконец, Петербург зaнял особое место в поэзии символистов ХХ векa.

В русской литерaтуре, дa и в сознaнии обществa в целом, Петербург с моментa своего возникновения стaл воспринимaться не только кaк конкретный город, не только кaк новaя столицa, но и кaк символ новой России, символ её будущего.

Обра з Петербурга в поэзии серебряного века

Тaк воздвигнут им город плaвучий,

Город зыбкий, кaк мост нa плотaх.

Вдоль воды, рaзливной и дремучей,

Люди сели в бездушных дворцaх.

В шумящей пустыне,

В твердыне из кaмня

Нa дaльней грaнице обширной пустой стороны

Нa свет родилися

И небыли скaзки веков нaм родны.

Вместо скaзки в прошедшем у нaс

Только кaмни дa стрaшные были.

Только кaмни нaм дaл чaродей.

Дa Неву буро-желтого цветa,

Дa пустыни немых площaдей,

Где кaзнили людей до рaссветa, –

Цaрь змеи рaздaвить не сумел,

И прижaтaя стaлa нaм идол.

Зaмирaя кликом бледным

Кличу я: «Мне стрaшно, девa,

В этом мороке победном

A Сивиллa: «Чу, кaк тупо

Удaряет медь о плиты.

То о трупы, трупы, трупы

В литерaтуре постсимволизмa возрaстaет интерес к истории Петербургa, особенно Петербургa XVIII векa, к городу кaк эстетическому целому. Стремление взглянуть нa Петербург с эстетической точки зрения, скaзaлось сильнее всего именно в поэзии 1910-х годов. В это время появляется большое количество поэтических произведений, в которых тщaтельно и любовно описывaется петербургский aрхитектурный пейзaж. Обостренным внимaнием к культурaм, с ярко вырaженными чертaми отмечено творчество Осипa Мaндельштaмa. В ряду близких ему тем – aмпирный Петербург и пушкинский Петербург. Реконструкция обрaзов дaлекой культуры не преврaщaется у Мaндельштaмa в сaмоцель, в его стихaх нaмечaется диaлог культур, сегодняшней и кaкой-то другой, не похожей нa сегодняшнюю, но глубоко с ней связaнной.

Нaд желтизной прaвительственных, здaний

Кружится, долго мутнaя метель,

И прaвовед опять сaдится в сaни.

Широким жестом зaпaхнув шинель.

Тяжкa обузa северного снобa -

Онегинa стaриннaя тоскa;

Нa площaди Сенaтa - вaл сугробa,

Дымок кострa и холодок штыкa.

Все петербургские стихи Мaндельштaмa производят впечaтление единого циклa, сложившегося нa протяжении двух десятилетий. Все они создaны по зaкону, открытому поэтом в зaмысле зaхaровского Aдмирaлтействa:

Сердито лепятся кaпризные Медузы,

Кaк плуги брошены, ржaвеют якоря;

И вот рaзорвaны трёх измерений узы

И открывaются всемирные моря.

Оттого, что стaли рядом

Мы в блaженный миг чудес,

В миг, когдa нaд летним сaдом

Месяц розовый воскрес.

Идея призрачности, нереальности реального мира, восходящая по своим истокам к идеализму Шопенгауэра, как бы материализуется в романе, переходя из сферы идейного содержания в сферу поэтики. Именно она-то и объединяет разрозненные сцены романа и всех его действующих лиц в одно художественное целое, не давая ему распасться на отдельные, весьма чуждые друг другу элементы, из которых оно в сущности состоит.

Тема города является одной из самых характерных тем для русской литературы. Она отразилась в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. А. Блока, М. А. Булгакова и многих других писателей. Раскрытие данной темы можно проследить на примере творчества М. А. Булгакова, в частности его романов “Белая гвардия” и “Мастер и Маргарита”.

В изображении города Булгаков обращается к традициям русской литературы. Особенно заметно влияние Гоголя и Достоевского. Изображение города фантастично, отчасти это город-призрак. Он

Например, в “Мастере и Маргарите” погода в городе меняется, предсказывая последующие события и как бы подготавливая к ним действующих лиц. Булгаков также обращается к традиции мистического изображения города.

Прежде всего город выступает как самостоятельный персонаж. Особенно ярко это прослеживается в романе “Белая гвардия”. Недаром автор пишет Город с большой буквы как имя собственное. Булгаков так характеризует жизнь Города:

“Как многоярусные соты, дымился и шумел, жил Город”. Безусловно, город в обоих романах – существо одушевленное,

наделенное собственным характером. Поэтому и герои данных произведений относятся к нему как к живому. Это видно и из разговоров в доме Турбиных, и из размышлений персонажей “Мастера и Маргариты”.

Город, как правило, сильнее своих обитателей и способен подчинить их судьбы своей воле. Он стоит много выше остальных героев, именно поэтому символом Города в “Белой гвардии” является памятник святому Владимиру, осеняющему Город Крестом: “Но лучше всего сверкал электрический белый крест в руках громаднейшего Владимира на Владимирской горке, и был он виден далеко, и часто летом в черной мгле, в путаных заводях и изгибах старика-реки, из ивняка, лодки видели его и находили по его свету водяной путь на Город, к его пристаням. Зимой крест сиял в черной гуще небес и холодно и спокойно царил под темным пологим московским берегом”.

Жители Города в “Белой гвардии” и города в “Мастере и Маргарите” действуют не самостоятельно, а подчиняясь более могущественной силе. Например, в “Мастере и Маргарите” город живет во власти Сатаны и его свиты, то есть сам оказывается в подчинении. Но и в данном случае город стоит выше своих обитателей.

Весьма разнообразны художественные средства, используемые Булгаковым для изображения города, раскрытия его особенностей. Город в “Белой гвардии” ассоциируется со светом, но со светом искусственным, высвечивающим отдельные эпизоды. Это лампа в доме Турбиных, фонари на улицах, две звезды в небе: Венера и Марс. Здесь Булгаков использует так называемый прием кинематографичности.

В “Мастере и Маргарите” Булгаков более всего обращается к изображению быта и нравов населения Москвы.

Булгаковский город является не только героем произведения, но и особым миром. Характерно то, что действие обоих романов не выходит за его пределы. Город предстает как замкнутое пространство, поочередно посещаемое некими силами.

В “Белой гвардии” эти силы сменяются, как в калейдоскопе. Это и гетман, и немецкие войска, и Петлюра. Они проносятся над Городом внезапно и бесследно.

Последняя самая могущественная сила еще не вошла в Город, но уже находится на подходе к нему. Эта сила таинственна и загадочна. Ее символом является бронепоезд с красной звездой.

В “Мастере и Маргарите” в городе появляется только одна сила – нечистая. Но принцип тот же, что и в “Белой гвардии”: Воланд со своими спутниками исчезает бесследно и так же внезапно, как и появляется. Все события также происходят в замкнутом пространстве города, словно мир за его пределами не существует.

В романах “Белая гвардия” и “Мастер и Маргарита” изображаются три города: Город, Москва и Ершалаим. Причем в Городе ясно угадывается Киев, то есть город совершенно реальный, как и Москва. И в Киеве, и в Москве Булгаков жил. Ершалаим также является реальным городом.

Но здесь не так много конкретных описаний самого города.

Булгаков не случайно отделяет все три изображаемых им города от реального мира, замыкает их в себе. Можно провести параллель с небесным городом Иерусалимом, о котором говорится в Апокалипсисе Иоанна Богослова:

“…великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога”. Более всего под это описание подходит Город, изображенный в “Белой гвардии”, которому суждено пройти через тяжкие испытания. Недаром Булгаков обращается к Священному Писанию в обоих романах.

Можно сделать вывод, что Булгаков следует традициям русской литературы в изображении города как одного из героев произведения. С другой стороны, город – особый мир, “град Бога Моего, новый Иерусалим, нисходящий с неба”. Такая ссылка на Священное Писание заставляет читателя по-иному воспринимать произведение в целом.

Изображение города в романах М. А. Булгакова – своеобразное стилистическое открытие в русской литературе. Тема города, получившая столь яркое отражение в произведениях русских писателей, нашла свое новое звучание на страницах булгаковских романов.

Образ Петербурга оставил глубокий след в русской литературе. Во все времена он привлекал многих наших писателей и художников своей неповторимостью и противоречивостью. Больше всего упоминаний о нем можно встретить в произведениях прозаиков XIX века.

Петербург - город контрастов. Для одних литераторов это место собрания униженных и оскорбленных, для других объединение светского общества и высшей аристократии. Это город, в котором происходит противостояние мира величественных дворцов, парадных подъездов, таинственных садов грязным зловонным улицам и проспектам, где царит нищета, пьянство и распутство.

Петербург зачастую играет роль не только фона, где разворачиваются основные события произведений, но и полноценного героя, постоянно взаимодействующего с другими персонажами, и каждому предрекая свою судьбу.

Так А.С. Пушкин видит Петербург со светлой стороны, так как здесь он провёл большую часть своей жизни. В его произведениях город несёт миротворную, благословенную надежду на будущее. Для самого писателя он является отражением целой эпохи и символизирует величие Российской империи.

Гоголевская же Северная столица полностью противоречива. Она таит в себе мир полный темной мистики и безрассудия. Его Петербург безжалостный, холодный. Он не оставляет шанса своим жителям; "маленькие люди" утопают в нищете и несправедливости.

Для Анны Ахматовой Петербург образ, с которым связаны самые яркие переживания и жизненные впечатления. Поэтесса представляет город во всей величественной красоте. Как у Пушкина ее Петербург полон противоречий: он холодный, трагичный, жестокий, но при этом величавый и пёстрый. В нем, по ее мнению, возможна только неразделенная любовь.

У Николая Некрасова Петербург обширный и великолепный город. Здесь работали лучшие архитекторы, благодаря которым выстроены изумительные дворцы, неповторимые ансамбли, роскошные зеленые парки. В своих произведениях поэт восхвалял только непревзойдённую красоту северной столицы.

Исходя из мнений разных прозаиков, Петербург может показывать себя с совершенно разных сторон. Его образ в лирических произведениях двойственный: от блестящей столицы до несчастного города, возведенного на костях крепостных.

Петербург в русской литературе является значащим, несмотря на всю свою тёмную характеристику, несёт историческую ценность и достояние для России.

2 вариант

Начиная с 19 века писатели и поэты все чаще обращаются к теме города в произведениях. Наиболее часто классики обращались к образу Петербурга, столицы Российской Империи. Петербург, хранящий в себе тайны персонажей, нередко и сам становится героем романа или повести. Его образ в русской литературе – один из самых ярких образов. К теме этого города обращались чуть ли не все авторы, среди которых и А.С. Пушкин, и Н.В. Гоголь, и Ф.М. Достоевский и многие другие. Они воспринимали город не просто как место нахождения, а более глубоко – как живой организм со своими мыслями и чувствами.

Образ Петербурга сложен, многолик и неповторим. Только изучив разные точки зрения на образ города мы сможем понять все многообразие Петербурга. Этот город создавали простые рабочие, затапливая болото, архитекторы, разрабатывая проекты роскошных зданий, писатели, используя точное слово для его описания. Сюда стремились из каждого уголка света, поэтому тема Петербурга стала популярной в русской литературе XIX века. Тема Петербурга относится к разряду вечных тем в русской литературе.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ Петербурга в русской литературе 19 века

Популярные сегодня темы

В этом мире существуют разные проявления любви. Иногда чувство проявляется как нечто возвышенное и бескорыстное, иногда как просто инстинкт, который может взять власть над человеком.

В рассказе Заячьи лапы Паустовский рассказывает трогательную историю о том как Ларион Малявин спасает зайчика и выхаживает зверька, который до этого помог ему спастись из лесного пожара.

В романе Бесы автор показывает, насколько бывает беспощадной к судьбам и жизням людей машина революции. Своим безразличием и восторженность она перемалывает, вгрызаясь в историю ломая ее ход.

Многочисленные персонажи произведения разделяются на несколько разрядов, состоящих из ключевых героев, к которым относятся Чацкий, Фамусов, Софья и Молчалин, второстепенных героев

Многие из рассказов Антона Павловича начинают раскрываться еще с самого их заглавия. Как и сами тексты они, как правило, емки, но в то же время информативны.

В данном случае название содержит прямую подсказку к сути произведения. Оно метафорично и еще до прочтения открывает нам некоторые подробности. Пока не зная главного героя рассказа, можно уже однозначно понять, что он будет меняться в зависимости от окружающей его среды, он будет подстраиваться под окружающие условия и других людей. Вполне логично, что делать он это будет с выгодой для себя.

Образы городов в произведениях русской и зарубежной классической литературы

Итак, Петербург в романе Достоевского «Преступление и наказание — душит и давит человека. Он — соучастник преступлений, питательная среда бредовых идей и теорий. Он свидетель кошмарных снов, человеческих трагедий.

Творчество английского писателя-модерниста Джеймса Джойса неразрывно связано с конкретной топографической категорией. Ирландская столица – Дублин – становится связующим центром многих его текстов.

Итоги главы 1

В исследовании будут рассмотрены внешние черты города для выявления его скрытых особенностей, в чем помогут разобранные образы городов в произведениях русских и зарубежных классиков.

В чем смысл рассказа Хамелеон

В центре повествования надзиратель Очумелов, который и является, так называемым, хамелеоном.

Таким образом, понятно, что основные проблематики рассказа — это притворство, подхалимство и хамелеонство. Очумелов — слабовольный и несправедливый человек, по сути своей раб. Он, даже не удостоверившись в правдивости слухов среди толпы, готов поменять свое мнение. Неважно, что над его хамелеонством будут смеяться люди, главное — он сделал все, чтобы угодить своему начальству.

Справедливость и честность — отнюдь не его принципы. Такой человек не станет отстаивать свою позицию, потому что порой ее и вовсе нет. Он лишь будет принимать ту, которая на данный момент удобна и выгодна.

Кстати, о нечестности главного героя нам намекают еще в самом начале произведения. А именно в сцене, где он идет с конфискованным крыжовником. Эти ягоды явно было забраны не самым чистым путем.

Тем самым автор пытается донести до нас одну простую истину: нужно оставаться верным, в первую очередь, себе, нужно отстаивать свои мысли и убеждения, нужно быть честным и справедливым.

Жаль героиню и тогда, когда из повествования становится понятно, что в доме богатого, но скупого мужа ей живется еще труднее, чем дома – по крайней мере, дома она была свободной, к тому же, оказалось невозможно и помогать семье. На балу Анна своей красотой произвела ошеломляющее впечатление на начальника своего мужа, и благодаря этому получила власть над стариком. Анна, которая так боялась раньше даже звука его шагов, теперь живет как хочет, в удовольствиях и роскоши. С этого момента в ней появляется самодовольство и уверенность в себе. Однако эта победа над ничтожным мужем досталась ей ценой потери собственной души. Это отчетливо видно в конце произведения, когда нарядная и сытая Анна катается на тройке и не замечает голодных отца и братьев, идущих по улице.

Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Смысл финала рассказа Хамелеон

В финальной сцене рассказа толпа смеется над укушенным Хрюкиным, важнее которого по сути оказалась собака брата генерала. Это излюбленный прием Чехова — так называемый, смех сквозь слезы. Действительно, над Хрюкиным можно смеяться и забавляться. Но под всей этой ситуацией лежит огромная проблема: угодничество вышестоящим лицам, беспринципность, бесчестие и слабовольность.

Очумелов не борется с нечестием и другими пороками, он отчаянно борется лишь за одно: за свое место, за свой чин и не более того. Правда его не интересует, она для него только переменная, способная принять в нужный момент нужное ему значение.

Самое страшное в этом, что Очумелов даже не видит своей огромной проблемы, не чувствует чего-то дурного. Для него это естественный и вполне привычный порядок вещей, который вряд ли когда-то изменится. Не видит он проблемы и в своем отражении в глазах обычных людей. Его собственная репутация заботит его меньше всего. И действительно, ведь от нее же не зависит его рабочее положение…

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка / 5. Количество оценок:

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Энциклопедия Школьника – содружество русского слова и литературы

Глядя на Зимний дворец, Раскольников почувствовал “необъяснимый холод”, которым веяло от “этой великолепной панорамы”. Этому городу нельзя сказать: “Люблю тебя…”. В нем нет той живой красоты, которую воспел А. С. Пушкин: ни одетой в мрамор Невы, ни кружева оград. Живой и прекрасный “град Петра” возникнет в сознании Родиона в тот момент, когда он идет на преступление.

Этот будущий убийца задумывается об “устройстве фонтанов”, призванных “освежить воздух” в страшном городе. Но этот Петербург всего лишь мечта героя. Истинный же Петербург для автора и его героев — это каменный мешок, мертвый и безликий. Действие романа разворачивается летом, но мы не найдем на его страницах ярких красок, присущих этому времени года.

Вонь, грязь, духота царят повсюду: “На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня… и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу”. Но отвратительны не только улицы и переулки. Не менее ужасны и те “клетки”, в которых живут герои романа. В душных и тесных комнатах люди голодают, страдают, в их умах зарождаются страшные преступления. Раскольников живет в каморке “под самой кровлей”, похожей на шкаф, а точнее, на гроб. Здесь он задумывается над своей теорией, которая приводит его к убийству.

Как позднее герой признается, “квартира много способствовала” тому, что он совершил преступление. Таким образом, Петербург — это не только фон, на котором разворачиваются события, но и символ ненормальной, безнравственной жизни. Человек в этом городе одинок, люди здесь — толпа, ничего не слышащая и не понимающая.

Как ярко это выражено в эпизоде гибели Мармеладова! Только что люди “кричали, ахали”, но через несколько минут “суета и любопытство” стихли. Кучер был “не очень уныл и испуган”: экипаж принадлежал богатому хозяину.

Полицейские были довольны, узнав имя раздавленного: бедняк и горький пьяница. Преступление против человека — обычное дело в этом городе. Лебезятников избивает Катерину Ивановну, Лужин клевещет на Соню, обвиняя ее в воровстве, старуха-процентщица обирает несчастных бедняков, попавших к ней в лапы.

“За нищету, — говорит Мармеладов, — даже не палкой выгоняют, а метлой выметают…, чтобы оскорбительнее было”. “Униженным и оскорбленным” нет места в этом городе. Безысходность — вот лейтмотив романа “Преступление и наказание”. “Понимаете ли вы…

, что значит, когда уже некуда идти!” — восклицает Мармеладов. Почти в каждом романе Ф. М. Достоевского присутствуют дети. Но в Петербурге нет места счастливому детству: “Там нельзя детьми оставаться.

Там семилетний развратен и вор”. А Миколка признается, что в этом городе можно найти все, кроме отца и матери. В описании Петербурга и его обитателей Достоевский использует в основном желтый цвет, но это не цвет солнечного утра или золота осенних листьев. Желтизна в романе “Преступление и наказание” — это символ убогости, нищеты, болезни: дешевый “желтый сахар”, ржавая “желтая вода”, старые “желтые обои”. Этот цвет в описании обстановки гармонирует с болезненной желтизной героев романа. Он присутствует в портретных характеристиках Раскольникова, Мармеладова, Порфирия Петровича.

Однако с этим цветом связаны представления не только о физической болезни человека, но и об его психическом разладе с самим собой. Ведь “желтыми домами” в народе издавна называли больницы для душевнобольных. Этот цвет сопровождает героев в самые страшные минуты их жизни: желтые обои в комнате Алены Ивановны, дома, выкрашенные желтой краской, которые видит перед самоубийством Свидригайлов. Кажется, что Петербург — это город, населенный людьми с изломанной психикой, полусумасшедшими. Что же может спасти людей в этом страшном городе? Ф. М.

Достоевский отвечает на этот вопрос образом Сони Марме л адовой. Людям нужны не наполеоны и индивидуалисты, которые возвышаются над ними, а простые человеческие чувства: душевная чистота, самопожертвование, любовь. Петербургская площадь, землю которой Раскольников целует “с наслаждением и счастьем”, становится символом раскаяния и возрождения человека.

Образ Петербурга оставил глубокий след в русской литературе. Во все времена он привлекал многих наших писателей и художников своей неповторимостью и противоречивостью. Больше всего упоминаний о нем можно встретить в произведениях прозаиков XIX века.

Петербург — город контрастов. Для одних литераторов это место собрания униженных и оскорбленных, для других объединение светского общества и высшей аристократии. Это город, в котором происходит противостояние мира величественных дворцов, парадных подъездов, таинственных садов грязным зловонным улицам и проспектам, где царит нищета, пьянство и распутство.

Петербург зачастую играет роль не только фона, где разворачиваются основные события произведений, но и полноценного героя, постоянно взаимодействующего с другими персонажами, и каждому предрекая свою судьбу.

Так А.С. Пушкин видит Петербург со светлой стороны, так как здесь он провёл большую часть своей жизни. В его произведениях город несёт миротворную, благословенную надежду на будущее. Для самого писателя он является отражением целой эпохи и символизирует величие Российской империи.

Для Анны Ахматовой Петербург образ, с которым связаны самые яркие переживания и жизненные впечатления. Поэтесса представляет город во всей величественной красоте. Как у Пушкина ее Петербург полон противоречий: он холодный, трагичный, жестокий, но при этом величавый и пёстрый. В нем, по ее мнению, возможна только неразделенная любовь.

У Николая Некрасова Петербург обширный и великолепный город. Здесь работали лучшие архитекторы, благодаря которым выстроены изумительные дворцы, неповторимые ансамбли, роскошные зеленые парки. В своих произведениях поэт восхвалял только непревзойдённую красоту северной столицы.

Исходя из мнений разных прозаиков, Петербург может показывать себя с совершенно разных сторон. Его образ в лирических произведениях двойственный: от блестящей столицы до несчастного города, возведенного на костях крепостных.

Петербург в русской литературе является значащим, несмотря на всю свою тёмную характеристику, несёт историческую ценность и достояние для России.

ВВЕДЕНИЕ

Таким образом, интерес к этому поистине великому городу не угасал практически с самого его возведения и до наших дней. В произведениях всех живущих здесь писателей и поэтов Северная столица становилась не только местом действия, но и равноправным действующим лицом. Актуальность нашего исследования заключается в том, чтобы сквозь призму столетий взглянуть и оценить образ Петербурга в произведениях русских писателей II половины XIX века и поэтов Серебряного века.

Цель исследования заключается в том, чтобы показать особое очарования образа Петербурга в произведениях русских поэтов и писателей как равноправное действующее лицо Северная столица. Петербург, пожалуй, самый знаменитый, необычный и противоречивый город в нашей стране. Для того чтобы достигнуть поставленной цели были поставлены следующие задачи:

Таким образом, в ходе нашего исследования мы прогуляемся по знаковым местам Петербурга и прислушаемся к эху утраченной эпохи.

Эволюция образа Петербурга в русской литературе

Город Петра в сознании русских писателей и поэтов всегда обладал особой значимостью. Петербург вошел в русскую литературу XVIII века на максимально мажорной ноте. Смысл творческой задачи авторами XVIII века виделся в том, чтобы найти оригинальные приёмы, образы сравнения для передачи понятного и близкого всем: удивления и восторга.

Сегодняшнему читателю, несомненно, бросится в глаза в стихах поэтов XVIII века, посвященных Петербургу, обилие исторических и мифологических параллелей, частые упоминания античных богов и героев. В этом сказалось стремление поэтов вписать своего “героя” в мировой культурно-исторический контекст, подчеркнуть неслучайный и в то же время чудесный характер его появления.

В художественном творчестве Гаврилы Романовича Державина Петербург — это гордая столица молодой, полной сил Империи, это город величаво простой, ясный, отмеченный изяществом вкуса своих строителей, город гармоничный, лишенный всякого трагизма.

Цельное и многообразное отражение получил образ северной столицы в творчестве Достоевского. Выдающийся исследователь петербургской темы в русской литературе Николай Павлович Анциферов отмечал, что из тридцати романов, повестей, рассказов, составляющих литературное наследие Достоевского, можно выделить двадцать, где Петербург является главным местом действия.

Петербург- город контрастов. Пышность и серость, богатство и нищета сочетаются в этом городе.

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелёно – бледный,

Скука, холод и гранит…[1]

И у Пушкина, и у Достоевского картина Петербурга достоверна и объективна. У Гоголя изображение северной столицы расширяется, обрастает подробностями, образ города становится метафоричным: Невский проспект, например, олицетворяет собою двуличное существо, он живет двойной жизнью.

К образу Петербурга обращались многие писатели. Петербург как персонаж живет и действует на страницах романов Достоевского. Нередко авторы с первых же строчек информируют нас, что действие происходит, или герой живёт, или герой родился в Петербурге, как это делает, например, И.А.Гончаров. И эту деталь никак нельзя не заметить, возможно, что она вообще определяющая.

Рубрика Путешествие

Начало нового века

Повести, написанные в начале XX века, отражают один из самых драматических периодов нашей истории, связанные с народными волнениями. Страшные и ужасные (в прошлом) провинциальные города теперь все больше вызывают чувство жалости.

Образ Петербурга в произведениях русских писателей II половины XIX века и поэтов Серебряного века

Пожалуй, не было в XIX веке писателя или поэта, который не написал бы о Петербурге. Город этот стал тайной, загадкой, которую каждый пытался разгадать по-своему.

Русское искусство запечатлело сложный многопланный образ великого города в его внешнем выражении, во всём богатстве и во всей красоте его монументальных форм. Но изобразительное искусство по природе своей, не могло в полной мере воплотить чувство Петербурга как явления культурной истории и темы душевных переживаний. Зеркалом, вобравшим в себя многообразные отражения Петербурга в сознании русского общества, явилась художественная литература.

Петербург — один из “вечных образов” русской литературы. Образ этот, естественно, не оставался неизменным на протяжении двух столетий “петербургского периода” русской истории. Каждая историческая эпоха накладывала на Петербург свой отпечаток и вносила нечто новое в его понимание. Каждое поколение по-своему чувствовало Петербург.

Множество русских писателей в стихах и в прозе в той или иной мере затронули тему Петербурга. Но, если не вдаваться в частности, нужно назвать четырёх великих художников слова, для которых эта тема стала органической и в творчестве которых нашли наиболее полное и чёткое художественное воплощение главные аспекты восприятия Петербурга в разные эпохи его истории. Это — Пушкин, Гоголь, Достоевский и Блок.

К сороковым годам 19 столетия в русской литературе явно прослеживается тенденция изображение образа Петербурга в серых мрачных тонах.

Писатели второй половины XIX века вслед за Пушкиным полюбили окраины города и искали в них раскрытия еще не исследованных сторон многогранного города.

В то время, когда, казалось, совсем померк город Петра, незаметно началось возрождение в русском обществе чувства Петербурга. Достоевский открыл в городе, самом прозаическом в мире, незримый мир, полный фантастики. Образ его Петербурга чрезвычайно широк и значителен, он охватывает многие черты предшествующей эпохи образа Северной Пальмиры и предопределяет в основном и во многих деталях подход к нему Достоевского.

Достоевский подчеркивает бесхарактерность внешнего облика города:

«Вообще архитектура всего Петербурга чрезвычайно характеристична и оригинальна и всегда поражала меня именно тем, что выражает всю его бесхарактерность и безличность за все время существования. Характерного в положительном смысле, своего собственного, в нем вот разве эти деревянные гнилые домишки, еще уцелевшие даже на самых блестящих улицах, рядом с громаднейшими домами и вдруг поражающие ваш взгляд, словно куча дров возле мраморного палаццо.

Таким образом, Достоевский в новой столице видит его символ и его выражение. Ничего своего, все вывезено на кораблях, что со всех концов устремлялись к богатым пристаням. Чувство Достоевского к Петербургу многогранно и с трудом поддается анализу.

Что же касается образа Петербурга в творчестве поэтов серебряного века, у каждого поэта этого времени был свой Петербург. В сознании и творчестве Александра Блока тема и образ Петербурга играли исключительно важную роль. Для Блока Петербург был поистине “действенным” городом, сильно и глубоко действовавшим на его художественно сознание. Не будет преувеличением сказать, что Блок — наиболее “петербургский” из всех русских поэтов. И это при том, что он сравнительно скупо и бегло описывал Петербург — его площади, улицы, памятники и здания. Но всё творчество Блока проникнуто духом Петербурга, насыщено его атмосферой. Хотя Блок очень редко называет в своих стихах вещественные детали петербургского пейзажа, весь ландшафт его поэзии неотделим в нашем восприятии и представлении от этого пейзажа — от петербургских туманов, белых ночей, бледной зари, широкого течения Невы и свежего морского ветра. С громадной силой Блок сумел поэтически выразить самое чувство Петербурга.

Литературные критики девятисотых годов единодушно аттестовали Блока как “поэта города”, и не просто города, а именно Петербурга, и ещё точнее — “как гениального поэта Невского проспекта”.

Пусть в стихах Блока мы сравнительно редко встречаем конкретно-вещественные детали петербургского пейзажа, но при всём том эти стихи (и не только составляющие в собрании лирики Блока раздел “Город”) очень локальны. И в “Снежной маске”, и в “Страшном мире”, и в других лирических циклах Блока перед нами возникает цельный и сложный образ не безликого большого города, но именно Петербурга.

Используя художественные образы Петербурга, созданные его предшественниками, с помощью прямых литературных ассоциаций, А.Белый на небольшом временном романном пространстве как бы концентрирует всю историю послепетровской России, приведшей ее народ к искусственной, омертвленной бессмысленным порядком жизни.

Совершенно другой, непохожий образ города на Неве предстаёт перед нами в творчестве А. Ахматовой. С 1890 года по 1916 Анна Ахматова жила в Царском селе. Почти вся её связана с Петербургом.

Уже первая встреча с образом Петербурга в лирике Ахматовой создает впечатление о городе, который живет, заблуждается, страдает, меняется, подобно человеку; он бывает беспутен, несправедлив, жесток, но он прекрасен, душа его божественна.

Деревня как воплощение морального идеала в русской прозе и поэзии

В своих повестях Григорович описывает одно и то же время года осень. Т.е. это почти постоянный дождь, каша под ногами, низкое темное небо… в общем, сплошная депрессия. И настроение повестей такое же беды, несчастья, тяготы и тревоги… перспективы нет, горизонта нет, сплошная безнадежность и безвыходность. Люди там живут такие же унылые и серые, как и окружающий пейзаж. В повестях нет детей, следовательно, нет и указания (надежды) на какое-то будущее.

Он писал и романы о крестьянской жизни, которые не имели успеха. Также написал мемуары довольно подробные, из которых можно создать впечатление о его современниках, о его друзьях. Григорович так и не сумел выйти за рамки натуральной школы, вследствии чего и не занял приличного места в истории литературы в отличие от Тургенева, который позже заменил натурализм реализмом, описав также и внутренний мир героев.

Читайте также: