Образ чеченской женщины сочинение

Обновлено: 03.07.2024

Большинство россиян считают, что современная чеченка — черноволосая, черноглазая женщина, запуганная мужем или отцом. Однако на самом деле настоящие чеченские женщины совсем иные. Давайте посмотрим портрет настоящей жительницы Чечни и восхитимся этими нежными и верными женщинами.

Вопреки устоявшемуся мнению, что чеченки, как многие представительницы Кавказа, смуглые и с черными волосами, это абсолютный миф. Достаточно пару часов погулять по Грозному, чтобы удостовериться в этом.

Экспертное мнение

Сайд-Магомед Хасиев
ученый-этнограф

"— Для антрополигической внешности чеченки характерны светлые глаза, светлые волосы, безволосый покров кожи, округлое лицо. Чеченки высокие, и у них пропорциональное тело, с длинной и узкой талией. Характер чеченок, как у представительниц земледельческого народа, проповедующего изысканную миролюбивость, мягкий и неагрессивный. В целом можно сказать, что у чеченок в обыденной жизни легкий, необременяющий характер."

Чеченские женщины и по нравам, и по одежде сильно отличаются от жительниц соседних регионов. К примеру, вместо брюк, которые с удовольствием носят мусульманки соседних регионов, чеченки всегда носят юбки или платья. На протяжении долгих лет в республике остаются в моде юбки, зауженные книзу, из-за которых женщины не могут ходить широкими шагами. Вообще, несмотря на то что в выборе одежды женщин Чечни никто не ограничивает, они стараются соблюдать скромность. Сейчас в моду вошла мусульманская одежда и все чаще на улицах Грозного и в деревнях можно встретить женщин в хиджабах.

Модельеры из Чечни удивили любителей роскоши

Характерно, что даже во время активных военных действии на территории республики женское население сумело сохранить в одежде национальные традиции. В наряде чеченки на первое место ставят женственность, а не практичность. В любую погоду — в снег, в жару — даже если чеченка выскочит на минутку в соседний магазин за хлебом, то оденется как на праздник.

"В конце XX — начале XXI века внешний образ чеченской женщины, ее роль в семье и обществе претерпели заметные изменения. Связано это с неизбежными процессами развития общества и изменениями в соответствии со временем поведенческих стереотипов. Изменения коснулись прежде всего внешней стороны, и наиболее заметно они отражаются на тех поколениях, которые выросли в конце 80-х — начале 90-х годов XX века. Молодые чеченские девушки и женщины начала XXI века отличаются большей эмансипированностью, причем проявляется это во многих аспектах их жизни и быта, начиная с внешнего облика. Если в традиционном чеченском обществе роль и статус девушки, женщины (замужняя она или нет, вдова, разведенная) можно было определить по одежде и ее деталям (по фасону, цветовой гамме, украшениям, манере завязывать платок и т. д.), то в современном обществе молодые чеченские девушки, женщины часто одеваются сообразно моде, не соблюдая прежних условностей."
Сулейман Демилханов, историк

Современные чеченки самодостаточны и неуязвимы перед суровыми реалиями жизни. Во время войны много семей осталось без глав семей, и именно женщинам пришлось в одиночку поднимать детей и делать из них полезных членов общества. В республике даже отмечают День чеченской женщины, имеющий статус общенационального праздника. Если в сравнительно недавнем прошлом чеченская девушка из-за предрассудков была ограничена в получении высшего образования, то теперь она вольна в своем выборе наряду с мужчинами. И хотя в Чечне принято, чтобы женщины слушались отцов, старших братьев, а после свадьбы — мужей, забитыми и безвольными их назвать никак нельзя.

"В традиционном чеченском обществе девушка, выходя за порог дома, всегда должна была оставаться в поле зрения родственников и односельчан, чтобы ни на секунду не могло возникнуть и тени сомнений в ее чести и целомудренности. Одной из причин того, что девушек не пускали учиться в средние и высшие учебные заведения, располагавшиеся в основном в городе Грозном, было именно это обстоятельство. Даже свидания молодые назначали в людном месте — возле родника, откуда сельчане брали воду. Сегодня, конечно, такая практика почти повсеместно ушла в прошлое и чеченки получают образование даже в европейских вузах."
Сулейман Демилханов, историк

Справка

Экспертное мнение

Сайд-Магомед Хасиев
ученый-этнограф

— Чеченки очень прогрессивные. Они сейчас податливы пропаганде легкой жизни. Это очень плохо. В старые времена, если чужестранцу удавалось получить в жены чеченку, он считал себя чуть ли не генералиссимусом. Сейчас многое изменилось в характере чеченки. И это не ее вина. Это вина мужчин. Потому что и у мужчин появилась некая демонстративность поступков. Этого не было никогда.

Роль и место женщины в чеченском обществе

В данной статье делается попытка определить роль и место женщины в жизни чеченского общества в далеком прошлом.

Этнолог С.М. Хасиев писал: «Женщина-мать заслужила у всех народов уважение, у чеченцев она поставлена в совершенно особое положение.

Самая жестокая схватка, как по мановению волшебной палочки, прекращалась при появлении женщины с непокрытой головой, т. е. когда женщина снимала платок и бросала его между дерущимися. Стоило потенциальной жертве кровной мести прикоснуться рукой к подолу платья любой женщины, как оружие тотчас пряталось.

В вайнахской семидиции среда считалась днем Матери Огня. В этот день люди не работали, нельзя было давать соседям ничего из дома, особенно огонь. В старину мужчины считали неприличным раздеваться перед огнем, стыдясь женского взора Матери Огня. Еще в недалеком прошлом женщины-чеченки приносили ей жертву: каждый раз после приготовления горячей пищи хозяйка непременно бросала в огонь куски от этой еды.

Шамиль уничтожил целое село с женщинами, детьми и стариками в Ичкерии из-за того, что они продолжали устраивать свадьбы, встречи молодежи у родника.

В Чечне, в селении старые Атаги Грозненского района, в 30-е годы прошлого века жила 120-летняя старуха Вагапова Нана. Выйдя замуж в 18 лет, она беспрерывно, в течение более 100 лет, поддерживала огонь в очаге дома своего мужа. Говорили, что не было случая, чтобы даже в жаркие летние дни огонь потух в ее очаге. В старину это являлось обязанностью и делом чести уважающей себя женщины-хозяйки.

Жительница чеченского селения Ахки-Барз Кемси Ибрагимова вышла замуж в 1884 году. В первую брачную ночь она разожгла огонь в очаге в доме мужа и поддерживала его в течение 60 лет. Вечером она засыпала угли золой, а утром вновь раздувала их. До 1944 года она ни разу не дала затухнуть очагу, хотя в доме были спички, керосин и т.п.

По мере удаления места совершения преступления от очага совершенное преступление считалось менее тяжким.

Хищение очажных предметов (котла, очажной цепи, подставки и т. п.) каралось как тягчайшее преступление и приравнивалось к убийству человека.

В том, что воровство или любое подсудное дело в доме, то есть там, где преобладало право женщины, каралось гораздо строже, чем такое же деяние вне дома, где действовало преимущественно право мужчины, трудно не усмотреть реликтовое проявление высокого положения женщины в семье и роде.

Таким образом, у древних чеченцев был развит институт уважения и почитания женщины как матери, как хранительницы очага.

Наши предки ценили и уважали ту, которая берегла их очаг, их дом, охраняя его от исчезновения своим трудом, обеспечивая настоящий тыл горцу. И было бы лучшей благодарностью, если бы мы увековечили их героический труд, поставив памятник Матери - хранительнице очага - на одной из центральных площадей Грозного.


В российском обществе до сих пор бытует устойчивое мнение, что в тех регионах, где главенствует ислам, всё очень строго. Начиная от запрета на алкоголь и заканчивая беспрецедентным ущемлением прав женщин. В Чечне, например, и вправду, с алкоголем напряжёнка. А вот насколько тяжело приходится прекрасной половине? Говорят, что и на нормальную работу не устроиться, да и вообще - без мужа даже в общественных местах появляться грешновато. А ритуальные убийства? Так ли это?

О том, что на самом деле сегодня представляет жизнь обычной чеченской женщины, рассказывает местная жительница, журналист и общественный деятель Таус Серганова:

Бытует мнение, что чеченские женщины чуть ли не самые бесправные на всем Кавказе. Так ли это?

Как на положение чеченок в обществе повлияли две войны?

В тот период семью вытягивала женщина: она торговала, пыталась защитить мужчину, когда его задерживали или похищали (тогда он мог подвергнуться репрессиям только из-за того, что он мужчина и чеченец — неважно, держал он оружие в руках или нет). Женщинам пришлось взять на себя несвойственные им функции.

Когда наступило мирное время, мужчинам не очень понравилось, что женщина стала хозяйкой положения. В это время чувствовалось стремление властных структур задвинуть женщин обратно: ну, да, содержала и защищала семью, теперь возвращайся на кухню.

А как обстоят дела у чеченских женщин сейчас?

Многие считают, что наши женщины — существа бесправные, пассивные, лишенные всяких стремлений. Но чеченки свободнее остальных кавказских женщин. Дочь — это цветок, который лелеют отец и братья. У нас существует кровная месть. Так вот, за оскорбление мужчины поплатится один мужчина, а за оскорбление женщины — двое. То есть ценность женщины выше. Мнение женщины учитывается в решении важных семейных вопросов. В Чечне девушку не выдают замуж против ее воли. Кража невест с некоторых пор запрещена законодательно: штрафы очень высоки. Кроме того, это оскорбление девушки и ее семьи. За девушкой приезжают родственники и спрашивают, была ли она украдена против ее воли? Если она ответит утвердительно, ее забирают домой, а похитителя наказывают.

За мою долгую жизнь я помню всего два подобных случая, и то это произошло очень давно. Все-таки убийства чести — больше о Дагестане. Люди несведущие думают, что если кто-то сказал семье, что вот, ваша дочь гулящая, то девушку увозят в горы и убивают. Но, во-первых, нашим девочкам с детства прививают целомудренность, а во-вторых, человек, который предъявляет такие обвинения, должен найти еще четырех свидетелей и поклясться на Коране. Он отвечает за каждое свое слово.

А в случае с изнасилованиями?

Насильник ответит головой. У нас даже за словесное оскорбление девушки мужчину накажут. И это наказание — страшный позор на всю жизнь. Ни один посторонний мужчина не имеет права прикасаться к девушке.


Вы заметили, что в последнее время государство в лице местной власти активно вмешивается в личную жизнь женщин?

Давление на чеченских женщин началось в середине нулевых. Государство стало вмешиваться в сферы жизни, которые регулировались семьей и обществом. Наше общество традиционное, обычаи вырабатывались веками. В семье есть кому отвечать за мать, жену, сестру, дочь. Но власть пытается указывать женщине, как ей, например, нужно или не нужно одеваться. Мне с детства объясняли, в каких ситуациях я должна покрыть голову. В институте я не носила платок. Вообще, в советское время в Грозном наличие или отсутствие у девушки платка не являлось предметом обсуждения. А сейчас девочек с первого класса заставляют покрывать голову, носить платья по щиколотку с рукавами, прикрывающими локти. То же и в вузах. Даже чтобы войти в какое-то госучреждение, нужно покрыть голову. Власти объясняют это возвращением к традициям. Возможно, это и так, но традиции — не прерогатива государства. Когда я преподавала в вузах, многие мои студентки покрывали голову просто потому, что к ним цеплялись и не пускали в университет. Им надоели придирки, к тому же был риск, что их не допустят к сессии. Постепенно для молодого поколения такой дресс-код стал привычным. Но внешний вид женщины не должен касаться государства. Оно берет на себя несвойственные ему функции, а строгий дресс-код, на мой взгляд, становится одним из инструментов давления.

Летом 2017 года Рамзан Кадыров заявил, что все социальные проблемы из-за большого числа разводов, а дети из неполных семей более подвержены влиянию экстремистов. В Чечне почти год работает специальная комиссия по примирению и воссоединению семей. Местные власти совместно с религиозными деятелями заставляют уже разведенных супругов снова жить вместе. Что вы думаете насчет этой инициативы?

Я очень удивилась, когда впервые услышала об этом. Представьте себе, супруги давно разошлись, каждый живет своей жизнью и, возможно, уже нашел себе пару. Так по какому праву государство должно их сводить и заставлять жить вместе? А что делать со вторыми семьями? Утверждается, что все это делается ради детей, но представьте бывших супругов, которые просто не выносят друг друга, а ребенок все это видит. Есть масса способов заниматься ребенком, даже будучи в разводе. Женщина, выйдя замуж во второй раз, все равно видится со своим ребенком.

То есть после развода ребенок остается у отца?

В основном да. Многие считают, что жестоко забирать ребенка у матери, тем более ислам требует не разлучать их до семилетнего возраста. Но бывает так, что женщине некуда забрать ребенка: у нее нет своего жилья, работы, да и родня против. К тому же в Чечне ответственность за детей несет отец, за любой проступок ребенка спрашивают с отца. Бывает, конечно, что отцу дети не нужны, и он может отдать их матери или родителям, но это случается очень редко. Кроме того, по нашему обычаю, женщина не может взять детей от предыдущего брака в семью нового мужа. Это категорически запрещено. Отчимов у нас не бывает. В общем, тут много нюансов, единственное хорошо, что детей не бросают, они не остаются беспризорными.

С семейными вопросами разобрались. А разрешают ли чеченским девушкам работать?

Работать женщине или нет, решает либо она сама, либо ее родственники — зависит от того, как принято в семье. Если она выходит замуж, этот вопрос как-то оговаривается до свадьбы. Например, я не представляла свою жизнь без работы, я для этого училась, поступила в аспирантуру. Мы с мужем даже не обсуждали, работать мне или нет. Другое дело, что в смысле построения карьеры у женщины перспектив меньше, чем у мужчины. Но так было не всегда. Во времена моей молодости возможностей у женщины было больше, а сейчас есть карьерный потолок, который уже не пробить.

Несмотря на это, многие женщины стали экономически независимыми. Мужчинам это не особо нравится. Гайки закручиваются, но чеченки находчивые и так просто не сдаются.


Отсутствие равноправия в браке и множество запретов для женщин - именно так многие русские готовы характеризовать отношения между мужчиной и женщиной в Чечне. Что находится под запретом для любой чеченской женщины?


Проявление интереса к мужчинам

Чеченская женщина, в силу установленных традиций, не имеет права проявлять симпатию к представителям противоположного пола. На все ухаживания она должна отвечать покорно, но без позволения ему всяких вольностей.

До свадьбы девушка не может иметь с мужчинами никаких связей, а на свидания она имеет право ходить исключительно в компании братьев, сестер, подруг, родственников - эти люди обязательно должны быть одобрены ее родителями. Правда, в том случае, если такой сопровождающий мужского пола, его возраст не должен превышать 10 лет. Кстати, партнеров для свиданий, как правило, выбирают тоже родители.

Свою честь чеченские девушки хранят до самой свадьбы, в противном случае всю семью ожидает большой позор.


Алкоголь

Алкоголь и сигареты для чеченских женщин под строгим запретом, и лично я считаю это прекрасной традицией. Стоит отметить, что с алкоголем напряженная ситуация наблюдается по всей стране. Продается он лишь в нескольких сетях супермаркетов, и то в период с 8 до 10 часов утра.


Брак с мужчиной другой национальности

Чеченским женщинам запрещено вступать в отношения, и уж тем более выходить замуж за мужчин другой национальности. Простое общение с парнями другой национальности для чеченской девушки тоже под запретом, не жалуют среди ее знакомых и русских подруг. Правда, этот запрет иногда нарушается, но об этом лучше никому не знать (разве что матери).

Если девушка вступает в новый коллектив, в первый же день ее родители часто интересуются тем, много ли хороших девочек ей удалось встретить там.

Сидеть, когда мужчина в комнате

Ни одной чеченской женщине не разрешается сидеть, когда в комнату заходит мужчина старшего возраста (или такого же, как сама женщина). Ничто не может стать преградой для появления уважения таким способом, иначе, в противном случае, женщина обязательно будет отругана дома.

Вообще в Чечне принято проявлять уважение к мужчинам любого возраста, независимо от родственной принадлежности, а также слушаться их (женщина будет слушать даже брата, который на несколько лет младше ее, лишь только потому, что он - мужчина).


Мужчин и женщин в Чечне действительно разделяют: они никогда не сидят вместе. Считается, что у женщин должны быть свои темы для разговоров, а у мужчин - свои, в которые представительницы слабого пола не имеют права вмешиваться.

Неправильная одежда

Стиль чеченской женщины строго определен традициями народа. Он предусматривает скромность во всем. Чеченская женщина не знает, что такое мини и глубокое декольте, ей запрещено оголять любые части тела, кроме кистей рук, лица и лодыжек (правда, некоторые современные чеченки буквально рискуют, оголяя ноги по уровень чуть ниже колена). Неприемлемы и короткие рукава.


На улицах Чечни можно встретить огромное количество женщин, головы которых покрыты платками - это не обязательное требование, но многие придерживаются данной традиции, демонстрируя таким способом свою покорность перед Аллахом.


Спорт

В Чечне особенно ценятся физически и психически здоровые женщины, которые могут родить много детей. Многие женщины стремятся следить за своим здоровьем и занимаются спортом. Правда, далеко не все виды спорта разрешены им. Так, например, чеченская женщина не может играть в волейбол, баскетбол, верховая езда для них также под запретом. Причина таких запретов кроется в том, что для занятий такими видами спорта им пришлось бы одеваться в "неподобающую" одежду, в которой будет продемонстрировано "слишком много".

Читайте также: