Образ автора в рассказе тургенева бежин луг сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Рассказы И. С. Тургенева – это видение мира и его изображение с позиции человека, хорошо осведомленного в вопросах крестьянского быта, традиций, жизни детей простого народа.

Автор уделяет особое внимание условиям, в которых дети крепостной Руси росли. Внешность напоминала о нищенском существовании, а род занятий лишь подчеркивал это. Ведь в таком возрасте они напоминали опытных пастухов, при этом действовали смело и лишь как дети, имеющие склонность фантазировать, воспринимали некоторые вещи пугливо.

В детском восприятии легко создавались образы злодеев. Под куполом ночи, не забывая о том, что нужно самим себе сварить картошку, они проявляли серьезность, ответственность. При этом за счет выдуманных историй, преувеличенных сюжетов дети не теряли своей детской наивности, перенимая часть манер поведения от своих наставников. Подобное времяпровождение ребят демонстрирует нелегкое время, когда дети вынуждены вместо обучения выполнять работу, посильную взрослым.

Благодаря мастерски описанной природе автор увлекает читателя в зону Бежина луга. Автор создает непринужденную обстановку, так как главными героями являются дети с охранявшими их собаками. Беседа под открытым небом на фоне природы родных просторов от заснувших полей до сияющих звезд и Млечного пути – все это дорогие сердцу каждого человека моменты, бесценные, несмотря на время года или суток. При этом писатель подчеркивает неразрывную связь природы и человека, так как благодаря явлениям окружающей действительности многое становится понятным. Несмотря на печальные мысли автора, на которые наталкивает его увиденная картина, рассказ содержит оптимизм героев которые, наслаждаются каждой минутой на природе, не переставая общаться, вспоминая разные истории.

Таким образом, за незатейливым сюжетом рассказа И. С. Тургенева скрываются насущные проблемы той эпохи, когда жестокости помещиков не было границ. Это отражалось на финансовой стороне, образовании и роде занятий крестьян. При этом дети оказывались заложниками подобной несправедливой системы. В таких условиях они набирались мудрости и опыта, характерного для взрослых.

Сочинение 2

Молодых парней, следивших за лошадями, было пятеро. Федя – это заводила, он рас в хорошей семье, где всегда был достаток. Павел – выглядел слегка нелепо, он был свободолюбивым парнем. Костя был похож на бельчонка с задумчивым и серьезным взглядом. Ваня считался самым скромным и тихим парнем из всей компании. Илюша был разговорчивый мальчик, он знал множество различных историй.

Парни принялись рассказывать Петру разные мистические рассказы. Они искренне верили в то, что говорят. Естественно это были не правдивые истории, но мальчики в них верили. Это была их невинная забава и развлечение.

В рассказе И.С. Тургенев уделил много времени на описание живописной и прекрасной природы. Он с любовью рассказывал про деревенские пейзажи, нежно описывал лучики солнца, восхищался красотой невесомых облаков. Читая рассказ у себя дома можно ощутить запах лета. Автор литературно описал процесс перехода ночи в день. Он объединил детей и природу в единое целое. Писатель в своем произведение описал свою любовь к народу и окружающему миру.

Рассуждение

Одним из главных героев повествования с которым знакомится читатель в первую очередь является Петр Петрович-охотник. Начало самого произведения дает возможность окунуться нам в колорит того времени, присутствует подробное описание природы, погоды и июльского вечера. Композиция рассказа достаточно многослойная. В произведении мастерски переданы тонкости детской психологии. Главный герой Петр Петрович был на охоте в лесу и когда решил возвращаться домой, свернул несколько раз не в том направлении обнаружил "Бежин луг". Там на лугу горел костер и вокруг него была толпа мальчишек: Илья, Федя, Павлуша, Ваня и Костя. Ребята беседуют друг с другом истории о всякой нечисти, ее проделках и варили картошку. Так как летом пасти лошадей днем было неудобно мухи и оводы не дали бы им покоя, то ребята стерегли их ночью. Детишкам было от 8 до 14 лет, они выгнали на ночь лошадей на выпас и чтобы себя как-то развлечь коротали время, болтая друг с другом о всяких небылицах. В их историях реальность была переплетена с поверьями и неграмотностью.

Автор показывает насколько порабощены простые люди идеей мистицизма. В столь юном возрасте ребята собирать ягоды, грибы, пасти лошадей, работать как дома, так и в поле. Детишкам также приходилось работать на фабрике. Можно сказать, что их жестко использовали, так как даже надсмотрщик не разрешил им на ночь уйти домой. В то время были особо применены физические наказания, как ко взрослым, так и к детям. Тургенев в частности выделил мальчика из бедной семьи, Павла. У него присутствовал проницательный взгляд, сильный и спокойный голос, он был умен не по годам. Пока все сидели Павлик наблюдал за огнем, варил картошку, и даже спас лошадей от волка. Писатель очень точно передал чувства сердечности, доброты и откровенности деревенских детей.

Описывая красоту окружающей природы, автор акцентировал внимание на проблемах простого народа: необразованность, безденежье, жестокое обращение помещиков и т.д. Центральной темой можно также назвать гармонию человека и природы пересекающейся с предрассудками в жизни тёмного крестьянства. Заканчивается рассказ описанием рассвета, который является заключительным аккордом. Мастерство писателя дает шанс почувствовать красоту родной природы, заметить то, что происходит в ней ежесекундно, но не принимается во внимание.

По рассказу Бежин луг

По рассказу Бежин луг

Популярные сочинения

Время…Как оно скоротечно. Каждому человеку на планете отведен определенный промежуток жизни. Кому-то суждено жить до ста лет, кому-то и вовсе пару лет. Никто не вечен

Сегодня хочется поразмышлять о детях, которым пришлось проживать свои детские годы во время войны. Эта тема очень серьезная, грустная и всегда актуальная. Особенно об этом задумываются люди, которые являются детьми людей, которые были детьми в то время.

Тургенев Бежин луг – сочинения + анализ

Анализ рассказа Бежин луг

Жанром данного произведения соответственно является рассказ. Направление рассказа – реализм с элементами романтизма. Эмоции главных героев автор выражает в описании природных явлений. Кроме того, в рассказах мальчиков можно заметить нотки сказочности, на основе народных мифов.

Композиция рассказа классическая, но многослойная по структуре. Она включает в себя описание природы, окружающей охотника, подробные портреты мальчиков и их рассказы.

Герои рассказа – деревенские мальчишки. У каждого из детей свой характер и свои особенности. Павлушу Тургенев описывает как не очень красивого, с неправильными чертами лица, бедно одетого мальчика.

Однако заметен его сильный характер, который сквозит во взгляде и голосе. Характер Павлуши раскрывается в эпизоде, где он немедля бежит за собаками, не боясь волка. Он не верит в суеверия даже после голоса водяного, но верит в судьбу, от которой не уйти. К концу рассказа автор сообщает о смерти мальчика.

Самый старший паренек – Федя, судя по всему из богатой семьи. Он хорошо одет, красив и ведет себя важно, как будто осознавая превосходство над другими. Скорее всего, он пошел охранять скот ради забавы. Федина речь отрывистая, потому, что он опасается сказать лишнее, недостойное по статусу.

Илюша, несмотря на юный возраст, уже работает на бумажной фабрике и знает много поверий. У него вытянутое лицо, нос с горбинкой, сжатые губы и сведенные брови. Илюша опрятно одетый, трудолюбивый паренек.

Маленького Костю автор сравнивает с белкой – у него заостренные черты лица и большие черные глаза. Он тоже одет в бедную одежду, худощав, а лицо его украшают веснушки. Костя кажется печальным и задумчивым, автор рисует его как боязливого паренька.

Самый маленький и тихий Ваня все время лежит под рогожей и любуется звездами на ночном небе. Ему не больше семи лет и у него кудрявые волосы. Присутствие Вани почти незаметно в рассказе.

Тема рассказа – это гармония человека и природы. Не случайно автор включает в рассказ детей, если взаимодействие с природой — это основа жизни, то дети – это будущее.

Проблематика рассказа поднимает вопросы жизни простых людей и отношения человека к природе. Тургенев подчеркивает, насколько важно научить детей бережно относиться к природе, любить труд и быть в ладу с окружающими.

Главная мысль рассказа призывает ценить жизнь во всех проявлениях и быть благодарным за все, что имеешь, ощущать себя частью природы.

Рассуждение про Бежин луг

В своём рассказе “Бежин луг” Тургенев описывает жизнь крестьянских детей в крепостнической России. Он показывает, как нелегко жилось им в это время, как им приходилось трудиться наравне со взрослыми, получая при этом жалкие гроши.

Рассказ ведется от имени охотника Пётра Петровича. Он охотился в лесу и уже собирался идти домой, но в темноте сбился с дороги и вышел к Бежину лугу. Там горел костёр, а рядом сидели деревенские мальчики: Федя, Илья, Павлуша, Ваня и Костя.

Они варили картошку и рассказывали друг другу о нечисти и её проделках. Ребятам было от 8 до14 лет, они выгнали на ночь лошадей на выпас и в разговорах коротали время. В их историях реальность переплеталась с суевериями и необразованностью.

В своем возрасте эти ребята уже многое умели делать: пасти лошадей, работать в поле и дома, собирать грибы и ягоды. К примеру, мальчикам 12 лет уже приходилось работать на фабрике. При этом их жестко эксплуатировали, потому что надсмотрщик даже не разрешил детям на ночь уйти домой. В то время широко применялись телесные наказания, как ко взрослым, так и к детям.

Особенно Тургенев выделил Павла, мальчика из бедной семьи. У него был сильный голос, умный взгляд, спокойствие и уверенность. Пока все сидели, Паша следил за костром, варил картошку и даже бросился спасать лошадей от волка. Этот мальчик говорил не много, но был мудр не по годам.

Автор очень точно передал искренность, доброту и непосредственность деревенских детей. Описывая красоту окружающей природы, он также раскрыл проблемы простого народа: необразованность, нищету, жестокость помещиков и т.д. Описания русской земли и детей пробирают до глубины души.

Заканчивает свое произведение Тургенев описанием рассвета, который служит как бы финальным аккордом. Мастерство писателя дает читателям возможность ощутить красоту родной природы, заметить то, что происходит в ней ежесекундно, дарит надежду на лучшее.

Сочинение по рассказу Тургенева

Также в этом произведении есть такой прием как рассказ в рассказе, что делает это произведение особенным. Этот прием можно сравнить с русской матрешкой. Это когда внутри произведения идет повествование от его героев о случившемся, так сказать, история внутри истории.

Автор в начале произведения описывает русскую природу и все, что его окружает во время того как он возвращается с охоты. Тургенев уделял особое внимание пейзажам русской природы. Но выходя на знакомый холм, автор видит не то, что ожидал, он видит незнакомую для него местность, после чего пытается сориентироваться и все-таки, найти дорогу домой. Но понимает, что заблудился окончательно.

Но вдруг видит огоньки и направляется к ним. Сначала автора встречают две собаки, а потом прибегают крестьянские мальчишки. Действие происходит летом, и лошадей выводили по ночам, чтобы их в жаре днем не мучили оводы и другие насекомые.

А за лошадьми следить отправляли мальчиков, для них же это было желаемым времяпрепровождением. Автор остается с мальчиками, чтобы переночевать, ведь от усталости он не мог продолжить свой путь.

Мальчиков было пятеро. Федя был самым старшим из них, ему было на вид лет четырнадцать, по виду можно было сказать, что он из богатой семьи. Стройный, кудрявый, белокурый со светлыми глазами.

Павел или Павлуша с черными волосами и серым глазами, большой головой и неуклюжим телом, около двенадцати лет как и Ильюше. Ильюша, светловолосый, постоянно натягивал на свои уши шапочку, горбоносый и постоянно щурится. Костя, мальчик лет десяти, с веснушками и глубокими, задумчивыми глазами.

Мальчики рассказывали друг другу истории о сверхъестественных ситуациях, о которых слышали или же сами на себе прочувствовали. В рассказе есть тема народных поверий. Мальчики говорят о приведениях, домовом, водяном, русалке и о родительском дне, в который можно увидеть призрака или же человека который умрет в последующий год.

Павлуша же отличается от других мальчишек и не очень верит в нечистую силу. Но когда идее за водой к реке, слышит голос мальчика, который утонул в этой реке, и мальчик этот звал его. И в конце автор сообщает нам, что Павел в этот год разбивается, упав с лошади.

Также в этом произведении есть тема природы и человека. Тема детей, детей и труда. Как уже сказано, Тургенев придавал большое значение природе. Через описание видов автор передает отношение, настроение, чувства героев. И как же важно, как человек относится к окружающей его среде, надо уважать природу вокруг нас и беречь ее.

О чем рассказ – сюжет произведения

Герой рассказа, Пётр Петрович, охотясь, заблудился в лесу и вышел к месту, которое местные жители называли Бежиным лугом. Здесь он заметил костёр, рядом с которым сидели люди. Подойдя поближе, он увидел мальчиков, которые стерегли табун лошадей.

Они приняли Петра Петровича как доброго путешественника, а не как конокрада, которых сторожи лошадей всегда опасаются. Видно, было в его внешности что-то притягивающее и доверительное. Они по-братски пригласили его к огню и переночевать.

Мальчиков было пять. Федя был одним из заводил, сын зажиточного крестьянина. Павел — немного неказист, но в нём чувствовалась железная воля. У Кости было необычное лицо, похожее на лицо белки, с задумчивым взором. Ваня был самый тихий, неразговорчивый мальчик лет семи.

А у Ильюши было неприметное лицо, но зато он знал много прибауток, легенд. Мальчики стали рассказывать друг другу разные поверья, связанные с нечистой силой. Конечно, все эти истории – выдумка, но ребята верят всему, ни в чём не сомневаясь. Для них это — развлечение, детские забавы.

Тургенев душой проникся во внутренний мир крестьянских детей и понял их проблемы, радости, тревоги. Он сумел создать в своём повествовании несколько мальчишеских характеров и наделил этими характерами именно детей потому, что они более свободны в своих мыслях, чем взрослые. Их тоже ждёт взрослая трудная крестьянская жизнь с заботами и невзгодами, когда некогда балагурить и сочинять сказки.

В этом рассказе И. С. Тургенев создал также великолепные пейзажи, любовно описывая лучезарное солнце, воздушные облака, знойные запахи лета.

Писатель подробно описывает летнюю ночь, все движения в природе накануне утра. Он как бы связывает воедино детей и природу, показывая мальчиков в их естественности и простоте. В этих описаниях мы видим мастерство писателя, любовь к родной земле и людям.

Художественное своеобразие Бежина луга

Тема красоты русской природы неоднократно отражалась в творчестве писателей и поэтов России. Каждый из них, словно художник, рисовал художественным словом картинку живого уголка природы. Особенно красивыми языковыми оборотами описывается картина русской природы в произведениях И.С.Тургенева.

Каждое его творение – творческий пейзаж окружающего его живого мира. Великий русский писатель, тонко чувствуя психологию человеческой души, повествует о простых вещах в свойственно только ему форме — связи человека с природой.

Каждый мальчик в рассказе – это прежде всего личность, со своим характером, отношением к жизни. Одни из них мальчуган, которого зовут Павлуша. Мальчик не красив внешне, по одежде можно судить о бедности семьи, но сильный характер просматривается уже в детском возрасте. Он варит похлебку, рассуждая о звездах, рыбе, воде.

Мальчик не верит в суеверие, он храбрый и полагается только на свою судьбу. Он не самый старший в компании (ему 12 лет), но приятели его уважают и к нему прислушиваются. Впоследствии автор узнает, что Павлушка погибает от падения с лошади.

Старший по возрасту в компании мальчишек тринадцатилетний Федя. Тонкие черты лица, кудрявые светлые волосы, выразительные глаза привлекают внимание автора к персонажу. Мальчик из богатой семьи выехал в поле не для работы, а скорее для общения. Ведет себя как старший, держится достойно.

Словно противоположность Федора писатель описывает Илью. Ему как и Павлуше двенадцать лет. Он из бедной семьи, работает на фабрике вместе с братом. Болезненное лицо, мальчик верит во все народные приметы.

С маленьким личиком, покрытым веснушками описывает рассказчик мальчика по имени Костя. Бедно одетый, маленького роста парню на вид лет десять. Он трусоват, но переборов страх каждую ночь выходит на работу вместе с друзьями пасти табун.

Душа компании младший Ваня. О нем Тургенев пишет немного, но из нескольких фраз можно сделать вывод, что мальчик любознательный, с широко открытой душой.

В таких трудолюбивых, красивых душой крестьянских детях видит автор будущее России. Он любит своих героев и с пониманием относится к каждому слову, сказанному мальчишками.

Основная часть рассказа — кульминация, встреча героя с крестьянскими мальчиками, их рассказы при ночном костре. Завершает повествование — эпилог, повествование о несчастной судьбе Павла.

Тему рассказа можно определить, как единение человека и природы. Автор психологически тонко подводит к мысли ценности бытия. Человек должен ценить каждый прожитый день. Несмотря на суеверие и безграмотность крестьянских детей Тургенев видит в них продолжение будущего России.

Особое место в системе работы над развитием речи занимает сочинение-рассуждение, потому что процесс овладения техникой рассуждения способствует выработке умения чётко и ясно формулировать мысль, обосновывать её, пользуясь различными способами аргументации, или опровергать то или иное суждение, с которым нельзя согласиться, умение правильно построить свою речь, расположить её части в определённой взаимосвязи и последовательности, сделать обобщение и выводы.

Трудным для учеников является сочинение типа “Образ . ”. Часто понятие “образ” подменяется понятием “характеристика”.

Писать сочинение на тему “Образ . ” – значит говорить о мастерстве писателя в создании характера. А для этого необходимо не только хорошо знать текст произведения, но и уметь его анализировать.

Предлагаемый урок является частью моей сложившейся системы по обучению работы над сочинением-рассуждением. Урок показывает, как на основе анализа текста идет разграничение понятий “образ” и “характеристика”, выдвигается тезис к сочинению типа “Образ . ”, составляется план на основе подобранных аргументов.

Тема урока. Образ автора в рассказе И. С. Тургенева “Бежин луг”.

Цель урока: раскрыть понятие “образ”, показать построение образа автора-рассказчика на основе анализа текста, подготовить учащихся к домашнему сочинению.

I.Словарная работа.

Эстетический – художественный, относящийся к чувству прекрасного, к красоте и её восприятию.
Одухотворённый – проникнутый возвышенным чувством, чувством красоты, высокой мыслью.
Философский – разумный, рассудительный, глубокомысленный, спокойный.

II. Постановка задачи.

Учитель. Прочитайте тему урока, определите задачи на сегодняшний урок. О чем будем говорить? Какой теоретический вопрос нужно повторить? Итак, что такое образ?

Дети. Образ – вид, облик; живой наглядное представление о ком-либо; обобщенное художественное отражение действительности.

Учитель. Посмотрим, как раскрывается это понятие в учебнике, (стр. 8, в учебнике “В мире литературы” под редакцией А. Г. Кутузова, 7 класс, М., Дрофа, 2002г.) Как же создается образ? Тургенев словно нарисовал для нас картину леса. Но нарисовал не красками, а словами. Он словами изОБРАЗил летний лес. Образ – это то, что изображено.
Создать образ – значит совершить, по крайней мере, три действия: воОБРАЗить, преОБРАЗить, изОБРАЗить.
Итак, образ – это не только воображение, изображение, но и преображение реальных, настоящих людей, животных, предметов, явлений природы и событий.”
Основной вопрос: Как создается образ?

Дети. Вообразить, преобразить, изобразить.

Учитель. Значит, словом “образ” называют характер, созданный средствами поэтического искусства, определенными приемами. Какие приемы создания образа вы знаете?

Дети. Портрет, речь, поступки, авторские описания, описания обстановки.

  • самостоятельно определить средства, с помощью которых раскрывается характер героя;
  • самостоятельно анализирует и делает вывод о характере героя;
  • самостоятельно определяет типичность или не типичность, идейный смысл образа.

Учитель. Итак, какая наша задача на сегодняшний урок?

Дети. Определить черты характера автора-рассказчика. Определить приемы, с помощью которых создается образ автора-рассказчика.

III. Работа с текстом.

По ходу работы учащиеся делают записи в тетрадях в две колонки: приемы; черты характера.

Учитель. С чего начинается рассказ?

Дети. С описания июльского дня.

Учитель. Какая основная мысль описания?

Дети. “Был прекрасный июльский день”.

Учитель. Чем он прекрасен?

  • “заря. разливается кротким румянцем” (кроткий – незлобливый, покорный, смирный)
  • “солнце. светлое и приветно лучезарное”
  • “весело и величаво. поднимается могучее светило”
  • облака “насквозь проникнуты светом и теплотой”
  • “ цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый. ”
  • “краски все смягчены; светлы, но не ярки. печать кротости”.
  • “пахнет пылью, сжатой рожью, гречихой”.

Учитель. В этом описании есть “я” автора?

Дети. Конкретного “я”, присутствия героя нет. Дана картина природы. Отношение автора к природе высказано не прямо, он словно со стороны любуется картиной июльского дня. Так может любоваться природой человек, который понимает прекрасное. Природа рождает у автора поэтическое восприятие, одухотворенное, доброе чувство. Автор испытывает эстетическое наслаждение, любуясь июльским днем. Ему ничего от этого дня не нужно – бескорыстное любование.

Учитель. Для чего в начале рассказа введен пейзаж?

Дети. Выполняет роль зачина.
– Дает характеристику автору-рассказчику: так создать описание может только человек, понимающий прекрасное, с поэтическим восприятием пейзажа, с эстетическим отношением к природе.

Вывод записываются в тетрадь:

Учитель. Когда появляется конкретное “я” автора как действующего лица? (Учебник Кутузова, стр. 320)

Дети. “. охотился я . ”, “. я нашел и настрелял . ”, “. я решился . ”

Учитель. Может по первым фразам определить его социальное положение?

Дети. Дворянин; см. “такой погоды желает земледелец для уборки хлеба; человек не работает на земле, свободен, в такой удачный для уборки хлеба день – и на охоте. Охота – увлечение, охотится в свободное время.

Записываются выводы.

Учитель. Что произошло с рассказчиком?

Дети. Заблудился.

Учитель. Почему заблудился автор?

Дети. Наступила ночь.

Учитель. Как наступила ночь?

Дети. “Ночь росла как грозовая туча”.

Учитель. Оправдано ли такое сравнение?

Дети. Сравнение строится на быстроте действия. Гроза несет страх, жуткое состояние, становится темно.

Учитель. Есть ли чувство страха у автора? (См. учебник, стр. 338, 3-й абзац)

“На землю ложится мгла. Природа, такая кроткая, ясная и приветливая днем, становится совсем другой. И сразу меняется настроение охотника. Он заблудился в знакомых местах! Вот какими словами он передает свои ощущения: “недоумение”, “неприятная сырость”, “как-то жутко”, “таинственно”, “пугливо”, “угрюмый мрак”, “странное чувство”, “немо и глухо”, “уныло”, “жалобно”, . “очутился над страшной бездной. ”.

Где здесь описание природы, а где – описание душевных переживаний охотника? Отделить одно от другого невозможно”.

Дети.“Жутко”, т.е. неприятно, испытывает тревогу, страх, ощущение таинственности вызывает тревогу (упоминание о запоздалом ястребке).
Характер автора-рассказчика раскрывается через ощущения заблудившегося человека.

Учитель. Каков хронологический путь блужданий героя?

  • “Я слишком забрал вправо. ”
  • “. пошел, забирая влево”(“Да где же я?”)
  • “. теперь опять вправо нужно взять. ”(“Да где же это я?”)
  • “Я отчаянно устремился вперед”.
  • “. тут, я окончательно уверился в том, что заблудился совершенно. ”

Учитель. Чем вызвано угрюмое настроение автора?

Дети. Угрюмое настроение вызвано чувством одиночества.

Учитель. Когда усиливается это чувство одиночества?

Дети. Чувство одиночества усиливается, когда автор оказывается в лощине :”Казалось, что отроду не бывал в таких пустых местах”, “. очутился над бездной. ”

Выводы записываются в тетрадь.

Учитель. Как меняется психологическое состояние автора-рассказчика?

Дети. Психологическое состояние автора меняется, когда он получает способность ориентироваться в пространстве; когда увидел огни костра и мальчиков около костра.

Учитель. Рассказывает ли охотник мальчикам что-либо о себе?

Дети. Нет. Сказал, что заблудился. На вопрос мальчиков ответил откуда он.

Учитель. Далее Тургенев для характеристики автора-рассказчика использует прием – роль наблюдателя и слушателя.
Как проявляется наблюдательность автора в описании внешнего вида мальчиков?

Дети. Рассказчик наблюдателен: определяет материальное положение каждого; по портрету определяется характер, возраст.

Учитель. Как автор реагирует на рассказы мальчиков?

Дети. Слушает, не перебивает.

Учитель. Верит ли он этим рассказам?

Дети. Нет. Понимает, что страшное и таинственное навеяно образом ночи. Мальчики суеверны, и все, что непонятно, воспринимается ими как таинственное, а за таинственным им чудится страшное начало жизни.

Учитель. Какое отношение автора к мальчикам и их рассказам?

Дети. Это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.

Учитель. Какие черты характера автора-рассказчика раскрываются в сцене у костра?

Дети. Автор наблюдателен, хорошо знает жизнь крестьянских детей, видит их даровитость, индивидуальность, трудолюбие, с симпатией относится к этим даровитым детям.

Выводы записываются в тетрадь.

Учитель. Через чье восприятие дается наступление утра?

Дети. “. по моему лицу. ”, “. я открыл глаза. ”, “. тело мое. ”

Учитель. Каково настроение автора в этой сцене?

Дети. Настроение автора бодрое, веселое, восход солнца восстанавливает свет и гармонию. Потоки солнечного света возрождают к жизни.

Вывод записывается в тетрадь.

Учитель. Каким же предстает перед нами автор?

Дети. Наблюдательным, любознательным; хорошо знающим и понимающим природу, ее красоту; хорошо знающим быт крестьянских детей; человек и природа взаимосвязаны.

Учитель. Какие приемы использует Тургенев для создания образа автора?

Дети. Описание природы; ощущения заблудившегося человека; роль наблюдателя и слушателя; описание наступающего утра и восходящего солнца.

V. Работа над планом сочинения.

На основе записанных выводов составляется план к сочинению “Образ автора в рассказе Тургенева “Бежин луг”.

Учитель. Что из себя представляет формулировка темы: рассуждение, понятие, вопрос?

Дети. Это тема – понятие.

Учитель. Какой основной вопрос к теме можно поставить? Какими приемами пользуется Тургенев для создания образа втора? (Прямой ответ на поставленный вопрос к теме будет тезисом сочинения)

Дети. Образ автора раскрывается через описание природы; ощущения человека, заблудившегося в ночи; в роли слушателя и наблюдателя.

Формулировку сокращаем: образ автора раскрывается посредством описания, передачей ощущения, наблюдением, повествованием. (т.е.Тургенев использует разнообразные средства для раскрытия образа автора в рассказе “Бежин луг”.)
В сильном классе можно взять тезис более обобщенный: “Мастерство Тургенева в раскрытии образа автора в рассказе “Бежин Луг”. На основе записанных выводов – аргументов доказывается понятие “мастерство”.

I. Герои рассказа Тургенева “Бежин луг”.

II. Образ автора раскрывается описанием, повествованием, через ощущения, наблюдения.

1. Эстетическое восприятие июльского дня.
2. Ощущения заблудившегося человека.
3. Роль наблюдателя и слушателя.
4. Радость от наступления нового дня жизни.

III. Связь человека и природы (см. в учебнике под редакцией Кутузова для 7 класса стр.338, последний абзац).

VI. Домашнее задание.

Подготовить устное сочинение на тему “Образ автора в рассказе Тургенева “Бежин луг”.

Использованая литература:

1. И.С.Тургенев “Бежин луг”;

2. Учебник 7 класса под редакцией Кутузова “В мире литературы”;

3. Е.И. Богомолова, Т.К. Жаров, М.М. Клочихина “Методическое пособие для преподавателей литературы подготовительных отделений вузов”, М., “Высшая школа”, 1973г.;

4. П.Г.Воробьев “Рассказы И.С.Тургенева в школе”, М., “Просвещение”, 1968г.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Словарная работа. Эстетический – художественный, относящийся к чувству прекра.

Эстетический – художественный, относящийся к чувству прекрасного, к красоте и её восприятию.
Одухотворённый – проникнутый возвышенным чувством, чувством красоты, высокой мыслью.
Философский – разумный, рассудительный, глубокомысленный, спокойный.
Логинова Юлия Юрьевна МО г.Новомосковск

С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. Образ – вид, облик. Образ - ж.

С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка.

Образ – вид, облик.
Образ - живой наглядное представление о ком-либо.
Образ - обобщенное художественное отражение действительности.

Логинова Юлия Юрьевна МО г.Новомосковск

Приёмы создания образаобразпортретречьпоступкиавторские описанияописания обст.

Приёмы создания образа
образ
портрет
речь
поступки
авторские
описания
описания
обстановки
Логинова Юлия Юрьевна МО г.Новомосковск

ПриёмыЧерты характераОбраз автора-рассказчикаЛогинова Юлия Юрьевна МО г.Новом.

Приёмы
Черты характера
Образ автора-рассказчика
Логинова Юлия Юрьевна МО г.Новомосковск

Приёмы Черты характера 1. Описание июльского дня П.

Приёмы Черты характера
1. Описание июльского дня
Понимает прекрасное, поэтически восприни-мает пейзаж, эстети-ческое отношение к природе, бескорыстное любование картиной июльского дня.
Логинова Юлия Юрьевна МО г.Новомосковск

Приёмы Черты характера3. Ощущения заблудившегося в ночи чел.

Приёмы Черты характера
3. Ощущения заблудившегося в ночи человека.
Испытывает страх, тревогу, угрюмое настроение вызвано чувством одиночества. Ночь рождает ощу-щение таинственности. Одиночество рождает философское размыш-ление о жизни: человек - часть природы, маленькая песчинка, затерянная во все-ленной, не имеющей конца и предела.
Логинова Юлия Юрьевна МО г.Новомосковск

Приёмы Черты характера4. Роль наблюдателя и слушателя Наблюдатель.

Приёмы Черты характера
4. Роль наблюдателя и слушателя
Наблюдательность проявляется в описании мальчиков: определяет материальное положение, по портрету определяет характер; возраст мальчиков. В рассказах ребят есть серьезное и наивное. Знает быт крестьянских детей. Говорят, подражая взрослым, верят в народные поверья. Автор делает вывод, что это даровитые, способные дети. Ночь вносит смятение в душу человека, рассказы мальчиков передают это смятение, автору понятен их страх.
Логинова Юлия Юрьевна МО г.Новомосковск

Приёмы Черты характера5. Описание наступления утра, восходящего.

Приёмы Черты характера
5. Описание наступления утра, восходящего солнца.
Бодрое, веселое настроение, радость от наступления нового дня жизни.
Логинова Юлия Юрьевна МО г.Новомосковск

“Образ автора в рассказе Тургенева “Бежин луг”. I. Герои рассказа Тургенева “.

“Образ автора в рассказе Тургенева “Бежин луг”.
I. Герои рассказа Тургенева “Бежин луг”.
II. Образ автора раскрывается описанием, повествованием, через ощущения, наблюдения.
1. Эстетическое восприятие июльского дня.
2. Ощущения заблудившегося человека.
3. Роль наблюдателя и слушателя.
4. Радость от наступления нового дня жизни.
III. Связь человека и природы (см. в учебнике последний абзац).
Логинова Юлия Юрьевна МО г.Новомосковск

Домашнее задание.Подготовить устное сочинение на тему “Образ автора в рассказ.

Домашнее задание.
Подготовить устное сочинение на тему “Образ автора в рассказе Тургенева “Бежин луг”.
Логинова Юлия Юрьевна МО г.Новомосковск

Иван Сергеевич Тургенев – замечательный русский писатель, перу которого принадлежат знаменитые ” Записки охотника “. Это сборник, который включает очерки, рассказы и новеллы. В отличие от большинства других писателей, которые в своих произведениях представляли крестьян безликой серой массой, И. С. Тургенев в каждом произведении отмечает в образах простого народа что-нибудь особенное. Поэтому его сборник полон яркими персонажами и описаниями крестьянского мира.

В рассказе “Бежин луг” главный герой заблудился после охоты,

сбился с пути и оказался на лугу возле реки. Там он повстречал “крестьянских ребятишек из соседних деревень, которые стерегли табун”. Автор замечает, что “выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчиков” . Это время, когда они могут тесным кругом сидеть возле костра, смотреть за животными и рассказывать друг другу всякие истории. Барин присоединяется к ним и, притворившись спящим, наблюдает чза детьми и вслушивается в их речи.

Мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. Все они были разные как по своему характеру, так и по благосостоянию

семьи. Так, например, старший мальчик Федя был стройный, “с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица”, с “постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой”. Было видно, что он принадлежит “к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы “. В разговоре Федя был запевалой, но сам “говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство”.

Совсем непохожий на него другой герой рассказа, Павлуша, который сразу вызывает к себе симпатию. Он одет очень бедно, волосы у него “всклоченные, черные”, “лицобледное, рябое”, “телоприземистое, неуклюжее”.

Но “глядел он очень умно” и “в голосе у него звучала сила”. Он спокоен, уверен, активен: все ребята сидели, а он варил картошку, следил за костром. Он также очень отважен.

Когда собаки вдруг залаяли и бросились в темноту, все немного перепугались. А Павел молча вскочил на лошадь и поскакал за собаками. Он хорошо знает природу и объясняет другим мальчикам, какая птица как кричит, какая рыба плещется в реке.

Костя, мальчик с “задумчивым и печальным взором”, лучше других описывал природу в своих рассказах, хоть сам был трусишка. А Ильюша “лучше других знал все сельские поверья”.

Все образы мальчиков в рассказе Тургенева получились яркими и выразительными. Ребята неграмотны, суеверны, но зато очень близки к природе. С детства приучаются они к труду и к познанию окружающего мира.

Читайте также: