Обломов как роман о любви авторская позиция и способы ее выражения в романе сочинение

Обновлено: 07.07.2024

ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОНЧАРОВ
(1812 – 1891)

Уроки литературы в 10 классе[1]

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.

Цель:
рассмотреть женские образы романа; провести анализ взаимоотношений главного героя с женскими персонажами произведения; раскрыть авторскую позицию и способы её выражения в романе; развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения учащимися; эстетически и нравственно воспитывать, формировать активную жизненную позицию учащихся.

Оборудование:
раздаточный материал, таблицы, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся анализируют взаимоотношений главного героя с женскими персонажами произведения; раскрывают авторскую позицию и способы её выражения в романе; выполняют сопоставительную работу в парах; принимают участие в беседе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

2. Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

Во-первых, автор переносит своего героя в городские условия и через него показывает своё отношение к столичному обществу. Во-вторых, усложняется сюжетная линия. Приём испытания главного персонажа любовью встречается не только у Гончарова. Показывая, как ведёт себя тот или иной герой влюбившись, автор открывает в душе своего персонажа много новых граней, которые не проявились бы при других обстоятельствах. По развязке любовного сюжета можно также судить о позиции автора относительно персонажа.

Штольц, наделённый лишь самыми правильными и необходимыми чертами характера, автору, как и читателю, несомненно, нравится, но в то же время, как и большинство из нас, Гончаров испытывает симпатию к Илье Ильичу. Эта позиция автора по отношению к своим героям отразилась не только на их судьбах, но даже и в портретах. Отношение автора к персонажам выразилось и через их взаимные характеристики.

2. Комментированное выразительное чтение
письма Обломова к Ольге (часть вторая, глава X),
прощальный разговор Обломова и Ольги (часть вторая, гл. XI)

Беседа

• Можно ли сказать, что эта сцена демонстрирует поражение не только героя, но и героини? Страдает ли Ольга?

• Каким предстаёт Обломов перед Ольгой?

• С какой меркой она подходит к Обломову в этой сцене? Что ищет Ольга теперь в Обломове?

• Кто вызывает сочувствие в этой сцене: Ольга или Илья?

• Что прельщает в Ольге и Обломова, и Штольца?

• Какими средствами пользуется автор при описании Ольги, её взаимоотношений с Обломовым?

• Почему расстались Ольга и Обломов? Только ли Обломов виноват в этом?

1. Любовь Обломова и Агафьи Матвеевны.

а) Первое впечатление о героине;

б) почему Обломов полюбил её;

в) как изображено чувство хозяйки;

г) объяснение в любви Обломова и Пшеницыной;

д) как протекала их жизнь.

2. Обломов в судьбе Агафьи Матвеевны.

В сравнении этих женских типов в романе есть глубокий смысл. Умная Ольга и патриархально-тихая Пшеницына каждая по-своему помогают раскрыть идею романа, обнажая сущность Обломова

5. Обобщение учителя

Миссия Ольги с самого начала была обречена. Однако через неё автор открыл в герое множество положительных черт. На некоторое время Гончаров просто преображает Обломова: «Встаёт он в семь часов, читает, носит куда-то книги.

В отношениях же Ольги со Штольцем всё происходит совсем наоборот. Их союз закономерен и гармоничен. Они похожи и потому хорошо понимают друг друга.

Агафья Пшеницына — хозяйка дома, в котором поселился Обломов,— полная противоположность Ильинской. Простые отношения, простодушные речи Агафьи Матвеевны, её хлопоты по хозяйству, безграничная преданность, уют и комфорт, созданные в её доме,— всё это напоминало Илье Ильичу милую сердцу Обломовку. С подобной обстановкой, образом жизни ассоциировалась у него семья и любовь. Поэтому финал любовных сюжетов героя в какой-то степени закономерен — Обломов остаётся с Агафьей Матвеевной. Такая мирная, уютная семейная жизнь не пугала героя, как пугала его женитьба на Ильинской, поскольку не возлагала на него никакой ответственности. Он любил жену, сына, семейный быт, олицетворявший для него главное — физический и душевный покой.

Слово найдено — покой! Именно стремление к вечному отдыху, физическому и моральному, к бесконечно длящемуся состоянию физической и душевной неподвижности и определило, в конечном счёте, выбор героя.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Постановка и решение проблемного вопроса

• Каков, по представлению автора романа, идеальный образ русской женщины?

VI. Домашнее задание

1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва : Издательство АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)


Отношение к любви Ольги и Обломова

Уехав за границу и оставив Обломова на попечение Ольги, Штольцу в голову не приходит мысль о возможности романа между ними. Много позднее, когда Ольга признается ему в прошедшей любви к Обломову, Штольц не придаст значения ее первому чувству. Почему? Нет, здесь не уязвленное самолюбие — не таков портрет Штольца — скорее, недооценка личности Ильи Ильича, неумение уловить тонкое, нежное, чистое, что есть в его душе и способно вызвать ответное чувство женщины.

Что же чувствовал Андрей во время встречи с другом? Он разговаривает с Ильей, скорее, как мудрый учитель с нерадивым учеником. Мысли его заняты Ольгой, но, конечно, он не признается Обломову в своем чувстве к ней. Тем не менее он первый заговаривает об Ольге, потому что ему хочется говорить об этой девушке. Он понимает, что увлеченный Ольгой Обломов не мог последовать за Штольцем и приехать в Париж, и извиняет его.

Отношение Гончарова к Обломову

Автор: Guru · 23.10.2017

По развязке любовного сюжета можно также понять позицию автора. Обломов испугался своих чувств и тех высот, которые бы ему необходимо было бы достичь, чтобы быть достойным любви Ольги. Он не смог пересилить себя, а может и понял, что не будет счастлив в вечной натуге. Эта неоднозначность финала говорит о том, что писатель не мерит его черно-белыми понятиями. Илья Ильич привлекает его, но и вызывает антипатию своей ленью и трусостью.

Побудительные мотивы

Что заставляет Андрея попытаться спасти Обломова? Прежде всего, любовь и привязанность к своему другу. Он искренне, заботливо интересуется его здоровьем. Поняв, что пребывание на диване происходит не по причине физической, а по причине духовной немощи, считает необходимым переменить образ жизни Ильи Ильича. Он действует согласно убеждениям о том, какой должна быть жизнь человека — таков настоящий портрет Штольца.


Но в то же время автор двояко относится к своему герою. Он наделяет его такими качествами: доброта, честность.

Гончаров начал писать произведение в 1847 году, но работа над ним шла тяжело. Очень трудно давалась характеристика образов.

Главный смысл произведения гончаров видел в том, чтобы изобразить уходящую эпоху и идущую ей на смену новую. Но как раз новое он пока видел смутно.

Спасти друга

Цитаты главных героев


Многие фразы главного героя можно назвать вечными. Они актуальны даже сейчас.

Рассуждение его о светской жизни.

— Рассуждает он о чувствах, любви и женитьбе. Он считает, что все страсти не нужны в жизни, а женитьба, следующая за страстью и любовью, сразу гасит их.

— так оценивает он современную жизнь.

— мысли Обломова о денежных долгах.

Каждый, кто прочтет произведение, вынесет из него что-то свое.

Авторская позиция и способы её выражения в романе.

1.Продолжить работу над образом Обломова путем сопоставления сравнительной характеристики Обломова и Ольги в отношении к любви.

2.Изменить первоначальное негативное представление об Обломове.

3.Сформировать бережное отношение к такому чувству как любовь.

Оборудование урока:

Обломов и Ольга. История любви.

Изучая роман, мы постоянно анализируем эпизоды, сопоставляя Обломова то с гостями, то с Захаром, то со Штольцем. Вот и сегодня – Обломов и Ольга, эта волнующая сердце история любви. Зачем все это? Для чего?

(В любви наиболее ярко раскрываются особенности характера главного героя, понимание любви писателем).

Попробуем проследить, как развивалось это чувство. Для начала вспомним определяющий момент, давший толчок развитию этого чувства.

«От слов, от звуков, от этого чистого, сильного девического голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами. В один и тот же момент хотелось умереть, но пробуждаться от звуков, и сейчас же опять сердце жаждало жизни. …

Чтобы как можно лучше понять этих героев, обратимся к этимологии их имен.

Ольга Ильинская – фамилия трактуется как любовь ради Ильи (Ильинская). По одной из версий, Ольга – луна (с. 295), по другой – святая, факел (с.259, 296).

Илья – (по ветхому завету) связано с небесным огнем. В народных представлениях Илья – пророк, бог-громовержец или громовик, который сыплет огненные стрелы (с. 245).

Таким образом, любовь Обломова и Ольги – это огонь. Посмотрим, как это выражается в тексте (с.243, 248, 252, 253, 281, 282). Он мог как взорваться, так и остыть (с.284).

В романе часто описываются цветы, поэтому нам не обойтись без их символики.

Так, Обломов предлагает Ольге ландыши, что означает душевные излияние о любви и счастье. В тексте неоднократно встречается сирень, которая служит эмблемой грустного расставания. Но герои избирают ее как эмблему любви, тем самым, пророча разлуку. Также встречаются такие цветы, как резеда и роза – символ любви (с. 249, 250, 254, 261, 277, 305, 308).

В романе представлены 3 ипостаси любви, любви идеальной:

  1. Любовь идеальная, где Ольга является идеальным одухотворенным образом (с. 244, 246, 247).
  2. Любовь – обязанность (с. 283, 291, 294).
  3. Такая разная любовь (с.286, 287).

(Далее эпизод из фильма — отъезд Штольца

, где он с Ольгой строит планы насчет Обломова. Комментирование эпизода учителем с обращением внимания на образ Ольги, ее поведение. Анализ эпизода из фильма – сцена с Орешниковым. Можно задать классу вопрос: существует ли такой же эпизод в романе?).

Ольга – человек, которому пока еще не открылась правда жизни. Она является своего рода Пигмалионом, а Обломов – Галатеей, т.е. Ольга любит будущего Обломова, созданного ее руками (с.179).

(Эпизод из фильма).

Обломов правильно оценивает Ольгу, указывая на ее самолюбие, высказывая все свои описания в письме.

Ответ кроется в его письме (чтение и анализ: с.306-307).

Свободен Обломов был, когда смог отказаться от своей любви. В нем раскрылось назначение Обломова как человека, образ Божий в нем; в письме проявился его поэтический дар.

Ольга полагает, что письмо – это проявление эгоизма Обломова. А как вы считаете?

(Сцена из фильма – эпизод объяснения в парке).

  • Когда мы пишем письма?
  • Какую роль письмо Обломова играет в их отношениях?

Оно помогло задуматься над чувством (с. 318, 330, 342, 417, 420).

Кульминацией их любви становится разлука.

( Чтение по ролям эпизода на с.420).

Как и предугадал Обломов, Ольга выходит замуж за Штольца и стыдится своих отношений, которые были с Обломовым (с.465).

  • Почему брак Ольги и Штольца был возможен?
  • Почему не сложилось счастье Ольги и Обломова?

Домашнее задание:



По мнению Стендаля, любовь разделяется на четыре рода: любовь страсть, любовь – влечение, любовь – тщеславие, физическая любовь. К какому из этих родов относится чувство, возникающее между Ольгой и Обломовым?

Оба героя давно ждали любви. Илья Ильич, может быть, и не подозревал об этом, но ждал инстинктивно. И вот любовь приходит к нему и поглощает его полностью. Это чувство воспламеняет его душу, питаясь накопившейся за время спячки и ищущей выхода нежностью. Оно ново душе Обломова, привыкшей хоронить все чувства на дне сознания, поэтому любовь возрождает душу к новой жизни. Для Обломова это чувство -жгучая любовь – страсть к женщине, сумевшей так изменить его.

А Агафья Матвеевна? Разве ее любовь такова? Нет, она самоотверженна, преданна; в этом чувстве Агафья готова утонуть, отдать все свои силы, все плоды своих трудов Обломову. Кажется, что вся жизнь ее прошла в ожидании человека, которого можно было бы преданно любить, заботиться о нем, как о родном сыне. Обломов именно таков: он ленив – это позволяет ухаживать за ним, как за ребенком; он добр, мягок – это трогает женскую душу, привыкшую к мужской грубости и невежеству. Как трогательны любовь и сочувствие грубой женщины к беспомощному и опустившемуся до полного упадка души барину! Это чувство исполнено материнской нежности. Откуда в простой женщине такие чувства? Возможно, это качество ее души и привлекает к себе нашего героя. Другу Обломова, Штольцу, непонятна эта любовь. От него, деятельного человека, далеки ленивый домашний уют, порядки Обломовки, а тем более женщина, огрубевшая в своей среде. Вот почему идеал Штольца -Ольга Ильинская, тонкая, романтическая, мудрая женщина. В ней отсутствует и малейшая тень кокетства.

Однажды во время путешествия по Европе Штольц влюбляется в Ольгу. Отчего? Андрей не узнает в ней своей прежней подруги, юной девочки, на чьем лице он всегда без труда читал вопрос, живую мысль.

Трудно сказать, каков идеал счастья и любви у писателя Гончарова, не имевшего свою собственную семью. Однако свои мечты, задумки, идеи автор, как правило, воплощает в главном герое. Они духовно сцеплены и неразлучны. Именно он и позволит мне создать представление об авторском идеале.

В конце романа я не вижу полной картины любви и семейного счастья. С одной стороны, только Агафья Матвеевна – олицетворение семьи, с другой стороны, Ольга – это любовь. Но нельзя забыть Ольгу и Штольца. Пожалуй, их союз близок к идеалу. Они стали как единое целое. Их души слились воедино. Они думали вдвоем, читали вдвоем, вместе растили детей – жили разнообразно и интересно. Ольга, вглядываясь лучистыми глазами в глаза Штольца, как бы впитывала его знания, его чувства. Семейный быт не смог приземлить их отношений.

Мастер и Маргарита до встречи друг с другом

Благодаря кинематографу история любви Мастера и Маргариты известна даже тем, кто не читал произведение Булгакова. Тема любви в романе притягивает своей искренностью и глубиной.

Готовые работы на аналогичную тему

Эта женщина была необычайно красива, обеспечена, замужем за молодым и очень успешным специалистом. По меркам окружающих людей, она была абсолютна благополучна.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы в 10 классе по роману И. А. Гончарова "Обломов"

Авторская позиция и способы её выражения в романе.

1.Продолжить работу над образом Обломова путем сопоставления сравнительной характеристики Обломова и Ольги в отношении к любви.

2.Изменить первоначальное негативное представление об Обломове.

3.Сформировать бережное отношение к такому чувству как любовь.

Оборудование урока:

На доске: Обломов и Ольга. История любви.

Учитель: Изучая роман, мы постоянно анализируем эпизоды, сопоставляя Обломова то с гостями, то с Захаром, то со Штольцем. Вот и сегодня – Обломов и Ольга, эта волнующая сердце история любви. Зачем все это? Для чего?

(В любви наиболее ярко раскрываются особенности характера главного героя, понимание любви писателем).

Попробуем проследить, как развивалось это чувство. Для начала вспомним определяющий момент, давший толчок развитию этого чувства.

«От слов, от звуков, от этого чистого, сильного девического голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами. В один и тот же момент хотелось умереть, но пробуждаться от звуков, и сейчас же опять сердце жаждало жизни. …

Чтобы как можно лучше понять этих героев, обратимся к этимологии их имен.

Ольга Ильинская – фамилия трактуется как любовь ради Ильи (Ильинская). По одной из версий, Ольга – луна (с. 295), по другой – святая, факел (с.259, 296).

Илья – (по ветхому завету) связано с небесным огнем. В народных представлениях Илья – пророк, бог-громовержец или громовик, который сыплет огненные стрелы (с. 245).

Таким образом, любовь Обломова и Ольги – это огонь. Посмотрим, как это выражается в тексте (с.243, 248, 252, 253, 281, 282). Он мог как взорваться, так и остыть (с.284).

В романе часто описываются цветы, поэтому нам не обойтись без их символики.

Так, Обломов предлагает Ольге ландыши, что означает душевные излияние о любви и счастье. В тексте неоднократно встречается сирень, которая служит эмблемой грустного расставания. Но герои избирают ее как эмблему любви, тем самым, пророча разлуку. Также встречаются такие цветы, как резеда и роза – символ любви (с. 249, 250, 254, 261, 277, 305, 308).

В романе представлены 3 ипостаси любви, любви идеальной:

Любовь идеальная, где Ольга является идеальным одухотворенным образом (с. 244, 246, 247).

Любовь – обязанность (с. 283, 291, 294).

Такая разная любовь (с.286, 287).

(Далее эпизод из фильма - отъезд Штольца , где он с Ольгой строит планы насчет Обломова. Комментирование эпизода учителем с обращением внимания на образ Ольги, ее поведение. Анализ эпизода из фильма – сцена с Орешниковым. Можно задать классу вопрос: существует ли такой же эпизод в романе?).

Ольга – человек, которому пока еще не открылась правда жизни. Она является своего рода Пигмалионом, а Обломов – Галатеей, т.е. Ольга любит будущего Обломова, созданного ее руками (с.179).

(Эпизод из фильма).

Обломов правильно оценивает Ольгу, указывая на ее самолюбие, высказывая все свои описания в письме.

Свободен ли обломов в своей любви?

Ответ кроется в его письме (чтение и анализ: с.306-307).

Свободен Обломов был, когда смог отказаться от своей любви. В нем раскрылось назначение Обломова как человека, образ Божий в нем; в письме проявился его поэтический дар.

Ольга полагает, что письмо – это проявление эгоизма Обломова. А как вы считаете?

(Сцена из фильма – эпизод объяснения в парке).

Когда мы пишем письма?

Какую роль письмо Обломова играет в их отношениях?

Оно помогло задуматься над чувством (с. 318, 330, 342, 417, 420).

Кульминацией их любви становится разлука.

( Чтение по ролям эпизода на с.420).

Как и предугадал Обломов, Ольга выходит замуж за Штольца и стыдится своих отношений, которые были с Обломовым (с.465).

Почему брак Ольги и Штольца был возможен?

Почему не сложилось счастье Ольги и Обломова?

Читайте также: