Обломов и захар кто у кого в рабстве сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Захар с самого детства Ильи Ильича прислуживал ему, всегда был рядом, помогал и поддерживал своего барина. И пребывающим в рабстве считается Захар, но так ли это на самом деле .

Я думаю ответить на этот вопрос можно воспользовавшись для примера тем случаем, когда Захар сказал Обломову “другие”. Очень хорошо показана реакция Обломова на эти слова Захара: “Обломов долго не мог успокоиться: он ложился, вставал, ходил по комнате и опять ложился. Он в низведении себя Захаром до степени других видел нарушение прав своих на исключительное предпочтение Захаром особы барина всем и каждому… наконец, сознательно ли оскорбил его Захар, то есть убежден ли он был, что Илья Ильич все равно что “другой”, или так это сорвалось у него с языка, без участия головы”. Обломов просто не мог поверить, что он, Илья Ильич, для Захара то же самое, что другой. Неужели Захар видит что-то общее между своим барином и “другими”? Это просто возмутительно. Обломов боялся потерять Захара, или сам боялся потеряться? “Я ни разу не натянул себе чулок на ноги!. . не ты ли с самого детства ходил за мной? Ты все это знаешь, видел, что я воспитан нежно”, что я ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался”. Без Захара он как без рук, я бы даже сказала, как без воздуха. Илья Ильич лишний раз рукой не шевельнет, ему лишь бы где поспать, можно и на приеме, да поесть, можно и посреди ночи. Обломов ни на день не расставался со своим верным слугой, или все-таки господином? Да, привилегий у Ильи Ильича больше — приказывает, отчитывает и ругает Захара, но средства для жизни он получает от Захара — еду, питье, одежду, за советом, если нет Штольца, идет к Захару. Но Обломов никогда бы не признал, что зависит от Захара. Также очень повезло “господину” со “слугой”, то есть Обломову с Захаром. Захар настолько предан ему, так заботился об Обломове всю жизнь. Захар не хотел уезжать от могилки своего барина. “Этакого барина отнял господь! На радость людям жил, жить бы ему сто лет”. Можно с уверенностью сказать, что Захар любил своего барина, души в нем не чаял. “Жил на радость людям”, каким людям, какая радость? Агафье Матвеевне, которая все время на него работала: варила, консервировала, вязала, штопала, убирала, с братом своим воевала? Она считала это счастьем, по крайней мере говорила, что это счастье. Счастье было Захару ходить за ним. Но не было бы Обломова, был бы другой, которого Захар бы так же любил. А Ольга и Штольц все время с ним мучились — сходи туда, сделай то. Значит так мог сказать только любящий человек.. .

Кто любит, тот в плену, но и любимый в рабстве. Без этой любви он погибнет, а так она греет и поддерживает жизнь в пленении и все-таки плененный в этих отношениях Обломов.

Синникова Юлия, 10г2

Обломов и Захар: кто у кого в рабстве?

Захар с самого детства Ильи Ильича прислуживал ему, всегда был рядом, помогал и поддерживал своего барина. И пребывающим в рабстве считается Захар, но так ли это на самом деле?

Я думаю ответить на этот вопрос можно воспользовавшись для примера тем случаем, когда Захар сказал Обломову “другие”. Очень хорошо показана реакция Обломова на эти слова Захара: “Обломов долго не мог успокоиться: он ложился, вставал, ходил по комнате и опять ложился. Он в низведении себя Захаром до степени других видел нарушение прав своих на исключительное предпочтение Захаром особы барина всем и каждому наконец, сознательно ли оскорбил его Захар, то есть убежден ли он был, что Илья Ильич все равно что “другой”, или так это сорвалось у него с языка, без участия головы”. Обломов просто не мог поверить, что он, Илья Ильич, для Захара то же самое, что другой. Неужели Захар видит что-то общее между своим барином и “другими”? Это просто возмутительно. Обломов боялся потерять Захара, или сам боялся потеряться? “Я ни разу не натянул себе чулок на ноги. не ты ли с самого детства ходил за мной? Ты все это знаешь, видел, что я воспитан нежно”, что я ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался”. Без Захара он как без рук, я бы даже сказала, как без воздуха. Илья Ильич лишний раз рукой не шевельнет, ему лишь бы где поспать, можно и на приеме, да поесть, можно и посреди ночи. Обломов ни на день не расставался со своим верным слугой, или все-таки господином? Да, привилегий у Ильи Ильича больше — приказывает, отчитывает и ругает Захара, но средства для жизни он получает от Захара — еду, питье, одежду, за советом, если нет Штольца, идет к Захару. Но Обломов никогда бы не признал, что зависит от Захара. Также очень повезло “господину” со “слугой”, то есть Обломову с Захаром. Захар настолько предан ему, так заботился об Обломове всю жизнь. Захар не хотел уезжать от могилки своего барина. “Этакого барина отнял господь! На радость людям жил, жить бы ему сто лет”. Можно с уверенностью сказать, что Захар любил своего барина, души в нем не чаял. “Жил на радость людям”, каким людям, какая радость? Агафье Матвеевне, которая все время на него работала: варила, консервировала, вязала, штопала, убирала, с братом своим воевала? Она считала это счастьем, по крайней мере говорила, что это счастье. Счастье было Захару ходить за ним. Но не было бы Обломова, был бы другой, которого Захар бы так же любил. А Ольга и Штольц все время с ним мучились — сходи туда, сделай то. Значит так мог сказать только любящий человек.

Кто любит, тот в плену, но и любимый в рабстве. Без этой любви он погибнет, а так она греет и поддерживает жизнь в пленении и все-таки плененный в этих отношениях Обломов.

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



В романе И.А. Гончарова “Обломов” обнажается сложная взаимосвязь рабства и барства: идет повествование о двух противоположных типах людей, отличающихся понятиями о мире: для одного - мир отвлеченный, идеальный, для другого - материальный и практический. Эти два типа Гончаров описал в Захаре и Обломове.

Захар - слуга Ильи Ильича Обломова. Это человек старой закалки, с трудом вживающийся в новые жизненные условия. Захар - вечный дядька, для которого Обломов остается малым, неразумным ребенком едва ли не на всю жизнь. Он верен не только своему барину, но и всему его роду.

При внешней разболтанности Захар, однако, довольно собран. Извечная привычка слуг старого века не дает ему разбазаривать барское добро - когда земляк Обломова, жулик Тарантьев, просит Илью Ильича дать ему на время фрак, Захар немедленно отказывает: пока не будут возвращены рубашка и жилет, ничего больше Тарантьев не получит. Обломов теряется перед его твердостью. Захар не лишен недостатков. Гончаров определяет своего персонажа как “рыцаря со страхом и упреком”, который “принадлежал двум эпохам, и обе положили на него печать свою. От одной перешла к нему по наследству безграничная преданность к дому Обломовых, а от другой, позднейшей, утонченность и развращение нравов”. Захар любит выпить с приятелями, посплетничать на дворе с другими слугами, порой приукрашивая своего барина, порой же выставляя его таким, каким Обломов никогда не был. Захар очень верен своему барину: он отдал бы жизнь за Обломова, считая это своим долгом. Захар не показывал не только подобострастия к барину, но даже был грубоват, фамильярен в обхождении с ним,
сердился на него не шутя, за всякую мелочь.

Илья Ильич Обломов - главный герой романа, молодой человек “лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием
всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. мягкость. была господствующим и основным выражением не лица только, а всей души; а душа так
открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки”. Таким мы
видим Обломова в начале романа, в Петербурге, на Гороховой улице, где он живет со своим слугой Захаром.

В Обломовке ребенок рос медленно и вяло. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая. Понятно, какое действие производится таким положением ребенка на
все его нравственное и умственное образование. Когда Обломов вырастает, он становится апатичным и бесхарактерным, полностью зависит от Захара, становится рабом своего крепостного, и трудно решить, который из них более подчиняется власти другого. По крайней мере - чего Захар не захочет, того Илья Ильич не может заставить его сделать, а чего хочет Захар, то сделает и против воли барина, и барин покорится. Но потому и слуга Захар в известном смысле “барин” над своим господином: полная зависимость от него Обломова дает возможность и Захару спокойно спать на своей лежанке. Идеал существования Ильи Ильича - “праздность и покой” - является в такой же мере
вожделенной мечтою и Захара.

Оба они, господин и слуга, - дети Обломовки. Илья Ильич зная такое достоинство Захара, как преданность, привык к ней, сносил терпеливо бесчисленные мелкие недостатки Захара.

Они давно знают друг друга и давно живут вдвоем. Обломов и Захар не могут жить друг без друга, спать; с годами все больше и отчетливее между ними вырисовывается нерасторжимая связь. Два последних представителя Обломовки по-своему свято хранят в душе те “преданья старины глубокой”, что сформировали их жизни, характеры и
взаимоотношения.
В 1858 году И.А. Гончаров завершил свою работу над романом “Обломов” и опубликовал его в первых четырех номерах журнала “Отечественные записки”. Я бы хотела рассказать о главном герое этого романа Обломове и его слуге Захаре.

Илья Ильич Обломов - человек “лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности. Цвет лица у него не был ни румяный, ни смуглый, ни бледный, а
безразличный. может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам. Вообще
же его тело, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины”. На главном герое был надет
халат из персидской материи, весьма поместительный, так что Обломов мог завернуться в него дважды. “Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного человека или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием”.

Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Но
приглядевшись получше, можно было понять, что вся эта обстановка - всего лишь желание соблюсти видимость неизбежных приличий.

Во всех комнатах царил жуткий беспорядок. На стенах, с картин узорами свисала паутина. На зеркалах был такой слой пыли, что на них можно было писать. Редкое утро на столе не
стояла не убранная со вчерашнего ужина тарелка, а на столе не валялись хлебные
крошки.

Теперь я бы хотела поговорить о человеческих качествах главного героя. Обломов образован, не глуп, но ему лень что-либо сделать для решения той или иной проблемы.
Целыми днями он только лежит и думает. Иногда он как будто бы решается что-то
предпринять, но редко доводит свои порывы до конца. Для него нет ничего лучше, чем
спокойно лежать и ничего не делать. Даже его деревней управляет доверенное лицо. Для
него препятствием к делу становится обычное одевание, потому что он не хочет
расставаться с любимым халатом. Обломов пытается разобраться в себе, понять, отчего
он такой, и вспоминает свое детство, материнскую ласку, заботу. Маленькому Илюше
не разрешалось быть самостоятельным: самому одеваться, умываться. Для этого
существовало огромное количество нянек и слуг. Привыкший к подобному опекунству,
Обломов, повзрослев, не может обойтись без помощи слуги. Верным другом и слугой у Ильи Ильича был и остается Захар, которого он знал, когда еще был ребенком.

Захару было за пятьдесят лет. Он носил серый поношенный сюртук с золотыми ливреями, никогда не снимая эту одежду, она напоминала ему его молодость, годы, проведенные в Обломовке. Его лицо украшали широкие, густые бакенбарды. Захар предан своему барину, однако редкий день не солжет ему хоть в чем-нибудь. Слуга старого времени удерживал хозяина от расточительства, а Захар сам любит выпить с друзьями за
барский счет. Сверх того он еще и сплетник. Захар жалуется всем, что житья ему нет, что
такого дурного барина еще и не видели: и капризен он, и скуп, и сердит. Слуга Обломова,
к тому же, очень неловок. У Ильи Ильича в кабинете переломаны почти все вещи - и все по милости Захара. А если Захар захочет навести порядок в доме, то убыткам не будет
конца. Начнется ломка, падение разных вещей, битье посуды.

Захар еще и ленив. В этом заключается важное сходство его с Обломовым. Они друг друга
взаимно дополняют. Захар нянчил маленького Илью на руках, а тот помнит Захара “молодым, проворным, прожорливым и лукавым парнем”. Они знают друг друга уже много лет. Но есть и существенное различие в их характерах. Захар может прожить без Обломова, а Обломов без Захара - нет. Потому что он абсолютно беспомощен, он ничего не может делать сам, без чей-либо помощи. И в данной ситуации трудно сказать, кто барин, а кто слуга.

Захар и Илья Ильич Обломов - порождение “обломовщины”, болезнь своего времени, где апатия и лень убивают в человеке все лучшее, что дано ему природой.
В романе “Обломов” И.А. Гончаров представил на суд читателей совершенно новые литературные образы, новую концепцию романа. Как известно, в жизни все взаимосвязано, это относится и к двум образам романа: Захару и Обломову.

Захар связан с Обломовым неразрывными узами, его жизнь немыслима без доброго барина. Этот образ довольно значим в романе. Захар - слуга Ильи Ильича Обломова, крайне консервативен, носит такой же костюм, что носил в деревне - серый сюртук. “Дом Обломовых, был когда-то богат и знаменит в своей стороне, но потом, бог знает отчего, все беднел, мельчал и, наконец, незаметно потерялся между нестарыми дворянскими домами. Только поседевшие слуги дома хранили и передавали друг другу верную память о минувшем, дорожа ею, как святынею”. Захар представлял собой “пожилого человека, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой. в сером же жилете, с медными пуговицами. и густыми, русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды”. Портрет Захара, изображающий смешную и нелепую внешность, дополняется и особым голосом: герой не говорит, а ворчит, как собака, или хрипит. Голос же, данный Богом, по словам Захара, “он потерял на охоте с собаками, когда ездил со старым барином и когда ему дунуло будто сильным ветром в горло”. Этому типу Гончаров посвятил специальный очерк, озаглавленный “Слуги старого века”, в котором вспоминает хорошо известных представителей этого сословия, людей старой закалки, с трудом вживающихся в новые жизненные условия.
Литературная родословная Захара идет от пушкинского Савельича (“Капитанская дочка”).
При всей разности характеров первого, развращенного жизнью в Петербурге и патологической ленью своего барина, и второго - вечного дядьки, для которого питомец остается малым, неразумным ребенком едва ли не на всю жизнь, сближает их одержимая верность не только своему барину, но и всему его роду. Верность Захара своему барину и всем давно забытым устоям родной Обломовки воплощена ярче всего в эпизоде, когда Обломов наставляет своего слугу привычным и самым действенным способом - прибегая к “жалким словам” и называя Захара “ядовитым человеком”. В минуту раздражения Захар позволил себе сравнить Обломова с другими, которые и с квартиры на квартиру легко переезжают, и за границу отправляются. Это вдохновляет Илью Ильича на грозную и гордую отповедь о невозможности сравнивать его, Обломова, с кем бы то ни было. И это пробирает Захара больше, нежели ругательства: он и сам чувствует, что
переступил какую-то запретную границу, уподобив своего барина другим людям. Захар
является пародией на своего барина. У него те же привычки, что и у хозяина, только
доведенные до абсурда, показанные в смешном, комическом свете. С первых же страниц
романа Захар не может не вызвать улыбки своей внешностью, своей ленью и неопрятностью. Он чем-то даже напоминает гоголевские типажи: Осипа - слугу
Хлестакова, Селифана и Петрушку из “Мертвых душ”. Но Захар - лишь уродливое отражение образа жизни барина Ильи Ильича. Обломов упрекает Захара за неряшливость и день, за то, что он не убирает пыли и грязи. Захар возражает, что “чего ее убирать, если она снова наберется”. Полное равнодушие к пыли, сору, грязи отличает этого слугу от других слуг - персонажей отечественной литературы. Захар на этот счет составил
собственную философию, не позволяющую бороться ни с грязью, ни с тараканами и
клопами, раз они выдуманы самим Господом. Когда Обломов приводит своему слуге в
пример живущее напротив семейство настройщика, Захар приводит в ответ следующие аргументы, в которых видна незаурядная наблюдательность: “А где немцы сору возьмут? Вы поглядите-ка, как они живут! Вся семья целую неделю кость гложет. Сюртук с плеч отца переходит на сына, а с сына опять на отца. На жене и дочерях платьишки коротенькие: все поджимают под себя ноги, как гусыни. Где им сору взять? У них нет
этого вот как у нас, чтоб в шкафах лежала по годам куча старого изношенного платья или
набрался целый угол корок хлеба за зиму. У них и корка зря не валяется: наделают
сухариков да с пивом и выпьют”. При внешней разболтанности Захар, однако, довольно собран. Извечная привычка слуг старого века не дает ему разбазаривать барское добро -
когда земляк Обломова, жулик Тарантьев просит Илью Ильича дать ему на время фрак,
Захар немедленно отказывает: пока не будут возвращены рубашка и жилет, ничего больше
Тарантьев не получит. И Обломов теряется перед его твердостью.

Захар не лишен и недостатков. Гончаров видит его как “рыцаря со страхом и упреком”, который “принадлежал двум эпохам, и обе положили на него печать свою. От одной перешла к нему по наследству безграничная преданность к дому Обломовых, а от другой, позднейшей, утонченность и развращение нравов”. И еще черта, характерная для смешения двух эпох, на которые указал Гончаров: “Захар умер бы вместо барина, считая это своим неизбежным и природным долгом, и даже не считая ничем, а просто бросился бы на смерть, точно так же, как собака, которая при встрече со зверем в лесу бросается на него, не рассуждая, отчего должна броситься она, а не ее господин. Но зато, если б понадобилось, например, просидеть всю ночь подле постели барина, не смыкая глаз, и от этого бы зависело здоровье или даже жизнь барина, Захар непременно бы заснул”. С годами все больше и отчетливее вырисовывается нерасторжимая связь между Ильей Ильичом и Захаром - последними представителями Обломовки, являющейся лишь
прекрасным сном. Они каждый по-своему свято хранят в душе те “преданья старины
глубокой”, что сформировали их жизни, характеры и взаимоотношения. Они давно
знали друг друга и давно жили вдвоем. Захар нянчил маленького Обломова на руках, а
Обломов помнит его “молодым, проворным, прожорливым и лукавым парнем”. “Как Илья
Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, ни отобедать без
помощи Захара, так Захар не умел представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лукавить, лгать и в
то же время внутренне благоговеть перед ним”. Даже когда Захар женится в середине романа на Анисье, кухарке Обломова, значительно более ловкой, умелой и чистоплотной, он старается по возможности не допускать ее к Илье Ильичу, выполняя сам привычные работы, без которых не мыслит жизни.

После смерти Обломова порвалась связь между Захаром и Обломовым, и жизнь его
превратилась в ненужное и горькое прозябание. Конец Захара не просто трагичен,
он страшен. Как метко сказал Некрасов в поэме “Кому на Руси жить хорошо”:

Порвалась цепь великая.
Одним концом по барину,
Другим - по мужику.

Но слуга на Западе – совсем не то же самое, что слуга в России. Запад никогда не знал крепостного права. Там, благодаря природному уму и смекалке, слуга мог выбиться в люди, преуспеть, выгодно жениться. У нас же это стало возможным только после петровских реформ, и то далеко не всегда. Для начала нужно было освободиться от крепостной зависимости. А редкие помещики освобождали своих крестьян просто так, из милосердия. Наоборот, если крепостной был талантливым художником или поэтом, его выгодно было держать при себе. По этой причине очень долго не могли получить вольную русский художник Василий Тропинин и украинский поэт Тарас Шевченко.

Бывало и так, что несколько поколений крестьян являлись крепостными. Поэтому формировалась рабская психология. Свободной жизни крестьяне себе уже не представляли. И даже когда император Александр II все-таки решился на отмену крепостного права в 1861-м году, мужики не торопились уходить от барина. Что делать, привычка – вторая натура.

Известны и случаи, когда крепостные были для барских детей мамушками и нянюшками. Они становились членами семьи. Своей же семьи не было. Например, когда Арина Родионовна Яковлева получила от Пушкиных вольную, она не захотела расстаться с детьми, которых и выкормила, и воспитала. Так и осталась при Пушкиных до конца дней. И рабская психология тут уже не при чем. Она искренне привязалась к детям.

Захар

Крепостное право – форма рабства. Оно отрицательно влияло и на психологию раба, и на психологию господина. Господин мог полностью распоряжаться крепостным, мог его убить, искалечить, продать, выменять, заложить, проиграть в карты и др. Крепостной же чувствовал свое полное бесправие.

А вот если попадался такой барин, как Илья Ильич Обломов, герой одноименного романа И.А.Гончарова, то слуга, с одной стороны, не был обременен работой, а с другой – превращался в лежебоку и лентяя. Недаром Обломов, глядя на своего слугу Захара, понимает, что тот стал еще большим Обломовым, чем он сам. А сделать ничего не может. Или не хочет. Потому что боится словом или делом причинить другим неприятность, боль. Вот и предпочитает почти все время лежать.

Во внешности-то Захара как раз ничего особенно примечательного нет. Он немолод, неопрятен, одет во все серое – и сюртук, и жилет. На голове уже не осталось волос, зато бакенбарды – густые. Их, как с мягкой иронией замечает автор, хватило бы на три бороды. А про одну из бакенбард вообще замечает, что из нее хоть сейчас как будто готовы вылететь две-три птицы.

Гончаров продолжает традиции Гоголя – тем, что при помощи вещей и интерьера характеризует персонажей. Распадающийся на глазах костюм Захара для него самого не просто костюм, а напоминание о старинной ливрее, о былом величии господ Обломовых. Бакенбарды Захар отпустит по той же причине – их носили старинные слуги, которых он еще видел и застал. А он гордится уже тем, что всю жизнь находится рядом, что потакает каждому капризу, что он нужен и незаменим. Он не мыслил себе другой жизни, потому что никогда не был вольным. Есть барская воля, есть господское право – их надлежит слушаться и выполнять.

У Захара не голос, а хрип. Поэтому иногда он рычит, как медведь. Кстати, и голос потерял когда-то на охоте, простудился.

Читать Гончарова – одно удовольствие! Жаль только, что для уровня подростков десятого класса это произведение кажется скучным и длинным. Вот если бы у нас уроки литературы были бы уроками словесности, тогда что-то могло измениться в лучшую сторону. Гончаров – мастер описаний и портретных характеристик. Он никогда не обвиняет и не осуждает, пишет с тонким юмором, иногда с иронией. Но нигде у него юмор не превращается в сатиру. Есть у Гончарова боль за человека, но нет приговора человеку. Это касается и Захара.

Преданность Обломову со стороны Захара никаких сомнений не вызывает. Уже в первой части романа прямо говорится о том, что Захар, не задумываясь, отдал бы за любимого барина свою жизнь. Обломова он ставил выше всех других господ и людей вообще. Но умереть – это акт одноразовый. А, предположим, заболей Обломов тяжело и понадобилось бы Захару ночи напролет сидеть у его постели и заботиться о драгоценном здоровье, — он мог бы и уснуть, и проспать смерть обожаемого барина.

Из других качеств Захара Гончаров упоминает склонность к сплетням и обману, физическую неопрятность, неловкость, природную лень. Лень эта еще и усилена оказалась лакейским воспитанием. Вот только несколько выразительных деталей: руки Захара почти всегда черные от грязи, а красными делаются от силы на два часа; засохшие чернила он разбавляет первым, что под руку попалось, — квасом; комнату Захар метет только посередине, а углы оставляет нетронутыми. Целый абзац посвящен тому, как Захар несет посуду и как она начинает падать. Упоминает автор и о недюжинной физической силе Захара. Только применяет он ее везде, даже там, где делать этого не надо.

Вместе Обломов и Захар живут довольно долго. А когда два человека долго находятся под одной крышей, то легко и возлюбить, и возненавидеть друг другу много раз. Когда гости почти не приходят, когда семьи нет, когда видишь каждый день перед собой одну и ту же физиономию старого слуги – это надоедает хуже горькой редьки. Вот и Обломов с Захаром надоели друг другу за столько лет.

Но и Обломов в состоянии оскорбиться и выйти из себя. Так происходит, когда Захар сравнивает его с другими. А Обломов, несмотря на специфический образ жизни, продолжает считать себя избранным, человеком особой породы.

Захар – плоть от плоти народа, человек со здравым смыслом. Главная его беда – он за столько лет развращен службой у такого барина, как Обломов. Тот плывет по течению жизни и только время от времени видит, что вокруг пыль и грязь, что надо бы их убрать. Но на это у Захара своя железная и убийственная логика: подумаешь, клопы и моль заведутся — у него у самого блохи есть, и ничего. Без крайней необходимости Захар ничего делать не будет. Илья Ильич это понимает и быстро сдается. Вот и получается, что Обломов – хозяин-барин по должности, по происхождению, а Захар – хозяин положения. И что важнее – еще неизвестно.

Любовь Обломова к Ольге Ильинской, а затем разрыв с Ольгой и сожительство с Агафьей Матвеевной Пшеницыной навсегда разлучают Обломова с Захаром. Пшеницына становится для Обломова всем – и матерью, и нянькой, и женой, и любовницей, и хозяйкой, и матерью его сына.

И все-таки, если вернуться к вопросу, вынесенному в заголовок данного эссе, — какой же ответ напрашивается? Однозначного ответа не будет точно. Захар был рабом и слугой по социальному положению. О чем-то большем он и не мечтал. Действие романа Гончарова происходит еще до отмены крепостного права.

Но в том-то и дело, что характер барина для слуг имеет решающее значение. Даже в современном деловом мире, где все звонки и документы идут через секретаря, у него первого сотрудники и интересуются – а в каком настроении сегодня шеф? В идеале, от настроения начальника мы не должны зависеть. Но ведь зависим! Так и Захар. Он умел улавливать настроение Обломова, играть на струнах его души и спускать на тормозах многое, слишком многое из своих повседневных бытовых обязанностей. В результате Обломов незаметно для себя попадает в своеобразное рабство к Захару. Они стоят друг друга, пусть и разделены сословными рамками.

Но слуга на Западе – совсем не то же самое, что слуга в России. Запад никогда не знал крепостного права. Там, благодаря природному уму и смекалке, слуга мог выбиться в люди, преуспеть, выгодно жениться. У нас же это стало возможным только после петровских реформ, и то далеко не всегда. Для начала нужно было освободиться от крепостной зависимости. А редкие помещики освобождали своих крестьян просто так, из милосердия. Наоборот, если крепостной был талантливым художником или поэтом, его выгодно было держать при себе. По этой причине очень долго не могли получить вольную русский художник Василий Тропинин и украинский поэт Тарас Шевченко.

Бывало и так, что несколько поколений крестьян являлись крепостными. Поэтому формировалась рабская психология. Свободной жизни крестьяне себе уже не представляли. И даже когда император Александр II все-таки решился на отмену крепостного права в 1861-м году, мужики не торопились уходить от барина. Что делать, привычка – вторая натура.

Известны и случаи, когда крепостные были для барских детей мамушками и нянюшками. Они становились членами семьи. Своей же семьи не было. Например, когда Арина Родионовна Яковлева получила от Пушкиных вольную, она не захотела расстаться с детьми, которых и выкормила, и воспитала. Так и осталась при Пушкиных до конца дней. И рабская психология тут уже не при чем. Она искренне привязалась к детям.

Захар

Крепостное право – форма рабства. Оно отрицательно влияло и на психологию раба, и на психологию господина. Господин мог полностью распоряжаться крепостным, мог его убить, искалечить, продать, выменять, заложить, проиграть в карты и др. Крепостной же чувствовал свое полное бесправие.

А вот если попадался такой барин, как Илья Ильич Обломов, герой одноименного романа И.А.Гончарова, то слуга, с одной стороны, не был обременен работой, а с другой – превращался в лежебоку и лентяя. Недаром Обломов, глядя на своего слугу Захара, понимает, что тот стал еще большим Обломовым, чем он сам. А сделать ничего не может. Или не хочет. Потому что боится словом или делом причинить другим неприятность, боль. Вот и предпочитает почти все время лежать.

Во внешности-то Захара как раз ничего особенно примечательного нет. Он немолод, неопрятен, одет во все серое – и сюртук, и жилет. На голове уже не осталось волос, зато бакенбарды – густые. Их, как с мягкой иронией замечает автор, хватило бы на три бороды. А про одну из бакенбард вообще замечает, что из нее хоть сейчас как будто готовы вылететь две-три птицы.

Гончаров продолжает традиции Гоголя – тем, что при помощи вещей и интерьера характеризует персонажей. Распадающийся на глазах костюм Захара для него самого не просто костюм, а напоминание о старинной ливрее, о былом величии господ Обломовых. Бакенбарды Захар отпустит по той же причине – их носили старинные слуги, которых он еще видел и застал. А он гордится уже тем, что всю жизнь находится рядом, что потакает каждому капризу, что он нужен и незаменим. Он не мыслил себе другой жизни, потому что никогда не был вольным. Есть барская воля, есть господское право – их надлежит слушаться и выполнять.

У Захара не голос, а хрип. Поэтому иногда он рычит, как медведь. Кстати, и голос потерял когда-то на охоте, простудился.

Читать Гончарова – одно удовольствие! Жаль только, что для уровня подростков десятого класса это произведение кажется скучным и длинным. Вот если бы у нас уроки литературы были бы уроками словесности, тогда что-то могло измениться в лучшую сторону. Гончаров – мастер описаний и портретных характеристик. Он никогда не обвиняет и не осуждает, пишет с тонким юмором, иногда с иронией. Но нигде у него юмор не превращается в сатиру. Есть у Гончарова боль за человека, но нет приговора человеку. Это касается и Захара.

Преданность Обломову со стороны Захара никаких сомнений не вызывает. Уже в первой части романа прямо говорится о том, что Захар, не задумываясь, отдал бы за любимого барина свою жизнь. Обломова он ставил выше всех других господ и людей вообще. Но умереть – это акт одноразовый. А, предположим, заболей Обломов тяжело и понадобилось бы Захару ночи напролет сидеть у его постели и заботиться о драгоценном здоровье, — он мог бы и уснуть, и проспать смерть обожаемого барина.

Из других качеств Захара Гончаров упоминает склонность к сплетням и обману, физическую неопрятность, неловкость, природную лень. Лень эта еще и усилена оказалась лакейским воспитанием. Вот только несколько выразительных деталей: руки Захара почти всегда черные от грязи, а красными делаются от силы на два часа; засохшие чернила он разбавляет первым, что под руку попалось, — квасом; комнату Захар метет только посередине, а углы оставляет нетронутыми. Целый абзац посвящен тому, как Захар несет посуду и как она начинает падать. Упоминает автор и о недюжинной физической силе Захара. Только применяет он ее везде, даже там, где делать этого не надо.

Вместе Обломов и Захар живут довольно долго. А когда два человека долго находятся под одной крышей, то легко и возлюбить, и возненавидеть друг другу много раз. Когда гости почти не приходят, когда семьи нет, когда видишь каждый день перед собой одну и ту же физиономию старого слуги – это надоедает хуже горькой редьки. Вот и Обломов с Захаром надоели друг другу за столько лет.

Но и Обломов в состоянии оскорбиться и выйти из себя. Так происходит, когда Захар сравнивает его с другими. А Обломов, несмотря на специфический образ жизни, продолжает считать себя избранным, человеком особой породы.

Захар – плоть от плоти народа, человек со здравым смыслом. Главная его беда – он за столько лет развращен службой у такого барина, как Обломов. Тот плывет по течению жизни и только время от времени видит, что вокруг пыль и грязь, что надо бы их убрать. Но на это у Захара своя железная и убийственная логика: подумаешь, клопы и моль заведутся — у него у самого блохи есть, и ничего. Без крайней необходимости Захар ничего делать не будет. Илья Ильич это понимает и быстро сдается. Вот и получается, что Обломов – хозяин-барин по должности, по происхождению, а Захар – хозяин положения. И что важнее – еще неизвестно.

Любовь Обломова к Ольге Ильинской, а затем разрыв с Ольгой и сожительство с Агафьей Матвеевной Пшеницыной навсегда разлучают Обломова с Захаром. Пшеницына становится для Обломова всем – и матерью, и нянькой, и женой, и любовницей, и хозяйкой, и матерью его сына.

И все-таки, если вернуться к вопросу, вынесенному в заголовок данного эссе, — какой же ответ напрашивается? Однозначного ответа не будет точно. Захар был рабом и слугой по социальному положению. О чем-то большем он и не мечтал. Действие романа Гончарова происходит еще до отмены крепостного права.

Но в том-то и дело, что характер барина для слуг имеет решающее значение. Даже в современном деловом мире, где все звонки и документы идут через секретаря, у него первого сотрудники и интересуются – а в каком настроении сегодня шеф? В идеале, от настроения начальника мы не должны зависеть. Но ведь зависим! Так и Захар. Он умел улавливать настроение Обломова, играть на струнах его души и спускать на тормозах многое, слишком многое из своих повседневных бытовых обязанностей. В результате Обломов незаметно для себя попадает в своеобразное рабство к Захару. Они стоят друг друга, пусть и разделены сословными рамками.

Читайте также: