Обломов и обломовщина сочинение план

Обновлено: 02.07.2024

В романе Гончарова затронута очень глобальная тема того времени – проблемы русского дворянства на фоне переустройства страны.

Главный герой романа Илья Ильич Обломов является человеком из достаточно старой дворянской семьи. Он получил хорошее образование, воспитание и является далеко не глупым человеком. Но имея такую хорошую основу, он никуда не стремился и не хотел ничего решать. Его лицо всегда выражало чрезмерную усталость, а в глазах была пустота.

Ему было около тридцати лет, а он, благодаря своему ленивому образу жизни, уже имел нездоровый вид. Он мало двигался и редко бывал на свежем воздухе. А для того, чтобы укрепить образ Обломова, Гончаров с мельчайшими подробностями описывает его быт и распорядок дня. Автор посвятил целую главу всего лишь одному его дню. Его не интерес ко всему происходящему хорошо отображается в главе с описанием его личного кабинета.

У дворянина есть верный слуга – Захар. Но он на столько давно живет в тесном обществе Обломова, что и сам стал похож на него. Автор раскрывает это по средствам описания халатов: у одного часто засаленный (Обломова), а у другого дырка под мышкой, через которую всегда виднеется нижняя рубашка. Захар такой же лентяй, как и барин и не плохо спекулирует этим. У него всегда есть оправдание на все не сделанные им дела.

В общем и целом, дом барина является полным его отражением – не ухоженный, давно не мытый, с грязными пятнами на полу и мебели, а так же паутиной на стенах и больших слоях пыли вокруг.

Каким бы ни был ленивым Обломов, все же в нем есть положительные качества такие как: доброта, открытость и честность. Об этом рассказывает его близкий друг Штольц, сравнивая его с хрустальной прозрачной душой.

Жизнь Обломова не череда ярких картинок и быстрых ее смен. Напротив, в ней ровным счетом ничего не происходит. Его совершенно устраивает покой, а стремиться к изменениям ему просто не хватает воли и сил. Даже когда Перед Обломовым вдруг встает проблема, которую нужно решить лишь выбрав правильный путь, он опускает руки и не желает ничего менять.

Сочинение 2

Иван Александрович Гончаров в своем романе поднимает очень значимую тему для всех. Главным героем романа, в честь которого он назван, Илья Ильич Обломов. Он помещик, довольно молод. Обломов живёт за счёт крепостных крестьян, а они в свою очередь привыкли к такому распорядку жизни, позабыв о свободной жизни. Родители главного героя с детства избаловали своего сына. В более сознательном возрасте он не способен на простые вещи, он уже не может сам поесть, одеться и лечь спать.

В связи с разбалованостью главного героя, он стал бесполезен для общества и прекрасно это понимает. Всему чему его научили родители, это было умение поспать и поесть, больше он ни к чему не была приспособлен. С детства его приучали, что самое главное в жизни сон и еда. С переездом в другой город от родителей, Обломов не сменил свой образ жизни, он по прежнему продолжает спать и есть целыми днями.

С детства Обломов не научился находится в обществе и общаться с людьми, поэтому в более сознательном возрасте он никуда не выходит. Он привык к крепостным крестьянам, они всегда все делали за него на его родине. Не изменяя своим привычкам, Обломов завел себе слугу, Захара. Слуга, подобно хозяеву ленив. Его новая жизнь ничем не отличается от прошлой.

В связи с этим Обломов не взрослеет и остаётся таким же ребенком. Родители не привили ему такие качества, как: трудолюбие, ответственность, самостоятельность. Сам Обломов прекрасно понимает, что он не приспособлен к жизни, его постоянно и все обманывают, но с этим главный герой ничего поделать не может. Он страдает от своей бесхарактерности.

Обломов осознает, что так жить нельзя и нужно что-то менять, виной всему этому является Обломовщина. У него таков образ жизни не по причине болезней или плохого самочувствия, а потому что он не знает другой жизни. Он живёт в грязной квартире, где везде разбросаны грязные, нестиранные вещи. Захар так же ленив, его устраивает что можно ничего не делать, только ухаживать за Обломовым.

Обломовщина это место где царит лень и безделье. Люди, живущие в Обломовщине, живут в свое удовольствие и так же, как Обломов нуждаются только в еде и сне. К сожалению, Обломов поздно осознал, что Обломовщина портит людей и их судьбы. Он остался один без родителей и знаний о взрослой жизни.

В мире не мало таких людей, как Обломов. Сам Обломов об этом упоминает. Гончаров раскрывает проблему Обломова. Но несмотря на тот ужас где обитал Обломов, он был счастлив.

Обломов и обломовщина

Обломов и обломовщина

Популярные сочинения

Суть нашего мира в том, что его центральное ядро - это та часть, которую мы знаем лучше всего, где мы чувствуем себя защищенными, где нет необходимости выяснять, где какие-либо ожидания уже были или будут выполнены

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

I . Вступление (Прочитав роман, я…

Существует несколько мнений относительно сути образа Обломова…

Только ли лентяй. Что на самом деле значила эта лень?)

II. Основная часть

а) семейные причины (воспитание)

б) социальные причины (общество, как и семья, играет роль в формировании характера человека)

в) национальные причины (национальные традиции, идеалы)

2) Сформировавшиеся черты характера:

а) портрет б) образ жизни

в) отношение к труду и учёбе г) отношение к обществу

д) отношение к любви

Вступление . (По мнению И.А. Гончарова, любовь к женщине – высшее проявление сердца…

Прошёл ли Обломов это испытание или нет?)

Основная часть.

Представление Обломова о счастье и о возлюбленной.

Обломов и Ольга Ильинская – поэзия любви.

а) Развитие их взаимоотношений

б) Отношение к любви у Ольги

в) Почему это – любовь-поединок?

г) Почему не сложились взаимоотношения?

д) Выдержал ли испытание любовью Обломов? е) А Ольга?

3) Обломов и Агафья Пшеницына: можно ли эти отношения назвать любовью?

4) Ольга и Агафья – антиподы?

5) Спасла Агафья Обломова или погубила?

3. Заключение (Возвращаясь к вопросу, поставленному в начале сочинения…)

Обломов и Штольц: два мира, две жизненные позиции. Какая ближе мне?

Вступление . (Принцип антитезы – характерная черта романов И.А. Гончарова…)

Основная часть.

Штольц и Обломов – герои-антиподы

Общие черты в судьбе

г) отношение к труду и учёбе

д) отношение к обществу

е) отношение к любви

3) Взаимоотношения и взаимовлияние

3. Заключение. (Каково значение образов Обломова и Штольца? Моё отношение.

Чья жизненная позиция близка мне? Почему?)

I . Вступление (Прочитав роман, я…

Существует несколько мнений относительно сути образа Обломова…

Только ли лентяй. Что на самом деле значила эта лень?)

II. Основная часть

а) семейные причины (воспитание)

б) социальные причины (общество, как и семья, играет роль в формировании характера человека)

в) национальные причины (национальные традиции, идеалы)

2) Сформировавшиеся черты характера:

а) портрет б) образ жизни в) отношение к труду и учёбе

г) отношение к обществу д) отношение к любви

Основная часть.

Представление Обломова о счастье и о возлюбленной.

Обломов и Ольга Ильинская – поэзия любви.

а) Развитие их взаимоотношений

б) Отношение к любви у Ольги

в) Почему это – любовь-поединок?

г) Почему не сложились взаимоотношения?

д) Выдержал ли испытание любовью Обломов? е) А Ольга?

3) Обломов и Агафья Пшеницына: можно ли эти отношения назвать любовью?

4) Ольга и Агафья – антиподы?

5) Спасла Агафья Обломова или погубила?

3. Заключение (Возвращаясь к вопросу, поставленному в начале сочинения…)

Обломов и Штольц: два мира, две жизненные позиции. Какая ближе мне?

Вступление . (Принцип антитезы – характерная черта романов И.А. Гончарова…)

Основная часть.

Штольц и Обломов – герои-антиподы

Общие черты в судьбе

Различные черты: а) портрет б) образ жизни в) воспитание г) отношение к труду и учёбе д) отношение к обществу е) отношение к любви

3) Взаимоотношения и взаимовлияние

3. Заключение. (Каково значение образов Обломова и Штольца? Моё отношение.

Чья жизненная позиция близка мне? Почему?)

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 602 042 материала в базе

Материал подходит для УМК

Иван Александрович Гончаров

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 31.08.2018 16823
  • DOCX 21.6 кбайт
  • 210 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Толстых Виктория Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Школьник из Сочи выиграл международный турнир по шахматам в Сербии

Время чтения: 1 минута

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Всё ему нравилось у себя дома: и домашний халат, и домашний диван, и в целом домашние стены. Но он не понимал, либо действительно уже ничего не хотел предпринимать, не делал усилия над собой. Просто на просто сдался. И всё. В этом и заключается весь трагизм романа Гончарова.

Идеальное состояние для главного героя романа – это покой. Он был совсем еще молодой, казалось бы, полный сил и надежд, планов и желаний, а в итоге – ничего, ничего он не хотел. Только дом, только диван и умиротворенность.

Гончаров в данном произведении показал образ барина, какие были на Руси. Именно такого, в котором присутствует лень, расслабленность и вседозволенность. Он любил себя, это чистой воды ленивец, отказавшийся от нормальной жизни, принятой в обществе. Вся жизнь его – это сплошное постоянство, на диване, дома. Он не любил гостей. Даже повстречав красивую девушку, которую вскоре полюбил, не смог побороть себя, начать ухаживать и налаживать свою жизнь.

Вариант 2

Роман Ивана Александровича Гончарова "Обломов" писатель написал в конце 19 века. В своем произведении, автор очень ярко выразил свое негодование и возмущение жизнью многих людей из высших слоев общества.

Люди, не обремененные нуждой и необходимостью зарабатывать себе на хлеб, зачастую пребывали в состоянии апатии и уныния.

Почему же Иван Александрович не сделал положительную концовку своему роману?

Сочинение Обломов и обломовщина

Главный герой романа Гончарова, Илья Ильич Обломов, является человеком очень любопытным. Он не любит работать, не стремится к саморазвитию и познанию мира, вся его реальность сосредоточена в мире грёз и фантазий об идеальной жизни в деревне Обломовке, месте, которое он любил с самого детства. Герой не хочет примиряться с жестокостью жизни, поэтому просто изолируется от неё, проводя все свои дни на любимом диване, признавая компанию лишь верного слуги Захара и лучшего друга, Андрея Штольца.

Однако невозможно не заметить то, что по сути своей Обломов хороший, даже очень хороший. Он добрый, преданный, мягкосердечный, не склонный к подлости и предательству. Его беда в том, что он так и не сумел повзрослеть и принять реальность такой, какой она является фактически, а не в мире его мыслей и мечтаний.

Также читают:

Картинка к сочинению Обломов и обломовщина в романе Гончарова Обломов

Популярные сегодня темы

Многие люди зависят от мнения окружающих. В какой-то момент это видно особенно чётко, в какой-то менее, но факт остаётся фактом. Считается, что подобная зависимость – это отрицательное качество.

С давних времён тему любви затрагивали многие русские и зарубежные авторы, она не теряет своей актуальности от античной до современной литературы. Не обошёл её стороной и Тургенев. В его прозе тему любви можно считать одной из ведущих.

Свита Воланда представляет собой коллектив, прислуживающий своему хозяину. Кот Бегемот, Азазелло, Коровьев и Гелла — это мистические существа, обладающие магическими и шутовскими способностями.

В плане перечислены темы творческих работ, рассчитанные на разные возможности и способности учащихся. дан подробный план к сочинению "Обломов и Штольц" (сравнительная характеристика героев).

ВложениеРазмер
oblomov.docx 17.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе.

Цели и задачи: Обобщить сведения о романе и его героях.

Проанализировать темы сочинений.

Отобрать материал для сочинения.

Совершенствовать умение строить развёрнутый план сочинения.

Развивать связную речь учащихся.

Тренировать навык самостоятельной работы.

II 1. Знакомство с темами сочинений. Комментарий к темам.

I. Принципы антитезы – характерная черта романов И.А. Гончарова:

II. Штольц – антипод Обломова:

б) вероиспове´дание (православие);

в) обучение в пансионате у Ивана Штольца в Верхлёве;

г) служба и быстрая отставка;

д) любовь к Ольге Ильинской;

2) черты различий:

г) отношение к учёбе в пансионате;

д) дальнейшее образование;

ж) ведение хозяйства;

з) жизненные стремления;

и) взгляды на общество;

к) отношение к Ольге;

л) взаимоотношения и взаимовлияние;

н) особенности характера.

III. Значение образов Обломова и Штольца:

III. Работа по написанию сочинения.

  1. Отбор цитатного материала к сочинению.
  2. Работа с черновиком. Проверка, правка.
  3. Переписывание сочинения в тетрадь.

3. Стр. 3 – 10, 20 – 25.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ

Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в.

Урок литературы по теме :"Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева", урок литературы по теме: "Проблема поколений по роману И.С.Тургенева"Отцы и дети"

конспект урока по литературе.

Конспект урока литературы "Подготовка к написанию сочинения по роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Конспект урока по литературе 8 класс. "Подготовка к написанию сочинения на литературную тему".




Урок развития речиПодготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Дубровский».


Дек 5, 2020 | 0 комментариев

Что такое обломовщина

Гончаров написал произведение, которое вскоре стало известно во всем мире и вошло в литературный золотой фонд. Роман Обломов школьники проходят в 10 классе и знакомятся с его главным героем, в честь которого и назван этот литературный шедевр. Правда, понять смысл данного романа и узнать какую именно идею хотел донести автор, удастся только разобравшись, что такое обломовщина. Поэтому данное явление следует рассмотреть максимально детально.

Что такое обломовщина кратко

Создавая конспект о том, что такое обломовщина, стоит отметить, что это явление представлено в виде утрированного, собирательного образа. С его помощью автор показал типичную для того времени барскую жизнь. Учитывая то, что страна в этот период претерпевала существенные преобразования, связанные с жизненным строем и общественным укладом, данная ситуация выглядит особенно устрашающе.

Что такое обломовщина кратко

О том, что такое обломовщина Гончаров говорит, как об отрицательной черте русского человека. Бездельничая, люди попросту теряют себя, оставаясь один на один с собственной ленью. Она съедает их подобно ржавчине, поражающей железо. Человек становится бесполезным, лишним в социуме. Именно такой итог можно подвести в сочинении о том, что такое обломовщина.

Добролюбов о том, что такое обломовщина

Что такое обломовщина в романе

Объяснение тому, что такое обломовщина, автор дает непосредственно и в самом произведении. Здесь первым об этом явлении начинает говорить Андрей Штольц. В дальнейшем же об обломовщине нередко упоминает и сам главный герой, когда описывает собственную жизнь. Насколько страшным оказывается данное явление и как оно влияет на человека в романе показано именно на примере Обломова.

Илья Ильич уже в начале произведения предстает перед читателем, как ленивый человек, который больше всего в жизни любить нежиться на диване и бездельничать. Такой способ бытия для него считается идеальным.

Как говорит сам главный герой, барину не нужно вовсе ничего уметь самостоятельно делать. Такое положение он считает правильным и вполне нормальным. Его друзьями при этом становятся не люди, а домашние тапки с халатом и диван, на котором он проводит все время. По сути, его существования связано исключительно с лежанием. Соответственно, и обломовщина в произведении символизирует лень, апатию, отсутствие интереса к жизни.

Истолковать обломовщину можно и несколько иначе. Это своеобразная форма протеста. Ведь ранее главный персонаж обладал светлой и очень чистой душой. Он не совершал подлых поступков, злодеяний. От общества ему пришлось отказаться по причине того, что там он не смог найти свое место. Именно поэтому он решил вести пассивный образ жизни.

В детском возрасте у Ильи зародилось ярко выраженное чувство свободы, но став взрослым, выразить его он не смог. Он делал какие-то попытки учиться, начинал работать, но мир при этом ему показался бренным.

Работа для Обломова стала бессмысленным перекладыванием с места на место бумаг. Само же общество он видел, как сборище весьма меркантильных людей, которым чужды какие-либо идеалы. Он не смог принять мир так же, как и тот не принял его. Автор показывает разочаровавшегося в жизни человека, который не смог придумать ничего лучше, как прибегнуть к пассивному существованию.

Понятие обломовщины можно истолковать и как сознательный отказ от полноценной жизни. Правда, это явление настолько поглотило главного героя, что тот уже вовсе не может самостоятельно думать и принимать решения. Он уже не может вести нормальную жизнь.

Что такое обломовщина в романе

Цитатный план

Разобраться в том, что такое обломовщина, поможет цитатный план. Благодаря выдержкам из данного произведения удастся максимально детально описать это понятие:

✔️ На Гороховой улице в большом доме на диване лежит Обломов.

✔️ Главный жизненный принцип Обломовки – забота о еде.

✔️ Еще одно важное занятие – всепоглощающий сон.

✔️ Захар и еще триста Захаров.

✔️ Неумение одеваться заканчивается неумением жить.

✔️ Идти вперед и прозреть.

✔️ Имя этому злу обломовщина.

Разобравшись в смысле произведения и изучив план, написать сочинение на тему что такое обломовщина окажется намного проще. Главное, описать в нем основную идею, которую донес до читателей автор и высказать собственное мнение по данному поводу.

Читайте также: