Обломов бездеятельный инертный апатичный человек сочинение

Обновлено: 01.07.2024

В дом к Илье Ильичу часто приходят люди, они ценят в нём собеседника, пытаются выяснить его мнение по поводу происходящих в городе событий и просят поучаствовать в том или ином мероприятии, но ничто не вызывает у Обломова интерес. Ничто не заставляет его встать с дивана и принять участие в жизни. Самый заветный и счастливый образ, греза Обломова – это имение его детства – Обломовка. Там, в этом земном раю для Ильи Ильича и была настоящая жизнь. Тот образец, к которому он стремится приблизить жизнь нынешнюю. Из нее он вынес те идеалы, которые притягивают к нему людей: он добр, отзывчив и равнодушен ко многим порокам современного ему общества. Но вместе с тем он вынес и недостатки: ему не хватает решительности, смелости и готовности принять поражение. Когда он влюбляется в Ольгу, то совершает благородные смелые поступки – например, заступается за неё, чтобы отстоять честь девушки. Но ему не хватает духа идти дальше. Хрустальная душа Ильи Ильича не готова принять грязь и боль мира. Ему страшно. А вдруг не получится? Человека, которого лишали инициативы в детстве, постоянно преследует страх неудачи, поражения. Он не знает, что поражение – часть пути к победе. У него нет таких примеров в опыте.

Андрей Штольц не зря столь тепло отзывается о своём друге, о его душевных качествах. Обломов хочет добра, мира и покоя для всех. Зачем волнения, страсти, переживания? Зачем так мучить себя? У него нет душевных сил на борьбу. Он не знает, что мрачная сторона жизни тоже обогащает душу. Что негативный опыт делает нас мудрее.

Обломов в какой-то степени обречен, так как боязнь запятнать и разрушить свою прекрасную фантазию, мечту о том, что могло бы случится, о реальную жизнь заставляет его хранить свою духовную чистоту, так и не обогатив её тем, что есть в настоящей жизни. Он добровольно лишает себя мира, обкрадывает свою душу, потому что не может принять всего, что есть в этом мире.

Обломов добр, он не хочет страдать, но не хочет страданий и для других. Гончаров снисходительно относится к своему персонажу. Он понимает, что в Илье Ильиче есть и положительные, и отрицательные стороны. Вероятно, именно это и делает Обломова настоящим.

Даже сам герой осознаёт, что в его душе, будто клад, спрятаны какие-то хорошие чувства, добрые намерения, но безынициативность, воспитанная в нём Обломовкой, и неумение выстоять перед жизненными неурядицами, похоронили это светлое начало в его душе навсегда. Не дали возможности прорасти и силе духа и воле, которые, без сомнений, могли быть воспитаны в этом человеке в других условиях.

Автор: Таисия Ишниазова

Обломов и общество

Сочинение 2

Иван Александрович Гончаров в своем романе поднимает очень значимую тему для всех. Главным героем романа, в честь которого он назван, Илья Ильич Обломов. Он помещик, довольно молод. Обломов живёт за счёт крепостных крестьян, а они в свою очередь привыкли к такому распорядку жизни, позабыв о свободной жизни. Родители главного героя с детства избаловали своего сына. В более сознательном возрасте он не способен на простые вещи, он уже не может сам поесть, одеться и лечь спать.

В связи с разбалованостью главного героя, он стал бесполезен для общества и прекрасно это понимает. Всему чему его научили родители, это было умение поспать и поесть, больше он ни к чему не была приспособлен. С детства его приучали, что самое главное в жизни сон и еда. С переездом в другой город от родителей, Обломов не сменил свой образ жизни, он по прежнему продолжает спать и есть целыми днями.

С детства Обломов не научился находится в обществе и общаться с людьми, поэтому в более сознательном возрасте он никуда не выходит. Он привык к крепостным крестьянам, они всегда все делали за него на его родине. Не изменяя своим привычкам, Обломов завел себе слугу, Захара. Слуга, подобно хозяеву ленив. Его новая жизнь ничем не отличается от прошлой.

В связи с этим Обломов не взрослеет и остаётся таким же ребенком. Родители не привили ему такие качества, как: трудолюбие, ответственность, самостоятельность. Сам Обломов прекрасно понимает, что он не приспособлен к жизни, его постоянно и все обманывают, но с этим главный герой ничего поделать не может. Он страдает от своей бесхарактерности.

Обломов осознает, что так жить нельзя и нужно что-то менять, виной всему этому является Обломовщина. У него таков образ жизни не по причине болезней или плохого самочувствия, а потому что он не знает другой жизни. Он живёт в грязной квартире, где везде разбросаны грязные, нестиранные вещи. Захар так же ленив, его устраивает что можно ничего не делать, только ухаживать за Обломовым.

Обломовщина это место где царит лень и безделье. Люди, живущие в Обломовщине, живут в свое удовольствие и так же, как Обломов нуждаются только в еде и сне. К сожалению, Обломов поздно осознал, что Обломовщина портит людей и их судьбы. Он остался один без родителей и знаний о взрослой жизни.

В мире не мало таких людей, как Обломов. Сам Обломов об этом упоминает. Гончаров раскрывает проблему Обломова. Но несмотря на тот ужас где обитал Обломов, он был счастлив.

Другие темы: ← Характеристика Судьбинского в романе Обломов↑ ГончаровСон Обломова →

Обломов и любовь

Такой же эскапизм прослеживается и в вопроса любви Обломова – их расставание было предначертано еще в момент их встречи. Ольга, влюбившаяся не сколько в реального Илью Ильича, сколько в навеянный ей Штольцем образ, лелеяла именно это представление об Обломове как добром, мягком, чувствительном человеке, при этом не беря во внимание его чрезмерную погруженность в свой внутренний мир, куда он него готов пустить кого-то еще.

Любовь Обломова также была скорей поэтичной влюбленностью, самым важным в которой была недостижимость счастья, о котором о мечтал – именно поэтому Илья Ильич неосознанно отодвигал признание о своих отношениях тете Ольги и дату свадьбы – если бы женитьбы произошла, его мечта стала бы реальностью. Трагедия жизни Обломова состоит в том, что для Ильи Ильича смыслом существования были именно мечты, а не их достижение – подобная реализация желанного привела бы к катастрофе, внутреннему опустошению героя, потерей им цели и сути жизни.

В момент очередного отодвигания Обломовым дня женитьбы, Ольга поняла, что мужчине важна не столько реальная любовь и семья, сколько томление по прекрасной и недостижимой даме сердца, далекой и недоступной. Для девушки же, представляющей практичные взгляды на мир это не приемлемо, поэтому она первая инициирует расставание с Обломовым.

Таким образом, Гончаров изображает борьбу хороших задатков в Обломове с барскими привычками и ленью. Герой не стремится изменить свою жизнь. Он ценит больше всего покой, не имея сил и желания бороться. Он отступает перед жизненными проблемами и трудностями.

Писатель показал путь Обломова к осознанию своей никчемности, несостоятельности, а в конечно итоге – к распаду личности. Разрушению сущности человеческой натуры.

Выводы

Основной конфликт – это конфликт между старыми, уже изжившими себя авторитарными социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности. Конфликт Катерины и Бориса с окружающей их средой. Столкновение самодуров и их жертв, ломка патриархальных устоев семьи.

Композиция пьесы.

а) Экспозиция – картины волжского простора и духоты калиновских нравов.

в) Далее идёт развитие конфликта между героями, в природе дважды собирается гроза. Катерина признаётся Варваре, что полюбила Бориса – и пророчество старой барыни, отдалённый удар грома. Грозовая туча ползёт, полубезумная старуха грозит Катерине смертью в омуте и аде, и Катерина признаётся в грехе (первая кульминация), падает без чувств. Но гроза так и не обрушилась на город, только предгрозовое напряжение.

д) Вторая кульминация – Катерина произносит последний монолог, когда прощается не с жизнью, которая уже нестерпима, а с любовью.

е) Развязка –самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, Тихона, который, будучи живым, завидует умершей жене.

Кабаниха. Основой семейного деспотизма является домостроевские, освященные стариной законы жизни. Кабаниха искренне убеждена, что если не соблюдать этих законов, никакого порядка не будет. Она говорит от лица целого поколения, постоянно употребляя нравоучительные фразы. Зависимые от Кабанихи домочадцы по-разному относятся к ее поучениям. Тихон думает лишь о том, чтобы угодить матери, стремится убедить ее в своем послушании. Варвара убеждена, что без притворства в доме матери не проживешь.

Катерина. Рассказ Катерины о жизни в родном доме помогает нам увидеть ее характер, она получила типичное для народной патриархальной среды воспитание. Многие женщины находятся в обстановке, подобной ей. Речь Катерины соответствует облику женщины из народа. В основе ее речи лежит поэтика народной песни; повторы, инверсии, риторические восклицания придают речи Катерины задушевность, напевность, сравнения. Влияние на речь Катерины церкви, духовных стихов. Через речь видим двойное влияние на характер Катерины: 1) от песенного народного творчества – порыв к свободе, счастью, свету; 2) от церкви – самоотречение, смирение. Свободолюбивая, привыкшая с детства к независимости, Катерина стремится отстоять свою свободу, но считает свои мечты и стремления греховными и преступными.

Все мысли Катерины сосредоточены на любви к Борису, это чувство захватило ее целиком. Героиня сама признается в любви к Борису. Здесь раскрывается сила ее чувства, глубина душевной драмы, внутренняя сила, решительность характера.

Цель Кабанихи – привести к полной покорности домашних и прежде всего своенравную Катерину. Бессильный защитить свою жену, Тихон не заслуживает уважения. Он орудие в руках Кабанихи. Но чем больше унижают Катерину, тем сильнее в ее душе пробуждается стремление к свободе, любви, счастью. В сцене с ключом раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами домостроевской нравственности. В любви Варвары и Кудряша нет истинной поэзии, их отношения несут явный отпечаток ограниченности окружающей их среды. Катерина любит, готовая искупить эту свою первую страстную любовь смертью.

Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности. Но можно ли считать покаяние героини ее слабостью? ПокаяниеКатерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая нравственность восстает против того обмана, который вошел в ее жизнь. Если Варвара не задумывается над нравственной стороной своего поведения, то для Катерины нравственная оценка своих поступков и даже помыслов составляет важную сторону духовной жизни. И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного очищения.

Сила или слабость характера проявились в этом решении Катерины?

Самоубийство считалось страшным грехом. И все же героиня перешагнула через страх кары господней. И ее решение не было мгновенным порывом. Своим поведением Катерина отвергает принципы домостроевской нравственности, рвется к новой жизни и предпочитает смерть жизни в неволе. Мы видим, как постепенно в этой чистой, мечтательной, непосредственной женщине, жаждущей настоящей любви, подлинного счастья, все начинает возмущаться, кипеть и негодовать против фальши, лицемерия, искусственности отношений в патриархальной семье, где царствует Кабаниха. Самоубийство Катерины – это не проявление слабости духа, а результат полной безысходности ее положения и невозможности примирения с нравственностью домостроевского режима. Драма доказывала, что счастье женщины невозможно в браке, основанном на денежном расчете, в семье лицемеров.

Под влиянием Катерины и ее трагической судьбы другие герои в той или иной форме выражают протест против деспотизма самодуров: Варвара и Кудряш бегут из Калинова, Кулигин впервые на протяжении действия пьесы обращается к самодурам с горьким упреком, и, наконец, безропотный Тихон, до сих пор ни на минуту не выходивший из повиновения матери, теперь бросает ей суровой обвинение. Голоса осуждения раздались даже со стороны самых слабых. Это свидетельствует отом, что над темным царством собирается гроза, и вся пьеса звучит как осуждение его бесчеловечной морали.

Взгляд Добролюбова на пьесу:

Добролюбов, оценивая Катерину лишь с одной стороны, сконцентрировал все свое внимание критика лишь на стихийно бунтарской стороне ее натуры;

Взгляды Писарева – это полемика с Добролюбовым.

Взгляды А. Григорьева.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Каргу Техн.карта Лит-ра 10 А.docx

Технологическая карта урока

Название предмета – литература

Образовательные:

Раскрыть глубину и актуальность философской проблематики романа

Формировать у обучающихся деятельностные способности к отбору и структурированию изученного материала по заданной теме и написанию сочинения.

Развивающие:

формировать навыки исследовательской деятельности

развивать умение давать аргументированную оценку литературного образа

развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся.

Воспитательные:

воспитывать уважительное отношение к чужому мнению

Воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся

Место урока в системе уроков данного раздела – 6

Тип урока – урок обобщения знаний; урок развития речи

Формы работы на уроке: коллективная работа, работа в мини-группах

Дает установку на начало работы. Организует внимание. Организует работу с эпиграфом. Подводит учащихся к формулировке темы и цели урока:

- О чем мы будем говорить на уроке сегодня?

- Какую цель перед собой поставим?

Демонстрируют готовность к работе.

Слушают учителя. Размышляют над приведенной цитатой. Осознают предполагаемую тему, цель урока

Личностные УУД

Установление связи между целью деятельности и ее мотивом

Познавательные УУД

Анализ эпиграфа, выявление его сути

Коммуникативные УУД

С достаточной полнотой и точностью отвечают на вопросы

Регулятивные УУД

Актуализация имеющихся знаний и постановка проблемы

- Исчерпывается ли образ Обломова словами лень и бездеятельность?

Отвечают на вопросы викторины

Личностные УУД

Личностное, жизненное самоопределение

Нравственно-этическая оценка усваиваемого содержания

Организация сотрудничества и взаимопомощи

Познавательные УУД

Анализ материала доклада учащегося с точки зрения выявления главной и второстепенной информации

Построение логической цепи рассуждений

Выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные УУД

Отвечают на поставленный вопрос

Организация совместной деятельности

Построение устного монологического высказывания

Регулятивные УУД

Оценка результата деятельности

Совместное открытие новых знаний

Организует беседу, чтобы определить, что, с точки зрения учеников, значительнее в романе: исследование обломовщины как социально-психологического явления или образ конкретного человека, Ильи Ильича Обломова?

- Какой след оставил Обломов в жизни людей?

- Вызвала ли его судьба участие, симпатию, сочувствие?

Организует работу по составлению кластера (на доске - схема): положительные и отрицательные стороны натуры Обломова.

- Еще лучше понять героя поможет нам мнение критиков о нем.

Организует работу в творческих группах

Помогает подвести итог урока, обобщает сказанное.

- Как мы убедились, Обломов не исчерпывается обломовщиной.

Талант Гончарова проявляется в том, что он не только глубоко исследует тип Обломова как писатель-реалист, но и, как истинный художник, делает Илью Ильича живым и близким для нас человеком. Именно эта художественность образа – один из источников его продолжающейся жизни в других видах искусства.

- Какое впечатление фильм произвел на вас? Почему?

- Как вы думаете, почему авторы фильма остановили историю в момент кульминации, почему ввели сцены, которых нет в романе?

- Что изменилось в вашем представлении о герое после знакомства с киноверсией?

- Вспомните, какова цель нашего урока? (обобщить материал по роману, подготовиться к домашнему сочинению).

- Предлагаю вам в качестве тем сочинения цитаты-мнения критиков об особенностях характера героя Гончарова. Эту цитату вы будете использовать в качестве тезиса, который требует доказательства. Значит, по своей структуре ваша будущая работа будет… (сочинением-рассуждением).

- Вспомните структуру сочинения-рассуждения. (Тезис – Доказательства – Вывод)

Рассуждают, обобщают свои наблюдения. Участвуют в беседе, вспоминают о светлых чувствах, которые рождаются при имени Обломова в душах Ольги и Штольца, о том, как наполнилась смыслом, благодаря Обломову, жизнь Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Говорят о второстепенных персонажах – гостях Обломова, каждый из которых помогает оценить незаурядность и привлекательность героя.

Составляют кластер (записывают положительные и отрицательные стороны натуры Обломова). 1-2 человека озвучивают написанное. Сравнивают свой кластер с вариантом на слайде.

Работа в группах – чтение и анализ высказываний критиков об Обломове.

Слушают ответы одноклассников, дополняют и корректируют свою и иные точки зрения, задают вопросы на уточнение, оценивают свою работу и работу других учеников.


Рассуждая на тему, можно ли считать Обломова лишним человеком, нужно сопоставить героя с персонажами русской литературы, которые до него были отнесены к этому типу. Для таких персонажей были характерны следующие черты:

  1. Неприятие привычной для всего общества жизни.
  2. Ощущение постоянной скуки.
  3. Возвышение собственного интеллектуального и нравственного состояния над тем, что происходит в жизни остальных людей.

Как правило, такой персонаж испытывает большую усталость от жизни, он скептически относится к окружающим, слишком много говорит ни о чем и предпочитает ничего не делать на практике.

Не являясь бедным, герой не испытывает сложностей в обычной жизни и принимает свое положение как должное. Но при этом даже не стремится увеличить состояние или просто заняться своим наследством, чтобы жить в достатке. Скука и усталость делают любое действие слишком хлопотным и оттого невозможным. Даже написать письмо старосте у него не хватает сил и желания.

Проблема в том, что Илья Ильич не ощущает связи с обществом. Своих гостей он рассматривает, как живые картинки из старой жизни, уже не имеющие к нему отношения. Одеяло, как заслон, отделяет персонажа от внешнего мира. Эти люди совершенно неинтересны Обломову, и общаться с ними он не желает.

Сочинение: Обломов — лишний человек (И.А. Гончаров)

Персонаж также является наивным человеком, доверяет людям, даже своему старосте, который откровенно врет герою. Обломов отличается поэтичностью, образованностью, он даже хотел связать жизнь с писательством, но не вышло. Внутреннее составляющее героя не оставляет равнодушным никого. Это человек, который обладает всеми лучшими качествами уходящего в прошлое барства.

Таким образом, Обломов — неплохой человек, но для нового времени, изображенного в романе, этого уже недостаточно. Даже барину необходимо трудиться, чтобы жить и приносить пользу стране, которая его так возвысила. Но у Ильи Ильича есть качества, которые не дают герою жить полной жизнью и применить себя. Поэтому он стал лишним в обществе, которому он ничего не может дать взамен тех привилегий, которыми он одарен с рождения.

Автор: Александра Ватаг

Отношение к любви

Добрый и хороший по своей сути, он понимает иллюзорность своих чувств. Он не готов воплотить мечты о прекрасном идеале в реальной жизни и поэтому решает не ломать судьбу Ольге.

По сути, дать ей Илья ничего не сможет, так зачем что-то начинать. Это чувство для него недостижимо, как полет голубя в небе. Такую красоту хорошо наблюдать со стороны, но самому так летать не дано.

Полезный материал по теме:

Может ли быть “лишним” хороший человек?

Обломов любезен всем и стоит беспредельной любви. А. В. Дружинин.

Может ли быть “лишним” хороший человек? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к личности главного героя романа И. А. Гончарова “Обломов”.

Илья Ильич Обломов — человек широкой души и мягкого нрава. Об истоках его характера можно узнать, прочитав “Сон Обломова”, где показаны обстоятельства, с раннего детства формировавшие личность героя: “Детский ум его наблюдает все совершающиеся перед ним явления; они западают глубоко в душу его, потом растут и зреют вместе с ним”. В Обломовке, где жизнь проходила неторопливо и незаметно, у всех были свои заботы, но это “обходилось им дешево, без волнений крови”. Здесь проводит лучшие годы маленький Илья, в ласках матери и под присмотром няньки; в вечном спокойствии он продолжает чертить узор собственной жизни, как облако плывет согласно волнению ветра.

В обществе Обломов — незаменимый собеседник, наделенный умением слушать и понимать других. Остальные же персонажи выражают вполне благоприятное мнение о нем: “Жить бы ему сто лет”. Илью Ильича ценят за добродушие и порядочность; к нему приходят за тем, чтобы спросить совета, и Обломов никому не откажет, всегда выслушает, однако сам он равнодушен к интересам современных людей и отрицает любую помощь в “поднятии себя с дивана”. Приятели сулят грандиозный успех в светской жизни, но Обломов далек от шумной светской суеты, ему больше по душе спокойствие во всем.

Любовь занимает, пожалуй, главное место в жизни Обломова, но в союзе с ним Ольга Ильинская становится “руководящей силой”, и едва зародившееся чувство увядает, подобно сломанной ветке сирени. Миссия Ольги выполнена: душа Обломова проснулась.

В Агафье Матвеевне Пшеницыной герой видит образ, знакомый с самого детства: он всю жизнь помнит ласки и заботу матери, а Агафья Матвеевна для него — и мать, и нянька в одном лице. Кто, как не она, принесет ему с утра вычищенный халат, спросит о здоровье, предложит горячего пирога с цыплятами? К тому же, в ее доме Обломов обрел так необходимый ему душевный покой.

Илья Ильич — живой и сложный человек. Неизбежно полагать, что он хороший, только потому, что к нему тянутся все. Каким бы лентяем и лежебокой ни был Обломов, он хорош в силу своей сущности — великодушия и искренности, так необходимых остальным. “Конечно, — как сказал однажды В. Сквозников, — привязанность Захара и любовь Ольги, дружеское участие Штольца и странная прилипчивость безликого Алексеева — все это разные отношения. Но что-то сводит их всех у дивана пропащего человека, что-то общее, что, исходя от этого человека, одинаково сказывается в их душах”.

Пусть Обломов отвергает идеи прогресса, готов выйти из суетного круга истории, он не может стать лишним даже по собственному желанию: он слишком нужен другим, действительно нужен, ведь ценят только хорошие качества.

Итак, хороший человек лишним быть не может. Данная аксиома доказана на основе романа “Обломов”: миру нужны хорошие люди.

Читайте также: