О каком семейном счастье мечтала катерина сочинение

Обновлено: 30.06.2024

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Катерины в пьесе "Гроза" Островского: описание характера, жизни и смерти героини в цитатах.

Смотрите:
- Краткое содержание пьесы "Гроза"
- Все материалы по пьесе "Гроза"

Краткая характеристика и история жизни Катерины в "Грозе"

Катерина Кабанова является молодой женщиной, открытой и свободолюбивой по характеру. Родители воспитали ее в любви и свободе, так что девочка жила счастливо и не знала печали.

Выйдя замуж за Тихона Кабанова не по любви, Катерина становится очень несчастна. Свекровь Катерины, злая старуха Кабаниха, обижает безответную Катерину. Ее муж Тихон не только не заступается за нее, но и сам нередко обижает ее.

Однажды Катерина влюбляется в молодого мужчину Бориса, племянника купца Дикого. Катерина тайно встречается с ним, пока муж находится в другом городе. Будучи не в силах врать мужу, Катерина рассказывает ему правду об измене.

Тем временем Борис уезжает из города, так как этого требует от нег его дядька Дикой. Борис отказывается взять Катерину с собой, так как боится разозлить дядьку Дикого. Не выдержав страданий, бедная Катерина бросается в Волгу и погибает.

Образ и характеристика Катерины в пьесе "Гроза" Островского, описание в цитатах

". Что, красавицы? Красота-то ваша вас радует? Вот красота-то куда ведет. " (барыня — Катерине, действие 1 явление VIII)

". с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь. " (Кабанов о своей жене Катерине, действие 2 явление IV)

Катерина — искренняя, открытая женщина, по ее собственным словам. Она не умеет обманывать и притворяться:

"Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю. " (Катерина о себе, действие 1 явление V)

Катерина является мечтательницей. Например, ей иногда кажется, что она является птицей и может летать:

". отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. " (действие 1 явление VII)

"И такая мысль придет на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись…" (действие 1 явление VII)

"Ты ее не знаешь! Она ведь чудная какая-то у нас. От нее все станется! Таких дел наделает, что. " (Варвара о Катерине, действие 4 явление III)

"Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять. " (действие 2 явление II)

"Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. " (Катерина о себе, действие 1 явление VII)

Катерина. Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай Бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!" (действие 2 явление II)

Катерина несчастлива в браке со своим мужем Тихоном Кабановым. Девушка не любит мужа, а лишь жалеет его, по мнению Варвары (сестры Тихона):

Варвара. Нет, не любишь. Коли жалко, так не любишь. Да и не за что, надо правду сказать. И напрасно ты от меня скрываешься! Давно уж я заметила, что ты любишь одного человека. " (действие 2 явление II)

"Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать – ангелы ведь это. " (действие 2 явление VIII)

Катерина и Тихон живут вместе со злобной матерью Тихона — Кабанихой. Катерина терпит незаслуженные обиды ("напраслину") со стороны свекрови и не может дать ей отпор:

"Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты. " (Катерина о свекрови, действие 1 явление V)

Муж Катерины, Тихон, говорит, что любит ее, но при этом обижает ее, чаще всего по указанию своей злой матери Кабанихи:

"Мать на нее нападает, и ты тоже. А еще говоришь, что любишь жену. " (Варвара о Тихоне, действие 1 явление VI)

"А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. " (действие 5 явление I)

"Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось еще. " (действие 2 явление II)

До замужества Катерина была резвой и веселой девушкой и ни о чем не тужила, а замужем она совсем завяла, по ее собственным словам:

Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Таково хорошо было. " (действие 1 явление VII)

"А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы, и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то. " (действие 1 явление VII)

История любви Катерины и Бориса

Однажды в город приезжает молодой человек по имени Борис, племянник местного купца Дикого. Катерина влюбляется в Бориса, но считает эту любовь грехом, который ей никогда не замолить:

"Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда! Ведь он камнем ляжет на душу, камнем. " (Катерина о своей измене мужу, действие 3 явление III)

"Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю. " (действие 1 явление VII)

Катерина и Борис встречаются несколько раз на тайных свиданиях, пока Тихон находится в другом городе. Пылкая, горячая Катерина признается Борису, что любит его всем сердцем и готова идти за ним на край света:

"Давно люблю. Словно на грех ты к нам приехал. Как увидела тебя, так уж не своя стала. С первого же раза, кажется, кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой; иди ты хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы. "

По словам Бориса, у Катерины ангельская улыбка, когда она молится в церкви:

"А то в церкви вижу, на бульваре встречаемся. Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится. " (Борис о Катерине, действие 3 сцена 2 явление 2)

"Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед Богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! Помнишь, помнишь! А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому. " (действие 4 явление VI)

При этом Катерина думает не только о себе и своих проблемах, но и о своем возлюбленном Борисе. Девушка чувствует за собой вину за то, что она "ввела Бориса в беду". Катерина даже просит прощения у Бориса, хотя сама она пострадала от этого скандала куда больше, чем Борис:

"За что я его в беду ввела? Ведь мне не легче от того! Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье – ему вечный покор! Да! Себе бесчестье – ему вечный покор." (действие 5 явление II)

"Ну, прости меня! Не хотела я тебе зла сделать; да в себе не вольна была. Что говорила, что делала, себя не помнила." (действие 5 явление III)

Катерина считает, что Борис — ее единственная возможность обрести счастье, увидеть какую-то радость в ее несчастной жизни:

"Еще кабы с ним жить, может быть, радость бы какую нибудь я и видела… Что ж: уж все равно, уж душу свою я ведь погубила." (действие 5 явление II)

Тем временем Борис под давлением дядьки Дикого собирается срочно уехать из города. В их прощальную встречу несчастная Катерина просит его взять ее с собой, но Борис отказывается, так как он слишком боится своего дядьку Дикого, который может лишить его наследства за непослушание:

Борис. Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом то тем проститься, где мы с тобой виделись." (действие 5 явление III)

Оставшись без любимого и его поддержки, убитая горем Катерина совершает страшный поступок — бросается в Волгу и погибает:

Критика об образе Катерины в пьесе "Гроза"

"Главным действующим лицом драмы является молодая женщина Катерина, образ которой принадлежит к лучшим созданиям творчества вашего драматурга. Из простодушного рассказа самой Катерины мы узнаем, что детство свое она провела на полной свободе, будучи любимым ребенком в семье и не чувствуя над собою никакого гнета.

Вся обстановка родительского дома, где строго соблюдались церковные обряды, развила в Катерине религиозность: она любила молиться и чувствовала себя в храме, как в раю; но вместе с религиозностью в ней развита была и мечтательность. Горячность и энергия, которыми отличалась Катерина в детстве, сохранились в ней и тогда, когда она, выйдя замуж за Тихона, попала в новую, суровую семью.

Правда, в силу своей любящей, чуждой разрушительных стремлений натуры, Катерина готова жить мирно, с терпением переносить обиды от жестокой свекрови, но до тех пор, пока не заговорит в ней какой-нибудь интерес, особенно близкий ее сердцу и законный в ее глазах, пока не оскорблено в ней будет такое требование ее натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойною. Тогда она уже ни на что не посмотрит.

. Катерина, как натура в высшей степени правдивая, не в состоянии прибегнуть к обману. . она . испуганная словами сумасшедшей барыни, раскатами грома и картиной геенны огненной и убежденная, что все это угрозы наказания за нарушение ею супружеской верности, при свекрови и при всем народе бросается к мужу и сознается в своем проступке.

Самая основная и глубокая сторона ее внутренних мучений — это греховность ее любви, строгая религиозность ее натуры. Последним определяющим мотивом ее смерти . служит ее внезапно убитая любовь, а не тягость самодурства. "

(С. З. Бураковский, книга "А. Н. Островский. Биографические сведения и разбор его произведений для учащихся", 1904 г.)

Это был цитатный образ и характеристика Катерины в пьесе "Гроза" Островского: описание характера, жизни и смерти Катерины Кабановой в цитатах из драмы.

Не взирая Катерину называют лучом света в черном королевстве , она отличается от иных героев. Катерина принадлежит к ветхому патриархальному миру, но вступает в конфликт с ним.

Островский желает нам показать, как тяжело находиться в темном королевстве тиранов и самодуров человеку с таковой чистой душой, как Катерина. Женщину мучают душевные трудности и противоречия, и это приводит её к самоубийству. Героиня дама с сильным нравом, но меж тем даже она не может противостоять королевству самодуров и тиранов. Катерина не может смириться с гнетущей атмосферой, которая главенствует в Калинове. Ее душа устремляется к воле хоть какой ценой, она разговаривает:что мне захочется, так и сделаю.

С замужеством жизнь Катерины перевоплотился в ад, у нее нет радости мне и дом-то опротивел и стенки даже неприятны, и даже любовь к Борису не устраняет ее от тоски. Свекровь (Кабаниха) императивная и деспотичная, осуждает Катерину чуток ли не во всех смертных грехах, придирается к ней по любому предлогу. Супруг её Тихон безвольный человек, он вполне покоряется мамы . Желая он и любит Катерину, но все равно ничего не может сделать, чтоб ей посодействовать, т.к. побаивается Кабанихи.

Катерину можно понять: жить с такой свекровью и мужем. , что домой, что в могилу все одинаково. Вновь жить? Нет, нет, не надо. К тому же она согрешила, а по её воззрению -измена это ужасный грех. Она ж верующая очень была. А как жить ей дальше? Дурачить она не сумеет. Как быть ей с своей совестью? Нет, не сумеет жить обманом, суд совести оказался выше. Нестерпим для Катерины собственный трибунал над собой.

Если бы она смогла родить малыша, то она бы отдалась материнскому счастью. А так у нее не будет счастья!

Я думаю, она покончила с собой от безысходности. Её непримиримость, отвращение к семейней кутузке, к неволе и является предпосылкой ее погибели. В ней самой, в ее любви, в ее душе, в ее высоконравственных представлениях и в больших нравственных требованиях и кроется причина трагического исхода ее из жизни.

О чём мечтала Катерина в пьесе "Гроза"? Какие аргументы?

Какие мечты были у Катерина в пьесе "Гроза"?

Мечта и действительность

Что такое мечта?

Почему между мечтой и реальность пролегает пропасть?

Что общего между мечтой и реальностью?

Чем отличается желание от мечты?

Почему люди убегают от реальности?

Чем отличается мечта от цели?

Нужно ли претворять свои мечты в жизнь?

Почему люди предают мечту?

Нужно ли быть верным своей мечте?

Как меняются ли мечты с возрастом?

Почему понятие мечты чаще всего связывают с детством?

Может ли осуществление мечты принести разочарование?

Может ли целеустремленный человек мечтать?

Что случится с человеком, если у него отобрать мечту?

Всегда ли человек готов к осуществлению своей мечты?

Влияют ли детские мечты на выбор профессии?

Согласны ли вы с тем, что мечтать нужно о великом?

Все ли мечты должны сбываться?

Когда возникает конфликт между мечтой и реальностью?

Как связаны между собой мечта и реальность?

Почему мечты не всегда становятся реальностью?

Когда реальность разрушает мечту?

Почему не все мечты сбываются?

В чем суть противоречия между мечтой и реальностью?

Когда мечта превращается в цель?

Можно ли убежать от реальности?

Мечтают ли реалисты?

Может ли реальность порождать мечту?

Может ли мечта одного человека изменить реальность многих?

Как мечты меняют мир науки, искусства? Обязательно ли каждому человеку иметь мечту?

Для чего нужны мечты?

О чем мечтают герои русской литературы?

Образ мечтателя в творчестве Достоевского.

Мечтатель – это фантазер или глупец?

Екатерина как и все женщины мечтала о крепкой любящей семье, детях, долгой и счастливой жизни . но не суждено было этому стать- Катерина была несчастн душой и стремилась полюбить мужа тирана Тихона , это не удавалось ей .Лицемерно-бессмысле­ ное поведение противоречит светлой и искренней натуре Катерины, ее представлениям о семье, о счастливой жизни. Роман с Борисом Григорьевичем дал ей настоящую любовь хоть и не на долго-он уехал и не оставил выбора Екатерине( она не хотела жить с мужем) и та покончила жизнь самоубийством .

В поэме "Мцыри" можно раскрыть тему мечты и реальности.

Главный герой поэмы - пленный юноша, живущий в стенах монастыря. Все время его заточения, жизни в монастыре он мечтал вернуться в родной дом. Но реальность такова, что его мечтам отчасти суждено было сбыться только на три недолгих дня.

О чем мечтал Мцыри? О том, о чем мечтал бы каждый пленный - о свободе, о родном доме.

Живая жизнь, кипящая, полная страстей была его мечтой, но он вынужден был проводить тихую жизнь в заточении. Поэтому те три дня, которые были для него свободой, были полные невероятных впечатлений, он вдыхал аромат другой жизни, его сердце билось сильнее.


Духовный мир Акакия Акакиевича в повести Гоголя "Шинель" весьма скуден. Он мечтает о материальном, о новой шинели, так как старая уже не греет и вся покрыта заплатами. Маленький человек терпит унижения, понемногу копит деньги на покупку шинели и наконец обретает ее. Для него это верх счастья. Однако жестокая реальность такова, что шинель крадут, от горя Акакий Акакиевич умирает. Материальное не может являться мечтой, однако в мире маленького человека важны даже такие маленькие незначительные радости. Вот пример сочинения:

VKqHvmAyr8TdlkuVThkMOQIUaflXw6G3.jpg

На вопрос "Может ли мечта порождать реальность" я отвечу: да, может, еще как может. Даже больше, мечты очень часто порождаются реальностью, действительностью, окружающими людьми или обстоятельствами, условиями жизни, если они не нравятся человеку, не устраивают его. В этом случае мечта человека - изменить реальность к лучшему. В жизни таких примеров очень много.

Если у человека нет отца или матери - это его печальная реальность. Такой человек мечтает о полноценной семье, когда вырастает, стремится создавать свою так, чтобы у его детей были оба родителя.

Если человек живет в тесной квартире или очень бедно - это его реальность, из-за которой он мечтает иметь большой дом и много денег, чтобы ни в чем себе не отказывать. Ради этой мечты человек учится, ищет работу, много трудится и зарабатывает деньги - он меняет реальность.

Если ребенок в жизни часто сталкивался с насилием над людьми или животными, то у него появляться мечта защищать обиженных и пострадавших, стать юристом, правозащитником, работать в заповеднике или приюте для животных, в социальной службе и т.д.

Может быть и хорошая реальность, порождающая мечту. Например, посещение театра может породить в ребенке мечту стать актером, пойти в балетную школу. Или посещение музея принесет мечту стать художником. Даже просмотр фантастического фильма может поселить в голове ребенка стать волшебником.

Реальность, окружающая действительность очень сильно влияет на наши мечты. С изменением реальности мечты могут поменяться. Человек из бедной семьи мечтал о доме и его купил - эта мечта, порожденная его реальностью в детстве сбылась. Теперь у человека новая мечта - купить вертолет :)

В повести Куприна "Гранатовый браслет" отчетливо показано столкновение мечты и реальности и его последствия.

Главный герой повести, скромный чиновник Желтков, безнадежно влюблен в княгиню Веру Шеину, замужнюю женщину. Он понимает невозможность исполнения своей мечты быть с ней, и находит утешение в том, чтобы писать ей письма с признаниями в любви. Когда он прислал ей на день рождения гранатовый браслет, ее брат был возмущен такой дерзостью, и испугался, что такой поступок может скомпрометировать Веру. В результате даже такая призрачная возможность общения с любимой женщиной для Желткова была потеряна. Не выдержав этого (и вдобавок ко всему растратив казенные деньги), он покончил с собой.

В повести упомянута и мечта самой Веры об идеальной любви, "которой грезят женщины". Несмотря на то, что княгиня вышла замуж по любви, после смерти Желткова именно его любовь к ней стала казаться ей идеалом. Мы можем только догадываться, как бы сложились отношения героев, если бы в свое время Вера предпочла Желткова, а не князя Шеина, стала бы его любовь основой для семейного счастья или лопнула, как мыльный пузырь.

Мечта может долго держать человека в своём плену и иногда так случается, что человек вдруг решается и достигает её, а мечта тут же рушится. В произведении "Господин из Сан-Франциско" богатый человек, всю жизнь стремившийся к зарабатыванию денег, наконец решил обратиться к своей мечте, которую он за долгие годы не имел возможности осуществить из-за своей занятости. Он отправляется в красивое путешествие в Италию со своей семьёй, но достигнув Италии сразу умирает.

gx2XI7IMdRn2PFKdqGEQKDcrosH0EaF.jpg

В поэме "Мцыри" мы так же видим, как главный герой, лелеющий всю жизнь одну и ту же мечту долгие годы, вдруг в один момент собирается и бежит к своей мечте - к своей Родине. Такой его резкий поступок можно понять, ведь он так мечтал стать свободным и обрести Родину. На его пути к его мечте встал снежный барс - это, именно, та реальность, которая разрушила мечту Мцыри. Хотя Мцыри и победил снежного барса в борьбе, но полученные ранения были смертельными и Мцыри умер. Умирая он был счастлив, что, наконец, сумел вкусить свободы.

Основным персонажем произведения является Катерина, трагическая судьба которой описана автором в пьесе.

Катерина представляется писателем в образе красивой девятнадцатилетней девушки, рано вышедшей замуж. В раннем детстве Катерина счастливо жила с родными в окружении материнской любви и заботы, будучи свободной в своих передвижениях и увлечении церковной жизнью. Натура девушки ранима, чувствительна и эмоциональна, способна на настоящие, искренние чувства.

Писатель характеризует Катерину как добрую, отзывчивую, искреннюю молодую женщину, не умеющую обманывать, лицемерить, обладающую очаровательной улыбкой.

Попав в дом мужа, Катерина сталкивается с неприятием ее в качестве супруги сына со стороны свекрови, жестокой и алчной купчихи Кабанихи, которая превращает жизнь молодых людей в невыносимое существование.

Азартное желание Кабанихи подчинения своей воли всех домочадцев, находящееся на грани сумасшествия, полностью направлено на появившуюся в доме невестку.

Забитый с детства Кабанихой сын, уставший от тирании матери, но не предпринимающий попыток изменения ситуации в доме и постоянно жалующийся на несчастливую жизнь, не в состоянии оградить Катерину от унижения и придирок Кабанихи.

Катерина стремиться создать счастливую и благополучную семью, она очень религиозна и боится совершить праведный грех. В душе Катерины вспыхивает страстное чувство любви к другому мужчине, племяннику купца Дикого Борису, который отвечает ей взаимностью. Но женщина опасается небесной кары за совершенную измену и, в силу своей восприимчивости, принимает внезапно налетевшую непогоды в виде грозы как божий знак.

Девушка отличается внутренней чистотой и искренней честностью не только по отношению к себе, но и к окружающим. Поэтому Катерина решает признаться в нагрянувших чувствах к Борису мужу. Открывшись в измене, девушка узнает, что Борис не готов принять ее в качестве супруги и вовсе не испытывает к ней любви.

Катерина начинает осознавать, что Борис является для нее символом свободы, мечты о счастливой жизни, а, лившись надежды, отчаявшаяся девушка решается на самоубийство, бросившись с крутого берега реки.

Раскрывая образ главной героини пьесы, писатель изображает внутреннюю силу девушки, решающейся на смертный грех ради желания новой жизни, на избавление от мира темного царства навстречу истинной и настоящей любви.

Вариант 2

Одним из наиболее ярких персонажей пьесы является Катерина, красивая девятнадцатилетняя девушка, рано вышедшая замуж, и не нашедшая любви в своём браке.

Самым светлым периодом своей жизни Катерина считает своё детство. Выросла она в зажиточной купеческой семье. Её родители, люди религиозные и набожные, очень любили свою дочь. Они не загружали её тяжёлой домашней работой, баловали и позволяли заниматься, тем что ей интересно. Особого образования девушка не получила, и её представления о мире сложились главным образом из общения с родителями и разговоров с набожными странницами и богомолками, которые часто бывали в их гостеприимном доме.

Прожив детство в свободной и дружелюбной атмосфере, Катерина выросла неглупой, искренней, доброй и набожной девушкой. Она любила мечтать, была скромной и в то же время резвой и весёлой, при этом, в силу своего твёрдого характера, она готова на смелые и решительные поступки. Её покорность и терпеливость – не слабость, а скорее проявление её миролюбивой и религиозной натуры.

Рано выйдя без любви замуж за Тихона и поселившись в доме его матери Кабанихи, девушка попадает из светлой атмосферы любви и искренности в мрачную и душную обстановку лицемерия и ханжества. Катерина так и не смогла полюбить своего мужа, а постоянные придирки и злоба свекрови делают её жизнь невыносимой. В силу своей миролюбивой природы девушка всё терпит и старается приспособиться, найти какой-то новый смысл в своём существовании, но сильная и свободолюбивая натура не позволяет ей сделать этого, и готова вырваться наружу.

Вполне закономерным следствием её беспросветной жизни в доме мужа становится то, что, повстречав Бориса, человека доброго, образованного и воспитанного, она влюбляется в него. Катерина – цельная и искренняя натура, она испытывает к молодому человеку очень сильные и глубокие чувства. По причине набожного и религиозного воспитания, девушка считает свои чувства к Борису греховными. Не в силах долго носить в своей душе сознание этого греха, Катерина рассказывает всё мужу и свекрови. Тихон, сознавая, что всём виновата его злобная мать, готов простить жену.

Раскаявшись в своём грехе, Катерина не испытывает облегчения и решает покончить с собой. Возможно, отъезд с Борисом был бы спасением для неё, но он, опасаясь негативной реакции со стороны своего дяди, уезжает один. Катерина бросается в реку и погибает.

Своей смертью Катерина бросает вызов патриархальному укладу крепостной России. Её образ учит нас оставаться собой в любой ситуации и быть верным своим принципам.

Образ героини

Катерине в пьесе лет восемнадцать. Родилась и выросла в городе Калинове. Родители ее очень любили. В детстве Катерины было много интересных людей, так. как к ним часто заходили странницы и рассказывали разные истории. Она была очень верующей: каждую неделю ее мама наряжала в красивые платья и водила ее в церковь. Девочка очень любила бывать там.

Характер у Катерины Петровны боевой, справедливый, добрый. Однажды в детстве ее чем-то дома обидели. Разозлившись, она села в лодку и далеко уплыла от дома. Замуж ее выдали рано. Возможно, из-за ее характера.

Тихон, ее муж, человек несмелый, спокойный. Его мать все время на него давит и всячески пытается задеть Катерину. Из-за этого главная героиня вынуждена все время защищать себя, потому что муж этого не делает. Главная героиня не хотела мириться с устоями той семьи: унижения, подчинение, оскорбления. Она единственная, кто противостоял этому.

Замужем Катерина была несчастлива. В доме нормально общалась только с сестрой Тихона – Варенькой, которая жалела жену брата. Катерина стала чахнуть в этой семье. Но однажды к ним в город приехал один молодой человек – Борис. Девушка сразу обратила на него внимание, так. как по ее мнению он был ни на кого не похож. Они стали встречаться, когда муж уехал по делам и не взял с собой свою жену, хоть она и умоляла его. Но Катерина была очень верующей и боялась умереть с грехом на душе. Она не боялась смерти, боялась только предстать перед Богом со всеми грехами. Катерина Петровна призналась в своей измене.

После этого жизнь ее стала еще хуже: дома постоянные оскорбления, иногда побои, все от нее отвернулись. Она была готова бежать с Борисом, потому что любила его. Бориса отправляли в Сибирь. Он тоже любил Катерину, но с собой не взял, так как не хотел ссориться со своим дядей, от которого зависело его наследство.

В то время у женщин не было возможностей жить самостоятельно. Если бы Катерина и сбежала бы одна, то ее поймали и сильно побили бы в качестве наказания. У нее было только два выбора: либо вернуться в дом мужа, где житья бы у нее не было, либо броситься в реку Волгу. Она выбрала второе.

Когда вытащили ее мертвое тело, многие поняли (а некоторые и так знали), что она была единственным человеком в той местности, который был достоин уважения.

Островский. Гроза. Краткое содержание. Аудиокнига

Сочинение Образ и характеристика Катерины

Катерина – девушка из приличной семьи, которая вышла замуж за Тихона, она любит его, но его матушка вечно её поучает. Не даёт даже с мужем попрощаться, когда тот уезжает в Москву.

Катерина – это бедная, несчастная замужняя женщина, образ которой – это образ многих девушек того времени. Она понимает, что всю жизнь проведёт в этом царстве тьмы, где её не любят, хотя она и старается быть хорошей женою, где она никогда не станет свободную птицею, о чём и говорит Варваре, но та тоже не понимает её.

Она единственная светлая душа в том городе. Катерина даже когда влюбилась в Бориса испытывала чувства стыда и считала себя в этом виноватой, попросила мужа забрать её с собою, словно чувствовала, что случится что-то плохое, непоправимое.

Но Тихон не слушает её, он идёт на поводу у своей маменьки. Тихон даже возражать-то ей не смеет, и не заступается за неё, хотя сама Катерина молчать не стала, и отвечала Кабанихе, что та напрасно её обижает.

Автор показывает и честность главной героини, когда она не в силах держать в обмане мужа, перед страшным буйством стихии, рассказывает ему всё про них с Борисом. В тоже время автор подчеркивает и её светлую душу, которая в не силах терпеть унижения Кабаниха, безразличие раньше любимого мужа, и трусость возлюбленного.

Она знает, что единственный путь освобождения от этих оков – смерть. Последняя надежда угасает, когда Борис отказывается взять её с собою.

Хотя у него есть все основания это сделать, если бы он по-настоящему её любил. Но Борис трус. Главную черту этого персонажа автор подчеркивает еще в начале, когда Борис живет у дяди и терпит все оскорбления и унижения, причем на глазах у всех, в самом людном месте, а именно на набережной реки, на главном бульваре города.

Борис, когда прощается с Катериной чувствует, что-то случится, но трусит и Катерина больше не увидится с ним никогда.

Единственный её путь к свободе – смерть и теперь, она прыгая, чувствует себя абсолютно счастливой, и свободную, теперь она – птица!

Катя стремится к свободе, сравнивая себя с птицей. Ей тяжело выжить в условиях застоя и рабского поклонения ложным идолам. Катерина по-настоящему религиозна, каждый поход в церковь для неё кажется праздником, а будучи ребёнком, Кате не раз чудилось, будто она слышит ангельское пение. Бывало, Катя молилась в саду, потому что верила, что её молитвы Господь услышит где угодно, не только в церкви. Но в Калинове христианская вера лишилась какого бы то ни было внутреннего наполнения.

Мотив свободы повторяется в произведении множество раз. Интересной представляется параллель Катерина — Варвара. Сестра Тихона также стремится быть свободной, но эта свобода должна быть физической, свободой от деспотизма и запретов матери. В финале пьесы девушка сбегает из дома, обретая то, о чём мечтала. Катерина же понимает свободу иначе. Для неё это возможность поступать так, как она хочет, брать на себя ответственность за свою жизнь, не подчиняться глупым приказам. Это свобода души. Катерина, как и Варвара, обретает свободу. Но такая свобода достижима только путём самоубийства.

Тест по произведению

Начать тест(новая вкладка)

Вариант 5

Когда же Катерина вышла замуж, то сильно изменилась. Из светлого мира, лишенного обмана и несправедливости, она попадает в сферу обмана, жестокости и обмана. И причина была совсем не в том, что ее спутником жизни стал человек, которого она даже не любила. Просто девушка была вырвана из светлого и доброго мира, где она пребывала долгое время. И сейчас ей не доставляет особого удовольствия посещать церковь. Девушка не может заниматься повседневными делами так, как это делала до замужества. Она находится всегда в грустном и подавленном состоянии, что мешает ей даже любоваться красотами природы. Ей приходится терпеть и страдать, и девушка уже не может жить своими мыслями, так как реальная действительность возвращает ее в то место, где существует унижение и оскорбление. Девушка пытается полюбить своего супруга, однако все ее чувства пресекаются Кабанихой. Из-за своей покорности она пытается проявить свои чувства по отношению к Тихону, но он это не ценит. Тогда Катерине становится совсем одиноко.

И не может героиня жить в доме супруга, притворяясь. Со свекровью у женщины возникает конфликт. Она пугает Кабаниху своей искренностью и чистотой. Катерина не стала выть в доме после отъезда мужа, как хотела Кабаниха. И какую надо было иметь смелость, чтобы выразить свои чувства Борису. Убегая из ненавистного дома, Катерина стремится найти поддержку у Бориса, а сталкивается с безвольным и слабым человеком. Женщина остается в полном одиночестве, и ей остается только уйти из этого страшного мира. Мне кажется, что так мог бы поступить только человек с сильным характером. Для нас Катерина воплощает простую, светлую и русскую душу, которая побуждает нас бороться с хамством, невежеством, самодурством, присутствующими до сих пор.

Другие сочинения: ← Смысл заглавия пьесы Гроза↑ ОстровскийГород Калинов и его обитатели →

Беззаботная жизнь с родителями

Жизнь Катерины в родительском доме описывается весьма кратко. Её можно охарактеризовать как наполненную радостными вдохновляющими событиями. Родители любили Катерину и к работе не принуждали. Она ходила с матерью в церковь и погружалась в мир иллюзий. Любила гулять в саду, рассматривая цветы, которые росли там.

У неё не было никаких причин, чтобы грустить. Если она не хотела ничего делать, могла просто расслабиться и отдыхать. Катерина жила в окружении добра и всеобщей любви. Доброта и впечатлительность впоследствии сыграли с ней злую шутку, но тогда неприятные события случались крайне редко.

Из рая в ад

 Глава семьи Кабаниха

После замужества жизнь резко изменилась. Глава семьи Кабаниха — тиран и диктатор. Ей присуще болезненное стремление навязать свои убеждения всем близким. Кабаниха всячески презирала Катерину, стремилась навязать ей давно устаревшие обычаи, согласно которым она должна теперь жить. Атмосфера в доме всегда была максимально напряжённой.

Кабаниху можно охарактеризовать тремя словами:

По мнению Кабанихи, взаимоотношения в семье должны строиться по принципу беспрекословного подчинения младших старшим. Жена должна бояться мужа. Но как можно бояться столь ничтожного человека?

Тихон был бесхарактерным. Несмотря на полное понимание неадекватности поведения матери, он не мог защитить жену от её нападок — таким его воспитала Кабаниха. Тихон не понимал стремлений Катерины, по сути, он был для неё совершенно чужим человеком — послушным рабом своей матери, а Катерина стремилась к свободе. Описать это лучше всего можно с помощью цитат:

… отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь…

Жизнь Катерины в доме Кабановых была максимально ужасной. Не было ничего, что радовало бы её. Она с грустью вспоминала ушедшую в прошлое беззаботную жизнь с родителями.

… И такая мысль придет на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись…

Тогда она была свободна, но потом начался ад.

Возможно, выход есть

Варвара, дочь Кабанихи

Варвара, дочь Кабанихи, была единственным человеком в новой семье, кто понимал, уважал и искренне поддерживал Катерину. Она старалась научить её, как выжить под одной крышей с Кабанихой. Катерина ей призналась в неспособности врать и скрывать что-то. Говорила, что если ей надоест происходящее вокруг безумие, она выйдет в окно или утопится в реке.

Катерина очень грустила оттого, что у неё не было детей, это делало её жизнь пустой:

…Эко горе! Деток-то у меня нет: все я бы и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать — ангелы ведь это…

В итоге она стала глубоко несчастной, страдала от постоянных безосновательных придирок свекрови, несмотря на то, что на самом деле почитала её, относилась к ней, как к родной матери. Таким образом, были созданы все условия для разрушения её личности.

Вряд ли Кабаниха осознавала несостоятельность своих идей. Ей просто в молодости навязали идею о том, что в обществе должна соблюдаться определённая иерархия, какие-то глупые ритуалы и общественные порядки, созданные только лишь для того, чтобы унижать и заставлять унижаться других, лишить людей желания и необходимости думать и рассуждать. Иерархическое общество строится только на невежестве и глупости. Понятно, почему в глобальном обществе без иерархии никуда, но есть вещи, без которых нормальная жизнь невозможна:

  • Свобода.
  • Взаимное уважение.
  • Равенство.

Однажды Катерина рассказала Варваре о том, что влюблена в Бориса, племянника Дикого. Варвара пообещала ей устроить с ним свидание, когда Тихон уедет из дома по делам. Сказано — сделано. Катерина тайно встречалась с Борисом 10 раз. Когда Тихон вернулся, она сразу рассказала ему обо всем, а потом ещё публично призналась в этом. Катерина по натуре была очень честной, поэтому не смогла скрыть это. Сложившаяся обстановка угнетала ее. Даже если бы Катерина не рассказала об измене, это бы ей не помогло.

Катерина просит Бориса забрать ее с собой

Бориса отправили в Сибирь. Катерина просила его забрать её с собой, понимая, что он не может этого сделать. Тихон говорил, что любит жену, но если бы это было на самом деле, он бы никогда не ударил ее по приказу своей мамаши, не стал бы унижать её при своём отъезде в другой город, смог бы найти в себе силы противостоять гнету Кабанихи.

Влияние жизни у Кабановых на Катерину было исключительно отрицательным. У неё не было никаких шансов сохранить свою личность в первозданном виде. После признания у молодой женщины не было другого выхода кроме самоубийства. Если бы она этого не сделала, её загнобили бы настолько, что она бы сошла с ума.

Это было своего рода протестом против несправедливости, который не дал ей ничего, кроме дополнительных страданий, поскольку она не могла отделаться от убеждения в том, что это грех. И пусть это были всего лишь убеждения, навязанные обществом, у неё не было никакой возможности переосмыслить это, потому что она была религиозна, а такие люди зачастую имеют ограниченный ум. В любом случае, это ни на что бы не повляло.

По христианству, самоубийцы попадают в ад. Если бы религиозные сказки были истиной, вряд ли бы кто-то в здравом уме согласился по своей воле обменять пусть и малоприятную земную жизнь на вечные муки в аду.

Объективно говоря, самоубийство пошло на пользу Катерине, избавив её от страданий. История жизни Катерины вышла достаточно удручающей. Она показывает разрушительную силу тоталитаризма, человеческой глупости и самодурства.

Читайте также: