О генри русские соболя итоговое сочинение

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Многоаспектный анализ текста как этап подготовки к итоговому сочинению .

(Я думаю, что так как в итоговом сочинении нужно не пересказывать текст литературного произведения, а проанализировать его, то, таким образом, учащихся надо готовить и к многоаспектному анализу текста. )

Умение работать с текстом как основным способом получения информации - это и правильность выполнения заданий ЕГЭ и ОГЭ, написание итогового сочинения и успешность обучения в целом, и , не менее важное, выход на метапредметный уровень. А он предполагает освоение ЛЮБЫХ видов деятельности, связанных с получением, обработкой и восприятием информации.

Что мы понимаем под коммуникативной компетенцией:

способность ученика вступать во взаимодействие с текстом, воспринимать информацию,адекватно ее интерпретировать, создавать собственное высказывание.

К сожалению, наши ученики не в полной мере овладевают этими компетенциями. Скорее всего, причины таких проблем следующие :

нет связи между освоением теории и формированием практических умений и навыков;

остаются недостаточно усвоенными разделы речеведения, связанные с интерпретацией содержания текста, комментарием проблематики,

неумение работать с информацией, воспринимать, интерпретировать её;

фронтальные формы работы с текстом на уроках вступают в противоречие с необходимостью каждому ученику самостоятельно на итоговой аттестации создавать собственное высказывание по незнакомому тексту.

• композиционно-содержательный (определение темы, главной мысли текста, выделение микротем и др.);

• стилистический (обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приемов);

• типологический (выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов);

• языковой анализ отдельных элементов текста (фонетический, орфоэпический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор; синтаксический анализ словосочетаний и предложений) и т.д.

Такие виды анализа текста мы используем и на уроках русского языка, и на уроках литературы, и на уроках развития речи. Теперь и на уроках родного языка, родной литературы.

Многоаспектный (лингвистический, лингвостилистический,речеведческий, культурологический, литературоведческий) анализ текста является не только важным средством обобщения и систематизациизнаний по лексике, фонетике, грамматике, стилистике, но и содействует речевому развитию учащихся, воспитывает,совершенствует чувство языка, языковую интуицию, без него невозможно как восприятие текста, так и его создание(в устной или письменной форме).

Работа по анализу текста организуется как исследовательская деятельность, когда в процессе выполнения заданий учащиеся понимают закономерности употребления языковых единиц разных уровней в речи, проводят наблюдения над тем, какова их роль в тексте, получают знания о текстообразующей функции языковых единиц в результате практической деятельности, которая носит творческий характер. В процессе многоаспектной работы с текстом решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются орфографические и пунктационные навыки учащихся, что позволяет старшеклассникам успешно подготовиться к итоговому сочинению. Основной принцип анализа – учёт единства формы и содержания художественного произведения

Многоаспектный анализ текста с точки зрения единства содержания и формы учит отбирать языковые средства с учетом конкретной речевой задачи, формирует важнейшее коммуникативное умение — умение создавать собственный текст в условиях ограниченного времени, продумывать композицию, правильно использовать выразительные средства языка.

Целенаправленную подготовку к итоговому сочинению я начинаю в 10 классе и продолжаю в 11 на факультативных занятиях и уроках литературы. Знакомлю обучающихся с особенностями написания итогового сочинения, используя методические рекомендации, размещённые на сайте ФИПИ. Мы изучаем критерии оценивания, структуру сочинения-рассуждения, рассматриваем типичные ошибки, которые встречаются в работах выпускников.

В соответствии с направлениями предложила ученикам примерный список произведений, которые можно использовать в качестве литературных аргументов:

Список коротких произведений (в основном рассказы) по всем направлениям итогового сочинения в 2019-2020 учебном году.

Он и она, А.П. Чехов , Душечка, А.П. Чехов , Дары волхвов, О. Генри На чердаке, О. Генри Стрелы амура, Р. Киплинг, Русские соболя, О. Генри

Размазня, А.П. Чехов ,Своеобразная гордость, О. Генри ,Русские соболя, О. Генри,Юшка, А.П. Платонов, Срезал, В.М. Шукшин, Состязание, В. Вересаев, Зеленая лампа, А. Грин

Юшка А.П. Платонов, Зеленая лампа А. Грин, Синяя звезда А.И. Куприн, Неизвестный цветок А.П. Платонов, Дороги, которые мы выбираем О. Генри, Злоумышленник А.П. Чехов

Ванька, А.П. Чехов, Любовь к жизни, Джек Лондон, Васюткино озеро, В.П. Астафьев

Телеграмма, К.Г. Паустовский, Зеленая лампа, А. Грин, Последний лист, О. Генри

Все лето в один день, Р. Брэдбери, Все мои враги мертвы, Р. Брэдбери,И все-таки наш, Р. Брэдбери

Темы сочинений для размышлений и тренировки ( зачитать темы пробного сочинения, все 5 тем).

В ходе подготовки к сочинению

-анализируем формулировки тем, способы сужения темы и определяем основную идею сочинения;

-подбираем материалы для раскрытия темы;

-обосновываем включение в сочинение литературного материала;

-формулируем тезисы, формируем умение строить доказательные рассуждения (тезис – доказательства – иллюстрации – выводы).

-обдумываем композицию сочинения: создание и совершенствование вступления и заключения, способы аргументации, включение в текст примеров и цитат, логические связи между частями .

Для повышения результатов обучения итоговому сочинению систематически провожу уроки написания творческих работ в формате итогового сочинения.

В процессе работы над ошибками провожу в классе анализ сочинений (в обобщенном варианте) с опорой на критерии оценивания; цитирую наиболее удачные работы или их фрагменты; обсуждаю направления доработки анализируемых сочинений (упущенные или неудачные повороты мыслей, альтернативный подбор доказательств и примеров для того или иного тезиса, варианты вступления и заключения, поиск вариативных способов перехода от одной мысли к другой, альтернативный литературный контекст сочинения .

Неудачно выполненные работы советую переписывать с целью совершенствования написанного. Для улучшения качества работ провожу индивидуальные собеседования с учащимися по конкретным замечаниям к их сочинениям.

Таким образом, при подготовке к сочинению наиболее эффективными считаю следующие приемы работы:

создание устных сочинений на разные темы;

развитие навыка рецензирования собственной и чужой работы;

редактирование текста и многоаспектный анализ готовых ученических сочинений;

. в рассказе Шолохова Судьба человека – о чем ? Прерывается речь, ему тяжело Адрею Соколову. Читаю заведомо слабые работы (с 5 кл. – Шакретдинова изложения) – находим речевые, грамм., факт. И читаю хорошие работы – в качестве образца. Примеры из сочиненй с факт , речев ошибками, типа – Отродье, Карина, Алмазова могли уволить с работы – Есения, её факт ошибки, их много.

План (структура) итогового сочинения

Любое сочинение состоит из трех частей:

I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.

II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.

Тeзис 1 (20-30 слов)

Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)

Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)

Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

Тeзис 2 Дoкaзaтeльствa, пpимepы Микpoвывoд Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

III. Заключение (60-70 слов)

I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.

Вступление состоит из 3 элементов:

объяснение ключевых слов темы или цитаты; общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека; ответ-тезис на главный вопрос темы.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,

тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений. Основная часть = Тезис + Аргумент(ы)

Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения. Помни!

По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.

Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.Оптимaльнoe кoличeствo литературных аргументов – 2. Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!Связка - это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

Аргумент нужно: привести из литературных источников,выделить в отдельный абзац,в конце каждого аргумента написать микровывод. Аргумент состоит из 3 элементов:

III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

4 способа закончить сочинение: ·

Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.

Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.

Цитата, подходящая по смыслу и высказана уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения. Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Заключительная фраза, подводящая итог твоих размышлений по теме (опять – слова из формулировки темы) Эмоции.

Алгоритм работы над сочинением:

Внимательно прочитай формулировку темы.

Выдели в ней ключевые слова или выражение, в котором тебе видится главный смысл.

Попытайся своими словами, коротко сформулировать тему.

Проверь написанное, переписывай на чистовик; проверь пунктуацию и орфографию; ещё раз прочитай, находишь ошибки, если они есть и исправляю их. Следим за почерком.

Тарас Бульба – мать не может даже спокойно обнять, приласкать накормить своё отродье !

Популярность О. Генри основывается не только на описании обычных событий, но и на неожиданных окончаниях. Не говоря уже об отличных сюжетах. Всё просто, а читаешь не отрываясь. О.Генри пишет с иронией, но и с сочувствием к своим героям. Он умеет превращать неприятности и трагедии в смешные победы.

Рассказ "Русские соболя" один из таких рассказов. Встретились парень и девушка, и полюбили друг друга. Но одна проблема он состоит в банде, и девушка просит молодого человека бросить этим заниматься. Группа удачно очищала кошельки, но никакого кровопролития. И когда Молли смотрит на него своими небесно-голубыми глазами. Но конечно некоторым образом, ему было жаль. Ведь они вели обеспеченный образ жизни и очень хорошо одевались. Но девушка была против его деятельности и Малыш Брэди согласился. Ради Молли он был готов на всё.

Он устроился на работу и в поте лица зарабатывал деньги, они планировали жить долго и счастливо, хотя и очень скромно. Когда-то Малыш Брэди обучался на водопроводчика и пришлось вернуться к старой профессии. Ему было трудно, больше всего он не любил дешёвые вещи. Однажды в дом Малыш Брэди принёс таинственный пакет. Он сказал, что это тебе Молли и достал русские соболя. Они нежно окутали её шею. Она была счастлива, но вдруг погрустнела и он понял, о чём Молли подумала. Малыш Брэди ответил, что он никогда не нарушит своё слово.

Они вышли на улицу, она гордая, как королева и он рад тому, что она счастлива. Недалеко от них прогуливался детектив, который умел находить украденные вещи. Он подумал, что за вздохи и восхищения. Детектив знал, что Малыш Брэди работал у старухи, а у неё как раз пропали соболя. Он сказал, что купил, но объяснить не мог в каком магазине. Детектив их пригласил в полицию проверить меха. Малыш Брэди сознаётся, что меха старухи и просит Молли их вернуть. Она очень расстроилась, она так гордилась любимым человеком. Ему надели наручники, но тут консультант сказал, что это не соболя и стоят они двенадцать фунтов. И сказал, что соболя уже нашли.

Малыш Брэди сказал, что за свою зарплату он не мог купить Молли подарок. А очень хотелось. Она с радостью бросилась ему на шею и сказала, что только он ей нужен. Любовь с людьми делает чудеса. Молодой человек готов был идти в тюрьму, а девушке ничего не надо, кроме любимого человека.

Единственное, что гнетет душу Малыша – это то, что честным трудом он не сможет зарабатывать достаточно для того, чтобы они с Молли одевались так, как ему бы хотелось. Он открыто говорит об этом, когда они разговаривают с Молли. Дешевка – вот чего он больше всего не любит. Но раз для Молли главное – это честная жизнь, то, что ж делать, Малышу приходится приспосабливаться.

И вот проходит какое-то время, и в один прекрасный день Малыш приходит к Молли домой с подарком, говорит, что это русские соболя, и просит Молли их примерить. Та сначала пугается, думает, что Малыш взялся за старое - ведь на заработок Малыша невозможно такое купить! – но потом Малыш убеждает Молли, что это приобретено не только на зарплату, но и на то, что ему удалось скопить прежде, - и эмоции побеждают логику.

Молли одевает меха, и они с Малышом отправляются гулять. Идут они себе важно, чинно, всем на зависть. И тут им попадается сыщик Рэнсом. Сыщик останавливает Малыша, задает ему вопрос о том, не был ли Малыш тогда-то, – и называет время, – там-то, – и называет адрес. А Малыш там как раз был, что-то ремонтировал, он и не отпирается. Тогда придется им пройти в участок, потому что как раз после того, как Малыш побывал по указанному адресу, у хозяйки пропали дорогостоящие меха. Не они ли как раз сейчас на Молли? По всему получается, что они.

Малыш сначала было дернулся возражать, но внезапно осекся и решил молча повиноваться полицейскому. Они направляются в участок. Но тут на пути им попадается полицейский Коун. Сыщик начинает хвастаться перед ним, рассказывает, как ловко он поймал Малыша с украденными русскими соболями. Но Коун внезапно встревает в его речь и сообщает, что никакие это на Молли были не русские соболя, а поддельный мех, абсолютная дешевка. А что до тех, украденных, русских соболей, которые искали, - никто их не крал, хозяйка их уже нашла где-то у себя в доме.

Малыш, слушая все это, нет бы - радоваться свободе, - чувствовал, что он лучше бы либо убил этого проклятого полицейского, чтобы только тот умолк, либо сам под землю провалился бы лучше со стыда.

Но делать нечего. Он, весь красный, признается Молли, что меха и вправду фальшивые. Он кается, называет сам себя жалким хвастуном.

Но Молли счастлива, что все так обернулось, что Малыш всего лишь немного соврал и прихвастнул, но не стал на свой прежний путь.

Также читают:

Рассказ Русские соболя (читательский дневник)

Популярные сегодня пересказы

Сергей Духанин работал шофёром. Однажды его вместе с двумя водителями и механиком отправили в город за запчастями. Когда они освободились, Сергей решил зайти в магазин и купить подарок жене.

Петрушевская - пересказы произведений

В. П. Астафьев – знаменитый русский писатель – появился на свет 1.05.1924 года в селе Овсянка Енисейской губернии. У мальчика было две сестренки, которые умерли, будучи младенцами. Через пару лет отец будущего писателя

Подборка литературных аргументов к направлениям итогового сочинения 2021/22.


1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).


2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Что произойдёт с миром, когда плоды научно-технического прогресса окончательно вытеснят духовные ценности? В антиутопии Е. Замятина рассказывается о Едином государстве, у жителей которого нет имён, есть только номера. Не ведёт ли утрата имени к уничтожению души? Герои ведут размеренную жизнь, встают и ложатся спать по чётко установленному расписанию и не имеют собственного мнения. Например, выборы так называемого Благодетеля проводятся в День Единогласия, и никто не может проголосовать против единственного кандидата. Когда главный герой Д-503 пытается нарушить заведённый порядок, всё оборачивается катастрофой: отступников жестоко наказывают. Тех, кто пытается жить по-другому, стать индивидуальностью, навсегда лишают фантазии. Действительно, иногда стремительное развитие технологий может повлечь за собой серьёзные последствия и даже привести к вырождению человечества.


3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Иногда мы невольно причиняем человеку боль, и одно неосторожно сказанное слово может стоить кому-то жизни. Так, герой повести Н.М. Карамзина Эраст влюбился в крестьянку и не мог контролировать свои чувства. Конечно, юноша не был готов создать семью с бедной девушкой, но он и не подозревал, насколько серьёзными могут быть последствия. Лиза совершает самоубийство, и это её личный выбор, но между тем Эраст считает себя преступником. Герой был несчастлив до конца своих дней, потому что его мучили угрызения совести, он не мог простить себя за предательство. Именно муки совести и чувство вины стали для Эраста самым тяжёлым наказанием.


4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).


5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Читайте также: