Если мы хотим идти вперед то одна нога должна оставаться на месте сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Кате хотелось бы рассказать об этом преподавателе. Сергей Иванович Козленко - заслуженный учитель России, профессор, умный, веселый, добродушный и очень приятный человек. Он был заведующим кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Московского института открытого образования, читал лекции о принципах и критериях оценивания работ школьников. Благодаря лекциям этого замечательного эксперта становилось очевидно, что казалось бы нереальное — реально: можно и достаточно строго, и достаточно объективно, и достаточно индивидуально оценить творческую часть ЕГЭ по обществознанию. 17 января 2012 года он ушел из жизни, это был светлый человек!

Катя впервые его увидела в самом начале своей учительской карьеры. Тогда он был просто преподавателем на курсах. Тогда у него была темная, кудрявая шевелюра, неиссякаемое чувство юмора, доброжелательность и энциклопедические знания. Он так строил свои лекции, что его слушали не отвлекаясь.

Много позже Катя приходила к нему с проектом своей авторской программы, которая Сергея Ивановича заинтересовала. Он задавал множество вопросов и они с Катей проговорили целый час. Удивительный был человек.

Вернемся к ЭГЭ. Катю удивляет сейчас наличие учащихся, которые получили за ЕГЭ по обществознанию 100 баллов. Не так давно она прочитала статейку, в которой говорилось, что одна девочка получила 100 баллов, причем безо всякой помощи, а ее родная тетка работает в Министерстве образования. Смешно. Особенно ее умиляет, когда дети приезжают в Москву со 100-бальными результатами из кавказских республик, причем в большом количестве. Видимо они все знают лучше, чем профессор и автор многих учебников.

Катя много лет занимается подготовкой детей к экзаменам по обществознанию. Если раньше детям можно было поступить в приличный вуз даже с 65-бальным результатом по ЕГЭ, то теперь требуется под 100 баллов (сокращение бюджетных мест). Это фактически означает преграду талантливым детям к высшему образованию. Печально для страны. Катя недавно узнала, что в Юридической академии на платном отделении обучение стоит 400 тыс. рублей в месяц! Кто такую сумму может осилить? Только очень богатые люди. Простому народу путь к высшему образованию закрыт.

И последнее. Сейчас многие уповают на переход от ЕГЭ к устным экзаменам. Зря. Детей много лет не готовила к этому. Ведь на чем базируются итоговые проверки во всех классах – на том же тестировании. У детей нет навыка разговорной речи. Этот процесс надо начинать с начальной школы. Когда эти детишки подрастут?!

В данном высказывании автор поднимает тему сущности общественного прогресса. А именно, автор утверждает, что общественный прогресс должен осуществляться путём эволюционного развития с помощью реформ.

Как известно, общественный прогресс - направление развития по восходящей линии, для которого характерен переход от простого к более сложному. Существует несколько критериев общественного прогресса, такие как усовершенствование науки и техники, совершенствование нравственности людей, возрастание степени свободы человека и так далее. У прогресса, в свою очередь, возможно два пути развития: эволюционный с помощью реформ и Революционный с помощью, непосредственно, революций. В приведенном высказывании автор говорит как раз таки про эволюционный путь развития, который характеризуется как мягкое, постепенное развитие. Осуществляется он благодаря реформам, то есть определённой степени усовершенствования в определенной сфере общественной жизни, проводимой одновременно через ряд постепенных преобразований, не затрагивая фундаментальные основы. В свою очередь, революционный путь развития представляет собой коренное, качественное изменение большинства сторон общественной жизни, затрагивающий основы существующего общественного строя. Это является полной противоположностью эволюционного пути развития, который ставит своей целью движение вперёд и оставляет одну ногу на месте, а другой делает следующий шаг.

Например, если говорить о крестьянской реформе, проведённой Александром Вторым в 1861 году, то следует упомянуть, что подготовка Манифеста об отмене крепостного права шла в начале скрытно, путем мелких реформ, дабы избежать резкого изменения общественного строя и тем самым недовольства со стороны дворянства. Именно эта осторожность, это мягкое и постепенное развитие привело к общественному прогрессу, так как возросла свобода у крестьян, несмотря на то, что были определенные условия выхода из крепостной зависимости, всё равно это сыграло большую роль в становлении общественного строя, существующего в современном мире.

Также хочу привести пример постепенного общественного прогресса в лице деятельности моей мамы. Работая в одной компании, где не очень хорошо платят, у мамы возникла мысль о создании своего дела. Но она не стала рисковать возможностью остаться без работы, то есть не стала увольняться с прошлой работы в надежде на то, что в своём деле обязательно будет успех, ведь его может и не быть. Она не затронула фундаментальную основу своей трудовой деятельности, продолжая работать в компании в качестве наемного работника и при этом реализуя свои идеи о предпринимательстве. Спустя время она открыла сеть своих магазинов по нашему городу и тогда уже уволилась с прошлой работы. Произошло развитие производственных сил, моя мама овладела новыми навыками, купила улучшенное оборудование, всё это свидетельствует об общественном прогрессе, и причём постепенном, так как моя мама для подстраховки одной ногой стояло на месте, а другой шагала в сторону прогресса. Это повлияло и на её качества, так как она сумела успешно управляться одновременно на двух работах.

Таким образом, можно сказать, что эволюционный путь общественного прогресса является самым безопасным, доступным и, в большинстве случаев, самым успешным.

Данным высказыванием Й. Этвеш хотел сказать, что подлинный общественный прогресс представляет собой не череду хаотичных изменений, а ряд взвешенных и поступательных преобразований, сочетающих в себе как движение к намеченной цели, так и умение оглядываться назад, анализируя результаты. Для того чтобы подтвердить справедливость высказывания автора о том, что только лишь при организованном и контролируемом прогрессе возможно движение вперед, обратимся к теории.

Прогресс – это направление развития от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Противоположным прогрессу явлением является регресс – направление развития от высшего к низшему, от более совершенного к менее совершенному. Любому прогрессу свойственна противоречивость, выражающаяся в благоприятных последствиях для одной сферы, но неблагоприятных для другой. Также существует такое понятие, как относительность прогресса, которая выражается в неприменимости понятия прогресса к некоторым областям (например, к искусству). У любого прогресса есть критерии: улучшение качества и уровня жизни людей, рост средней продолжительности жизни, рост производительности труда и др. Понятие прогресса также тесно связано с такими понятиями, как эволюция и революция. Эволюция – это форма развития общества, характеризующаяся относительно медленными изменениями. При революции же наблюдается коренная ломка общественных отношений, резкие изменения во всех сферах общественной жизни. В отличие от революции, реформа представляет собой изменения лишь определенных сторон общественной жизни и проводится по инициативе властей. Прогресс как направление развития общества, конечно, связан с формами развития общества, но в любой ситуации главной остается необходимость борьбы с отрицательными последствиями прогресса, что возможно лишь в случае постепенных и взвешенных изменений. Так, именно прогресс в некоторых сферах, недостаточно контролируемых людьми, привел к возникновению некоторых глобальных проблем, например, экологической. Мы видим, что точка зрения Й. Этвеша о необходимости контроля прогресса подтверждает себя на теоретическом уровне, и теперь я предлагаю обратиться к практической аргументации.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, хочется ещё отметить то, что общественный прогресс будет являться настоящим прогрессом и приносить положительные результаты лишь в том случае, если каждое новое изменение будет анализироваться и контролироваться людьми и никогда не сменится хаотичным движением в пустоту.


Задания Д29 C2 № 6366

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

29.3 Социология, социальная психология: «То, что называют общественным мнением, скорее

1. Задание является альтернативным, то есть необходимо выбрать одно высказывание из пяти, выписать цитату и ее номер, прежде чем приступить к написанию мини-сочинения. На что следует обратить внимание:

1.1. Раздел обществознания, в контексте которого дано высказывание. Именно от него зависит сфера, в которой приводится аргументации, используемые обществоведческие понятия и т. д.

1.2. Смысл высказывания должен быть полностью понятен учащемуся. Если он раскрывается неверно, мини-сочинение не читается за К1 (первый критерий) выставляется 0 баллов и само мини-сочинение не оценивается.

2. Структура мини-сочинения:

2.2. Необходимо на теоретическом уровне раскрыть каждый аспект основной идеи или идей авторского высказывания. Необходимые элементы:

2.2.1. Использование ключевых для основной идеи или идей высказывания обществоведческих понятий, их объяснение, а также теоретических положений, раскрывающих идею или идеи высказывания. Важно, чтобы они соответствовали разделу обществознания, в котором дано высказывание. (К2, макс. 2 балла).

2.2.2. В контексте хотя бы одной выделенной идеи с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод (К3, макс. 1 балл).

2.3. Необходимо привести не менее двух примеров из разных сфер, которые будут подкреплять теоретическую аргументацию. (К4, макс 2 балла) Необходимые элементы:

2.3.1. Использовать примеры из разных источников. В качестве источников могут использоваться:

— из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернет-ресурсов социологических служб;

— из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/знакомых, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы / театральные постановки и др.;

— из истории, включая историю литературы и искусства, различных наук и техники.

2.3.2. Каждый пример должен на практике отражать теоретические положения аргументов.

3. При написании мини-сочинения, важно помнить:

3.1. В структуре необходимо избегать внутренней противоречивости.

3.2. Каждая часть должна органически входить в структуру мини-сочинения (аргументация соответствует аспектам проблемы, обозначенным в объяснении высказывания, а фактические примеры иллюстрируют теоретические аргументы).

3.3. Необходимо избегать обыденного языка.

3.4. Необходимо избегать грубых грамматических ошибок, особенно, в обществоведческой и иной предметной терминологии.

3.5. Наличие ошибочных, с точки зрения научного обществознания, а также смысловых и фактических ошибок ведет к снижению баллов по К2 и/или К4, в зависимости от характера ошибки.

Смысл высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован.

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий), теоретические положения не представлены.

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) теоретические положения, смысл ключевого(-ых) понятия(-ий) не раскрыт.

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла, в том числе, если теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует: смысл ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснён, теоретические положения не приведены или не связаны с основной идеей/тезисом, не раскрывают смысла высказывания.

29.3Теоретическое содержание мини-сочинения: связность и логичность рассуждений, выводов1

29.4Качество приводимых фактов и примеров2

Приведено из различных источников не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов/ примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею/тезис / положение/рассуждение/вывод и не дублирующих друг друга по содержанию.

Приведён только один корректный, развёрнуто сформулированный факт/пример, подтверждающий иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/ вывод.

Имеется явная связь этого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом.

Приведены из источников одного типа корректные, развёрнуто сформулированные факты/примеры, подтверждающие иллюстрируемую идею/тезис/положение/ рассуждение/вывод.

Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом.

Приведены два примера из источников разных типов, дублирующие друг друга по содержанию.

1. Могут быть приведены как реальные факты общественной жизни настоящего и/или прошлого, личного социального опыта участника ЕГЭ, так и модели социальных ситуаций.

2. Указания источника фактов современной общественной жизни (конкретного СМИ, социологической службы и т. п.) не требуется.

3. Информация о прочитанных книгах / просмотренных спектаклях / посещённых выставках, экскурсиях и т. п. относится к личному социальному опыту участников ЕГЭ независимо от того, осуществлялась эта деятельность в рамках образовательного процесса в образовательной организации, в семье или в процессе самообразования.

Читайте также: