Нужны ли сегодня сочувствие и сострадание достоевский мальчики сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Состраданием человека можно назвать качество его личности, при котором он может чувствовать переживания и боль других людей. Стоит отметить, что сострадать способны только добрые и искренни люди, ведь для того, чтобы проявлять эмпатию, следует уметь выражать свои чувства искренне. К состраданию относится и тот факт, что человек, который попал в беду, может высказаться слушателю, и тот постарается помочь ему. Когда люди узнают о случившемся, то они воспринимают эту проблему совершенно иначе. На первый взгляд, может показаться, что решение в данной ситуации найти крайне непросто, однако, может оказаться так, что кто-то уже сталкивался с ней ранее, и он способен дать адекватное и правильное решение.

Человек является существом социальным, и именно поэтому имеющаяся возможность высказаться помогает ему чувствовать себя нужным для окружающих. Стоит отметить, что многие люди чувствуют поддержку близких лишь в тех моментах, когда они действительно находят понимание и заботу в их словах и поступках. Однако, совершенно не обязательно приходится родным человеку, которому нужна помощь и моральная поддержка. Ведь для того, чтобы сострадать нуждающимся людям, достаточно проявить добрый душевный порыв, который будет вознагражден теплым отношением человека, к которому было проявлено данное чувство.

Вариант 3

Одно из самых важных состояний души, одно из самых необычных…сострадание.

Помочь человеку, не понимающего и потерявшего себя, является высшей степени проявления сострадания. Терпение и сила воли сострадающего, являются немаловажным качеством в проявления этого чувства. Совсем неважно, к кому именно испытывается сострадание, поскольку ощущения, внутреннее состояние души, невозможно предугадать и объяснить словами.

Если человек сочувствует искренне, даже в незначительных негативных ситуациях – у него все же есть душа, которая открыта для всего живого. Это особое состояние внутреннего мира, может иметь обострения в определённые периоды жизни, например, когда человек сострадающий, переживает нелёгкий период своей жизни.

Искренность, доброта, сопереживание другому человеку, или любому живому существу – все это проявления сострадания. Желание взять на себя его душевную или физическую боль, умение не причинять при этом вреда другим, не думая в такие моменты о своей, какой-либо, выгоде.

Сострадание – одно из самых неподдельных чувств на ровне с любовью и счастьем. Различить эгоизм, который может скрываться за мнимым состраданием, бывает крайне тяжело, если слова не подкрепляются поступками. Но бывает и такое, что человек просто не может ничем помочь другому человеку, кроме как поддержать морально, найдя при этом нужные слова.

Абсолютно любой человек умеет сострадать, но не показывать этого, по ряду своих причин. На первый взгляд, тот, который кажется чёрствым и злым, ведёт себя так, потому как мог быть обделён добротой, пониманием и тем же состраданием в определённый период своей жизни, когда это было очень важным. Его защитная реакция от окружающего мира, людей, ситуаций разного характера, может ввести в заблуждения других. Не показывая сострадания, жалости, доброты, люди просто пытаются оградить себя от душевной боли, считая, что этого просто никто не оценит.

Не стоит бояться чувства, которое делает нас людьми. Стоит помогать и поддерживать друг друга, независимости от нации, вероисповеданий или других причин. Только сострадая и помогая другим в тяжёлых ситуациях, мы самосовершенствуемся и растём над собой, становимся лучше. Стоит больше времени уделять друг другу для того, чтобы не было ситуаций, которые озлобляют человека по отношению ко всему живому, тогда каждый сможет проявлять сострадание, не опасаясь быть осуждённым и не понятым.

Сочинение на тему Сострадание

Состраданием человека можно назвать качество его личности, при котором он может чувствовать переживания и боль других людей. Стоит отметить, что сострадать способны только добрые и искренни люди, ведь для того, чтобы проявлять эмпатию, следует уметь выражать свои чувства искренне.

К состраданию относится и тот факт, что человек, который попал в беду, может высказаться слушателю, и тот постарается помочь ему. Когда люди узнают о случившемся, то они воспринимают эту проблему совершенно иначе.

На первый взгляд, может показаться, что решение в данной ситуации найти крайне непросто, однако, может оказаться так, что кто-то уже сталкивался с ней ранее, и он способен дать адекватное и правильное решение.

Человек является существом социальным, и именно поэтому имеющаяся возможность высказаться помогает ему чувствовать себя нужным для окружающих. Стоит отметить, что многие люди чувствуют поддержку близких лишь в тех моментах, когда они действительно находят понимание и заботу в их словах и поступках.

Однако, совершенно не обязательно приходится родным человеку, которому нужна помощь и моральная поддержка. Ведь для того, чтобы сострадать нуждающимся людям, достаточно проявить добрый душевный порыв, который будет вознагражден теплым отношением человека, к которому было проявлено данное чувство.

Стоит сказать и то, что некоторые люди не привыкли сострадать окружающим, ведь они убеждены в том, что окружающие люди живут лучше их, и именно поэтому, это мешает им проявлять светлые и добрые чувства.

Проявлять сострадание можно не только к людям, но и к животным. Ведь они зачастую терпят плохое отношение людей по отношению к себе. Порой, для того, чтобы изменить ситуацию в противоположную сторону, достаточно проявлять совсем немного доброты и тепла.

Автор отразил, насколько порой удивительным является сострадание, и хотел донести до читателей такую мысль, что проявлять заботу и внимание об окружающих людях нужно совершенно искренне и бескорыстно, а для того, чтобы развеять все сомнения, он привел в пример данную замечательную историю.

Сочинение про Сострадание с примерами из литературы

Что такое сострадание? Сострадание это проявление милосердия, сочувствия, сопереживания к ближнему своему. Насколько важно проявлять это чувство? Безумно важно, ведь именно это и делает нас настоящими людьми. Небезразличие к окружающим вот что такое человечность…В нашем мире далеко не каждый выражает сострадание. И я искренне не понимаю как такое возможно. Ведь эта хладнокровность и бесчувствие ведет к духовному разложению. Можно помочь или выслушать, и этим на себя принять часть боли страдающего.

Сострадание это неотъемлемая часть нашей души. Чтобы жить в гармонии с собой и с окружающим миром жизненно необходимо уметь проявлять сочувствие к ближним.

15.3 ОГЭ 9 класс




Что такое Сострадание – сочинение

Герой рассказа Л. Куклина действительно проникся бе­дой ровесника, прикованного к инвалидному креслу. Он не пожалел для него альбом и искренне разделил чувства мальчика, когда тот от радости заплакал, приняв подарок.

Человек нужен человеку, особенно в тяжёлые минуты. Прекрасно, что есть такое замечательное качество — сострадание.

Я могу привести пример сострадания и из жизни: одна из жительниц нашего дома готовит по субботам обеды в приюте для бездомных не из-за денег — из сострадания.

Пока в нас будет жить это чувство, мы можем называть­ся Людьми

Вариант 2

Каждому человеку свойственно чувствовать, каким бы черствым человек не был внешне, он тоже испытывает различные чувства и эмоции. Поэтому в какой-то степени мы живем в мире чувств и эмоций. Ведь люди регулярно чувствуют и обмениваются различными эмоциями.

Как правило, каждый заботится в первую очередь о собственных чувствах, как бы не расписывали преимущества нравственности и заботы о других, люди изначально думают сами о себе. Поэтому сочувствие является в основном достоинством и нарабатываемым качеством, которое выделяет человека из ряда других. Особенно, если речь о подлинном и искреннем сочувствии.

Например, сочувствие бывает совсем не искренним. Иногда люди внешне выражают какое-то сопереживание, но делают такое из лицемерия и поиска личной выгоды. Иногда люди на самом деле стремятся просто посмотреть на беды других людей под предлогом выражения сочувствия.

Подлинное сочувствие зачастую выражается в действиях, причем они не всегда делаются открыто и не всегда так, чтобы другой человек узнал об этой помощи. В этом проявляется деликатность, которая часто сочетается с искренним сочувствием. Если человек действительно сопереживает другому, то относится к какой-либо проблеме с глубоким пониманием и его мотивацией является только поиск того как сделать другому лучше.

Поэтому, на мой взгляд, настоящее сочувствие не является пассивным и созерцательным, оно проявляется и в делах тоже. Добрые слова тоже могут быть полезным делом, которое выполняется для другого, но не всегда нужны только слова.

Подлинно сочувствующие люди всегда скромны, они не выставляют собственные чувства перед всеми, даже, зачастую, перед теми, кому сочувствуют. Секрет заключается в отношении к боли и несчастьям других людей. Они рассматривают эти факторы как собственные, а, как известно, изначально люди думают о собственных чувствах и переживаниях.

Сочувствие – ощущать чувства других как свои собственные. Не иллюзорно, а на самом деле. Возможно, в этом проявляется человечность.

Популярные сочинения

Как оно проявляется?

Сострадание проявляется в отказе от причинения страданий другим по причине желаний, неудовлетворенности или собственных страданий. Это тот случай, когда мы способны сдерживать в себе боль или сильные стремления, осознавая, что они способны принести боль другим. Очень молодой влюбленный стремиться посадить возлюбленную на цепь, заявляя, что только с ним ей будет лучше. Это незрелое поведение суть эгоизма, которое противоречит состраданию. Зрелая личность скорее даст возможность человеку сделать выбор самостоятельно, не играя на чувствах, угрожая или ставя ультиматумы. Сильная зависимость от исхода события, в котором необходимо применять насилие, – это указание на детскую натурую. Незрелость – это та личность, которая не обрела самостоятельности и просто ищет зависимость выгоднее, которая может принести как можно больше наслаждений и как можно меньше страданий.

Зрелый человек – сострадательный. Его внутренние принципы и совесть стоят выше низменных порывов, импульсов или желаний, которые приводят к причинению страданий другим, обману, насилию, манипуляциям и использованию других в своих целях. Возможность отказа от этих действий диктуется знаниями, в корне которых лежит способность видеть последствия своих действий. Разумный признает, что счастье полученное от страданий других не способно ни удовлетворить, ни принести счастье самому себе. Потому он, осознавая свои действия, мысли и поступки, способен отказаться от таких действий, не причиняя страданий другим живым существам.

Сострадание проявляется не только в отказе от причинения вреда, но и в стремлении помочь другим избавиться от страданий. Пример доброго самаритянина указывает на то, что сострадание должно относиться ко всем живым существам, не говоря уже о всех людях. Конечно, мы должны остерегаться тех, кто стремиться использовать доброту в своих корыстных целях, но это не повод отказывать всем и уж тем более причинять страдания. Обмануть это порок, а быть обманутым – это искупление. Это осознается не сразу, но со временем понимание приходит, что сострадание, которое дало нам возможность не ответить на зло – дало нам возможность стать лучше и созреть намного сильнее чем месть.

Рекомендуем также эту статью: Труд и талант – что важнее для успеха?

Сострадание может проявиться когда мы видим, что наши способности и возможности позволяют уменьшить чьи-то страдания. Для этого не требуется астрономических сумм или невероятного труда, иногда достаточно слова или небольшого действия, которое бы показало значимость другому человеку. Сказать приятное слово, проявить терпение и сочувствие, исполнить свои обязанности надлежащим образом и не требовать от других всего того же – это проявления сострадания.

Итак, сострадание проявляется в:

  • отказе от причинения страданий другим
  • стремлении облегчить чужие страдания
  • осознание страданий другого живого существа

Сострадание и великодушие

Если человек не прочувствовал положения другого, то он вряд ли ему поможет, потому что не увидит в этом смысла. Именно поэтому люди без сострадания не могут проявить великодушие: они просто не понимают, какая в нем надобность. Значит, оба понятия взаимосвязаны, без одного не бывает другого.

Они оба объединены одним обстоятельством: в их основе лежит необходимость понимания. Сострадать невозможно, не чувствуя чужой боли, а совершать великодушные поступки нельзя, если нет веры в их целесообразность, которая появляется вместе с ощущением человеческой трагедии. Чтобы аргументировать свою точку зрения, приведу примеры из книг.

Заболевшей мачехе она помогает деньгами и не обижается на неё за истерики. Также Соня хорошо относится к детям мачехи: покупает для них еду, заботится о них. Но главным проявлением великодушия и сострадания становятся её отношения с Раскольниковым.

Она убеждает героя покаяться в преступлении, она уезжает вместе с ним на каторгу в Сибирь, в условия очень трудные, и всё только для того, чтобы быть с ним рядом и поддержать его.

Очевидно, что без понимания девушка не стала бы помогать всем этим людям, ведь ей от этих действий выгоды никакой. Если бы она не вошла в ситуацию отца, то не стала бы исправлять его ошибку — содержать его новую семью.

Просто она смогла прочувствовать его горе и стыд, поэтому не бросила в беде. Она понимала и отчаяние мачехи, ведь у женщины сердце кровью обливалось из-за участи ее детей. Да и Раскольников пришел к ней только потому, что девушка с желтым билетом в силах понять и не осудить убийцу. Значит, великодушие и сострадания имеют общую основу – умение и готовность

Наш герой решает сказать мальчику, что он — его отец, и приютить его. Очевидно, что мужчина проявил сострадание (пожалел Ваню) и великодушие (взял его к себе) по отношению к сироте. Почему? Война ведь ожесточила многих.

Причина одна – он понял и прочувствовал горе и смятение одинокого ребенка, потому что сам потерял семью. Значит, два качества, которые вдохновили героя на помощь Ване, основываются на понимании Соколовым трагедии мальчика. Без этого осознания Андрей прошел бы мимо.

Великодушие и сострадание имеют один корень – понимание. Без него люди бы делали не то, что положительно скажется на обществе или семье, а то, что хочется лично им, потому что они не видели бы разницы между добром и злом.

Если же человек понимает другого, чувствует его боль и нужду в помощи, то он обязательно сделает правильный выбор, потому что осознание и ощущение чужих проблем, эмоций и обстоятельств убивают равнодушие и мотивируют нас протянуть руку помощи тем, кто нуждается в этом.

Между великодушием и состраданием общее — это любовь, потому что только любящий человек может проявить сострадание и великодушие.

Я хорошо помню, как познакомился с Алисой. Невероятно милая девчушка четырех лет с огромными голубыми глазами. Она постоянно смеялась так, что этот тонкий колокольчик был слышен на все отделение. Этого ангела любили все без исключения, она неизменно вызывала улыбку у каждого, кто встречался на пути. Позитив и любовь к жизни вселяли надежду в тех, кто, казалось, давно опустил руки. Маленькая, смелая и жизнерадостная, я готов был проводить рядом все свое свободное время. Но бывали моменты, когда болезнь наступала, вокруг глаз небесного цвета выступала синь, нежная чистая кожа становилась серой. Я смотрел на нее и сожалел лишь о том, что не могу разделить с ней ту боль, которую ей приходится испытывать.

Через несколько месяцев Алисы не стало, но я всегда с теплом вспоминаю о ней. Она научила меня сострадать, сочувствовать и, конечно же, радоваться жизни и ценить ее. Хрупкая маленькая героиня, способная стать примером мужества любому взрослому!

Что я понимаю под словом Сочувствие

Людям свойственно чувствовать, выражать свои эмоции – это совершенно естественно, заложено в нас самой природой. Одним из важных человеческих чувств, на мой взгляд, является сочувствие.

Проявлять жалость, искренне переживать за кого-то, разделять чужую боль и бескорыстно помогать – вот что значить сочувствовать. На мой взгляд, сочувствие одно из самых благородных чувств человека, но оно дано не каждому, только очень отзывчивые и добрые люди, умеют проявлять неподдельное сочувствие.

Хотя, наверно, каждому человеку становилось жаль просящего милостыню калеку, и он давал ему немного денег или кормил на улице голодных животных.

Иногда сочувствуют именно те, которые, казалось бы, не умеют этого делать.

В нашей школе был такой случай. Мальчишка-хулиган по имени Миша, который неоднократно нарушал дисциплину, мешал проводить уроки, не выполнял домашнее задание и т.п. сделал то, чего от него никто не ожидал. Зимой после школы, он возвращался домой. Накануне выпало много снега, и был сильный мороз.

Он случайно обнаружил в сугробе маленькую девочку, она была легко одета, обута в босоножки. Он спросил ее, почему она сидит в сугробе в таком виде, ведь на улице очень холодно. Оказалось, девочка была из неблагополучной семьи, родители пили, и она была предоставлена сама себе. Ребенок был голоден и очень замерз.

Миша пригласил ее к себе домой, накормил и дал свои старые теплые вещи, которые были на него малы. Вечером, когда пришла его мама, он ей все рассказал, они оставили девочку у себя на время. Потом мама обратилась в правоохранительные органы, они занялись этим делом и в итоге лишили родителей девочки родительских прав.

Милиция и попечительский совет объявили мальчику благодарность, ему вручили почетную грамоту на глазах у всей школы. Никто не мог поверить, что этот хулиган способен сочувствовать и помогать.

Нынешние люди и, правда, стали более жестокие, черствые и бесчувственные. Учитель истории нам рассказал об эксперименте с лежащим человеком, тридцать лет назад, когда человек лежал в парке будто бы без сознания к нему подходил почти каждый проходящий мимо и предлагал помощь.

Этот эксперимент повторили в наши дни, результат был неутешителен: никто не подошел к лежащему, а один даже снял с него шапку и убежал. Вот оно современное сочувствие.

Я думаю, мы должны что-то менять, становится более отзывчивыми к чужой беде, проявлять сочувствие и предлагать свою помощь. Ведь когда-нибудь и вы можете оказаться в беде.

Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание по рассказу Кусака и Юшка

В отечественной литературе очень много добрых, но грустных рассказов, которые учат нас добру и светлым чувствам. Одним из таких чувств является сострадание. Без него невозможна человеческая жизнь. Сострадание к людям или к животному показатель того, что ты не черствый, что ты человек. Сострадание сестра любви и дружбы. Если есть любовь к миру, ко всему живому, то будет и сострадание.

Я уверена, что сострадание просто необходимо. И человек, лишенный сострадания, не может быть человеком в полном смысле этого слова. Но оно должно быть истинным и с умом. И если ты растопил ожесточенное сердце, приручил его к себе, то будь за него в ответе. И речь идет не только о животных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель статьи состоит в том, чтобы на примере героев Ф.М.Достоеского исследовать мир души человека, изучить проблемы добра и зла, любви, уважения, прощения, проследить нравственные изменения героев в ходе событий.

Путь к состраданию

Цель статьи состоит в том, чтобы на примере героев Достоевского исследовать мир души человека, изучить проблемы добра и зла, любви и уважения, прощения, проследить нравственные изменения героев в ходе событий.

Творчество Ф. М. Достоевского оказало большое влияние на русскую и мировую культуру. Литературное наследие писателя по-разному оценивается как на родине, так и за рубежом.

Психологи считают, что личность человека формируется до 5 лет, потом она только шлифуется и незначительно изменяется, следовательно, любое воспитательное воздействие необходимо именно в раннем возрасте, потом бывает часто уже поздно воспитывать. Болезни общества проявляются в исковерканных душах и судьбах его детей. Поэтому великий “исследователь душ человеческих” – Федор Михайлович Достоевский начинает создание образов главных героев с описания их детства, в зависимости от которого ставит формирование их характеров. Однако было бы неправильным предполагать, что Достоевский выводит личность человека исключительно из окружающей среды. Он, безусловно, признает тот факт, что многое, что развивается впоследствии в человеке, заложено в нем изначально. Таким образом, детство – это не только и не столько подготовка к взрослой жизни, сколько самоценное явление. Различия людей прослеживаются в самом раннем возрасте, это тоже ярко показывает Ф.М.Достоевский, описывая детство своих героев.

Таким образом, вечные проблема добра и зла, “униженных и оскорбленных” раскрываются писателем и через тему детства, в том числе. Вечный поиск справедливости воплощается в действиях маленького мальчика Илюши, пытающегося изо всех своих детских сил, превозмогая страх “воевать”, доказывая всему миру свое право на достоинство и честь. Однако невольно вспоминается библейская мудрость, ставшая поговоркой, о том, что" благими намерениями вымощена дорога в ад”. Защищая отца, Илюша сам обижает невинного Алешу, ожесточается сердцем, ненавидя своих одноклассников. Зло порождает зло. Илюша умирает впоследствии, но умирает, раскаиваясь в совершенных злых поступках, как в “нападении” на Алешу, так и в том, что по наущению Смердякова подкинул бродячей собаке кусок хлеба с иголкой. Он умирает большим другом Алеши Карамазова, тихо и спокойно простившись с отцом и друзьями. Каким же был Илюша до встречи с Алешей? Одиноким, без друзей, озлобленным несправедливостью взрослых, отсутствием милосердия.

А каким умирает Илюша? Он окружен людьми неравнодушными, любящими, творящими добро. Мальчики, которые его избивали вшестером, травили, обзывали, теперь искренне стремятся облегчить его страдания, приносят ему игрушки, собаку. Илюша страдает от своей жестокости по отношению к бродячей собаке Жучке, его мучает совесть, он осознает светлое чувство прощения и любви.

Быть может, именно его смертью Достоевский вновь пытается утвердить мысль об изначальной близости ребенка к богу, к горнему, к чистому. Так “согрешивший” девятилетний мальчик все же очищается и очищает своей смертью, родных, друзей, забывших про “традиционную” детскую жестокость, он возвышает своей смертью всех окружающих его. Детство, таким образом, еще раз признается источником чистоты.

Итак, к чему приходят герои в конце произведения, какие важные открытия совершаются в их душе?

Это оказался настоящий путь к состраданию, милосердию, добру, умению ценить не только внешнюю красоту – оболочку, но и истинную красоту души людей. Именно возгласом Коли Красоткина, мальчика 13 лет заканчивается роман: “ И вечно так, всю жизнь рука об руку! Ура Карамазову”. И эти слова из уст ребенка сами подводят итог теме детства. Неотъемлемой составляющей образа детства, является любовь. Именно невинность, чистота детская в наибольшей степени кощунственной делает страдания детей, принимаемые за чужие грехи.

Роль образа Алеши Карамазова в изменении характеров героев.

Все мы – дети божьи, и любит он нас всех, всякого по-своему, нет нужды роптать на жизнь, ибо к "чистому" грязь не пристает. К детской чистоте души и искренности помыслов призывает нас Ф.М. Достоевский. Будьте как дети! Именно к этой традиционно христианской идее приходит Достоевский и ее делает одной из центральных своих идей. Ведь именно в “детскости”, непосредственности Алеши Карамазова и состоит его привлекательность.

1. Болезни общества проявляются в исковерканных душах и судьбах его детей.

2. Все мы – дети божьи, и любит он нас всех, всякого по-своему, нет нужды роптать на жизнь, ибо к "чистому" грязь не пристает. К детской чистоте души и искренности помыслов призывает нас Ф.М. Достоевский. Будьте как дети!

3. Каков же путь к исправлению исковерканной души? По мысли Ф.М.Достоевского, это путь через страдания, испытания, боль, утраты. После того, как в жизни Илюши и остальных мальчиков появился Алёша, их жизнь во многом изменилась. Они научились искренне любить, сопереживать, по-настоящему дружить и заботиться друг о друге. В Алёше ребята увидели человека особенного, которому не безразлична жизнь окружающих его людей. Таких людей единицы, и мальчикам очень повезло, что на их жизненном пути встретился такой человек, как Алёша Карамазов.

4. И к чему ведет этот путь? Он ведет к добру, миру, милосердию и праведности, справедливости и счастью. Ибо сказано: “ кто не примет Царства Божия, как дитя, тот не войдет в него”.

Использованная литература:

1. БИБЛИЯ: Евангелие от Луки.

2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.

3 Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы// Собрание соч. в 10 томах, т. 9, М., 1958.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Ребята, кто автор этих строк? А что вы можете сказать о человеке, который написал это?

- Любая река имеет свои истоки. Истоки человека – это его семья, детство. Каким оно было у Ф.М. Достоевского? Во время прослушивания биографии Достоевского, вам нужно выполнить задание и выступить с его защитой.

1 группа – составить кластер (1 из группы работает у доски)

2 группа – провести линию жизни Достоевского, распределив цитаты на каждом этапе.

3 группа – составить толстые и тонкие вопросы.

- Какой вывод о Достоевском вы можете сделать?

На слайде – высказывания Ф.М.Достоевского.

Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с нами. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами…

…ребенок что цветок, что листок, завязавшийся весною на дереве; ему надо свету, воздуху, воли, свежей пищи, и вот, вместо этого душный подвал с каким-нибудь квасным или капустным запахом, страшное зловоние по ночам, нездоровая пища…, а на дворе – пыль, кирпич и известка.

- Прикоснувшись к творчеству Достоевского в этом году, мы открыли одну из важнейших тем. Какую? (Тему детства, роли детей в жизни человека)

- Уточним, какая сторона детской жизни интересовала писателя. Обратимся ко второму эпиграфу. О чем же писал Достоевский, говоря о детях?

(О детском страдании. Мы слышим боль и отчаяние автора в строчках, посвященных этой теме.)

- Попробуем восстановить логическую цепочку.

На доске – иллюстрации к роману. Восстановите последовательность, озаглавьте каждую иллюстрацию. Можно использовать цитаты. (2 мин – проверка)

- Ребята, кто из героев проходит путь к состраданию, к добру? Кого из героев мы можем назвать проводником в этом пути?

- Рассмотрим сюжетную линию произведения. Найдите сюжетные элементы.

- В какой момент происходит завязка действия?

- Сейчас мы будем работать в группах. Каждая группа получит свое задание. Результаты работы нужно будет представить классу.

1 группа – характеристика Илюши Снегирева.

2 группа – Характеристика Коли Красоткина

(Время подготовки – 7-10 минут)

1 группа - Характеристика Илюши Снегирева

1. Каким предстает перед нами Илюша в начале произведения? Какие чувства к нему мы испытываем? Меняется ли герой на протяжении прочитанных глав?

2. Взаимоотношения Илюши с мальчиками.

3. Почему автор называет мальчика Илюшей, а не Ильей?

4. Рассмотрите взаимоотношения Илюша отец, отец Илюша.

6. Роль Илюши в пути мальчиков к состраданию и добру.

2 группа - Характеристика Коли Красоткина

1. Найдите описание внешности Коли Красоткина. Как рисует Достоевский облик Коли Красоткина?

2. Почему Коля хотел познакомиться с Алешей Карамазовым? Почему Коля откровенен с ним?

3. Как в истории с Жучкой проявляется характер Коли?

Перед встречей с Алешей

У Илюшиного камня

5. Кто повлиял на изменения, которые произошли в Коле?

(При описании Коли автор использует прямую речь (мысли Коли о себе). Вначале он самолюбив, в нем мы видим самодовольство, самолюбование, самовластие. У Илюшиного камня это уже другой человек Ему свойственны доброта, великодушие, самоанализ, способность к самоосуждению.

Мастерство Достоевского в изображении детей в произведении.

1.Прочитайте описание мальчиков в начале произведения. Найдите эпитеты, рисующие их облик. Обратите внимание на слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Приведите примеры. О чем это говорит? Соотнесите эти описания с поступком мальчиков.

3.Прочитайте названия глав. В какие названия глав автор вынес тему, а в какие – идею главы? В чем особенности слов, вынесенных в названия глав?

4.В конце произведения Алеша Карамазов произносит речь у камня, возле которого похоронили Илюшу. Какие слова выбирает Алеша, чтобы проникнуть в души мальчиков? Есть ли назидательность в этой речи? Благодаря чему эта речь была единодушно одобрена и поддержана мальчиками?

Камень как символ в произведении. Можем ли мы сказать, что мальчики прошли путь от камня к камню? Покажите изменения в этом пути.

Используйте цитаты, необходимые для понимания идеи произведения.

Выступления групп с дополнением учащихся из других групп.

- Какая глава, по-вашему является основной для понимания замысла писателя? Что хотел сказать автор? Чьими устами он говорит это?

(Роман «Братья Карамазовы – последний роман Достоевского. «Смерть Илюши – его заключительная глава. Следовательно, речь у камня – это последнее слово писателя, его завещание нам.)

- Какие слова Алеши вам кажутся самыми значительными?

(Достоевский был уверен, что сострадание к чужому горю объединяет людей, делает их лучшими. Впечатлительным мальчикам открылось безысходное горе капитана Снегирёва, исстрадавшегося Илюши. В бескорыстном порыве помочь Илюше мальчики сближаются, становятся нравственно чище. Чистый и любимый детьми взрослый человек силой нравственного влияния скрепляет это братство.)

Рефлексия.

Запишем домашнее задание.

Урок литературы по произведению Ф.М.Достоевского "Мальчики"

- Ребята, кто автор этих строк? А что вы можете сказать о человеке, который написал это?

- Любая река имеет свои истоки. Истоки человека – это его семья, детство. Каким оно было у Ф.М. Достоевского? Во время прослушивания биографии Достоевского, вам нужно выполнить задание и выступить с его защитой.

1 группа – составить кластер (1 из группы работает у доски)

2 группа – провести линию жизни Достоевского, распределив цитаты на каждом этапе.

3 группа – составить толстые и тонкие вопросы.

Выступления групп.

- Какой вывод о Достоевском вы можете сделать?

На слайде – высказывания Ф.М.Достоевского.

Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с нами. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами…

ребенок что цветок, что листок, завязавшийся весною на дереве; ему надо свету, воздуху, воли, свежей пищи, и вот, вместо этого душный подвал с каким-нибудь квасным или капустным запахом, страшное зловоние по ночам, нездоровая пища…, а на дворе – пыль, кирпич и известка.

- Прикоснувшись к творчеству Достоевского в этом году, мы открыли одну из важнейших тем. Какую? (Тему детства, роли детей в жизни человека)

- Уточним, какая сторона детской жизни интересовала писателя. Обратимся ко второму эпиграфу. О чем же писал Достоевский, говоря о детях?

(О детском страдании. Мы слышим боль и отчаяние автора в строчках, посвященных этой теме.)

- Попробуем восстановить логическую цепочку.

На доске – иллюстрации к роману. Восстановите последовательность, озаглавьте каждую иллюстрацию. Можно использовать цитаты. (2 мин – проверка)

- Ребята, кто из героев проходит путь к состраданию, к добру? Кого из героев мы можем назвать проводником в этом пути?

- Рассмотрим сюжетную линию произведения. Найдите сюжетные элементы.

- В какой момент происходит завязка действия?

- Сейчас мы будем работать в группах. Каждая группа получит свое задание. Результаты работы нужно будет представить классу.

1 группа – характеристика Илюши Снегирева.

2 группа – Характеристика Коли Красоткина

(Время подготовки – 7-10 минут)

1 группа - Характеристика Илюши Снегирева

1. Каким предстает перед нами Илюша в начале произведения? Какие чувства к нему мы испытываем? Меняется ли герой на протяжении прочитанных глав?

2. Взаимоотношения Илюши с мальчиками.

3. Почему автор называет мальчика Илюшей, а не Ильей?

4 . Рассмотрите взаимоотношения Илюша отец, отец Илюша.

6. Роль Илюши в пути мальчиков к состраданию и добру.

2 группа - Характеристика Коли Красоткина

1. Найдите описание внешности Коли Красоткина. Как рисует Достоевский облик Коли Красоткина?

2. Почему Коля хотел познакомиться с Алешей Карамазовым? Почему Коля откровенен с ним?

3. Как в истории с Жучкой проявляется характер Коли?

Перед встречей с Алешей

У Илюшиного камня

5. Кто повлиял на изменения, которые произошли в Коле?

(При описании Коли автор использует прямую речь (мысли Коли о себе). Вначале он самолюбив, в нем мы видим самодовольство, самолюбование, самовластие. У Илюшиного камня это уже другой человек Ему свойственны доброта, великодушие, самоанализ, способность к самоосуждению.

Мастерство Достоевского в изображении детей в произведении.

Прочитайте описание мальчиков в начале произведения. Найдите эпитеты, рисующие их облик. Обратите внимание на слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Приведите примеры. О чем это говорит? Соотнесите эти описания с поступком мальчиков.

Прочитайте названия глав. В какие названия глав автор вынес тему, а в какие – идею главы? В чем особенности слов, вынесенных в названия глав?

В конце произведения Алеша Карамазов произносит речь у камня, возле которого похоронили Илюшу. Какие слова выбирает Алеша, чтобы проникнуть в души мальчиков? Есть ли назидательность в этой речи? Благодаря чему эта речь была единодушно одобрена и поддержана мальчиками?

Камень как символ в произведении. Можем ли мы сказать, что мальчики прошли путь от камня к камню? Покажите изменения в этом пути.

Используйте цитаты, необходимые для понимания идеи произведения.

Выступления групп с дополнением учащихся из других групп.

- Какая глава, по-вашему является основной для понимания замысла писателя? Что хотел сказать автор? Чьими устами он говорит это?

(Роман «Братья Карамазовы – последний роман Достоевского. «Смерть Илюши – его заключительная глава. Следовательно, речь у камня – это последнее слово писателя, его завещание нам.)

- Какие слова Алеши вам кажутся самыми значительными?

(Достоевский был уверен, что сострадание к чужому горю объединяет людей, делает их лучшими. Впечатлительным мальчикам открылось безысходное горе капитана Снегирёва, исстрадавшегося Илюши. В бескорыстном порыве помочь Илюше мальчики сближаются, становятся нравственно чище. Чистый и любимый детьми взрослый человек силой нравственного влияния скрепляет это братство.)

Запишем домашнее задание.

+

10 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 10

+

Ответ

+

жили были два соседа. Первого соседа звли Миша он был богатым, жадным человеком. А второй сосед Витя был добрый старикам вобщем всем, но вышло так что сам Витя был беден его дом уже разваливался от старасти. Миша всегда смеялса над Витей говорил как же он жалко живет а еще всем и Но както раз Миша переходил дарогу засмотрелся в телефон и пошол на красный. Когда Миша наступи на дарогу на красный цвет то его чуть не збила машина. Хорошо что сзади шол Витя и он быстро схватил Мишу за руку и вытащил с дороги. А Миа спрсил:

-Зачем ты мне я же смеялся над тобой?

Витя просто промолчал и ушол.

Миша всю ночь думал о случившимся он думал: как же его жалко у него не одежды нормальной все рватое ни дома крепкого.

На следуещие утро кога Витя шол на роботу Миша его увидил и догнал сказав

Миша протинул деньги Вити.Витя сказал

я не делаю добрые дела за деньги.

- А это не за просто я решил всем ты делаешь добрые дела а сам живешь в ужасом доме. Мне просто стало сочувстовал тебе и решил тем самым

после этого Витя стал жить лутче прежнего в новом доме и продолжать делать добрый дела.

Ответ

+

кароче 2+2=4 реши сам а не в интернете, трудно самому сделать?

Ответ

+

Конечно же нужны мы должны понимать и друг друга и сочувствовать тогда люди станут добрыми и у них никогда не будет плохих качеств так считаю я!!(кратко но понятно)

Ответ

+

Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание"

Сочувствие и сострадания одни из главных частей нашего характера,ведь без сочувствия и сострадания наш мир стал бы жисток.В рассказе " Кусака" собака очень нуждалась в сочувствии,когда она была на улице девочка ей,заброла к себе играла с ней,но она же и предала Кусаку, когда кусака начинала крутится , то девочка смеялась просила продолжать,а глаза Кусаки говорили хватит но девочка просила ее крутится. Когда лето закончилось девочке надо было уезжать и ей было жалко собачку ,но она с легкость согласилась с тем ,что ей купят новую.Имено в тот момент Кусаке нуждалась в сострадании,когда девочка ее предала.

В нашей жизни нужны сочувствия и сострадания.

Ответ

+

Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?

на мой взгляд каждый человек нуждается в заботе. Те люди, которые это отрицают, просто пытаются скрыть свою личную боль, а когда человеку больно, то он нуждается в Это и есть сочувствие и сострадание, наша разделить чужую боль. Но нужно ли это нам в жизни? Готовы ли мы жертвовать собой ради других?

А что если человек не получает от других? Тогда он наверняка будет чувствовать себя одиноким, а потом настолько сильно будет страдать, что перестанет доверять людям и будет отвечать им накопленным злом. Это прекрасно видно на примере бродячей собаки Кусаки из одноимённого рассказа Леонида Андреева. Она стала жертвой равнодушия и жестокости людей, за что и отплатила некоторым той же монетой. До тех пор, пока не появились такие люди, которые смогли принять её и дать Кусаке ту любовь, которой она была лишена долгое время. Жаль, что это не продолжалось долго. Когда люди уехали, ещё большая тоска появилась в её сердце. Она потеряла тепло, из-за чего "собака выла - ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвётся к свету сама беспросветно-тёмная ночь и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу."

Часто, в довольно простой ситуации, нам необходимо сострадание со стороны, даже если это будет от совсем незнакомого человека. Это можно заметить в стихотворении Владимира Маяковского "Хорошее отношение к лошадям". Хоть и говорит он: "Может быть, старая, и не не нуждалась в няньке, мысль ей моя казалась пошла, только лошадь рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла." И действительно, это может быть и незаметно нам, но доброе слово заставляет нас идти дальше, несмотря ни на что.

Но зачастую, когда людям нужна и они не находят её вокруг, вся злость и горе срывается на другого, того, кто просто слабее и не сможет тебе ответить. Таким общим "козлом отпущения" в каком-то смысле стал Юшка, главный герой одноимённого рассказа, просто кузнеца. Старый, согнувшийся от чахотки и очень спокойный и добрый нравом, что приводит в ярость буквально всех. И дело не в Юшке, а в людях, которые не получают сочувствия от других, видят свои проблемы в нём, думая, что он настолько бес что даже ответить ничего не может. Но если молчание так злило людей, то когда Юшка нашёлся, что ответить, то получил в ответ ещё большую ярость, которая привела к смерти бедного мастерового. Но почему же тогда "Однако без Юшки жить людям стало хуже"? Мы получаем ответ в самом рассказе. "Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились между ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякого людское зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательность."

Вот почему важно, чтобы в нашей жизни было сочувствие и сострадание. Я считаю, что без этого мы все погрязнем в собственном гневе и боли. Мне это очень знакомо, когда другие люди, видя твою слабость, все свои беды сваливают на тебя. В такие моменты очень важно, чтобы кто-то был рядом нести этот груз. Иначе, либо человек ломается под тяжестью чужих страданий, либо сам становится частью всеобщей ненависти. Нам очень важно любить друг друга и сострадать в бедах.

Читайте также: