Нужны ли сегодня праведники матренин двор сочинение рассуждение

Обновлено: 05.07.2024

Как известно, знаменитый рассказ Александра Солженицына имеет под собой реальную основу. Некоторое время своей жизни писатель провел в деревне Милыдево Владимирской области, где и познакомился с женщиной, ставшей в последующем прототипом Матрены Васильевны.

Нищая, с трудной долей, старая и физически слабая женщина стала тем праведником, без которого не может жить не только отдельно взятое село, но и вся Россия в целом, да и весь мир.

Жизненная философия заключается в одной прописной истине: жить нужно для других, а не для себя. Это не громкие слова, а простая вещь, которая не отличается чем-то особенным. Поэтому Матрена Васильевна никогда не отказывает в просьбе и помощи. Даже если в этот момент ей самой необходимо что-то сделать. Она забывает о своих нуждах ради блага других. Идет и помогает односельчанам пахать поле, убирать урожай, вывозить навоз. Безропотно и просто соглашается она и не ждет в ответ даже обычных слов благодарности. Ведь в этой помощи и заключен смысл ее жизни. Ради этого она живет на земле. А люди, жадные, наглые и злые, откровенно этим пользуются.

Александр Солженицын замечает, что если человек ладит со своей совестью, то и лицо у него хорошее. Дом Матрены Васильевны – настоящий храм. Там всегда уютно, чисто, горит лампадка пред иконой. Матрёна – религиозный человек, хотя и живет в то время, когда многие церкви закрыли, а верующих людей осуждали или даже поднимали на смех.

Матрена Васильевна даже согласилась принести в жертву свой дом, под крышей которого прожила целых 40 лет. А родные и жители села не поддержали женщину в такой трудный момент. Молчаливо внутри себя переживала она эту трагедию.

Сломать дом – смысл жизни человека, храм, в котором есть своя душа – это настоящее преступление. Фаддей, злой и жестокий человек, одним таким своим решением уже подписан для Матрены Васильевны смертный приговор. Жить без крыши над головой, без собственного уголка равносильно смерти. Одно дело, когда пользуются человеческой добротой, нагло и бессовестно. Но когда презирают человека, который приносит в жертву собственную жизнь, - это уже жестоко и бесчеловечно.

Жизнь и судьба Матрены Васильевны дает нам бесценный урок. И мы понимаем, что именно на праведниках держится весь свет. Нужно жить в ладах со своей совестью, благодарить людей за любую, даже малую помощь и помогать в ответ, не осуждать других за то, как они живут, вспоминать их с добром, а не зло и осуждая.

Россия бессильна перед злом, потому что утратила веру в главное – в Бога. Люди потеряли человечность, а это путь в никуда, в бездну. Все, что связано с религией, добро, и только этому нужно следовать, чтобы вернуться на истинную дорогу.

Солженицын характеризует Матренин норов в два шага. Поначалу читатель совместно с рассказчиком видит только обыденное существование одинокой старухи, которая живет на краю деревни. Изба Матрены давным-давно нуждается в ремонте, но еще добротна и тепла. Как с юмором извещает рассказчик, кроме него и Матрены, жили в избе еще: кошка, мыши и тараканы. Какая-то заброшенность двор а Матрены указывается тем, что в ее избе нет радио. Авторский герой, который ищет после лагеря тишины, рад этому. Он месяц за месяцем проживает у Матрены, но лицезреет по-ветхому только наружную сторону ее жизни.

Маленький огород, где Матрена сажает картофель, бережёт ей жизнь и не дает умереть с голоду. Желая всю жизнь Матрена и проработала в колхозе, но в итоге осталась без пенсии. Это случилось из-за того, что супруг Матрены пропал без вести на войне и у нее отсутствуют нужные документов об утере кормильца.

Старуха не может отказать никому. Этим пользуются все, начиная от родных и соседей, и заканчивая бесцеремонной супругой председателя, которая завлекает одинокую старуху к различным колхозным работам. За собственный труд старуха никогда не берет средств, даже стыдится таких предложений. Все люди в селе саркастически относятся к ветхой женщине. Проживает Матрена с приемной дочкой. Родные детки Матрены умерли еще в детстве.

Матрена, по словам писателя, таковой же человек, как и все, со своим сложным прошлым. В ее жизни были и любовь, и разлука, и ревность. Жених Матрены Фаддей пропал после первой мировой на длительных три года. Не дождалась Матрена его и вышла замуж за брата жениха - Ефима. Фаддей возвратился с войны, но не наказал ни Матрену, ни Ефима. Отношения меж Матреной и супругом нельзя назвать сладостными. Ефим изменял и относился к Матрене не любя. Потом Ефим пропал без вести на войне, а может быть и сам удрал за границу. Фаддей отыскал жену с именованием Матрена, женился, но тоже не был счастлив. Дочь Фаддея - Кира, живет сейчас с бездетной Матреной. Одинокая, нездоровая старуха, по словам автора, представляет собой занимательного, много испытавшего человека.

И тут следует катастрофический конец. Матрена погибает под колесами поезда. В этой, на 1-ый взор, случайной погибели создатель лицезреет символический смысл. Фаддей уговорил Матрену дать завещанную Кире часть избы при жизни. При транспортировке бревен Фаддей с трактористом из-за скупости прицепил сразу двое саней, одни из которых застряли на рельсах. Матрена кинулась, как она обычно делала, подсоблять мужчинам, и тут налетел поезд. Знак городской цивилизации врезался в избу - знак сельской жизни. Помирает Матрена, и с ней уходит из жизни какое-то удивительное искреннее тепло, которого нет в иных жильцах деревни. Они даже на поминках тревожатся, как бы не попало в посторонние руки Матренин о добросердечно.

Только после гибели старухи создатель разумеет, каким человеком она была: Не гналась за обзаводом. Не выбивалась, чтоб покупать вещи и позже беречь их больше собственной жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродцев и преступников.

Старуха, в отличие от односельчан, разумела слово добросердечно как добросердечное чувство, а не как нажитые вещи. Сначало Солженицын желал именовать рассказ Не стоит село без праведника. Создатель смог рассмотреть в потешной и жалкой, по суждению окружающих, старухе праведницу.

Жизнь старушенции нельзя именовать легкой, так как в ней встречается огромное количество обид и несправедливостей. Но этот человек всегда остается добросердечным и ясным.

Такие праведники необходимы и в нашей жизни т.к. без их наше сообщество просто упадет из-за изобилия злобы и корысти

1. Прием контраста при описании героини.
2. Родные существа и природные “помощники”.
3. Затерявшаяся праведная душа.
Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца.
Ф. М. Достоевский
Несмотря на то что первой ласточкой, оказавшейся в печати, был рассказ А. И. Солженицына “Один день Ивана Денисовича”, на первое место по полярности уже в 1960-х годах вышел “Матренин двор”. В небольшом произведении автор рассказывает о судьбе русской крестьянки. Уникальность образа, использованного автором,

раскрывается в том, что Матрена человечностью и добротой, которые должны быть в душе каждого человека, своими делами и поступками завоевывает симпатию рассказчика и читателей, а не пустыми словами.

Кажется, писатель хочет сказать о том, что в любом из нас есть добрые и светлые душевные порывы. Об этом свидетельствует образ постояльца, человека на долю которого выпало немало испытаний. Но в начале знакомства он закрывается от Матрены, не хочет, чтобы она вторгалась в его жизнь.

Однако от героини исходит столько добра и теплоты, что сердце Игнатича таит, и он раскрывает свою душу этому праведному человеку.

“Мне дороже была, – делился своими впечатлениями постоялец, – эта улыбка ее кругловатого лица, которую, заработав наконец на фотоаппарат, я тщетно пытался уловить”.
При изображении образа Матрены автор использует прием контраста, с помощью которого видна духовная сущность крестьянки. Так представлены люди, которые делят то небольшое имущество, что осталось после Матрены: “Спор шел об избе: кому она – сестре или приемной дочери. Уж дело упиралось писать в суд, но примирились, рассудя, что суд отдаст избу не тем и не другим, а сельсовету. Сделка состоялась”.

Матрена же никогда ничего не делила, даже пенсии себе все никак не могла выхлопотать несмотря на то что осталась одна без кормильца.
Благодаря смене ритмики, использованной автором в повествовании, создается многослойная картина русской жизни. Мы видим героиню с разных сторон. То она помогает другим с огородом, то привечает у себя племянницу. Героиня никому и никогда не могла ни в чем отказать: “Матрена не могла отказать.

Она покидала свой черед дел, шла помогать соседке, и воротясь, еще говорила без тени зависти: “Ах, Игнатич, и крупная ж картошка у нее””. Такая искренняя заинтересованность и радость за другого человека становится еще одной черточкой к портрету праведного человека. Новое в этом образе раскрывается не только благодаря людям, но и обстановке, в которой живет Матрена. Она настолько же бесхитростна, как и сама хозяйка. “Просторная изба, и особенно лучшая приоконная ее часть, была уставлена по табуреткам и лавкам – горшками и кадками с фикусами.

Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой”. Населяла этой живой уголок и колченогая кошка, которая была подобрана хозяйкой из жалости и прижилась. Заметим, что фикус и кошка – два родных существа, которые окружали эти долгие годы Матрену, – по очереди покидают ее дом. Они были тоже не согласны с тем, чтобы изба стояла в новом месте.

Колченогая кошка пропала, а фикусы вынесли. Ничего родного не осталось для Матрены в опустевшем доме. В дни переезда “кошка колченогая сбрела со двора – и пропала.

Одно к одному. Еще и это пришибло Матрену”. Растения же ее ждали до самого конца.

Но когда они оказались ненужными, в день похорон хозяйки, их вынесли из горницы: “И вот всю толпу фикусов, которых Матрена так любила, что проснувшись когда-то ночью в дыму, не избу бросалась спасать, а валить фикусы на пол (не задохнулись бы от дыму), – фикусы вынесли из избы”.
Большое значение имеет встреча главного героя с Матреной. Ведь именно через его восприятие окружающего мира перед нами раскрывается образ праведного человека. Она оказывает благотворное влияние и на своего постояльца.

Матрена не столько своими словами, сколько поступками показывает то, что можно и нужно жить ради других. Возможно, именно это помогает Игнатичу убедиться в правильности своего выбора. Ведь он лагерник, поэтому хорошо устроиться после такого срока просто не мог.

Он хотел учительствовать, то есть передавать свои знания и опыт новому поколению.
Приветливость Матрены и ее голос завораживали Игнатича, он снова пробуждали его к новой жизни, далекой от всяких тревог и сомнений: “И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки. Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках”. Матрена почувствовала родственную душу в Игнатиче, поэтому во второй части повествования сама начала рассказывать о нелегкой судьбе, когда она осталась без мужа.

Отдельного рассмотрения заслуживает двор Матрены, тем более что он вынесен в название рассказа. В произведении показано духовное родство дома и его хозяина. В этом мы убеждаемся в ходе рассказа. Заметим, что когда Матрена “теряет” свой дом, она погибает сама.

Тогда возникает вопрос: почему же в конце произведения Матрена, праведник, который оказывает столько добра окружающим, гибнет. Возможно, что просто в ее окружении не было людей, способных оценить ее душевное богатство. Но ей удается в какой-то степени вернуть к жизни главного героя, для которого подобная встреча имела большое значение. Она дала ему возможность оглянуться вокруг себя и посмотреть на окружающих повнимательнее.

Возможно, и нам в жизни нужно поступить также, чтобы не допустить гибели праведного человека.

А может быть писатель понимает, что такой человек не может жить в этом мире. Ведь если бы героиню окружали такие как Игнатич, то они смогли еще бы очень долго дарить свое добро и теплоту окружающим. Однако жестокость мира и неприспособленность Матрены к жизни по его правилам приводит героиню к гибели.

Люди, среди которых живет Матрена, очень жестоки. Но ей в праведной жизни помогает природа. Так метель не дает несколько дней вывести вещи из ее дома. “Но в тот же день началась мятель – дуель, по-матренинному. Она кутила и кружила двое суток и замела дорогу непомерными сугробами”.

В результате этого приходится затратить немалые силы, чтобы наконец сдвинуть повозку с места. Таким соотнесением автор еще раз подчеркивает, что жестокость людей не имеет границ. Их корысти и равнодушия оказалось достаточно для того, чтобы погубить одну праведную душу, которая могла привести их к спасению.

Важно отметить, что перед роковыми событиями на деревню спускается тишина. Кажется, что сама природа предчувствует беду. “Я мог тогда понять, – думал про Себя постоялец, – отчего тишина, – оттого, оказалось, что за весь вечер ни одного поезда не прошло по линии в полуверсте от нас”.

Так автор показывает, что за Матрену, праведного человека, заступается только природа. Только она понимает внутреннюю сущность этого человека. Только в ней находятся силы для защиты невинного и всеми незамечаемого человека.

Писатель использует и природные зарисовки для отражения душевного мира главной героини: “От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, – всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей”.
Особую значимость рассказ приобретает тогда, когда мы узнаем о том, что у Матрены есть реальный прототип – М. В. Захарова. Это придает еще большую достоверность повествованию. Оно не отрывает нас от действительности, говоря о том, что и на нашей земле есть праведники, которых мы, возможно, просто не замечаем. Но если мы повнимательней посмотрим вокруг себя, то увидим, что нас окружает очень много людей, которые, вероятно, нуждаются в помощи.

И они не столько ждут какой-то конкретной поддержки, сколько хотят чтобы им не мешали, тогда они до конца дней своих могли бы одаривать “лучезарной улыбкой”.

Недаром именно в конце рассказа автор прямо называет свою героиню праведником, от которого никто никогда не слышал ни одного грубого слова, а видел только помощь, сочувствие и поддержку. В этом месте повествования автор в очередной раз на контрасте показывает, как далеки друг от друга Матрена с ее богатым душевным миром и окружающие ее люди. “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Можно ли назвать матрену праведницей и почему. Почему Матрену называют праведницей

Праведность Матрёны — это её готовность служить людям и быть преданной им несмотря ни на что. Как ни странно, это качество односельчане вменяют ей в вину. Как и многих праведников, Матрёну не понимают при жизни и намеренно оскорбляют, так как боятся её странности и отрешенности от мирских благ. Она терпит муки и лишения, но не отступается от своих принципов, главным из которых является милосердие. Именно эта стойкость отделяет её от простых людей.

Судьба Матрены тяжела и безрадостна. Она не вышла замуж за любимого (так как он пропал), зато ее чуть ли не силком заставили стать супругой его младшего брата. Но возлюбленный вернулся и возненавидел девушку за предательство. Так и жила Матрена без счастья. Дети ее умерли в младенчестве, муж погиб, и осталась она одна. Может, потому и не жила Матрена только своими заботами, помогая всем без разбора. Особенно она жалела Фаддея с его семьей, поэтому охотно воспитала одну из его дочерей. В ней как будто еще не угасло чувство вины за старое.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

От администрации сайта

Автор отмечает, что в ней имелась невероятная внутренняя сила и способность к телекинезу. Рассказ заканчивается тем, что Матрёна еще будучи вполне крепкой старушкой завещает свою избу дочке Фаддея. Последний оказался полным мерзавцем и решил еще при жизни Матрёны перевезти к молодыми ее избу. Матрёна сама помогает в перевозке бревен и гибнет на железнодорожном переезде.

Поэтому автор и называет Матрёну праведницей, что она даже помогает перевести собственный дом, желая совершить добрый поступок. Но поскольку праведников никогда в народе особо не уважали, на поминки Матрёны не приходит даже Фаддей, а соседи и гости на похоронах только и обсуждают, как будут делить ее имущество. Из этого читатель может сделать вывод, что главное в жизни – это деньги и добро.

В рассказе Солженицына очень хорошо показано, что не нужно быть таким неудачником и вообще вступать в колхоз. Если бы Матрёна ушла в лес и начала партизанскую войну, развела коров и купила сепаратор, она обладала бы деньгами и властью, а Фаддей не только бы уважал ее, но и делал бы каждый вечер массаж ее холеных ног.

Несмотря на то, что Солженицын в общем-то был неплохим парнем и даже отсидел за свою правильную позицию, он не смог напрямую передать аксиому жизненного счастья. Некоторым даже кажется, что он пытается донести до читателя, что лучше всего быть покорным рабом. Называя Матрёну праведницей, он как бы намекает на свою великую натуру, которая волей счастливых обстоятельств позволила записать неказистую Матронину судьбу. А ведь если бы он не встретился на ее жизненном пути, ее бы просто выкопали и никто бы даже и не вспомнил. Поэтому, когда Солженицын называет Матрёну праведницей, он на самом деле имеет в виду себя.

Судьба женщин России военного и послевоенного времени в большинстве своём не могла быть счастливой и лёгкой. Понятно, что трудности и горести этого периода в районах тыла легли на женские плечи. И Матрёна, как многие, потеряла мужа и саму надежду на изменение жизни к лучшему. Любому человеку страшно задумываться о беспомощности, одиночестве в старости, и Матрёна старалась об этом не думать. Ежедневные хлопоты по хозяйству, труд, готовность помогать всем, кому нужна её помощь, спасали женщину от тоски и мрачных мыслей. Матрёна стойко держалась на плаву, барахталась в трудностях и выбиралась из них, из этой пучины безысходности. Она рано потеряла детей, они умирали в детстве один за другим, а материнские чувства и способность любить не угасали, потому Матрёна берёт на воспитание девочку Киру из семьи бывшего своего жениха, брата её мужа. Родители Киры соглашаются, ведь эта помощь бескорыстная: Матрёна не удочеряет девочку, зато в их семье становится на одного едока меньше. И женщина с радостью возлагает на себя нелёгкий труд одинокой матери, ответственность за воспитание ребёнка. В этом она видит смысл и суть жизни, желая быть нужной, чтобы отдавать свою любовь и заботу близким людям и всем окружающим.

А.И.Солженицын высоко оценил вклад одного человека, простой деревенской женщины, в нравственную сокровищницу всего человечества. Не будет ни духовного, ни экономического расцвета цивилизации без духовного богатства отдельных личностей. А скромная, любящая, бескорыстная душа Матрёны в мире алчных, корыстных людей – это укор их цинизму и безнравственности. Самим существованием своим Матрёна послужила обществу, напомнив об истинных ценностях человеческой жизни.

У нее будет у самой зарастать огород, но она с удовольствием будет помогать на соседском огороде, при этом искренне радуясь их урожаю. Она жила бедно, каждый день ходила на работу, никого никогда не обсуждала, безвозмездно помогала всем и каждому. Не имея своих детей, она вырастила чужого ребенка, оставив ей в наследство половину дома и горницу. Именно воспитанница невольно стала причиной смерти Матрены, ведь, чтобы получить участок земли, нужно было что-то на нем построить, вот девушка и решает туда перевезти горницу. Как раз во время переезда, когда застряли сани на железнодорожном переезде, Матрена и погибает.

В чем трагизм жизни и судьбы Матрены?

Рассказ очень интересен и знакомит нас с нелегкой жизнью прошедших времен, с жизнью людей в сложные годы.

Читайте также: