Нравственный подвиг учителя сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Педагоги считают, что возрождая теоцентрическую модель дошкольного духовного воспитания, необходимо дать воспитанникам возможность обретения духовно-нравственного опыта через приобщение их к истокам православной культуры. Ведь именно православная культура ориентирует на добро, истину, любовь и веру в образцах православной жизни.

Наполнять мир красотой

- Нам кажется, что действительно удается вложить в души детей что-то важное и настоящее, - размышляют Любовь Геннадьевна и Ирина Николаевна. – Педагоги, которые берут наших детей после четвертого класса, говорят, что с ними приятно работать. Направлять силы на развитие душевных качеств ребенка нам представляется нам не менее важным, чем беспокоиться о его успеваемости. Духовно-нравственное развитие маленького человека – это же основа основ, и на это не жаль усилий.

Теперь работы всех четырех педагогов отправились на конкурс дальше, теперь уже на всероссийский этап. Встретившись на Трифоновских чтениях с коллегами, услышав слова поддержки от священнослужителей, они еще больше уверились – их работа нужна людям, обществу. Подвигом они ее, конечно, не считают, просто делают свое дело, однако никакой натяжки в названии конкурса нет. Учить нравственной жизни детей, вдохновлять своим примером других, терпеливо растить из того самого горчичного зерна сильное дерево веры – это ли не подвиг нынче?

Среди форм, получивших признание в педагогическом сообществе сегодня, профессиональные конкурсы распространены особенно.

Данный конкурс проводится ежегодно с 2006 года(с 2008 года приобрел статус Всероссийского) Министерством образования и науки Российской Федерации и Отделом религиозного образования и катехизации Русской православной Церкви и и являет собой пример успешного церковно-государственного сотрудничества в сфере образования. Проведение данного конкурса проходит при поддержке представителей Президента в федеральных округах.

В этом году традиционно в конкурсе приняли участие представители самых разных учебных заведений: педагоги общеобразовательных школ и детских садов, гимназий и лицеев, педагоги дополнительного образования и высшей школы. Всего более 50 педагогов.

Хочется отметить, что конкурс проходил на очень высоком уровне. В работах, представляемых участниками конкурса, прослеживался богатый опыт педагогической работы в области духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи, приобщения подрастающего поколения к наследию отечественной культуры.

Данный конкурс меняет отношение к себе как профессионалу от консервативного "так живётся спокойнее" (или более худший вариант"и так сойдёт") на позитивное "мне и это по плечу". Просыпается собственная творческая энергия, аккумулируются мысли.
Он не только создает атмосферу позитивной соревновательности, заинтересованности, но и является активным средством повышения профессиональной компетентности учителя.

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Автор: Матвеева Галина Владимировна

Населенный пункт: Республика Татарстан, Ютазинский р-н, п.г.т. Уруссу

Цель: Создать условия для формирования понятия о нравственном подвиге вообще и учителя в частности.

Задачи:

1) Подвести учащихся к пониманию термина нравственный подвиг;

2). Формировать такое качество личности как нравственность и умение осуществлять нравственный вывод;

3). Формировать умение вести диалог, совершенствовать коммуникативную компетентность.

Ход урока

1.Организационный момент.

Я против войны и убийства людей,

Я против охоты и травли зверей,

За мир без насилия я на Земле,

За то, чтобы жили счастливы все.

Сурикова Анастасия ученица 6 класс Татарстан

2.Определение темы и задач урока:

1).Как вы думаете, ребята, почему урок я начала со стихотворения вашей сверстницы? О чем пойдет речь на уроке?

Вы правильно высказали свои предположения, но речь не совсем об этом.

2).Мы как обычно с вами поделены на группы.

Сейчас я раздам каждой группе карточки, где написаны слова. (Подвиг, эгоизм, щедрость души, корысть, жертва, нравственность, жадность)

.Разделите эти карточки на две нравственные категории.

А вот еще одна карточка со словом учитель. К какой категории вы отнесете это слово? Почему?

Теперь опять попытайтесь понять, о чем пойдет речь на уроке. Трудно?

3).А, давайте каждая группа даст свое определение или найдет определение этих слов в словаре. (Высказывание детей сначала, а потом проверка по словарям)

Подвиг - это, когда человек совершает хороший поступок, его совершает смелый, отважный человек.

А когда человек совершает подвиг? (В сражении, в бою, в борьбе)

Как вы думаете, а это слово связано с военным временем? Примеры.

Жертва - то, что по-настоящему дорогое и ценное отдают навсегда, отдают без принуждения и сожаления. Примеры.

А чем жертвуют родители ради детей? Как по- вашему?

Нравственность - внутренние и духовные качества, которыми руководствуется человек, правила поведения.

А какие качества характерны нравственности? Примеры.

Душевная щедрость – оказание бескорыстной помощи другим, отсутствие скупости.

Приведите примеры душевной щедрости.

Мы подробно разобрали слова, привели примеры, но к названию нашей темы урока пока так и не подошли

4). Я предлагаю превратить существительное нравственность в прилагательное и добавить слова учитель и подвиг.

Что же у нас получилось? О чем будем говорить на уроке?

Что вы можете сказать по данной теме? Какие вопросы мы сегодня обсудим на уроке?

3.Решение задач урока, работа над понятиями.

Прежде, чем приступить к обсуждению темы урока я хочу познакомить вас с определением.

Нравственный подвиг – это духовное рождение человека, которое происходит благодаря постоянному самосовершенствованию.

Как, по-вашему, нравственный подвиг может быть связан с учителем? (Ответы детей).

Я вас познакомила только с одним учителем, а сколько учителей приняли смерть, оставшись неизвестными миру?

Какое впечатление произвел на вас мой рассказ? Заставил ли он задуматься? (Ответы детей).

Многие скептики могут сказать, что это было давно, что это была война, что теперь не то время, что теперь не те учителя! Позвольте с ними не согласится.

И сейчас есть место подвигу, нравственному подвигу!

Вспомним Беслан… Захват заложников в школе № 1 города Беслана (Северная Осетия), совершённый террористами утром 1 сентября 2004 года во время торжественной линейки, посвящённой началу учебного года. В течение двух с половиной дней террористы удерживали в заминированном здании 1128 заложников (преимущественно детей, их родителей и сотрудников школы) в тяжелейших условиях, отказывая людям даже в удовлетворении минимальных естественных потребностей.

В невыносимые, мученические дни и ночи учителя школы, как могли, изо всех сил поддерживали ребят из своих классов. Среди стонов, криков, боли и бессилия, которыми была буквально перенасыщена атмосфера спортивного зала, учителя держались чрезвычайно стойко и достойно: поддерживали взрослых, утешали детей, побуждали верить, что кошмар закончится, и эту надежду вселяли в пленников. Учителя, спасая своих учеников, отдали им собственный единственный шанс выжить, уступив место у спасательных окон, открывших путь к свободе.

Учителя школы, как капитаны на погибающем судне, уходили последними, обводя взглядом зал, они медлили с собственным спасением - подсаживали маленьких, ослабевших ребятишек на разбитый подоконник, с которого те спрыгивали и бежали в разные стороны, спотыкаясь о растяжки, установленные во дворе школы бандитами. А в спину их убивали автоматными очередями боевики. Этого школьные учителя не видели, они продолжали спасать оставшихся в спортзале, пока не обвалилась часть горевшей крыши вместе с перекрытиями и погребла под собой не успевших выбежать людей, в том числе учителей. 13 учителей остались в спортзале школы №1 г. Беслана.

И таких примеров можно привести еще много!

4.Рефлексия.

Человеческая жизнь-это судно. Чтобы судно шло вперед, надо наполнить его паруса нравственными поступками-маленькими подвигами. Выберете глаголы, которые отражают ваши возможные хорошие, добрые поступки и запишите их на своих парусах. Ваши лодки лежат на столе перед вами, наполните свои паруса и плывите по жизни с открытым чистым взором и добрым сердцем! Пусть на вашем пути вам встречаются мудрые учителя, всегда готовые к нравственному подвигу!

Вижу на педагоге воинский шлем, надежно прикрывающий его главу от вражеских стрел. Этот шлем – целостное христианское миросозерцание. Как важно учителю быть носителем мировоззрения, которое, основываясь на библейских, христианских началах, позволяет охватывать все уровни бытия и ясно, доходчиво доносить до детского ума истины философского порядка; объяснять разнородные явления политической, общественной, культурной жизни; слагать знания в яркую и внутренне непротиворечивую панораму.

Упомянем и о воинском поясе – символе воздержания, навыке избегать неполезного, чрезмерного, искусстве употреблять все в меру, разумно, с пользой для дела и без вреда для здоровья. Плох учитель, если он сам не в состоянии показать благого примера собственной жизнью, опутан по рукам и ногам низменными страстями. Общеизвестен закон: мы не можем передать нашим питомцам более того, чем владеем сами. Убеждает не слово, каким бы прекрасным оно ни было, но дела и жизнь говорящего.

А вот обоюдоострый меч - слово педагога. Виртуозно владея этим оружием, учитель будет надежным защитником своих подопечных. И не только защитником, но и подлинным питателем, воспитателем их поступков и нравов. Слово живое, ясное, простое и прекрасное имеет неодолимую силу над душой человека. Нет, настоящий учитель – не ниже писателя, не меньше поэта; пусть он соединит в себе таланты народного сказителя и городского барда, лишь бы по-доброму владел вниманием учеников и оказался способным формировать их языковое мышление. А значит, и внутренний мир их душ…

А теперь обратимся к теме нравственного подвига, подвижническому поприщу российского педагога XXI-го столетия.

И один в поле воин, если его дело правое, и за ним - Сам Бог! Как никогда тяжело сегодня педагогу, болеющему душой за детей, которых он не делит на своих и чужих. Настоящий педагог - несомненно, творческая и нравственная, а потому сильная личность…

Нравственный подвиг учителя все явственнее выявляется в общении и обращении с учащимися, как правило, с детских лет недополучившими родительского внимания и теплоты любви. Совместить в себе отеческое и материнское начала; без отчаяния от неисправности детей влечь их к идеалу, не подавляя и не ломая; уметь взыскивать не унижая, требовать положенного без суровости, говорить неприятное с приятностью, строгость облекать в любовь - наша нелегкая, но необходимая задача…

А вот еще один рубеж, умолчать о котором было бы сегодня несправедливо, несмотря на несколько затянувшееся наше слово.

На этом позвольте мне завершить свое размышление, которое, как лавровый венок, я возлагаю вместе с вами на главы любимых мною коллег и собратьев по счастью принадлежать к героическому сословию российских педагогов.

Выступление на Шестых межрегиональных Пименовских чтениях,
прошедших в Саратове 28 ноября 2008 года.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внедрение ФГОС в систему общего образования требует применения активных форм в ходе проведения внеурочных мероприятий. Внеклассная работа должна носить воспитательный и развивающий характер. Воспитание должно быть ориентировано на определённый идеал. Данная разработка представляет собой сценарий проведения классного часа в форме устного журнала. Тема данного мероприятия актуальна, т.к. проблема семейного воспитания достаточно остро стоит в современном обществе. Каждая страница журнала имеет логическое завершение, несёт всебе не только познавательный, но и воспитательный потенциал. Моя работа заняла первое место на региональном этапе конкурса в номинации "Лучшая инновационная разработка года".

Русская Православная Церковь

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в

Центральном федеральном округе

Министерство образования и науки Российской Федерации

Всероссийский конкурс работ в области педагогики,

работы с детьми и молодёжью

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Луганская средняя общеобразовательная школа в селе Бобрик Комаричского района Брянской области

Добренковой Галины Ивановны

Конкурсное направление (подчеркнуть):

· Лучшая инновационная разработка года

· Лучшее педагогическое исследование года

· Лучший издательский проект года

· Лучшая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи

· Лучшая программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи

· Педагоги высшей школы – средней школе

· За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения

Подпись претендента: / Добренкова Г.И./

Центральный федеральный округ

АНКЕТА УЧАСТНИКА КОНКУРСА

Русская православная церковь

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в

Центральном федеральном округе

(указать федеральный округ)
Министерство образования и науки Российской Федерации

ежегодный Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания

и работы с детьми и молодёжью до 20 лет

Добренкова Галина Ивановна

Номинация: Лучшая инновационная разработка года

Информация об авторе работы:

Дата и место рождения: 29 апреля 1962 года, д. Бочарово Комаричского района Брянской области

Адрес места жительства (с указанием почтового индекса), телефоны, e - mail : 242412

ул. Школьная, 10/2, с. Бобрик Комаричского района Брянской области, 8 483 559 56 23, 8 903 644 86 79, GalinaDobrenkova @ yandex . ru

Место работы или род занятий: учитель немецкого и английского языков МБОУ Луганская СОШ в селе Бобрик Комаричского района Брянской области

Почётные звания (при их наличии) ______________________________________________

Наличие премий, призов и иных наград ___________________________________________

Автор работы: /Добренкова Г.И./

Центральный федеральный округ

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ РАБОТЫ

Русская православная церковь

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в

Центральном федеральном округе

(указать федеральный округ)
Министерство образования и науки Российской Федерации

ежегодный Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания

и работы с детьми и молодёжью до 20 лет

Добренкова Галина Ивановна

Номинация: Лучшая инновационная разработка года

Краткая аннотация работы

(не более 1 000 печатных знаков)

Духовно-нравственное развитие личности ребёнка начинается с первых лет жизни. Его целостность, преемственность и непрерывность обеспечивается совместными усилиями семьи, школы, общества. Предлагаемая работа написана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду методических разработок. Её значимость заключается в том, что форма устного журнала и используемый тематический материал создают наилучшие условия для объединения усилий семьи, общества и школы в решении проблем гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Несомненным достоинством данной разработки является четкое обозначение проблемы: современная семья как хранительница традиций, колыбель человека и колыбель культуры находится под угрозой. В ситуации современного глобального кризиса культуры, особенно в сфере образования, важно обратиться к нашему духовному наследию. Крепость семьи и нравственное здоровье детей могут возродить отечественные традиции воспитания. Русская история даёт множество примеров нравственных отношений между мужчиной и женщиной, проистекающих из взаимного уважения, доверия и верности. Одним из таких образцов семейных отношений является семья Романовых – Николая II и Александры Фёдоровны и их детей. Данная методическая разработка предназначена для учителей и классных руководителей с целью внедрения ее во внеклассную работу с учащимися, а также для работы с родителями. Она может быть использована при изучении в школе курса русской истории и культуры, при составлении спецкурсов по истории духовной культуры, этике семейных отношений.

Автор работы: /Добренкова Г.И./

Центральный федеральный округ

СОПРОВОДИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО

Русская Православная Церковь

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в

Центральном федеральном округе

Министерство образования и науки Российской Федерации

Всероссийский конкурс работ в области педагогики,

работы с детьми и молодёжью

Фамилия Имя Отчество: Добренкова Галина Ивановна

Конкурсное направление (подчеркнуть):

· Лучшая инновационная разработка года

· Лучшее педагогическое исследование года

· Лучший издательский проект года

· Лучшая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи

· Лучшая программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи

·Педагоги высшей школы – средней школе

· За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения

Краткая аннотация

(не более 1000 печатных знаков)

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов в систему общего образования требует применения активных форм в ходе проведения внеурочных мероприятий. Внеклассная работа должна носить воспитательный и развивающий характер. Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Данная разработка представляет сценарий проведения классного часа в форме устного журнала. Тема данного мероприятия актуальна, так как проблема семейного воспитания достаточно остро стоит в современном обществе. Каждая страница журнала имеет логическое завершение, несет в себе не только познавательный, но и воспитательный потенциал.

Информация об авторе работы:

Дата и место рождения: 29 апреля 1962 года, д. Бочарово Комаричского района Брянской области

Адрес места жительства (с указанием почтового индекса), телефоны, e-mail: 242412

ул. Школьная, 10/2, с. Бобрик Комаричского района Брянской области, 8 483 559 56 23, 8 903 644 86 79, GalinaDobrenkova @ yandex . ru

Место работы или род занятий: учитель немецкого и английского языков МБОУ Луганская СОШ в селе Бобрик Комаричского района Брянской области

Почётные звания (при их наличии)______________________________________

Наличие премий, призов и иных наград __________________________________

Автор работы: / Добренкова Г.И./

Центральный федеральный округ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Луганская средняя общеобразовательная школа в селе Бобрик

Комаричского муниципального отдела образования Брянской области

242412, Брянская область, Комаричский район, село Бобрик, ул. Школьная, 15

Заведующая филиалом МБОУ Луганская СОШ

в селе Бобрик Комаричского района Брянской области

(Духовно-нравственные аспекты воспитания детей в семье императора Николая II )

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 6 – 18 лет

Добренкова Галина Ивановна, учитель иностранных языков

Центральный федеральный округ

Пояснительная записка 3 - 8

2.1 Вступительное слово классного руководителя 9

3. Заключение 34 -35

Список используемой литературы 36

Приложение 37-38

Пояснительная записка

«Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания.

Живописец и ваятель творят только безжизненную фигуру,

а мудрый воспитатель создаёт живой образ,

Иоанн Златоуст [ 10]

Актуальность темы мероприятия

Работа посвящена чрезвычайно актуальной теме, поскольку с каждым годом вопросам культуры воспитания уделяется все больше внимания со стороны общественности России. Проблема в том, что семья как хранительница традиций, колыбель человека и колыбель культуры находится под угрозой. Поскольку стратегия современного общественного развития требует обогащения норм внутрисемейной жизни, постольку заслуживает пристального внимания опыт семейного воспитания в доме Николая II. Этот пласт культуры межличностного общения требует серьёзного изучения. На мой взгляд, царственная чета Николая Александровича и Александры Федоровны Романовых является примером нравственного, благочестивого воспитания детей. Нам есть чему поучиться у Царской Семьи в вопросах воспитания детей.

Цель мероприятия:

Духовно-нравственное и социальное развитие школьников посредством приобщения их к ценностям православной культуры, к отечественным культурно-историческим и духовно-нравственным традициям воспитания и образования российского народа.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи работы:

- изучить литературные источники о взаимоотношениях в семье Романовых; изучить мемуары, личные письма и дневники царственных особ;

- изучить историко-культурные и социально-политические обстоятельства воспитания в семье Николая II;

- рассмотреть специфику культуры воспитания детей в Царской семье;

- составить целостную картину воспитания детей в семье Романовых;

- формировать устойчивый интерес учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры;

- воспитывать патриотизм и гражданственность.

Научно-практическая значимость работы

Данная методическая разработка предназначена для учителей и классных руководителей с целью внедрения ее во внеклассную работу с учащимися, а также для работы с родителями. Фактические данные работы могут быть использованы при изучении в школе курса русской истории и культуры, при составлении спецкурсов по истории духовной культуры, этике семейных отношений.

Новизна заключается в комплексном изучении как литературных источников, фотографий, дневников, писем, воспоминаний, так и знакомство с источниками постсоветского периода о развитии отношений между родителями и детьми в семье Романовых.

Ожидаемые результаты

- приобщение детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения жизни Царской семьи;

- побуждение в ребёнке потребности самосовершенствования, самовоспитания и духовного роста;

- нравственное оздоровление подрастающего поколения;

- расширение познаний в области истории, культуры и религии;

- воспитание любви к Отечеству и чувства гордости за всё, что создано русским народом.

Оснащение и оформление: компьютер, мультимедийный проектор, аудиоматериалы, фотоматериалы, памятки для родителей, плакаты с макетами страниц, костюмы для действующих лиц, интерьерные декорации (цветы, свечи).

В заключении хотелось бы ещё раз отметить, что самый серьёзный кризис сегодня – человеческий. Молодёжь не знает, каким должен быть современный человек, чтобы стать счастливым: потребителем или созидателем? Мы отправляем в жизнь детей без нравственных ориентиров, они оказываются беспомощными перед жизненными проблемами.

Перед современным обществом стоит важнейший вопрос: способна ли система образования и воспитания содействовать становлению человека, призванного Богом не просто сытно существовать, а исполнять – каждому своё – высокое назначение. Для этого надо предложить детям абсолютные идеалы.

И современная школа как центр гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания в условиях федерального государственного общеобразовательного стандарта способна предложить современные механизмы реализации целевых программ и проектов в данной сфере. Примером тому может послужить данная разработка. Совершенно очевидно, что речь здесь не идёт о какой-то разовой акции. Необходимо систематическое, регулярное, целостное приобщение учащихся к духовно-нравственным идеалам. И нам не надо ничего придумывать, не стоит изобретать какую-то новую философию. Достаточно следовать заповедям, которые нам дал Иисус Христос. Ведь им уже более 2000 лет!

Говоря о практической результативности проведения устного журнала по предлагаемой разработке, хочу с уверенностью сказать, что подобные мероприятия востребованы в школе, нужны детям и взрослым, так как прививают высшие нравственные идеалы. На этапе рефлексии было ясно, что дети восприняли и осознали значение духовно-нравственных ценностей в жизни человека. Моя многолетняя работа в качестве учителя и классного руководителя по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию имеет самый важный результат: дети в моём классе не состоят на учёте в отделе по профилактике правонарушений несовершеннолетних, не сквернословят, не употребляют наркотики и алкоголь. Они трудолюбивы и послушны, добры и отзывчивы. В их семьях царят любовь и взаимоуважение. Родители учеников моего класса тесно сотрудничают со школой, с учителями.

Сценарий устного журнала

Вступительное слово классного руководителя

Колыбелью человеческой жизни является семья, объединяющая людей на добровольных основах любви и согласия. Образ жизни семьи и поведение её членов представляют ценности, являющиеся необходимым условием для нравственного бытия человека, преемственности поколений и построения гражданского общества и государства.

Сегодня институт семьи разрушается: Россия занимает первое место в мире по количеству разводов, суицидов, абортов, беспризорных детей, асоциального поведения. Корнями эти негативные явления уходят в семью, во взаимоотношения между его членами. Утрачиваются нравственные ценности семьи, разрушаются моральные устои, связанные с семейным воспитанием. Школа как центр гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания в условиях федерального государственного общеобразовательного стандарта способна предложить современные механизмы реализации целевых программ и проектов в данной сфере.

Есть редкие семьи, которые сохранили культуру духовно-нравственного воспитания. Но это исключение в наше время, характеризуемое кризисом семьи, захватившим практически все так называемые цивилизованные страны.

Мир вокруг нас прекрасен. Только в душе человека нет мира. Однако жили на земле святые люди, светлые и мудрые, счастливые и нужные нам всем до сих пор.

Читайте также: