Нравственный идеал грибоедова сочинение

Обновлено: 01.06.2024

Цели урока:

1. Обучающие:

    • учить использовать приём сравнительного анализа;
    • дать понятия "антигерой", "лишний человек";
    • обобщить знания о комедии Грибоедова, её главных героях;
    • подвести итог разговора о личности А. С. Грибоедова.

    2. Развивающие:

      • отрабатывать последовательность монологического ответа;
      • развивать умение аргументировано излагать свою точку зрения, опираясь на текст художественного произведения.

      3. Воспитательные:

        • подчеркнуть вечность, неразрешимость конфликта индивидуальности и посредственности, яркой личности и серости;
        • показать, как трудно противостоять общественному мнению, как важно не слиться с серой массой, сохранить чистоту идеалов, верность убеждениям.

        Ход урока

        I. Повторение.

        1. Разминка.

          • Фамусов, Сквозник-Дмухановский, князь Игорь, Лиза, Молчалин, Митрофан, князь Тугоуховский, Онегин, Осип, Стародум, Ляпкин-Тяпкин, Загорецкий, Ленский, Петрушка, Гринёв, графиня Хрюмина, Скалозуб, Скотинин.
            • Дома новы, но . . . стары.
            • Минуй нас пуще всех печалей
              • . . . часов не наблюдают.
              • Не человек, . . . .
              • Ах! . . . . . . страшнее пистолета.
              • Свежо . . . , а верится . . . .

              2. Узнайте героя.

              1). Характеристика героя:

              Уступчив, скромен, тих,
              В лице ни тени беспокойства, и на душе проступков никаких;
              Чужих и вкривь и вкось не рубит…
              Высказывания героя:
              В мои лета не должно сметь
              Свое суждение иметь.
              Ведь надобно ж зависеть от других.

              2). Характеристика героя.

              Не служит, то есть в том он пользы не находит,
              Но захоти – так был бы деловой.
              Жаль, очень жаль, он малый с головой,
              И славно пишет, переводит.
              Высказывания героя:
              Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
              И дым Отечества нам сладок и приятен!

              3). И. А. Гончаров: “Вообще к …………….. трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха. Недаром любил её и Чацкий”.

              II. Молодое поколение в комедии.

              1. Теория литературы.
              • Дать объяснение терминам: "литературный герой", "антигерой", "лишний человек".

              Литературный герой — это выразитель сюжетного действия, которое вскрывает содержание произведений литературы, кино, театра.

              Антигерой в литературе и кинематографе — это главный или второстепенный персонаж, имеющий отрицательные личностные качества, традиционно приписываемые негодяям или негероическим людям, но, тем не менее, имеющий также достаточно геройских качеств, намерений или сил, чтобы завоевать симпатию читателей или зрителей.

              Лишний человек — литературный тип, характерный для произведений русских писателей XIX века. Обычно это человек значительных способностей, который не в состоянии реализовать свои таланты на государственной службе. Принадлежа к высшим классам общества, он в основном проводит время за праздными развлечениями. Такой стиль жизни не в состоянии облегчить его скуку, что приводит к дуэлям, азартным играм и другому саморазрушительному поведению. К лишним людям относятся такие герои, как Онегин А.С. Пушкина, Печорин М. Лермонтова, большое количество героев И. Тургенева.

              1). Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина.

              • возраст;
              • происхождение;
              • положение в обществе;
              • общественные взгляды и идеалы;
              • личные качества;
              • проявление в любви…

              2). Герой и антигерой своего времени.

              • время создания комедии;
              • общественно-историческую обстановку в России первой трети XIX века;
              • общественные взгляды самого Грибоедова;
              • сильные и слабые стороны обоих героев;
              • неоднозначное отношение к Чацкому его современников (например, А. С. Пушкина);
              • симпатии современного читателя.

              Оценивать главного героя нужно исходя из жанровых особенностей произведения!

              Герой – Чацкий. Антигерой – Молчалин. Но Чацкий не “лишний человек”. Он только предтеча “лишних людей”. Подтверждает это, прежде всего, оптимистическое звучание финала комедии, где Чацкий остаётся с данным ему автором правом исторического выбора. Следовательно, грибоедовский герой может найти (в перспективе) свое место в жизни, об этом мы ещё будем говорить.

              • возраст;
              • происхождение;
              • положение в обществе;
              • взгляды на жизнь и идеалы;
              • личные качества.

              Почему она любит Молчалина, а не Чацкого?

              Собирая материал к ответу, отметьте противоречивость образа Софьи!

              • Кого из героев можно отнести к молодому поколению ещё?
              • Какая же главная человеческая ценность у молодого поколения?
              • Кого из героев следует считать представителем молодого поколения?

              III. "Век нынешний" и "век минувший" в комедии.

              • Кто является идеологом "века нынешнего", а кто – "века минувшего"?

              Идеологи, выразители взглядов своего века – Чацкий и Фамусов.

              Исторический рубеж между "веком нынешним" и "веком минувшим" – война 1812 года.

              Декабрист И. Якушкин отмечал в своих "Записках": "В продолжение двух лет мы имели перед глазами великие события, решившие судьбы народов, и некоторым образом участвовали в них; теперь было невыносимо смотреть на пустую петербургскую жизнь и слушать болтовню стариков, выхваляющих всё старое и порицающих всякое движение вперёд. Мы ушли от них на сто лет вперёд".

              То есть именно после войны в обществе сложились два политических лагеря: лагерь передовой дворянской молодёжи и консервативный феодально-крепостнический лагерь. Их столкновение воплотилось в конфликте между "веком нынешним" и "веком минувшим" в "Горе от ума".

              2. Работа с текстом комедии.

              • Кто является инициатором спора – Фамусов или Чацкий?
              • Это люди одной эпохи или разных?
              • Что важно для "века минувшего"?
              • А что важно для Чацкого?
              • Почему оба собеседника оказываются в этой сцене в комическом положении?

              (Чацкий, в пылу горячности, углубляется в свои размышления и философствует, не замечая, что его идеи не встречают ни сочувствия, ни понимания. Фамусов, не способный уловить ход мыслей Чацкого, подхватывает отдельные слова из его монолога и отзывается на них репликами: "Ах! Боже мой! он карбонарии!", "Опасный человек!", "Да он властей не признаёт!" и т. д. Возникает комическая ситуация, получившая название "qwi pro qwo" – "кто про что").

              В разгар спора Чацкого с Фамусовым на сцене появляется полковник Скалозуб.

              В присутствии Скалозуба страсти накаляются.

              • В каких словах заключена главная мысль монолога?

              Итак, после "оды" Фамусова Москве идёт возмущённый, полный гнева монолог Чацкого "А судьи кто?".

              • Чем вызван этот протест?
              • Почему Чацкий говорит о "душевной нищете" поколения Фамусовых?
              1. Работа с таблицей (в парах и фронтальная).
              • Выберите цитаты из текста, иллюстрирующие пункты таблицы. Сделайте вывод о взглядах "века нынешнего" и "века минувшего".
              • Как вы думаете, есть ли победившие в споре между "веком нынешним" и "веком минувшим"?

              Чацкий не побеждает в споре. Но и фамусовское общество не берёт верх: оно не имеет будущего.

              IV. Нравственный идеал Грибоедова.

              (Нравственный идеал – образец личных качеств, способностей).

              Лицом, на которое указывали как на прототип Чацкого, был П. Я. Чаадаев. Пушкин писал П.А. Вяземскому: “Что такое Грибоедов? Мне сказывали, что он написал комедию на Чедаева; в теперешних обстоятельствах это чрезвычайно благородно с его стороны”. Но сближение Чацкого с Чаадаевым сохранилось в устной, потом в печатной традиции.

              Развернута аргументация об отражении в образе Чацкого характера и биографии В.К. Кюхельбекера. О значении Кюхельбекера, вернувшегося из-за границы, опального, неудачливого, Ю.Н. Тынянов писал в статье “Французские отношения Кюхельбекера”.

              Грибоедов как мыслитель и художник был глубоко верен правде жизни, потому что он стоял на уровне самых прогрессивных идей века, потому что он постиг существо и характер наиболее важных социальных противоречий своего времени.

              Он сам с исчерпывающей полнотой охарактеризовал своё умонастроение в двух строках:

              По духу времени и вкусу
              Он ненавидел слово “раб”.

              Ненависть к рабству – социальному и духовному – владела Грибоедовым с юных лет. Его характер, мировоззрение, взгляды и вкусы сформировались под решающим воздействием самой русской действительности и в тесном, непосредственном общении с наиболее прогрессивными общественными силами эпохи.

              Есть основания предполагать, что Грибоедов не только идейно, но и организационно был связан с революционным подпольем своего времени и, может быть, состоял членом тайного Северного общества.

              • Подведём итоги нашего разговора о жизни и творчестве А. С. Грибоедова.

              Обратимся к отрывку из произведения А. С. Пушкина “Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года”:

              “Жизнь Грибоедова была затемнена некоторыми облаками: следствие пылких страстей и могучих обстоятельств. Он почувствовал необходимость расчесться единожды навсегда со своею молодостию и круто поворотить свою жизнь. Он простился с Петербургом и с праздной рассеянностию; уехал в Грузию, где пробыл осемь лет в уединённых, неусыпных занятиях. Возвращение его в Москву в 1824 году было переворотом в его судьбе и началом беспрерывных успехов. Его рукописная комедия “Горе от ума” произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами. Несколько времени потом совершенное знание того края, где начиналась война, открыло ему новое поприще; он назначен был посланником. Приехав в Грузию, женился он на той, которую любил. Не знаю ничего завиднее последних годов бурной его жизни. Самая смерть, постигшая его посреди смелого, неровного боя, не имела для Грибоедова ничего ужасного, ничего томительного. Она была мгновенна и прекрасна.”

              Звучит вальс А. С. Грибоедова, который он написал во время работы над комедией "Горе от ума".

              Сочинения > Сочинение на тему > Грибоедов, Горе от ума. Каковы нравственные и жизненные идеалы фамусовского общества?


              Окт 25, 2017 | 0 комментариев

              Грибоедов, Горе от ума. Каковы нравственные и жизненные идеалы фамусовского общества?

              Горе от ума — знаменитая работа Грибоедова, которая изображает жизнь страны после Отечественной войны 1812 года. Это жизнь, где столкнулись два лагеря. Первый лагерь — это передовой, декабристский взгляд, новый взгляд на жизнь, на ее устои. Второй лагерь — дворянство, или век минувший, они же фамусовское общество. Как раз об идеалах фамусовского общества мы и поговорим в сочинении, рассмотрев как нравственные, так и жизненные их идеалы.

              Чтобы понять, каковы идеалы в фамусовском обществе, выделить их идеалы и ценности, достаточно познакомиться с произведением Грибоедова. В нем автор, изображая век минувший, создает образы знатных дворян Москвы, что называют себя тузами, они же и являются представителями фамусовского общества.

              Каковы нравственные и жизненные идеалы фамусовского общества?

              Жизненные идеалы фамусовского общества

              Кем же является человек из этого круга и каковы их жизненные идеалы? Здесь мы видим лишь богачей, знатных дворян, так сказать, бомонд столицы. Все они выходцы из знатных семей, а идеалы этих людей просты и понятны.

              Для этих людей важны только деньги, с помощью которых и чины можно получить, и ордена. Это люди, которые не славятся заслугами перед Отечеством, для них гражданский долг ничего не значит, главное, чтобы жених имел кошелек потолще и тогда это будет уважаемый человек. Фамусов, рассказывая об идеалах человека, так и говорит, будь плохонький, но если наберется душ тысяч две родовых, тот и жених. Так, Скалозуб был хорошей кандидатурой в женихи, ведь в генералы метит, к тому же еще и золотой мешок. Но если денег нет, если человек беден, тогда фамусовское общество будет относиться к нему с презрением. О крепостных и вовсе можно не говорить, ведь их вообще за людей не считают, называя их чурбанами и фомками. Опять же, чтобы бомонд зауважал, нужны богатства. Так например, Татьяна Юрьевна уважаемая, потому что богатые балы устраивает.

              Нравственные идеалы фамусовского общества

              Если говорить о нравственных идеалах и взглядах в фамусовском обществе, то здесь для Фамусова является идеалом его дядя, которого он всем ставит в пример. Его дядя служил еще при Екатерине, но свое место при дворе он получил не с помощью каких-либо талантов или заслуг. Он просто жертвовал затылком, его шея просто часто гнулась в поклонах. Что самое страшное, многие представители данного окружения точно также получают почет и богатство. Тот же Сколозуб не лучше. По его рассказу в 1813 году он просто отсиделся в укрытии, а после столь выдающегося подвига получил медаль, теперь и генеральский чин ожидает.

              Идеал фамусовского общества точно не просвещение, ведь просвещенность и учение для них подобно чуме. Люди, что занимаются науками и творчеством — бесполезные люди для общества. Фамусов считает, что образованность только вредит, поэтому он бы все книги попросту спалил. А сами они даже газет не читают.

              Фамусовское окружение — это еще и лжепатриоты. Они только и говорят о патриотизме, сами же ничего не делают для страны. Чины хоть и имеются, но они не заслужены при исполнении воинского или гражданского долга. В их разговоре постоянно слышатся иностранные слова, они слушают французские романсы, они следуют французской моде.

              Так что же характеризует фамусовское общество? И здесь можно подытожить. Для фамусовского общества характерен страх перед новым, боязнь прогресса, а идеалом является необразованность и консерватизм. Вот они и живут по принципу: и награжденье брать и весело пожить.

              Мировоззрение главного героя произведения проявляется на протяжении всего повествования пьесы, основным конфликтом которой является противостояние двух миров, представленных в виде века нынешнего и века минувшего.

              Чацкий изображается в комедии в качестве выразителя либерально-демократических взглядов, приверженцем прогрессивных идей и противником существующих общественных взглядов, не принимающих любые попытки изменения социально-экономического и политического положения в стране.

              В первую очередь, принципиальной позицией главного персонажа является его отношение к чиновничьей службе, которую он воспринимает в качестве гражданского долга каждого порядочного человека, тогда как, представители фамусовского общества относятся к службе как к источнику для получения чинов и благосостояния. Чацкий выражает собственную готовность к службе во имя дела, а не раболепского почитания вышестоящих чиновников, а в случае невозможности осуществлять служение ради достижения высоких целей герой способен совершить полный отказ от службы.

              В отношении образования Чацкий придерживается свободолюбивых взглядов, считая необходимым дать человеку право выбора дальнейшего образа жизни, который может быть связан на его усмотрению либо с наукой, либо с искусством. На взгляд консервативного общества интерес представителей дворянского сословия к изучения наук, в том числе естественных, является шокирующим и возмутительным.

              Чацкий, относящийся к кругу передовых молодых дворян, отличается горячим патриотизмом по отношению к отчизне, отстаивающим мнение о национальной самобытности и глубоком уважении к российской культуре и языковым традициям. Поэтому герой активно критикует всяческие преклонения перед зарубежными странами и всем иностранным.

              В вопросе о крепостном праве Чацкий также высказывает собственное мнение, желая облегчить непосильную долю русских крестьян. Однако в его позиции не прослеживается момент полной отмены крепостничества, а лишь демонстрируется критика злоупотреблениями помещиков в отношении собственных крепостных.

              Чацкий является приверженцем высоких нравственных идеалов и отличается безупречностью в межличностных отношениях, в том числе в вопросах любви, чувствам которой от отдается пылко и бескорыстно в отличие от молчалинской расчетливости.

              Жизненная позиция Чацкого не принимается окружающими, но герой все же достойно выходит из создавшейся ситуации, не идя на сделку со своей совестью, предпочитая идейное одиночество.

              Другие сочинения: ← Горе от ума — комедия или драма↑ ГрибоедовОсобенности языка комедии Горе от ума →

              Вариант 2

              Служить Чацкий пытался да и пользовался на службе авторитетом, даже с министрами был знаком, да вот только он желал честно служить на пользу Отечества, а не для личных благ и не в пользу других лиц. Но в это время такое было просто невозможным, и Чацкий подал в отставку, порвав все свои прежние связи. Это для Фамусова и ему подобных служба была источником обогащения и чинов, и Фамусову непонятны мотивы Чацкого.

              Александр Андреевич был большим патриотом своей Родины, которую очень любил. Ему чуждо рабское преклонение перед всем иностранным, которое витало в те времена в России. Он осуждает дворян за то, что для воспитания своих детей они нанимают иностранных учителей и гувернанток, что очень модно было в их кругах. А зачастую нанимались люди малообразованные, которые ни во что не ставили Россию.

              К простому народу Чацкий относится с уважением. Он выступает против крепостного права. По его мнению человек должен свободно распоряжаться сам своей судьбой, сам делать выбор в жизни: где жить, учиться или нет, чем заниматься. Человеческий фактор для него заключается в уме, образованности, а не в богатстве, роскоши и том, сколько крепостных имеется.

              Неоспорима безупречность жизненных идеалов Чацкого и в личной жизни. Он любит бескорыстно и готов отдать все ради любимой, не требуя ничего взамен.

              Жизненные идеалы Чацкого общество, в которое он попал, не приняло. Но он усердно боролся за свое побуждение, хотя и потерпел поражение, как в обществе, так и в любви. Но своим идеалам он не изменил. Чацкий уезжает из Москвы, верен своим принципам.

              Общественные и нравственные идеалы Чацкого

              Коллекция сочинений: Общественные и нравственные идеалы Чацкого

              По своим общественным взглядам, жизненным принципам, идеалам и убеждениям Чацкий был близок к декабристам, хотя о полном совпадении их взглядов говорить нельзя. Комедия также не дает основания считать Чацкого членом тайного общества. Однако Герцен позднее писал, что если в литературе сколько-нибудь и отразился тип декабриста, то это в Чацком.

              Формирование идеалов передовой русской интеллигенции происходило под влиянием философии французских просветителей XVIII века, в частности Руссо, и трудов таких английских экономистов, как Адам Смит. Идейные убеждения свободолюбивой молодежи также во многом определялись эпохой наполеоновских войн и победой России в Отечественной войне 1812 года. Для передовых людей того времени было свойственно отстаивать право свободного выбора жизненного пути вопреки традиции дворянской жизни. Пренебрегая карьерой и чинами, они превыше всего ценили личную независимость.

              Главный герой комедии Чацкий – это не только человек, имеющий высокие общественные идеалы. Он также безупречен и в отношении личных нравственных принципов. В частности, его пылкая способность любить, бескорыстие и готовность забыть все ради своей возлюбленной противоположны расчетливости Молчалина. Чацкий не пытается использовать свое чувство к Софье, чтобы угодить Фамусову, от которого зависит его личное счастье.

              Вопрос:

              Ответы:

              Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова

              Но у Фамусова и его сторонников совсем другой взгляд на вопрос службы.

              Семейные ценности Чацкого и Фамусова

              Чацкий же – сторонник живого чувства, тем и страшный для фамусовской Москвы. Этот герой ставит любовь выше денег, образованность выше положения в обществе. Поэтому и разгорается конфликт Чацкого и Фамусова.

              Горе от ума — знаменитая работа Грибоедова, которая изображает жизнь страны после Отечественной войны 1812 года. Это жизнь, где столкнулись два лагеря. Первый лагерь — это передовой, декабристский взгляд, новый взгляд на жизнь, на ее устои. Второй лагерь — дворянство, или век минувший, они же фамусовское общество. Как раз об идеалах фамусовского общества мы и поговорим в сочинении, рассмотрев как нравственные, так и жизненные их идеалы.

              Чтобы понять, каковы идеалы в фамусовском обществе, выделить их идеалы и ценности, достаточно познакомиться с произведением Грибоедова. В нем автор, изображая век минувший, создает образы знатных дворян Москвы, что называют себя тузами, они же и являются представителями фамусовского общества.


              Жизненные идеалы фамусовского общества

              Кем же является человек из этого круга и каковы их жизненные идеалы? Здесь мы видим лишь богачей, знатных дворян, так сказать, бомонд столицы. Все они выходцы из знатных семей, а идеалы этих людей просты и понятны.

              Для этих людей важны только деньги, с помощью которых и чины можно получить, и ордена. Это люди, которые не славятся заслугами перед Отечеством, для них гражданский долг ничего не значит, главное, чтобы жених имел кошелек потолще и тогда это будет уважаемый человек. Фамусов, рассказывая об идеалах человека, так и говорит, будь плохонький, но если наберется душ тысяч две родовых, тот и жених. Так, Скалозуб был хорошей кандидатурой в женихи, ведь в генералы метит, к тому же еще и золотой мешок. Но если денег нет, если человек беден, тогда фамусовское общество будет относиться к нему с презрением. О крепостных и вовсе можно не говорить, ведь их вообще за людей не считают, называя их чурбанами и фомками. Опять же, чтобы бомонд зауважал, нужны богатства. Так например, Татьяна Юрьевна уважаемая, потому что богатые балы устраивает.

              Нравственные идеалы фамусовского общества

              Если говорить о нравственных идеалах и взглядах в фамусовском обществе, то здесь для Фамусова является идеалом его дядя, которого он всем ставит в пример. Его дядя служил еще при Екатерине, но свое место при дворе он получил не с помощью каких-либо талантов или заслуг. Он просто жертвовал затылком, его шея просто часто гнулась в поклонах. Что самое страшное, многие представители данного окружения точно также получают почет и богатство. Тот же Сколозуб не лучше. По его рассказу в 1813 году он просто отсиделся в укрытии, а после столь выдающегося подвига получил медаль, теперь и генеральский чин ожидает.

              Идеал фамусовского общества точно не просвещение, ведь просвещенность и учение для них подобно чуме. Люди, что занимаются науками и творчеством — бесполезные люди для общества. Фамусов считает, что образованность только вредит, поэтому он бы все книги попросту спалил. А сами они даже газет не читают.

              Фамусовское окружение — это еще и лжепатриоты. Они только и говорят о патриотизме, сами же ничего не делают для страны. Чины хоть и имеются, но они не заслужены при исполнении воинского или гражданского долга. В их разговоре постоянно слышатся иностранные слова, они слушают французские романсы, они следуют французской моде.

              Так что же характеризует фамусовское общество? И здесь можно подытожить. Для фамусовского общества характерен страх перед новым, боязнь прогресса, а идеалом является необразованность и консерватизм. Вот они и живут по принципу: и награжденье брать и весело пожить.

              Сохрани себе на стену чтобы не потерять!

              Нравственный облик и жизненные идеалы Фамусовского общества

              Александр Сергеевич Грибоедов стал знаменит благодаря одному произведению, о котором Пушкин сказал: “Его рукописная комедия “Горе от ума” произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами”. Современники утверждали, что “Горе от ума” — “картина нравов и галерея живых типов”. С тех пор комедия продолжает увлекать читателей и зрителей, воспринимающих ее героев как живых людей. Действующие лица пьесы не только живут, ходят на бал, любят, ревнуют. Каждый из них делится созрителем и читателем своей, именно им выношенной и выстраданной точкой зрения на мир. В комедии идет напряженный диалог жизненных философий и мировоззрений. С одной стороны, его ведет Чацкий, передовой человек своего времени, с другой — Фамусов и те, кто рядом с ним, — фамусовское общество. Фамусов — типичный представитель барской и чиновничьей Москвы первой четверти XIX века, но минувший век “покорности и страха” — его идеал. Он превозносит покойника дядю за то, что тот умел подслужиться, сгибаясь вперегиб, рядился шутом, чтобы заметили. Онвосхищается неким Кузьмой Петровичем, который и сам был богат, выгодно женился, Да и детям оставил не только солидное наследство, но и должности. И сам Фамусов радеет за родных, пристраивая их на тепленькие, доходные местечки. И все это для того, чтобы туже набить мошну. По его мнению, тот не жених для дочери, У кого нет душ тысячи две крепостных. А если человек не служит, по-своему управляет имением,

              проповедует свободные взгляды, он, как Чацкий, попадает в разряд вольнодумцев,

              опасных людей. Опасность для себя и себе подобных Фамусов видит и в учении, книгах,

              мечтая “собрать все книги бы да сжечь”, чтоб не разводилось других “людей и дел, и

              Более зловещей фигурой предстает перед нами полковник скалозуб, бездушный карьерист, потому что за его плечами сила военной машины. Хотя он продвигается по службе не по заслугам, а волей случая, используя “многиеканалы”, он не становится менее страшным. Аракчеевщиной от него просто разит, ученостью его не заморочишь, а Вольтеру он предпочитает фельдфебеля и строй в три шеренги. Молчалин — фигура другого рода, тихая, бессловесная. Но, тем не менее, “Молчаливы блаженствуют на свете”, потому что унижаются, льстят и любят по расчету. Они вполне могут дойти “до степеней известных”, гладя мосек и заискивающе глядя в глаза Татьянам

              Юрьевнам. Очень похож на Молчалина Антон Антонович Загорецкий, это отмечает и Чацкий. Но Загорецкий откровеннее Молчалина. Он явный угодник, лжец, карточный шулер, а при случае — доносчик, недаром Горич предупреждает об этом его качестве. Нет, неспроста рисует Грибоедов Загорецкого, пришедшего из водоворота светской жизни, как и другого героя, являющегося в конце пьесы,— Репетилова. В его сбивчивом

              рассказе перед нами проходит множество московских и петербургских типов, “умнейших

              людей”, оказывающихся на деле пустыми болтунами, как и сам Репетилов, опошляющий

              идеи, дорогие сердцу автора. Галерея типичных образов фамусовского общества представлена и старухой Хлестовой, старой московской барыней, деспотичной крепостницей, безапелляционной в своих

              оценках, и семейством князя Тугоуховского, занятого погоней за богатыми женихами, и

              престарелой, туповатой графиней Хрюминой с заносчивой внучкой, и Натальей Дмитриевной, капризной кокеткой, подминающей под каблук собственного мужа, и целым рядом лиц, непосредственно в комедии не участвующих, но упоминаемых в беглых и метких характеристиках. Как видим, представителей фамусовского общества, общества старого, отживающего, в пьесе достаточно много. И поэтому главный геройсломлен ее количеством, но не качеством. Ведь смех, насмешка пронизывают всю пьесу, а осмеянный порок уже не страшен.

              Читайте также: