Нравственные уроки сказки сочинение

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сочинение на тему: Познавательные и нравственные уроки в сказке “Городок в табакерке”.

Сказка “Городок в табакерке” первая художественно-познавательная сказка для детей.

Автор показал жизнь машины, как жизнь живого человека.

Одоевский изобразил жизненный быт, близкий пониманию благовоспитанного мальчика, живущего в благополучии и в достатке.

Папенька принес музыкальную табакерку пёструю, из черепахи. На крышке городок с домами, с башенками, с воротами.

Из табакерки раздается мелодичный звон. Мальчику захотелось заглянуть внутрь диковинной вещицы. Из сказки можно узнать, как устроена табакерка. Владелец должен беречь её, если хочет долго пользоваться и любоваться ею.

В этой сказке папа учит сына быть внимательным, учиться думать.

“Не скажу тебе, Миша, сам посмотри попристальнее, да подумай: авось либо отгадаешь”.

Когда Миша познакомился с мальчиком с золотою головкою и в стальной юбочке, он обратил внимание на то, что мальчик к каждому слову добавляет “динь-динь-динь”.

“Уж у нас поговорка такая”, - отвечал мальчик-колокольчик. Миша был очень удивлен, так как его папенька говорил, что нехорошо привыкать к поговоркам.

Когда Миша передвигался по городу, он увидел очень много мальчиков в серебряных юбочках.

“Нет, теперь уж меня не обмануть, сказал Миша. Это только мне кажется издали, а колокольчики все одинакие ”.

“А, вот и неправда, - отвечал провожатый, - колокольчики не одинакие”. И мальчик- колокольчик преподал урок Мише. Он разозлился на Мишу, когда тот говорил о своем папеньке, и о том, что нельзя привыкать к поговоркам.

“Вот, видишь ли, Миша, это тебе урок: вперед не смейся над теми, у которых поговорка дурная: иной и с поговоркой, а больше другого знает, и можно от него кое- чему научиться”.

Теперь обиделся Миша и закусил язычок. В городке Миша знакомится с дядьками- молоточками, которые беспристрастно стучат по бедным мальчикам-колокольчикам.

Миша пожалел мальчиков-колокольчиков, он был очень добродушным и воспитанным мальчиком. Он также узнал, что всеми дядьками руководит надзиратель, “который лежит на диване, в халате и с боку на бок переворачивается”.

После разговора с надзирателем, Миша сделал выводы, что очень многому научился в этом городке. Он понял, что шалить нельзя, иначе последует наказание.

Сказка очень познавательная. Мальчик Миша решил докопаться до истины, отчего в табакерке играет музыка и он изучил весь механизм от пружинки до последнего звена колокольчиков.

На что его папа сказал, что у него появилась тяга к механике, к оптике и к другим наукам.

А также Миша получил нравственные уроки, что нельзя смеяться над теми, у которых поговорка дурная. Что есть люди, от которых можно многому научиться.

Мальчик понял, что дурные поступки всегда несут за собой наказания.

А также, что к вещам нужно относиться бережно, тогда этой вещью можно долго пользоваться и любоваться.

Сказка очень интересная и поучительная.

Проснувшийся Миша уже понимает, как работает музыкальный ящик, он воспринимает машину, как живое существо.

Сказка Константина Георгиевича Паустовского была создана в 1954 году. В ней описано послевоенное время, когда в деревнях в основном жили и работали старики и дети. Именно на них ложилась вся тяжесть крестьянского труда в отсутствии мужчин. Рассказывает она и доброте и зле, о помощи людей друг другу. Кроме того это произведение имеет глубокую нравственную основу. По жанру это литературная сказка, однако, в ней много реального.

2 вариант

Действие происходит в послевоенной деревне. На хозяйстве остались в основном старики и дети. На их слабых плечах лежит задача прокормить себя и свои семьи.

Для получения муки в деревне построена мельница. На ней трудится Панкрат. Именно он приютил и выходил раненого коня, оставшегося после ухода воинов. Животное помогало молоть зерно и делать муку. Но прокормить лошадь в зимнее время у мельника не получалось. Поэтому конь ходил по деревне и питался тем, что давали местные жители.

В один из дней голодный конь забрел в дом, где жил Филька. А был этот Филька нелюдимым и злым. Он не стремился помочь соседям и отличался равнодушием. В избе у Фильки имелся свежий и теплый каравай. Но герой пожадничал и дал коню черствую горбушки. При этом он накричал на животное и ударил его. А хлеб закинул в снег подальше от крыльца. Конь в силу своего увечья не мог найти еду и остался голодным.

Внезапно переменилась погода, и наступили лютые морозы. Температура на улице была такая, что замерзла вода возле мельницы. Деревня осталась без муки. В это время бабушка рассказала Фильке об аналогичном случае, произошедшем век тому назад. Последствием того, старого происшествия стали голод и неурожай пшеницы. Теперь Филька понимает, что своим плохим отношением к хлебу и коню, он навлек голод на всех жителей деревни.

После всего произошедшего Филька не обижает больше животное. Человек всегда кормит коня вкусной едой и помнит, что может произойти, если злое действие преобладает над добрым.

В произведении, как в любой сказке добро побеждает. При этом читатель задумывается о многих вопросах. Ведь любое зло легче предотвратить, чем потом исправлять, не надо обижать рядом живущего и все дела лучше делать сообща. Нельзя плохо относиться к больным и нуждающимся. Ведь им надо очень мало. Иногда участие и протянутая краюха хлеба способны исцелить и вернуть веру в жизнь.

Также читают:

Картинка к сочинению Нравственные уроки сказки Теплый хлеб

Популярные сегодня темы

Лемуэль Гулливер, хирург и капитан дальнего плавания, описывает четыре путешествия. В первом путешествии корабль терпит кораблекрушение, и Гулливер попадает в страну Лилипутию

Эта повесть, принадлежащая перу Распутина довольно необычное произведение. Герои этого произведения – это люди, живущие на острове. На этом острове есть деревня под названием Матера.

Для того чтобы раскрыть характеры собственных персонажей Чехов ставит героев рассказов в нестандартные ситуации. Точнее, эти ситуации в целом являются более-менее типичными, но не совсем привычными для героев.

С самого начала эта необычная история вызывает много вопросов. Становится интересно и очень хочется узнать, чем же маленький пушистый комочек мог помочь старику? Почему дед испытывает такое глубокое чувство благодарности? Только дочитав рассказ до конца, мы понимаем, в чем дело, что же произошло с главными героями.

С каждой новой строкой мы узнаем все о произошедшем. Ларион Малявин, а именно так зовут деда, выжил в лесном пожаре только благодаря маленькому зайчишке. А ведь старик пошел на охоту и даже стрелял в зверька, только тому удалось удрать. Дед и не подозревал, как может все обернуться, даже не мог подумать, что ему самому понадобится помощь зайчонка, которого он так обидел.

Спасая две жизни, зверек сильно пострадал: у него обгорели лапки. Дед Ларион не оставил своего спасителя умирать, забрал его домой в надежде на то, что теперь он сможет помочь ушастому другу. Паустовский своим рассказом учит нас, читателей, любить природу, не обижать животных, отвечать добром на добро. Дед Ларион, стрелявший в зайца, не вызывает отрицательных эмоций, скорее даже, наоборот, мы испытываем чувство уважения к этому герою, ведь так поступил бы на его месте не каждый. Ну подумаешь, заяц?! Сколько их еще в лесу! Стоит ли с ним возиться?! Современные люди не протянут руку помощи друг другу, что уж говорить о каком-то зверьке! А Паустовский показывает нам, что еще есть благородные сердца, способные на добрые поступки.

Пройдя с главным героем все перипетии со спасением, мы вдруг невольно задумываемся, а удастся ли деду спасти зайчонка? Ведь отказывается лечить зайца местный ветеринар, долго не соглашается детский врач, Карл Петрович. Но дед настроен решительно. К местному лекарю он отправляет внука, а вот в город, к пользующемуся популярностью городскому врачу идет сам. Пытаясь уговорить Карла Петровича, Ларион рассказывает всю историю от начала до конца. Сердце лекаря дрогнуло. Он взялся за спасение зайчонка. Наверное, решительность деда можно легко понять: он не просто был благодарен зайцу за то, что зверек вывел его из пожара, старик испытывал невероятное чувство вины. Пытаясь загладить эти угрызения совести, Ларион Малявин искал все возможные пути, чтобы спасти зайца.

В конечном итоге детский доктор Карл Петрович ухаживает за зайцем, лечит его. Зверек поправляется. Ларион Малявин не может расстаться с пушистым другом, он оставляет зайца у себя.

Этот поступок деда Лариона позволяет понять, что еще не все потеряно, если вокруг нас есть такие добрые и отзывчивые люди, значит, все будет хорошо. Дед успокоил свою совесть, он довел начатое дело до конца, не отказался, не отступил, проявил всю силу и твердость характера, уговаривая аптекаря и городского врача.

Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее идейно-художественной значимости.

Креативная функция сказки - выявлять, формировать, развивать и реализовать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление.

Голографическая функция проявляется в трех основных формах:

-способность сказки в малом являть большое;

-способность представлять мирозданье в трехмерном пространственном и временном измерениях (небо - земля - подземный мир; прошлое - настоящее - будущее);

-способность сказки актуализировать все органы чувств человека, быть основой для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества.

Развивающе - терапевтическая функция - воспитание здорового образа жизни, охрана человека от пагубных увлечений, пристрастий.

Культурно-этническая функция сказки - приобщение к историческому опыту разных народов, этнической культуре: быт, язык, традиции, атрибутика.

Лексико-образная функция - формирование языковой культуры личности, владение многозначностью и художественно-образным богатством речи.

От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, и в ярком изображении "сказочного мира", романтической окраске событий.

Возвращаясь к сказке, отметим, что в каждом конкретном случае её сюжет обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на самоотверженность, или на сопереживание. В этой связи и следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно на то, что сказка:

- учит детей сравнивать, сопоставлять;

- формирует привычку доказывать, что это так, или иначе;

- ставит ребёнка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции;

- упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.

Взрослый должен показывать ребёнку своё отношение к тому или иному герою, формируя тем самым более осознанное отношение к добру и злу.

То есть конкретное содержание каждой сказки может подсказать взрослым и свои пути воспитания добрых чувств. Важно только не забыть о них.

1. Прочитав сказку, обсудите с ребенком, что в сказке хорошо, а что плохо. Создайте новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: всё можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать творческим девизом для ребенка.

2. Дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания.

И еще - не бойтесь чувствовать сами и учите этому ребенка. Чувства разные нужны, чувства разные важны:

  • Радость – свидетельство удовлетворенной потребности.
  • Чувство гордости говорит о том, что вы что-то делаете хорошо. Оно помогает укрепить чувство собственного достоинства.
  • Чувство одиночества подсказывает: вам не хватает человеческого общения, человеческой близости.
  • Злость служит сигналом, что ваши или чьи-то права нарушены. Она, как некий предохранительный клапан, который помогает ослабить эмоциональное напряжение, дает нам силы для того, чтобы найти выход из создавшейся ситуации.
  • Страх предупреждает нас об опасности, подсказывает, что нужно искать защиты и поддержки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Родительское собрание "Нравственные уроки моей семьи"

МДОУ ДСКВ № 15 г. Ейска МО Ейский районМетодическая разработкаПедагог-психолог Сергеева М.ВСобрание для родителей подготовительной группы"Нравственные уроки моей семьи" Нравстве.


Комплекс занятий по нравственному воспитанию "Сказка греет, сказка лечит, сказка учит жить"


Уроки сказки или как работать со сказкой.

Уроки сказки или как работать со сказкой. “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок” А.С.Пушкин.


Планирование нравственных уроков.

Представлен авторский материал.



Сказка и нравственный урок

Имеет значение, в чем состоит нравственный урок, главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, читателя, какие моральные установки закладывает в его душе. Не зря существует поговор.

Читайте также: