Нравственные уроки рассказа уроки французского сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Рассказ был написан в 1973 году. Писатель посвятил его матери писателя Александра Вампилова — учительнице Копыловой Анастасии Прокопьевне. Произведение же носило автобиографический характер.

Распутин родился и вырос в селе Усть-Уда. В нем была только четырехлетняя школа. После он переехал в районный центр.

Там ему пришлось жить у чужих людей. У него не было возможности полноценно питаться и носить нормальную одежду.

Существование скрашивала одна учительница. Она помогала мальчику делать уроки, играла с ним и дарила разные вещи. Именно учительница повлияла на Распутина, и он сохранил ее образ в памяти на долгие годы.

Проблема милосердия

Учительница Лидия Михайловна по-доброму относится к главному герою. Она пытается ему помочь не только в учебе, но и в познании реальной жизни. Лидия Михайловна учит ребенка бережному и трепетному отношению к другим людям. Она помогает одиннадцатилетнему мальчику, которому пришлось рано повзрослеть, преодолевать голодные времена. Лидия Михайловна жертвует своим местом на работе, чтобы заниматься воспитанием мальчика, который жил далеко от матери. Все действия героини бескорыстны, она не требует награды за свои поступки, она не готова мстить герою за то, что ее уволили, наоборот, даже после ухода из школы Лидия Михайловна помогает мальчику, отправляя ему яблоки, которые он никогда не пробовал.

Вера в доброту свойственна для В. Распутина. Поэтому он воспевает нравственные ценности, которые делают каждого настоящим человеком в любой ситуации.

Характеристика главных героев

Повествование ведется от лица мальчика 11 лет. Он родом из деревни и приехал учиться в районную школу. Его основные личностные черты:

  • мужественность;
  • смелость;
  • упорство.


Мальчик очень одинокий, так как городские дети не принимали его. Он очень умный и самостоятельный, старательный. Герой стремиться не разочаровать семью. В рассказе есть еще одна центральная героиня — Лидия Михайловна. Учительнице иностранного языка исполнилось только 25 лет. Красивая и молодая женщина, она выросла на Кубани. В детстве доставляла немало проблем родителям.

Директор школы — Василий Андреевич. Он громко разговаривает, и это часто пугает детей. Провинившихся он заставлял оправдываться перед всей школой. Поступок учительницы директор посчитал недопустимым.

В рассказе встречается множество второстепенных персонажей.

Среди них — хулиган Птаха, его младший соратник Вадик, одноклассник главного героя Тишкин и многие другие. Все они делают произведение Распутина уникальным.

Мораль и безнравственность

Носителями положительных качеств являются мальчик и учительница. Рассказчик, передавая свою историю, объясняет, как история детства стала уроком на всю жизнь. Ребенок понял, что нельзя быть недоверчивым. Люди в большинстве своем добры. Жестоких меньше. В рассказе к ним следует отнести Вадика, Птаху, Тишкина. Это такие же, как рассказчик подростки, но они подлые и безнравственные уже в начале своего пути. Нетрудно догадаться, какими станут в будущем. Вадик не терпит тех, кто умнее и удачливее. Мальчишку избивают за то, что он играет лучше, чем Вадик и его друзья. Птаха не имеет своего мнения, подчиняется сильным бездумно и бессмысленно. Он станет в ряды тех, кто своим равнодушием усилит горе и несчастья людей. Тишкин – предатель, подлиза и трус.

СочиненияЛидия Михайловна (Уроки французского) – описание и характеристика учительницы в рассказе Распутина

СочиненияХарактер главного героя “Уроков французского” – характеристика и черты мальчика в рассказе Распутина

Центральная тема

В рассказе писатель поднимал несколько проблем. В первую очередь он показал, как важно быть неравнодушным. Если бы не помощь Лидии Михайловны, мальчик мог свернуть на кривую дорожку. Проблематика произведения — особый моральный выбор, который не поддерживается обществом.

В то же время герой смог отказаться от игры с хулиганами. Они не раз избивали его, но ему были нужны деньги. На них мальчик покупал только батон и молоко. Эти продукты стали настоящим спасением. Помощь Лидии Михайловны тоже была кстати, так как герой перестал общаться с хулиганами.

Основная мысль работы: когда человек помогает кому-то, то он помогает себе. Учительница смогла стать счастливой, хотя она рисковала карьерой.

Но даже увольнение не расстроило ее. Ведь она помогла мальчику.

Игра на деньги

Учительница решается на отчаянный шаг – игру на деньги с мальчиком. Тонкая грань между нравственностью и аморальностью здесь налицо. Не может педагог играть в азартные игры. Азарт и учитель – противоположные понятия. Здесь игра – единственный способ помочь. Другой способ ребенок не приемлет. Он не понимает еще многих чувств, не верит в силу взаимопомощи и возможности бескорыстного отношения. Вокруг подростка много лжи и обмана. Учительница позволяет парню выиграть на еду, которую он сможет купить для себя, думая, что заработал деньги: не отнял, ни украл, а честно выиграл. Парнишка выигрывает только столько, сколько ему необходимо. Он не рвется за богатством, наживой, не хочет подчинять друзей, пользуясь своим умением.

Нравственные проблемы в рассказе

  • Формировать систему нравственных ценностей (уважение, любовь, сочувствие).
  • Развивать навыки аналитико-исследовательской работы по тексту ; культуру связной устной речи; мышление.
  • Создать условия для выражения эмоционально-личностных оценок поступков и судеб героев.

Методические приёмы:

  • аналитическая беседа;
  • проблемные вопросы;
  • рассказ учителя;

Виды деятельности учащихся.

  • Подбор материала из художественного произведения для ответа на заданный учителем вопрос.
  • Выразительное чтение отрывков из повести.
  • Пересказ эпизодов повести с элементами анализа текста.
  • Анализ образа героя.
  • Самостоятельная формулировка вывода урока.

Ход урока.

Фамилию учителя можно и забыть,

Можно много говорить об этом, поэтому проблем, поднятых в рассказе достаточно много: тема трудного детства, тема взаимоотношения учителя и ученика, о трудных взаимоотношениях подростков, о мужестве, о доброте, о становлении характера. Для меня же это произведение об учителе.

— Как вы можете объяснить эти слова? ( Человек растёт, и вместе с ним растёт и развивается всё то, что заложено в детстве. Не зря психологи говорят о том, что детство влияет на всю последующую жизнь человека, что психологические раны и травмы, полученные в детстве, так или иначе, скажутся во взрослом возрасте)

-А каким же было детство Валентина Распутина? Об этом нам расскажут исследователи его творчества, ваши одноклассники.

Портрет В.Г. Распутина.(или презентация)

Родился В.Г.Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области в поселке Усть-Урда, расположенного на берегу Ангары. Детство частично совпало с войной: в первый класс Аталанской начальной школы будущий писатель пошел в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь была трудной, временами полуголодной.

— вспоминал автор. Окончив 4 класса в Аталанке, Распутин хотел продолжить учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась в 50 км от родной деревни. Необходимо было перебраться туда жить, причем одному.

II. Рассказ о Лидии Михайловне
Молоковой.

Этот рассказ автобиографичен. Учительница в произведении названа действительно своим именем Лидия Михайловна. Несколько лет назад она жила в Саранске, преподавала в Мордовском университете, воспитала двух дочерей. Когда вышел в свет в 1973 году этот рассказ, она сразу узнала себя в нем, отыскала Валентина Григорьевича, несколько раз встречалась с ним.

Ребята, попробуйте восстановить жизнь того времени по рассказу, что за время описано, какой период истории нашей страны? (Ответы детей)

Перед нами судьба одиннадцатилетнего подростка, обобщенный образ которого воплотил Распутин, так и не назвав мальчика конкретным именем, так как, с одной стороны, этот рассказ — автобиография, с другой — типичная история ребенка послевоенной поры.

Давайте вспомним:

— Прочитайте эпизод, когда рассказчик первый раз появляется в школе с синяками. Оцените реакцию Л.М., её поведение. Как это её характеризует? (Проявила педагогическое мастерство: не стала выяснять при всём классе, заботливая, понимающая.

Итак, давайте подведём итог. Каким же мы видим мальчика в рассказе. Дайте ему характеристику
.
(Он добросовестный, упорный, настойчивый. Когда он сталкивается с несправедливостью, упрямство и желание доказать правду берёт верх, за что он и бывает побит. Но есть в нём и неуверенность, и некоторая беспомощность, робость. Он терялся от всякого пустяка: прятал ноги, чтобы учительница не видела его обуви. Необычность поведения учительницы поражала мальчика).

Характеристика Лидии Михайловны

Что движет учительницей? Чем отличаются жалость и милосердие?

ЖАЛОСТЬ — 1. сострадание, соболезнование

2. печаль, сожаление

  • Итак, исчерпав возможности помочь герою законно, Л.М. решается на отчаянный поступок. Какой?
  • Прочитайте монолог учительницы, в котором она объясняет своё желание играть.

( Иногда надоедает быть учительницей, учить и учить без конца… Иной раз полезно забыть, что ты учительница. Для учителя, может быть, самое важное – не принимать себя всерьёз, понимать, что он может научить совсем немногому.)

Что нового узнаём о её характере?

  • Какие правила она нарушает? Правильно ли она поступает?
  • Как теперь относится герой к своей учительнице? Докажите текстом. (Перестал бояться, относится как к человеку, забывает, что перед ним учитель.)

Лидия Михайловна идет на рискованный шаг, играя с учениками на деньги, из человеческого сострадания: мальчик крайне истощен, а от помощи отказывается. Кроме того, она рассмотрела в своем ученике недюжинные способности и готова любыми способами помочь им развиваться.

— Как вы относитесь к поступку Лидии Михайловны? (мнение детей).

Доброта

вот что привлекает всех читателей в героях рассказа.

А какими качествами должен обладать, на ваш взгляд, учитель?

— понимание; — человеколюбие; — отзывчивость; — гуманность; — доброта; — справедливость; — честность; — сострадание.

А в чем схожи характеры учительницы и мальчика? (Оба они – люди честные, совестливые, правдивые и упрямые в достижении своей цел. Они удивительно сильные люди, способные противостоять жизненным обстоятельствам.)

Яблоки ассоциируются с добротой и милосердием. Автор говорит: У милосердия как бы появился запах – запах яблок)

Ребята, а в произведении есть ещё один герой, и он играет не последнюю роль. Кто это?

Просмотр отрывка из фильма

(эпизод, когда входит директор школы и застаёт их за игрой в пристенок)

— А, по вашему мнению, как должен был поступить учитель? Представьте, что не эти слова сказал директор, когда вошёл. Подумайте и озвучьте вы. Что должен был сказать он как педагог, как психолог, как человек, в конце концов! (озвучивание фильма)

Вывод: Слайд 11.

Почему мы, так же и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталась с нами после.

Среди нравственных выделяются проблемы милосердия и сострадания. Школьный преподаватель помогает рассказчику, несмотря на то что героиня рискует остаться без работы. Учительница делает все возможное, чтобы помочь ученику пятого класса. Она неравнодушна к окружающим людям и готова бороться с обществом, несмотря ни на что. Увольнение не пугает Лидию Михайловна, для нее оказывается важнее помощь мальчику и совершение поистине добрых поступков, которые смогут изменить хотя бы одну человеческую судьбу. Учительница французского показала, что важно быть неравнодушным к чужим проблемам, думать не только о себе, но и о тех, кто окружает нас.

К нравственным относится и проблема добра и зла. Автор рассказа демонстрирует вечную борьбу этих двух противоположных сил. В.Г. Распутин показывает, что добро и зло всегда будут существовать на свете, что каждый человек самостоятельно выбирает свой путь. Несмотря на преобладание в произведении образов-представителей зла, в рассказе наблюдается мысль о победе добра. Ведь поступок Лидии Михайловны помог рассказчику и показал ему, как нужно себя вести.

В рассказе поднимается проблема морального выбора. Каждый герой выбирает собственный жизненный путь. Рассказчик мог бы ожесточиться, так как долгое время встречался только с жестокостью и равнодушием, но главный герой выбирает путь борьбы за истину и справедливость.

Среди общественных можно выделить проблему общественной несправедливости. Директор школы увольняет учительницу, которая желает ребенку только лучшее. Лидия Михайловна, отличающаяся добротой и отзывчивостью, покидает учебное заведение, а Василий Андреевич, не задумывающийся над судьбами детей, продолжает работать и контролировать учебный процесс.

Помимо этого, в рассказе В.Г. Распутина рассматривается проблема послевоенного времени. Людям приходилось жить в нищете и голоде, надеясь на то, что рано или поздно в их жизни и в стране в целом все наладится. Рассказчик подчеркивает, насколько трудными были эти времена. Его семье совершенно нечего было есть. Еда заканчивалась слишком рано, урожай получался не таким хорошим, поэтому приходилось есть глазки от картошки. Бедность и нищета были свойственны не только рассказчику, а многим людям того времени, и В.Г. Распутин это ярко и подробно иллюстрирует.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сочинение на тему

Начало произведения необычно. Распутин горько замечает, что каждый раз мы чувствуем вину перед учителями, как и перед родителями. А что самое главное, все мы чувствуем вину перед первыми за то, что стало с нами после.

О многом заставил меня задуматься рассказ. Здесь есть благородство человеческой души в лице учительницы Лидии Михайловны. И в то же время есть такие герои, как Птаха и его окружение, которые показывают самую низость человеческой души. В моем понимании это свет и тьма, добро и зло. Распутин как бы ставит нас перед выбором: кто мы? Есть ли в наших сердцах человечность учительницы или же мы попросту можем променять на деньги свое достоинство, как Птаха. Мне кажется, в этом произведении Распутин показал проблематику всех поколений. Ведь и в наше время всегда найдутся люди с доброй душой, будут и те, кто предаст ближнего при первой же возможности. Но выбор всегда сводится только к одному: мы все должны быть человечными, должны сострадать, любить, чувствовать боль ближнего. Иначе нам попросту не выжить в этом мире, где бушуют страсти в виде добычи и наживы.

Прочитав это произведение, я отметила для себя, что автор как бы хочет показать две стороны человеческой души. Мы должны быть добрыми, человечными и понимающими – это закон жизни. По-другому попросту нельзя жить. Нельзя быть людям друг для друга врагами – не для того мы пришли вэтот мир. А еще должна быть благодарность. Благодарность и признание. Только благодаря им человек носит свое имя. Мы должны быть благодарны таким учителям, как Лидия Михайловна. Ведь только они учат нас доброте, человечности, всему тому прекрасному в жизни, что так необходимо каждому из нас.

Герой повести вынес из встречи с Лидией Михайловной свои уроки. Он не просто научился азам французского языка, он приобрел уроки доброты и нравственности. Он никогда в жизни не поступит подло. Хочется, чтобы как можно больше людей, прочитавших этот рассказ, взяли для себя эти уроки жизни. Ведь добро всегда возвращается добром .


В.Г. Распутин – автор, который в своих рассказах акцентирует внимание на жизненных ценностях, играющих важную в современном мире.
Героем рассказа является деревенский мальчик. Его семье живется нелегко, мать в одиночку воспитывает троих детей, которые прекрасно знают, что такое голод. Однако она решает отпустить мальчишку в город, чтобы он продолжил там учебу. Конечно, ей страшно отпускать ребенка одного, однако она понимает, что “хуже уже не будет”. У мальчика есть тяга к знаниям, он целеустремлен, поэтому не хочется, чтобы он все это потерял, сидя в деревне. Ребенку тяжело одному, он страдает по дому и материнской ласке. Герой постоянно голодает, тех крох, которые передает ему мать раз в неделю едва хватает на пару дней. Но он понимает, что она и так отрывает последнее от себя и его брата с сестрой. Мальчик пытается выжить как может, однажды он увидел, как местные ребята играют на деньги. Со следующих посланных матерью рублей он тоже начинает играть. Теперь ему хватает хотя бы покупать себе молоко. За то, что он очень хорошо играл, его и избили мальчики постарше. Когда он заявился в школу с синяками, учительница французского Лидия Михайловна заметила это и спросила, откуда синяки. Однако мальчик не ответил, он не хотел никого сдавать. Но его одноклассник Тишкин не умел держать рот на замке и выложил все как на духу. Лидия Михайловна не стала ругать ребенка или поднимать из-за этого шум. Учительница поговорила с мальчиком один на один после уроков, узнала, зачем он играл, и поняла, какого ему живется. Она, конечно же, знала, что такие игры и драки ничем хорошим не закончатся. И тогда женщина придумала хитрый путь. Она приглашала мальчика к себе домой на уроки французского, чтобы помочь ему улучшить произношение, а сама каждый раз пыталась его ненароком накормить. Однако малец оказался на редкость упрям и от еды наотрез отказывался. Лидия Михайловна решила действовать по-другому. Она сама начала играть с ребенком на деньги. Она понимала, что он очень горд и просто так деньги бы не взял, а вот честно выигранные мог. Однако их играм приходит конец, когда директор школы, живущий в этом же доме, заходит в гости и застает их за таким постыдным занятием. Надо отдать должное Лидии Михайловне. Она всю вину взяла на себя и не подставила ребенка. Ее выгнали из школы, и ей пришлось ехать домой на Кубань. Никто и не стал разбираться, почему же учительница играла с ребенком, всем было все равно, что мальчик едва стоял на ногах от недоедания. Лидией Михайловной руководили добра, отзывчивость и чуткость. Она пожертвовала работой ради ребенка. Когда она уехали, то все равно не забыла своего ученика, с Кубани прислала ему посылку с макаронами и яблоками.

Автор показал истинное нравственное значение рассказа, через такие качества людей, как отзывчивость, доброта, чуткость и желание помочь другому.

Пример 2

Рассказ “Уроки французского” сам Распутин называет автобиографичным. В нем он вспоминает тяжёлое послевоенное время, себя, голодного мальчишку, в дали от дома и ту учительницу, которая осталась в памяти на всю жизнь. Прототипом учительницы французского стала Анастасия Прокопьевна Копылова.

История общения главного героя, безымянного пятиклассника, и Лидии Михайловны — это история о нравственном выборе. Учитель даёт мальчику самые настоящие уроки доброты, но в каждом из эпизодов она могла поступить иначе. Однако её выбор всегда был в пользу ближнего, это был выбор сострадания и желания помочь голодному и одинокому ребёнку.

Перед первым выбором учитель стояла, когда узнала, что главный герой играет на деньги в чику. Предать его позору перед всей школой, как это сделал бы директор, или попытаться разобраться в ситуации? Лидия Михайловна выбирает откровенный разговор.

Узнав, что мальчик голодает, поэтому и вынужден зарабатывать себе на молоко азартным путем, она могла бы вздохнуть и забыть об этом. Но человек с большим сердцем не может отвернуться от чужой беды. Учительница с хитринкой во взгляде объявляет, что будет заниматься с мальчиком французским произношением у себя дома. Робеющий ребёнок не сразу понял, что его заманили, чтобы накормить. Каждый раз, когда приходит время принять угощение, он убегает, потому что стесняется, чувствует себя неловко.

Лидия Михайловна умна, она продолжает придумывать способы ненавязчиво помочь мальчику: сначала анонимную посылку с продуктами прислала, а потом и вовсе решилась на безобидную, но запретную игру на деньги. Это был рискованный выбор. Как учитель она не имела право на денежные игры с ребёнком, но теперь у мальчика всегда был заветный рубль на молоко, потому что он постоянно выигрывал.

Лидия Михайловна подобрала ключик к мальчику, смогла использовать его слабость к играм, чтобы обеспечить ребенка едой. Да, это было неправильно, но на чаше весов было здоровье мальчика, страдающего малокровием от недоедания. Что же важнее: собственное благополучие или забота о ближнем? Учительница французского сделала свой выбор. За это ей пришлось оставить место работы и уехать из города. Издалека она продолжила помогать, прислала посылку с макаронами и яблоками, которые он раньше видел только на картинках. Лидия Михайловна навсегда осталась в памяти героя эталоном доброты, жертвенности и человеколюбия.

Читайте также: