Нравственность должна быть путеводной звездой науки сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Цель : раскрыть многоплановость проблематики повести Булгакова, выявить принципы соединения бытовой конкретики и фантастики в творчестве писателя, показать актуальность произведения, развить умения и навыки анализа прозаического произведения.

Опережающее домашнее задание:

Инд. Исследования:

История создания повести

Место действия и прототип профессора Преображенского.

Смысл названия произведения

1ряд – пес Шарик и Шариков

2 ряд – профессор Преображенский

. 1. Актуализация знаний .

Дайте письменный ответ по теории литературы: сатира и ее виды (у доски).

Сатира – вид комического.

Предмет изображения – пороки.

Источник – противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.

Виды сатиры:

Юмор — добрый смех.

Ирония – насмешка.

Сарказм – едкая, язвительная насмешка, высшая степень иронии.

Средства сатиры:

Гиперболизм — преувеличение,

Гротескность – соединение фантастического и реального,

Контраст – противопоставление,

Реализация метафоры,

Несоответствие между определением предмета и его действительным состоянием.

На прошлом уроке мы познакомились с биографией и художественным миром М. Булгакова. Какие факты биографии произвели на вас впечатление? Назовите известные вам произведения писателя.

Ответьте на вопросы по произведению (викторина).

На ногах не стоит человек,

На всем божьем свете!

От здания к зданию

На канате – плакат:

-Кто в сугробе – выходи.

Только нищий пес голодный

Чьи это строки и зачем я их прочитала?

Какие строки повести перекликаются с блоковскими строками. Прием реминисценции . Зачем?

Показать масштаб, глобальность происходящего .

Опишите Москву, в которой происходит действие.

Хаос, разруха, ненависть.

Чьими глазами мы видим Москву?

Глазами собаки . Прием внутреннего монолога. Прием отстранения. Узнать характер наблюдателя через восприятие событий и их оценку, спрятать свою оценку событий. Но она видна в авторской иронии.

Это литературная традиция. В каких произведениях повествование ведется от лица собаки?

Неглупое существо, умеет оценивать жизнь улицы, быт, нравы, делает выводы, сочувствует барышне, представляет образ хама-хозяина. Ироничный, любознательный, наблюдательный, чувство юмора .

Что противостоит жизни улицы с ее разрухой? Где происходит действие? Кто является благодетелем Шарика?

Контраст . Пречистенка. Профессор Преображенский – прототип ( инд. исследование)

Как Булгаков относится к профессору?

Уважительно, любовно, воплощение уходящей культуры, духа аристократизма, любуется культурой его быта. Булгаков тоже был аристократом, одно время носил монокль.

Какая проблема связана с образом профессора?

Роль русской интеллигенции. Она является интеллектуальным потенциалом общества и влияет на духовную, нравственную атмосферу жизни страны. Булгаков считал интеллигенцию “лучшим слоем общества, ощущая кровную связь с ней.

Как автор относится к пациентам профессора?

Пренебрежительно с иронией, обличает непманов . Средство: несоответствие высокого и низкого.

Случайна ли фамилия Преображенский?

Превращение, церковная фамилия. Начинается в Сочельник (23 декабря по 6 января) Рождество, заканчивается весной, на Пасху . Реминисценция из Библии . Это сатира, пародия на претензии человека вмешиваться в то, что подвластно богу.

С какой целью приводит Шарика?

Совершить научный эксперимент.

Представлял ли он, к чему приведет эксперимент?

Тема ответственности ученого за свое открытие.

Как Булгаков описывает Преображенского в момент операции?

Экспрессивные детали показывают сатанинский смысл насилия над природой, античеловеческий смысл.

И вот Шарик превращается в Шарикова. Какие приемы использует автор?

Гротеск. Реализация метафоры : кто был ничем, тот станет всем. Зачем использует фантастическую ситуацию. Помогает понять абсурдность идеи.

Дайте характеристику Шарикова.

Безобразное примитивное существо, ругань, омерзительная внешность. Гротеск служит созданию типического характера. Шариков – нарицательное, агрессивный тупой невежественный.

Как изменилась жизнь Преображенского с появлением Шарикова?

Дом превращается в АД. Тема дома сквозная у Булгакова. Дом – средоточие человеческой жизни. Большевики уничтожили дом как основу семьи, основу человеческого общества.

Какие образы связаны с проблемой социального эксперимента?

Уравниловка = равенству.

В каких сценах ярко проявляется характер Шарикова?

Обманул девушку. Чужды стыд, совесть, мораль. Присуши ненависть, злоба .

Сравните Швондера и Преображенского.

Различное: культура – антикультура. Общее: стремление переделать мир.

Швондер – экспроприация. Преображенский – за хорошие деньги обслуживает аморальных людей.

Почему профессор вернул Шарикова в прежнее состояние?

Понял, что шариковы, сфабрикованные творцами, сядут им на шею, что природа не терпит надругательства над собой.

Что б могло произойти, если бы Шариков не вернулся в прежнее состояние?

Актуально ли произведение сегодня?

Философский: неизменность человеческой природы при изменении социальной среды. Что есть человек?

Жанр фантастической повести позволил Булгакову разрешить драматическую ситуацию. Но предостерегающе звучит мысль об ответственности ученого за право на эксперимент.

Сформулируйте проблему повести, отраженную в следующих афоризмах и прокомментируйте ее

Нравственность должна быть путеводной звездой науки.

Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед.

Тому, кто не постиг уроки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.

Ответственность за свои деяния не только научной интеллигенции, но и каждого человека, к тому же если он наделён властью: духовной, политической, экономической и так далее.

Итог: Вспомните Достоевского, который не верил, что в один миг можно сделать человека безгрешным и праведным. Он говорил о возможности “выделаться” в человека.

В 21 век мы вступили с масштабными научными достижениями. Именно это заставляет нас – жителей всей Планеты – с тревогой смотреть на действительность. Мир стал опасен для жизни человека, локальные войны, террористические акты, самые изощренные формы убийств, снижающих ценность человеческой жизни, – вот, что предстаёт перед нами сегодня, вызывая чувство страха за будущее наших детей и внуков.

Все вопросы науки негласно регулируются нравственностью.

Влияние нравственных ценностей на науку может быть

Внутреннее воздействие науки и нравственности связано с творческим процессом научных коллективов (если отношения основаны на уважении, доверии, поддержке, то эта деятельность регулируется положительными нравственными ценностями; если же в коллективе царит недоброжелательность, подсиживание и угодничество – то это мешает научному творчеству и можно говорить об отрицательном влиянии нравственности на науку).

Научные открытия серьёзно влияют на общественную жизнь, и научное сообщество несёт ответственность за свои открытия – в этом проявляется внешнее воздействие нравственности на науку, так как наука развивается не в этическом вакууме, а в тесной связи с нравственным состоянием общества и во многом определяется его политическими задачами, экономическими и техническими возможностями.

Сегодня перед человечеством стоит множество нерешённых вопросов, важным из которых нам представляется этот: преодолеет ли человечество эту трагическую реальность или оно обречено на самоуничтожение?

Фундаментальная задача всех наук остается той же самой от Платона и Аристотеля до Рассела и Поппера: бескомпромиссная преданность истине в исследовании и преподавании. Но поиск истины не может быть вне моральных принципов и норм.

Проблемы внешних нравственных ценностей на науку, то есть проблемы социальной ответственности ученых перед обществом за свои открытия – обсуждаются уже более пятидесяти лет со времени преступных действий США, сбросивших атомные бомбы на мирные японские города в в 1945 году, а также тонны диоксина на территорию Вьетнама в 60-х годах. В 1980 – 1990-х годах в связи с достижениями генной инженерии и молекулярной биологии ученые-генетики объявили мораторий на эксперименты, связанные с вмешательством в генетическую природу человека. Заслуга ученых в том, что они первые предупредили общественность о возможной опасности, связанной с экспериментами в этой области. Таким образом, социальная ответственность ученых влияет на выбор направлений исследования. Сегодня определены области, исследования, в которых предполагается приостановить ввиду сомнительности их достоинств.

Само стремление познать истину, которая станет основой дальнейшего развития человеческого мышления, должно объединять людей. Ведь истина науки не зависит о веры, расы, национальности, воли, желания людей. Такую идею провозгласил Гейзенберг еще в 1946 году, выступая перед студентами Геттингенского университета. Наука, по его мнению, является средством взаимного понимания народов, она интернациональна, она направляет мышление человека на вопросы, которые близки многим народам, и в решении которых могут принять участие ученые самых различных стран и наций[3].

Важнейшим средством в ослаблении всех возникших проблем между наукой и нравственностью должна выступить наука философия. Было бы ошибочно умалять и недооценивать форму научности, присущую философии. Философия включает и учения, не ориентированные на результаты научного исследования, а отражающие многообразие интересов и потребность различных культур, социальных групп, потому содержит и вненаучные компоненты. На наш взгляд, именно философия, в основе которой лежит научная рациональность, способна подвергать системному историческому анализу формирующиеся в культуре нравственные принципы, направлять их по правильному пути.

Нравственность – внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра. Нравственное - то, что в своих действиях человеком видится не просто как допустимое, а доброе и благое. Безнравственное - нехорошее, недопустимое, вредное, этически безобразное и недостойное человека.

Детям нравственность не свойственна: понятие "добро" для них бывает сильно расплывчато, и смотреть на свое поведение с какой-либо точки зрения им не интересно. Дети чаще живут с позиции "нравится" - "не нравится", и далеко не все, взрослея, становятся нравственными людьми.

​​​​​​​​​​​​​​Человек этичный относится к нравственности, как к путеводной звезде: все наши земные повороты имеют смысл лишь постольку, поскольку мы идем верным путем. Нравственный смысл любого слова и поступка – первое, о чем думает такой человек, чем он руководствуется вне зависимости от того, смотрит кто-либо на него или нет.

Но среди обычных – этичных людей не много.

Много ли среди нас людей, которым это интересно, которые выбирают быть порядочными? Вынуждены огорчить: в России сегодня их меньше, чем в других европейских странах. Смотри Нравственное состояние современного российского общества

Обычные люди относятся к нравственности, как к забору: пусть будет, пока не мешает. Сами вспоминаем о нравственности, когда кто-то нарушает наши границы, и вполне готовы перелезть через забор, когда очень нужно или хочется, а никто не видит. Не каждый взрослый человек - человек нравственный, в зависимости от своей осознанности и развитости позиций восприятия человек смотрит на свое поведение с разной нравственной глубиной. При малой осознанности человек может делать дурные дела и не считать себя безнравственным ровно потому, что не видит или не задумывается о том, что он делает↑. Человек с шаблонным мышлением вместо постоянных поисков и примерок "это добро или нет?" бездумно принимает расхожие формулы иногда не самого высокого качества.

Что "нравственно", а что нет - определиться бывает очень непросто. Давать в долг - нравственно или безнравственно? Доброе дело или нет? Секс до брака - допустимо или безнравственно? Может ли мужчина иметь четыре жены? В разных культурах и в разное время эти вопросы решаются очень по-разному.

Первая позиция восприятия подсказывает человеку формулы нравственности типа: "Добро - это то, что хорошо для меня. А все, что против меня - безнравственно".

Взгляд бушмена: "Если увел коров я - это добро. Если увели коров у меня - это зло".

Чем более развиты у человека позиции восприятия, тем больше человек в своей нравственности думает о добре для других. В качестве общей формулы можно принять следующее: "Нравственно то, что делает человека здоровым и счастливым, не причиняя существенного вреда другим. А то, что лишает человека счастья и идет во вред его здоровью — безнравственно".

Не забывайте о других людях. Например, если ваше поведение касается не только вас, то нужно учитывать и интересы партнера. Если происходящее касается не только пары, то нужно учитывать и интересы окружающих. Ваша свобода кончается там, где начинается жизнь другого человека. "Свобода моего кулака кончается перед носом другого человека".

Очень непросты конфликты, когда индивидуальная свобода сталкивается с консервативными взглядами окружающих. Откровенные, долгие и прочувственные поцелуи любящей пары в вагоне метро для них кажутся их свободным правом, но для сидящей с ними рядом пожилой одинокой женщины представляется дикой распущенностью. Кажется, в этих конфликтах нужна обоюдная корректность. Пусть люди воспитаны на ваш взгляд дико, но бить по их нравственным (моральным) чувствам своей свободой (в их восприятии — распущенностью) — не надо. Но также никому не надо называть непристойным, безнравственным все то, что выходит за ваши привычные и жесткие рамки, безнравственно в этом случае проявлять агрессивность и клеить оскорбительные ярлыки.

Нравственности противостоит не столько прагматизм, сколько недалекость. Прагматик может быть человеком высокой нравственности, если он осознает, что это выгодно ему хотя бы с точки зрения перспектив. Прагматик-руководитель может насаждать нравственность, если видит, что она с течением времени дает повышение прибыли. Если же прагматик не привык и не умеет смотреть далеко, он бывает порядочным только в зоне наблюдений полицейского или по привычке.

Не становись богат умом настолько, чтобы ты стал беден душой.
Отто Людвиг

Наука есть знание, она имеет дело с количественными, а не с качественными характеристиками мира, тогда как именно последние влияют на него непосредственно.
Борис Бурдыкин. - 2001 г.

Наука сделала нас богами раньше, чем мы научились быть людьми.
Жан Ростан

При всей своей противоречивости история человечества всё же была неизменным восхождением рода людского по пути к новым и новым вершинам прогресса, к великому возвышению над природой, к все большему торжеству разума. Но вооруженный знаниями достиг ли разум торжества? Подлинное величие не может быть без величия нравственного. А его недостаёт. Больше того: рушится созданное тысячелетиями. Что случилось? Может, быть, придавленный всё нарастающей лавиной информации человеческий мозг не справился с непосильной ношей и помутился?
Леонид Почивалов. - 1984 г.

Исторический опыт доказал, что технологическое развитие общества не обеспечивает нравственного совершенства живущих в нем людей. Увеличение материальных благ может даже оказаться опасным, если оно не будет сопровождаться соответствующими духовными усилиями.
Анри Бергсон

Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.
Мишель де Монтень

Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу.
Д.И.Фонвизин

Что может быть вреднее человека, обладающего знанием самых сложных наук, но не имеющего доброго сердца? Он все свои знания употребляет во зло.
Григорий Сковорода

В мире существует сообщество пострашнее бандитского: это сообщество ученых.
Нильс Бор

Огонь служит и нагревать и разорять людей вконец, каково будешь его употреблять. Подобно и наука; однако для того ни огонь, ни наука не злы, но зол тот, кто их употребляет на зло.
Антиох Кантемир

Нельзя допустить, чтобы люди направляли на своё собственное уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить.
Фредерик Жолио-Кюри

Как страшен может быть разум, если он не служит человеку.
Софокл

Знание без совести — это крушение души.
Франсуа Рабле

Безумством мудрость станет, злом — благое.
Иоганн Вольфганг Гёте

Цивилизованная дикость — самая худшая из всех дикостей.
Карл Юлиус Вебер

Я не фантаст, могу лишь предположить, что наших потомков ждут новые достижения и, неминуемо, новые, связанные с ними неприятности.
Н.И.Вольфсон. - 1999 г.

И если природную среду рассматривать как источник опасности, то следует признать, что безопасность стала главной заботой человека.
Эту тенденцию можно было бы компенсировать более интенсивными исследованиями в науке и медицине. Однако этого не происходит. Напротив, создаётся впечатление, будто человек отказался от мысли защитить своё потомство и в то же время делает всё, чтобы увеличить источник опасности.
Жорж Матэ

Наш мир стоит перед кризисом, все значение которого еще не постигли те, кому дана власть выбирать между добром и злом. Освобожденная от оков атомная энергия все изменила: неизменным остался лишь наш образ мыслей и мы, безоружные, движемся навстречу новой катастрофе.
Альберт Эйнщтейн. – 1945 г.

Расплавленным золотом светится небо,
Чудесный огонь стал убийцей людей,
В открытьях есть зло без духовного хлеба,
Изгнанье и смерть появились везде.
Нострадамус. Центурия II. – 1555 г.

Мы сделали работу за дьявола.
Роберт Юлиус Оппенгеймер (об ученых, разработавших атомное оружие)

Я терзаюсь сомнениями по поводу ценности науки; целый ящик в моем письменном столе заполнен заметками о политике и ее отношении к науке, которые я делал с единственной целью — прояснить для самого себя, способствует ли наука возвышению человека или ведет к его гибели? И имеет ли смысл труд ученого, и мой в частности.
Альберт Сент-Дьерди

Я все-таки буду верить, что наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, что она всегда была и будет высшим проявлением любви и что только ею человек победит природу и себя.
А.П.Чехов

Читайте также: