Нравственно философский смысл истории о невозможной любви в повести гранатовый браслет сочинение

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок № 19 ______________________

Тип урока: комбинированный

Основные понятия: рассказ, тема, идея

Л. ван Бетховена, толковый словарь С.И. Ожегова, презентация, отрывок из одноименного кинофильма, эпиграф к уроку

Безответная любовь не унижает человека,

а возвышает его.

II . АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

- На прошлых уроках мы свами говорили о рассказах А.И. Куприна. Назовите их. Какова их главная тема?

- Что такое, по-вашему, любовь?

- А как толкует это слово словарь Ожегова? (с. 286)

1. Чувство самоотверженной, сердечной привязанности (Любовь к Родине. Материнская, взаимная).

2. Склонность, пристрастие к чему-либо (Любовь к музыке, к искусству)

- Какое из этих значений подходит к рассказам Куприна?

2. Повторение литературоведческих понятий

- Давайте вспомним, что такое рассказ, тема, идея произведения.

III . МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слово учителя

Характерно, что великая любовь поражает самого обыкновенного человекагнущего спину за канцелярским столом чиновника контрольной палаты Желткова.

Сегодня мы постараемся узнать, в чём же заключалось мастерство писателя, какими средствами и приёмами он связал все события, явления, отдельные предметы и вещи и воплотил тему любви таким образом, что человечество читает рассказ уже более 100 лет и не перестаёт им восхищаться и плакать.

IV . ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА совместно с учащимися

V . РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. Слово учителя

Мы без труда определили, что главная тема рассказа – тема любви, любви неразделенной и трагической.

- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?

3. Постановка проблемного вопроса

4. Аналитическая беседа (с опорой на текст рассказа)

• Как княгиня Вера воспринимает день своих именин?

• Какой предстаёт перед нами Вера? Как характеризует княгиню её портрет?

• Как Вера Николаевна относится к мужу? К жизни?

• Чтобы глубже понять Веру Николаевну, надо знать её окружение. Какими изображает автор гостей? Зачитайте отрывки, характеризующие гостей Веры ( см. гл. IV ).

• Кто из гостей Веры изображён с симпатией? Почему?

• Прочитайте выразительно монолог генерала Аносова о любви. Какую роль в рассказе играет этот монолог? Что говорит о любви генерал Аносов? Согласны ли вы с ним?

• Для чего генерал рассказал две истории о любви? (гл. VIII )

5. Работа с текстом (гл. V )

- Расскажите о моменте, когда появился гранатовый браслет.

Просмотр эпизода к/ф (служанка отдает Вере подарок и письмо)

Чтение письма Желткова, которое сопровождало подарок.

6. Продолжение аналитической беседы

• Чем был гранатовый браслет для Желткова? Почему он дарит самую дорогую ему вещь Вере? О чём говорит это поступок?

• Как на фоне других подарков выглядит подарок Желткова? Что напоминают Вере камни в браслете?

• Какова реакция окружающих на подарок Желткова?

• Как вы думаете, кроме трагедии безответной, неразделённой любви присутствует ли в данном герое ещё какая-либо другая трагедия?

• Как изображаются писателем Желтков и его любовь?

• Почему о себя убивает?

• Какое значение имеет изображение Желткова после его смерти?

• Был ли предрешён трагический финал? Кто в этом виноват?

7. Работа с текстом (гл. XI )

На фоне музыки ученик и ученица по очереди читают посмертное письмо Желткова к Вере Николаевне.

• Что хотел сказать Желтков Вере Николаевне в последнем письме?

• Почему бескорыстная, самоотверженная любовь прошла мимо Веры? Изменится ли она после пережитого?

8. Работа с образами-символами рассказа

- Давайте выясним, какие символы и зачем включает Куприн в свой рассказ.

(молитвенник, подаренный Вере сестрой, гранатовый браслет, вторая соната Бетховена)

1. Мини-дискуссия

• Почему рассказ заканчивается трагически? Возможен ли другой финал?

• Смешон или трагичен Желтков? Высмеивать его чувство или восторгаться им?

2. Ответ на проблемный вопрос

• Всегда ли настоящая любовь трагична?

• Прав ли генерал Аносов?

VII . ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Обобщающее слово учителя

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моём, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный Спаситель —

Она с величием, Он с разумом в очах —

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

• Как слова А. С. Пушкина соотносятся с темой сегодняшнего урока?

VIII . ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: организовать деятельность учащихся по расширению и углублению представлений их об А. И. Куприне, мастере художественного слова, передавшем в слове силу редчайшего дара великой любви, показать, как писатель изображает процесс пробуждения человека, помочь соизмерить прочитанное с миром собственной души, формировать эстетическое восприятие.

Оборудование: портрет А. И. Куприна, компьютерная презентация, запись сонаты № 2 ор. 2 Л.В. Бетховена.

Подготовка к восприятию

И наша сегодняшняя задача…

(Учащиеся формулируют цель урока).

Мне бы хотелось, чтобы вы соизмерили прочитанное с миром собственной души, задумались о себе.

- В каком году был написан рассказ? (В 1911 году).

Ученица читает: «То было время, когда любовь, чувства добрые и здоровые считались пошлостью и пережитком; никто не любил, но все жаждали и, отравленные, припадали ко всему острому, раздирающему внутренности.

Беседа по содержанию рассказа

Ваши впечатления от рассказа. (Ответы обучающихся).

Что же хотел сказать автор? Всмотримся глубже. Начнём с сюжета.

Воссоздать сюжет помогут иллюстрации Е. М. Дробязина..

Алгоритм работы с иллюстрациями на слайде:

показывается иллюстрация; 2) учащиеся поясняют её.

Иллюстрация 1. Княгиня Вера Николаевна Шеина. (Дама из высшего света. Замужем за Василием Львовичем Шеиным, предводителем дворянства,детей у В. Н. Шеиной нет).

Иллюстрация 2. Обед по случаю дня рождения 9именин). (17 сентября – именины В. Н. Шеиной. Она готовится к приходу гостей).

Иллюстрация 3. Князь Шеин,предводитель дворянства (Князь Шеин, муж

Иллюстрация 4. Подарок для княгини. (Вера Николаевна получает гранатовый браслет от своего тайного поклонника.)

Иллюстрация 5. Желтков. (Мелкий чиновник, восемь лет влюблен в Веру Николаевну).

Иллюстрация 8. Желтков и гости.

Иллюстрация 9. После смерти Желткова.

(Ваше мнение о поступке Желткова (ответы обучающихся).

Как относиться к нему? Сочувствовать, восхищаться, презирать? Мы можем относиться как угодно, но нам надо определить позицию автора

- Кто Желтков по роду своих занятий? (Мелкий чиновник контрольной палаты). Представление о персонаже мы имеем , всмотревшись в его интерьер.

О чём свидетельствует описание его жилища? (Свидетельствует о его бедности).

Найдите портрет Желткова. (Он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми мягкими волосами, очень бледный, лет ему было, должно быть, около тридцати, тридцати пяти).

Как раскрывается автором внутренний мир персонажа?

Проанализируем поведение Желткова во время прихода гостей.

Как ведёт себя Желтков во время прихода гостей?

Когда его поведение меняется?

Когда задето его человеческое достоинство-

Найдите в словах автора, рисующих поведение Желткова, свидетельство того, что его поступками движет огромное чувство, которое способно сделать человека или безмерно счастливым, или трагически несчастным?

-«Глаза его блестели и были глубоки, как будто наполнены непролитыми слезами.

Душа Желткова раскрывается через его письма.

Что говорит Вера Николаевна о его письмах того периода, когда он только начал ей писать?(Письма носили вульгарный и курьёзно пылкий характер.)

Для справки:

Вульгарный – пошлый, грубый, непристойный.

Курьёзный – странный, диковинный, смешной.

Прочитаем его последнее письмо .( Чтение последнего письма учеником.)

Как изменился внутренний мир человека (сравните первые и последние письма?)

(Первые письма были вульгарными, прошло семь долгих лет любви, безответной, не требующей наград, и вот такое письмо, полное скорбной сдержанности, благородства). (Письма отражают духовный рост личности).

Характеристика персонажа – это его оценка другими персонажами.

Что испытывает Вера Николаевна, всматриваясь в лицо того, кто ушёл из жизни из-за неё? (Глядя на его лицо, Вера вспоминает то же умиротворенное выражение на масках великих страдальцев Пушкина и Наполеона).

Не жалким, не потерянным, а беспредельно любящим уходит из жизни Желтков. Желтков велик своим страданием. Прощаясь с нею перед смертью, он боится испугать своим поступком. Вот где истинная сила любви, вот где сила смерти.

Теперь правомерен вопрос: каков же нравственно – философский смысл рассказа? (Показана бескорыстная, самоотверженная, не требующая награды любовь. Любовь, которая бывает раз в тысячу лет. Показано, как любовь изменяет человека, его внутренний мир).

А могла ли быть в действительности такая любовь?

Почему рассказ открывается пейзажем? Вспомните о роли пейзажа в литературном произведении, и вы ответите на этот вопрос.(Пейзаж выполняет две функции: является фоном или средством раскрытия внутреннего мира).

Работаем по группам, ищем ответ на вопрос: как помогает пейзаж понять настроение и внутренний мир Веры Шеиной.

1-я группа – 1-я глава.

2-я группа – 2-я глава.

Чтение последнего письма, глава 13. (Под музыку Бетховена (2 соната, ор. 2, № 2).

Так в чём же нравственно- философский смысл рассказа?

Смысл – не только в прославлении чувства любви, но и в утверждении благородства простых людей. Любовь пробуждает другого человека, его сердце, его душу, если речь идёт об изменении сознания, - это уже философия. Музыка внятно рассказала Вере, что есть жизнь и что есть смерть. Это последний дар Желткова, который в юности увидел подлинность и совершенство Веры, неясные ей самой. Такой она и останется.

Так быстро объяснить могут три вещи: любовь, смерть, музыка.

Обобщение. Звучащая в произведении музыка – воплощение вечного музыкально – романтического смысла любви.

В рассказе Куприна говорится о том, чего не должно быть, чего мы лишимся, если вовремя не увидеть, не услышать, не заметить большое, настоящее в жизни.

Что было интересным на уроке?

Что было трудным?

Домашнее задание.

Всю сознательную жизнь большинство людей ищут свою вторую половинку, кому-то это удается, кто-то терпит фиаско, а в некоторых стрела Купидона попадает так точно, что подаренная любовь может вознести человека на небывалые высоты или ранить, оставив на сердце кровоточащую рану, которая будет напоминать о себе долгое время.

Эта любовь терзала его долгие семь лет, сводя его с ума, но не лишая при этом разума. Каждый божий день Желтков просыпается с мыслями о своей любимой, время от времени посылая ей анонимные письма с признаниями в чувствах.

В день рождения княгини Желтков решается на отважный поступок, тратя казенные деньги на подарок в виде шикарного гранатового браслета уникальной работы. Не так много любовных историй, которые заканчиваются счастливо, и все главные персонажи живут долго и счастливо, эта история не является исключением. Подарок Желткова был отвергнут, что явилось причиной возникновения череды событий, которые печально скажутся на его жизни.

Буря эмоций разрывает Желткова и бросает его на отчаянный шаг-раскрытие своей личности перед князем Шеиным, который является супругом Веры Шеиной. Не удивительно, что князь Шеин негативно отнесся к Желткову после его разговора с ним о Вере Шеиной, пригрозив законной расправой. Желтков выбрал для себя участь безбожника, решившего покончить с собой. Самое обидное для меня, как для читателя, было то, что Вера Шеина не сожалела о смерти Желткова, а просто восхищалась силой чувств этого человека, допуская мысль, что эта именно та любовь, о которой мечтает любая женщина.

Куприн на основе своего произведения показал людям, что к любви нельзя относиться как к игрушке. Молодые люди, прочитавшие это произведение должны сделать вывод, что порой лучше правда, ведь расскажи Желтков Вере Шеиной о своих чувствах ранее, кто знает, какой оборот событий приняла бы эта печальная история любви.

Вариант 2

Веру Шеину – хозяйку дома - автор наделил чувством, которое в отношении мужа давно преобразилось. Оно стало со временем похоже на дружескую привязанность с долей уважения к супругу. Смирившись с подобным положением, она лишь терпеливо ухаживала за ним.

Одновременно женщина получала письма от местного чиновника Желткова с признанием в любви. Эти побуждения Вера считала несерьезными. Тайные желания обожателя вызывали у нее недоумение. О ее внешнем безразличии к поклоннику свидетельствовали долгие годы молчания и бездействия, когда она холодно читала и уничтожала его послания.

Безответная любовь – чувство, которое суждено было испытать главному герою произведения. В душе мужчины таилась непередаваемая нежность к Вере, безумная страсть, преданность, которую он доказал в конце своего жизненного пути.

Желтков оказался тем редким типом людей, которые способны любить искренне, бескорыстно, не требуя ничего взамен, находясь в готовности жертвовать ради любимой собой в любой момент. Его невероятное чувство осталось без ответа. Это не огорчало его, так как главное для главного героя было любить, наслаждаясь предметом своего обожания.

Однако для самого чиновника любовь стала разрушительной силой. Это связано с тем, что она оказалась предметом огласки. Он поставил себе в вину нарушение спокойствия возлюбленной.

После известия о гибели Желткова Вера посетила его дом и услышала произведение Бетховена. Только тогда женщина осознала, что теперь она самая несчастная на земле, так как позволила себе упустить шанс быть по-настоящему любимой и счастливой, не воспринимая серьезно отношение чиновника к себе.

Таким образом, в произведении противопоставляются образы, с одной стороны, черствые, заинтересованные материально, человеку, для которого любовь приводит к отказу от любых ценностей в жизни, принимая возможность быть счастливым, любящим, оставаясь в стороне. Финал показал, что Желтков был предан своему чувству несмотря ни на что, не требуя взамен ничего для себя. При этом вину он приписал себе, чтобы на любимую женщину не упала тень подозрения.

Любовь Желткова к Вере стала уроком для героини. Она научилась видеть истинные чувства, поняла, что испытывал чиновник к ней. Главное – трагедия показала, что настоящая любовь способна изменить человека в лучшую сторону. Вера проявила жалость и попросила прощение. Это стало показателем того, что любовь влюбленного мужчины не была одинокой, бессильной, наоборот, она обладала такой мощью, которую ощутило все окружение в доме Веры.

Тема любви в рассказе Куприна Гранатовый браслет

Рассказы А.Куприна повествуют о настоящей бескорыстной любви, не требующей ничего взамен. По мнению автора, любовь – это глубокое сильное чувство, которое охватывает всю жизнь человека, занимает особое место в его сознании и душе.

Он был счастлив от мысли, что прекрасные руки его возлюбленной однажды коснуться адресованного ей письма, а равно его собственной души. Желтков решает подарить самую дорогую его сердцу вещь – гранатовый браслет, показывая тем самым, насколько сильно и беззаветно он любит.

При всем притом герой не вызывает жалости, а даже наоборот – искренность и глубина переживаний Желткова, его жертвенность и бескорыстие заслуживают уважения и даже восхищения. В нравственном отношении Желтков стоит выше общества Шеиных. Им не понять чувства искренней любви, они способны лишь насмехаться над героем, отчего лишь сами становятся смешны и нелепы в глазах читателя. Один только Василий Львович понимает чувства Желткова и в общении с ним ведет себя достойно, как подобает настоящему дворянину.

Очень точно в своем высказывании генерал Аносов определил понятие настоящей любви. Совершить подвиг ради такой любви, пожертвовать собой, подвергнуть себя страданиям – не есть великий труд, а есть великое счастье. Только особенные люди, исключительные по своей натуре обладают способностью так любить. К ним и относится главный герой рассказа Куприна.

Аносов помог Вере Николаевне осознать всю силу и глубину чувств Желткова. Вот она держит последнее письмо от П. П. Ж. Она понимает, что оно последнее, несмотря на то, что в содержании его отсутствует горечь прощания. Слова в письме проникнуты светлым чувством любви. Желтков отрицает собственничество и эгоизм. Он желает возлюбленной лишь счастья со своим избранником, и пусть житейские проблемы и ненужная суета никогда не беспокоят душу любимой. Очевидно, что к житейскому в судьбе Веры Николаевны Желтков относит и самого себя. Глядя на мертвого Желткова, она понимает, насколько великим был этот человек. У него была заветная мечта, способность к самопожертвованию и сила его огромной любви. Вера Николаевна с горьким сожалением понимает, что упустила навсегда эту великую любовь, которую подарила ей судьба.

Вариант 4

Автор данного произведения был настоящим создателем историй полных романтизма и чистой возвышенной любви. Куприн в своих произведениях описал именно ту любовь, которая возникает у человека в самом сердце и в самых укромных уголках души.

В его рассказах любовь это чистое высокое чувство, которое человек ощущает на духовном уровне. И в этой любви нет ни корысти, ни лжи, ни предательства. Это чувство настолько огромное всепоглощающее и возвышенное что благодаря ему человек становиться радостным, веселым и у него появляется цель и смысл жизни.

Автора многие критики называли настоящим романтиком и купидоном советской литературы. Ведь именно после прочтения его рассказов многие женщины всю жизнь искали такую любовь, которую он рисовал в своих произведениях.

Такие чувства способны понять и найти в жизни люди, которые работают в сфере искусства, так как у них очень тонкая душевная натура. В рассказе о браслете, автор ведет сюжетную линию в лице одного бедного чиновника.

Он безумно полюбил замужнюю женщину, кроме того что она замужем, она еще и из богатой семьи. Но это не остановило Желткова, он очень долгое время просто находился рядом со своей возлюбленной. Радовался ее достижениям и просто любил находиться рядом с ней.

Он часто издалека наблюдал за ее прогулками, встречами с друзьями, беседами с другими людьми. Влюбленный чиновник не требовал от нее ни бросить мужа, не полюбить его. Он просто искренне чисто и бескорыстно любил Веру, но в один прекрасный момент он все же осмелился и решил во всем признаться своей возлюбленной.

Однажды он написал письмо и положил в него подарок в виде гранатового браслета. Вера была очень удивлена данному подарку и пошла обо всем рассказать законному мужу. Желткова вызвал к себе ее муж и у них был серьезный разговор.

Ему запретили приходить к Вере, писать ей и искать с ней встреч. Было разрешено написать записку, в которой он извиняется за свое компрометирующее Веру письмо. Желтков написал это письмо, но в нем ничего прощального не изложил, просто еще раз написал о своей огромной любви и пожелал своей любимой счастья с мужем.

После этого поступка влюбленный чиновник покончил счеты с жизнью. Только после его кончины героиня рассказа поняла, какого человека она потеряла. И то не сама, а с помощью генерала, который объяснил ей, что это была настоящая любовь. Ее многие люди ищут до конца своих дней.

После всего пережитого Вера пошла в оперу, и там ставили пьесу, с похожей как у нее ситуацией и в конце произнесли те фразы, которыми с ней простился Желтков, и тогда она поняла смысл подаренного ей браслета и истинную любовь ее воздыхателя. Но было уже поздно слишком поздно.

Для 10 класса, 11 класса

Также читают:

Картинка к сочинению Тема любви в рассказе Гранатовый браслет Куприна

Популярные сегодня темы

Многие писатели старались в своих произведениях подчеркнуть идеальных женщин.

Жили две девочки с няней Прасковьей. Одна любую работу по дому делала, за это её прозвали Рукодельницей. Вторая ничего не умела, даже одевала её няня, за это называли её Ленивицей.

Одним из ведущих персонажей романа О. де Бальзака "Евгения Гранде" выступает молодой парижанин Шарль Гранде. Впервые читатель знакомится с молодым денди, когда он приезжает по просьбе отца

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Теме любви посвящено, пожалуй, наибольшее количество произведений мировой литературы. И это не удивительно, ведь любовь – самое сильное чувство, которое испытывает человек за всю свою жизнь. Каждый автор раскрывает эту тему по-своему, руководствуясь своим жизненным опытом, моральными принципами, внутренними идеалами.

В отечественной литературе 20 века очень интересно, на мой взгляд, раскрывал тему любви А.И. Куприн. Его произведения поражают своей пронзительностью, искренностью, они затрагивают самые глубокие струны в душе читателя. Самоотверженная Олеся, трепетная Суламифь, гордая и спокойная Вера – каждая из этих героинь по-своему интересна, самобытна.

Может ли любовь быть напрасной? Счастлив или несчастлив человек, охваченный этим великим чувством? Все ли люди способны любить? Эти вопросы ставит перед читателями автор.

Князь Василий, муж Веры, развлекая гостей, высмеивает поклонника своей жены, рассказывая о нем разные небылицы. Примечательно, что Вере неприятно это слушать, она не смеется, не веселится вместе с другими. Возможно, она уже начала подсознательно ощущать, что некий Г.С.Ж. не заслуживает таких насмешек и издевательств.

Но чиновник доказывает бескорыстность и силу своей любви, уходя из жизни только лишь для того, чтобы не тревожить свою возлюбленную. Перед смертью он пишет прощальное письмо Вере Николаевне, которое пронизано любовью и преклонением перед дорогой его сердцу женщиной.

И теперь уже сама Шеина понимает, что та любовь, о которой мечтают все женщины, прошла мимо нее, едва коснувшись. От отчаяния ее спасает лишь только мысль о том, что Желтков простил ее. Его душа бессмертна, его любовь будет всегда рядом с ней.

Можно сказать, что финалом рассказа является пробуждение Веры. Теперь она поняла, что ее жизнь, казавшаяся ей такой чудесной и спокойной, на самом деле является пустой и бессмысленной. И как жаль, что она так поздно смогла разглядеть ту великую любовь, ради которой, по мнению Куприна, только и стоит жить.

Читайте также: