Ноябрьский образ в пьесе чайковского на тройке сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Не гляди же с тоской на дорогу,
И за тройкой воcлед не спеши.
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши.

Слушаешь музыку и кажется будто сам сидишь в санях, заку-
танный в тёплую медвежью шкуру, а лошади несут тебя по снеж-
ной дороге. Кругом белые просторы, звенят колокольчики.
Невольно вспоминаются строки А.С.Пушкина:
Кто долго жил в глуши печальной,
Друзья, тот верно знает сам,
Как сильно колокольчик дальний
Порой волнует сердце нам.

Образ тройки- это всегда образ свободы, воли, движения,
мечты о счастье. У композиторов, писавших о русских тройках,
сразу же появилась идея музыкальными средствами изобразить
перезвон бубенцов, которыми наряжали сбрую лошадей, чтобы
об их приближении знали во всей округе.
Пьеса Чайковского передаёт радостное настроение от ката-
ния на тройке, ощущение русских просторов, широкого зимнего
пейзажа. В пьесе три раздела. В среднем изображается цокот
копыт. Это созвучно поэзии Вяземского:

Тройка мчится, тройка скачет,
Вьётся пыль из-под копыт.
Колокольчик, заливаясь,
Упоительно звенит.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Сегодня, мы окажемся на корабле, который отправляется в плаванье. В этом путешествии наши пристани будут рассказывать о творческом наследии знаменитого русского композитора П.И.Чайковского.

Для начала остановимся на пристани “Творческое наследие”, где познакомимся с творчеством композитора.

Чайковский родился в 1840 году на Урале. Отец его был горным инженером и директором завода. Первые музыкальные впечатления композитор получил от матери и народных певцов. С 10 лет мальчика отдали в Училище правоведения, где и стал серьезно заниматься музыкой. Окончив училище, Чайковский получил чин титулярного советника и место в Министерстве юстиции. Однако служба не привлекает его. В 22 года он поступает в Петербургскую консерваторию, чтобы заняться композицией. Через три года композитор заканчивает её с серебряной медалью и начинает сам преподавать в Московской консерватории. Там знакомится с выдающимися людьми (певцами, музыкантами, артистами). В конце 1877 года Чайковский отправляется за границу, где знакомится со многими зарубежными композиторами: Брамсом, Григом. В этот период создает наиболее яркие произведения. В 1893 году он умирает. Чайковскому принадлежат произведения, такие как шесть симфоний, оперы: “Евгений Онегин”, “Пиковая Дама” и т.д., балеты: “Лебединое озеро”, “Спящая красавица”, “Щелкунчик”, цикл “Времена года”. В чем же заслуга этого композитора? Чайковский является новатором в симфонической музыке. Он создавал во всех жанрах и в каждом из них сказал свое новое слово.

А сейчас подплываем к пристани под названием “Ноябрь. На тройке”. На прошлых занятиях мы говорили, что произведения, которые имеют название или эпиграф, то они называются программными.

  • Какому виду программности мы отнесем это произведение?
  • Это произведение “На тройке” относится к циклу “Времена года”, сколько пьес входит в состав цикла?
  • Что такое тройка? (Тройка – так называют в России коней, запряженных вместе, под одной дугой. К ней часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли, переливаясь серебряным звучанием).

Ноябрь в России – хотя и осенний месяц, но зима уже предстает в своем обличии. “Стоят морозы, но солнце еще немного греет. Деревья покрыты белой пеленой, и этот зимний пейзаж до того прекрасен, что трудно выразить словами”, – писал Чайковский.

Вслушайтесь в звучание пьесы и попробуйте представить, какую осень рисует в своей музыке композитор, какие чувства, настроения, краски использовал композитор.

  • Слушание музыки “Ноябрь. На тройке”.
  • Если бы были художниками, какую картину нарисовали, слушая эту музыку?

Пьеса “Ноябрь. На тройке” начинается широкой мелодией, напоминающей русскую народную песню ямщика. Веселый перезвон колокольчиков на время заглушает грустное настроение ямщика. Затем вновь возвращается первая мелодия – пеня ямщика, но уже ей аккомпанируют колокольчики.

Теперь подплываем к пристани “Союз музыки и литературы”

  • Наша тема урока звучит, как “Ноябрьский образ”. Как вы думаете, что означает слово образ? Образ в словаре Ожегова – это обобщенное художественное отражение действительности (тип, характер).
  • Как вы думаете, а в литературе есть произведения, которые нам говорят об образе русского ноября и тройке лошадей.
  • Да, конечно, если вспомнить творчество Пушкина, Фета, Некрасова.
  • Выберите один из фрагментов стихотворений, которые соответствуют услышанной музыки:

Тройка мчится, тройка скачет, вьется пыль из под копыт;
Колокольчик звонко плачет, и хохочет, и визжит.
По дороге голосисто раздается яркий звон;
То вдали отбрякнет чисто, то застонет глухо он.
Полетит, как птица, тройка. Колокольчик зазвенит.
И раскинется пред вами бесконечный леса вид.

Закройте глаза и представьте, то, что сейчас я буду рассказывать

Утром ранним тройка скачет, колокольчики звенят,
А вокруг бело и чисто, искры снежные летят.
Мужичок сидит в тулупе, погоняет лошадей,
Барин с пышной бородою шумно едет из гостей.
"Веселей гони, Петруша! - крикнул барин. -Но гляди!
Там у леса, с косогора, ты в овраг не угоди!"
Плеть взметнулась над Петрушей, свистнул он, что было сил,
И помчались удалые, за санями снег вскружил.
Ветер встречный щеки щиплет, на морозе нос болит,
От лихой езды на тройке русская душа горит.
Тройка под кнутом Петруши продолжает быстрый бег,
Колокольчики в округу шлют серебряный свой смех.
Воздух свежий бодрость дарит, не унять прилива чувств,
По дороге тройка скачет, ей все дали по плечу.
Деревенька показалась, замело ее в пургу.
“Веселей гони, Петруша! Ждут нас дома к пирогу!”

Разработка урока музыки в 7 классе, прослеживаются межпредметные связи.

ВложениеРазмер
noyabrskiy_obraz_v_pese_p.docx 19.9 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

НОЯБРЬСКИЙ ОБРАЗ В ПЬЕСЕ

П. И. ЧАЙКОВСКОГО

Методическая разработка урока в 7 классе

Ключка В. Н. – учитель музыки

МБОУ СОШ №24 ст. Попутная

- развивать ассоциативное мышление

- воспитывать интерес к классической музыке

Тип урока: комбинированный

- портреты: П. И. Чайковского, А. Вивальди,

1. Организационный момент

2. Повторение пройденного материала.

3. Изучение нового материала, работа по теме урока.

  1. Ребята! Сегодня мы с вами продолжим путешествие в мир программной музыки и совершим небольшое путешествие на тройке лошадей.
  2. Скажите, пожалуйста, какую музыку мы называем программной?

- Инструментальная музыка, которой композитор дал название.

- Иногда кроме названия, композитор даёт произведению литературное предисловие – программу и тогда замысел композитора раскрывается не только средствами музыки.

Правильно, молодцы. А какими программными произведениями мы уже встречались?

Не гляди же с тоской на дорогу

И за тройкою вслед не спеши.

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда заглуши.

В своей музыке композитор восторгается красотами родного края, богатствами русской природы, делится своими чувствами и переживаниями, навеянными тем или иным временем года. Используемые автором различные изобразительные звуковые приёмы помогают нам ярче представить то, о чём рассказывается в каждой пьесе: мы слышим то трель жаворонка, отдалённые звуки охотничьего рожка, перезвон бубенцов и многое другое. Итак, наше путешествие продолжается. Музыка вновь зовёт нас в путь. И вот мы с вами уже мчимся по зимней заснеженной дороге на тройке прекрасных лошадей. Под беспрерывный и монотонный перезвон бубенцов ямщик вполголоса напевает свои любимые песни: то широкую и раздольную о русской зиме, лесах, полях и далях, то задорную и плясовую – о молодости да удальстве.

- звукоизобразительным приёмом: очень чётко слышен звон бубенцов.

Что рисует в вашем воображении данная музыка?

- представляется картина зимней дороги и мчащаяся по ней тройка;

- слышится задушевная песня ямщика: сначала широкая и раздольная, а затем веселая и задорная.

Какая форма использована композитором для написания этой пьесы?

Правильно. Отрывистые аккорды, форшлаги в верхнем регистре помогают нам ярче представить быструю езду на лошадях. В конце средней части слышен беспрерывный монотонный перезвон бубенцов и на этом фоне звучит уже знакомая нам мелодия. В третьей части пьесы песня ямщика сочетается с перезвоном бубенцов. Постепенно мелодия затихает, тройка, оставив после себя на дороге облако снежной пыли, скрывается вдали. Считается, что носителем художественной образности в музыке является музыкальная тема, которая формируется комплексом музыкально – выразительных средств. А какие это средства?

- мелодия, ритм, лад, тембр, динамика, гармония, тембр, регистр.

А какое из данных средств принято считать основным?

Многие композиторы, поэты, художники, писатели воссоздавали образ мчащейся вперёд по дороге русской тройки. Вспомним некоторые из них.

…По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

…В залихватском степном разгоне

Колокольчик хохочет до слёз…

Пой, ямщик, вперекор этой ночи,-

Хочешь, сам я тебе подпою

Про лукавые девичьи очи,

Про весёлую юность мою…

- судьба человека, его жизненный путь.

- нужно быть честным, добрым, отзывчивым, помогать в беде и никогда не совершать плохих поступков.

4.В заключение урока маленькая викторина:

Виды искусств не иллюстрируют друг друга. Они по – разному изображают мир, дополняя, обогащая и усиливая наши переживания.

Creative solfege - Креативное сольфеджио

Tell me, I forget, show me, I remember, involve me, I understand--Carl Orff

Поиск по этому блогу. При использовании материалов, обязательна ссылка на сайт

воскресенье, 1 ноября 2015 г.

Петр Ильич Чайковский / Pyotr Tchaikovsky. Времена Года / The Seasons. Ноябрь. На тройке.

Тройка - так называют в России коней, запряженных вместе, под одной дугой. К ней часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли, переливаясь серебряным звучанием. В России любили быструю езду на тройках, об этом сложено немало народных песен.

Не гляди же с тоской на дорогу,
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда затуши.

Пьеса начинается широкой мелодией, напоминающей привольную русскую народную песню. Вслед за ней начинают слышаться отголоски грустных, элегических раздумий.

Снова песня без слов. На этот раз — протяжная, ямщицкая. Они обычно были невеселыми. Откуда взяться веселью? Всю жизнь в дороге - дом, семью ямщик видит очень редко. Вот и грустит, тоскует и тоску свою изливает в песне. Правда, мелодия в ноябрьской песне совсем не похожа на подлинные народные песни ямщиков — это скорее напоминание о них. Ей аккомпанируют колокольчики. Музыка словно передаёт нам чувства, которые вызывает у путника песня ямщика, его думы, его настроение. Слышишь? Снова тихий звон колокольчиков. Сначала затихают, а затем совсем тают вдали их тихие звуки, как будто тройка, только что еще промчавшаяся мимо нас, постепенно удаляется, исчезает в дымке холодного осеннего дня.

Кто долго жил в глуши печальной,
Друзья, тот верно знает сам,
Как сильно колокольчик дальний
Порой волнует сердце нам.

Послушав пьесу, мы понимаем, что Чайковский выразил в ней лишь одну грань тех настроений, которые заключены в стихах, а именно то, что связано с радостным, приподнятым и даже праздничным настроением от катания на тройке. Звучит раздольная песня. Ее истинно русский характер не вызывает сомнения.

Тройка мчится, тройка скачет,
Вьется пыль из-под копыт,
Колокольчик, заливаясь,
Упоительно звенит.
Едет, едет, едет к ней,
Ах, едет к любушке своей,
Едет, едет, едет к ней,
Едет к любушке своей.

Вот село уж показалось…
Ямщик песню затянул,
Песню звонкую, родную,
Про зазнобушку свою.
Едет, едет, едет к ней,
Ах, едет к любушке своей,
Едет, едет, едет к ней,
Едет к любушке своей.


Пьеса написана в сложной трехчастной форме. Схематически эту форму можно выразить следующим образом: A — B — A1

Но вот пора уезжать… И тут-то в репризе мы слышим звучание бубенцов, для которого Чайковский нашел замечательное выражение средствами фортепианной техники: бубенцы переливаются в фигурации быстрыми нотами в правой руке, создавая непрерывный фон для той песни, которая звучала в первой части. Но там песня приближалась, а здесь она удаляется — ее фразы становятся короче (уже одноголосные, не в октаву), теперь они едва долетают до нас. Бубенцы тройки хотя и звенят так же переливчато (тройка едет быстро), но все менее отчетливо (в более низком регистре) и все тише (их звучание растворяется в pianissimo). Для создания этого образа требуется высокое пианистическое мастерство.

Читайте также: