Новая дорога бунин сочинение

Обновлено: 05.07.2024

ЕГЭ | РУССКИЙ | СОЧИНЕНИЕ | 2022 запись закреплена

27. Сенина, 2020, 17-й вариант, по тексту Бунина "Перевал" ("Ночь давно, а я всё ещё бреду. ")

Почему отчаявшийся человек идёт вперёд, несмотря ни на какие трудности?

Испытания часто бывают слишком серьёзны, поэтому лишают людей сил бороться, двигаться дальше. В качестве примера Бунин рассказывает о том, как путнику стало всё равно, перейдёт ли он перевал. Описывая тяжёлые минуты, полные тоски, когда рассказчик уже готов сдаться из-за холода, одиночества и безвыходности, автор пытается внушить читателю, что движение вперёд обязательно. Безнадёжность не должна останавливать тех, кто уже начал свой путь. Остановка - немедленная гибель, а движение - само по себе надежда.

В конце концов, герой приходит к тому, что сама тяжесть обстоятельств начинает вдохновлять его. Он восклицает: ". странно — моё отчаяние начинает укреплять меня!" Жизнь, по мнению автора, вообще держится на умении не впадать в тоску, а уж если это случилось, то даже она должна быть на пользу: горечь и обиды могут помочь пережить самую трудную минуту, не поддавшись жалости к себе. Оба примера показывают, что инстинкт самосохранения важнее эмоций.

Бунин считает, что даже отчаявшийся человек продолжает, потому что стремится к новому счастье, хотя путь к нему всегда труден, полон бед и лишений, но впереди есть что-то хорошее.

Я согласна с автором и тоже считаю, что людям, которым выпали испытания, приходится двигаться дальше просто потому, что у них нет иного выхода. Например,

(1)Ночь давно, а я всё ещё бреду по горам к перевалу, бреду под ветром, среди холодного тумана, и безнадёжно, но покорно идёт за мной в поводу мокрая, усталая лошадь, звякая пустыми стременами.

(10)Но проходит полчаса, час… (11)Каждую минуту мне кажется, что перевал в двух шагах от меня, а голый и каменистый подъём не кончается. (12)Уже давно остались внизу сосновые леса, давно прошли низкорослые, искривлённые кустарники, и я начинаю уставать и дрогнуть. (13)Мне вспоминается несколько могил среди сосен недалеко от перевала, где похоронены какие-то дровосеки, сброшенные с гор зимней бурей. (14)Я чувствую, на какой дикой и безлюдной высоте я нахожусь, чувствую, что вокруг меня только туман, обрывы, и думаю: как пройду я мимо одиноких камней-памятников, когда они, как человеческие фигуры, зачернеют среди тумана? (15)Хватит ли у меня сил спуститься с гор, когда я уже и теперь теряю представление о времени и месте?

(23)Поздно. (24)Бор глухо и сонно гудит в отдалении. (25)Ночь становится всё таинственнее, и я чувствую это, хотя не знаю ни времени, ни места. (26)Пришёл тот час, долгий час, когда кажется, что всё вымерло на земле и уже никогда не настанет утро, а будут только возрастать туманы, окутывая величавые в своей полночной страже горы, будут глухо гудеть леса по горам и всё гуще лететь снег на пустынном перевале.

(27)Закрываясь от ветра, я поворачиваюсь к лошади. (28)Единственное живое существо, оставшееся со мною! (29)Но лошадь не глядит на меня. (30)Мокрая, озябшая, сгорбившись под высоким седлом, которое неуклюже торчит на её спине, она стоит, покорно опустив голову с прижатыми ушами. (31)И я злобно дёргаю повод, и снова подставляю лицо мокрому снегу и ветру, и снова упорно иду навстречу им.

(32)Но странно — моё отчаяние начинает укреплять меня!

(33)Я начинаю шагать смелее, и злобный укор кому-то за всё, что я выношу, радует меня. (34)Он уже переходит в ту мрачную и стойкую покорность всему, что надо вынести, при которой сладостна безнадёжность…

(35)Вот наконец и перевал. (36)Но мне уже всё равно. (37)Я иду по ровной и плоской степи, ветер несёт туман длинными космами и валит меня с ног, но я не обращаю на него внимания. (38)Уже по одному свисту ветра и по туману чувствуется, как глубоко овладела поздняя ночь горами, — уже давным-давно спят в долинах, в своих маленьких хижинах маленькие люди; но я не тороплюсь, я иду, стиснув зубы, и бормочу, обращаясь к лошади:

— Иди, иди. (39)Будем брести, пока не свалимся.

(40)Сколько уже было в моей жизни этих трудных и одиноких перевалов! (41)Как ночь, надвигались на меня горести, страдания, болезни, измены любимых и горькие обиды дружбы — и наступил час разлуки со всем, с чем сроднился. (42)И, скрепивши сердце, опять брал я в руки свой страннический посох. (43)А подъёмы к новому счастью были высоки и трудны, ночь, туман и буря встречали меня на высоте, жуткое одиночество охватывало на перевалах… (44)Но — идём, идём!

Творчество Бунина – одна из важных вещей в мире всей отечественной литературы, так как данный автор писал огромное количество произведений, которые так или иначе меняли мир не только отечественной литературы, но также меняли мир литературы, в общем, внося в неё что-то кардинально новое, но такое знакомое всем людям. Он смог по настоящему оживить литературу своего времени, внести в неё свежее дыхание романтизма, а также подбодрить её с помощью своей особенной лирики. Таким образом, он и создавал историю, и делал он это с большим успехом, ведь его произведения ценились ни только в России, но также и за рубежом, где Бунин пользовался довольно большой популярностью.

Трудно отнести произведения Бунина к какому-либо отдельному жанру, скорее его произведения можно отнести ни к чему, чем к чему либо. Его произведения, каждое по отдельности, обладают собственной душой, посылом, и стилем написания. Он придерживался принципа никогда не повторяться в произведениях, а потому в каждом своём произведении он старался проявить своё творческое начало так, как он ещё никогда не проявлял. Это и подкупало читателя его времени в его литературе, а потому он за короткий период и небольшое количество своих произведений при старте, смог добиться достаточно большой популярности и уважения.

Также в его творчестве присутствовали некоторые мотивы лирики и морали, в которых он рассказывал своему читателю о настоящих человеческих добродетелях, показывал ему то, что он считал по настоящему неправильным или даже омерзительным, старался изменить человека любым доступным ему способом, а потому, работая над своими произведениями, которые каким-либо образом относились к таким мотивам, он всегда усердно искал подходящие слова и метафоры, чтобы его читатель смог, как и насладиться произведением в полной мере, так и понять темы, которые автор пытается до него донести. Смысл в его творчество также имел немалое значение, так как Бунин был человеком достаточно умным и образованным, он очень усердно работал над смыслом в своих произведениях, который очень часто поражал своего читателя продуманностью, новаторством, и глубиной. Благодаря данному аспекту своих произведений Бунин также удостоился многих наград, так как критики его произведения просто обожали, и называли Бунина новым словом в литературе.

Другие темы: ← Любовь в понимании Бунина↑ БунинАнализ произведения Господин из Сан-Франциско →

Духовная ценность или порок?

Сочинение по творчеству Бунина нередко посвящают теме любви, и прежде всего потому, что именно этот писатель первым заговорил о чувствах между мужчиной и женщиной столь откровенно. По крайней мере, этого до него в русской литературе не делал никто.

Популярные сочинения

  • Сочинение Экология слова
    Русский язык всегда отличался своей невообразимой сложностью и в то же время красотой содержания. Благодаря обилию новых слов, постоянно входящих в обиход, на сегодняшний день происходит частое заимствование
  • Сочинение на тему Наступила зима
    Кончилась осень. Листья давно опали. Деревья стоят голые. Все листья давно уже собрали в мешки и сожгли на свалке. Наконец-то закончились дожди. Всё застыло в ожидании холодов.
  • Сочинение Человек, который мне нравится (для 7, 8 класса)
    На самом деле есть много людей, которые вызывают мою симпатию и уважение. Но в своем сочинении я хочу рассказать про определенную личность, с которой я знакома уже много лет.

Природа

Сочинения по рассказам Бунина

  • Сочинения
  • По литературе
  • Бунин
  • Анализ произведения Антоновские яблоки
  • Анализ рассказа Бунина Деревня
  • Анализ рассказа Бунина Кавказ
  • Анализ рассказа Бунина Чистый понедельник
  • Анализ рассказа Господин из Сан-Франциско
  • Анализ рассказа Грамматика любви
  • Анализ рассказа Дурочка
  • Анализ рассказа Жизнь Арсеньева
  • Анализ рассказа Именины
  • Анализ рассказа Книга
  • Анализ рассказа Косцы
  • Анализ рассказа Красавица
  • Анализ рассказа Кукушка
  • Анализ рассказа Лапти
  • Анализ рассказа Легкое дыхание
  • Анализ рассказа Митина любовь
  • Анализ рассказа Муза
  • Анализ рассказа Окаянные дни
  • Анализ рассказа Подснежник
  • Анализ рассказа Поздний час
  • Анализ рассказа Роман горбуна
  • Анализ рассказа Сверчок
  • Анализ рассказа Сны Чанга
  • Анализ рассказа Солнечный удар
  • Анализ рассказа Танька
  • Анализ рассказа Темные аллеи
  • Анализ рассказа Холодная осень
  • Анализ рассказа Цифры
  • Антоновские яблоки Бунина рассуждение по рассказу
  • Герои рассказа Кавказ
  • Герои рассказа Темные аллеи
  • Главные герои произведения Господин из Сан-Франциско
  • Главные герои произведения Чистый понедельник
  • Жизнь и смерть господина из Сан-Франциско
  • История создания Господина из Сан-Франциско
  • Критика о рассказе Антоновские яблоки Бунина
  • Кто виноват в трагедии рассказа Кавказ Бунина?
  • Любовь в рассказе Кавказ
  • Мастерство Бунина в рассказе Темные аллеи
  • Мой любимый рассказ Бунина Господин из Сан-Франциско
  • Над чем заставляет задуматься рассказ Бунина Кавказ
  • О чём заставляет задуматься рассказ Лапти
  • Образ Главного героя в Антоновских яблоках
  • Образ и характеристика Николая Алексеевича в рассказе Тёмные аллеи
  • Образ и характеристика Оли Мещерской в рассказе Лёгкое дыхание
  • Основные проблемы творчества Бунина
  • Основные темы творчества Бунина
  • Особенности творчества Бунина
  • Отзыв о рассказе Господин из Сан-Франциско
  • План рассказа В деревне Бунина
  • План рассказа Кавказ
  • План рассказа Косцы
  • План рассказа Кукушка
  • План рассказа Лапти
  • План рассказа Легкое дыхание
  • План рассказа Подснежник
  • План рассказа Темные аллеи
  • План рассказа Цифры
  • План рассказа Чистый понедельник
  • По произведению Господин из Сан-Франциско
  • По произведению Темные аллеи
  • По рассказу Легкое дыхание
  • По рассказу Чистый понедельник
  • Поручик в рассказе Солнечный удар
  • Своеобразие рассказов Бунина
  • Смысл названия рассказа Чистый понедельник
  • Смысл рассказа Чистый понедельник
  • Тема любви в рассказах Бунина
  • Тема любви в рассказе Легкое дыхание Бунина
  • Тема любви в рассказе Чистый понедельник
  • Тема любви в цикле Темные аллеи Бунина
  • Тема рассказа Господин из Сан-Франциско Бунина
  • Тема смысла жизни в произведениях Бунина
  • Философская лирика И. А. Бунина
  • Характеристика и образ Главной героини в рассказе Чистый понедельник
  • Характеристика и образ Господина из Сан-Франциско
  • Характеристика и образ Надежды в Темных аллеях
  • Характеристика и образ Незнакомки в Солнечном ударе
  • Хоровод муз (о Блоке и его творчестве)
  • Что сближает прозу и лирику Бунина?

Иван Алексеевич Бунин — классик русской литературы, однако вышедшие из-под его пера многочисленные произведения всегда привлекали внимание и провоцировали обсуждения всех отечественных филологов. Несмотря на это, во всех творческих аспектах, работы писателя раскрылись по-настоящему лишь в конце ХХ века. В этот период типографии начали переиздавать все его произведения, и опубликовалось творчество периода, когда Иван Алексеевич эмигрировал.

Такой непохожий на своих предшественников, в писательстве Бунин всё же решил продолжить традиции и идеи известных русских классиков. На протяжении всей своей жизни писатель создавал великое множество различных произведений с образами собственных современников и представителей русского зарубежья.

Ностальгия

Сочинение на тему: “Творчество И. А. Бунина”

Иван Алексеевич Бунин – человек, удивительно чутко воспринимавший историю, культуру, красоту. Он понимал, что культура и история – это не только настоящее время, но и прошлое, и будущее тоже. Именно поэтому основной темой его творчества стала тесная духовная связь времен.

Многие исследователи жизни и творчества Ивана Алексеевича БунинА считают, что он воплощал на бумаге, преобразовывал воспоминания, мысли и чувства. Именно поэтому его творчество пропитано глубокими эмоциями. Философские наклонности не пропали у БунинА вплоть до самой

его смерти. Всю свою жизнь писатель рассуждал о человеческой жизни, о смысле существования и о том, что же такое человеческая жизнь.

В черновых набросках писателя мы можем прочесть следующее: “Жизнь, может быть, дается единственно для состязания со смертью, человек даже из-за гроба борется с ней: она отнимает от него имя, – он пишет его на кресте, на камне, она хочет тьмою покрыть пережитое им, и он пытается осуществить его в слове. По мнению Ивана Алексеевича только слово, культура, творчество могут противостоять смерти и победить ее. Несомненно, художественное творчество обогащает жизнь человека,

расширяет границы возможного, раздвигает рамки и помогает увидеть красоту. Слово. Молчат гробницы, мумии и кости, – Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный – речь. Замечательные слова Ивана Алексеевича БунинА о вечной жизни слова, на мой взгляд не заставят никого сомневаться в их правоте и истине.

Скорее всего, все потому, что писатель так искреннее и трогательно относился к своему творчеству, его творчество способно затрагивать душу, открывать закрытые двери и показывать прекрасное.

Основные темы творчества И. Бунина

(346 слов) Иван Алексеевич Бунин — поэт и писатель, первый русский нобелевский лауреат, один из самых ярких представителей Серебряного века. В его творчестве можно выделить несколько главных тем: природа, любовь и смерть.

Таким образом, основные темы творчества Ивана Алексеевича Бунина позволяют нам намного лучше узнать писателя, понять, что ему дорого и важно. По моему мнению, природа, любовь и смерть – вечные проблемы, которые являются актуальными всегда.

Автор: Руфина Киселева
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Оцените сочинение: Рейтинг 3.79 [34 Голоса (ов)]

И. А. Бунин был тонким лириком. Он мог передать множество оттенков души всего лишь парой строк. Основная часть его произведений раскрывают тему любви.

В 1917 году философская лирика автора все более оттесняет пейзажную. Бунин старается заглянуть за грань реальности. В его поэзии появляются нотки обреченности. Поэт находит выход в возвращении к любви и природе. Даже в эмиграции Иван Алексеевич остается верен своему таланту, изображая красоту русской природы, он размышляет о тайнах жизни. Но стихи его до самой смерти наполнены болью и тоской по родной земле и тяжестью этой утраты.

Для нас его талант навсегда останется символом любви к родине и частью национальной культуры.

Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Похожие сочинения на тему:

Любовь к родной земле, её природе, её истории вдохновляет бунинскую музу. На рубеже двадцатого столетия, когда уже пробивались первые ростки пролетарской литературы и крепло символистское направление, стихи Бунина выделялись приверженностью к прочным классическим традициям. Поэзия Пушкина, Тютчева, Фета, Никитина оставила в душе писателя глубокий след потому, что она являлась как бы частью окружающего его мира. Именно эта поэзия переводила на язык искусства те впечатления, которые получал юный Бунин. Первый этап творчества поэта отмечен значительным влиянием на него таких имен, как Кольцов и Никитин. Они представляются Бунину не просто крупными поэтами, но и крупными национальными художниками, которые служат примером для подражания.

Они глумятся над тобою, Они, о родина, корят Тебя твоею простотою, Убогим видом черных хат… Так сын, спокойный и нахальный, Стыдится матери своей – Усталой, робкой и печальной Средь городских его друзей, Глядит с улыбкой состраданья На ту, кто сотни верст брела И для него, ко дню свиданья, Последний грошик берегла.

Однако если ранние стихи Бунина заставляют читателя вспомнить поэзию Кольцова и Никитина, то стихи начала 1900-х годов выдержаны в традициях Фета, Полонского, Майкова. Влияние этих поэтов оказалось весьма сильным. В творчестве Бунина преобладают мотивы любовных мечтаний, ярких ярмарок, веселых катаний ряженых на святках. В этот период поэт остается во власти старой образной системы. Ему приходится внешне банальными средствами добиваться не банального. Он ищет новые возможности в традиционном стихе Бунин выбирает такие сочетания слов, которые порождают у читателя определенные ассоциации:

Я одинок и ныне – как всегда. Но вот закат разлил свой пышный пламень, И тает в нем Вечерняя Звезда, Дрожа насквозь, как самоцветный камень

Бесконечно чувствуя живую связь с природой, поэту удалось, идя путем Фета и Полонского, достигнуть истинной красоты и совершенства в стихе. Лишь говоря с природой на её языке, можно было войти в её бесконечный и таинственный мир:

Усадьба по-осеннему молчала. Весь дом был марте в полночной тишине, И, как ребенок брошенный, кричала Ушастая пустушка на гумне.

В противовес беззаботному отношению к природе поэтов народнического толка, Бунин с сугубой дотошностью, точно производит её мир:

Шумели листья, облетая, Лес заводил осенний вой… Каких-то серых птичек стая Кружилась по ветру с листвой. Хотелось вместе с вихрем шумным Кружиться по лесу, кричать – И каждый медный лист встречать Восторгом радостно-безумным!

Мир вам, давно забытые! – Кто знает Их имена простые? Жили – в страхе, В безвестности – почили. Иногда В селе ковали цепи, засекали, На поселенье гнали. Но стихал Однообразный бабий плач – и снова Шли дни труда, покорности и страха…

Если на грани века для бунинской поэзии наиболее характерна пейзажная лирика, то в пору 1906–1911 годов Бунин всё более обращается к лирике философской, продолжающей поэзию Тютчева. Личность поэта необычайно расширяется, обретает способность различных перевоплощений:

Я человек: как бог, я обречен Познать тоску всех стран и всех времен.

Философская лирика периода 1917 года всё более теснит пейзажную. Бунин стремится заглянуть за пределы реальности. Поэзия его приобретает черты обреченности, обреченности кровного ему дворянского класса. Мистическое и смертное дыхание ощутимо в его стихах, которое особенно усилится в эмиграции. Где же выход? Бунин находит его в возвращении к природе и любви. Поэт появляется в облике лирического героя. Надо отметить, что любовная лирика Бунина невелика количественно. Но в ней раскрываются многие искания поздней поры.

За рубежом, в эмиграции, Бунин остается верен себе, своему таланту. Он изображает красоту мира, русской природы, размышляет о тайне жизни. Но в его стихах до самой смерти звучит боль и тоска по родине и невосполнимость этой утраты.

Бунин-эмигрант не принял новое государство, но сегодня мы вернули как национальное достояние всё лучшее, что было создано писателем. Певец русской природы, мастер интимной лирики, Бунин продолжает классические традиции, учит любить и ценить родное слово.

Читаемое в разделе:

Ранее опубликованные в разделе:

Новые материалы

Творчество Ивана Алексеевича Бунина, в 1910-е годы, после продолжительного периода абстрактно-лирических исканий, приобретает отчетливый демократический характер. В произведениях писателя появляется новая тема: насквозь пропитанный удушливым зловоньем мещанства и фамильярства капиталистический быт. Это наглядно иллюстрирует написанный Буниным в 1915 году рассказ “Господин из Сан-Франциско”.

Главный герой рассказа некий господин из американского города Сан-Франциско — безымянный собирательный образ толпы богачей-капиталистов. Его внутренний мир абсолютно лишен своего личностного содержания, интеллектуально туп и эмоционально выхолощен. Характер его мироощущения, поступков и суждений, рисует перед читателем портрет человека с ущербной психологией потребителя, морально и физически давно слившегося с относительно однородной массой ему подобных человеко-единиц. Явления “социального дрейфа” и категорической отрешенности, представляющие, по сути, центральную смысловую единицу рассказа, точно передают типичную модель буржуазного мышления, всецело охваченную вопросами материальных благ.

Плавучий отель с символическим названием “Атлантида” олицетворяет маленький лживый привилегированный мирок проимпериалистического общества, находящийся во власти огромного, бушующего яростными волнами смутных противоречий, реального мира. Мира, стоящего на пороге Первой мировой войны, уверенно начинающего тернистый путь к лучшим временам человеческой цивилизации.

Капитализм крайне примитивен в сути своей организации: его ядром выступает культ богатства, роскоши и престижа, создаваемый и поддерживаемый за счет господства одних людей над другими. Эксплуататор, стремится к увеличению собственного уже имеющегося у него капитала, самодурствуя, удовлетворяя свои элитарные капризы; эксплуатируемый, в свою очередь, также занят постоянным поиском источников прибыли, движимый элементарным желанием обеспечить себе хоть сколько-нибудь достойную жизнь, освободиться от нищеты и классового гнета.

В конечном счете, непросвещенный, воспитывающийся в духе капиталистического общества и, следовательно, разделяющий его “ценности” человек утрачивает способность мыслить и поступать человечно. Фигурно обобщая мораль настоящего произведения И. А. Бунина, следует сделать вывод о том, что капиталистическая модель политической экономии, распространяясь в массовое сознание социума, становясь определяющим фактором в формировании его менталитета, наносит нравственности капиталиста “несовместимую с жизнью” травму.

Бунинская проза, многие сочинения которой созданы в ключе критического русского реализма, отличается высокой эстетикой слога, особым “парчовым” стилем авторского языка, значительной исторической и культурной познавательностью. Произведение Бунина “Господин из Сан-Франциско” сочетает в себе глубокий философский смысл с проницательным осознанием грядущих перемен мирового масштаба. Не теряя своей актуальности и сегодня, оно широко издается и всесторонне изучается как в России, так и за рубежом.

Автор: Зинаида Авдоткина

Похожие записи:

Мой Бунин .Лирическое эссе

И.В.Шумакова, г. Курск

Мое открытие И.А.Бунина

(лирическое эссе)

И всё же огромное и постепенно нарастающее впечатление от сборника – ощущение неимоверного счастья и в определённой мере радость от сознания того, что неизменно олицетворяешь многих главных героев именно с самим автором. Почему-то чувствуешь его родство с ними, а ещё с природой, описанной в рассказах, со временем, изображённым в них, с памятью сердца, запечатлевшего ту или иную историю любви. Получается, что это чувство

в понимании автора является вечным, как вечна сама природа, породившая человека.

Размеренную и привычную жизнь в России меняет появление железной дороги. Но старый, патриархальный уклад сопротивляется наступающему прогрессу. Не прогресс меняет жизнь людей, а люди привносят свои привычки в новые условия жизни. Случайные попутчики, оказавшиеся волею судьбы в вагоне поезда, являются представителями различных социальных сословий, воплощая собой наиболее яркие и характерные черты русского общества. В рассказе Бунин тщательно описывает каждый штрих, каждую деталь, но от читателя не укрываются нотки грусти, звучащие в процессе повествования. Необратимые изменения, произошедшие с появлением железной дороги в обществе и в природе, чужды русской душе писателя. Изменения происходят как положительные, так и отрицательные. Чтобы проложить эту дорогу пришлось вырубить не одно дерево. Прогресс неизменно сопровождается неизбежным насилием над природой. И вырывается из уст вопрос, как крик души, неужели эта новая железная дорога к нищете русских людей добавит еще и нищету русской природы?

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.05.2019. Аннотация П. С. Романов, Черные лепешки
  • 24.05.2019. Аннотация Г. Г. Ходжер, Пустое ружье
  • 19.05.2019. Аннотация Д. Кимонко, Там, где бежит Сукпай
  • 18.05.2019. Аннотация А. Р. Беляев, Невидимый свет
  • 17.05.2019. Аннотация Н. Г. Никонов, Подснежники
  • 12.05.2019. Аннотация А. Кристи, Убийство Роджера Экройда
  • 11.05.2019. Аннотация Г. Уэллс, Человек-невидимка
  • 10.05.2019. Аннотация В. Ирвинг, Альгамбра
  • 09.05.2019. Аннотация А. С. Грин, Брак Августа Эсборна
  • 08.05.2019. Аннотация А. А. Фадеев, Братство, скрепленное кров
  • 05.05.2019. Аннотация В. Ф. Одоевский, Сказка о том, по какому
  • 04.05.2019. Аннотация И. А. Бунин, Новая дорога
  • 02.05.2019. Аннотация В. В. Вишневский, Пять раз перед смертью
  • 01.05.2019. Аннотация В. М. Гаршин, Сигнал

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Публикация, посвященная поздней осени на Бологое-Полоцкой железной дороге очень понравилась моим преданным читателям. Многие из вас просили сделать подобную и с зимними мотивами дороги. Я прислушиваюсь конечно же к вашему мнению и сегодня как раз именно такая.

"Чем больше постигаешь Бологое-Полоцкую, чем больше думаешь о ней, тем больше хочется ещё и ещё отправится по ней в путь, как сказал Иван Бунин в настоящий русский зимний путь. "

По мотивам повести Ивана Бунина "Новая дорога"

Типовая для Бологое-Полоцкой линии путейская казарма у переезда 40 км, станция Баталино. Фото: Алексей Алексеев

Типовая для Бологое-Полоцкой линии путейская казарма у переезда 40 км, станция Баталино. Фото: Алексей Алексеев

Русская студёная зима и летящая по зимнему тракту кибитка с "тройкой" запряженных лошадей - типичная картина и хорошо узнаваемый образ, много раз воспетый в нашей литературе или в музыке. Железные дороги уже во второй половине XIX века так прочно вошли в наш повседневный обиход, что и продолжили дальше эту традицию знаменитого русского зимнего пути, став ещё одним символом нелёгкого нашего бытия наравне с "тройкой". Иван Алексеевич Бунин великолепно описал свои впечатления от подобной поездки в самом начале ХХ века по одной из магистралей, очень сильно напоминающей мне Бологое-Полоцкую железную дорогу, с той лишь разницей, что повесть была им написана в 1901 году, а эта дорога запущена в эксплуатацию лишь в 1907 году. И всё же в образах, переданных писателем, очень хорошо можно представить, что представляли собой железные магистрали тог времени.

Итак, поехали! В путь, с Богом

— Напрасно уезжаете! — говорят мне знакомые, поздним вечером прощаясь со мной на вокзале. — Добрые люди только съезжаются в Петербург. Чего вы там не видели? Лесов, сугробов? А потом еще эта новая дорога, на которой дня не проходит без крушений!

На однопутной и неэлектрофицированной Бологое-Полоцкой линии очень хорошо сохранилась старинная фактура дороги. Поэтому паровоз в сочетании с великолепным пейзажем смотрится здесь очень гармонично. Фото: Алексей Алексеев

На однопутной и неэлектрофицированной Бологое-Полоцкой линии очень хорошо сохранилась старинная фактура дороги. Поэтому паровоз в сочетании с великолепным пейзажем смотрится здесь очень гармонично. Фото: Алексей Алексеев

И сегодня в наши то дни ощущается сильный жизненный контраст от молниеносного можно сказать перемещения на Сапсане из благоустроенного современного Петербурга куда-нибудь подальше в самую глубинку , скажем например в провинциальный захолустный Осташков или Торопец в Тверской области или ещё куда. А в те времена так и подавно. Суровые, с ярко выраженным сильным характером тогдашние зимы, да ещё и первые пассажирские вагоны тех лет, делали путь в несколько сотен вёрст настоящим серьёзным испытанием для путешественников.

"Поезд трясет и гремит, как телега". Иван Бунин "Новая дорога", 1901г. 107 км Бологое-Полоцкой линии. Фото: Алексей Алексеев

"Поезд трясет и гремит, как телега". Иван Бунин "Новая дорога", 1901г. 107 км Бологое-Полоцкой линии. Фото: Алексей Алексеев

На "перекладных"

Попасть в глубинку из столицы без пересадок практически невозможно и сейчас. Вот и Бунин ехал по "чугунке" в своё время на "перекладных" в старых добрых традициях гужевой тяги.

"Внезапное прикосновение чьей-то руки извещает перед утром о пересадке. Испуганно вскакиваю, торопливо забираю вещи и через большую, но сонную и тускло освещенную станцию иду на какую-то длинную платформу, занесенную свежим глубоким снегом, к маленькому поезду, составленному из самых разнокалиберных вагонов. Новая дорога! Тишина, маленькие вагоны, душистый дым березовых дров, запах хвои. Славно! В полудремоте попадаю в вагон-микст, тесный, с квадратными окнами, и тотчас же снова крепко засыпаю. И к утру уже оказываюсь далеко от Петербурга. И начинается настоящий русский зимний путь, один из тех, о которых совсем забыли в Петербурге. "

Вагон-микст , поясню здесь своим читателям, что это вагон смешанного типа, разделённый на две, а то и три части. Например одна его половина для пассажиров I класса, а другая для пассажиров II класса.

Прибытие под паровозом серии Су ретро-поезда №6697 на станцию Осташков, Бологое-Полоцкая заповедная железная дорога. Фото: Алексей Алексеев

Прибытие под паровозом серии Су ретро-поезда №6697 на станцию Осташков, Бологое-Полоцкая заповедная железная дорога. Фото: Алексей Алексеев

Чем же так характерен и примечателен тот самый настоящий русский зимний путь?

"Новая дорога все дальше уводит в новый, еще неизвестный мне край России, и от этого я еще живее чувствую то, что так полно чувствовалось в юности: всю красоту и всю глубокую печаль русского пейзажа, так нераздельно связанного с русской жизнью. Новую дорогу мрачно обступили леса и как бы говорят ей: - Иди, иди, мы расступаемся перед тобою. Но неужели ты снова только и сделаешь, что к нищете людей прибавишь нищету природы?"

Красота русской природы в глубинке. Бывшая станция Шлина, Бологое-Полоцкая дорога. Фото: Алексей Алексеев

Красота русской природы в глубинке. Бывшая станция Шлина, Бологое-Полоцкая дорога. Фото: Алексей Алексеев

Прав в итоге как оказалось был Иван Бунин. Варварские вырубки леса вдоль железных артерий в новое время и привели к тому, как выразился автор, что к нищете людей прибавилась ещё и нищета природы. Мало где сегодня в каких местах остался ещё нетронутым непроходимый заповедный лес, не испоганенный вырубками.

Тёмный хвойный лес, вставший глухой плотной стеной и петляющая через него из кривой в кривую Бологое-Полоцкая линия в районе 211 км, перегон Андреаполь-Торопец, Тверская обл. Фото: Алексей Алексеев

Тёмный хвойный лес, вставший глухой плотной стеной и петляющая через него из кривой в кривую Бологое-Полоцкая линия в районе 211 км, перегон Андреаполь-Торопец, Тверская обл. Фото: Алексей Алексеев

"Зимний день в лесах очень короток, и вот уже синеют за окнами сумерки, и мало-помалу заползает в сердце беспричинная, смутная, настоящая русская тоска. Петербург представляется далеким оазисом на окраине огромной снежной пустыни, которая обступила меня со всех сторон на тысячи верст".

А теперь вспомним каковы были провинциальные вокзалы тех лет и можно ли где их сегодня ещё нам увидеть?

"За деревянным, кирпичного цвета вокзалом видны тройки, громыхают бубенчики, кричат наперебой извозчики; зимний день сер и тепел, и похоже на масленицу".

Есть сегодня и такие, деревянные кирпичного цвета. Прекрасно сохранились на станциях Куженкино, Баталино, Фирово, Скворцово на Бологое-Полоцкой линии и представляют собой живой образец вокзальной архитектуры бунинских времён.

Деревянный вокзал кирпичного цвета на станции Баталино, Бологое-Полоцкая заповедная железная дорога. Фото: Алексей Алексеев

Деревянный вокзал кирпичного цвета на станции Баталино, Бологое-Полоцкая заповедная железная дорога. Фото: Алексей Алексеев

Построенные по единому типовому проекту архитектора Станислава Воловского деревянные вокзалы IV класса Бологое-Полоцкой линии восхищают взгляды путешественников и сегодня. Они сочетают в себе классический модерн с элементами чисто русского дачного или усадебного стиля.

Деревянный вокзал IV класса, лишившийся характерной башенки-мансарды, на бывшей станции Скворцово, Бологое-Полоцкой линии. Это была последняя станция за которой дорога, если ехать в сторону Великих Лук, пересекает границу Тверской и Псковской областей. Фото: Алексей Алексеев

Деревянный вокзал IV класса, лишившийся характерной башенки-мансарды, на бывшей станции Скворцово, Бологое-Полоцкой линии. Это была последняя станция за которой дорога, если ехать в сторону Великих Лук, пересекает границу Тверской и Псковской областей. Фото: Алексей Алексеев

Все сгущается сумрак в холодном, дребезжащем, неуклюжем вагоне. Мелькают стволы высоких сосен в сугробах, толпами теснятся на пригорках монахини-елочки в своих черных бархатных одеждах. Порою чаща расступается, и далеко развертывается унылая болотная низменность, угрюмо синеет амфитеатр лесов за нею, и полосою дыма висит молочно-свинцовый туман над лесами. А потом снова около самых окон зачастят сосны и ели в снегу, глухими чащами надвинется чернолесье, потемнеет в вагоне.

В четной горловине бывшей станции Мартисово, 218 км Бологое-Полоцкой линии. Остатки путевого хозяйства и заколоченная казарма, покрытая снеговыми шапками. Фото: Алексей Алексеев

В четной горловине бывшей станции Мартисово, 218 км Бологое-Полоцкой линии. Остатки путевого хозяйства и заколоченная казарма, покрытая снеговыми шапками. Фото: Алексей Алексеев

Вот такой он этот настоящий русский зимний путь, овеянный ядрёным холодом настоящей русской зимы где-то в глубине пути посреди тёмного леса, в сочетании с коротким и быстротечно убывающим на закате днём, с вечно пронизывающей до глубины души тоской и чувством беспокойства за судьбу России.

Есть в этом чувстве что-то непередаваемое словами, исконно русское, присущее только нашему народу, привыкшему веками жить в таких суровых условиях, вечной необустроенности человеческой жизни.

Сторожевой дом на 82 км Бологое-Полоцкой линии, напоминающей избу бабы Яги из старых русских сказок. Фото: Алексей Алексеев

Сторожевой дом на 82 км Бологое-Полоцкой линии, напоминающей избу бабы Яги из старых русских сказок. Фото: Алексей Алексеев

"В последних лучах солнца на исходе дня". Станция Фирово и прибывающий пригородный поезд №6692 Осташков-Бологое. Фото: Алексей Алексеев

"В последних лучах солнца на исходе дня". Станция Фирово и прибывающий пригородный поезд №6692 Осташков-Бологое. Фото: Алексей Алексеев

Взять билет на поезд из столицы до своей малой родины, сесть возле окна поудобнее и просто наслаждаться неброской красотой русской природы, желательно под мотивы симфонии Петра Ильича Чайковского "Зимние грёзы".

Огоньки робко, но весело светят в маленьких новых домиках лесных станций. Новая жизнь чувствуется в каждом из них. Но в двух шагах от этого казенного домика начинается совсем другой мир. Там чернеют затерянные среди лесов редкие поселки темного и унылого лесного народа. На платформах стоят люди из этих деревушек, - несколько нищих в рваных полушубках, лохматых, с простуженными горлами, но таких смиренных и с такими чистыми, почти детскими глазами. Опустив кнуты, они выглядывают пассажира почти безнадежно, потому что на несколько человек из них редко приходится даже один пассажир. И, тупо глядя на поезд, они тоже как бы говорят ему своими взглядами: - Делайте, как знаете, - нам податься некуда. А что из этого выйдет, мы не знаем. Гляжу и я на этот молодой, замученный народ. на великую пустыню России медленно сходит долгая и молчаливая ночь.

Поэзия огней зимней студеной ночью на станции Осташков, Бологое-Полоцкая заповедная железная дорога. Фото: Алексей Алексеев

Поэзия огней зимней студеной ночью на станции Осташков, Бологое-Полоцкая заповедная железная дорога. Фото: Алексей Алексеев

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на канал "Заповедная магистраль" , чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

Читайте также: