Новаторство драматургии а п чехова сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Сочинение: А.П.ЧЕХОВ Новаторство в драматургии

А. П. Чехов известен во всем мире не только как писа­тель-прозаик, умеющий на нескольких страницах своих коротких рассказов уместить целую человеческую жизнь, но и как замечательный драматург-новатор.

А. П. Чехов всегда очень остро чувствовал время, в которое ему довелось жить, и переломное состояние мира и человека в этот критический период. Находясь в постоян­ном поиске особых художественных приемов и принципов для их воплощения, Чехов был уверен, что "никаких сю­жетов не нужно. В жизни нет сюжетов, в ней все смеша­но — глубокое с мелким, великое с ничтожным, трагичес­кое со смешным. Нужны новые формы, новые формы. " И в театре, считал Чехов, все должно быть так же просто и в то же время сложно, как в реальной жизни.

Пристально вглядываясь в обыденное существование обычных людей, Чехов видел их красоту и значительность, но не во внешнем поведении и отношениях, а во внутрен­нем их мире. Именно поэтому "новые формы" действия в драме должны отобразить потаенные, скрытые, часто не осознаваемые самими героями душевные движения.
[sms]

Чеховская драма стала новым явлением в русском искусстве. Особенно это можно сказать о последней пьесе Чехова, вершине его драматургии — "Вишневом саде", в котором все герои охвачены беспокойством, жаждой пере­мен, но при чтении которой нас не покидает светлое лири­ческое настроение.

В пьесе "Вишневый сад" драматург не только освещает, но и предполагает дальнейшую судьбу трех сословий, сло­жившихся или только формирующихся к концу XIX — началу XX века. Дворянство к этому времени уже изживало себя, разорялось, расслаивалось, теряло прочные осно­вы своего существования. На смену ему приходит новая сила — буржуазия, но Чехов не сомневается, что это вре­менно, ненадолго, поскольку подрастающее поколение вол­нуют уже совсем иные идеи, привлекают другие ценности, и это является залогом построения новой, молодой, цветущей России.

Сюжет пьесы чрезвычайно прост, здесь нет эффектных ситуаций, острой завязки. Желая приблизить театраль-ную постановку к реальной жизни, Чехов отказался от ненужных деталей и подробностей и гордился тем, что "в пьесе нет ни одного выстрела". Внутренний мир человека, его психологию великий драматург сумел показать с помо­щью только речи персонажей, скупых, но емких ремарок. В пьесе "Вишневый сад" герои не вступают в ожесто­ченную борьбу друг с другом, хотя являются потенциаль­ными противниками, пока решается вопрос, кому же дос­танется вишневый сад. Чехов мастерски создает ситуацию, когда открытая вражда между действующими лицами, ко­торые не только являются представителями разных со­словий, но и обладают несхожими взглядами на жизнь, невозможна. Каждый здесь переживает свою драму, и ник­то никому не может помочь, так же как никто никого не может и погубить. Почти все герои оказываются беспо­мощными перед действительностью. Однако, несмотря на отказ делить действующих лиц своей пьесы на положи­тельных и отрицательных, "добрых" и "злых", Чехов стро­ит свое творчество на глубоком и сочувственном понима­нии каждого отдельного человека, умело находит почти во всех своих героях доброе, человеческое начало. И это на­талкивает читателей на мысли о красоте жизни вообще, о богатстве человеческой души.

Замечательные пьесы А. П. Чехова до сих пор не схо­дят со сцен театров, и не зря их каждая новая постановка собирает полные залы, вызывает споры и волнующие мыс­ли о жизни, назначении человека. А вызвано это тем, что люди новых поколений встречаются в чеховских пьесах с близкими и актуальными проблемами, герои драматичес­ких произведений вдруг становятся нашими помощника- ми или противниками. И поиски высшего смысла жизни, и верность долгу, и страстные порывы чувств, и обманутые надежды — все это можно найти на страницах бессмерт­ных чеховских пьес.[/sms]

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Пьеса "Вишнёвый сад" появилась на рубеже веков, когда не только общественно-политический мир требовал обновлений, но и мир искусства.Новаторство драматургии Чехова проявляется уже в самом авторском определении жанра произведения - комедия, что несомненно вызвало резонанс в обществе. Люди называли "Вишнёвый сад" драмой, делая акцент на лирическую составляющую в пьесе, на размышления чеховских персонажей о прошлом: Раневская вспоминает покойных сына и мужа, ей видится в саду покойница мать; Трофимов говорит о замученных в усадьб крепостных, глядящих теперь с каждого листа.

Но сам Чехов возражал против общественного мнения.

В его пьесе отсутствует драма, то есть активная борьба героев с препятствиями. Нет никакого открытого конфликта между персонажами. Раневская добровольно продаёт вишнёвый сад за долги, а Лопахин даже извиняется перед ней за это, прежде, неоднократно советует, как сохранить поместье. Конфликт происходит в душе каждого отельного персонажа, что ранее не встречалось в русской драматургии.

Для представителей прошлого поколения, Раневской и Гаева, конфликт заключается не в продаже сада, а в неумении жить. Эти персонажи даже неспособны осмыслить своё положение, они привыкли беспечно проводить время, не зная работы.И теперь, не имея средств к существованию, они испытывают страх перед будущим. Для них прошлое представлено в виде цветущего сада, который они вынуждены продать.

Представителями настоящего времени является купец Ермолай Лопахин. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Он вышел из рядов крепостного крестьянства. Для него покупка сада символизирует свободу крестьян от рабства. Теперь он становится хозяином дома, на порог которого не пускали его предков.

Олицетворение будущей жизни заключается в персонажах Пети Трофимова и Ани. Они не пытаются сохранить сад, они верят, что можно вырастить свой новый.

Новаторской особенностью чеховской пьесы является отсутствие главного действующего лица. Персонажи не делятся на положительных и отрицательных., что необычно для драмы. Герои разделены своим отношением к судьбе вишнёвого сада, но объединяются общей неудовлетворенностью существующей жизни. У каждого из них мир собственных переживаний, и каждый непонят и одинок среди других. Гувернантка Шарлотта, бесприютная, никем не воспринимается всерьез из-за своих фокусов. Варя вечно погружена в свои мысли, за что подвергается насмешкам Трофимова и Лопахина. Симеонов-Пищик постоянно ищет денег, вызывая раздражение окружающих. Епиходов смешон для всех из-за своих "двадцати двух несчастий".

Чехов вносит своеобразие в диалоги персонажей. Все в этом доме не хотят и не умеют слушать друг друга. Петя осуждает интеллигенцию, Раневская спорит с ним, Лопахин пытается вставить своё слово., его перебивают, не дослушав. В итоге разговор теряет смысл, и все замолкают. В тишине слышится отдалённый звук лопнувшей струны. Такова особенность чеховских диалогов.

Пьесы Антона Павловича вызывали большой интерес среди литературоведов, критиков. Современники видели в них нечто новое, необычное. Вскоре были сформулированы определенные критерии, выделяющие новаторство драматургии Чехова. Писатель смог четко передать обстановку, сложившуюся в России в девятнадцатом веке. Большинство трудов написано не просто в стиле реализма. Автор указывает на кризисные моменты, отражающиеся на внутреннем мире людей.

Антон Павлович Чехов

Антон Павлович Чехов

Характерная черта драматургии писателя – частые отступления от основного смысла. Он переводит внимание читателя с поверхностных фактов на глубинный смысл. Многослойная реальность позволяет изучить бытие человека в определенных условиях. Автор повествует про повседневную жизнь обычных людей, стараясь определить главную суть человеческой жизни.

Новаторство Чехова-драматурга – основные принципы

Произведение Чехова – это совокупность внутренних переживаний, ассоциаций, методов художественной выразительности. Писатель часто применял различные литературные приемы, чтобы подчеркнуть важные детали. В чем заключается новаторство Антона Павловича:

  • Система образов. В большинстве пьес речь шла о положительных и отрицательных героях. Литераторы давали понять, какие герои олицетворяют зло или добро. Чехов – первый драматург, не использующий данную структуру. В его повестях отсутствуют идеальные персонажи, негативные личности. Он не обвиняет героев, не дает им оправданий. Задание писателя – не столкнуть действующих лиц, а добраться до глубинного смысла жизни;
  • Внесценический герой. Он практически всегда присутствует в произведениях автора, незримо принимает участие в действе. Это помогает писателю показать скрытые мотивы, объяснить поступки персонажей;
  • Нравственные вопросы. В основе пьесы всегда присутствует нравственный подтекст. Он касается глобальных проблем человека – внутреннего мира, смысла жизни, гармонии души;
  • Открытые вопросы. Чехов говорил о своем желании показать в произведениях естественную, реальную жизнь. Он не приукрашивал, не добавлял темных красок в описания людей, ситуаций. Большинство вопросов остаются открытыми для читателя, позволяя ему принимать решения самостоятельно;
  • Отсутствие драматического конфликта. Классическая драматургия девятнадцатого века выделяет основной спор между характерами героев, ситуацией и персонажем. Антон Павлович не использует стандартный подход. Пьеса строится на анализе внутреннего состояния действующего лица. Действо происходит на базе рассуждений, терзаний, раздумий персонажей.

Писатель определял свои пьесы как способ глубже познать реальные проблемы людей. Для него класс личностных переживаний, радостей важнее конфликтного сюжета.

В чем заключается новаторство Чехова-драматурга – кратко

Название пьесы уже стало новаторским решением. Писатели классической драматургии использовали имена главных персонажей, тематику или конфликт в заглавии. Вишневый сад – это место, где происходят события. В пьесе отсутствует внешняя конфликтная ситуация. Персонажи рассуждают о судьбе любимого сада, отсутствует агрессия, негативные отношения между героями. Выделим основные признаки новаторства Антона Павловича, которые он первым внес в русскую литературу:

Пьесы, написанные А.П.Чеховым, становились событием для его современников, даже те, кто не признавал мастерства драматурга, улавливали новое в построении его произведений. Современники принимали или не принимали его пьес. Но отрицать их новаторство не могли.

Новаторство драматургии Чехова


Новаторские приемы, который использовал драматург, позволили вывести его пьесы в ряд уникальных творческих достижений автора и ценного приращения для всего отечественного театра.

Новый тип названия

Обозначение в заглавии конкретного понятия подводит зрителя или читателя к обобщенному восприятию картин жизни в пьесе.

Новая образная система

Пожалуй, только Яков своей бездуховностью, черствостью вызывает отрицательные эмоции. Остальные же герои и главные, и второстепенные вызывают у зрителя разнообразные чувства: смех, улыбку, сочувствие. Гаев смешон своими бильярдными словечками, речью перед шкафом, детской беззаботностью и неумением жить, но он трогателен в своей любви к вишневому саду, сестре, племянницам, в нем есть та доброта, которая привлекает людей.

Образ Пети Трофимова, с одной стороны, выполняет функцию декламатора идей (именно он говорит Ане, чем вызвана трагедия их жизни:

с другой стороны, это образ не прямого рупора авторского восприятия жизни: Петя Трофимов — такой же недотепа, как и все остальные персонажи пьесы, он не знает практической жизни, заявляя, что он знает, как построить новую жизнь, Петя не умеет практические жить сам.

Новый вид конфликта

Еще одно достижение Чехова-драматурга, которого не знала классическая драматургия, — отсутствие внешнего конфликта.

Основа конфликта — судьба вишневого сада — задана уже в первом действии, но этот конфликт не проявляется:

  • ни в столкновении героев. Например, ни Раневская, ни Гаев не чувствуют вражды к Лопахину, купившему вишневый сад, да и сам Лопахин просит у Раневской прощения:
  • ни в самом развитии действия. Продажа вишневого сада происходит за сценой, герои ощущают это не как трагедию, а испытывают даже чувство облегчения.

Чехов показывает конфликт внутри каждого человека, конфликт судьбы и жизни. К концу пьесу все нарастает и нарастает чувство одиночества каждого из героев, неустроенности жизни и ожидания перемен

В этом смысле пьесы Чехова представляют

Новизна жанрового решения пьесы, появление подтекста

В его пьесах впервые в отечественной драматургии появился подтекст, который во многом определяет особую интонацию его пьес.

Звук топоров в конце пьесы — символичен, это аккомпанемент крушения человеческих судеб, конца дворянской эпохи в судьбе страны. Топорам вторят звуки молотков, которыми заколачивают старый дом вместе с забытым Фирсом. Так авторская деталь позволяет трагическим аккордом закончить пьесу об утрате миром духовности.
Одной из существенных особенностей драматургии Чехова является множественность перекрещивающихся драматических линий. Каждый персонаж переживает свою драму и, общаясь с другими, ощущает себя одиноким. Общий же настрой пьес говорит о стремлении драматурга преодолеть разобщение, призвать людей к новой, лучшей жизни.

Наша презентация темы

Новаторская драматургия Чехова стала достоянием всего человечества, отражение эмоционального состояния человека в его повседневной жизни — тот новый путь, который показал драматург в начале ХХ века.

Читайте также: