Ночевала тучка золотая отзыв сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Начиная писать рецензию на произведение Анатолия Пристав-кина “Ночевала тучка золотая”, хочется написать и о самом авто­ре. Ведь рецензия – это не только анализ положительных и отри­цательных сторон произведения, но и попытка проникнуть в саму суть, истоки и корни написанного.

А. Приставкин, автор повести “Ночевала тучка золотая”, ро­дом, как и все мы, из своего детства. Но привычная для его сверст­ников формула “мы родом из Войны” Предполагает уточнение. А. Приставкин родом из детдома военных лет, где легче было уме­реть,

В писателе сильна была ранняя, по определению Ф. М. Достоев­ского, первая память. Память эта – безотрадно горька, но А. При­ставкин ей не изменяет, не ищет в ней утешения, не пытается тем­ные стороны уравновесить светлыми. Сам писатель не без удивле­ния вспоминает свое нищее детство, бродяжничество; неужели так было?

Повесть Анатолия Приставкина “Ночевала тучка золотая” – это война, ее уголок, не освещенный ни вспышками “Катюш”, ни россыпью победных фейерверков; тайна, порожденная не фронто­вой необходимостью, а гнусностью замысла и осуществления. Те­перь-то тайна раскрыта,

теперь мы читаем у А. Приставкина о дет­домовцах-близнецах Кузьменышах, отправленных из Подмосковья в благодатный край – на Кавказ, где сказочно тепло и сытно.

Души в повести детские; судьбы, искореженные войной, сирот­ством, уголовщиной. Беспризорный, беспощадный мир. Со своими законами и своим беззаконием.

Кузьменышей Ожидает такое, о чем невозможно догадаться в начале повести, с первых страниц не обещавшей легкого, беспеча-

Льного чтения. Какая тут Легкость, Когда подмосковный детдом живет одной исступленной думой: “вдохнуть опьяняющий, дурма­нящий запах”.

Никому не нужными семенами летят через войну, через разру­шенные земли братья. Они умеют выйти если и не сухими из воды, то хотя бы не пойти ко дну, не пустить пузыри. Родство по крови переходит в родство душ. Одиннадцатилетние близнецы неразлуч­ны.

Это помогало им выжить, сносить все напасти, сообща мошен­ничать, воровать. Они всегда вместе – четыре руки, четыре ноги, две головы – и до того похожи: никто не отличит – Колька это или Сашка. Близнецы искусно всех морочили, и, даже когда не бы­ло необходимости, один выдавал себя за другого. Выручая друг друга, было легче уцелеть в гибельных обстоятельствах.

Их скрыт­ность стала самой натурой. Близнецы откровенны только друг с другом. Откровенность эта в том внутреннем единении, когда один настолько дополняет второго, что они по отдельности не мыслят, не представляют собственного существования.

Беда сближает тех, кто попал в нее. Когда на станции Кубань эшелон с беспризорниками встречается с глухо зарешеченным эше­лоном, где изнывают взаперти черноглазые люди, Колька, не пони­мая, что просят воду, протягивает ладонь с ягодами терновника. На естественный порыв способен только мальчонка-беспризорник.

Станция живет своей жизнью, не желая слышать крик и плач из запертых теплушек; из репродукторов доносится “Широка страна моя Родная…”.

Печально завершается и эта главка, намекая на роковую неслу­чайность встречи двух эшелонов,

“Наши поезда постояли бок о бок, как два брата-близнеца, не узнавшие друг друга, и разошлись навсегда, и вовсе ничего не зна­чило, что ехали они – одни на север, другие на юг. Мы были свя­заны одной судьбой”. Эту связь сам писатель осознал и понял не сразу. И до сих пор мы связаны со страшными деяниями, которые привели к горю И Гибели тысяч И Тысяч людей.

Человек, открыв­ший существование народов-изменников, слыл специалистом по национальному вопросу. Им был разработан план борьбы с этими народами, правда, до конца превратить теорию в практику даже ему не удалось – не удалось покарать целиком все народы за то, что и среди них попадались предатели, перебежчики. Однако тео­рия осела в головах и в памяти людей оскорбительными кличками, “теориями” о “национальной Вине”, “национальных болезнях” и так далее.

Следствия ее – в событиях Степанакерта и Сумгаита, Риги и Тбилиси, в чеченской войне.

А в 1944 году укрывшиеся в горах чеченцы уничтожили дет­ский дом. Сашка погиб смертью чудовищной, изуверской. Сцену, написанную А. Приставкиным, Не часто встретишь в нашей лите­ратуре. Колька своими глазами увидел, какую смерть принял его брат.

От увиденного помутился рассудок. Когда Колька везет на те­лежке мертвого брата с выклеванными вороной глазами, он будто действует по инерции, осуществляет прежний их план удрать с ги­бельного Кавказа. Сашка для него еще живой, и он хочет, чтоб то-

Му было удобно в тележке, а в собачнике, железном ящике под ва­гоном, не было холодно, Колька вел воображаемый разговор с убийцей: “Слушай, чечен, ослеп ты, что ли? Разве ты не видишь, что мы с Сашкой против тебя не воюем! Нас привезли сюда жить, так мы и живем, а потом мы бы уехали все равно. А теперь, ви­дишь, как выходит…

Ты нас с Сашкой убил, а солдаты пришли, тебя убьют… А ты солдат станешь убивать, и все: и они, и ты – погибнете. А разве не лучше было то, чтобы ты жил, и они жили, и мы с Сашкой тоже чтоб жили. ” Колькины рассуждения настоль­ко бесхитростны, что едва не отдают юродством. Колька, привык­ший быть для Сашки руками и ногами, на извечный вопрос: “Ты Колька или Сашка?” – теперь отвечает: “Я – обои!

В новом своем качестве Колька странен. А как остаться не странным, пережив та­кое? Странность усиливается “новым Сашкой”, появляющимся взамен мертвого, которому так и предстоит вечно колесить по стра­не в железном собачнике. “Нового Сашку” зовут Алхузур – это че­ченец, сверстник Кольки. Такой же одинокий, неприкаянный сын войны, лишившей его крыши и родителей.

В придачу право жить в родимом краю. Они сближаются, когда заболевший Колька в бреду зовет брата, а над ним склоняется Алхузур, на ломаном русском языке уверяя: я и есть “Саек”. Заботой, смелостью, готовностью делить любые опасности Алхузур доказывает свое право стать Ко-Лькиным Братом, называться Кузьменышем. Колька и Алхузур ве­дут себя, не сообразуясь с правилами, заповедями, каких придер­живаются взрослые.

Над ненавистью, жаждой мести возобладала братская любовь. Любовь помогла выжить прежним Кузьменышам, помогает и новым.

Анатолий Приставкин в своей книге не делает вид, будто былое поросло быльем. “А ведь, не скрою, – пишет А. Приставкин, – приходила, не могла не прийти такая мысль, что живы, где-то су­ществуют все те люди, которые от Его имени волю его Творили”. Возможно, писатель снял груз, часть груза с собственной души, но читательские души не очень-то облегчил. Но настоящая литерату­ра – в последнее время мы опять-таки в том убедились – не спе­шит навеять “сон золотой”.

Она призывает читателей к раздумьям и душевной работе, к сомнениям в себе, вниманию к окружающим. Она служит предостережением будущему.


Доброго времени суток, дорогие любители книг.
Как всегда, оставляя рецензию, пишу о своих мыслях, эмоциях и впечатлениях, а не о сюжете книги.
Люблю читать военные книги, по-тому что они заставляют по новому взглянуть на современную действительность. Читая о не легкой жизни своих про родителей, начинаешь больше ценить свою собственную жизнь.
А тут книга о военных годах, да еще о братьях сиротах, да еще и о Кавказе - моей родине. Ну как не прочитать? - решил я.
В те не легкие времена выживали наиболее приспособленные. Наши герои, два брата близнеца Колька и Сашка, были таковыми. Они и попали на Кавказ только по причине того, что решили скрыться от ответственности за свои "Шалости".
На Кавказе им обещали счастливую, беззаботную жизнь, но судьба решила по другому. В те годы был конфликт на Кавказе между Русскими и Чеченами, и наши герои не избежали его.
Один из братьев погибает, причем не самой благостной смертью. Для второго Брата смерть близкого человека стала сильным моральным ударом. Ведь братья никогда не расставались и всегда делили радости и горе по-полам.
Когда и второй брат чуть не лишается жизни, его спасает чеченский мальчик. Казалось бы два врага должны ненавидеть друг друга, но эти два мальчика сближаются и становятся названными братьями.
Эта книга заставила меня задуматься о природе человеческой натуры. От чего и как рождается ненависть людей к особям своего вида. И как выйти из этой череды мести и войны, коли попал в нее. Я задумался насколько ценной является жизнь близкого вам человека, и вспомнил всех своих родных, которые ушли из жизни.
Честно признаюсь, я плакал над некоторыми моментами в книге. Но так же моя душа радовалась каждому счастливому моменту в судьбе мальчиков. К тому же книга написана достаточно позитивно, с иронией и специфическим юморком.
В общем моя душа очистилась, я почувствовал себя счастливым человеком, так как живу в мирное время.
Хочу пожелать всем людям, кто читает эти строки, всех благ и мирного неба над головой.


Книга интересная, а ситуация страшная.

В этой небольшой книге рассказывается о 2-х мальчишках. Они всю жизнь были вместе, так как они неразлучны, а тем более если близнецы. Они стали друг для друга всем, один без другого некуда. Потому что один - думал, а другой любил больше делать.

Это история об их жизни, о том, как они жили в детдоме, о том, как они выживали. Всех беспризорников отправили заселять Кавказ, вот они и там выкручивались, как могли. Хорошо, что везде есть люди хорошие и тоже им помогали.

Это грустная история, хотя все такие книги - грустные.. ничего здесь нет такого чему радоваться особо. Но даже в таких тяжелых временах и повестях можно найти над чем улыбнутся. И даже здесь, в такой тяжелой ситуации люди не унывали, они поддерживали себя или друг друга как могли.

Мне кажется, что с этой книгой стоит всем, ознакомится, она не большая и правдивая, как не крути. Поэтому для общего развития, можно и почитать)


Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

СССР, 1944 год. Война всё ещё идёт, но не в детдомах. Здесь другая война, хоть и тоже за жизнь. Скажу сразу, что моя прабабушка жила в детдоме, куда попала после того как на вокзале совсем ещё маленькую её бросил старший брат. Она прошла через детский дом, бедность, голод и презрение многих окружающих её людей, а ещё она сумела отыскать того самого брата и просто посмотреть ему в глаза. К чему я это говорю? К тому, что многое, о чём она рассказывала мне, так созвучно с этой книгой. Я часто прерывала чтение и погружалась в воспоминания, восстанавливала её рассказы, в тяжёлых, страшных моментах я видела её глаза и помнила молчание, когда не было уже сил рассказывать, хотя я так просила. Всё рассказанное здесь - не сгущённая красками страшная сказка, а одна из страшных реалий военного времени, острые и откровенно неприятные моменты бьют по глазам, по восприятию и по чувствам.

Саша и Колька Кузьмины медленно, но верно подбираются к своей маленькой мечте - заветной комнате с хлеборезкой. Как это часто бывает, когда мечта уже совсем близко - только руку протяни, всё рушится. И в данном случае в буквальном смысле. А потому ребятам одна дорога - бежать, благо, организуют массовую отправку на Кавказ - а там, говорят, рай и еды столько, что и не съешь за раз, и не напасёшься. Но неужели в рай отправляют просто так и люди, живущие там, ждут новых с распростёртыми объятьями? Конечно же нет, братья никому не верят, постоянно поддерживают друг друга и неустанно борются и ищут возможность просто жить. Но жизнь не такая простая, а уж озлобленные и голодные люди - тем более.

Скажу хоть и избито, но верно - книга страшная, но очень нужная, хоть многим и тяжело воспринимать такое в светлой и тёплой квартире. "Ведь то истории далёкие и вот сейчас у точно такого нет (. ) и не будет!". Хотелось бы надеяться. Я мечтаю о том, чтобы не только война, но и голод с несправедливостью уже навсегда оставили наш и так непростой мирок.


Когда читала книгу моё сердце разрывалось на части, я ехала в автобусе и не могла сдерживать слезы. Нужно ценить спокойное небо над нашим головами. А тем кто кричит на право и на лево " 1941-1944 можем повторить" заставь прочитать эту книгу и другие отражающие все ужасы.


“Тучка”-самое знаменитое произведение Анатолия Приставкина. В нем рассказывается о двух одиннадцатилетних мальчишках-близнецах, которые жили в детском доме в военные годы. Живут они впроголодь, как и все детдомовские, мечтают пробраться в хлеборезку, вдохнуть запах свежего хлеба. Сашка и Колька Кузьмины, или как их все называли Кузьменыши, были неразделимы, как единое целое, где Сашка, там и Колька. Почти никто не мог их различить, поэтому они всех морочили. Сашка был “головой”, он быстро соображал, придумывал идеальные планы, где чего можно утащить, как чего открыть, Колька был “руками и ногами”, он действовал, был проворнее, быстрее. Так и выживали Кузьменыши в четыре руки, четыре глаза и две головы. И тут подвернулся случай поехать на Кавказ, райское место, где полно еды. И братья решают отправится в неизвестный край.

С первых страниц просто влюбляешься в этих проворных, смелых ребят, удивляешься их единству, привязываешься к ним. Не смотря на ужасы, на голод, на несправедливость, поначалу читалось легко, ведь описывалась так, будто это повседневность, а ведь так и было на самом деле, ведь повесть автобиографична. Язык автора располагал к чтению, иногда он переходит на собственные заметки от первого лица, они редкие, но в них угадываются наиболее эмоционально сильные моменты.

Эта повесть о том, что нет лучшего и худшего народа, все люди достойны жить в мире и безопасности.

Главные герои - двое детдомовских близняшек - Колька и Сашка, одинаковы с лица, чем постоянно пользовались и всех путали, но разные по характеру. Практически не разлей вода, друг за друга горой, да что там, можно сказать, что они одно целое. Невероятные ребята, несмотря на голод, необходимость воровать, изворачиваться, обманывать (в то время иначе просто не прожить было), все равно остаются детьми, веселыми, наивными, но не по годам взрослыми и мудрыми.

Сначала описывалась жизнь в подмосковном детдоме в военные годы, жизнь там очень тяжелая, со своими законами, мир беспризорников. У директора детдома совести не было совсем, обворовывал голодных детей, тащили все. Постоянный ноющий голод, за крошечку сахарина продавались в рабство, о конфетах лишь легенды рассказывали, никто их в глаза не видел.

И как велика была их радость, когда повезли ребят на Кавказ. Полтысячи сирот надеялись на лучшую жизнь, думали, что теперь - то заживут по-человечески, а много им надо было? Всего лишь поесть досыта, а еще мечтали увидеть горы.

Но оказались в жестоком аду…и сколько их в итоге осталось?

Их лишили детства, они не знали радостей, для них счастьем было просто посмотреть на хлеб и вдохнуть его аромат…

Невероятно сильная книга, после таких книг понимаешь, как счастливо живешь. Хочется дышать полной грудью и почувствовать аромат свежего хлеба, вдохнуть и вспомнить тех ребят…Много хочется сказать, но лучше прочтите сами.

Отзыв о Книга

Книга пронзительная, страшная книга. Читать надо, но нужно быть готовым к тому, что будет тошно и больно. Мне прямо кричать хотелось - от бессилия, от несправедливости мироустройства. Тем более, что описанное - не выдумка, а.

Я плакала.

Читать полезно всем!

Нас было двое: брат и я.

Наверно, ни одна книга так сильно не задевает эмоции, как военная литература с участием детей. Потому что здесь, в этой книге речь идёт именно о детях. О детях в условиях военного времени. 1944 год. Казалось.

Жизнь - сложная штука

Против сочетания двух слов "война" и "дети" всегда протестуют и ум и сердце. Многие произведения русской литературы рассказывают о детях в военные годы. Этому не исключение и книга Приставкина - "Ночевала тучка золотая. " Невозможно быть.

Неужели эта война никогда не закончится?

Так случилось, что эту книгу в школе я не читала. А зря. Читать ее нужно всем, а уж молодому поколению и подавно. Сказать, что книга тяжелая – ничего не сказать. Она просто повергает в состояние.

Пронзительная книга об израненном детстве.

Книга явилась для меня откровением. До этого я никогда не читала Анатолия Приставкина, и после этой книги очень заинтересовалась его творчеством. Но то, что я прочитала после, было все-таки слабее, чем "Тучка". Разве что "Кукушата".

Дети, которые пытались выжить во время ВОВ

Читала еще в детстве. очень зацепила, до сих пор в памяти момент из книги, когда они жутко хотели есть, эти дети, наелись всякой дряни, неспелых овощей и фруктов, зелени, и потом бегали с животами, случился.

К прочтению - рекомендуется

Эту книгу я прочитала первый раз еще в школе, а потом когда купила новый смартфон, стала закачивать различные книги для чтения в дороги. И вот одна из первых для прочтения книг, была Анатолия Приставкина «Ночевала.

Утром в путь она умчалась рано, по лазури весело играя.

Книги меня начали увлекать лишь года 4 тому назад, когда я был в 11 классе. С тех пор я прочитал их уже несколько десятков. Предпочитаю признанные произведения классиков или просто то, что мне посоветовали люди.

Война. боль. дети. жизнь. никого не оставит равнодушным

Впервые с произведением Анатолия Приставкина "Ночела тучка золотая" я познакомилась в школе. Данное произведение было предложено к прочтению учителем русского языка. Оно было напечатано в двух литературных журналах, книги, к большому сожалению, не могли тогда.

Такая недетская история глазами ребёнка

Эта история - автобиографическая повесть, Анатолия Приставкина, то есть все происходящее на этих страницах, действительно имело место быть. Читается легко, но скрепя сердце, отлично подойдёт для школьников. В данной книге описываются события 1944 года. Военное.

"Четыре руки. Четыре ноги. Две головы. И тридцатка"

Это все богатство братьев детдомовцев Кольки и Сашки из романа Анатолия Приставкина "Ночевала тучка золотая". Одна кровь, одна постель, одно целое. Кузьменышы - одним словом. Они пережили войну в детдоме под Москвой. А в конце.

Истрия, которая не оставит равнодушным

"Ночевала тучка золотая" А. Приставкина прочитала еще в школе. Была до глубины души поражена. Книг о войне написано достаточно много, и каждая не оставляет равнодушным. В данной книге мы видим войну глазами детей-сирот. Этим маленьким.

"Это ведь не понятно, что происходит".

Помню со своего детства, эта книга стояла у нас дома на книжной полке. Мама часто перечитывала эту книги, плакала, советовала ее мне. Не помню почему, но я ее так и не взяла в руки до.

Душевная боль самая страшная, а если это детская душа.

Книгу мне дала прочитать мама, лет в двенадцать, сказала, что самое время. Начала читать спокойно, но с каждой страницей все больше увлекалась, проникала в нее, жила в ней вместе с героями. Радовалась и горевала вместе.

Книга, которую невозможно забыть

Очень интересная книга. Очень грустная книга. События этой автобиографической повести разворачиваются во время Великой Отечественной войны. Якобы, преследуя благие гуманные цели, из столичных и подмосковных детдомов формируется эшелон полубеспризорных, голодных детей, и отправляется на освоение.

Недетская книга о детях для детей.

Несмотря на ориентирование книги на читателей школьного возраста, советую прочесть книгу взрослым людям. Не просто советую прочесть, требую! (интересно, можно ли употребить здесь такое слово?). Почему? Книга о детях времен войны, детях, которые, разумеется очень.

Не оставит ни кого равнодушным

Однажды, ещё когда я училась в школе, вроде десятый класс, учитель читала нам эту повесть. Помню что заинтересовал меня рассказ очень, но то ли заболела я тогда, то ли что-то, но только не давно я.

Написана правдивым языком.

Эта книга останется в памяти навсегда. Читала когда училась в училище. В принципе я одна из тех студентов, которые от корки до корки прочли эту книгу. После прочтения пересказывала остальным девчонкам, так как эта книга.

Начиная писать рецензию на произведение Анатолия Приставкина “Ночевала тучка золотая”, хочется написать и о самом авто­ре. Ведь рецензия – это не только анализ положительных и отри­цательных сторон произведения, но и попытка проникнуть в саму суть, истоки и корни написанного.

А. Приставкин, автор повести “Ночевала тучка золотая”, ро­дом, как и все мы, из своего детства. Но привычная для его сверст­ников формула “мы родом из Войны” Предполагает уточнение. А. Приставкин родом из детдома военных лет, где легче было уме­реть, чем выжить.

В писателе сильна была ранняя, по определению Ф. М. Достоев­ского, первая память. Память эта – безотрадно горька, но А. При­ставкин ей не изменяет, не ищет в ней утешения, не пытается тем­ные стороны уравновесить светлыми. Сам писатель не без удивле­ния вспоминает свое нищее детство, бродяжничество; неужели так было?

Повесть Анатолия Приставкина “Ночевала тучка золотая” – это война, ее уголок, не освещенный ни вспышками “Катюш”, ни россыпью победных фейерверков; тайна, порожденная не фронто­вой необходимостью, а гнусностью замысла и осуществления.

Те­перь-то тайна раскрыта, теперь мы читаем у А. Приставкина о дет­домовцах-близнецах Кузьменышах, отправленных из Подмосковья в благодатный край – на Кавказ, где сказочно тепло и сытно.

Души в повести детские; судьбы, искореженные войной, сирот­ством, уголовщиной. Беспризорный, беспощадный мир. Со своими законами и своим беззаконием.

Кузьменышей ожидает такое, о чем невозможно догадаться в начале повести, с первых страниц не обещавшей легкого, беспечательного чтения. Какая тут легкость, когда подмосковный детдом живет одной исступленной думой: “вдохнуть опьяняющий, дурма­нящий запах”.

Никому не нужными семенами летят через войну, через разру­шенные земли братья. Они умеют выйти если и не сухими из воды, то хотя бы не пойти ко дну, не пустить пузыри. Родство по крови переходит в родство душ. Одиннадцатилетние близнецы неразлуч­ны.

Это помогало им выжить, сносить все напасти, сообща мошен­ничать, воровать. Они всегда вместе – четыре руки, четыре ноги, две головы – и до того похожи: никто не отличит – Колька это или Сашка. Близнецы искусно всех морочили, и, даже когда не бы­ло необходимости, один выдавал себя за другого. Выручая друг друга, было легче уцелеть в гибельных обстоятельствах.

Их скрыт­ность стала самой натурой. Близнецы откровенны только друг с другом. Откровенность эта в том внутреннем единении, когда один настолько дополняет второго, что они по отдельности не мыслят, не представляют собственного существования.

Беда сближает тех, кто попал в нее. Когда на станции Кубань эшелон с беспризорниками встречается с глухо зарешеченным эше­лоном, где изнывают взаперти черноглазые люди, Колька, не пони­мая, что просят воду, протягивает ладонь с ягодами терновника. На естественный порыв способен только мальчонка-беспризорник.

Станция живет своей жизнью, не желая слышать крик и плач из запертых теплушек; из репродукторов доносится

Печально завершается и эта главка, намекая на роковую неслу­чайность встречи двух эшелонов,

“Наши поезда постояли бок о бок, как два брата-близнеца, не узнавшие друг друга, и разошлись навсегда, и вовсе ничего не зна­чило, что ехали они – одни на север, другие на юг. Мы были свя­заны одной судьбой”.

Эту связь сам писатель осознал и понял не сразу. И до сих пор мы связаны со страшными деяниями, которые привели к горю и гибели тысяч и тысяч людей.

Человек, открыв­ший существование народов-изменников, слыл специалистом по национальному вопросу. Им был разработан план борьбы с этими народами, правда, до конца превратить теорию в практику даже ему не удалось – не удалось покарать целиком все народы за то, что и среди них попадались предатели, перебежчики. Однако тео­рия осела в головах и в памяти людей оскорбительными кличками, “теориями” о “национальной вине”, “национальных болезнях” и так далее. Следствия ее – в событиях Степанакерта и Сумгаита, Риги и Тбилиси, в чеченской войне.

А в 1944 году укрывшиеся в горах чеченцы уничтожили дет­ский дом. Сашка погиб смертью чудовищной, изуверской. Сцену, написанную А. Приставкиным, не часто встретишь в нашей лите­ратуре. Колька своими глазами увидел, какую смерть принял его брат.

От увиденного помутился рассудок. Когда Колька везет на те­лежке мертвого брата с выклеванными вороной глазами, он будто действует по инерции, осуществляет прежний их план удрать с ги­бельного Кавказа. Сашка для него еще живой, и он хочет, чтоб тому было удобно в тележке, а в собачнике, железном ящике под ва­гоном, не было холодно, Колька вел воображаемый разговор с убийцей:

“Слушай, чечен, ослеп ты, что ли? Разве ты не видишь, что мы с Сашкой против тебя не воюем! Нас привезли сюда жить, так мы и живем, а потом мы бы уехали все равно. А теперь, ви­дишь, как выходит…Ты нас с Сашкой убил, а солдаты пришли, тебя убьют… А ты солдат станешь убивать, и все: и они, и ты – погибнете. А разве не лучше было то, чтобы ты жил, и они жили, и мы с Сашкой тоже чтоб жили. ”

Колькины рассуждения настоль­ко бесхитростны, что едва не отдают юродством. Колька, привык­ший быть для Сашки руками и ногами, на извечный вопрос:

В новом своем качестве Колька странен. А как остаться не странным, пережив та­кое? Странность усиливается “новым Сашкой”, появляющимся взамен мертвого, которому так и предстоит вечно колесить по стра­не в железном собачнике. “Нового Сашку” зовут Алхузур – это че­ченец, сверстник Кольки. Такой же одинокий, неприкаянный сын войны, лишившей его крыши и родителей.

В придачу право жить в родимом краю. Они сближаются, когда заболевший Колька в бреду зовет брата, а над ним склоняется Алхузур, на ломаном русском языке уверяя: я и есть “Саек”. Заботой, смелостью, готовностью делить любые опасности Алхузур доказывает свое право стать Колькиным Братом, называться Кузьменышем. Колька и Алхузур ве­дут себя, не сообразуясь с правилами, заповедями, каких придер­живаются взрослые.

Над ненавистью, жаждой мести возобладала братская любовь. Любовь помогла выжить прежним Кузьменышам, помогает и новым.

Анатолий Приставкин в своей книге не делает вид, будто былое поросло быльем.

“А ведь, не скрою, – пишет А. Приставкин, – приходила, не могла не прийти такая мысль, что живы, где-то су­ществуют все те люди, которые от его имени волю его творили”.

Возможно, писатель снял груз, часть груза с собственной души, но читательские души не очень-то облегчил. Но настоящая литерату­ра – в последнее время мы опять-таки в том убедились – не спе­шит навеять “сон золотой”.

Она призывает читателей к раздумьям и душевной работе, к сомнениям в себе, вниманию к окружающим. Она служит предостережением будущему.

Читайте также: