Ночь исцеления сочинение егэ

Обновлено: 02.07.2024

Основной темой произведения являются размышления писателя о чувстве человеческого сострадания к ближнему, способному к чудодейственному исцелению от тяжелых недугов.

Главными персонажами рассказа представлены старушка по имени Баба Дуня, пережившая все тяготы и лишения страшного военного времени, серьезно повредившие ее немолодую психику, и ее внук Гриша, мальчик подросткового возраста.

Бабушка является деревенской жительницей, не любящей навещать родных, живущих в городских условиях, поскольку Бабу Дуню по ночам мучают кошмарные сны, во время которых пожилая женщина громко кричит, стонет и зовет на помощь.

Близкие предпринимают попытки излечить бабушку от психического расстройства, обращаясь к различным докторам, приобретая необходимые лекарства, но это не приносит несчастной старушке избавления от болезни. В течение дня бабушка, хлопоча по хозяйству, забывает об ужасах войны, но с наступлением ночи болезненные воспоминания снова настигают ее во сне.

На летние каникулы Баба Дуня с нетерпением ожидает приезда любимого внука, который предупрежден о бабушкином недуге родными, советующими Грише в случае кошмарных снов женщины выводить ее из этого состояния путем пробуждения.

Ночью мальчик слышит болезненный бред бабушки, но не решается разбудить ее, а старательно пытается понять какие воспоминания мучают любимую Бабу Дуню. Из стонов и криков старушки Гриши понимает, что в военное время у бабушки теряются драгоценные хлебные талоны и от страха приближения голодной смерти женщина теряет рассудок и понимание происходящего. В душе мальчика просыпается искренняя жалость к родному человеку, проникшись тем ощущения горя и ужаса, которые испытала его бабуля.

Гриша вступает в беседу со спящей бабушкой и помогает ей советами отыскать ценные карточки на хлеб, тем самым успокоив несчастную больную.

Проведя всю ночь у постели улыбающейся во сне Бабы Дуни, внук неосознанно, проявив истинные чувства сострадания и милосердия, исцелил собственную бабушку от мучительных ежедневных снов, в которых женщина раз от раза переживала немыслимые страдания.

Повествуя в рассказе о бессонной ночи, проведенной внуком с больной бабушкой, писатель акцентирует внимание на проблемах людей, переживших ужасы войны, нуждающихся в сочувствии, понимании, милосердии, доброте, любви, помощи и заботе окружающих.

Краткое содержание

Баба Дуня — пожилая женщина, пережившая войну. Она одиноко живёт в деревне. Недавно к ней приехал погостить внук Гриша. За последние 2 года он вытянулся, повзрослел. Бабушка была очень рада его приезду: суетилась по дому, готовила щи да пирожки, доставала варенья и компоты. Подросток почти не бывал дома, бегал с ребятами то на лыжах кататься, то на коньках, то на зимнюю рыбалку, но для старушки это было не одиночество, повсюду валялись его вещи, книжки, она не чувствовала себя покинутой.

Её сын и дочь переехали в город и приезжали к ней раз в год или того реже. Она к ним тоже ездила редко: во-первых, боялась оставлять свою хату, а во-вторых, она тревожно спала, причиной тому были война и голод. Во сне она кричала, что потеряла карточки в синем платочке, а дома троих детей кормить нечем, винила себя, спрашивала, не видел ли их кто. Это событие, произошедшее с ней во время войны, она снова и снова переживала в кошмарах.

Сын и дочь водили её по врачам, те прописывали лекарства, но ничего не помогало, поэтому, чтобы не пугать детей, она почти перестала к ним ездить.


Б. Екимов,

Искусство и развлечения 16 июня 2015

Вынужденное одиночество

Дети бабы Дуни давно устроились в городе. А она жила в деревне одна, потому приезд внука ее словно окрылил. Старушка суетилась, готовила и, даже когда Гриша убегал на улицу, чувствовала: в доме есть живая душа. Так начинает свое произведение Екимов Борис.

Сначала она часто навещала детей, но каждый ее приезд превращался для них в испытание. Она кричала по ночам: сказывались трудные военные годы и голод – и не давала спать. Бабу Дуню водили по врачам, но ничего не помогало.

И теперь она бывала в городе только днем, а к вечеру непременно возвращалась домой. Благо подросший Гриша гостил у нее и зимой, и по весне.

Видео по теме

Неспокойная ночь

Внук вернулся с улицы к вечеру и, поужинав, стал готовить снасти к утренней рыбалке. А баба Дуня сидела рядом и все спрашивала его о том да о сем.

Когда ложились спать, предупредила, чтобы, если ночью шуметь будет, разбудил. Гриша лишь отмахнулся: спит он крепко, потому ничего не услышит. Однако вскоре его разбудил крик бабы Дуни.

Краткое содержание того, что произошло дальше, можно передать так. Внук попытался успокоить бабушку, и она снова заснула. Но через время крики повторились.

Теперь баба Дуня говорила о желудях, которые, как узнал разбудивший ее Гриша, в голодные годы она молола и добавляла в муку. Старушка чувствовала себя очень виноватой перед внуком и, вероятно, до утра уже не спала.

Характеристика главных героев

  1. Баба Дуня — деревенская жительница, одинокая старушка, пережившая тяжёлые военные годы. Она имеет хату и небольшое хозяйство, а её взрослые дети переехали в город и редко её навещают. У неё была очень тяжёлая жизнь, что отразилось на её психике: теперь ей снятся кошмары о военном времени, но самое страшное, что все эти ужасы она пережила когда-то наяву — и потерю карточек, и голод, и другие невзгоды. Она чувствует себя очень виноватой, что своими криками будит близких людей, поэтому даже перед сном заранее извиняется перед ними, предупреждает. С приездом внука она преображается, молодеет душой, забывает про свои хвори: теперь у неё есть о ком заботиться, с кем поговорить.
  2. Гриша — внук бабы Дуни, подросток, приезжающий к ней на зимние каникулы и на праздники. Высокий, красивый, смуглый, весёлый, увлекающийся рыбалкой и лыжами. У него очень доброе сердце, он наделён способностью сострадать близкому человеку. Когда он узнаёт о тревожных снах бабушки, он искренне хочет помочь ей, жалеет её, волнуется за её состояние. С каждой ночью он всё больше и больше проникается её бедой, она становится его собственной проблемой, хотя о войне он знает только по рассказам взрослых. Он — изобретательный и находчивый: ему удаётся придумать собственный действенный способ, как помочь старушке.

Также в рассказе упоминаются взрослые дети бабы Дуни. Один из них, Пётр — отец Гриши. Они живут в городе. Но у них уже давно своя жизнь. Они тоже жалеют бабушку, понимают, что всему виной старость и прожитая ею тяжёлая жизнь, но всё же они не в полной мере проникаются её бедой, как сделал это Гриша. Они водят её к врачам, где ей прописывают лекарства, но это не помогает.

Анализ произведения

Описанная в рассказе ситуация — это просьба автора всем людям быть добрее друг к другу. Главная мысль заключается в сострадании к тем, кто наиболее нуждается в этом. Речь идет о пожилых людях. Гриша проявил жалость и доброту к бабушке, благодаря чему смог помочь ей. Борис Екимов призывает оказывать старикам помощь, не проходить мимо тех, кто в ней нуждается. По мере возможности необходимо чувствовать страхи и проблемы пожилых людей.

Читая рассказ, читатель испытывает чувство сострадания к бабе Дуне. Затем появляются жалость и желание помочь ей. После того как мальчик успокоил старушку, она почувствовала радость.

Русский прозаик учит состраданию, милосердию, оказанию помощи. Это легкое и приятное произведение, после прочтения которого на душе становится тепло. Автор произведения пытается воспитать любовь к окружающим у своих юных читателей.

Темы, основная мысль и проблематика

  • отголоски военных лет в сердцах людей;
  • важность сочувствия, сострадания и милосердия;
  • помощь пожилым людям.

Одна из главных мыслей произведения — боль войны жива в народе. Великая Отечественная война в той или иной мере затронула каждую семью, многие потеряли родных и близких, пережили лишения, которые навсегда остались в памяти. В тексте эта боль затрагивает не только бабу Дуню, но и всю её семью, и юного Гришу. Старушка страдает, со страхом ждёт прихода ночи, потому что снова и снова будет видеть во сне один и тот же кошмар.

Очень жутко читать рассказы бабы Дуни о голоде, что ей приходилось толочь жёлуди и добавлять в них немного муки, чтобы испечь чуреки. Нынешнему поколению непросто поверить в то, что такое было на самом деле, вот и Гриша, слушая об этом, удивляется: снится ли это бабушке или это было взаправду. А потеря карточек в военное время и вовсе была равносильна смерти, их не восстанавливали в случае утери.

Ещё одна важная мысль — необходимо быть чутким к проблемам других людей. Рассказ учит быть добрым, сострадательным, понимающим, внимательным к чужим бедам. Порой даже простой разговор или ласковое слово могут облегчить состояние человека.

Героями произведений Бориса Екимова очень часто становятся школьники, подростки. Неслучайно центральной темой в его творчестве являются проблемы самовоспитания и самоопределения в жизни. По мнению самого автора, важно с самого детства учить ребёнка проявлять сочувствие, быть опорой для близких, с теплотой и пониманием относиться к беспомощной старости, помогать любому живому существу.

*образовательные:

расширить знания учащихся об истории России в годы Великой Отечественной войны; усовершенствовать навыки сопоставительного анализа; углубить представление о характере героя, данного в развитии.

*развивающие:

развивать у учащихся творческие и познавательные способности, речь, внимание, воображение.

* воспитательные:

воспитывать доброжелательность, умение сочувствовать окружающим.

1.Слово учителя.

Ушел солдат на войну сражаться за Родину, за Русь святую, за отчий дом, за детский смех. Остались в домах женщины, старики и дети. Женщины тыла, взвалив на себя всю тяжесть мужской работы, приближали Победу.

Мы должны знать героическое и трагическое прошлое страны, которое находит отклик в наших душах.

Эпиграфом к уроку послужат слова А. Селезнева

А говорили: все проходит

И позабудется в свой срок.

Но боль войны жива в народе

И бродит, как в березе сок.

2. Индивидуальное задание.

3. Анализ рассказа.

—Какое впечатление произвел на вас рассказ?

(*Впервые задумался над тем, что и моим близким нужна моя помощь. * мне стало страшно, что до сих пор война так мучает людей. * Я подумал: а что бы я сделал на месте Гриши? Смог бы так, как он?)

—Какие чувства вы испытали во время чтения? (*Тревогу, жалость к бабе Дуне. * Жалость к тем, у кого нет близких, к остающимся один на один со своей бедой. * Удивлен поведением Гриши.)

—Какова тема рассказа? (Как внук помог бабушке.)

—Как вы считаете, что волнует автора? Какие проблемы затронуты в рассказе Екимова?

(*Последствия войны для мирных людей, память о войне. *Взаимоотношения двух поколений. *Гуманное отношение к страдающему человеку.)

—Кто главный герой рассказа? Почему? (Дети называют бабу Дуню и Гришу, к этому вопросу возвращаемся в конце урока.)

—Обратимся к тексту произведения. Как чувствует себя баба Дуня в дни приезда внука? Прочитайте.

—Но ведь мы знаем, что у бабы Дуни есть семья. В городе живут родители Гриши. Почему она редко гостила у них? Как дети относятся к болезни матери?

4. Самостоятельная работа. Задания на выбор учащихся.

Время выполнения 4 мин. (Задания дифференцированные). Проверка выполнения задания.

1)Что же произошло с бабой Дуней во время войны? Что спустя десятки лет острой болью отзывается в душе бабы Дуни? (Выборочный пересказ.)

Слово учителя. Карточка – бланк с отрезными талонами, дающий право на получение продуктов. Обычно их не восстанавливали в случае потери. Потеря карточек во время войны смерти подобна. Надо ли говорить, какие мучения испытывала мать, не зная, чем накормить детей.

Просмотр видеоролика о голоде в блокадном Ленинграде

4)Составьте монолог Гриши, сидящего в слезах у кровати заснувшей бабушки. Подумайте, как он обращается к бабушке, что ей обещает.

(Бабушка, миленькая моя, прости меня, пожалуйста, за то, что редко навещал тебя, огорчал, не всегда понимал тебя. Извини меня, родная,… я буду часто – часто приезжать к тебе, помогать. Когда вырасту, я перееду к тебе жить, и мы будем с тобой всегда вместе.)

5)Чтобы помочь бабушке, Гриша придумал свой способ ее исцеления. Мама предлагала другой, испытанный взрослыми. Сопоставьте два способа, две линии поведения. Подберите эпитеты к каждому из способов.

  1. Мамин способ быстрый, легкий, простой, но жестокий, грубый. Он подавлял психику бабушки, не исцелял ее, а помогал окружающим заснуть. Это эгоистичное поведение.

2. Гришин способ долгий, трудный, мягкий, чуткий, добрый ; он успокаивает психику, избавляет бабушку от переживаний, т. е. исцеляет ее, именно ей помогает. Гриша проявляет гуманность, любовь , милосердие, сострадание.)

Словарная работа.

Толкование лексического значения слов
эгоизм, милосердие, сострадание, гуманность
5. Работа над раскрытием символики заглавия

Задания по группам. 1 ряду подобрать однокоренные слова к слову исцеление.

(Целитель, целебный, целительный, исцелять, исцеляющий).

2 ряду подобрать синонимы к слову исцеление.

(Излечение, выздоровление, восстановление здоровья).

3 ряду назвать ассоциации, возникающие при слове исцеление.

( Возрождение, воскрешение, очищение, обретение здоровья).

— Как вы понимаете смысл названия? О каком и чьем исцелении идет речь?

( Баба Дуня мучается ночью. Она страдает от тревожных снов. Гриша действует именно ночью, и он будет избавлять бабушку от мук еще не одну ночь. Но когда-нибудь наступит она, последняя ночь, когда баба Дуня полностью успокоится, исцелится. Исцеление – это полное выздоровление не только от физической боли, страданий, но и от моральной, душевной раны. Гриша выступает в роли целителя, лечащего силой внушения, лаской, любовью. И главное, он верит в свои силы, надеется на лучший исход. А кто верит, у того многое получается. Гриша исцелился от своего равнодушия, он стал чувствовать чужую боль, научился сострадать. Это исцелилась, очистилась от непонимания его душа. Может быть, под влиянием рассказа кто-то из нас исцелится от черствости и равнодушия.

6. Итог урока

— Как связана тема урока и проблематика рассказа Б.Екимова? (В рассказе поднята проблема последствий войны, эха войны, которые не дают нашей героине спокойно жить спустя многие годы после ее окончания.

—Кто главный герой рассказа? (Гриша,так как его образ дан в развитии.)

—Какой урок преподал нам Б.Екимов? (Урок доброты, человеколюбия.)

7. Информация о домашнем задании.

. Слово учителя. Война не только убивает, ранит физически, в большей степени калечит морально. И кровоточат всю жизнь раны тех, кто выстоял, выстрадал, завоевал Победу. Не пожалейте ласкового слова, теплого взгляда для этих людей. Они заслужили это. Может быть, рядом с вами живут люди, которым необходима помощь. Бабушки и дедушки не просят помощи, они ждут ее.

Смысл названия

Заглавие рассказа намекает на исцеление не только бабушки, но и внука: он исцеляется от собственного равнодушия, чёрствости, меняется, взрослеет, становится мудрее. В первую ночь он относится к прошлому бабушки несколько отстранённо, думает, что у неё исчезнет тревога, достаточно ей только перелечь на правый бок. Но в последующие ночи он понимает, что всё гораздо серьёзнее, расспрашивает её о жизни во время войны, становится более чутким, её боль постепенно превращается в его собственную. После этого он понимает, что исцеление будет их общим.

Писатель рисует словно бы 2 жизни, которые проживает подросток:

  • днём — обычные каникулы, рыбалка, катание на лыжах;
  • ночью — он будто переносится в военное время, попадает в тревожные сны, которые переживает бабушка.

Разумеется, эта ночная жизнь и помощь родному человеку становятся для героя важнее.

Вариант решения проблемы

Последний эпизод рассказа

Об авторе

Действие рассказа происходит в 1970-1980-е годы. Много лет прошло, как закончилась Великая Отечественная война, вернулись домой с победой советские воины, но все еще живы воспоминания в сердцах людей, переживших это страшное время.

Основной темой произведения являются размышления писателя о чувстве человеческого сострадания к ближнему, способному к чудодейственному исцелению от тяжелых недугов.

Главными персонажами рассказа представлены старушка по имени Баба Дуня, пережившая все тяготы и лишения страшного военного времени, серьезно повредившие ее немолодую психику, и ее внук Гриша, мальчик подросткового возраста.

Бабушка является деревенской жительницей, не любящей навещать родных, живущих в городских условиях, поскольку Бабу Дуню по ночам мучают кошмарные сны, во время которых пожилая женщина громко кричит, стонет и зовет на помощь.

Близкие предпринимают попытки излечить бабушку от психического расстройства, обращаясь к различным докторам, приобретая необходимые лекарства, но это не приносит несчастной старушке избавления от болезни. В течение дня бабушка, хлопоча по хозяйству, забывает об ужасах войны, но с наступлением ночи болезненные воспоминания снова настигают ее во сне.

На летние каникулы Баба Дуня с нетерпением ожидает приезда любимого внука, который предупрежден о бабушкином недуге родными, советующими Грише в случае кошмарных снов женщины выводить ее из этого состояния путем пробуждения.

Ночью мальчик слышит болезненный бред бабушки, но не решается разбудить ее, а старательно пытается понять какие воспоминания мучают любимую Бабу Дуню. Из стонов и криков старушки Гриши понимает, что в военное время у бабушки теряются драгоценные хлебные талоны и от страха приближения голодной смерти женщина теряет рассудок и понимание происходящего. В душе мальчика просыпается искренняя жалость к родному человеку, проникшись тем ощущения горя и ужаса, которые испытала его бабуля.

Гриша вступает в беседу со спящей бабушкой и помогает ей советами отыскать ценные карточки на хлеб, тем самым успокоив несчастную больную.

Проведя всю ночь у постели улыбающейся во сне Бабы Дуни, внук неосознанно, проявив истинные чувства сострадания и милосердия, исцелил собственную бабушку от мучительных ежедневных снов, в которых женщина раз от раза переживала немыслимые страдания.

Повествуя в рассказе о бессонной ночи, проведенной внуком с больной бабушкой, писатель акцентирует внимание на проблемах людей, переживших ужасы войны, нуждающихся в сочувствии, понимании, милосердии, доброте, любви, помощи и заботе окружающих.

Сочинение по произведению Ночь исцеления

Рассказ Екимова "Ночь исцеления" является поучительным примером для молодого поколения. В своём произведении автор призывает проявлять чувство сочувствия и милосердия по отношению к проблемам других людей. Писатель поднимает проблемы, которые являются отголоском военных лет, и показывает, как на эти проблемы реагирует современное поколение.

Главным героем рассказа является мальчик Гриша, бабушка которого страдает психическим расстройством. Пережитые страшные военные события повлияли на сознание людей. И бабушка каждую ночь вынуждена мучиться от кошмарных видений.

Родные всячески оказывали помощь бедной женщине, но результата не было. Мальчику был дан совет, постоянно будить старушку, чтобы отогнать кошмарные сны. Когда бабушка во время сна снова начала кричать и реветь. Грише захотелось понять, что именно вызывает у бабушки такую негативную реакцию.

Выяснилось, что с наступлением ночи ей видится один и тот же сон, будто она не может найти талоны на получение хлеба. Мальчик стал разговаривать с бабушкой и смог уверить её в том, что талоны находятся у него, и он с радостью их вернёт. После таких слов бабушке удалось тут же успокоиться.

Такой добрый рассказ с участием мальчика и его бабушки вызывает желание быть добрее друг к другу. С пониманием относится к страданиям людей, которые хотят знать, что они не одни и могут рассчитывать на поддержку.

Оказывать помощь старым людям, уметь проявлять сочувствие к их бедам и страхам - на такие жизненные моменты пытается обратить наше внимание Екимов. Рассказ вызывает чувство сожаления к страдающей бабушке, а после того, как внуку удалось её порадовать, появляется чувство радости.

Мальчику было страшно слушать бабушкины кошмарные сны, которые были когда-то реальными событиями из её жизни. Грише удалось понять весь ужас и горе тех военных лет, которые выпали на долю бабушки.

Благодаря стойкости и смекалки мальчика, ему удалось вникнуть в самую суть бабушкиных страхов. Проявляя заботу, мальчик находит решение в данной ситуации, в которой были бессильны даже взрослые люди. Бабушка наконец-то обрела спокойствие во время сна, которое ей не удавалось получить уже на протяжении долгого времени.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Ночь исцеления

Популярные сегодня темы

Увлечения человека наполняют жизнь радостью, удовлетворенностью и желанием двигаться дальше. Каждый человек хочет быть счастливым. Увлечения делают жизнь разнообразной и интересной

И одной из его героинь является Ундина. Она появляется в главе Тамань, где Печорин рушит жизнь "честных контрабандистов".

Исторически так сложилось, что представители рода человеческого с древних времен все делали сообща. Вместе легче было выжить, добывать пропитание, растить детей. Каждое новое поколение перенимало знания и умения у своих родителей

Рассказ Екимова “Ночь исцеления” является поучительным примером для молодого поколения. В своём произведении автор призывает проявлять чувство сочувствия и милосердия по отношению к проблемам других людей. Писатель поднимает проблемы, которые являются отголоском военных лет, и показывает, как на эти проблемы реагирует современное поколение.

Главным героем рассказа является мальчик Гриша, бабушка которого страдает психическим расстройством. Пережитые страшные военные события повлияли на сознание людей. И бабушка каждую ночь вынуждена мучиться от кошмарных видений.

Родные всячески оказывали помощь бедной женщине, но результата не было. Мальчику был дан совет, постоянно будить старушку, чтобы отогнать кошмарные сны. Когда бабушка во время сна снова начала кричать и реветь. Грише захотелось понять, что именно вызывает у бабушки такую негативную реакцию.

Выяснилось, что с наступлением ночи ей видится один и тот же сон, будто она не может найти талоны на получение хлеба. Мальчик стал разговаривать с бабушкой и смог уверить её в том, что талоны находятся у него, и он с радостью их вернёт. После таких слов бабушке удалось тут же успокоиться.

Такой добрый рассказ с участием мальчика и его бабушки вызывает желание быть добрее друг к другу. С пониманием относится к страданиям людей, которые хотят знать, что они не одни и могут рассчитывать на поддержку.

Оказывать помощь старым людям, уметь проявлять сочувствие к их бедам и страхам — на такие жизненные моменты пытается обратить наше внимание Екимов. Рассказ вызывает чувство сожаления к страдающей бабушке, а после того, как внуку удалось её порадовать, появляется чувство радости.

Мальчику было страшно слушать бабушкины кошмарные сны, которые были когда-то реальными событиями из её жизни. Грише удалось понять весь ужас и горе тех военных лет, которые выпали на долю бабушки.

Благодаря стойкости и смекалки мальчика, ему удалось вникнуть в самую суть бабушкиных страхов. Проявляя заботу, мальчик находит решение в данной ситуации, в которой были бессильны даже взрослые люди. Бабушка наконец-то обрела спокойствие во время сна, которое ей не удавалось получить уже на протяжении долгого времени.

Анализ произведения

Описанная в рассказе ситуация — это просьба автора всем людям быть добрее друг к другу. Главная мысль заключается в сострадании к тем, кто наиболее нуждается в этом. Речь идет о пожилых людях. Гриша проявил жалость и доброту к бабушке, благодаря чему смог помочь ей. Борис Екимов призывает оказывать старикам помощь, не проходить мимо тех, кто в ней нуждается. По мере возможности необходимо чувствовать страхи и проблемы пожилых людей.


Читая рассказ, читатель испытывает чувство сострадания к бабе Дуне. Затем появляются жалость и желание помочь ей. После того как мальчик успокоил старушку, она почувствовала радость.

Русский прозаик учит состраданию, милосердию, оказанию помощи. Это легкое и приятное произведение, после прочтения которого на душе становится тепло. Автор произведения пытается воспитать любовь к окружающим у своих юных читателей.

О чем рассказ Екимова – сюжет

  • Баба Дуня – старушка, пережившая страшный голод во время войны, добрая, заботливая женщина.
  • Гриша – внук бабы Дуни, отзывчивый мальчик с большим любящим сердцем.

У бабы Дуни были сын и дочь, которые устроились в городе. Они редко навещали мать, да и она приезжала к ним не чаще. С одной стороны, женщина боялась надолго оставить хозяйство без присмотра, а с другой – не хотела, чтобы кто-то из близких узнал о ее проблеме.

Дети приезжали к ней и того реже, только летом, и лишь внук Гриша, как подрос, приезжал к бабушке на праздники. Он очень весело проводил время в деревне: ловил рыбу с местной ребятней, собирал грибы, зимой катался на лыжах и коньках. Баба Дуня, глядя на резвого внука, очень радовалась, забывая о своих болезнях.

Мальчик стал думать, как ей помочь. Дождавшись ночью бабушкиных криков, Гриша принялся ее успокаивать, уверяя, что платок нашелся, карточки целы и дети будут накормлены. Бабушка во сне поверила ему, успокоилась.

Произведение Екимова учит быть милосердным, внимательным, чутким по отношению к ближним. Оказывая помощь, не нужно демонстрировать ее.

Сюжет

К бабе Дуне, живущей в деревне, приехал Гриша, ее внук. Походить на лыжах, на коньках прокатиться, порыбачить. Старушка и рада — пирожки затевает, борщ и компот варит, хозяйничает. Временно исчезло ее стариковское одиночество, в доме стало веселее. И хоть внук умчался на природу с сельскими друзьями, Гришины вещи — одежда, книги — лежат повсюду, напоминая, что он скоро вернется.

Старушке было совестно, что она разбудила внука, она расстроилась, но вскоре снова заснула. А во сне снова заговорила и даже заплакала. Приснилось ей, что ходила она за Дон желуди собирать, а когда стала назад на пароме переправляться, паромщики мешки с желудями отобрали. Вот с ними и ссорилась баба Дуня во сне, совестила их. И плакала. Гришу особенно поразили ее слезы — никогда он не видел, чтобы люди принимали сны так близко к сердцу. Но баба Дуня заново переживала во сне то, что с ней уже случалось, и в этом было все дело. Никак не могла она забыть горькое, тяжелое прошлое. Кто-то, может, и забыл, а она — нет. Каждую ночь старые беды оживали и возвращались к ней.

б екимов ночь исцеления краткое содержание


Грише очень хотелось помочь бабушке, и он решил последовать маминому совету. Наступил вечер, он изо всех сил крепился, чтобы не заснуть. А когда бабушка Дуня легла спать, сел на кровати и стал ждать.

Сочинение про Ночь исцеления

Рассказ “Ночь исцеления” Борис Екимов написал в 1986 году.

Война уже давно закончилась, в стране налажена мирная жизнь. Однако в сердцах тех, кто испытал ужасы этой войны, живут страшные воспоминания, не давая спокойно спать ночами.

Многие люди, теперь уже пожилые, не могут забыть кошмары тех дней, это наваждение приводит к психическим заболеванием. Как им помочь? Ответ на этот вопрос дает Екимов в своем рассказе, затрагивая при этом самые чувствительные и тонкие струны человеческой души.

Родные бабы Дуни тщетно пытались ей помочь забыть о жизни в блокадном Ленинграде, не помогли ни врачи, ни лекарства. Каждую ночь ей снится один и тот же жуткий сон: она потеряла продуктовые карточки и теперь ей нечем будет кормить голодных детей.

Во сне она кричит, не давая спать своим близким. Из-за этого баба Дуня редко приезжает к родственникам, живет в деревне одна. Приехавший к ней на лето внучек Гриша пытается по совету матери будить бабушку, когда та начинает кричать среди ночи.

Но, услышав бабушкино бормотанье, понимает вдруг, что ее так беспокоит, почему она кричит. Его сердце сжалось от любви и жалости к ней. Он не стал ее будить, просто сказал, что нашел потерянные карточки в синем платочке и возвращает их ей.

Бабушка успокоилась и перестала кричать. А Гриша понял, как можно помочь родному человеку избавиться от ночных кошмаров.

Доброта, сострадание и сопереживание – это самое важное в отношениях между людьми.

Об авторе

Действие рассказа происходит в 1970-1980-е годы. Много лет прошло, как закончилась Великая Отечественная война, вернулись домой с победой советские воины, но все еще живы воспоминания в сердцах людей, переживших это страшное время.

Сочинение о рассказе Екимова

Рассказ Екимова “Ночь исцеления” является поучительным примером для молодого поколения. В своём произведении автор призывает проявлять чувство сочувствия и милосердия по отношению к проблемам других людей. Писатель поднимает проблемы, которые являются отголоском военных лет, и показывает, как на эти проблемы реагирует современное поколение.

Главным героем рассказа является мальчик Гриша, бабушка которого страдает психическим расстройством. Пережитые страшные военные события повлияли на сознание людей. И бабушка каждую ночь вынуждена мучиться от кошмарных видений.

Родные всячески оказывали помощь бедной женщине, но результата не было. Мальчику был дан совет, постоянно будить старушку, чтобы отогнать кошмарные сны. Когда бабушка во время сна снова начала кричать и реветь. Грише захотелось понять, что именно вызывает у бабушки такую негативную реакцию.

Выяснилось, что с наступлением ночи ей видится один и тот же сон, будто она не может найти талоны на получение хлеба. Мальчик стал разговаривать с бабушкой и смог уверить её в том, что талоны находятся у него, и он с радостью их вернёт. После таких слов бабушке удалось тут же успокоиться.

Такой добрый рассказ с участием мальчика и его бабушки вызывает желание быть добрее друг к другу. С пониманием относится к страданиям людей, которые хотят знать, что они не одни и могут рассчитывать на поддержку.

Оказывать помощь старым людям, уметь проявлять сочувствие к их бедам и страхам — на такие жизненные моменты пытается обратить наше внимание Екимов. Рассказ вызывает чувство сожаления к страдающей бабушке, а после того, как внуку удалось её порадовать, появляется чувство радости.

Мальчику было страшно слушать бабушкины кошмарные сны, которые были когда-то реальными событиями из её жизни. Грише удалось понять весь ужас и горе тех военных лет, которые выпали на долю бабушки.

Благодаря стойкости и смекалке мальчика, ему удалось вникнуть в самую суть бабушкиных страхов. Проявляя заботу, мальчик находит решение в данной ситуации, в которой были бессильны даже взрослые люди. Бабушка наконец-то обрела спокойствие во время сна, которое ей не удавалось получить уже на протяжении долгого времени.

Анализ рассказа на уроке

Используя текст произведения, дети отвечают, что с приездом внука жизнь бабы Дуни изменилась в лучшую сторону. Она почувствовала себя нужной, бегала, хлопотала, готовила пирожки и борщ. Одинокой, как раньше, себя не ощущала. А главное, она и болезни своей больше не стыдилась. Способ, которым пользовалась ее невестка, прост, но не приносит никому счастья.

Гришина помощь началась с сочувствия. Он, словно психолог, понял, как нужно лечить бабу Дуню: просто убрать ее страх, который разрастался в ней с каждым годом все больше и больше.

Вывод один: родители Гриши криком в форме приказа лишь увеличивали ее страх и душевную боль. Гриша делает это с помощью внушения, мысленно переносясь в тот военный год. Основной мыслью рассказа является внимание и сострадание к человеку.

Автор учит читателя делать это бескорыстно и не только по отношению к близкому человеку. Просто отношения родных людей понять легче, потому что все хорошее и плохое воспитывается в семье. Кроме того, в рассказе поднимается проблема взросления человека.

Гриша, пройдя через горе своей бабушки, понял, как ей помочь. Дома учащиеся пишут сочинение по рассказу Екимова в форме рассуждения на тему о милосердии с использованием цитат из текста.

Эссе по рассказу Ночь исцеления

Я долго рассуждала над проблемой данного произведения и поняла, что проблема заключается в помощи тем, кто в ней нуждается.

Эта проблема актуальна в наше время. Многие забывают о том, что нужно помогать другим. Проходя мимо людей, которым действительно нужна помощь, люди отворачиваются или просто с насмешкой проходят мимо.

Автор считает, что мы должны помогать не только родным, но и всем окружающим, кому нужна помощь. Человек должен ее оказывать ни за какие-то подарки или за получение выгоды от этого, а бескорыстно, от всей души и с любовью. Я полностью согласна с автором.

Баба Дуня, героиня этого рассказа, была психологически больна. По ночам ей снились кошмары о пережитом в Великой Отечественной войне. Во сне она разговаривала и звала на помощь.

Днем в домашних заботах баба Дуня забывала о своих кошмарах, но ночью её воспоминания выплескивались наружу. Ей никто не мог помочь. Её водили к врачам, она пила лекарства, но ничто ей не помогало. Так и продолжала баба Дуня кричать по ночам, пока к ней не приехал её внук Гриша.

В первую ночь, когда бабушка заговорила, Гриша испугался и разбудил ее, но во вторую ночь Гриша решил дождаться, пока бабушка заговорит и по совету родных прикрикнуть на неё.

Но когда баба Дуня заговорила, мальчик передумал кричать на неё, а решил послушать, о чем говорит его бабушка. Ей снилось о том, как она потеряла карточки, по которым выдавали хлеб во время войны.

Гриша слушал и жалел бабу Дуню. Когда она с мольбой в голосе стала спрашивать, не видел ли кто её карточки, мальчик ответил ей. Он вошел в сон бабы Дуни и сказал ей, что вот они, её карточки в синем платочке. На эту фразу бабушка отреагировала с большой радостью и на её лице появилась улыбка. Тогда Гриша понял, что бабушке можно помочь только состраданием.

Таким образом, я прихожу к выводу, что мы должны помогать своим родным и незнакомым людям. Ведь творя добро, мы приносим мир людям.

Последний эпизод рассказа

Вариант решения проблемы


Сочинение по произведению Ночь исцеления

Главным героем рассказа является мальчик Гриша, бабушка которого страдает психическим расстройством. Пережитые страшные военные события повлияли на сознание людей. И бабушка каждую ночь вынуждена мучиться от кошмарных видений.

Родные всячески оказывали помощь бедной женщине, но результата не было. Мальчику был дан совет, постоянно будить старушку, чтобы отогнать кошмарные сны. Когда бабушка во время сна снова начала кричать и реветь. Грише захотелось понять, что именно вызывает у бабушки такую негативную реакцию.

Выяснилось, что с наступлением ночи ей видится один и тот же сон, будто она не может найти талоны на получение хлеба. Мальчик стал разговаривать с бабушкой и смог уверить её в том, что талоны находятся у него, и он с радостью их вернёт. После таких слов бабушке удалось тут же успокоиться.

Такой добрый рассказ с участием мальчика и его бабушки вызывает желание быть добрее друг к другу. С пониманием относится к страданиям людей, которые хотят знать, что они не одни и могут рассчитывать на поддержку.

Оказывать помощь старым людям, уметь проявлять сочувствие к их бедам и страхам — на такие жизненные моменты пытается обратить наше внимание Екимов. Рассказ вызывает чувство сожаления к страдающей бабушке, а после того, как внуку удалось её порадовать, появляется чувство радости.

Мальчику было страшно слушать бабушкины кошмарные сны, которые были когда-то реальными событиями из её жизни. Грише удалось понять весь ужас и горе тех военных лет, которые выпали на долю бабушки.

Благодаря стойкости и смекалки мальчика, ему удалось вникнуть в самую суть бабушкиных страхов. Проявляя заботу, мальчик находит решение в данной ситуации, в которой были бессильны даже взрослые люди. Бабушка наконец-то обрела спокойствие во время сна, которое ей не удавалось получить уже на протяжении долгого времени.

Описание сюжета

Основным персонажем повести является мальчик по имени Гриша. У него есть бабушка Дуня, которой довелось пережить ужасы войны. После этого женщину стали мучить ночные кошмары. Ей не могли помочь ни родственники, ни врачи. Однажды Гриша приехал к бабушке в гости с ночевкой. Когда она уснула и стала кричать во сне, внук ее разбудил. Он решил выяснить, что же ее мучает.

Как оказалось, бабушка видела один и тот же сон каждую ночь. Ей снилось, что она потеряла талоны, по которым во время войны давали хлеб. Из-за этого ее дети могли умереть от голода. Мальчик решил помочь бабушке. Когда следующей ночью она снова стала кричать во сне, он тихо, чтобы не разбудить, начал говорить ей, что нашел талоны, с ними все в порядке. После этого баба Дуня успокоилась и перестала кричать.

Отзывы читателей

Гриша отличается от своих родителей, которые обращаются с проблемой бабушки к врачам и пытаются излечить её лекарствами. Мальчик понимает, что душевное участие — это лучшее лекарство. Его поступок вызывает уважение, с него хочется брать пример. В наше время не так уж много подростков, которые могут по-настоящему прочувствовать всю боль войны.

Баба Дуня — именно такая женщина. Она с трудом преодолела голод, не дала погибнуть своим детям, именно благодаря ей они выросли, продолжился род, появился и сам Гриша. В войну она совершила настоящий подвиг. Конечно, в пожилом возрасте она заслуживает уважения и внимания к себе.

Мне очень понравился этот рассказ с необычной и оригинальной идеей, живыми героями, которым хочется сопереживать и сочувствовать, красивым слогом. Немаловажную роль здесь играет пейзаж: в начале произведения — зима, холодное и мёртвое время года, ночь — тёмное время суток, когда всё страшное выбирается на поверхность. Всё это ассоциируется с войной и её ужасами.

Но в конце, когда Гриша находит верный путь исцеления, луна светит в окно, а снег посверкивает живыми искрами — даже природа радуется выздоровлению бабушки. Я рада, что финал этого произведения светлый и даёт надежду, что у героев всё будет хорошо.

О героях

ночь исцеления краткое содержание


Баба Дуня — это пожилая женщина, которая мучается беспокойными сновидениями. Она кричит во сне, зовет на помощь, причитает, что потеряла хлебные карточки. От ее криков просыпаются окружающие. Они успокаивают ее, поят валерьянкой, но вскоре, когда баба Дуня засыпает, все повторяется вновь.

Характеристика главных героев

  1. Баба Дуня — деревенская жительница, одинокая старушка, пережившая тяжёлые военные годы. Она имеет хату и небольшое хозяйство, а её взрослые дети переехали в город и редко её навещают. У неё была очень тяжёлая жизнь, что отразилось на её психике: теперь ей снятся кошмары о военном времени, но самое страшное, что все эти ужасы она пережила когда-то наяву — и потерю карточек, и голод, и другие невзгоды. Она чувствует себя очень виноватой, что своими криками будит близких людей, поэтому даже перед сном заранее извиняется перед ними, предупреждает. С приездом внука она преображается, молодеет душой, забывает про свои хвори: теперь у неё есть о ком заботиться, с кем поговорить.
  2. Гриша — внук бабы Дуни, подросток, приезжающий к ней на зимние каникулы и на праздники. Высокий, красивый, смуглый, весёлый, увлекающийся рыбалкой и лыжами. У него очень доброе сердце, он наделён способностью сострадать близкому человеку. Когда он узнаёт о тревожных снах бабушки, он искренне хочет помочь ей, жалеет её, волнуется за её состояние. С каждой ночью он всё больше и больше проникается её бедой, она становится его собственной проблемой, хотя о войне он знает только по рассказам взрослых. Он — изобретательный и находчивый: ему удаётся придумать собственный действенный способ, как помочь старушке.

Также в рассказе упоминаются взрослые дети бабы Дуни. Один из них, Пётр — отец Гриши. Они живут в городе. Но у них уже давно своя жизнь. Они тоже жалеют бабушку, понимают, что всему виной старость и прожитая ею тяжёлая жизнь, но всё же они не в полной мере проникаются её бедой, как сделал это Гриша. Они водят её к врачам, где ей прописывают лекарства, но это не помогает.

Смысл названия

Заглавие рассказа намекает на исцеление не только бабушки, но и внука: он исцеляется от собственного равнодушия, чёрствости, меняется, взрослеет, становится мудрее. В первую ночь он относится к прошлому бабушки несколько отстранённо, думает, что у неё исчезнет тревога, достаточно ей только перелечь на правый бок. Но в последующие ночи он понимает, что всё гораздо серьёзнее, расспрашивает её о жизни во время войны, становится более чутким, её боль постепенно превращается в его собственную. После этого он понимает, что исцеление будет их общим.

Писатель рисует словно бы 2 жизни, которые проживает подросток:

  • днём — обычные каникулы, рыбалка, катание на лыжах;
  • ночью — он будто переносится в военное время, попадает в тревожные сны, которые переживает бабушка.

Разумеется, эта ночная жизнь и помощь родному человеку становятся для героя важнее.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Начать тест(новая вкладка)

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Объяснение названия рассказа

Бабушка долгое время жила одна. После приезда Гриши она преобразилась, даже стала лучше себя чувствовать. Она радовала внука щами, консервацией, пирожками. Мальчик сразу побежал кататься на лыжах, однако баба Дуня не чувствовала себя одинокой, ведь рядом валялись его вещи. Ожидание прихода внука было для нее радостью. Она могла, улыбаясь, долго смотреть в окно, поскольку знала, что Гриша придет к ней, они за обедом будут разговаривать обо всем на свете.

Бабушка ездила к внукам редко и без ночевки: она боялась, что ее ночные кошмары помешают детям. Внук был очень опечален проблемой бабушки.

Не зная психологических методов исцеления, он помог ей избавиться от ночных кошмаров за одну ночь, просто подобрав правильные слова. Гриша исцелил бабушкину душу, которая не знала покоя много лет.

Смысл рассказа

Б. П. Екимов показывает, насколько сильные увечья наносит война и постоянные лишения. Раны затягиваются тонкой кожицей и кажутся зажившими, но внутри продолжают кровоточить и гноиться. Проходят десятилетия, и в самый неожиданный момент кожица рвётся, страдания вырываются наружу. Пережитое давным-давно мешает жить в настоящий момент.

Страшнее всего, что для окружающих вскрытая рана выглядит глупостью и досадной помехой – они пытаются уменьшить последствия, но не задумываются о лечении. Для них ужасные видения из прошлого – нечто эфемерное, случившееся так много лет назад, что это почти перестало быть правдой. Страшилка. И почему-то самые близкие люди забывают, что помощь не ограничивается жалостливой физиономией, а выражается в поступках.

Читайте также: