Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий сочинение

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Развивающие: развивать устную речь учащихся; развивать умение строить монологическое высказывание; развивать навык анализа художественного произведения;

Воспитательные: воспитывать интерес к изучаемому предмету; воспитывать чувство патриотизма; воспитывать интерес к родному слову

Сегодня наш урок мне хочется начать со знакомства с притчей

Притча о доброте и милосердии.

Эта мольба явно не трогала сердца жителей и туристов большого города, торопливо проходивших мимо. Если не считать нескольких монеток, миска для сбора подаяния была пуста.

Тронутый этим печальным зрелищем, прохожий подумал о том, чего лишён этот несчастный молодой человек в такой чудесный день, и подошёл к нищему.

— Я не могу дать вам денег, — виновато объяснил он нищему, — потому что сам несколько месяцев без работы. Но, если вы не против, я могу помочь вам другим способом. Я бы хотел внести кое-какие изменения в вашу просьбу о помощи.

Удивлённый нищий некоторое время колебался, а затем пожал плечами:

— Ладно, делайте, что хотите. Но должен вам сказать, что вряд ли найдутся слова, способные пробудить жалость у жителей этого города к очередному попрошайке.

Молодой мужчина извлёк из кармана маркер, приписал на плакате несколько слов и продолжил свой путь.

К концу дня он возвращался через парк и, проходя мимо нищего, с удовлетворением отметил, что новый плакат доказал свою эффективность в раскрытии сердец и кошельков прохожих. Миска была полна денег, причём не только мелких монет, но даже пяти- и десятидолларовых купюр.

— Дела у вас пошли гораздо лучше, — сказал он нищему.

— Точно, — ответил тот, а затем, узнав голос молодого человека, озадаченно спросил: — Что вы сделали с моим плакатом?

— Я всего лишь добавил несколько слов, — объяснил прохожий. — Но ничего такого, что было бы неправдой. Теперь там написано: «Я слепой — а на улице весна…

— О чем притча?

о доброте и милосердии.

Целеполагание

— Как тема притчи связана с темой нашего урока? О чем пойдет наш разговор на уроке7

-Какие задачи стоят сегодня перед нами, определите цель нашего урока? (ответы учащихся).

Вступительное слово учителя.

Сегодня наш урок называется урок-размышление.

Мы поговорим о нравственных ценностях, которые необходимы каждому из нас- это милосердие и сострадание, сочувствие и доброта.

Вопрос

Пункт плана

В чём литературовед О. Н. Михайлов видел главную особенность таланта Куприна?

Какие трудности испытал будущий писатель в детстве?

Во вдовьем доме и сиротском пансионе

Где учился Куприн?

В кадетском корпусе и юнкерском училище

Какие душевные качества сохранил в себе Куприн в годы учёбы?

Сочувствие и человеколюбие — главные черты характера Куприна

Почему Куприна тяготила военная служба?

Служба в армии и скорая отставка

Какие профессии сменил Куприн? Какая из них помогла ему в писательской деятельности?

Выбор профессии журналиста

Как началась писательская жизнь Куприна?

Начало писательской деятельности

Человек удивительной судьбы, обладавший редким даром цепко и страстно любить жизнь и торопиться испытать в ней все возможные роли.

Какие его произведения читали, можете кратко пересказать?

( Действие в рассказе, о котором пойдет речь. происходит в Сочельник, праздничные дни накануне Рождества)

- Любите ли вы эти удивительные праздники, Новый год и Рождество?

- Какие чувства испытываете при их приближении?
( Радостное ожидание сюрприза, подарка, удивления, чуда на Новый год.)

- А раньше дети ожидали чуда перед Рождеством, на святки. В эти дни в доме наряжалась елка, и ночью, пока дети спят, под елку кто-то клал подарки. Это было чудо!

Почему эти произведения называются рождественскими?

Рождественский или Святочный рассказ- один из самых сложных, но в то же время один из самых «русских жанров в нашей литературе.

Главная идея святочного рассказа— возрождение доброты и милосердия в людях.

Особенности рассказа:

  • небольшой объём,
  • ограниченное число действующих лиц,
  • одна сюжетная линия, часто – это судьба главного героя.
  • В рассказе повествуется о нескольких, но чаще одном, важном эпизоде из жизни человека.

Традиция рождественского рассказа, как и всей календарной литературы в целом, берёт своё начало в средневековых мистериях, тематика и стилистика которых была строго обусловлена сферой их бытования — карнавальным религиозным представлением.
Из мистерии в рождественский рассказ перешла подразумеваемая трёхуровневая организация пространства (ад — земля — рай) и общая атмосфера чудесного изменения мира или героя, проходящего в фабуле рассказа все три ступени мироздания. Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует.
Герои произведения оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо. Чудо реализуется здесь не только как вмешательство высших сил, но и как счастливая случайность, удачное совпадение, которые тоже в парадигме значений календарной прозы видятся как знак свыше.
Часто в структуру календарного рассказа входит элемент фантастики, но в более поздней традиции, ориентированной на реалистическую литературу, важное место занимает социальная тематика

Реальная основа и содержание рассказа.

Чудесный- это Являющийся чудом, заключающий в себе чудо, волшебный,небывалый,необычный.удивительный,фантастический.2. То же, что чудный.


В каком значении,как вы думаете , употреблено это слово в названии рассказа?

Работа с текстом

-Это вымышленный рассказ или события, отражённые в нем, произошли с героями произведения на самом деле
( События реальные и хранятся свято в семье)

- Почему вы так решили? Где, в каком городе происходили события? Когда?
(В Киеве зимой, 6 января в сочельник, задолго до написания рассказа)

- От чьего лица ведется рассказ о жизни семьи Мерцаловых?
(От лица рассказчика)

-А сам рассказчик от кого узнал?
(от одного из членов семьи Мерцаловых, Григория Мерцалова)

-Как называется такая композиция рассказа, когда в одном произведении два рассказчика?
(рассказ в рассказе Сам рассказчик услышал историю судьбы героев и решил о ней написать рассказ)

- Давайте, ребята, обратимся к тексту и познакомимся с героями рассказа.
(Два брата Володя и Гриша Мерцаловы по поручению мамы должны были отнести письмо 6арину, у которого их отец работал управляющим домом до болезни.)

- Почему они забыли о важном поручении? Что привлекло их внимание и почему?
(Володя и Гриша очень долго стояли у красивых праздничных витрин магазинов и не могли оторвать глаз от изобилия различной еды. Столько еды давно им не приходилось видеть, не то, что есть) Найти слова, передающие ощущение праздника вокруг.

Как можно озаглавить этот эпизод? (У витрины магазина)

( В центре города красуются прекрасные магазины с великолепными и освещенными ярким светом витринами. На улицах стоят сияющие елки, гуляют празднично оживленные толпы. Отовсюду слышен веселый гул. В домах стоят елки с гроздьями ярких, сияющих пятен, слышны звуки веселой польки)

- Какие чувства испытывают люди, за которыми наблюдают мальчики,
(Радость, веселье, праздничное ликование, счастье)

- Почему Грише и Володе невесело, почему они не надеются на подарки в Рождество?
(Семья переживает очень сложный период, они бедствуют. Отец заболел брюшным тифом, потерял из-за этого работу, не стало денег, умерла одна сестра, другая тяжело заболела, нет денег ни на лекарства, ни на еду.)

- Где жила семья Мерцаловых? Абзац «Но они мужественно гнали от себя…
(На окраине города, в подземелье, в ветхом доме, в подвале каменном.)

Малолюдные, кривые, узкие, мрачные, неосвещенные переулки, косогоры наполняли окраины города. Грязный д вор с ветхим домом стоял особняком . В подвале, где жила семья Мерцаловых, было темно, стены закоптелые, плачущие от сырости, повсюду развешено грязное белье. Стоял ужасный запах. Тишину нарушал крик грудного ребенка. На грязной постели лежала больная девочка. Сердце сжималось от острого, недетского страдания.)

Что чувствуют герои, живущие в таких условиях?
(горе, несчастье, страдание)

- Посмотрите, какие противоположные описания. Как называется такой художественный прием в литературе?
(антитеза – противопоставление )

-Почему автор использует антитезу, описывая витрины магазина и жилище семьи Мерцаловых?
(На фоне жизни богатых людей нищета семьи Мерцаловых выглядит очень плачевно)

Альберт Швейцер (1875-1965) - выдающийся немецко-французский мыслитель, миссионер, врач. Разрабатывал вопросы этики.

Согласно этике благоговения, главной ценностью является жизнь во всех ее проявлениях, и если человек способствует сохранению и процветанию жизни, он поступает естественно и правдиво - творит добро, если уничтожает любую жизнь и препятствует ей — совершает зло. Уничтожение без нужды, походя, любого придорожного цветка есть зло; спасение раненого животного вне зависимости от его пользы — добро.

Швейцер говорит о сострадании и сочувствии ко всем живым существам, независимо от их положения и иерархии в природе, как о норме сосуществования в мире. Благоговение перед Жизнью требует сочувствия, любви в самом высоком смысле, т.е. любви как служения всем творениям, независимо от их близости к человеческой природе. Учение Швейцера расширяет христианскую этику любви до вселенских масштабов.

1. Безжизненная идея мира должна быть заменена реальным миром, полным жизни.

2. О мире человек знает только то, что все существующее, как и он сам, является проявлением воли к жизни. К этому миру человек имеет как пассивное, так и активное отношение. Как существо, стоящее в пассивном отношении к миру, он приходит к душевной связи с ним через смирение; как существо, стоящее в активном отношении к миру, он приходит к духовной связи с ним благодаря тому, что не живет для себя одного, а чувствует себя одним целым со всей жизнью, которая находится в сфере его влияния.

4. Для человека, по-настоящему этичного, жизнь священна, даже та, которая находится на нижней границе шкалы ценностей, он делает различия только в каждом конкретном случае, под давлением необходимости, например, когда ему предстоит решить, какой из двух жизней он должен пожертвовать, чтобы сохранить другую «Если этика благоговения перед жизнью затронула его, — пишет А. Швейцер, — он наносит вред жизни и разрушает ее лишь в силу необходимости, которой он не может избежать, и никогда — из-за недомыслия.

ЧТО говорит этика благоговения перед жизнью об отношениях между человеком и творением природы?

Там, где я наношу вред какой-либо жизни, я должен ясно сознавать, насколько это необходимо. Я не должен делать ничего, кроме неизбежного, - даже самого незначительного.

Крестьянин, скосивший на лугу тысячу цветков для корма своей корове, не должен ради забавы сминать цветок, растущий на обочине дороги, так как в этом случае он совершит преступление против жизни, не оправданное никакой необходимостью.

Те люди, которые проводят эксперименты над животными, связанные с разработкой новых операций или с применением новых медикаментов, те, которые прививают животным болезни, чтобы использовать затем полученные результаты для лечения людей, никогда не должны вообще успокаивать себя тем, что их жестокие действия преследуют благородные цели. В каждом отдельном случае они должны взвесить, существует ли в действительности необходимость приносить это животное в жертву человечеству. Они должны быть постоянно обеспокоены тем, чтобы ослабить боль, насколько это возможно. Как часто еще кощунствуют в научно-исследовательских институтах, не применяя наркоза, чтобы избавить себя от лишних хлопот и сэкономить время! Как много делаем мы еще зла, когда подвергаем животных ужасным мукам, чтобы продемонстрировать студентам и без того хорошо известные явления! Именно благодаря тому, что животное, используемое в качестве подопытного, в своей боли стало ценным для страдающего человека, между ним и человеком установилось новое, единственное в своем роде отношение солидарности. Отсюда вытекает для каждого из нас необходимость делать по отношению к любой твари любое возможное добро. Когда я помогаю насекомому выбраться из беды, то этим я лишь пытаюсь уменьшить лежащую на человеке вину по отношению к другому живому существу. Там, где животное принуждается служить человеку, каждый из нас должен заботиться об уменьшении страданий, которые оно испытывает ради человека. Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несем ответственности, и не предотвратить их. Никто не должен успокаивать себя при этом тем, что он якобы вынужден будет вмешаться здесь в дела, которые его не касаются. Никто не должен закрывать глаза и не считаться с теми страданиями, которых он не видел. Никто не должен сам себе облегчать тяжесть ответственности. Если встречается еще дурное обращение с животными, если остается без внимания крик скота, не напоенного во время транспортировки по железной дороге, если на наших бойнях слишком много жестокости, если в наших кухнях неумелые руки предают мучительной смерти животное, если животные испытывают страдания от безжалостных людей или от жестоких игр детей, то во всем этом наша вина.

В этических конфликтах человек может встретить только субъективные решения. Никто не может за него сказать, где каждый раз проходит крайняя граница настойчивости в сохранении и развитии жизни. Только он один может судить об этом, руководствуясь чувством высочайшей ответственности за судьбу другой жизни.

Мы никогда не должны становиться глухими. Мы будем жить в согласии с истиной, если глубже прочувствуем конфликты. Чистая совесть есть изобретение дьявола.

Что говорит этика благоговения перед жизнью об отношениях между человеком и творением природы?

Там, где я наношу вред какой-либо жизни, я должен ясно сознавать, насколько это необходимо. Я не должен делать ничего, кроме неизбежного, даже самого незначительного. Крестьянин, скосивший на лугу тысячу цветков для корма своей корове, не должен ради забавы сминать цветок, растущий на обочине дороги, так как в этом случае он совершит преступление против жизни, не оправданное никакой необходимостью.

Те люди, которые проводят эксперименты над животными, связанные с разработкой новых операций или с применением новых медикаментов, те, которые прививают животным болезни, чтобы использовать затем полученные результаты для лечения людей, никогда не должны вообще успокаивать себя тем, что их жестокие действия преследуют благородные цели. В каждом отдельном случае они должны взвесить, существует ли в действительности необходимость приносить это животное в жертву человечеству. Они должны быть постоянно обеспокоены тем, чтобы ослабить боль, насколько это возможно. Как часто еще кощунствуют в научно-исследовательских институтах, не применяя наркоза, чтобы избавить себя от лишних хлопот и сэкономить время! Как много делаем мы еще зла, когда подвергаем животных ужасным мукам, чтобы продемонстрировать студентам и без того хорошо известные явления!

Именно благодаря тому, что животное, используемое в качестве подопытного, в своей боли стало ценным для страдающего человека, между ним и человеком установилось новое, единственное в своем роде отношение солидарности. Отсюда вытекает для каждого из нас необходимость делать по отношению к любой твари любое возможное добро. Когда я помогаю насекомому выбраться из беды, то этим я лишь пытаюсь уменьшить лежащую на человеке вину по отношению к другому живому существу. Там, где животное принуждается служить человеку, каждый из нас должен заботиться об уменьшении страданий, которые оно испытывает ради человека.

Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несем ответственности, и не предотвратить их. Никто не должен успокаивать себя при этом тем, что он якобы вынужден будет вмешаться здесь в дела, которые его не касаются. Никто не должен закрывать глаза и не считаться с теми страданиями, которых он не видел. Никто не должен сам себе облегчать тяжесть ответственности. Если встречается еще дурное обращение с животными, если остается без внимания крик скота, не напоенного во время транспортировки по железной дороге, если на наших бойнях слишком много жестокости, если в наших кухнях неумелые, руки предают мучительной смерти животное, если животные испытывают страдания от безжалостных людей или от жестоких игр детей, - то во всем этом наша вина.

Мы иногда боимся, что на нас обратят внимание, если мы обнаружим свое волнение при виде страданий, причиняемых человеком животному. При этом мы думаем, что другие были бы "разумнее" в данном случае, и стараемся показать, что то, что причиняло муки, есть обыкновенное и даже само собой разумеющееся явление. Но затем вырывается из уст этих других слово, которое показывает, что они также в душе переживают виденные страдания. Ранее чужие, они становятся нам близкими. Маска, которая вводила нас в заблуждение, спадает. Мы теперь знаем, что не можем пройти мимо той жестокости, которая беспрерывно совершается вокруг нас.

О, это тяжкое познание!

Этика благоговения перед жизнью не позволяет нам молчаливо согласиться с тем, что мы уже якобы не переживаем то, что должны переживать мыслящие люди. Она дает нам силу взаимно поддерживать в этом страдании чувство ответственности и бесстрашно говорить и действовать в согласии с той ответственностью, которую мы чувствуем. Эта этика заставляет вас вместе следить за тем, чтобы отплатить животным за все причиненные им человеком страдания доброй помощью и таким путем избавить их хотя бы на мгновение от непостижимой жестокости жизни.

Этика благоговения перед жизнью заставляет нас почувствовать безгранично великую ответственность и в наших взаимоотношениях с людьми. Она не дает готового рецепта для объема дозволенного самосохранения; она приказывает нам в каждом отдельном случае полемизировать с абсолютной этикой самоотречения. В согласии с ответственностью, которую я чувствую, я должен решить, что я должен пожертвовать от моей жизни, моей собственности, моего права, моего счастья, моего времени, моего покоя и что я должен оставить себе.

В вопросе о собственности этика благоговения перед жизнью высказывается резко индивидуалистически в том смысле, что все приобретенное или унаследованное может быть отдано на службу обществу не в силу какого-либо закона общества, а в силу абсолютно свободного решения индивида. Этика благоговения перед жизнью делает большую ставку на повышение чувства ответственности человека.

Собственность она расценивает как имущество общества, находящееся в суверенном управлении индивида.

Один человек служит обществу тем, что ведет какое-нибудь дело, которое дает определенному числу служащих средства для жизни. Другой служит обществу тем, что использует свое состояние для помощи людям. В промежутке между этими крайними случаями каждый принимает решение в меру чувства ответственности, определенного ему обстоятельствами его жизни. Никто не должен судить другого. Дело сводится к тому, что каждый сам оценивает все, чем он владеет с точки зрения того, как он намерен (распоряжаться этим состоянием. В данном случае ничего не значит, будет ли он сохранять и увеличивать свое состояние или откажется от него. Его состоянием общество может пользоваться различными способами, но надо стремиться к тому, чтобы это давало наилучший результат.

Чаще всего подвергаются опасности быть эгоистичными в использовании своего состояния те люди, которые наименее склонны называть что-либо своей собственностью. Глубокая истина заложена в той притче Иисуса, согласно которой меньше всего верен тот раб, который получил меньше всего.

Но и мое право делает этику благоговения перед жизнью не принадлежащей мне. Она не разрешает мне успокаивать себя тем, что я, как более способный, могу продвигаться в жизни дозволенными средствами, но за счет менее способных. То, что мне позволяют закон и мнение людей, она превращает в проблему. Она заставляет меня думать о другом и взвешивать - (разрешает ли мне мое внутреннее право собирать все плоды, до которых дотягивается моя рука. Может случиться, что я, повинуясь чувству, предписывающему мне учитывать интересы других людей, совершу поступок, который обычное мнение сочтет глупостью. Возможно, эта глупость выразится в том, что мой отказ от своих интересов не пойдет на пользу другому. И тем не менее я остался правдив.

Благоговение перед жизнью - высшая инстанция. То, что она приказывает, сохраняет свое значение и тогда, когда это кажется глупым или напрасным. Мы всегда обвиняем друг друга в глупостях, которые свидетельствуют о том, что мы глубоко ощущаем свою ответственность. Этическое сознание проявляется в нас и делает разрешимыми ранее неразрешимые проблемы как раз в той степени, в какой мы недостаточно разумно поступаем по оценке обычного мнения.

Благоговение перед жизнью не покровительствует и моему счастью. В те минуты, когда я хотел бы непосредственно радоваться чему-нибудь, оно уносит меня в мыслях к той нищете, которую я когда-то видел или о которой слышал. Оно не разрешает мне просто отогнать эти воспоминания. Как волна не существует для себя, а является лишь частью дыхания океана, так и я не должен жить моею жизнью только для себя, а вбирать в себя все, что меня окружает. Истинная этика внушает мне тревожные мысли. Она шепчет мне: ты счастлив, поэтому ты обязан пожертвовать многим. Все, что тебе дано в большей степени, чем другим, - здоровье, способности, талант, успех, чудесное детство, тихий домашний уют, - все это ты не должен считать само собой разумеющимся. Ты обязан отплатить за это. Ты обязан отдать силы своей жизни ради другой жизни.

В чем заключается ответственность человека перед другими? Как она проявляется? Именно эти и другие вопросы затрагивает М. Худяков в тексте, предложенном для анализа, но наиболее детально он рассматривает проблему ответственности за свои поступки.

Чтобы привлечь внимание читателей к этой проблеме, рассказчик рассуждает на тему слабости. По его мнению, именно она делает из человека подлеца, взявшего на себя ответственность помочь другому, "проявить свое благородство и бескорыстие", но не сумевшего довести дело до конца из-за нехватки сил.

Также рассказчик повествует о том, как он сам хотел помочь девушке с тяжёлым багажом, но ему это не удалось. Нескончаемые блуждания в поисках нужного адреса не увенчались успехом, и молодой человек "бросил девушку", вспомнив о ней, только когда закончил свои дела. И его мучила совесть "за то, что там, на остановке, не прошёл мимо неё, впутался в это непосильное для него дело". Автор этим хотел сказать, что человек ответственен за каждый совершаемый им поступок, и только от него зависит, оправдаются ли возложенные на него ожидания или нет.

С позицией автора нельзя не согласиться. М. Худяков считает, что ответственный человек не может пройти мимо нуждающегося в помощи, даже если его об этом не просят.

Данную тему продолжает В. Быков в повести "Обелиск", где наглядно показывает ответственность на примере учителя Алеся Мороза, который, несмотря на уговоры друзей и знакомых остаться в лагере партизан, все равно пошел выручать своих учеников, прекрасно осознавая, что никого не отпустят. Его поступок можно объяснить только одним словом — ответственность. Он считал себя виновным за тот поступок, который они совершили и из-за которого попали в плен. Автор заставляет читателей задуматься о том, что именно ответственность есть проба мужества человека.

Таким образом, каждый человек, взяв на себя ответственность, должен задуматься над вопросом: "А смогу ли я оправдать возложенное на меня обязательство?". Ведь с ответственность приходят не только права, но и обязанности, которые необходимо выполнять. И чем раньше человек научится быть ответственным, тем проще ему будет в дальнейшей жизни.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: