Никто альберт лиханов сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Началось мое знакомство с А.Лихановым с произведения "Благие намерения". Меня оно очень зацепило и я решила прочитать другие произведения этого автора. Случилось это к сожалению через большое количество времени. но обо все по порядку. Из-за стиля написания (как я это называю) роман "Никто" читается легко (как и другие произведения автора). История, о которой повествуется, очень жизненная (имею ввиду тему детских домов), проникновенная. Конец книги трагичный и не ожидаемый,т.к. все мы любим хэппи энды. Несмотря на это, книга на 100% стоит прочтения. Это то,что надо читать детям в обязательном порядке. Не понимаю, почему книги А.Лиханова днем с огнем не сыщешь в наших магазинах. Именно поэтому был достаточно большой временной разрыв между книгами. К счастью, нашла этого автора здесь! Надеюсь скоро полное собрание сочинений окажется на моей полке))

Через все книги Лиханова красной строчкой тянется его крик души: "Берегите детей, не ломайте им детство, уважайте их, купайте в своей любви."
"Эх, взрослые, беспутные люди! Включить бы на всю Россиюшку прямую трансляцию по тайно проведённой радиолинии того, что говорится в предотходной, предночной мальчишечьей или девчоночьей спальне, о вас, родные кровинушки, родительницы, благодетельницы - про мужской род уж и вовсе помолчим. Эк бы покорёжило вас, ежели, ясное дело, вы не в стельку покоитесь в сей не совсем поздний час, если головушки ваши грешные не затуманены сивухой, если вы вообще ещё в силах соображать и хоть что-нибудь чувствовать."
В этой книге рассказывается про жизнь детей в интернате. Сильно ли они отличаются от домашних? Конечно. Они не знают, например, что такое нежность. Никто и никогда не пробуждает в них такое чувство, оно не требуется в их жизни. Нет в них и любви. Ведь любовь сама по себе не возникает. Пуста, не заполнена добрыми чувствами аура детского интерната. Отвергнутые родными, стали они собственностью государства, его грузом. И учит такая жизнь беспощадности в борьбе за самого себя. И ещё одна особенность казённого сиротства - отсутствие чувства времени, всё делается не по минутным стрелкам, а по командам.
Главный герой данной повести - Николай Топоров. Симпатичный подросток, отказник. К нему никто и никогда не приходил. Он не знал своей матери, таких в интернате было не много. К другим приходили, пусть очень редко, пусть опухшие от пьянства, пусть отсидевшие, но приходили. А он кто? Этот вопрос с каждым годом мучил всё сильнее, буквально выворачивал по ночам все жилы. Был Николай молчалив и умен, постепенно завоевал уважение и авторитет. Закончив восьмилетку решил поступать в ПТУ на механика. Неизвестность страшила, но тратить еще три года жизни он не хотел.
Как же тяжело в ПТУ начинать всё сначала, держать удар, не сломаться, заработать авторитет, а так хотелось сбежать обратно в интернат, где всё так привычно, где его уважали, где все были такие же как он. А тут, на свободе, он был самым низшим, на самом дне. И не важно, что не виновен в отсутствии родителей, клеймо детдомовец (хоть Коля был интернатовским), подразумевало, что он воришка, лгун и нахлебник. И всё это нужно было выдержать, победить силой духа. Его называли безродным слабаком, казённой тварью, беспородной выскочкой. Многое пришлось проглатывать, терпеть унизительные оскорбления, ведь в общаге он был такой один, да к тому же не шибко силен.
Когда судьба свела его с Валентином, Николай был счастлив. Ведь это первый человек, который обратил на него внимание, разогрел душу добротой, был великодушен, многому научил, хвалил. Но кто он был для Коли? Друг, брат, хозяин? "Может это и есть счастье, когда у тебя появляется хозяин. Как у безродной, бездомной собаки. Такой щенок трижды крепче любит человека, поднявшего его из грязной лужи, отогревшего, давшего миску молока и имя. Пусть даже такое странное: Никто." Да, именно так назвал Колю Валентин. По первым буквам его имени: НИКолай ТОпоров. НИК-ТО. Никто. Ничто. Нигде. Никому. Ничему.
Много выпало на его долю: и смерть друга, и первая любовь, и предательство, и власть. Но чем же всё закончится, в какую сторону вильнёт судьбинушка этого мальчика? Читайте сами)
Роман будет интересен лет с 16-18.
Качество книги, как всегда, у издательства "Детство. Отрочество. Юность." на высоте. Очень плотный офест, правда книга из-за этого толстовата и тяжеловата, но её приятно держать в руках. Буква ё присутствует. Шрифт хороший, удобно читать.
Иллюстрации Марии Пинкисевич, как всегда, очень точно передают атмосферу книги, приятно, что в своих рисунках она обращает внимание даже на мелкие детали, описанные автором.


Вся жизнь отца и матери, каждый их поступок должны быть примером для детей, в основе их взаимоотношений должны быть любовь и уважение. И б ольшинству детей везет: родители их любят, заботятся об их здоровье, оберегают от трудностей, от дурных компаний; стараются, чтобы дети получили достойное образование. Мы все об этом знаем.

И все знаем, что рядом существует другая жизнь. Жизнь детей, не нужных никому. Без войн и эпидемий ежедневно в России около 200 детей становятся сиротами! ЕЖЕДНЕВНО! 200!

Еще немного страшной статистики.

nikto5


40 % воспитанников детских домов и интернатов затем попадают в тюрьмы.

90% брошенных детей являются родителями будущих сирот. На первый взгляд, это кажется странным. Но это легко объяснимо: чтобы человек умел позаботиться о других, нужно, чтобы в него кто-то вложил много-много любви и заботы.

Сейчас в России более 600 тысяч детей-сирот. Для сравнения - это больше, чем население всего города Рязани!

Более 80% воспитанников детских домов и интернатов – сироты при живых родителях!

nikto2

Здесь дети держались и жили толпой. Толпой выходили за стены интерната, толпой защищались, толпой грабили сады и домики садоводов. Так легче выжить, да и наказывать толпу труднее.

nikto11

nikto14

Подрастая, брошенные малыши будут смотреть на наш жестокий мир невинными, полными отчаяния глазками и никак не смогут понять, в чем же их вина, что они делают не так и почему им некого назвать мамой и папой?! О ни - дети, они ни в чем не виноваты, виноваты их родители, которые оставили их на произвол судьбы, выбросили как мусор, и теперь этот мусор, по сути, никому не нужен.

nikto15

Книга "На чаше весов" [Заказать книгу]



Цена книги "На чаше весов" - 500 рублей + доставка, книга высылается с дарственной надписью автора.

Альберт Лиханов – детский и юношеский писатель, президент Международной ассоциации детских фондов, председатель Российского детского фонда, директор научно-исследовательского института детства. Его произведения опубликованы в России 30-миллионым тиражом.

В книгах писателя чувствуется личность автора, она проявляется, прежде всего, в пафосе его творчества, в том, как он относится к нравственным поискам героев, к их неудержимому желанию найти самих себя, открыть в себе самое лучшее.

А как относится сам писатель к своему многострадальному герою? Для описания его чувств и ощущений Лиханов часто пользуется словом “корёжило” (“корёжило, прерывало дыхание, выбивало нездоровую бесстрастную слезу”). Ребёнок уподобляется тёмной, земляной силе, из которой пытается пробиться что-то человеческое. Лишены человеческого и остальные герои, среди которых родители, воспитатели, соседи, работодатели. Широкие обобщения и суровые оценки — особенность высокопарного стиля Лиханова. Создаётся впечатление, что ребёнок и его судьба — это только повод для личных откровений и субъективных оценок, которые подаются как безусловная истина.

Герой романа Коля Топоров обречен на беду. Он рвется к удаче, к нормальной жизни, к самостоятельности. Но над ним нет, к печали нашей, распростертой длани доброты и сострадания. Если эта доброта и встречается, то носит она минутный, как бы мимоходный характер. Но этого растущему человеку мало. Он нуждается в любви постоянной, долгосрочной, если хотите, - вечной.

О том, что ребёнок забыт писателем, свидетельствует и манера рассказа с усиленным набором негативных образов и агрессивных интонаций: “одному подняться над другими, выхватить насильственное право властвовать не талантом, а бесстыжей готовностью оболгать, оговорить, загнать в тупик наглостью, нахрапом, провокацией, обманом”. “Нахрапом” ведут себя не только взрослые, но и дети в книгах Лиханова: “Они орали, они свистели, они — все до единого — были против меня, а моя-то наивная душа ждала их милосердия”. Милосердия ждёт не только душа героя, но и душа ребёнка-читателя, для которого Лиханов издаёт свои книги. Выбрав роль судьи и обличителя, писатель сам оказался среди тех, кто “корёжит”, какими бы благородными целями это ни прикрывалось.

Разобраться в происходящем помогает, в том числе колоративная лексика. Автор использует её в первую очередь при характеристике героев произведения, зачастую используя при этом цвета-символы, кроме того, колоративная лексика присутствует при описании помещений, зданий, а также при передаче состояния героев.

Эта обезличенность, белобрысость даже роднит героев, выделяет их из толпы других, не таких, как они.

Наиболее часто используемые цвета – белый, черный, рыжий, палевый, красный, голубой.

Повесть “Сломанная кукла”– это психологическая семейная сага о взаимоотношениях между тремя женщинами разного возраста из одной семьи, представляющими три поколения. Интеллигентная семья: бабушка, хирург-стоматолог, дочь – инженер-программист, окончившая бауманский институт и 12-летняя ее дочка-школьница, которая и является главным действующим лицом семейной драмы. Драматический сюжет повести взят из реальной жизни: мама вышла замуж за нового русского, который обеспечивает ей богатую жизнь с шикарным домом и машиной, с долларовыми вкладами, впоследствии он насилует ее дочку и требует, чтоб та стала его любовницей.

Страдания девочки были уготованы материнским предательством. Но все же, мама прозревает, она переправляет девочку в английскую монастырскую школу, надеясь, что отчим не узнает. Увы, конец не счастливый. Страдают все: бабушка с дедушкой, мать и девочка со сломанной судьбой, которая похожа на подаренную ей куклу с пустыми мертвыми глазами.

Литература – все-таки своеобразная форма беседы писателя с читателем. Писатель может рассказать о наболевшем, применяя художественные методы, может одному реальному факту из жизни придать философский смысл. Альберту Лиханову ничего не нужно придумывать, драматические истории нашего времени разбросаны как цветы зла вокруг, бери их и покажи (расскажи) людям, пусть они с тобой вместе прочувствуют, попереживают.

Ведь недаром говорят, что сочувствие и сострадание для нас начало исцеления. Писатель заставляет нас сострадать, а это значит, исцелиться. Я исцелюсь от боли, а твоя душа обретает опыт сострадания, это основа общей жизни.

Действие происходит в девяностых годах. Главный герой – Николай Топоров, воспитанник школы-интерната. Его звали Топором, Топорищем или Топориком, по имени там никого не называли. По характеру он был спокойным, уравновешенным парнем. Со временем Коля завоевал в интернате авторитет.

Случилось так, что Валентина убили его же сообщники. Они пришли к Николаю и требовали от деньги, которые им Валентин не отдал. Николай пошел на хитрость и сказал, что деньги отдаст, но за ними нужно ехать. Для того чтобы окончательно войти к ним в доверие, Топор попросился к ним в сообщники, раз его хозяин убит. Коля решил отомстить за хозяина, зная, что его убьют за это. Он заманил бандитов в лес, подготовив винтовку в машине. Пока бандиты откапывали сундук с деньгами, он пошел к машине, вытащил оружие и расстрелял их.

Дальше Николай и не знал, что ему делать, как и зачем жить. Он забрал деньги, поменял машину и поехал в сторону Москвы. По пути остановился где-то на краю леса поспать, там его нашли ребятишки, которые собирали ягоду, угостили Николая. А их мать пригласила его к ним домой на ужин. Передохнув у них, Топор поехал в Москву. Там он поменял валюту на рубли, отправил деньги директору интерната Георгию Ивановичу, а также для групп интерната. Не подозревал Коля, что его машину уже нашли бандиты, забрали деньги и поджидали его, чтобы убить.

Также читают:

Рассказ Никто (читательский дневник)

Популярные сегодня пересказы

Кирилл Векшин учился в седьмом классе. У него был маленький брат Антошка, ему всего несколько месяцев. Только Кирилл умел успокоить брата, когда тот не мог заснуть или что-то его беспокоило. В таких случаях Кирилл

Александр Степанович Грин (1880-1932) (настоящая фамилия писателя - Гриневский) – классик русской и советской литературы.

По жанровой направленности произведение относится к разряду социально-психологического романа, главная тематика которого заключается в изображении простых человеческих взаимоотношений.

Грунцовская библиотека

Грунцовская библиотека

Грунцовская библиотека запись закреплена

Тема детства в литературе - одна из вечных тем, в течение своей эволюции подвергавшаяся пересмотру и получавшая различные интерпретации. Во все времена и эпохи писатели пристально изучали сложный мир ребенка. А последнее время интерес к изучению мира детей все возрастает. Детство -это определенное состояние, и процесс движения во взрослую жизнь. А самый сложный период на пути ко взрослой жизни- подростковый возраст. В это время происходит формирование личности, закладываются основы поведения, ценности и принципы, которым человек будет следовать в жизни. Человек делает свой выбор: с кем он или против кого; пытается разобраться в самом себе, выяснить, где добро, а где зло; чему он лично собирается служить, к чему будет стремиться.
Проблема бездомных детей, сирот актуальна во все времена. При смене времен, политических, экономических и социальных формаций проблемы детей-сирот остаются. Страдания детей, потерявших родителей, лишенных заботы и ласки, во все века вызывали особую заботу государства, общества, церкви.
А потому можно предположить, что жизнь ребенка, его проблемы отражают духовные настроения всего общества и наиболее ярко характеризуют наличие морально-этических ценностей нашего мира, времени.

У Альберта Лиханова - десятки светлых и умных книг, обращенных и к детям, и к взрослым. Они помогают читателям стать внимательнее к людям, добрее и чище, они закаляют душу в борьбе за торжество реального гуманизма.

Его любимым героям по десять-пятнадцать лет. Обыкновенные мальчишки, мечтатели и романтики, жадно всматриваются в мир, стремятся поскорее стать взрослыми, умеют постоять за себя, за друзей и любимых. И именно это привлекает к ним сердца читателей. Ведь стремление к идеалу в юности неискоренимо. Настоящим мужчиной вырастет лишь тот, кто и мальчишкой был мужественен. Настоящим мужчиной, то есть надежной опорой в любом деле, верным в дружбе и любви, сильным не только и не столько физически, но - обязательно - в нравственном отношении.

Весь свой опыт борца за интересы детей, всю нервную страсть человека - писателя и деятеля, посвятившего не одно десятилетие практическому улучшению жизни этих детей, смягчению нравов общества в их пользу, вложил Альберт Анатольевич Лиханов в роман "Никто", написанный в 1999 году.

Роман "Никто" - одно из самых драматичных произведений А. Лиханова. В нем поднимаются важнейшие жизненные вопросы о добре и зле, об ответственности человека за свои поступки. Не только светлые стороны жизни встают перед читателем, автор обнажает изнанку жизни, самую неприглядную её сторону. И разобраться в происходящем читателю помогает, в том числе, колоративная лексика. Автор использует ее в первую очередь при характеристике героев произведения, зачастую используя при этом цвета-символы, кроме того, колоративная лексика присутствует при описании помещений, зданий, а также при передаче состояния героев.

Эта обезличенность, белобрысость даже роднит героев, выделяет их из толпы других, не таких, как они.

Наиболее часто используемые цвета - белый, черный, рыжий, палевый, красный, голубой.

Автор создает образы женщин, которые хуже других, "рыжие женщины". И медсестра в доме ребенка в белом халате и в накрахмаленном белом колпаке, но это не та женщина, это не мать, а потому она - рыжая.

В создании образов матерей детдомовских детей А. Лиханов немногословен. Он даёт им несколько ярких, емких эпитетов, которые впоследствии использует: безликий обрубок, коротенькая, невзрачная, затерханная.

А когда Коля попадает в дом лесника, ему кажется, что он попал в сказку. Чувства переполняют подростка. Словно добрался он наконец до дому, и все прошлые испытания - от самого неясного рождения - остались где-то далеко, а этот дом и поляна и есть настоящая жизнь. Он боится разрушить это видение, одновременно с тоской думая о неясности, которую представляет вся его последующая жизнь.

Финал повести печален. Гибнет чистая и светлая душа. Незадолго до того, как бандиты его настигнут и убьют, Коля пришел в свой интернат: "Первый раз, наверное, в сознательные свои годы Коля Топоров заплакал. Парень со стеклянными, почти немигающими глазами. Человек, не пожелавший прятаться за стенами интерната, личность без роду и племени, чистый во всех родственных отношениях, то есть абсолютно одинокий, человек, с детства не отведавший чувства, плакал, думая о себе. ".

Такое вот прощание. Наверное, его будут хоронить всем интернатом, как хоронили Гошку. И весь интернат сдвинется теснее, возьмут все друг друга за руки. Может, детская эта процессия, с немногим вкраплением возвышающихся взрослых, возьмется за руки, чтобы устоять перед бедой, которой наградили их самые близкие люди? Возможно, дети таким наивным

«Никто. Ничто. Никогда.

Никто не заплачет о мальчике, брошенном матерью.

Ничто в мире не переменит его смерть.

Никогда не повторится его жизнь.
Как жизнь всякого из нас.

Испугайтесь, люди, своей беспощадности!

Автор назвал свое произведение "Никто", вкладывая в это название не только сокращенные имя и фамилию Николая Топорова, но и некий символ никомуненужности, который стал данностью нашего времени для очень многих детей.

Проблемы, поставленные в произведениях А. Лиханова, заставляют нас задуматься о будущем наших детей, о том, каким мы хотели бы видеть современного молодого человека или девушку. В произведениях писателя не только поднимаются животрепещущие темы современности, но и дается анализ причин дисгармонии личности, предлагаются решения наболевших вопросов, связанных с воспитанием личности в семье и детском доме.

Проза Альберта Лиханова освещена изнутри теплым светом всепонимания, всеучастия, но в ней живет и свет резкий, жестокий. И когда в лихановских книгах, в таких, как роман "Никто", перед нами людская несправедливость, печальные события, трагические судьбы, все равно это читательское сопереживание с лихановскими героями возвышает, очищает душу, вселяет надежду.

Все произведения Лиханова не просто о подростках, а прямо или косвенно в защиту подростка. В защиту права юного человека на свой мир, на собственную личность, на дружбу, на любовь, на творчество, на человеческие отношения.

Читайте также: