Никогда ни на какое сочинение мое не смотрел я серьезнее чем на это

Обновлено: 05.07.2024

Роман "Братья Карамазовы" стал последним произведением Достоевского. Он начал работу над ним в 1878 г., задумав это произведение как вещь глобального масштаба, в которую он решил вложить самые дорогие для него мысли о судьбах молодого поколения, о прошлом, настоящем и будущем России. Роман представляет собой величайшее создание Достоевского-художника, его философско-религиозная проблематика исключительна как по глубине поставленных проблем, так и по силе и энергии художественного выражения. "Никогда ни на какое сочинение мое не смотрел я серьезнее,ч ем на это", писал Достоевский в одном из писем по поводу "Братьев Карамазовых".

Эпиграфом к роману стали слова из Евангелия от Иоанна: "Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода". Это одно из любимых евангельских изречений Достоевского, в котором заложена великая и универсальная мысль о глубокой связи всего со всем в этом мире, где малое, незаметное, на первый взгляд, случайное может нести в себе большой общечеловеческий смысл.

Действие романа происходит в маленьком захолустном городке с некрасивым названием Скотопригоньевск, в описании которого узнаваемы черты Старой Руссы.

В семье Карамазовых разыгрываются жестокие страсти: между отцом Федором Павловичем Карамазовым и его старшим сыном Дмитрием возникает неприкрытая ненависть, соперничество на почве любовных отношений. К этому примешиваются денежные интересы, а все вместе создает ситуацию, чреватую непредсказуемыми и трагическими последствиями. Возникает тема отцеубийства. Этот сюжет, как и многое в творчестве Достоевского, исходит из воспоминаний каторги. Именно там Достоевский познакомился с "отцеубийцей из дворян" Дмитрием Ильинским. Как выяснилось впоследствии, Ильинский был осужден невинно, - он-то и стал прототипом Мити Карамазова. С этим героем связана проблема вины и ответственности человека, подверженного мучительным страстям, которыми он не в состоянии управлять. Но в отличие от своего отца, циника и "сладосстрастника", Митя носит в своем сердце тоску по высшим идеалам. Он наделен "широким" русским характером, в котором заложены и падения, и взлеты. Митя читает стихи Шиллера, произносит вдохновенные слова о красоте, а в минуту своей страшнйо и непоправимой катастрофы, арестованный по обвинению в убийстве, которого он не совершал, думает о страданиях других людей и мучительно вопрошает, почему "дите плачет".

Иван являет собой противоположность Дмитрию. Если старший брат - человек сильных страстей, "горячее сердце", то Иван - глубокий и сильный ум, ученый, философ, сосредоточенный на непримиримых проблемах человеческого существования. Ему важнее всего "мысль разрешить". В романе он автор философской поэмы "Великий инквизитор", которую рассказывает младшему брату Алеше. Эта поэма, не связанная с основным сюжетом романа, является однако важнейшей его частью, идейной кульминацией.

Алеша - послушник, живет в монастыре. Личность Алеши, его отношение к миру и к людям определяет глубокая сердечная религиозность. Он любимый учение старца Зосимы. Кроткий и боголюбивый Алеша, по замыслу Достоевского, должен был стать главным героем романа, который мыслился как его "жизнеописание".

Действие романа происходит в домах действующих лиц, в городских трактирах, на улицах и в небольшом монастыре, расположенном рядом с городом. Впервые в своем творчестве Достоевский показал мир русского монастыря, в котором он был большим знатоком и который "знал с детства", как сам признался в одном из писем к Аполлону Майкову. Несомненно, в романе отразились собственные впечатления Достоевского от посещения Оптиной пустыни леом 1878 г. А в образе мудрого сердцеведа старца Зосимы узнаваемы черты знаменитого старца Амвросия, с которым он беседовал во время своего посещения пустыни. Мир и монастырь в романе не отделены друг от друга глухой стеной. Герои "Братьев Карамазовых", верующие и атеисты, так или иначе стремятся к общению с Зосимой и даже сквозь циничное ерническое словоблудие Федора Павловича ощущается интерес к мнению о нем мудрого старца.

В старце Зосиме свободная, истинная вера, не ищущая внешних эффектов, любовь к Богу соединилась с любовью и состраданием к человеку.

Путь Алеши по-настоящему должен был развернуться в следующих частях "Братьев Карамазовых". Умирая, старец Зосима благословил его выйти из стен монастыря, чтобы познать всю сложность жизни и человеческих взаимоотношений, чтобы вера его закалилась в испытаниях мирским страстями и горестями. Алеша должен был стать революционером, пройти через отрицание и атеизм, чтобы вернуться к истинной и глубокой вере, прошедшей "через горнило сомнений". Однако воплощению этой части замысла Достоевского помешала смерть писателя.

Роман печатался в журнале "Русский вестник" в 1879-1880 гг. и еще до завершения публикации вызвал большое количество откликов со стороны читателей и критики. "Роман читают всюду, пишут мне письма, читает молодежь, читают в высшем обществе и никогда еще я не имел такого успеха", - писал Достоевский в одном из писем. С публикацией "Дневника писателя" и выходом в свет романа "Братья Карамазовы" Достоевский получил общественное признание как духовный учитель, "властитель дум". К нему обращаются совершенно незнакомые люди с исповедальными письмами в надежде разрешить мучительные проблемы духовных исканий.

В последнее десятилетие своей жизни (1870-е годы) Федор Достоевский находился на пике своего таланта. Он стал признанным и широко известным писателем, достиг небывалого влияния и всенародной славы. Его часто приглашали на различные литературно-музыкальные вечера и собрания, где он читал отрывки из своих произведений и стихотворения А. С. Пушкина, которого по-прежнему ценил выше других поэтов. В феврале 1873 года Ф. М. Достоевского избрали членом Славянского благотворительного комитета. В 1877 году он стал членом-корреспондентом Императорской Академии наук по отделению русского языка и словесности. В начале лета 1879 года писатель получил приглашение на Международный литературный конгресс в Лондон, на сессии которого он был избран членом почетного комитета Международной литературной ассоциации, почетным президентом которой являлся Виктор Гюго.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Расцвет яснополянской школы

Расцвет театра на Таганке

Расцвет театра на Таганке Около двадцати лет прожили вместе Людмила Целиковская и Юрий Любимов. Для нее это было последнее замужество, он же в 1978 году женился вновь, но теперь выбрал не ровесницу, а женщину на тридцать лет младше себя.Два десятилетия, прожитые вместе этими

Расцвет и закат Медичи

Расцвет и закат Медичи Если бы у Микеланджело был легкий характер, отзывчивый на естественное стремление к наслаждению, или, проще говоря, если бы обезображенное лицо не добавляло ему застенчивости, которой он и без того всегда отличался, возможно, и он втянулся бы в

Глава 7. РАСЦВЕТ ГОРНОГО ЦАРСТВА

Расцвет

Расцвет Я думаю, что для моей матери путешествие в Америку было поучительным.Оно доказало, что ее добровольное отчуждение от окружающего мира парадоксально. Студентка может запираться у себя в мансарде со своими книгами, какой-нибудь безвестный исследователь может

Глава тринадцатая Краткий расцвет

Глава 2. Расцвет советского кинематографа

Глава 2. Расцвет советского кинематографа 4. Леонид Быков Леонид Быков родился 12 декабря 1928 г. в селе Знаменском Донецкой области, Украина. Он с юных лет мечтал стать лётчиков и даже не помышлял о карьере актёра. В 1945 г. поступил в лётную школу в Ленинграде, однако из-за

Расцвет

Расцвет В 1838 году Пибоди учредил банк Peabody & Co. В основном бизнесмен занимался продажей ценных бумаг правительства США, штатов и частных компаний. Дело продвигалось благодаря отличной репутации Пибоди по обе стороны океана. Его имя служило гарантией для лондонских

РАСЦВЕТ ТАЛАНТА (1843–1851)

Церковь, расцвет новой общины

Церковь, расцвет новой общины Первые христиане, начиная с самих апостолов, вполне осознавали то новое, исключительное, поразительное, что происходило с ними по сравнению с той жизнью, которую вели многие вокруг них, и это не было плодом их согласия, их ума или их воли, это

Расцвет фордовского производства

Расцвет фордовского производства Форд завладел умами буржуазии не только сверканием своих миллионов или оглушительностью своих реклам. Сила Форда в том, что он создал одно из крупнейших в мире предприятий, где все процессы от отливки детали до завинчивания ничтожной

ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ

Федор Михайлович Достоевский - i_001.jpg

Научный редактор — доктор философских наук Э. Ф. Володин

О книге С. В. Белова

Трудно и благодатно постижение творческого наследия Ф. М. Достоевского, гениального писателя, и — это становится все более ясным — пророка России. Он не только проникал в суть современной ему действительности, но был способен увидеть, что прорастает из нее в будущее, какие трагедии могут произойти из случайных, второстепенных событий, иногда удостоенных всего лишь беглого взгляда участников или случайных созерцателей зарождающейся всемирно-исторической драмы.

О судьбе писателя, его мировоззрении и творчестве говорится в предлагаемой читателю книге С. В. Белова. Она обращена к учителю, следовательно, предполагает и возможность использования ее материала в работе со школьниками. Потому и соединяется в ней высокий профессионализм ученого с ясностью и, добавлю, искренностью рассказа о великом русском писателе.

Известно то, что из Сибири Ф. М. Достоевский вернулся глубоко верующим человеком, так же как и то, что именно на этом этапе жизненного пути он являет себя сторонником существующего правопорядка. В давние и недалекие годы этого было достаточно, чтобы давать разной степени черноты оценки его мировоззрения и идейного содержания его произведений. Но если избавиться от идеологических штампов, то все выглядит совсем не так просто, как выстраивалось в директивных определениях вульгарных социологов.

Весь этот сложнейший спектр проблем и поднят в книге С. В. Белова. Будем надеяться, что его работа поможет учителю глубже понять прозу, публицистику и эпистолярное наследие Ф. М. Достоевского, а это уже само по себе важное дело для воспитания в добре и преданности Отечеству и всечеловеческого единения (выражение Ф. М. Достоевского) нашей молодежи — нашего будущего.

Э. Ф. Володин

Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.

Ф. М. Достоевский

Построить человеческое общество на всем том, о чем рассказал Достоевский, невозможно. Но общество, которое забудет то, о чем он рассказывал, недостойно называться человеческим.

Английский поэт У. Оден

Весь XX век проходит под знаком все возрастающей славы Федора Михайловича Достоевского. В истории мировой литературы очень редко встречаются примеры, когда влияние умершего писателя не только не ослабевает, а, наоборот, все больше и больше усиливается. И в этом смысле Достоевский — единственный, пожалуй, писатель, творчество которого с каждым годом становится все более всеобъемлющим и всепроникающим. Словно сказочная птица, каждый раз возрождается заново великий русский писатель, чтобы будить в новых поколениях нравственные идеалы правды, добра и справедливости.

Настоящее чтение Достоевского — всегда огромное событие в жизни, оно потрясает душу, дает возможность прикоснуться к совершенно иным мирам и иным измерениям, заставляет задуматься над самыми главными вопросами существования человека.

Проблемы, которые волновали и мучили Достоевского, — это вековечные, старые, как мир, и новые, как завтрашний день, вопросы человека о мире, вопросы о счастье и смысле жизни. Ставя и разрешая задачи общечеловеческого характера и значения, Достоевский ведет нас к познанию жизни своим особым путем, мучительно выстраданным и всесторонне продуманным.

Человек не имеет права замыкаться в себе, жить лишь для себя, человек не имеет права проходить мимо несчастий, царящих в мире, неустанно повторял Достоевский. Человек ответственен не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире.

Читать Достоевского — это хотя и сладостная, но совсем не легкая работа, так как его произведения дают неизмеримо много для мысли и души. По богатству и разнообразию мысли трудно найти писателя, равного Достоевскому Но надо быть предельно внимательным при чтении его произведений, чтобы понять его самые дорогие заветы и стремления.

Достоевский предчувствовал свое призвание. Всю жизнь он боролся за духовную природу человека, защищал его достоинство, личность и свободу.

В следующей книге произойдет смерть старца Зосимы и его предсмертные беседы с друзьями. Это не проповедь, а как бы рассказ, повесть о собственной жизни. Если удастся, то сделаю дело хорошее: заставлю сознаться, что чистый идеальный христианин – дело не отвлеченное, а образно реальное, возможное, воочию предстоящее, и что христианство есть единственное убежище Русской земли ото всех ее зол. Молю бога, чтоб удалось, вещь будет патетическая, только бы достало вдохновения. А главное, тема такая, которая никому из теперешних писателей и поэтов и в голову не приходит, стало быть, совершенно оригинальная. Для нее пишется и весь роман, но только чтоб удалось, вот что теперь тревожит меня!

В. Ф. Пуцыковичу

Старая Русса, 11 июня 1879.

мне в романе предстояло провести несколько идей и положений, которые, как я боялся, им будут не очень по нутру, ибо до окончания романа действительно можно эти идеи и положения понять превратно, и вот как я боялся, то и случилось: ко мне придираются: Любимов присылает корректуры и на полях делает отметки, ставит вопросительные знаки. До сих пор кое-как их уламывал, но очень боюсь за вчерашнюю посылку на июнь месяц, что они встанут на дыбы и скажут, что нельзя напечатать. А потому поневоле должен с ними наблюдать тактику.

Е. А. Штакеншнендер

15-го июня 1879 г. Старая Русса.

Евг. Марков есть старое ситцевое платье, уже несколько раз вымытое и давно полинялое.

В. Ф. Пуцыковичу

Эмс, 28 июля 1879 г.

Н. А. Любимову

Эмс, 19 августа 1879.

Не знаю только, удалось ли мне. Сам считаю, что и 1/10-й доли не удалось того выразить, что хотел. Смотрю, однако же, на эту книгу шестую, как на кульминационную точку романа. Само собою, что многие из поучений моего старца Зосимы (или, лучше сказать, способ их выражения) принадлежат лицу его, то есть художественному изображению его. Я же хоть и вполне тех же мыслей, какие и он выражает, но если б лично от себя выражал их, то выразил бы их в другой форме и другим языком. Он же не мог ни другим языком, ни в другом духе выразиться, как в том, который я придал ему. Иначе не создалось бы художественного лица. Таковы, например, рассуждения старца о том: что есть инок, или о слугах и господах, или о том, можно ли быть судьею другого человека и проч. Взял я лицо и фигуру из древнерусских иноков и святителей: при глубоком смирении надежды беспредельные, наивные о будущем России, о нравственном и даже политическом ее предназначении. Св. Сергий, Петр и Алексей митрополиты разве не имели всегда, в этом смысле, Россию в виду?

А. Г. Достоевской

Эмс, 25 августа 1879.

К. П. Победоносцеву

Эмс, 13 сентября 1879.

Н. А. Любимову

Старая Русса, 16 сентября 1879.

Многоуважаемый Николай Алексеевич, особенно прошу хорошенько прокорректировать легенду о луковке. Это драгоценность, записана мною со слов одной крестьянки, и уж конечно, записана в первый раз. Я по крайней мере до сих пор никогда не слыхал.

Е. Н. Лебедевой

Петербург ноября 1879.

Не один только сюжет романа важен для читателя, но и некоторое знание души человеческой (психологии), чего каждый автор вправе ждать от читателя.

Н. А. Любимову

Петербург 1879.

Песня, пропетая хором, записана мною с натуры и есть действительно образчик новейшего крестьянского творчества.

Н. А. Любимову

Петербург, 8 декабря 1879.

эта книга выходит одна из важнейших для меня в романе и требует (я вижу это) такой тщательной отделки, что если б я понатужился и скомкал, то повредил бы себе как писателю и теперь навеки. Да и идея моего романа слишком бы пострадала, а она мне дорога. Роман читают всюду, пишут мне письма, читает молодежь, читают в высшем обществе, в литературе ругают или хвалят, и никогда еще, по произведенному кругом впечатлению, я не имел такого успеха. Вот почему и хочется кончить дело хорошо.

Н. А. Любимову

Петербург апреля 9 1880.

Е. Ф. Юнге

К. П. Победоносцеву

Старая Русса 19-го мая 1880

Мою речь о Пушкине я приготовил, и как раз в самом крайнем духе моих убеждений, а потому и жду, может быть, некоего поношения. Но не хочу смущаться и не боюсь, а своему делу послужить надо и буду говорить небезбоязненно.

А. Г. Достоевской

Москва, 27 мая 1880.

В восстановлении значения Пушкина по всей России все видят средство к новому повороту убеждений, умов, направлений.

А. Г. Достоевской

Москва, 28/29 мая 1880.

Ю. Ф. Абаза

15 июня 1880 г.

Я однако решаюсь теперь написать Вам мое суждение, хотя и вперед знаю, как оно будет Вам неприятно… Дело в том, что рассказ у Вас веден хорошо и оригинально, хотя слишком уже безыскусственно. А главное, что есть мысль – хорошая и глубокая мысль. Но боже, как Вы ее невозможно провели! Мысль эта, что породы людей, получивших первоначальную идею от своих основателей и подчиняясь ей исключительно в продолжение нескольких поколений, впоследствии должны необходимо выродиться в нечто особливое от человечества, как от целого, и даже, при лучших условиях, в нечто враждебное человечеству, как целому, – мысль эта верна и глубока…

В заключение же вот мой совет: не оставляйте прекрасной и полезнейшей идеи, разработайте ее снова и переделайте ее, Вашу повесть, радикально, всю, с самого начала. Дайте ему страдание духовное, дайте осмысление своего греха как целого поколения, приставьте хоть и схимника, но непременно и женщину – и заставьте его сознательно пойти на страдание за всех предков своих, и за всех и вся, чтоб искупить грех людской. Мысль великая, если б только у Вас достало художественности! А то, чтó льдинка-то?

Извините за правду. Но ведь правду эту я считаю правдой, а Вы можете со мной не согласиться.

Н. А. Любимову

Старая Русса, 10 августа 1880 г.

Считаю, что в Х-й и последней главе достаточно объяснено душевное состояние Ивана, а стало быть и кошмар 9-й главы. Медицинское же состояние (повторяю опять) проверял у докторов.

Хоть и сам считаю, что эта 9-я глава могла бы и не быть, но писал я ее почему-то с удовольствием и сам отнюдь от нее не отрекаюсь.

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Качество книги очень неплохое, склейка хорошая, бумага белая, шрифт не очень яркий и немного просвечивает. Иллюстраций нет, а хотелось бы.

Глубокий и философский роман о семейных взаимоотношениях. Повествование отличается мрачностью, впрочем, у Достоевского романы выдержаны именно в таком тоне, но пишет он о человеческой трагедии очень сильно, описывает огромный спектр чувств и душевные метания своих героев великолепно. Этот роман – не исключение. Тяжелый жизненный сюжет, отлично прописанные характеры героев книги. Трагедии, убийство, жадность, порочные стороны человеческой натуры – все в одной книге.
Главный герой романа любит лишь деньги, проматывает состояние умершей супруги, женится второй раз, но судьба его сына от первого брака и сыновей от второго его не особо интересует. Он способен даже отнять любовь у одного из сыновей, купить его девушку за деньги. Именно это и станет причиной его смерти, ведь сын не смирится с таким предательством, и в ярости поднимет руку на отца.
Трагедия в финале описана Достоевским очень глубоко и сильно.
Издание отпечатано на белой бумаге, оформлено твердой обложкой с иллюстрацией и серебряным тиснением. Качество книги - отличное.
Фотографии издания для наглядности

Всегда рекомендую этот роман всем любителям детективов. Это вам не дешевое чтиво за 40 рублей. Интрига, которая держит читателя до конца романа. Сомнения, кто же убил отца Карамазова? И неожиданная развязка. Все события держат внимание читателя очень цепко.
Книга относится к числу тех, которые стоит прочесть обязательно. Именно в этом романе Достоевский воплотил свою идею о Христе - в образе Алеши Карамазова. Ведь по мнению Достоевского, живи Христос в наше время, Он был бы. революционером. Революционером хочет сделать его и Федор Михайлович. Но не успевает. Написана только первая часть этой интересной истории. Но в этой книге рассказывается, что же заставляет монастырского послушника Алешу встать на путь бунта и революции.

28 лет, а ни одного произведения Достоевского не читала. Даже в школе "Преступление и наказание". Боялась. Боялась, что слишком длинно, тяжеловесно.
Сейчас, читая, "Братьев Карамазовых" до последней страницы боялась, что раздавит темной безысходностью и правдой жизни. Но здесь не такая правда жизни. Спасибо Федору Михайловичу за это!
Очень советую прочитать роман - действительно увлекательное, честное произведение. Читается на одном дыхании и, мне кажется, будет интересно каждому.
P.S.: Отличное издание, хорошее качество печати, белая бумага. Приятно держать в руках.

Читайте также: