Ничто не наводит на меня такую пространственную печаль сочинение егэ

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Уроки 1-2 Подготовка и проведение аргументированного эссе в 11 классе

Тексты подобраны самостоятельно.

Урок 1.Работа с текстами.

№ 1. В.П.Астафьев Окно

Ничто не наводит на меня такую пространственную печаль, ничто не повергает в такое чувство беспомощности, как одиноко светящееся окно в покинутой деревушке, да и в скоплении современных домов.

Подъезжаешь рано утром к большому городу, входишь в этот сделавшийся привычным, но все же веющий холодом и отчужденностью каменный коридор — и ощущение такое, словно медленно-медленно утопаешь ты в глухом, бездонном колодце. Равнодушно и неподвижно стоят современные жилища с плоскими крышами, с темными квадратами окон, безликими громадами сплачиваясь в отдалении. Тяжелым сном объята окраина — ни огонька, ни вздоха.

Спит, сам себя загнавший в бетонные ульи, трудовой человек, спят по пять-шесть деревень в одном многоподъездном доме, спит целая область в одном многолюдном микрорайоне, и только сны соединяют людей с прошлым миром: лошади на лугу, желтые валы сена средь зеленых строчек прокосов, береза в поле, мальчишка, бултыхающийся в теплой речке, жатка, вразмашку плывущая в пшенице, малина по опушкам, рыжики по соснякам, салазки, мчащиеся с горы, школы с теплым дымом над трубой, лешие за горой, домовые за печкой.

И вдруг раскаленным кончиком иголки проткнется из темных нагромождений огонек, станет надвигаться, обретать форму окна — и стиснет болью сердце: что там, за этим светящимся окном? Кого и что встревожило, подняло с постели? Кто родился? Кто умер? Может, больно кому? Может, радостно? Может, любит человек человека? Может, бьет.

Поди узнай! Это тебе не в деревне, где крик о помощи слышен от околицы до околицы. Далеко до каменного окна, и машину не остановишь. Уходит она все быстрее и быстрее, но глаза отчего-то никак не могут оторваться от неусыпного огонька, и томит голову сознание, что и ты вот так же заболеешь, помирать станешь и позвать некого — никого и ничего кругом, бездушно кругом.

Что же все-таки у тебя, брат мой, случилось? Что встревожило тебя? Что Подняло с кровати? Буду думать — не беда. Так мне легче. Буду надеяться, что минуют твой дом беды, пролетят мимо твоего стандартного окна. Так мне спокойней. Успокойся и ты. Все вокруг спят и ни о чем не думают. Спи и ты. Погаси свет

№ 2. Природа одиночества в мегаполисах

Неумолимый темп жизни мегаполиса, усталость от постоянного присутствия в толпе, жесткое разделение труда, сегрегация по социальному и материальному признаку – далеко не полный перечень причин, которые способствуют добровольному или вынужденному одиночеству жителей больших городов.

Часто люди предпочитают оставаться одинокими в силу индивидуалистических ценностей, которые в них преобладают. Ценности – это именно то, что влияет на реакцию человека на социальную изоляцию и способствует чувству одиночества, либо, наоборот, нейтрализует его. Интересно, что семейные люди в больших городах, будучи индивидуалистами, могут страдать от одиночества именно по причине своего семейного статуса.

К таким выводам пришел в ходе исследования природы одиночества в мегаполисах доцент факультета социологии, старший научный сотрудник лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ Кристофер Сводер .

В качестве примера и первого объекта исследований он выбрал Москву. Многие выводы и наблюдения, сделанные экспертом в ходе исследования, разрушают распространенные стереотипы относительно причин одиночества в большом городе и его влияния на благополучие человека.

Провоцирует ли город одиночество?

Вероятность оказаться социально изолированным в большом городе достаточно высока в силу разных причин, связанных со здоровьем, возрастом, психологическим состоянием, материальным и социальным статусом, семейным положением. Известно, что социальная изоляция способствует распространению преступности. А именно в больших городах самый высокий уровень преступности, свидетельствует статистика.

С другой стороны, как замечает Сводер, социальная изоляция не обязательно ведет к чувству одиночества. Современная социология всерьез ставит вопрос о том, провоцирует ли городская жизнь одиночество на самом деле. Альтернативные взгляды заключаются в том, что города – это своеобразные бастионы свободы и выбора, где появляются новые формы социальной жизни, которые нейтрализуют одиночество.

Одиноки ли на самом деле жители мегаполисов, в частности, Москвы, по сравнению с жителями менее крупных городов? И что именно в современных условиях способствует одиночеству жителей мегаполисов? Это вопросы, на которые Сводер пытался ответить, используя данные по России Всемирного исследования ценностей (WWS) и сравнивая Москву с малыми и средними населенными пунктами.

Счастливые одиночки большого города

Если города – бастионы современных индивидуалистических ценностей, которые освобождают или изолируют индивидуалистов от глубоких социальных связей, предоставляя им возможность свободно распоряжаться своими жизнями, то ценности должны играть роль в определении мегаполисного одиночества. Это одна из главных гипотез Кристофера Сводера, которая нашла подтверждение в ходе исследования.

Речь идет как об индивидуалистических, так и коллективистских ценностях. Индивидуалистские ценности включают в себя саморазвитие, построение карьеры, творчество, самовыражение. Коллективистские ценности связаны с принадлежностью человека к семье или другой социально значимой группе, например, близких друзей, и самоопределением себя через эти группы.

Индивидуалисты в больших городах часто сознательно выбирают те или иные формы социальной изоляции, чтобы реализовывать свои цели и желания. При этом многие из них, как замечает Сводер, вообще не чувствуют себя одинокими.

Деньги, связи и ничего личного

Хрупкая мегаполисная дружба

И все-таки жители мегаполисов склонны придавать большее значение настоящим дружеским связям, чем жители малых и средних городов.

Трагедия семейного индивидуалиста

В ходе исследования выяснилось, что коллективисты в большом городе чувствуют себя одиноко, если у них нет семьи или близких друзей. И это вполне объяснимо. А индивидуалисты, обзаведясь семьей и детьми, наоборот, могут столкнуться с чувством одиночества, если семейные обстоятельства не позволяют им выстраивать желаемые связи, заводить новые знакомства и заниматься прежними делами.

В целом, исследование подтверждает, что, несмотря на распространенность среди горожан индивидуалистических ценностей, жители мегаполисов в среднем чувствуют себя более одинокими, чем жители менее крупных городов.

Наиболее подвержены одиночеству, по данным исследования, пожилые люди, чьи социальные связи сократились по причине ухода из жизни части друзей и чьи родственники живут далеко или редко навещают их по причине занятости.

Задания классу:

1.Работа в группах

Сформулируйте тему каждого текста, выделите ключевые слова, микротемы каждого из абзацев; обратите внимание на заголовки (если они есть),

Составьте тезисы, обсудите, уберите второстепенные, оставьте важные, на ваш взгляд.

Определите проблемы, рассматриваемые в текстах, их аргументы (найдите два авторских примера). Соотнесите их с сформулированными тезисами и выделенными проблемами. Обратите внимание на их логичность, последовательность и убедительность.

Определите авторскую позицию по анализируемым проблемам.

Определите собственную позицию: согласны вы или не согласны с позицией авторов, объясните почему.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: из опыта работы

Основная задача, которая стоит перед учителем, — научить ребенка учиться. Важно работать в том направлении, которое будет пробуждать в детях желание добывать знания самостоятельно.

Единый государственный экзамен – часть жизни и учителя, и учащегося.

Основная проблема кроется в том, что изучение русского языка по школьной программе и подготовка к ЕГЭ по русскому языку – это две разные вещи.

На мой взгляд, изучая правила по орфографии, обучая ребят пунктуации, мы упускаем другие, немаловажные аспекты языка.

На орфоэпию по программе в 6 классе отводится 1 час, а ведь это задание ЕГЭ, паронимы, средства выразительности речи, работа с текстом – все это незаслуженно отходит на второй план.

Еще одной трудностью является косноязычие. В век высоких технологий дети совершенно забыли о книгах, поэтому часто они не умеют выражать свои мысли, чувства, при написании сочинения – рассуждения по заданному тексту возникают сложности при аргументации, при формулировке собственной позиции, позиции автора.

У каждого учителя есть определенные находки в методике, по которой он готовит своих учащихся к сдаче ЕГЭ, поэтому хотелось бы поделиться своей работой по данной теме.

Целесообразно начинать готовить учащихся к ЕГЭ с 5 класса, когда на уроках ребята впервые знакомятся с чередующимися гласными и другими видами орфограмм.

Важно, чтобы дети уже в этом возрасте понимали отличие безударной гласной проверяемой от чередующейся и непроверяемой. Для этого после объяснения и разбора заданий по данным темам два-три раза в неделю делать орфографические разминки в начале урока. Например, при изучении гласных в корнях –лаг-, -лож-, -раст, рос-, -ращ- предлагаю свои ученикам задания, построенные по принципу тестовой части ЕГЭ:

В каком слове пропущена буква О

При проверке подобных заданий необходимо, чтобы ребята объяснили и смогли доказать правильность своего выбора.

Некоторое время назад наши учащиеся стали вести справочники, в которые записывают справочный материал, полученный на уроке, но это не правила, находящиеся в учебнике, а систематизированный в схемы материал. Например, при изучении имени существительного, мы рисуем солнышко, где каждый лучик – морфологический признак данной части речи, и с каждым новым уроком по этой теме мы подрисовываем лучик и подписываем его.

В нашей школе стали практиковать переводные экзамены. Это способствует качественной подготовке и выявлению проблемных мест, существенно влияющих на результат ЕГЭ, ведь уже в 10 классе учащиеся проходят основную подготовку.

В прошлом учебном году контрольно-измерительные материалы для 10 класса были составлены без задания 25, ребята писали только тесты.

Важно на первых консультациях познакомить ребят со структурой КИМа, с критериями оценивания, с бланками, показать методические пособия для подготовки к экзаменам, рассказать о ресурсах сети Интернет, которые также окажут помощь при самостоятельной работе.

Для подготовки учащихся к ЕГЭ я использую простую методику, в ее основе лежит рассуждение.

Теоретический материал по каждому заданию записывается в виде схем и таблиц, учащимся предлагаются источники, где они могут найти материал по той или иной теме для самостоятельного изучения, и через определенное время ребята сдают зачет.

А каждый урок начинается с лингвистической разминки, включающей в себя работу над произношением и лексическим значением слов; заданиями по фонетике и словообразованию, орфографического разбора слов, пунктуационного и синтаксического разбора предложений, или записываю на доске 10-15 слов, в которых ребята должны расставить ударение.

Задание 25, по словам учащихся, самая сложная часть экзамена.

Ребята не умеют находить и формулировать проблему, во время доказательств уходят от собственной мысли, что влияет на целостное восприятие и понимание сочинения.

И в дальнейшей работе над сочинением-рассуждением целесообразно использовать известные всем учителям-словесникам алгоритмы и речевые клише.

Основной целью уроков развития речи в 5-6 классе является умение учащихся видет разницу между пересказом и комментарием, умение формулировать тезис и уметь его доказать.

Достигнуть положительного результата помогает систематическая работа с текстом.

В качестве примера рассмотрим контрольную работу за курс 5 класса. Важно, чтобы все задания строились на основе текста.

(1) Все лето (________________) подст…вляли со…нцу свои ладо…ки и щ…чки, спинки и животики.

  • И до того нал…лись и проп…тались солнцем, что к осен… сами стали как солнышки – б…гряными и золотыми
  • Вставьте в скобки свое имя существительное. О ком или о чем у вас получилось предложение?
  • Прочитайте предложение текста и определите, какое слово было у автора?
  • Напились, от…желели и потекли. (4) Пол…тели иволгами по ветру. (5) Запрыгали белками по суч…кам. (6) пон…слись куницами по з…мле. (7) Зашумел в лесу золотой дождь.

(8) Капля по листику щ…лкнет – сорвется лист. (9) Синиц… на ветке завоз…тся – брызнут листья по сторонам. (10) Вдруг ветер нале…тит – закружится пестрый смерч… (11) А если т…ж…лый косач с лету вломится в ветви, хлынет сверкающий водопад.

(12) По колено в лист…ях дерев…я стоят. (13) Елоч…ки лист…ями украсились, грибы под лист…ями спрятались.

(14) Лист…я шуршат, скребут, допоч…т. (15) Лист…я л…тят, скач…т, плывут.

(16) Лист…я качаются на паутинках. (17) Листья вверху, внизу и вокруг.

Н.Сладков

Подобные задания помогают учащимся овладеть необходимыми навыками работы.

В старших классах уместно предложить ребятам использовать план работы над заданием 25.

Как показывает опыт, ребята, использующие такой план при подготовке к ЕГЭ, легко запоминают его, привыкают к логике сочинения-рассуждения.

Фрагмент урока подготовки к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту

  1. Выразительное чтение текста
  • Ничто не наводит на меня такую пространственную печаль, ничто не повергает в такое чувство беспомощности, как одиноко светящееся окно в покинутой деревушке, да и в скоплении современных домов. (2) Подъезжаешь рано утром к большому городу, входишь в этот сделавшийся привычным, но все же веющий холодом и отчужденностью каменный коридор – и ощущение такое, словно медленно-медленно утопаешь ты в глухом, бездонном колодце. (3) Равнодушно и недвижно стоят современные жилища с плоскими крышами, с темными квадратами окон, безликими громадами сплачиваясь в отдалении. (4) Тяжелым сном повергнута окраина – ни огонька, ни вздоха. (5) Спит сам себя загнавший в бетонные ульи трудовой человек, спят по пять-шесть деревень в одном многоподъездном доме, спит волость или целая область в одном микрорайоне, — только сны соединяют людей с прошлым миром: лошади на лугу, желтые валы сена средь зеленых строчек прокосов, береза в поле, босой мальчишка, бултыхающийся в речке, жатка, вразмашку плывущая в пшенице, малина по опушкам, рыжики по соснякам, салазки, мчащиеся с горы, школы с теплым дымом над трубой, лешие за горой, домовые за печкой… (6) И вдруг раскаленным кончиком иголки проткнется из темных нагромождений огонек, станет надвигаться, обретать форму окна – стиснет болью сердце: что там, за этим светящимся окном? (7) Кого и что встревожило, подняло с постели? (8) Кто родился? (9) Кто умер? (10) Может, больно кому? (11) Может, радостно? (12) Может, любит человек человека? (13) Может, бьет? (14) Поди узнай! (15) Это тебе не в деревне, где крик о помощи слышен от околицы до околицы. (16) Далеко до каменного окна, и машину не остановишь. (17) Уходит она все быстрее и быстрее, но глаза отчего-то никак не могут оторваться от неусыпного огонька, и томит голову сознание, что и ты вот так же заболеешь, помирать станешь и позвать некого – никого и ничего кругом, бездушно кругом. (18) Что же все-таки у тебя, брат мой, случилось? (19) Что встревожило тебя? (20) Что подняло с кровати? (21) буду думать – не беда. (22) Так мне легче. (23) Буду надеяться, что минуют твой казенный дом беды, пролетят мимо твоего стандартного окна. (24) Так мне спокойней. (25) Успокойся и ты. (26) Все вокруг спят и ни о чем не думают. (27) Спи и ты. (28) Погаси свет.

— Какие чувства вызывает у вас прочитанный текст?

— О чем этот текст?

— Какова проблема, о которой говорит В.П.Астафьев? Докажите примерами из текста.

— Согласны ли вы с мнением автора? Почему?

Ребята составляют текст рассуждения, а роль учителя – помочь соблюсти композиционную точность сочинения.

Оформление вступления.

Объем вступления – 1, 2 предложения. Если вы затрудняетесь с вступлением, можно сразу начать с формулировки проблемы.

Для обозначения проблемы можно задать вопросы: Зачем? Почему? С какой целью? Для чего написан текст?

Работа над проблемой текста

Существует множество конструкций и речевых клише для определения и формулировки проблемы.

Объем данной части – 1, 2 предложения.

В данном тексте В.П. Астафьев рассуждает об одиночестве человека, живущего в обществе. Чтобы привлечь внимание читателей, автор говорит, что жизнь в городе веет равнодушием.

Комментирование проблемы

На этом этапе работы над сочинением учащиеся должны понимать, какие задачи стоят перед ними. В первую очередь, это необходимость показать актуальность проблемы, объяснить интерес автора к данной теме.

Важно рассказать, что ребята знают об этой проблеме, на чем заостряет свое внимание автор.

Эта часть сочинения, как показывает практика, вызывает затруднение у выпускников, поэтому нужно помнить: комментарий на пересказ, комментируя, мы говорим о действиях автора, а не героев.

Помните: комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст!

Объем данной части – 5-7 предложений.

Мы встречаем незнакомых людей повсюду: на улице, в общественном транспорте, в магазинах, но никогда не задумываемся о том, что кому-то из них в этот момент плохо, кому-то нужна поддержка, а может, кто-то настолько счастлив, что хочет поделиться своей радостью, а не с кем. В.П.Астафьев пытается донести до читателей, что жизнь в деревне объединяла людей, делала их близкими друг для друга. А жизнь в городе, наоборот, отдаляет людей друг от друга.

Позиция автора

Теперь разберемся с позицией автора. Читая текст, мы должны понять мнение автора о данной проблеме и четко сформулировать вывод, к которому он приходит.

В этой части можно и нужно использовать цитаты. Для этого в тексте выделяем предложение, в котором выражена основная мысль.

Чтобы не ошибиться, возвращаемся к формулировке проблемы и задаем ее в виде вопроса. Если вы правильно определили позицию автора, то она будет ответом на поставленный вопрос.

Формулировка собственной позиции

Я полностью согласна с мнением автора. Действительно, городская жизнь превратила людей в холодных, бесчувственных по отношению к близкому.

Аргументация собственной позиции

Учащиеся должны понимать, что цель аргументации – убедить в своей правоте.

В качестве аргумента можно привести события и факты из жизни, опыт народа, общепринятые нормы, но лучший вариант для аргумента – пример из художественной литературы.

Заключение

Заключение должно быть обязательно, ведь необходимо подвести итог, рассказать о тех чувствах, возникших в нашей душе под впечатлением от прочитанного текста.

В заключение хочу сказать, что нельзя мерить жизнь только социальным статусом и положением в обществе. На первом месте должны быть другие качества – нравственность, мораль, душа, наконец.

Итак, мы подробно разобрали структуру сочинения-рассуждения по тексту.

А в качестве домашнего задания целесообразно раздать учащимся тексты из открытого банка заданий ФИПИ и попросить их самостоятельно написать сочинение.

Таким образом, постоянная и разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.

Нажмите, чтобы узнать подробности

К 2015 году в педагогической практике основной школы уже должна будет сложиться система образования, соответствующая требованиям ФГОС. Поэтому учителям, работающим в средних и старших классах, необходимо разработать новый подход к обучению школьников учебным предметам, в том числе и русскому языку. И в решении этих задач главное место занимает формирование УУД. Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом. Полноценное чтение - сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. Предлагаю некоторые виды работы для формирования УУД на уроках русского языка в 11 классе.

Е.В.Лангуева (Нижний Новгород)

Текстоцентрический подход к обобщающим урокам русского языка при подготовке учащихся к ЕГЭ

Повышению уровня знаний по русскому языку в 11 классе способствуют уроки, которые позволяют соединить нестандартный подход к предъявлению учебного базового материала, совершенствование лингвистической компетенции и подготовку учащихся к ЕГЭ.

Использование текста в качестве опорной, ключевой единицы создает условия для практической деятельности учащихся, в ходе которой не только углубляются знания о системе языка, совершенствуются орфографические и пунктуационные умения, но и формируются навыки создания и редактирования собственного текста.

Обобщающие уроки русского языка в 11 классе позволяют углубить систему теоретических знаний, формировать навыки лингвопоэтического анализа текста, через анализ прийти к синтезу, к восприятию целостности текста, в котором все элементы взаимосвязаны и взаимозависимы; научить создавать и редактировать собственные тексты.

Представлю свой опыт работы по анализу текста на примере 3 уроков

(1)Ничто не наводит на меня такую пространственную печаль, ничто не повергает в такое чувство беспомощности, как одиноко светящееся окно в покинутой деревушке, да и в скоплении современных домов.

(2)Подъезжаешь рано утром к большому городу, входишь в этот сделавшийся привычным, но все же веющий холодом и отчужденностью каменный коридор – и ощущение такое, словно медленно-медленно утопаешь ты в глухом, бездонном колодце. (3)Равнодушно и недвижно стоят современные жилища с плоскими крышами, с темными квадратами окон, безликими громадами сплачиваясь в отдалении.

(4) Тяжелым сном повергнута окраина – ни огонька, ни вздоха.

(5)Спит сам себя загнавший в бетонные ульи трудовой человек, спят по пять-шесть деревень в одном многоподъездном доме, спит волость или целая область в одном микрорайоне, - только сны соединяют людей с прошлым миром: лошади на лугу, желтые валы сена средь зеленых строчек прокосов, береза в поле, босой мальчишка, бултыхающийся в речке, жатка, вразмашку плывущая в пшенице, малина по опушкам, рыжики по соснякам, салазки, мчащиеся с горы, школы с теплым дымом над трубой, лешие за горой, домовые за печкой…

(6)И вдруг раскаленным кончиком иголки проткнется из темных нагромождений огонек, станет надвигаться, обретать форму окна – стиснет болью сердце: что там, за этим светящимся окном? (7)Кого и что встревожило, подняло с постели? (8)Кто родился? (9)Кто умер? (10)Может, больно кому? (11)Может, радостно? (12)Может, любит человек человека? (13)Может, бьет.

(14)Поди узнай! (15)Это тебе не в деревне, где крик о помощи слышен от околицы до околицы. (16)Далеко до каменного окна, и машину не остановишь. (17)Уходит она все быстрее и быстрее, но глаза отчего-то никак не могут оторваться от неусыпного огонька, и томит голову сознание, что и ты вот так же заболеешь, помирать станешь и позвать некого – никого и ничего кругом, бездушно кругом.

(18) Что же все-таки у тебя, брат мой, случилось? (19)Что встревожило тебя? (20)Что подняло с кровати? (21)Буду думать – не беда. (22)Так мне легче. (23)Буду надеяться, что минуют твой казенный дом беды, пролетят мимо твоего стандартного окна. (24)Так мне спокойней. (25)Успокойся и ты. (26)Все вокруг спят и ни о чем не думают. (27)Спи и ты. (28)Погаси свет.

Первичное чтение текста.

Какое впечатление произвел на вас этот текст? Какие вопросы возникли?

2. Аналитическое чтение текста.

Печаль – чувство беспомощности – одиноко светящееся окно – покинутая деревушка – скопление современных домов – веющий холодом и отчужденностью – безликими громадами – стиснет болью сердце – светящееся окно – крик о помощи – далеко до каменного окна - не могу оторваться от неусыпного огонька – позвать некого – бездушно кругом – казенный дом– стандартное окно

Вчитаемся в детали и отметим, какие из них связаны между собой

Печаль - одиноко светящееся окно - стиснет болью сердце - светящееся окно - крик о помощи - не могу оторваться от неусыпного огонька – позвать некого

Покинутая деревушка - скопление современных домов – веющий холодом и отчужденностью – безликими громадами - бездушно кругом – казенный дом – стандартное окно – каменное окно

Какие образы они рождают? Какие вопросы, противоречия возникают из этих смысловых связей?

Ночь, темные громады домов, одиноко светящееся окошко как крик о помощи. Но никто не слышит. Бездушно кругом. Почему человеку одиноко, почему ему некого позвать на помощь в большом городе, где так много людей?

Еще раз перечитаем текст и найдем слово, которое проходит через все абзацы (с разными эпитетами), оно скрепляет текст в единое целое, создает подтекстовую информацию. Какую?

Одиноко светящееся окно – с темными квадратами окон – за этим светящимся окном – каменное окно – стандартного окна

Какие определения к слову окно становятся контекстуальными антонимами? Какие человеческие качества противопоставляются?

Светящееся – темное, каменное, стандартное

Чуткость, отзывчивость, душевная боль - равнодушие, бездушие, душевная глухота

Найдите в тексте к словосочетанию светящееся окно контекстуальный синоним (неусыпный огонек)

Какой смысл приобретают эти словосочетания в тексте? Какой троп помогает автору?

Становятся образами-символами - крик о помощи, огонек печали, надежды некий сигнал в бескрайнем океане темноты.

Неусыпный огонек – огонек в душе человека, его боль за других, сочувствие, сопереживание

Как расширяется смысл за счет словосочетания покинутая деревушка? Какой рождается образ?

Деревню покинули люди, теперь она пустая, забытая, и только в одном доме горит огонек. Но случись беда – никто не поможет, потому что рядом никого нет. А в городе люди везде: за стеной, за окном, в одном многоподъездном доме теперь живут по пять – шесть деревень. Но никто не приходит на помощь. Почему?

Дайте морфологическую характеристику слова покинутая. Определите тип подчинительной связи в этом словосочетании. Почему, подбирая эпитет к слову деревушка, автор использует не прилагательное, а страдательное причастие? Если заменить причастие подходящим прилагательным, например: пустая – покинутая? Что меняется?

Как автор описывает город? Какие краски преобладают в этом описании?

Олицетворение: город показан как живое существо – безликое, равнодушное, и люди, живущие в городе, становятся такими же равнодушными к чужим бедам, забывают о доброте, человечности.

Какие средства выразительности помогают автору передать собственное впечатление от города?

Метафора: каменный коридор, бетонные ульи, темные нагромождения

Эпитеты: равнодушно и недвижно стоят современные жилища, безликие громады; веющий холодом и отчужденностью, каменное окно

Сравнительный оборот: ощущение такое, словно медленно-медленно утопаешь ты в глухом, бездонном колодце

Фразеологизм: казенный дом.

Какой образ рождает этот фразеологизм? Какие эпитеты к слову окно помогают в рождении этого образа? (каменное, стандартное) По какому типу связи построены эти словосочетания? Почему в этом тексте много словосочетаний, построенных по типу согласования? Приведите еще примеры?

Подумаем над следующим предложением:

Тяжелым сном повергнута окраина – ни огонька, ни вздоха

Какой образ возникает? Какой троп помогает автору создать такой образ?

Дайте характеристику этому предложению. Почему Астафьев использует именно эту синтаксическую конструкцию? Найдите грамматическую основу в 1-м предложении. Чем выражено сказуемое? Почему именно такую форму выбирает автор? Охарактеризуйте 2-ю часть предложения. Найдите союз в этом предложении, какой он вносит смысл? Определите его разряд, как отличить его от омонимичной частицы?

Какова, на ваш взгляд, роль описания прошлого мира бывших сельчан в определении авторской позиции (предложение 5)? Какими образными средствами автор создает контраст описанию города? Какие краски преобладают в этом описании? Можно ли считать это описание антитезой описанию города?

Найдите в этом отрывке слово, образованное бессуффиксным способом (прокос).

Определите способ образования слова жатка.

Определи лексическое значение и стилистическую окраску этих слов. Найдите еще в этом отрывке слова, имеющие такую окраску. Какова их роль? Что изменится, если заменить их на нейтральные слова или книжные?

С помощью какого лексического средства связаны предложения 4 и 5? (однокоренные слова)

Дайте характеристику предложения 5. Почему Астафьев выстраивает такую сложную синтаксическую конструкцию?

Это предложение можно считать периодом, оно развернуто по содержанию, четко распадается на две неравные по объему части, между 1-й и 2-й частью стоят запятая и тире. Автор воспринимает события во всей их сложной связи, и структура периода лучше всего передает эту связь. Сложная синтаксическая структура передает сложность жизненных обстоятельств. В одном предложении автор соединяет два мира – мир города и мир деревни. Эти два мира соединяют только сны. Во сне душа человека там, где ей хорошо.

Найдите смысловые связи этого отрывка с другими предложениями текста.

Предложение 1 (покинутая деревушка) и 15 (крик о помощи слышен от околицы до околицы).

И вдруг раскаленным кончиком иголки проткнется из темных нагромождений огонек, станет надвигаться, обретать форму окна – стиснет болью сердце…

Какая картина возникает в нашем воображении? Какое средство выразительности использовано автором в этом предложении? (сравнительный оборот)

Прокомментируйте роль риторических вопросов предложения 6-13.

Почему именно так заканчивает Астафьев свой текст?

Диалог с воображаемым собеседником. Этим собеседником может быть и каждый из нас, и односельчанин автора, который уехал в город, а теперь тоскует по родному селу.

Какие вопросы, противоречия рождает текст? Сформулируем проблему.

Почему люди в современном мире в повседневной суете, беге времени стали отдаляться друг от друга? Почему ушли из нашей жизни такие важные человеческие качества, как душевная доброта, чуткость, отзывчивость?

Как автор относится к поднятой проблеме? Что помогает понять позицию автора? (образные средства)

В.П.Астафьев с болью в сердце говорит об утрате истинно человеческих качеств: доброты, милосердия, сочувствия. Современный мир стал бездушным и безликим. Одиноко светящееся окошко оставляет нас равнодушными, мы заботимся только о себе, нас не волнуют ни чужие радости, ни беды. Помоги, утешь, поддержи, порадуйся за другого, и мир станет добрее, светлее – такова позиция автора.

Домашнее задание. Подумайте, какие литературные ассоциации рождаются в связи с этим текстом Астафьева. Поднималась ли подобная проблема в произведениях других писателей? Какова ваша позиция по поднятой Астафьевым проблеме? Подберите литературные аргументы.

Итак, автор считает, что люди должны быть внимательными друг к другу, чуткими, отзывчивыми, уметь сопереживать, а не замыкаться только на своих повседневных проблемах и заботах.

Выразите согласие или несогласие с точкой зрения автора. Аргументируйте свою позицию.

Домашнее задание.

Написать сочинение по тексту В.П.Астафьева, продумать

- логические связки между частями.

Оценить свою работу, пользуясь критериями оценивания части С

Урок 3 «…единого слова ради

Учимся редактировать.

Чтение ученических сочинений по тексту В.П.Астафьева, редактирование, оценивание согласно критериям оценки.

Текстоцентрический подход, положенный в основу обобщающих уроков, позволяет формировать умения, которые проверяются на ЕГЭ (Раздел 2 Перечень требований к уровню подготовки выпускников):

использовать основные виды чтения, извлекать необходимую информацию из текстов,

ЕГЭ по русскому языку. Сочинение по тексту В.П. Астафьева по проблеме судьбы русских деревень.

Сочинение по тексту В.П. Астафьева по проблеме судьбы русских деревень.

(1)Мне не раз доводилось бывать в покинутых русских деревнях. (2)Ох, какое это

зрелище! (3)К нему не притерпеться, не привыкнуть. (4)Я, во всяком разе, не смог. (5)Ведь некоторым сёлам, которые так поспешно, охотно, вроде бы с облегчением списывали со счёта, — тыща лет! (6)А может, и более. (7)И самое печальное зрелище — это оставленная, заброшенная русская изба, человеческое прибежище.

(8)Я заглянул в окно покинутой избы. (9)В ней ещё не побывали городские браконьеры, и три старенькие иконы тускло отсвечивали святыми ликами в переднем углу. (10)Крашеные полы в горнице, в середней и в кути были чисто вымыты, русская печь закрыта заслонкой, верх печи был задёрнут выцветшей ситцевой занавеской. (11)На припечке опрокинуты чугунки, сковорода, в подпечье — ухваты, кочерга, сковородник, и прямо к припечью сложено беремя сухих дров, уже тронутых по белой бересте пылью. (12)В этой местности дрова заготавливают весной, большей частью ольховые и берёзовые. (13)3а лето они высыхают до звона, и звонкие, чистые поленья радостно нести в дом, радостно горят они в печи.

(14)3десь жили хозяева! (15)Настоящие. (16)Покидая родной дом из-за жизненных ли обстоятельств, по зову ли детей или в силу всё сметающей на пути урбанизации, они не теряли веры, что в их дом кто-то придёт не браконьером и бродягой — жителем придёт, и с крестьянской обстоятельностью приготовили для него всё необходимое… (17)Затопи печь, путник или новопоселенец, согрей избу — и в ней живой дух поселится, и ночуй, живи в этом обихоженном доме.

* Виктор Петрович Астафьев

(1924-2001) — советский и российский писатель.

Ещё на памяти глубоких стариков — исконная, деревенская Россия. Трудовая, терпеливая, совестливая. Корни наши в деревне. А теперь и нет этих корней. Стоят мёртвые, опустевшие дома, улицы заросли травой. Жители покинули родные места в поисках лучшей жизни. В.П. Астафьев поднимает проблему судьбы русских деревень.

В. Астафьев считает, что, каковы бы ни были жизненные обстоятельства, нужно проявлять уважение к месту, где родился и вырос, сохранять о нём благодарную память, ведь в этом залог нравственной чистоты.

Прочитав этот текст, понимаешь, что опустевшие русские деревни – это не просто дань урбанизации, это невосполнимая утрата всего, что составляет уникальность нашего народа – кротости и силы, твёрдости духа и нежной, проникновенной любви к родной земле.

Практикум

Грамотность

К7. Соблюдение орфографических норм

Найди в сочинении орфографические ошибки.

Всего: ошибок нет

К8. Соблюдение пунктуационных норм

Найди в сочинении пунктуационные ошибки.

Ошибка: Также, большое действие на человека могут оказать боевые искусства. Правильно: Также большое действие на человека могут оказать боевые искусства.

Ошибка: Наверное в большинстве случаев параллельно с физическими качествами в таком человеке развивается и понимание правильного использование силы во благо, он не станет использовать её без веских причин. Правильно: Наверное, в большинстве случаев параллельно с физическими качествами в таком человеке развивается и понимание правильного использование силы во благо, он не станет использовать её без веских причин.

Всего: 2 пунктуационные ошибки

К9. Соблюдение языковых норм

Найди в сочинении нарушения языковых норм.

Всего: нарушений языковых норм нет

К10. Соблюдение речевых норм

Найди в сочинении нарушения речевых норм.

Всего: нарушений речевых норм нет

Содержание сочинения

К1. Формулировка проблем исходного текста

Верно ли сформулирована проблема исходного текста?

Проблема исходного текста сформулирована верно.

К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

Успешно ли выполнен комментарий к проблеме?

Комментарий, честно говоря, никакой. С одной стороны, целый абзац, с другой – поверхностность суждения. Прочитав комментарий, мы нисколько не приблизились к пониманию того, в чём заключена проблема исходного текста.

К3. Отражение позиции автора исходного текста

Верно ли отражена позиция автора исходного текста?

Позиция автора исходного текста отражена верно.

К4. Аргументация собственного мнения по проблеме

Как выражено и аргументировано мнение автора сочинения относительно проблемы исходного текста?

Эта часть работы, на мой взгляд, совсем слабая.

— изложение собственной точки зрения – 1 балл,

— аргумент №1 – 1 балл,

— аргумент №2 – 1 балл.

Если это осознать, то станет ясно, что требуется не отписка, не штамп, а внятное изложение своей точки зрения. При этом, когда вы её излагаете, нужно уже подобрать аргументы и продумать, как вы их свяжете со всем предшествующим изложением, как введёте в текст.

Аргумент №1. Этот аргумент, на мой взгляд, не работает на вашу тему и аргументом при анализе исследуемой проблемы не является. Да, Шерлок Холмс играл на скрипке. Но это не пример яркого воздействия искусства на душу человека. Скорее, я думаю, наоборот, музыка для него – это лишь некий штрих к образу, внешний знак, бытовая деталь: поэтому нигде серьёзно не говорится о его музыкальной одарённости или о воздействии музыки на его личность.

Аргумент №2. Да, боевые искусства называют искусствами. Но никто не включает их в классификации родов искусства. Этот пример другой природы. То, что вы о боевых искусствах пишете, верно, но к пониманию и интерпретации проблемы исходного текста ваш комментарий отношения не имеет.

Внимание:

Страдает не только К4, но и К5. См. комментарий ниже.

К11. Соблюдение этических норм

Соблюдены ли этические нормы?

Этические нормы соблюдены.

К12. Соблюдение фактологической точности

Есть ли в сочинении фактические ошибки?

Фактологическая точность соблюдена.

Речевое оформление

К5. Смысловая целостность, речевая связность и последовательность изложения

Оцени смысловую целостность, связность и последовательность изложения.

Работа не может претендовать на 2 балла в отношении К5, поскольку она не является целостной: аргументация уводит в сторону от проблематики исходного текста. Получается, что автору не удалось воплотить целостного замысла.

Позиция автора

Противопоставляя два описанных в отрывке дома, автор отдаёт предпочтение первому. О нём он рассказывает со светлой грустью – мол, жили хорошие, хозяйственные люди, обстоятельные и спокойные. И оставили после себя хозяйство, которое, быть может, ещё приглянётся кому-то и будет восстановлено. В рассказе о второй избе сквозит недовольство и огорчение, и хозяева видятся ему в неприглядном свете.

Пробный тест ЕГЭ 2021 русский язык от Egeshik!

Редакция нашего сайта подготовила для вас пробные тест ЕГЭ 2019 по русскому языку. Пройдите их, проверьте свои знания! Перейти к выбору теста!

Отношение к позиции автора

С позицией автора очень тяжело не согласиться – ответственный и внимательный хозяин постарается оставить своё бывшее жильё в хорошем виде. Впрочем, ему для этого, скорее всего, и не придётся делать ничего слишком сложного – такие люди обычно постоянно поддерживают порядок и чистоту. Описание второго дома и у меня вызывает неприятные ощущения, ведь такая обстановка говорит о спешных сборах и равнодушии бывших владельцев не только к тому, кто может увидеть их покинутое жильё, но и к самому своему хозяйству.

Комментарий

Текст пронизан сожалением о том, что деревни отступают, а урбанизация набирает обороты. Только оставленные дома напоминают о том, какими были эти места. Горечь от происходящего прослеживается во всём отрывке, автор неуютно чувствует себя в покинутых поселениях, грустит и старается представить то, какой была ещё жилая деревня.

Читайте также: