Незаконченное сочинение не обжитый край нескошенный луг

Обновлено: 05.07.2024

Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать; развивать навыки переноса знакомых знаний в новую ситуацию, организация действий самоконтроля.

Познавательные: формировать умение объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования значения слова, формирование умений писать не с причастиями.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в оценочном суждении, формирование навыка монологической речи и умения отвечать на поставленные вопросы.

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok.doc 79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

Учитель русского языка и литературы

Россихина Елена Николаевна

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая

Личностные : развитие познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению родного языка, формирование у детей доброты, уверенности в себе .

Регулятивные : формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать; развивать навыки переноса знакомых знаний в новую ситуацию, организация действий самоконтроля.

Познавательные : формировать умение объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования значения слова, формирование умений писать не с причастиями.

Коммуникативные : умение выражать свои мысли в оценочном суждении, формирование навыка монологической речи и умения отвечать на поставленные вопросы.

Личностные : ориентация в системе языковых категорий; формирование устойчивого познавательного интереса к изучению родного языка.

Метапредметные : развитие навыков само- и взаимоконтроля, способностей к формулированию собственного мнения, умение работать в группе; умение выделять причастие в тексте. Формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанный материал, формирование умения выражать свои мысли.

Предметные : отработка навыков самостоятельной работы с текстом; владение навыком правильного правописания не с причастиями.

Мультимедийный проектор, карточки с заданиями для индивидуальной работы, карточки с текстами, учебники русского языка, презентация, словари:( толковый, орфографический), текст для анализа, алгоритм, тест.

1. Организационный момент. (1 мин)

Для начала, ребята, давайте определим с вами кто с каким настроение пришел на урок. Поднимите и покажите тот смайлик, который выражает ваше настроение. Спасибо. Можете опустить.

Давайте откроем тетради и напишем сегодняшнее число и классная работа.

2. Актуализация субъективных знаний обучающихся. Подготовка к изучению нового материала. (2 мин)

Чтение учителем стихотворения. ( Слайд №1)

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха ,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки .
И погода стояла настная ,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом, уклюже
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха ,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразные дотёпа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу им утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.

-Как не позавидовать жителям выдуманной страны из стихотворения Сергея Бондаренко: с исчезновением приставки НЕ и частицы НЕ они избавились от сложной орфографической проблемы.

- Но мы не будем недоучками и недотёпами и сделаем всё по правилам.

- У каких частей речи в стихотворении исчезла частица НЕ? ( у имён существительных и прилагательных)

Ребята поработали с различными словарями и подготовили мини-проект о частице НЕ. Давайте их послушаем.

(выступление с мини – проектом) (3 мин)

Информационный проект о частице НЕ. (3 м)

Части́ца — служебная часть речи, которая вносит различные значения, эмоциональные оттенки в предложение или служит для образования форм слова.

По Этимологическому словарю Фасмера ,

НЕ – это отриц. част., употребляется также в качестве приставки в укр., белор. русск. ст.-слав., болг., сербохорв., чеш., польск. Языков

В словаре Ожегова НЕ – частица

1. Служит для выражения отрицания при разных членах предложения. Не уходи. 2. При противопоставлении двух предложений отрицает ситуацию, о к-рой сообщается в первом из них. Не лёд трещит, не комар пищит, то кум до кумы судака тащит (шуточн. песня).

3. При повторении словоформ, находясь между ними, оформляет первую часть сложного предложения, выражая неопределённость состояния, противопоставляемого чему-н. другому. Спит не спит, а вроде как задремал. Болит не болит, а ноет.

4. При повторении словоформ, находясь между ними, оформляет первую часть сложного предложения, выражая безразличие по отношению к следствию, результату. Хочешь не хочешь, а идёшь.

5. При повторении словоформ, находясь между ними, оформляет первую часть сложного предложения, выражая неполное отрицание при противопоставлении. Дурачок не дурачок, а с придурью.

6. Соединяя неопред. и личную форму одного и того же глагола, выражает отрицание того, что противопоставляется чему-н. другому. Бить не бьёт, а ругается

7. То же, что нет (в 1 знач.) (прост.). Хочешь чаю. Не.

Грамматический словарь: слова с приставкой НЕ

Приставка не - используется для образования слов с противоположным смыслом ( сильный - не сильный ), либо с оттенком ослабленности ( трудный - не трудный ).

Чтобы не перегружать лексикон множеством легкообразуемых негативных форм, в словарь внесены только самые употребимые слова с приставкой не -.

Правописание частицы Не

Частица НЕ употребляется с существительными, прилагательными, местоимениями, числительными, глаголами, причастиями, деепричастиями. При написании частицы не с частями речи существует определённое правило. Но единым остаётся одно правило для всех. Кто может его назвать? ( Если слово без НЕ не употребляется)

Спасибо ребята! Садитесь. А мы продолжим.

4 Подготовка к восприятию нового материала. Создание проблемной ситуации. (2 мин)

На вашем столе лежат зеленые карточки с заданием. Посмотрите внимательно.

Ученики получают карточки с предложениями:

1) (Не)забываемое впеч..тление оставила гроза в деревне.

2) Светлая полоса, ещё (не)закрытая черной тучей, озаряла нашу спальню.

3) Вдруг полил дождь, (не)прекращавшийся в течение целого часа.

4) Раскаты грома ,(не)смолкавшие ни на минуту, держали нас в состоянии (не)прекращающегося страха.

(Не)скошенные луга, (Не) законченное вовремя письмо, калитка не закрыта

( работа в парах)(работа со словарём)

5. Формулирование темы и цели урока. (1 мин)

В словах какой части речи нужно раскрыть скобки? Обладаем ли мы достаточными знаниями, что бы сделать это безошибочно.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями)

- Сформулируйте цель урока, опираясь на тему. (Слайд 2)

Используйте опорные фразы на доске:

1. Познакомиться с … ,

Познакомиться с правилом написания НЕ с причастиями;

учиться правильно писать причастия с НЕ.

- Как вы думаете, как пишется НЕ с причастиями? Когда слитно? Раздельно?

- Кто же прав? Посмотрим, отчего же зависит слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

6. Открытие новых знаний . (3 мин)

- Обратимся к таблице. Слайд №3

- Проанализировав примеры слева, сделайте вывод о слитном написании НЕ с причастиями.

- Проанализировав примеры справа, сделайте вывод о раздельном написании НЕ с причастиями.

- Откройте учебники на стр. 68 Давайте сравним наши выводы и материал учебника.

- Чтение параграфа 26 на стр. 68 вслух.

7. Контроль первичного усвоения материала. (3 мин)

А) Вернёмся к зеленым карточкам.

- Сможем ли мы теперь раскрыть скобки и объяснить написание НЕ с причастиями?

1) Незабываемое впеч а тление оставила гроза в деревне.

2) Светлая полоса, ещё не закрытая черной тучей озаряла нашу спальню.

3) Вдруг полил дождь, не прекращавшийся в течение целого часа.

4) Раскаты грома, не смолкавшие ни на минуту ,держали нас в состоянии непрекращающегося страха.( работа в парах).

- А теперь поработаем волшебниками и превратим слитное написание в раздельное

( не скошенные ёщё луга)

- От данного причастия образуем краткую форму ( луга не скошены ).

Не законченное вовремя письмо-

- Превратим раздельное написание в слитное . Образуем краткую форму.

( незаконченное письмо, письмо не закончено)

Калитка не закрыта-

- Распространим причастие зависимым словом ( до сих пор не закрытая калитка)

- Превратим раздельное написание в слитное ( незакрытая калитка)

(Работа с орфографическим словарём)

Б) Собери в корзину под деревом только те яблоки, которые можно в неё положить. Слайд №4. (работа с классом) (1 мин)

В) Составление кластера. СЛАЙД 5. (2 мин)

2. Это краткое причастие? слитно

раздельно 3. Есть противопоставление с союзом А?

раздельно 4. Есть зависимые слова?

5. Есть ли наречия меры и степени? слитно (совершенно, очень, весьма, крайне,

в высшей степени, вполне)

Кластер мы с вами положим в наш сундучок знаний.

Физминутка (1 мин)

Давайте вспомним глаголы – исключения из первого спряжения на ать и покажем их жестами (слышать, дышать, держать, гнать)

8. Цифровой диктант. (2 мин)

- Я вам читаю словосочетания, вы ставите только цифры: 1 –раздельно, 2 – слитно.

Напиток не допит, недостижимая цель, не рассказанная на ночь сказка, трава не скошена, незаконченный роман, не выполненная учеником работа.

Слайд №6 Код: 1, 2, 1, 1, 2, 1.

9. Творческое задание. (9 мин)( работа в группах)

Рассмотрите внимательно эту репродукцию.

- Какое время года изображено?

Обратимся к тексту по этой картине. Прочитайте его в данном варианте.

А теперь включите в текст вместо пропусков причастия и причастные обороты из слов для справок, при этом вы должны раскрыть скобки в словах, а в предложениях, если нужно, расставить знаки препинания. (Работа в группе)

--------------- снег медленно ложится на крыши изб и на ----------- землю. На крыльце -------------- стоят мальчик и девочка. Очевидно, это брат и сестра. Мальчик -------------- выбежал раньше сестры. Поэтому его шапка уже припорошена снегом. Девочка ---------------- выбежала, успев накинуть на себя платок. Дети завороженно смотрят на преображающийся мир . Кругом ------------ тишина.

Слова для справок: (не)слыханный; усыпанный снегом; спешившая увидеть первый снег;(не)прекращающийся ни на минуту; сгорающий от нетерпения; ещё (не)замёрзшая .

-Прочитайте готовый вариант текста.

(работа с толковым словарем)

Не прекращающийся ни на минуту снег медленно ложится на крыши изб и на незамёрзшую землю. На крыльце, усыпанном снегом, стоят мальчик и девочка. Очевидно, это брат и сестра. Мальчик , сгорающий от нетерпения, выбежал раньше сестры. Поэтому его шапка уже припорошена снегом. Девочка, спешившая увидеть первый снег, выбежала, успев накинуть на голову платок. Дети завороженно смотрят на преображающийся мир. Кругом неслыханная тишина.

-Определите стиль речи данного текста. Обоснуйте своё мнение.

-Какую роль выполняют причастия и причастные обороты в тексте?

( Причастия выразительно описывают детали, усиливают образность повествования)

Не с причастиями

А) (не) спрятанные ценности

Б) никем (не) спрятанные ценности

В) ценности (не) спрятаны

А) (не) выращенный куст

Б) (не) продуманный ответ

В) (не) тронутый морозом

А) (не) замеченная ошибка

Б) (не) обжитый, а заброшенный край

В) никем (не) нарушаемая тишина

А) ещё (не) прочитанная книга

Б) (не) прочитанная книга

В) (не) законченное письмо

А) (не) навидящий взгляд

Б) (не) начатое сочинение

В) теорема (не) доказана

А) (не) верящий, а всегда сомневающийся человек

Б) (не) прикрытые листвой деревья

В) (не) удавшаяся экскурсия

А) (не) успевшие облететь листья

Б) (не) расчищенные дорожки парка

В) поля (не) убраны

11. Подведение итогов урока. (1 мин)

- Скажите, с каким правилом мы познакомились сегодня на уроке?

- Когда НЕ с причастиями пишется слитно? Раздельно?

11.Рефлексия. (1 мин)

Наш урок подходит к завершению. Вы сегодня были активны, внимательны, потрудились на славу. Какой смайлик настроения вам хочется поднять сейчас. Давайте поднимем.

12. Домашнее задание. На выбор. (1 мин)

- Дома каждый из вас может закрепить полученные сегодня знания, выбрав то задание, которое считает наиболее приемлемым для себя.

- Давайте вспомним, с чего мы начинали урок? (Фрагмент стихотворения)

1. Творческие натуры могут сочинить свою историю о НЕ с разными частями речи.

2. Из текстов художественных произведений выпишите 6-7 предложений, иллюстрирующих правописание не с причастиями. (слайд 10)

Раскройте скобки ( слитно или раздельно ) (Не) замеченная ошибка ; (не) застеленная одеялом ; гласные, (не) проверяемые ударением ; (не) продуманный ответ ; решение (не) продуманно ; работа (не) закончена ; (не) законченное сочинение ; ещё (не) прочитанная книга ; ещё (не) обжитый край ; (не) обозримая равнина ; (ни) кем (не) нарушаемая тишина ; (не) устрашимый боец ; (не) пролазная чаща.


Незамеченная ошибка, не застеленная одеялом, гласные, не проверяемые

ударением, непродуманный ответ, решение не продумано, работа не

закончена, незаконченное сочинение, ещё не прочитанная книга.

обжитый край, необозримая долина, никем не нарушаемая тишина,

неустрашимый боец, непролазная чаща.


(не)замеченные охотниками следы?

(не)замеченные охотниками следы.

Слитно или раздельно?

Желательно с объяснением.


Помогите с работой над ошибками надо кОрыто я написал кАрыто как проверит?

Помогите с работой над ошибками надо кОрыто я написал кАрыто как проверит?

Ещё из далека это пишется слитно а надо раздельно.


Раскрыть скобки, прокомментировать слитное и раздельное написание НЕ с причастиями?

Раскрыть скобки, прокомментировать слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

(Не) продуманный ответ.

(Не) законченное сочинение.

Еще (не) обжитый край.

Никем (не) нарушаемая тишина.

(Не) построенный дом.


Помогите пожалуйста ну очень нужно ?

Помогите пожалуйста ну очень нужно .

Раскройте скобки и объясните слитно - раздельно написано НЕ.


В каком ряду в обоих случаях НЕ со словом пишется слитно?

В каком ряду в обоих случаях НЕ со словом пишется слитно?

1)(не) одобряемый родителями, (не) злобно усмехнулся 2)(не) обжитая территория, (не)задолго до юбилея 3)(не)равнодушная к чужому горю, далеко (не) легкий выбор 4)(не)навидя жестокость , решение (не) продумано.


Почему в предложении "Отъезд Ольги в Москву родные сочли поспешным и не продуманным решением?

Почему в предложении "Отъезд Ольги в Москву родные сочли поспешным и не продуманным решением.

" не продуманным пишется раздельно.


НЕ - слитно или раздельно?

НЕ - слитно или раздельно?

1. (Не)зная броду, не лезь в воду.

2. (Не)большая речка преградила нам дорогу.

3. Мне (не)кого больше любить.

4. Ошибка в работе осталась (не)замеченной.


Не с причастиями?

Не с причастиями.

Эксперимент (не)закончен, (не)законченный эксперимент, ещё (не)законченный эксперимент, (не)законченный , а продолжающийся эксперимент, (не)законченный нами эксперимент.

Вообщем , как писать, раздельно или слитно.

S. У кого есть учебник русский язык 7 класс быстровой, напишите 221 упражнение.


Раскройте скобки?

Не слитно или раздельно ?


Спишите, раскрывая скобки, объясняя графически написание(смотри классную работу)?

Спишите, раскрывая скобки, объясняя графически написание(смотри классную работу).

Расставьте недостающие знаки препинания.

​(Не)замеченная ошибка ; гласные (не)проверяемые ударением ; (не)продуманный ответ ; решение (не)продумано ; работа (не)закончена ; (не)законченное сочинение ; ушёл (не) закончив начатое дело, ещё (не)прочитанная книга ; (не)обозримая равнина ; никем (не)нарушаемая тишина ; (не)устрашимый боец ; (не)пролазная чаща, (не)исправленная вовремя ошибка ; (не)вспаханное поле ; роман (не)дописан ; (не) сжатая рожь ; (не) успокоившееся море ; (не)забываемое впечатление ; телефон (не)отремонтирован ; калитка (не)закрыта ; пришёл (не)выполнив задание пожалуйста срочно.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

основного общего образования

Прядун Татьяны Андреевны,

учителя русского языка и литературы


2021 год

Паспорт фонда оценочных средств

по русскому языку

Контролируемые темы (разделы)

Наименование оценочного средства

Контрольное изложение №1

Контрольная работа №1

Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием

Контрольное изложение №2

Контрольное сочинение №2

Контрольная работа №2

Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием

Итоговый контрольный диктант

Комплект заданий

Контрольное изложение №1

Осенью и весною, зимою и летом хорошо дышится в лесу. В голубое высокое небо возносятся бронзовые стволы сосен. Высокими колокольнями стоят стройные ели. Смолою, багульником пахнет столетний бор. Под самыми облаками качаются и шумят его зелёные вершины.

Точно белые красавицы, смотрятся в воду кудрявые берёзы. На освещённых солнцем душистых полянах высятся богатыри дубы. Каждым листочком трепещет робкая осина, и ярким осенним убранством красуется клён.

Чудесен и красочен русский лес зимой.

Белый, пушистый, повис на ветвях снег. По осыпанным смолистыми шишками вершинам перелетают красногрудые клесты-еловики. Тихо попискивая, возятся в сучьях хлопотливые, шустрые синицы. На пухлых сугробах хитрым узором написаны заячьи и лисьи следы.

Широкие накатаны по лесу дороги. Звонко стучат топоры, жужжат быстрые пилы. Разбрасывая искры, потрескивают костры. У огня под деревьями отдыхают, греются лесорубы, и далеко слышаться их голоса.

Смолою и дымом пахнет зимний лес. Шумят по дорогам нагруженные тяжелыми брёвнами машины. Вот перемахнула через дорогу и, осыпав серебряный иней, взвершилась на дерево белка. Постучал молоточком, перепорхнул с макушки на макушку неутомимый труженик-дятел.

Великую пользу приносит лес человеку. Живые леса украшают природу нашей страны, своею красотою радуют взор человека. Там, где сохранились леса, люди не знают гибельных засух и неурожаев. Леса смягчают климат, сохраняют влагу, из года в год удобряют опавшей листвою почву. Из тенистых лесов вытекают судоходные реки нашей страны. Лесными ручьями питаются многоводные озёра.

И. Соколов-Микитов

Задание: напишите подробное изложение о значении леса

(оценивание изложения см. в приложении)

Контрольная работа №1

1. Укажите верное высказывание – (0,5 б)

а) причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? какая?

б) причастный оборот – это причастие и определяемое слово;

в) причастный оборот выделяется на письме запятыми, если стоит после определяемого слова;

г) действительные причастия – это причастия, обозначающие признак предмета, который производит действие.

+ Назовите признаки причастия от прилагательного.

2 Укажите причастия – (0,5 б)

а) стареющий человек

б) свежие семена

г) горящий огонь

д) сгоревшие дрова

+ Укажите действительные причастия

а) лаявшая собака

б) собранные грибы

в) спеющая ягода

г) рассказанная история

д) озаряемый луной

3. Приведите два примера причастий, разбери по составу – (0,5 б) действительных настоящего и прошедшего времени от глагола ЧИТАТЬ

4. Спишите предложения, расставьте знаки препинания, сделайте синтаксический разбор – (2 б)

Одарённый необычной силой он работал за четверых.

+ Морфологический разбор причастия

5. Составьте предложение с причастным оборотом (выделяется запятыми) – (0,5 б).

6. Спишите, раскройте скобки – (1 б)

(Не) замеченная ошибка; гласные, (не) проверяемые ударением; (не) продуманный ответ; решение (не) продумано; работа (не) закончена; (не) законченное сочинение; ещё (не) прочитанная книга; ещё (не) обжитый край; (не) обозримая равнина; (ни) кем (не) нарушаемая тишина; (не) устрашимый боец; (не) пролазная чаща.

1. Укажите верное высказывание – (0,5 б)

а) причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? какая?

б) причастный оборот – это причастие и определяемое слово;

в) причастный оборот выделяется на письме запятыми, если стоит после определяемого слова;

г) действительные причастия – это причастия, обозначающие признак предмета, который производит действие.

+ Назовите признаки причастия от глагола.

2 Укажите причастия – (0,5 б)

а) стареющий человек

б) свежие семена

г) горящий огонь

д) сгоревшие дрова

+ Укажите страдательные причастия

а) лаявшая собака

б) собранные грибы

в) спеющая ягода

г) рассказанная история

д) озаряемый луной

3. Приведите два примера причастий, разбери по составу – (0,5 б) действительных настоящего и прошедшего времени от глагола РЕШАТЬ

4. Спишите предложения, расставьте знаки препинания, сделайте синтаксический разбор – (2 б)

За окном освещённым лунным светом тускло серебрилось пшеничное поле.

+ Морфологический разбор причастия

5. Составьте предложение с причастным оборотом (выделяется запятыми) – (0,5 б).

6. Спишите, вставьте пропущенные буквы – (1 б)

Поляна освеще…а, посаже…й сад, испыта…ые в боях воины, лома…ая линия, нескоше…ый луг, коше…ые косой травы, выгруже…ые вчера вагоны, посеребрё…ая инеем берёза, асфальтирова…ая дорога

+ признаки от прилагательного: изменяется по числам, падежам и в единственном числе по родам; согласуется с существительным, от которого зависит, в числе, роде и падеже; отвечает на вопросы какой? (каков?) какая? какое?

+ действительные причастия: а, в

3) читать – читающий – прочитавший

4) Одарённый необычайной силой , он работал за четверых (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено причастным оборотом).

I. одарённый (он) – причастие, обозначает признак предмета по действию; одарённый – одарить

II. Морфологические признаки:

- постоянные: страдательное, прошедшее время, совершенный вид, невозвратное;

- непостоянные: полное, м.р.; ед. ч.; И.п.

III. Определение, входит в состав причастного оборота.

5) Составляют предложение

6) Незамеченная ошибка; гласные, не проверяемые ударением; непродуманный ответ; решение не продумано; работа не закончена; незаконченное сочинение; ещё не прочитанная книга; ещё не обжитый край; необозримая равнина; никем не нарушаемая тишина; неустрашимый боец; непролазная чаща.

+ страдательные причастия: б, г, д

4) За окном , освещённым лунным светом, тускло серебрилось пшеничное поле. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено причастным оборотом).

I . освещённым (окном) – причастие, обозначает признак предмета по действию; освещённым – осветить

- постоянные: страдательное, прошедшее время, совершенный вид, невозвратное;

- непостоянные: полное, с.р.; ед. ч.; Т.п.

III . Определение, входит в состав причастного оборота.

5) Составляют предложение

6) Поляна освещена, посаженный сад, испытаемые в боях воины, ломаная линия, нескошенный луг, кошенные косой травы, выгруженные вчера вагоны, посеребрённая инеем берёза, асфальтированная дорога.

Отметка по пятибалльной шкале

Контрольное сочинение-описание №1

(оценивание сочинения см. в приложении)

Контрольный диктант №1

В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячих своих забав. Днём волки, свернувшись в клубки, дремали, а она вскакивала, кружилась, утаптывая снег, и будила стариков. Волки нехотя поднимались, тыкались в неё холодными носами, а она шутливо огрызалась, кусая их за ноги. Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу.

Однажды ночью волчица поднялась и побежала в поле, а за ней, высунув языки, затряслись старики. Волчихи оставались лежать, потом и они побежали за стаей.

Волки бежали по дороге, а за ними скользили, ломаясь на снегу, тени. Снег в лучах луны блестел алмазами. От деревни послышался звон бубенцов. Казалось, что зазвенели, покатившись по дороге, звёзды, упавшие с неба.

Волки, завязая по брюхо, отошли в поле и легли, повернувшись мордами к деревне.

Грамматическое задание (два варианта)

1) Сделайте синтаксический разбор предложений (2 б.)

1 вариант – последнее предложение первого абзаца;

2 вариант - последнее предложение диктанта;

2) Сделайте морфологический разбор деепричастий (2 б. )

1 вариант – свернувшись;

2 вариант – повернувшись;

3) Сделайте морфемный разбор причастий (1 б.)

4) 1 вариант – не поднимая;

5) 2 вариант – завязая;

1. Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено деепричастным оборотом).

I - Свернувшись – деепричастие, обозначает добавочное действие к глаголу- сказуемое

II. Морфологические признаки:

постоянные: сов. вид, возвратное;

III. Обстоятельство, входит в состав деепричастного оборота

1. Волки , завязая по брюхо, отошли в поле и легли, повернувшись мордами к деревне. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено деепричастными оборотами и однородными сказуемыми).

I - Повернувшись – деепричастие, обозначает добавочное действие к глаголу- сказуемое

II. Морфологические признаки:

постоянные: сов. вид, возвратное;

III. Обстоятельство, входит в состав деепричастного оборота

Оценивание грамматического задания

Отметка по пятибалльной шкале

(оценивание диктанта см. в приложении)

Контрольное изложение № 2

Серебряные лыжи

На старт трехкилометровой гонки Федя встал довольно уверенно. Федя особенно не утруждал себя тренировкой: он полагался на свои силы.

Вместе с ним стартовал и Павлик. Федя вспомнил, как летом в лагере Павлик пытался соперничать с ним. Когда ребята бежали тысячу метров, Павлик пришел последним.

Сейчас перед стартом Павлик очень волновался. Он поминутно осматривал свои лыжи, потом взял желтый кружок и стал натирать им полозья лыж.

Наконец их вызвали на старт, взмах красного флажка – пестрая лавина лыжников помчалась вперед. Сразу начался крутой спуск. Федя стремительно помчался вниз и вырвался вперед. Но кто-то еще лучше проделал этот спуск, потому что перед Федей замелькали задки чьих-то лыж…

Федя сквозь пот, заливающий глаза, видит, как бурно финиширует Павлик. Сам Федя сильно сдал и пришел только девятым.

Павлику присудили первый приз, и член жюри приколол ему на грудь маленькие серебряные лыжи.

Задание : напишите подробное изложение

(оценивание изложения см. в приложении)

Контрольное сочинение-рассуждение №2

Что такое доброта?

(оценивание сочинения см. в приложении)

1. Контрольный тест

1) Какое утверждение является неверным? (1 б.)

А. Предлоги не изменяются и не являются членом предложения.

Б. Предлоги связывают однородные члены предложения.

В. Предлоги бывают производные и непроизводные.

Г. Предлоги могут выражать причинные, временные и другие отношения.

2) Укажите строку с грамматической ошибкой. (1 б.)

А. По завершении строительства;

Б. По окончании техникума;

В. По возвращению из экспедиции;

Г. По приезде в город.

3) Пишется И: (1 б.)

А. В продолжени… часа не удалось пройти и километра.

Б. Приходилось часто останавливаться вследстви… того, что мы заблудились.

В. Впоследстви… опоздания.

Г. В заключени… выступления лектор подвёл итоги.

4) Пишется раздельно: (1 б.)

А. Туристы, (не)смотря на дождь, продолжали маршрут.

Б. Шёл, (не)смотря по сторонам.

В. (В)место ответа ему подали письмо.

Г. Я прибыл (в)место назначения.

2. Работа с текстом

2. Работа с текстом

Спишите, вставляя пропущенные буквы. (5 б.)

(В)течени… врем…ни, когда Россией правил Пётр I , имя Александра Даниловича Меншикова было извес…но всем, (не)смотря на то что он (не)отличался ни знатност…ю рода, ни б…гатством.

В Москве Меншиков решил возвести (на)встречу солнцу храм (не)вида(н,нн)ой

высоты, на три метра выше колокольни Ивана Великого. Храм был совсем не похож на стари(н,нн)ые московские церкви. В одном из ярусов находились англи…ские

баше(н,нн)ые часы, которые били каждую четверть часа. Пр…звали эту церковь

Однако четырнадцатого июня тысяча сем…сот два…цать трет…его года

(в)следстви… удара молнии церковь сг…рела. В Москве (на)счёт пожара решили, что это наказание и предупреждение высоко поднявш…ся времен…щику о грядущ…м падени… . Надо иметь (в)виду, что (в)последстви… предсказание сбылось. (В)скоре Меншиков был лиш…н всех званий и богатств .

1. Озаглавьте текст. (1 б.)

2. Определите тип и стиль текста. (1 б.)

3. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения. (1 б.)

4. Выполните морфологический разбор 2 предлогов (по выбору) (1 б.)

1. Контрольный тест

2. Работа с текстом

В течение времени, когда Россией правил Пётр I , имя Александра Даниловича Меншикова было известно всем, несмотря на то что он не отличался ни знатностью рода, ни богатством.

В Москве Меншиков решил возвести навстречу солнцу храм невиданной

высоты, на три метра выше колокольни Ивана Великого. Храм был совсем не похож на старинные московские церкви. В одном из ярусов находились английские

башенные часы, которые били каждую четверть часа. Прозвали эту церковь

Однако четырнадцатого июня тысяча семьсот двадцать третьего года

вследствие удара молнии церковь сгорела. В Москве насчёт пожара решили, что это наказание и предупреждение высоко поднявшемся временщику о грядущем падении. Надо иметь в виду, что впоследствии предсказание сбылось. Вскоре Меншиков был лишён всех званий и богатств.

1. Меншикова башня.

2. Тип текста – повествование с элементами описания. Стиль текста – публицистический.

3. Вскоре Меншиков был лишён всех званий и богатств. ( Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными дополнениями).


Задание 13 № 6842

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не)скошенные луга источают дивный аромат.

(Не)сумевший реализовать себя в жизни, Базаров проявляет свои лучшие качества перед лицом смерти.

В ещё (не)просохшем доме было сыро и холодно.

Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие корма.

(Не)удача обеспечивает успех на экзамене, а хорошее знание предмета.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание:

Нескошенные луга источают дивный аромат.

Не сумевший реализовать себя в жизни , Базаров проявляет свои лучшие качества перед лицом смерти. (В причастном обороте всегда раздельно).

В ещё не просохшем доме было сыро и холодно.(В причастном обороте всегда раздельно.)

Птиц гонит на юг не наступающий холод, а отсутствие корма. Обратите внимание, противопоставляются два существительных: не холод, а отсутствие.

Не удача обеспечивает успех на экзамене, а хорошее знание предмета.

Правило: Задание 13. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи

Правописание НЕ и НИ.

По спецификации в задании данного типа проверяется:

−умение отличать частицу НЕ от частицы НИ;

−умение отличать приставку НЕ от приставки НИ;

−умение писать слитно или раздельно НЕ со всеми частями речи.

В связи с этим обращаем внимание на то, что условие заданий в зависимости от его целей может существенно различаться. При этом также отмечаем, что в типовых заданиях ЕГЭ (авторы Цыбулько И.П., Львов, Егораева) проверяется лишь умение писать слитно или раздельно НЕ с разными частями речи, а в заданиях других авторов, в том числе Сениной, ММИО (СтатГрад) представлены и задания на выбор НЕ или НИ. Редакция РЕШУЕГЭ также считает необходимым расширять типы данного задания в пределах спецификации текущего года.

Также обращаем внимание на то, что ряд правил, при помощи которых проверяется написание, не изучается в школьном курсе. Такие правила отмечены значком *.

12.1 Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ.

Частица НЕ пишется раздельно:

1) Если есть или подразумевается противопоставление с именами, наречиями и причастиями.

Следует различать прямое противопоставление, при котором один из двух признаков, названных прилагательными, отрицается, а второй—утверждается, и противопоставление с уступительным оттенком значения, при котором оба признака, названные прилагательными, приписываются предмету, т. е. имеется противопоставление, но без отрицания.

1) Это не счастье, а горе. Река не мелкая (глубокая). Ты мне не друг. Шли не быстро, а медленно. Не смолкающий, а нарастающий гул.

2) *С прилагательными, наречиями на -о и причастиями, словами на -мый, если противопоставление подразумевается и отрицание усиливается словами:

а) вовсе не, отнюдь не, далеко не, ничуть не, нимало не;

б) отрицательными местоименными словами: нисколько не, никак не, никого не, никому не, никем не, никогда не, никуда не, никакой не, ничего не, ничему не, ничем не и т. п.

а) Это вовсе не правда; Этот случай вовсе не уникален; Это отнюдь не очевидно; Она далеко не храбрая; Человек он ничуть не глупый; Рассказывать об этом ничуть не весело; Нимало не смущён; Она вовсе не образованнее мужа;

б)Случай никак не подходящий; Никуда не годный проект; Никакой он мне не приятель; нисколько не завистливый, никому не нужный, ни в коем случае не бесполезный, ни на что не годный, ни к чему не способен, ничем не интересный; Он нисколько не красивее своей сестры;

3) *С краткими прилагательными, которые не употребляются в полной форме.

4) *С отглагольными прилагательными, образованными от переходных глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -ем-, -им- только при наличии зависимого слова в творительном падеже. 4) Не любимый мною предмет предстояло сдавать в этом году.

К прилагательным этого типа относятся: невидимый, невменяемый, невос-пламеняемый, негасимый, недвижимый, неделимый, незабываемый, не-зримый, неизменяемый, нелюбимый, немыслимый, необлагаемый, неот-чуждаемый, непереводимый, непередаваемый, непознаваемый, непроверяемый, неспрягаемый, нетерпимый и др. Ср. их написание при наличии пояснительных слов: неделимое на три число, незабываемые для нас встречи, сквозь незримые миру слезы, немыслимые в недавнем прошлом рекорды, непередаваемые простыми словами чувства, непроверяемые с давних пор счета, непроходимая в весеннюю пору грязь, несклоняемые в русском языке существительные, нетерпимое в нашем обществе поведение и т.д.

6) *С наречиями и словами категории состояния

а) в сравнительной степени

б) в роли сказуемого безличного сказуемого

6) двигался не громче, говорил не быстрее

мне не надо, ей не нужно

7) в отрицательных местоимениях с предлогом с ударением

7) не с кем, не в чем, не о ком

7) в отрицательных местоимениях с предлогом без ударения

7) ни с кем, ни в чём, ни о ком

12.2 Слитное написание НЕ и НИ.

Частица не пишется слитно:

1) Если слово без НЕ не употребляется.

а) Существительные: небылица, неваляшка, невежество, невежда, невзгода, невидаль, невидимка, невольник, негодяй, недотрога, недуг, незабудка, ненависть, ненастье, неполадки, непоседа, неряха, несмышлёныш, неудачник, нехристь;

б) прилагательные и наречия, образованные от них: небрежный, невзрачный, невозвратимый, невредимый, неизбежный, неизменный, нелепый, необходимый, непобедимый, непрестанный, неразлучный, несказанный, нескончаемый, несмолкаемый, несомненный, несравненный, несуразный, несчастный, неуклюжий, нестерпимый, непоколебимый, непререкаемый, неукротимый; небрежно, нелепо, необходимо, несомненно;

в) глаголы: невзвидеть, невзлюбить, негодовать, недомогать, несдобровать, ненавидеть, нездоровиться, неможется, недоумевать, нейдёт, неймётся;

г) наречия и другие неизменяемые слова: невмоготу, невмочь, невтерпёж, невдомёк, невзначай, невпроворот, нельзя, ненароком, неужто,нехотя; несмотря на, невзирая на (предлоги)

3) С существительными, прилагательными, наречиями на -о, -е, когда образуется новое слово, новое понятие, часто с отрицательным качеством.

3) несчастье (беда), нелёгкий (трудный), нелёгок, некрасив, недалеко (близко), неподалеку

4) *В сочетании с прилагательными и наречиями слова, обозначающих степень качества: очень, крайне, весьма, чрезвычайно, явно, довольно (довольно-таки), достаточно, вопиюще, исключительно, в высшей степени не оказывают влияния на слитное или раздельное написание, поэтому НЕ пишется слитно.

6) *В отглагольных прилагательных, образованных от непереходных глаголов или переходных глаголов совершенного вида с помощью суффиксов -ем-, -им-. Это не причастия, так как причастия с суффиксами -ем, -им должны быть только несовершенного вида, они же настоящего времени.

6) неувядаемый, неиссякаемый, непримиримый, непреодолимый, неукротимый, неисчерпаемый, несокрушимый.

7) в отрицательных и неопределённых местоимениях и наречиях в зависимости от ударения, Е или И, но слитно.

7) нЕкого-никогО, нЕчего-ничегО, нЕкем-никЕм, нЕчем-ничЕм, нЕгде-нигдЕ, нЕоткуда-нИоткуда, нЕзачем-низачЕм, некогда-никогдА.

12.3. Частицы НЕ и НИ отличаются по значению:

Для правильного выбора частиц НЕ и НИ следует учитывать их смысловые различия. Отразим их в таблицах.

Основные случаи употребления отрицательных частиц

Писем и телеграмм не было.

Брат не похож на обманщика.

1) для усиления отрицания, выраженного частицей НЕ

Ни писем, ни телеграмм не было.

Брат не похож ни на обманщика, ни на шутника.

Меня не интересуют ни звёзды, ни луна.

2) для выражения утверждения с оттенком долженствования (двойное отрицание):

Он не мог не позвонить.

2) для выражения количественного отрицания:

На небе ни облачка.

3) для выражения невозможности в безличных предложениях:

Не догнать тебе бешеной тройки!

Не бывать войне-пожару!

3) для эмоционального выражения запрета, приказа, долженствования:

4) при выражении неуверенности, опасения или восхищения:

Не гость ли ты мой?

Как бы мороз не ударил!

Он ни стар, ни молод, ни толст, ни тонок (ср.: Он не то стар, не то молод).

5) в вопросительно-восклицательных предложениях при выражении подчеркнутого утверждения:

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился!

Разве не правда, что мы поумнели?

Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

Сложные случаи разграничения НИ и НЕ

1.В придаточных предложениях. Сравните:

Когда брат не приходил, все чувствовали скуку.

НИ выражает утверждение с оттенком обобщенности:

Когда бы брат ни приходил, он всегда вносил оживление и радость.

2. В оборотах не один и ни один; не раз и ни разу. Сравните:

Не один из нас (т.е. многие) был готов к восхождению.

Ни один из нас (т.е. никто) не был к восхождению.

3. В местоименных оборотах. Сравните:

Не кто иной, как дятел, глухо стучал в лесу.

Эти обороты употребляются в отрицательных предложениях и служат для усиления отрицания: никто . не; ничто . не:

Никто иной не вывел бы нас на верную тропу.

Ничто иное, кроме музыки, меня не увлекало так сильно.

Составные усилительные обороты с частицей ни:

во что бы то ни cталo, как бы то ни было, где бы то ни было, куда бы то ни было, как ни в чём не бывало и др.

Различается написание не с отглагольными прилагательными на -мый и с причастиями на -мый; при наличии пояснительных слов первые пишутся слитно (как и отыменные прилагательные), вторые — раздельно, например:

а) необитаемый с давних пор остров, нерастворимые в воде кристаллы, неразличимые в темноте фигуры людей;

б) не посещаемые охотниками заповедники, не читаемые неспециалистами журналы, не любимый матерью ребенок.

К прилагательным на -мый относятся слова, образованные от непереходных глаголов (например: независимый, непромокаемый, несгораемый) или от глаголов совершенного вида (например: неисправимый, неосуществимый, неразрушимый). На эти слова распространяются общие правила написания не с прилагательными, т. е. они пишутся слитно и при наличии пояснительных слов (примеры см. выше), а также в краткой форме (например: остров необитаем, болезнь неизлечима, эти страны экономически независимы). Однако остается в силе правило раздельного написания прилагательных с не, если в качестве пояснительных слов выступают местоимения и наречия, начинающиеся с ни, или сочетания далеко не, вовсе не, отнюдь не (см. выше, п. 6, примеч. 1. подпункт 2), например: ни с чем не сравнимое впечатление, ни от кого не зависимые страны, отнюдь не растворимые кристаллы; это явление ни из жизни, ни из искусства не устранимо. Исключение составляют слова, которые без не не употребляются, например: никем непобедимая армия, ни для кого непостижимый случай, ни при каких условиях неповторимый эксперимент.

К прилагательным этого типа относятся: невидимый, невменяемый, невоспламеняемый, негасимый, недвижимый, неделимый, незабываемый, не-зримый, неизменяемый, нелюбимый, немыслимый, необлагаемый, неотчуждаемый, непереводимый, непередаваемый, непознаваемый, непроверяемый, неспрягаемый, нетерпимый и др. Ср. их написание при наличии пояснительных слов: неделимое на три число, незабываемые для нас встречи, сквозь незримые миру слезы, немыслимые в недавнем прошлом рекорды, непередаваемые простыми словами чувства, непроверяемые с давних пор счета, непроходимая в весеннюю пору грязь, несклоняемые в русском языке существительные, нетерпимое в нашем обществе поведение и т. д.

Читайте также: