Невский проспект сочинение 10 класс

Обновлено: 02.07.2024

История, случившаяся с Пироговым, демонстрирует, что Пирогова нельзя назвать мечтательным человеком. В его жизни нет места мечтам, у него есть только желания. Если Пирогову удается воплотить желаемое в действительность, то хорошо, если же ему это не удается, то он все равно не расстраивается. Когда Пирогову не удается заполучить замужнюю блондинку, он этому нисколько не расстраивается. Все его переживания проходят, когда он заходит в кондитерскую и съедает два слоенных пирожка. Н.В. Гоголь показывает: так как у Пирогова не было мечты, в его жизни и не было столкновения мечты и реальности. Пирогов воспринимал только реальный мир и во всех ситуациях стремился найти собственную выгоду. У Пирогова нет чего-то особенного, к чему он стремился, любые желания, если они оказывались неосуществимыми, сразу же менялись на другие, более доступные и более реальные.

Мечтательным человеком является Пискарев. Это качество проявляется не только в случившейся с Пискаревым ситуации, но и во всей жизни героя. Раскрывая образ Пискарева, Н.В. Гоголь обращает внимание на его внутренний мир, показывая, что Пискарев стремится к идеальности. Кроме того, мечтательность вырабатывается у Пискарева в результате его творческой деятельности: Пискарев – художник.

Пискарев стремится к хорошей жизни, полной внутренней гармонии. Его не интересует тот разврат, которым живет Пирогов и другие жители Петербурга. Когда Пирогов влюбляется в прекрасную незнакомку, мечтой для него становится совместное счастье.

Н.В. Гоголь показывает, что мечта Пискарева сталкивается с реальной действительностью, потому что мечте героя не суждено сбыться из-за царствующего в обществе разврата, к которому принадлежит и незнакомка, которая была так дорога Пискареву.

В повести показано, как Пискарев стремится в ирреальный мир, где все его мечты сбываются. Пискарев делает все, чтобы уйти в мир сновидений, где он может встречать прекрасную брюнетку, где он может быть счастлив вместе с ней. Реальность с каждым разом становится для Пискарева отвратительным явлением, в котором он просто не может находиться.

Предприняв попытку обрести счастье в реальности, Пискарев получает от девушки отказ. Здесь происходит кульминация конфликта между мечтой и реальностью. Пискарев больше не видит смысла жить в реальном мире, где нет места осуществлению его мечтам. Столкновение мечты и реальности становится одной из главных причин совершения Пискаревым самоубийства.

Н.В. Гоголь показывает, что мечтательным, стремящимся к созданию идеального мира людям нет места в реальности, в ней остаются лишь те люди, которые равнодушно относятся к своим желаниям и привыкают находить в каждой ситуации собственную выгоду. Раскрывая образы Пирогова и Пискарева, автор повести показывает диаметрально противоположные точки зрения относительно мечты. Невозможность существовать в реальной действительности, свойственная Пискареву, и неспособность мечтать, свойственная Пирогову, показывают, что между мечтой и реальностью нужно находить середину, равновесие и гармонию. Нельзя жить в соответствии с животными инстинктами, как это делал Пирогов, но и нельзя жить иллюзиями и мечтами, которые никогда не сбудутся, как это делал Пискарев.

Прогуливаясь по Невскому проспекту, приятели, поручик Пирогов и художник Пискарёв, ищут приключения или развлечения. И находят: художнику понравилась брюнетка, а поручику блондинка, поэтому друзья, попрощавшись, следуют каждый за своей избранницей. И каждый ввязывается в историю.

Пискарёв доходит за брюнеткой до дома, который оказывается публичным. Разочаровавшись в своей избраннице, он возвращается домой, где ему снится эта девушка. Во сне она хочет что-то рассказать художнику. Проснувшись, Пискарёв понимает, что увлечён незнакомкой. Он начинает принимать опиум, а девушка снится ему каждый день. Во сне он видит её своей женой и через некоторое время решает жениться на ней по-настоящему. Но, предложив ей руку и сердце, получает лишь насмешки и отказ. Через несколько дней после этого люди, выломав дверь в комнате художника, нашли его мёртвым. Странным способом Пискарёв покончил с собой – перерезал горло.

Нагловатый поручик часто приходил к жестянщику якобы для того, чтобы узнать про заказ, но на самом деле целью визитов была жена Шиллера. Однажды он пришёл, когда женщина было дома одна, и начал целовать ей ноги, в это время появился пьяный Шиллер с друзьями. Они избили Пирогова. Поручик, хоть и был сам виноват в этом, посчитал себя оскорблённым. Но к вечеру остыл и продолжил свои похождения.

Такую злую шутку сыграл мистический Невский проспект с приятелями, один из которых поплатился за это жизнью, а второй был побит.

2 вариант

Первых художник, второй поручик. Тем не менее, этих людей роднит один факт - тяга к приключениям. И вот, однажды они находят двух совершенно разных девушек и направляются за ними, куда глаза глядят. Следует сказать, это было весьма опрометчиво, ведь каждый из приятелей ввязывается в историю.

Пискарев идет за брюнеткой. Но дом, куда она идет, оказывается публичным. Конечно же, мужчина разочаровывается в своей симпатии.. Тем не менее, художнику снится эта девушка. Она желает что-то сказать. Проснувшись, Пискарев осознает, что не может забыть эту особу.

Чтобы хоть как-то поддерживать с ней связь, он начинает принимать опиум. Во снах девушка выходит за него замуж. Он попытается повторить это в реальности и делает ей предложение, но получает отказ. Потом художника находят с перерезанным горлом. Не в силах жить без любимой, он покончил жизнь самоубийством.

Другой приятель следовал за блондинкой. Он дошел до мастерской ее мужа, немца. Но связь с замужней женщиной его не смущала. Он заказал у немца шпоры, а после оправу для клинка. Это было долго и дорого, но Пирогова это не смутило. Потом он застал женщину дома, без супруга, бросился ей в ноги. Но потом явился муж с друзьями и избил Пирогова. Поручик был обижен, но вечером продолжил ухаживания. Вот такую злую шутку сыграл с друзьями Невский проспект.

Зачастую так и бывает – никогда нельзя предугадать, кем окажется незнакомый человек, симпатичный внешне. Впрочем влияние могло иметь и само мистическое место. В целом, атмосфера произведения действительно заставляет сопереживать героям, вновь и вновь прокручивая события.

В целом, в отличие от Пискарева, Пирогов хоть остался в живых. Однако явно виден тот факт, что после случившегося, он вряд ли захотел бы практиковать подобный опыт.

Краткое сочинение

В своих произведениях Гоголь хоть и писал об обычной человеческой жизни, которая знакома нам всем своей рутинной бытовой тягучестью, однако он также не забывал делать это красиво и интересно, тем самым привлекая к своему творчеству всё больше и больше людей, которые через его произведения могли почерпнуть для себя много полезного и нового. Через эти произведения люди также заново знакомились с теми вещами, которые, казалось бы, стали уже простой обыденностью, и не могут принести ничего нового и интересного в жизнь человека, однако Гоголь умел преподнести это по новому, не забывая добавить свою фирменную нотку таинственности и загадочности. Отличным примером послужит произведение “Невский проспект”.

В данном произведении автор описывает, казалось бы, привычный для всех людей проспект. Каждый день по нему проходят сотни людей, которые, погруженные в свои мысли, спешат по своим делам, кто по малым, а кто по делам поважнее. Данный проспект очень важен для города, так как он является основной жилой, через которую протекает вся жизнь города, и если её перекрыть, то городу придётся очень и очень несладко. Гоголь представляет проспект во всей его красоте, дабы читатель мог в полной мере насладиться красивым описанием такого обычного, рутинного места. Однако Гоголь не был бы Гоголем, если бы в его произведениях было всё так однозначно.

По наступлению вечера мы знакомимся с другой стороной Невского проспекта. Перед нами предстаёт тёмный мир, источниками света в котором являются лишь фонари, тускло освещающие проспект. Он показывает нам, что именно ночью людские пороки, и вся та двуличность, которую невидно утром, предстаёт на показ перед читателем. Автор показывает, что именно вечером, вся вечерняя атмосфера создаёт ту мистическую пелену, через которую видно все пороки человечества. Автор учит людей не быть слишком доверчивыми своим глазам, не верить тому, что вы видите, а лучше доверять своему внутреннему чутью и сердцу, которое по заверением автора, никогда не подведёт. И потому в конце произведения он и показывает этот мир, наполненный ужасными вещами, которые всё же прекрасны чем-то своим, своим прекрасным шармом, который и привлекает новых людей на Невский проспект.

Таким образом, мы видим, что автор написал достаточно потрясающее произведение, со своей собственной удивительной и мистической атмосферой, и не менее интересной мыслью.

Рассуждение по повести

В любом большом городе есть главная улица или площадь, по которым его узнают и которые изобилуют символами, знаками, вехами его истории. В Петербурге таким знаковым местом не одно столетие является Невский проспект.

В чём могущество этого небольшого по европейским меркам проспекта? Автор раскрывает эту тему, сделав началом повести пространный панегирик улице, которая прямо влияет на человеческие судьбы: одни устраивает, другие разрушает. Невский – это полноправный персонаж среди других героев повести.

Отличительная черта его характера – он чужд деловитости, заботам о житейских нуждах. Здесь не думают о делах. На Невский едут прогуляться, показать себя, а также в надежде на необычную встречу.

И безусые юнцы, и усатые красавцы, равно как и убелённые сединами старики искренне верят, что судьба уготовила им под сводами Казанского собора, в парке или на перекрёстках Невского то, что изменит их жизнь неожиданным образом, и она потечёт по-новому, интересно, увлекательно и полнокровно.

Повесть была напечатана в 1835 году. После описания проспекта и того, как он меняется на протяжении дня, писатель предлагает читателю последовать за двумя приятелями, поручиком Пироговым и художником Пискарёвым.

Они молоды, склонны увлекаться. Представился случай приударить за двумя хорошенькими дамами. Выбрав брюнетку, художник идёт следом за очаровательным существом ангельского вида и оказывается в публичном доме.

Попытки спасти девушку, предложив ей руку и сердце бедного художника, натолкнулись на грубый отказ. Девица вполне довольна своей участью. Торгуя телом, она считает ниже своего достоинства выполнять работу по ведению домашнего хозяйства.

Для тонкой натуры художника такая дисгармония между внешним обликом и внутренней безобразной сущностью юной дамы стала толчком к мучительной дилеме: стоит ли жить в таком мире или лучше оставить его. Пискарёв выбрал второе. Он предпочёл свести счёты с жизнью, к тому же его нервы были расшатаны употреблением наркотиков, с помощью которых он какое-то время уходил от реальной жизни в мир грёз.

Попытка ухаживания за дамой-блондинкой другого героя, поручика Пирогова, была тоже неудачной. Он был поколочен пьяными мастеровыми, один из которых оказался мужем красотки. Оскорблённый и разгневанный поначалу, Пирогов съел в кондитерской пару пирожков, просмотрел газету и успокоился.

Так по-разному закончился выход на Невский для двух приятелей. Каждому своё. Проспект предлагает, а выбор – за его посетителями. Судьба ли расставляет свои сети на Невском проспекте или кто-то зловеще могущественный, чья власть проявляется в этом фантастическом месте? Повесть заставляется задуматься об этом.

По рассказу Невский проспект

По рассказу Невский проспект

Популярные сочинения

Выбор – когда из многих предоставленных возможностей нужно отдать предпочтение чему-то одному. Человек вынужден выбирать в течение всей своей жизни. В детстве за ребенка это делают родители

Соня Ростова была приемная в семье. Каким образом она оказала у Ростовых писатель не уточняет и не заостряет внимание на этом. Проблема детей, оставшихся без родителей всегда волновала общество.

Комедия "Горе от ума" держится каким-то особняком в литературе. Она как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей.

В изображении всего дня автор описывает присутствующих на проспекте людей, и читатель может заметить ярко выраженные социальные контрасты. Ранним утром город наполнен старухами, просящими хоть какую-то копейку на паперти, когда как остальная часть улицы пуста, хозяева магазинов ещё не начали работу. Нищие собираются у дверей кондитерских, где им швыряют чёрствые пироги и объедки.

В эпизоде описания улицы намечаются главная проблема и конфликт повести. Это лживость образов людей и вечернего Невского проспекта.

Мотив демона в произведении возникает после описания теней, таинственно светящих фонарей. В этом описании проглядывает что-то мистическое, фантастическое. Иллюзорность Невского проспекта разъясняется не только сумерками, но и действием безотчётной неведомой силы, воздействующей на людей. В последующем повествовании образ демона возможно зовёт Пискарёва за этой красавицей, которая его очаровала. Также его сон, фантастический и безумный, может быть объяснён как действия этих сил. В окончании повести мотив демона прописывается открыто, автор обвиняет его как источник фальши и обмана между людьми.

Описание Невского проспекта в начале повести подводит читателя к сути, которая прописана в конце произведения. Эти 2 описания тесно связаны мистическим образом вечернего города и лживостью того, что люди видят глазами.

Экспозиция в виде описания дня на улице играет важную роль для всей последующей повести. Автор описывает обстановку, в которой друзья встретили прекрасных дам. В вечернее время, когда всё оказывается иллюзией, это и произошло, и они оказались обмануты этим демоном.

Вариант 2

Известная повесть Н.В.Гоголя "Невский проспект" - одно из небольших, но очень значимых и ценных произведений в русской литературе 19 века. Эта повесть была написана в 1833-1834 годах, а опубликована годом позже в книге "Арабески. Разные сочинения Н.В.Гоголя".

В начале повести мы можем наблюдать описание изменения Невского проспекта, с течением времени: какой бывает главная улица Петербурга утром, и какой она становится вечером. Н.В. Гоголь, автор этой небольшой повести, попавшей в цикл "Петербургские повести", а также делится своими впечатлениями о том, каким для него кажется этот большой город, удивительно ярко и правдиво показывает нам контраст Невского проспекта.

Поручик Пирогов и художник Пискарев следят за двумя молодыми девушками, незнакомыми между собой, но гуляющими в одно и то же время по Невскому проспекту, иначе называемому сердцем Петербурга. Пискарев идет следом за брюнеткой, но понимает, что она привела его в публичный дом, художник шокирован такой нелепой неожиданностью и в полном отчаянии убегает. Художник видит её во снах - и безумно рад возможности наблюдать за возлюбленной, быть рядом с ней хотя бы во снах. Ради этого он решается употреблять опиум. После отказа молодой дамы, насмешки над его предложением руки и сердца, Пискарев снова убегает домой и заканчивает жизнь самоубийством.

Пирогов же ухлестывает за блондинкой, но понимает, что она замужем за жестянщиком. Однако это ничуть не останавливает его, он ищет повод встретиться с ней - и быстро находит его. Придя за своим заказом, он застает даму одну, танцует с ней, целует её - и именно в этот момент заходит её муж, Шиллер, с другом. Пьяные ремесленники, в гневе от увиденного, хватают Пирогова и. высекают его!

Оба случая говорят о том, что знакомства на главной улице Петербурга не привели ни к чему хорошему, однако здесь есть существенная разница: художника полюбила его безответная любовь, а поручик рассердился и расстроился лишь на время: остыв, он полностью пришел в себя.

Автор показал, что не город и не места в нем ломают человека и меняют его судьбу. Сильный человек сможет выжить в большом городе, а вот слабый, увы, забудет о ценностях, счастливым обладателем которых он был раньше.

Сочинение 3

Название неслучайно и полностью отражает суть произведения, несмотря на две сюжетообразующие линии.

Писатель скрупулезно описывает главную улицу Петербурга в разные промежутки дня. Напомним, что в те годы Петербург был столицей страны, следовательно, Невский был главной артерией и всей страны, где располагались самые крупные магазины, ярмарки и государственные учреждения. Невский проспект – это место, где встречались люди разных социальных страт: кто-то вышел совершить моцион, кто-то спешит на работу или с работы, кто-то пошел в увольнительную с военной службы. Невский проспект – это главная социальная витрина города, где сторонний наблюдатель может оценить всю палитру общества от нищих до приближенных к царской чете. Особое внимание автормуделяет одежде людей и вещам, которые они несут с собой. Это литературный прием - метонимия, дающая возможность по частности составить впечатление об общем объекте. Так, по элементам одежды можно узнать, чем человек занимается и его материальное положение. Даже по количеству грязи на ботинках узнать, где человек бывал в течение дня.

Уже тогда Гоголь вводил в обиход элементы символизма. Да, петлица в золоте, например, сразу говорит, что человек состоит на государственной службе.

Автор показывает, что главная улица – это некий организм, где отдельные частицы-люди приводят его в движение. Гоголь восхищается красотой и величием, как Петербурга, так и Невского, но и прекрасно понимает, что это бешеная круговерть, где гибель одного человека по отдельности ничего не значит.

Что касается сюжетной линии о молодых людях. Красивые девушки – это лишь как мечта, способ убежать от реальности. Не зря автор упоминает об опиуме, который помогал в миссии побега от реальной жизни.

Сочинение по произведению

Сюжет повести строится на историях двух друзей – художника Пискарева и поручика Пирогова, которые отравились прогуляться по Невскому проспекту в поисках приключений или хотя бы какого-то развлечения на вечер. И они его находят – каждый из них уходит вслед за понравившейся незнакомкой, встреченной на Невском.

Художник Пискарев уходит за таинственной брюнеткой, увлеченный её загадочным образом, который он пытался разгадать на протяжении всего пути. Однако в конце пути его ожидало лишь разочарование – дом таинственной незнакомки оказался публичным, а она сама – его работницей. Пискарев в недоумении сбегает из этого места.

Эта история учит читателя не только не судить человека по внешности, которая, как известно, зачастую обманчива. Нет, Гоголь так же даёт напутствие всем утонченным и мечтательным натурам – не стоит грезить о том, что еще не известно нам, иначе разочарование может стать фатальным.

Поручик, несмотря на собственную вину, посчитал себя оскорблённым. Но уже вечером остыл и продолжил свои похождения. В отличие от своего утонченного друга он остался жив и нисколько не пострадал. А Николай Васильевич оставил читателя наедине с его мыслями – кто же из двух приятелей был прав в своих поступках? И если никто из них не прав, то кто же наиболее близок к правильному отношению к жизни и девушкам, к любви и страстям?

Также читают:

Картинка к сочинению По повести Невский проспект

Популярные сегодня темы

Капитан Алексей Иванов, главный герой рассказа, за несколько лет, потерянных на войне, лишился способности к искренней эмпатии и навыка разрешения частых бытовых проблем

Я – подросток, а это значит, что на меня возложена огромная ответственность. Нес только даже за себя, сколько за окружающих. Я не должен приносить им вреда, должен учитывать их желания и возможности

1929 — Василий Макарович Шукшин появился на свет в Алтайском крае. Василия и его младшую сестру воспитывала мать.

Поэма Мороз красный нос рассказывает нам историю простую, но в тоже время фантастическую, а смысл её заключается в описании простой бытовой жизни. В данной простоте автор и раскрывает главную идею произведения и его смысловую цель.

Большой город привлекает талантливых людей. Они стремятся в Петербург, чтобы показать и развить свое мастерство, встретиться с другими талантливыми людьми. Так оказался здесь и герой произведения художник Пискарев. Через его восприятие автор показывает столкновение реальности с миром иллюзий, которые питает художник. Встретив на улице очаровательную девушку, он хочет с ней познакомиться. Его приятель поручик Пирогов подбадривает его, и Пискарев идет за девушкой. Он очень застенчивый, робкий и даже не смеет подумать о том, что она обратит на него внимание. Он хочет только посмотреть на дом, где она живет. Девушка представляется ему небесным существом, которое вот-вот улетит неведомо куда. Следуя за прелестным созданием, Пискарев зашел в дом, поднялся на четвертый этаж и вошел в квартиру.

Поручик Пирогов противопоставлен чувствительному Пискареву. Он познакомился с понравившейся ему блондинкой, которая оказалась женой немецкого жестянщика. Это не остановило бравого офицера, он решил приударить за ней, когда мужа не будет дома. Все так и случилось, но немец вернулся не вовремя, и Пирогов получил по заслугам. Возмущенный, он хотел было жаловаться на дерзкого жестянщика, но зашел в кондитерскую, съел пирожок и думать забыл о происшествии.

Так, приключения приятелей, начавшиеся в одну минуту на Невском проспекте, приводят одного к гибели, другого возвращают к прежней благополучной жизни.

Автор, гуляя по Невскому, вспоминает этот случай и задумывается о том, как все происходит в жизни. Он размышляет об игре, которую затевает с людьми судьба. Одному она дает много, а он не ценит этого. Другой может только мечтать, ничего не получая в реальной жизни. А самое главное, что все оказывается на деле не тем, чем кажется. Так девушка, которая казалась недосягаемым небесным созданием, оказалась доступной бездушной особой с меркантильными интересами.

Гоголь показал угрюмое бесчеловечие столицы, которое пытается спрятаться за блестящей выставкой Невского проспекта. Произведения Гоголя вдохновили Достоевского, Булгакова, А. Белого на создание новых образов Петербурга, которые перекликаются с гоголевским. Это город, который заставляет надеяться и безжалостно обманывает надежды.

С особым подходом описывает автор популярную часть города Петербурга - Невский проспект. Это место любимо всеми жителями и гостями города без исключения. Его активная жизнь начинается в полдень, и с каждым следующим часом он заполняется все новыми лицами. Одни прохожие сменяли других. И если в полдень по проспекту прогуливалась приличная публика, с наступлением сумерек в толпе можно было увидеть лиц, не обремененных моралью.

Так, двое молодых людей – художник Пискарев и поручик Пирогов, заинтересовались некими девушками, прогуливающимися в вечерних сумерках. Пискареву понравилась брюнетка, за которой он и пошел следом. Преследование привело художника в публичный дом. Его предмету обожания было всего 17 лет. Она занималась проституцией и была весьма глупа. После этого впечатлительному Пискареву стала приходить девушка во снах, где он наделял ее романтическими образами, не присущими ей, благородными чертами.

Молодой человек настолько увлекся, что стал даже принимать опиум, чтобы во сне чаще вызывать обожаемый образ девушки. Решившись, Пискарев отправляется в публичный дом, встречается с девушкой и предлагает ей выйти за него замуж, чтобы счастливо жить в праведных трудах. Куртизанка отказалась, пренебрежительно ответив, что она не служанка и не прачка.

Романтическая натура юноши не выдержала столь циничного ответа, а спустя несколько дней за выбитыми дверьми комнаты обнаружили его труп с перерезанным горлом.

Больше повезло с девушкой Пирогову. Тот, преследуя блондинку, оказывается в доме жестянщика Шиллера. Прелестница оказалась его женой. Пьяный Шиллер, который чудом не пострадал от рук своего собутыльника Гофмана, прогнал поручика из своего дома. Чтобы иметь законный повод вновь встретить блондинку, Пирогов приходит к Шиллеру, чтобы заказать себе шпоры. После шпор была заказана оправа для кинжала, Это было задумано для того, чтобы иметь возможность ухаживать за миловидной немкой. Однажды поручик был застигнут за вольностями с женой Шиллера ее мужем и пьяными друзьями-мастеровыми. Поручик подвергся унизительной порке, после чего был прогнан. Возмущению ловеласа не было предела, но отведав вкусных пирожков, и станцевав мазурку, его гнев улетучился, а позор был забыт.

В этой повести Николай Васильевич использует двойственный прием, мастерски повествуя о двух параллельных мирах – реальном и иллюзорном.

Читайте также: