Несвоевременные мысли горький сочинение

Обновлено: 07.07.2024

"Несвоевременные мысли" как вершина публицистического творчества М. Горького. Сущность расхождений между представлениями писателя о революции, культуре, личности, народе и реалиями русской жизни. Своевременность "несвоевременных мыслей", их актуальность.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 24.11.2009
Размер файла 28,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Оглавление

Горький остерегался разгула анархии, гибели культуры, победы немцев. И он приступил к созданию ряда публицистических статей, где доказывал свою точку зрения.

Горький имел возможность увидеть отсталость России от европейских государств, ощущал отрыв русской интеллигенции от народа и недоверие крестьян к интеллигенции. В цикле очерков он пытается разобраться во всем происходящем в России, он допускает противоречия в суждениях.

Горький выдвигает ряд проблем, которые пытается осмыслить и разрешить. Одной из самых значительных среди них является историческая судьба русского народа.

Еще один вопрос, привлекающий пристальное внимание Горького, - пролетариат как творец революции и культуры.

Выход из кризисных положений он видит в бережном отношении к культурному достоянию страны и народа, в сплочении работников науки и культуры в развитии промышленности, в духовном перевоспитании народных масс.

1. Горький М. Несвоевременные мысли. М.: 1991 г.

2. Парамонов Б. Горький, белое пятно. // Октябрь. 1992 г.-№5.

5. Шкловский В. Удачи и поражения М. Горького. М.: 1926 г.

Подобные документы

Изображение революции в эпопее "Солнце мертвых" И. Шмелева. Личность и революция в публицистике М. Горького ("Несвоевременные мысли"). Сопоставление мастерства изображения революции в произведениях как апокалипсиса, страшнейшей катастрофы русского мира.

курсовая работа [52,3 K], добавлен 10.12.2012

Изучение творческого пути Горького, включающее выяснение причин становления его как писателя, как революционера и как народного любимца. Взаимоотношения Горького с Львом Толстым. Отношение Горького к книге как к великому чуду, созданному человечеством.

презентация [367,1 K], добавлен 16.11.2010

Изучение русской реалистической литературы конца XIX-начала XX в. Значение творчества писателя, публициста и общественного деятеля М. Горького в литературе эпохи реализма. Определение особенностей проблематики и жанрового своеобразия пьесы "На дне".

курсовая работа [38,7 K], добавлен 11.03.2011

Современная интерпретация творческого наследия М. Горького. Начало литературной деятельности писателя. Традиции и новаторство Горького-драматурга. Традиции и новаторство поэтических произведений Горького. Анализ "Песни о Соколе" и "Песни о Буревестнике".

курсовая работа [105,6 K], добавлен 16.12.2012

Новая эпоха в русской литературе в XIX-XX вв. "Босяцкая" тема в творчестве М. Горького, которую он выводит за рамки этнографизма и бытописательства. Борьба писателя с декадентством и отображение этого в его творчестве. Борьба Горького с "утешительством".

контрольная работа [21,7 K], добавлен 10.03.2009

Хронология жизни и творчества писателя. Публикация его первого рассказа "Макар Чудра". Первая повесть "Фома Гордеев". Премьера пьесы "На дне". Секрет исключительного успеха молодого Горького. Создание страстного и возвышенного гимна во славу человека.

презентация [1,1 M], добавлен 30.10.2012

Творчество М. Горького в историческом и литературном контексте. Особенности художественного раскрытия многообразия типов русской жизни в цикле рассказов "По Руси". Образы-лейтмотивы, их характер и идейно-эстетическая роль. Анализ программ по литературе.

Сюжет и тема

Темой заметок Горького становятся события 1917-1918 годов, которые вошли в историю под названием Великой Октябрьской революции 1917 года. Горький принимает в них активное участие, дает им оценку и пишет заметки. Позиция автора однозначна – он против того, что развернулось в эти месяцы не только в столице, но и в стране и активно критикует власть, теперь уже советскую, критически относится к деятельности Ленина. Главное, против чего выступает автор – это кровавый террор.

Книга представляет собой газетные заметки, размещенные в хронологическом порядке.

Главные герои

Композиция

Книга состоит из пятидесяти восьми заметок о революции, которую писатель на первых порах приветствует, но, увидев и почувствовав, куда ведет дальнейшее развитие событий, выступает против методов и форм борьбы новой власти со старыми структурами.

Пишет Горький о состоянии культуры и об отношении к ней со стороны большевиков, их яростное сопротивление предложению сотрудничать с интеллигенцией. И все же, несмотря на все происходящее, писатель уверен, что Русь, так он называет страну, не погибнет, она воспрянет, он верит в ее светлое будущее. В мае 1918 года, накануне закрытия газеты, Горький пишет о революционере, дает свое понимание его назначения и роли в революции. Он, по его мнению, должен остро чувствовать социальную несправедливость и социальные обиды.

Завершая свои заметки, Горький пишет о политике, которая лжива и отвратительна, ей всегда сопутствуют насилие и клевета. Свои надежды Горький возлагает на культурную работу, которая способна, если ее поставить впереди политики, уберечь от многих ошибок.

2 вариант

Данное произведение описывает мысли, ожидания автора и реакцию на то, что на самом деле породила революция. Алексей Максимович Горький ожидает того момента, когда народ наконец-то сможет творить историю самостоятельно. Он ожидал, что революция сможет поднять духовность в народе.

После того, что произошло в октябре автор понимает, что всё идет не по плану. Теперь писатель с тревогой размышляет о том, что же на самом деле принесет революция. Теперь он очень озадачен тем, как изменится жизнь народа, что же сделает пролетариат. Какую пользу он принесет. Теперь же у людей должна появиться возможность освободиться от рабства.

Горький считает, что данная революция имеет одну глобальную цель – превратить вчерашний рабов в мыслящие личности. Однако, реальность оказалось абсолютно иной. Мало того, что это событие не смогло поднять духовность, так оно еще и пробудило все животные инстинкты в людях. Во время революции началась волна преступлений, потому как царила безнаказанность. Здесь не было места воспитанию гражданственности.

Матросы, бунтуя кричали, что за голову своего возьмут сотни голов. Их ничто не останавливало, не было ни капли сочувствия. Они почувствовали наличие власти и опустили до звериных методов. Алексей Максимович называет это рёвом трусливых и распоясанных зверей, которые называли свои мотивы справедливостью.

Автор имеет свой взгляд на народ. Он в корне отличается от большевиков. Автор не собирается заниматься обожанием народа, а хочет сказать ему всю правду. Он это делает, чтобы избежать такого позора, когда народ будут поливать грязью враги и их поведение можно будет приравнять к плевку в лицо. Алексей Максимович подчеркивает жестокость и пассивность своего народа, который получая власть, теряет над собой контроль. Мало того, абсолютно не в состоянии усвоить культуру. Очень сложно из вчерашних рабов сделать личности. Однако, несмотря на всё это автор понимает, что поспособствовало таким проблемам. Если человека всю его жизнь мучили, унижали, использовали как угодно, кроме жестокости в его душе ничего не останется. Жажда мести своим несправедливым хозяевам берет верх над сознанием, как только человек понимает, что получает возможность наказать своих обидчиков.

В данном труде автор очень резко и сильно критикует революционных деятелей. Ленин, Троцкий и другие, также оказываются в этом числе. Автор пытается достучаться до пролетариата и показать, что ему не собираются давать свободу. Вожди желают управлять и не собираются давать свободу.

Практика показала, что пролетариат не услышал предупреждений и пошел дальше.

Подробный анализ

Жанр и тема

Жанр: публицистика. В произведении содержатся заметки о революции. Ленин устроил террор и на трупах людей пришёл к власти. Жесток и сам народ, развязавший кровавый кошмар.

Главные герои

Главные герои — Ленин, Зиновьев, Троцкий, Луначарский, простые люди.

Композиция

Сюжет

Горький разделял революционные идеи ещё в 90-е годы 19 века. Но результатами октябрьской революции он разочаровался. Писатель знал, что разгневанные народные массы затопчут кого угодно. Горький считал, что русский народ так и не стал свободным. В политическом плане —да. Но истинную свободу он не обрёл. Спасение лежит в развитии культуры. Только знание поможет одержать полную победу. Война показала русского человека с другой стороны. Он оказался слабым перед культурным противником. Народ убеждал себя в духовном превосходстве над Европой, а в итоге погряз в собственном эгоизме, лени, беззаботности.

Автор в произведении осуждает жестокость и глупость. Русский должен отказаться от насилия, считает он, или свободу не достичь. Война — бессмысленное побоище. После революции русским открылась возможность самосовершенствоваться. Но вместо духовного роста… Сколько людей могли бы принести пользу стране своим трудом, если бы не окопы. Творческие личности вынуждены браться за оружие. Гибнет культура. Мир грозит утонуть в крови. И виноват в этом каждый человек.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Несвоевременные мысли

Популярные сегодня темы

Мой любимый кабинет это кабинет музыки. Самый необычный кабинет во всей школе! Ещё, конечно, есть красивый кабинет труда. Но там просто много поделок и всего такого. Химии, биологии – тоже интересные кабинеты.

Портрет моего поколения неоднозначен. В него входят разные люди: с различными интересами, целями и образом жизни. Однако, несмотря на все различия, у современных людей общие черты. Рассмотрим это на примерах.

Особое место в наследии Горького занимают статьи, печатавшиеся в газете “Новая жизнь”, которая выходила в Петрограде с апреля тысяча девятисот семнадцатого по июнь 1918 года. После победы Октября “Новая жизнь” бичевала издержки революции, ее “теневые стороны” (грабежи, самосуды, расстрелы). За это ее остро критиковала партийная печать.

Кроме того, газету дважды приостанавливали, и в июне 1918 года закрыли совсем.

Горький первым сказал о том, что не следует думать,

будто революция сама по себе “духовно искалечила или обогатила Россию”. Только теперь начинается “процесс интеллектуального обогащения страны – процесс крайне медленный”. Поэтому революция должна создать такие условия, учреждения, организации, которые помогали бы развитию интеллектуальных сил России.

Горький считал, что народу веками жившему в рабстве, надо прививать культуру, давать пролетариату систематические знания, ясное понимание своих прав и обязанностей, учить начаткам демократии.

В период борьбы против Временного правительства и установления диктатуры пролетариата, когда

повсюду лилась кровь, Горький ратовал за пробуждение в душах добрых чувств с помощью искусства: “Для пролетариата дары искусства и науки должны иметь высшую ценность, для него – это не праздная забава, а пути углубления в тайны жизни. Мне странно видеть, что пролетариат в лице своего мыслящего и действующего органа “Совета Рабочих и Солдатских депутатов” относится так равнодушно к отсылке на фронт, на бойню, солдат-музыкантов, художников, артистов драмы и других нужных его душе людей. Ведь посылая на убой свои таланты, страна истощает сердце свое, народ отрывает от плоти своей лучшие куски”. Если политика разъединяет людей на остро враждующие группы, то искусство открывает в человеке общечеловеческое: “Ничто не выпрямляет душу человека так легко и быстро, как влияние искусства, науки”.

Горький помнил о непримиримости интересов пролетариата и буржуазии. Но с победой пролетариата развитие России должно было пойти по демократическому пути! А для этого надо было прежде всего прекратить грабительскую войну (в этом Горький сходился с большевиками).

Угрозу демократии писатель видит не только в деятельности Временного правительства, в вооруженной борьбе, но и в поведении крестьянских масс с их древними “темными инстинктами”. Эти инстинкты выливались в погромы в Минске, Самаре и других городах, в самосуды над ворами, когда людей убивали прямо на улицах: “Во время винных погромов людей пристреливают, как волков, постепенно приучая к спокойному истреблению ближнего…”

В “Несвоевременных мыслях” Горький подходил к революции с морально-нравственных позиций, страшась неоправданного кровопролития. Он понимал, что при коренной ломке общественного строя вооруженных столкновений не избежать, но при этом выступал против бессмысленной жестокости, против торжества разнузданной массы, которая напоминает зверя, почуявшего запах крови.

Основная идея “Несвоевременных мыслей” – нерасторжимость политики и нравственности. Пролетариат должен быть великодушен и как победитель, и как носитель высоких идеалов социализма. Горький протестует против арестов студентов и разных общественных деятелей (графини Паниной, книгоиздателя Сытина, князя Долгорукова и др.), против расправы с кадетами, убитыми в тюрьме матросами: “Нет яда более подлого, чем власть над людьми, мы должны помнить это, дабы власть не отравила нас, превратив в людоедов еще более мерзких, чем те, против которых мы всю жизнь боролись”.

Статьи Горького не оставались без ответа: большевики проводили расследования и наказывали виновных. Как и всякий настоящий писатель, Горький находился в оппозиции к властям, на стороне тех, кому в данный момент было плохо. Полемизируя с большевиками, Горький тем не менее призывал деятелей культуры сотрудничать с ними, ибо только таким образом интеллигенция могла выполнить свою миссию просвещения народа: “Я знаю, что они производят жесточайший научный опыт над живым телом России, я умею ненавидеть, но я хочу быть справедливым”.

Горький назвал свои статьи “несвоевременными”, но его борьба за подлинную демократию была начата вовремя. Другое дело, что новую власть очень скоро перестало устраивать наличие любой оппозиции. Газету закрыли.

Интеллигенции (в том числе и Горькому) позволили уехать из России. Народ очень скоро попал в новое рабство, прикрытое социалистическими лозунгами и словами о благе простых людей. Горький надолго был лишен права высказываться открыто.

Но то, что он успел опубликовать – сборник “Несвоевременные мысли” – останется бесценным уроком гражданского мужества. В них – искренняя боль писателя за свой народ, мучительный стыд за все, что происходит в России, и вера в ее будущее, несмотря на кровавый ужас истории и “темные инстинкты” народных масс, и вечный призыв: “Будьте человечнее в эти дни всеобщего озверения!”

3. Несвоевременные мысли – живой документ русской революции 8 стр.

4. Заключение 15 стр.

5. Список литературы 16 стр.

6. Приложение 17 стр.

Максим Пешков выучился ремеслам краснодеревщика, обойщика и драпировщика. Человек он был, по - видимому, неглупый (потом его назначали управляющим пароходной конторой), и художественно одаренный – он руководил строительством триумфальной арки, сооружавшейся по случаю приезда Александра II.

Дед со стороны матери Василий Каширин в молодости был бурлаком, потом открыл в Нижнем Новгороде небольшое красильное заведение и тридцать лет был цеховым старшиной.

Большая семья Кашириных - кроме Василия Каширина с женой, в доме, где поселились Максим и Варвара, жили их два сына с женами и детьми- не была дружной, отношение Максима Савватиевича с новой родней не ладились, и в первой половине 1871 года Пешковы уехали из Нижнего в Астрахань.

Своего доброго, неистощимого на выдумки отца Алексей почти не помнил: он умер в 31 год, заразившись холерой от четырехлетнего Алеши, за которым самоотверженно ухаживал. После смерти мужа варвара с сыном вернулась к отцу в Нижний Новгород.

Дядья Алеши любили выпить, а выпив – били друг друга или своих жен. Попадало и детям. Взаимная вражда, жадность, постоянные ссоры делали жизнь невыносимой.

В автобиографической трилогии писатель с любовью воспоминает и других добрых и хороших людей.

Дед начал учить внука грамоте по Псалтырю и Часослову. Мать заставляет мальчика учить наизусть стихи, но скоро у Алеши появилось непобедимое желание переиначить, исказить стихи, подобрать к ним другие слова.

Это упорное желание переделать стихи по - своему злило Варвару. Терпения для занятий с сыном ей не хватало, да и вообще внимания на Алешу она обращала мало, считая его причиной смерти мужа.

В семь лет Алеша пошел в школу, но проучился всего месяц: заболел оспой и чуть не умер.

В январе 1877 года его определили в Кунавинское начальное училище – школу для городской бедноты.

Дальше учиться не пришлось. 5 августа 1879 года от скоротечной чахотки (туберкулеза легких) умерла мать, а через несколько дней дед сказал: - Ну, Лексей, ты не медаль, на шее у меня – не место тебе, а иди-ка ты в люди…

Алеше минуло одиннадцать лет.

Позже, он плавает посудником на пароходе, опять в услужении у Сергеевых, ловит для продажи птиц. Был Алексей и продавцом в иконописной лавке, работником в иконописной мастерской, десятником на строительстве ярмарки, статистом в ярмарочном театре.

В 1913 году после амнистии он возвращается в Петербург, где и живет до своей второй эмиграции 1921 года.

Но как ни парадоксально, ни первая, ни вторая эмиграция не отразились в творчестве писателя.

В это время Горький, находившийся под контролем агентов ОГПУ и своим секретаря Крючкова, переживает душевный кризис. Он чувствует себя одиноким. Писатель не хочет видеть, но видит ошибки и страдания, а порой даже бесчеловечность нового дела.

В то время Крючков становится единственным посредником всех связей Горького с внешним миром: письма, визиты (вернее, просьбы посетить Горького) перехватываются им, одному ему дано судить о том, кому можно, а кому нельзя видеть Горького.

Несвоевременные мысли – живой документ русской революции

Изучение жизни и творчества Горького в советскую эпоху 1917–1936 годы) трудно. Эти годы отмечены особым драматизмом взаимоотношений писателя с властью, крайней остротой литературной борьбы, в которой Горький играл далеко не последнюю роль. В освещении этого периода жизни и творчества Горького не только нет единодушия среди исследователей, более того — здесь господствует крайний субъективизм в оценках. В литературоведении советской эпохи Горький представал непогрешимым и монументальным. Если же верить новейшим публикациям о писателе, в литом корпусе монумента сплошь пустоты, заполненные мифами и легендами. Человеку, приступающему к изучению советского периода в творчестве Горького, приходится основательно “процеживать” этот материал ради того, чтобы с максимальной объективностью представить путь писателя в эти годы: его надежды и разочарования, мучительность исканий, колебания, заблуждения, его ошибки, реальные и мнимые.

По признанию самого Горького, “с осени 16-го года по зиму 22-го” он “не написал ни строчки” художественных произведений. Все его мысли были связаны с бурными событиями, потрясавшими страну. Вся его энергия была обращена на непосредственное участие в общественной жизни: он вмешивался в политическую борьбу, старался выручать из застенков ЧК ни в чём не повинных людей, добивался пайков для умирающих от голода учёных и деятелей искусства, затевал дешёвые издания шедевров мировой литературы. Публицистика в силу своей специфичности была для него одной из форм прямого общественного действия.

Но вскоре после октябрьских событий (в статье от 7 декабря 1917 года), уже предчувствуя иной, чем он предполагал, ход революции, Горький с тревогой вопрошает: “Что же нового даст революция, как изменит она звериный русский быт, много ли света вносит она во тьму народной жизни?”[1] . Эти вопросы были адресованы победившему пролетариату, который официально встал у власти и “получил возможность свободного творчества”.

Вся “интрига” произведения состоит в том, что мы можем увидеть столкновение идеалов, во имя которых Горький призывал к революции, с реалиями революционной действительности. Из их несовпадения вытекает один из главных вопросов, возникающих в процессе изучения статей: в чём состоит, говоря словами Горького, его “линия расхождения с безумной деятельностью народных комиссаров”?

Следующее принципиальное расхождение между Горьким и большевиками кроется во взглядах на народ и в отношении к нему. Вопрос этот имеет несколько граней.

Всматриваясь в нарисованную писателем картину, необходимо отметить подробности и детали, не забывая об их эмоциональной окрашенности. Мы видим участников июльской демонстрации: вооружённых и невооружённых людей, “грузовик-автомобиль”, тесно набитый разношёрстными представителями “революционной армии”, что мчится “точно бешеная свинья”. (Далее перед нами возникает образ грузовика, вызывает не менее экспрессивные ассоциации: “гремящее чудовище”, “нелепая телега”.) Затем начинается “паника толпы”, испугавшейся “самой себя”, хотя за минуту до первого выстрела она “отрекалась от старого мира” и “отрясала его прах с ног своих”. Перед глазами наблюдателя предстаёт “отвратительная картина безумия”: толпа при звуке хаотических выстрелов повела себя как “стадо баранов”, превратилась в “кучи мяса, обезумевшего от страха”.

Горький ищет причину происшедшего. В отличие от абсолютного большинства, винившего во всём “ленинцев”, германцев или откровенных контрреволюционеров, он называет главной причиной случившегося несчастья “тяжкую российскую глупость” — “некультурность, отсутствие исторического чутья”.

Сами выводы, сделанные мною из этого произведения, превращаются в постановку главных, по мысли автора, задач революции: “Этот народ должен много потрудиться для того, чтобы приобрести сознание своей личности, своего человеческого достоинства, этот народ должен быть прокалён и очищен от рабства, вскормленного в нём, медленным огнём культуры”[6] .

В чем же состоит суть расхождений М. Горького с большевиками по вопросу о народе.

Рассмотрим один из самых принципиальных расхождений Горького с идеологией и политикой “народных комиссаров” — спор о культуре.

Ни один факт ущемления культуры, каким бы незначительным он ни казался, не проходит мимо внимания писателя. Он протестует против “грязной” литературы, “особенно вредной именно теперь, когда в людях возбуждены все тёмные инстинкты”[10] ; выступает против “решения Совета солдатских депутатов по вопросу об отправке на фронт артистов, художников, музыкантов”, потому что страшится следующего: “. с чем мы будем жить, израсходовав свой лучший мозг?”[11] . Он сетует по поводу исчезновения с книжного рынка “хорошей честной книги”, а “книга — лучшее орудие просвещения”[12] . Узнав о запрете на издание оппозиционных газет и журналов, “чувствует тоску”, мучительно тревожится “за молодую Русь, только что причастившуюся даров свободы”10 , поднимает голос протеста против ареста И.Д. Сытина, которого за его пятидесятилетнюю издательскую деятельность называет подлинным “министром народного просвещения” [13] .

Но на мощной волне революции выплеснулся на поверхность и другой тип общественного деятеля, которого Горький хлёстко назвал “революционером на время”. Таких людей он увидел прежде всего среди участников октябрьского переворота. “Революционер на время” — это человек, “принимающий в разум”, а не в душу “внушаемые временем революционные идеи”, и поэтому он “искажает” и “опорочивает”, “низводит до смешного, пошлого и нелепого культурное, гуманистическое, общечеловеческое содержание революционных идей”. Такие деятели переводят революционный порыв в сведение счётов с бывшими реальными или мнимыми обидчиками (“за каждую нашу голову. ”), это они провоцируют в возбуждённой толпе “хватательный инстинкт” (“грабь награбленное”), это они оскопляют, обескрыливают, обесцвечивают жизнь якобы во имя всеобщего равенства (ибо это равенство в бедности, в бескультурье, в нивелировании личностей), это они, насаждая новую — “пролетарскую” — мораль, по сути, отрицают мораль общечеловеческую.

Горький доказывает, что для “холодного фанатика”, “аскета”, “оскопляющего творческую силу революционной идеи”[14] , совершенно несущественны моральные аспекты революции, больше того — вроде бы благородная поза аскета становится даже неким романтическим оправданием невиданной жестокости, с которой “революционеры на время” осуществляли свой проект преобразования России. Главное же проявление аморальности большевиков Горький видит в их отношении ко всему народу как к объекту гигантского эксперимента: “материал для бесчеловечного опыта” — так сказано в статье от 19.01.18; “из этого материала — из деревенского тёмного и дряблого народа” — фантазёры и книжники хотят создать новое социалистическое государство” — это фраза из статьи от 29.03.18; “они (большевики) производят над народом отвратительный опыт” — это в статье от 30.05.18. А в статье от 13.01.18 автор высказывается ещё жёстче: “Народные комиссары относятся к России как к материалу для опыта, простой народ для них — та лошадь, которой учёные-бактериологи прививают тиф для того, чтоб лошадь выработала в своей крови противотифозную сыворотку. Вот именно такой жестокий и заранее обречённый на неудачу опыт производят комиссары над русским народом. Реформаторам из Смольного нет дела до России, они хладнокровно обрекают её в жертву своей грёзе о всемирной или европейской революции”[15] . Обвинение в аморальности — это самое главное обвинение, которое Горький бросает в лицо новой власти. Стоит обратить внимание на крайнюю экспрессию слова писателя в приведённых фрагментах: сравнение социального переворота с лабораторным экспериментом, а России — с подопытным животным; скрытое противопоставление опыта и грёзы, подтверждающее несостоятельность революционных действий; прямо-оценочные эпитеты (“жестокий” и “обречённый на неудачу”, язвительный перифраз “реформаторы из Смольного”). В статье от 16.03.18 вожди Октября ассоциируються с библейскими палачами — “несчастную Русь” они “тащат и толкают на Голгофу, чтобы распять её ради спасения мира”.

1. Горький М . Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991

2. Голубкова М. Максим Горький. М.: Дрофа, 1997

3. Игнебейрг Л.Я. От Горького до Солженицына. М.: Высшая школа, 1997

6. Островская О.Д. Рукой Горького, М.: 1985

7. Шкала И.С. Семь лет с Горьким. М. 1990














[1] Горький М . Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.13

[2] Горький М . Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.64-66

[3] Горький М . Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.65

[5] Горький М . Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.36

[6] Горький М . Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.36

[7] [7]Горький М . Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С. 92

[8] Горький М . Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.36

[9] Горький М . Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.12

[10] Горький М . Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.30

[11] Горький М . Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.33

[12] Горький М . Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.38

[13] Горький М . Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.70

[14] Горький М . Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.28

[15] Горький М . Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.87

[16] Горький М . Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.87

История создания

Максим Горькийв Италии

Максим Горький некоторое время прожил в Италии. Накануне Первой мировой войны он решил вернуться в Россию. Приехав, удивился тому, как изменилась страна и люди. В тяжелый период для государства писатель принимал активное участие в противостояниях национальной розни, критиковал убийственный дух войны. Он создавал публицистические статьи, где отстаивал свою точку зрения.

Очерки и конспекты Горького были противоречивыми и поэтому они попадали в закрытый фонд русской литературы. Наименование книги считается парадоксальным, так как автор всегда что-то рассказывает, повествует и разъясняет.

  • гнев;
  • свободу слова;
  • духовность.

Идеей создания книги стали актуальные проблемы современности и культуры 20−30 годов.

Краткое содержание

Вся книга состоит из заметок публициста. Главной его мыслью было то, что политическая победа — это только начало. Российский народ может одержать победу только в случае развития культуры.

Он отмечал, что сильный человек должен использовать в качестве оружия только духовность и культурность. Самыми сильными врагами автор считал глупость и жестокость по отношению друг к другу. Пока человек не освободится от насилия, он не будет свободным в душе.

Горький был погружен в размышления об изменении жизни

После октябрьских событий писатель осознал, что все идет не по плану и задумался, к чему приведет революция. В этот момент он был погружен в размышления об изменении жизни всего народа и что будет делать пролетариат.

Горький считал, что у людей появилась возможность избавиться от рабства и стать мыслящими личностями. Но время показало, что это не так, итог был противоположный. Кроме этого, революция пробудила в людях животные инстинкты и жестокость. В это время уровень преступности стал выше, и царила безнаказанность.

Писатель на все происходящее смотрит по-своему. Он не хочет заниматься самообманом, а старается сказать всю правду в лицо. Горький подчеркивает всю жестокость людей, которые получили власть и потеряли человечность. Невозможно из рабов сотворить культурную личность.

Если человек на протяжении всей жизни был подвержен оскорблениям и унижениям в его душе не остается доброты. Как только появляется малейшая возможность отомстить своим обидчикам, человек воспользуется ей, забыв про все моральные качества.

В тексте рассказа писатель критикует известных деятелей:

Таким образом, он хочет донести простому народу то, что эти люди не дадут им свободы, они жаждут власти.

Читайте также: