Неповторимая весна иван шамякин сочинение

Обновлено: 04.07.2024


Тревожное счастье. Иллюстрация № 1

Иван Шамякин Тревожное счастье


Тревожное счастье. Иллюстрация № 2

Неповторимая весна

Тревожное счастье. Иллюстрация № 3

Его вывели из оцепенения голоса и смех. Несколько женщин с корзинками, бидонами и туфлями в руках возвращались из города и сели отдохнуть под соснами.

— Тетки! До Холмеч далеко?

Петро хитро спрашивал о расстоянии до соседнего местечка, боясь встретить людей из той деревни, где работает она, его Саша, потому что такие люди обязательно стали бы допытываться, к кому он едет. Вопрос он задал просто так, для забавы, потому что давно уже узнал у словоохотливого стрелочника, сколько километров до Холмеч, и не только до Холмеч, но и до каждой деревни по этой дороге.

— До вечера пролежишь — ближе будешь, — засмеялась одна из женщин.

— Видать, домой так спешит. А мать ждет не дождется, — с упреком сказала старуха.

Вероятно, они видели его на этой скамейке, когда еще в город ехали, потому что самая молодая опять пошутила:

— К невесте небось давно бы пешком добежал.

Слова ее задели парня, ему стало стыдно. Он взял портфель и отошел в сторону, чтоб не слышать их смеха и шуток. Вскоре подъехал грузовик, и женщины, загремев бидонами, начали шумно залезать в кузов. Петро спросил у шофера, можно ли подъехать и ему.

— Пять рублей, — потребовал толстый краснолицый человек, больше похожий на директора маслозавода, чем на шофера.

Для студента, в чьем кармане лежала всего одна десятка, это было дорого. Он едко сказал краснолицему водителю:

— Благодарю за милость, — и пошел назад, к переезду.

Женщинам, видно, стало его жалко. Они что-то сказали шоферу и крикнули парню:

— Иди садись! Чего там! Может, посватаешься к нашим девчатам.

Шофер тоже окликнул:

— Эй, ты! На гоноре далеко не уедешь! Садись! Подвезу.

Петро не оглянулся. Когда же машина тронулась и пыль немного осела, он повернулся и зашагал вслед за ней — туда, где кончался небольшой сосняк и открывалось широкое поле.

Кто шел по дороге от Речицы на Лоев, тот знает, какая это скучная и тяжелая дорога, особенно в летнюю жару. Она тянется по голой равнине, обходя зеленые оазисы деревень, где путник мог бы напиться студеной воды из колодца и отдохнуть в тени верб или вишен. Ни деревца, ни куста, ни единой речушки — только несколько рвов, по которым сбегает в Днепр весенняя вода. А самое мучительное — идти и все время видеть неподалеку, слева, густую стену леса и любоваться с пригорков полосой воды, которая соблазнительно, словно мираж, блестит на солнце среди яркой зелени лугов. Но до Днепра — два-три километра. И, понятно, не у каждого пешехода хватает воли удлинить свой путь на несколько километров, чтобы выкупаться. Раньше дорога шла вдоль самого Днепра, через деревни Жмуровка, Засна, Леваши, но какой-то дорожный начальник, вероятно никогда не ходивший пешком, решил отвести ее в поле, чтобы сделать более прямой, короткой и более проезжей весной и осенью. Но от этого она не стала ни более короткой, ни более проезжей в непогоду. Правда, в наше время, когда всюду столько машин, даже влюбленные и поэты не ходят пешком. Но так ли это хорошо? Пройти одному по чудесной дороге, в добром настроении — разве это не

Иван Шамякин - автор 73 книг. Из известных произведений можно выделить: Сердце на ладони, Тревожное счастье, Злая звезда. Все книги можно читать онлайн и бесплатно скачивать на нашем портале.

Сердце на ладони

В центре этого многопланового романа жизнь двух семей: известного хирурга Яроша и журналиста Шиковича - и их борьба за высокие идеалы коммунистической морали. Большой дружбой и общностью интересов связаны эти семьи. Сильные духом, самоотверженные труженики и искатели, они живут интересной и яркой жизнью. Любопытна линия молодых представителей этих семей: Маши, Славика, Тараса и других. Со мн.

Тревожное счастье

"Тревожное счастье" - цикл повестей, написанных народным писателем Белоруссии Иваном Шемякиным, автором романов "Глубокое течение", "В добрый час", "Криницы", "Сердце на ладони". "Снежные, зимы", "Атланты и кариатиды". Объединенные общим сюжетом и действующими лицами повести "Неповторимая весна", "Ночные зарницы", "Огонь и снег", "Поиски встречи" и "Мост" охватывают период от предвоенных дней д.

Злая звезда

Возьму твою боль

Главный герой романа "Возьму твою боль" народного писателя БССР, лауреата Государственной премии СССР И.П.Шамякина Иван Батрак, детство которого пришлось на тяжелые годы Великой Отечественной войны,- коммунист, занятый мирным трудом хлебороба. Но возвращение в село бывшего полицая, участвовавшего в расстреле матери Ивана, разбудило боль, память о прошлом… Драматизм произведения, его публицистическ.

Атланты и кариатиды

Иван Шамякин — один из наиболее читаемых белорусских писателей, и не только в республике, но и далеко за ее пределами. Каждое издание его произведений, молниеносно исчезающее из книжных магазинов, — практическое подтверждение этой, уже установившейся популярности. Шамякин привлекает аудиторию самого разного возраста, мироощущения, вкуса. Видимо, что-то есть в его творчестве, близкое и необходимое .

Торговка и поэт. Брачная ночь

Книгу И. Шамякина составляют повести "Торговка и поэт" и "Брачная ночь". Повести посвящены мужеству, самоотверженной борьбе белорусских подпольщиков и партизан в годы Великой отечественной войны.

Глубокое течение

В однотомник классика белорусской советской литературы, Народного писателя БССР вошли получившие широкую известность роман "Глубокое течение", повести "Торговка и поэт" и "Брачная ночь". Все эти произведения посвящены героической и трагической странице в истории Белоруссии - Великой Отечественной войне. Писатель поднимает острые морально-нравственные проблемы, описывает жизнь различных слоёв белор.

«Торговка и поэт… Противоположные миры. Если бы не война, разрушившая границы между устойчивыми уровнями жизни, смешавшая все ее сферы, скорее всего, они, Ольга и Саша, никогда бы не встретились под одной крышей. Но в нарушении привычного течения жизни — логика войны. Повесть исследует еще не тронутые литературой жизненные слои. Заслуга И. Шамякина прежде всего в том, что на этот раз он выбрал в г.

Криницы

Снежные зимы

… Видывал Антонюк организованные охоты, в которых загодя расписывался каждый выстрел — где, когда, с какого расстояния — и зверя чуть ли не привязывали. Потому подумал, что многие из тех охот, в организации которых и он иной раз участвовал, были, мягко говоря, бездарны по сравнению с этой. Там все было белыми нитками шито, и сами организаторы потом рассказывали об этом анекдоты. Об этой же охоте а.

В добрый час

+

5 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 5

Ответ

+

Игорёк ушёл на фронт утром 2 октября 1941 года. Его провожала вся коммунальная квартира. Сосед Володя, отправленный в тыл с тяжёлым ранением, давал ему мужские советы — больше это сделать было некому, у Игоря не было отца. Стоя в распахнутых дверях коммуналки, Анна Фёдоровна провожала взглядом гибкую мальчишескую спину сына.

Из всех мужчин коммуналки домой вернулся только Володя. Вскоре он женился на Римме из соседнего подъезда. Анна Фёдоровна с трудом смирилась с этим — для неё Римма была девушкой Игорька. Каждый вечер она перечитывала письма от Игорька и сержанта Переплётчикова. Бумага совсем истрепалась, и Анна Фёдоровна сделала копии, которые лежали в папке на тумбочке. Оригиналы она спрятала в шкатулку, где хранились вещи сына.

Письма женщина перечитывала каждый вечер. Это превратилось в необходимый ей ритуал. Письма звучали для Анны Фёдоровны голосами сына и незнакомого ей сержанта, только похоронка всегда оставалась безмолвной, как могильная плита. Женщина не решалась признаться в этой привычке квартире.

Вскоре справили восьмидесятилетие Анны Фёдоровны. Римма пригласила всех, кто ещё помнил Игорька, и женщина была счастлива. Минул 1985 год, очередная годовщина Победы. Однажды к Анне Фёдоровне пришли пионеры, мальчик и две девочки, и попросили показать письма. Затем одна из девочек начала требовать, чтобы Анна Фёдоровна отдала письма в школьный музей. Она считала, что письма женщине не нужны, поскольку она уже стара и скоро умрёт, а их звену эти документы необходимы, чтобы выполнить план. Анне Фёдоровне была неприятна наглая напористость пионерки. Она отказала и прогнала детей.

Вечером выяснилось, что письма пропали. Их украли пионеры. Анна Фёдоровна смутно помнила, как они шептались у комода, где лежала шкатулка. Вокруг Анны Фёдоровны воцарилась тишина. Она больше не слышала голос сына. Но вскоре зазвучал другой голос, громкий, официальный — это заговорила похоронка. Слёзы продолжали медленно течь по щекам Анны Фёдоровны даже после того, как она умерла.


В литературу этому одаренному, чуткому, внимательному, восприимчивому человеку суждено было прийти в достаточно молодом возрасте. Потому-то, прожив большую жизнь, на её закате, он с гордостью будет говорить о том, что отдал писательскому труду свыше шести десятилетий. И эти долгие годы были для Ивана Шамякина, чей столетний юбилей со дня рождения приходится на последние январские дни 2021 года, необычайно плодотворными. Он умел трудиться самозабвенно, ударно, отдаваясь творчеству всецело, не жалея ни времени, ни сил. Писательство было для Ивана Петровича не просто работой, пусть и любимой, а высоким призванием, скорее даже, – служением, жить без которого самобытный художник не мог. Да и жил он споро, с огоньком, постоянно вникая в проблемы повседневности, пытаясь их понять, давая им исчерпывающие оценки и неизменно проникая в существо бытовавших в обществе явлений. Оттого и были его произведения предельно реалистичны, им верилось, достоверность излагаемого в книгах писателя не вызывала, даже при некоторой романтичности и закрученности сюжетов, никаких сомнений. Собственно, в том-то и состоит заслуга Шамякина перед белорусской и всей многонациональной советской литературой, что он смог удачно, выпукло и правдиво показать в своих произведениях само время, в котором жил, любил, творил, созидал и которое, уже давно, плотно ассоциируется и с его светлым и добрым именем.

Почему заостряю внимание на этих образах? Что, Шамякин писал лишь о советских и партийных руководителях и работниках? Нет, конечно. Писал он и о мужественных партизанах, подпольщиках, колхозниках, рабочих, учителях, директорах школ, врачах, писателях, архитекторах, и, в целом, – о современной ему интеллигенции. Но, при этом, партийным работникам в его творчестве было, тем не менее, отведено заметное место. И не только потому, что писатель сам был крупной фигурой в партийной и государственной иерархии БССР. Скорее всего, внимание к ним было вызвано самой жизнью, современностью, о которой писатель создал большинство своих произведений.

Кстати, что для нашего времени может показаться не совсем правдоподобным, в романе первое лицо в области, Сосновский, навещает Карнача, снятого с должности главного архитектора города, на его даче, где тот, обиженный на решение бюро горкома партии, решает спрятаться от преследующих его неприятностей. Трудно представить, чтобы сегодня кто-нибудь из губернаторов поехал на беседу к снятому с должности руководителю местного пошиба, дабы разобраться в существе вопроса и найти для человека необходимые ему добрые и ободряющие слова. Всё же, в советские годы, при всех негативных явлениях, сопутствовавших им, партийные руководители, в большинстве своем, были скромнее и добрее нынешних небожителей. Да и к людям они относились более внимательно, чутко, стараясь помочь…

Удалось писателю, насытив повествование выдержками из ленинских произведений, официальных документов, протоколов ЦК РСДРП(б), воспоминаний очевидцев, создать не только достоверную картину того периода жизни вождя революции и молодого социалистического государства, но, и, благодаря своей авторской позиции, показать Ильича с разных сторон, особое внимание придав масштабу его государственной деятельности. Важно и то, что Шамякин попытался осветить и вопрос об отношении Ленина к соратникам по большевистской партии и Совнаркому, причем и к таким противоречивым, одиозным фигурам, как Л. Троцкий и Н. Бухарин. И видим мы не однобокое сравнение или лобовое столкновение мнений и позиций. Автор дает нам возможность проследить мысль Ленина в отношении этих деятелей и их политического прожектерства. Мы, как будто, вместе с ним анализируем их поступки, давая им принципиальные оценки. К слову, такой композиционный подход свойственен и другим сюжетным линиям романа. Неизменно же одно – через ленинские оценки и выводы, через череду его рассуждений и диалогов, переживаний и чувств, нам и предстает реальная картина событий тех лет и та грандиозная роль, которая и принадлежит Ленину в их разрешении.

Не преследуя цель кого бы то ни было в чем-то убеждать и за те, или иные идеи агитировать, пишу об этой стороне творчества Шамякина лишь для того, дабы читатель представлял все стороны его многогранного писательского труда. Не мало важно и то, что в современной Белоруссии, эти произведения политического характера не замалчиваются. Как известно, руководство республики не стало отказываться от своего советского прошлого. Следовательно, нет оснований ставить под сомнение и те произведения Шамякина, в которых на передний план он выводил Ленина и партийных работников.

Если же говорить в общем и целом, то Шамякина следует считать художником, рисовавшим современность. Большинство его произведений посвящено ей. Он умел прекрасно видеть и слышать время. Да и сам облик современного человека, его чувства, переживания, психологические и нравственные аспекты в личностном развитии, художника всегда очень интересовали. Причем он пытался посмотреть на моральный облик своих героев в их движении, развитии, не раз задаваясь вопросом: а может ли человек меняться в лучшую сторону? Способен ли человек идти на решительные поступки, отстаивая свои убеждения и взгляды?

Шамякин бесспорно являлся дитем своего бурного, непростого, но и судьбоносного, героического времени. Появился он на свет 30 января 1921 года в деревне Корма Добрушского района Гомельской области в семье лесника. Детство будущего писателя прошло в родном селе, было оно не простым, рано Ивану пришлось постигать и трудовые обязанности, тем не менее закалившие его. В 1940 году Шамякин окончил Гомельский техникум строительных материалов, учась в котором он начал писать стихи, раскритикованные и повлиявшие на то, что за них Иван больше никогда не возьмется; и был призван на службу в ряды Красной Армии. Во время Великой Отечественной он воевал на Севере, на Карельском фронте, участвовал в боях под Мурманском, в освобождении Польши. Отличался Иван и воинской доблестью, и немалыми организаторскими способностями, о чем свидетельствуют его боевые награды, а также и то, что войну начал сержантом, затем был комсомольским вожаком, а в 1944 году стал комиссаром отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона, офицером-политработником.

Уже с тех молодых лет Шамякин стал выделяться среди сослуживцев. Был он более грамотным, теоретически подкованным и знающим пропагандистом, интересным рассказчиком, человеком увлеченным и легким на подъем. Замечали это и бойцы, его благодарные слушатели. Умел он недурно обращаться и с письменностью, составляя всевозможные рапорты, выпуская стенгазету, боевые листки.

Воинскую часть, в которую входил 33-й отдельный зенитный дивизион, в начале 1945 года перебросили в польскую Познань, а несколько позже и в Германию, где на Одере Шамякин и встретил долгожданную Победу.

Демобилизовавшись осенью 1945 года и вернувшись в родные края, Шамякин, бывший с 1943 года членом ВКП(б), стал работать учителем языка и литературы, а вечерами проводить в колхозе семинары агитаторов. Ночами, живя в полуразрушенной землянке, при керосиновой лампе он начинает писать рассказы и повести о минувшей войне. Умудрялся Шамякин к тому же и учиться на заочном отделении Гомельского педагогического института имени В.П. Чкалова. Позже закончит он и Республиканскую партийную школу при ЦК КП(б)Б.

В общей сложности Шамякин написал 12 романов, 26 повестей, 10 пьес, несколько десятков рассказов, дневниковые записи, огромное количество статей, очерков. За более чем шестьдесят лет творческой деятельности вышли в свет 130 книг писателя общим тиражом свыше 25 миллионов экземпляров.

Следует отметить и то, что в семье писателя вырос и профессиональный литератор. Его дочь Татьяна стала авторитетным критиком, мемуаристом, специалистом по белорусской литературе, мировой культуре и мифологии, заведующей кафедрой белорусской литературы и культуры Белорусского государственного университета, профессором, доктором филологических наук.

Актуально ли в наши дни творчество Ивана Шамякина? Да, безусловно. Ведь в нем сконцентрирован правдивый рассказы о времени и людях, ставших его олицетворением.

Разве не стоит сегодня читать книги о Великой Отечественной войне, тем более написанные ее участником? Или может быть нет оснований вновь прикоснуться к славной истории белорусского партизанского и подпольного движения? А неужто не интересно заглянуть во внутренний, непростой, в чем-то и противоречивый мир советской интеллигенции, как сельской, так и городской, бывшей в расцвете сил и возможностей на рубеже 50 – 80-х годов минувшего столетия? Аль совсем пропала заинтересованность в изучении революционных событий и последовавшей за ними гражданской войны? Конечно же, нет. Все эти темы по-прежнему важны и взглянуть на них через призму дня сегодняшнего тем более полезно.

Особо пристально следует вчитываться и в произведения белорусского советского классика, написанные им после развала СССР. В них новый взгляд, свежие мысли человека многое повидавшего и прекрасно знавшего жизнь, людские характеры и психологию взаимоотношений. Вне всякого сомнения, они требуют и детального изучения, разбора, незаангажированных оценок.

А посему – читайте Ивана Шамякина, писателя плодовитого, работавшего восторженно, страстно, в полной мере вживавшегося в мир своих героев и оставившего потомкам большое, высоконравственное и высокохудожественное наследие.

Руслан СЕМЯШКИН,
публицист, кандидат в члены ЦС СКП-КПСС,
лауреат премии "Слово к народу" газеты "Советская Россия"

Читайте также: