Не наружность надо украшать но быть красивым в духовных начинаниях сочинение
Обновлено: 02.07.2024
На доске портрет О. Уайльда и звезда с множеством лучей.
- Организационный момент. Вступительное слово учителя.
- Выявление ассоциаций.
- Аналитическая работа по тексту.
- Словарная работа. Представление рисунков.
- Моя формула человеческой красоты.
- Работа с афоризмами.
- Народная мудрость – пословицы.
- Творческая работа.
- Вывод. Домашнее задание. Оценивание.
1. Вступительное слово учителя.
Ребята, посмотрите на тему нашего урока и его эпиграф. Подумайте, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Что мы должны узнать?
Да, действительно, главный вопрос сегодняшнего урока:
“А что есть красота,
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота
Или огонь, мерцающий в сосуде?”
Каждое произведение литературы – это всегда загадка. А отгадывает их, прежде всего, тот, кто внимательно читает и следит за “подсказками” автора.
Часто бывает, что в названии содержится подсказка.
Сказка английского писателя О.Уайльда озаглавлена необычно:
“Мальчик – звезда”. Попробуем разгадать загадку заглавия и другие загадки, которые есть в сказке.
2. Выявление ассоциаций
Приведите ассоциации, которые возникают у вас при слове “звезда”. (Ребята рисуют в тетради звезду и напротив каждого луча записывают слово. Учитель делает то же на доске.)
(Очень красивое, далекое, яркое, недостижимое, холодное, знаменитое… Это слово напоминает нам о неземной красоте. Бывает “путеводная звезда”, значит, она может быть образцом и вести за собой).
3. Аналитическая работа с текстом.
1. Вспомните, каким вы представляли себе главного героя перед чтением сказки?
2. Оправдались ли ваши надежды?
3. На первых страницах книги вы повстречали красивых героев? (Лесоруб и его семья)
4. В чем их красота?
5. Его жена долго колебалась, прежде чем принять в свою семью чужого ребенка. У нее действительно “каменное” сердце? Что ее останавливало?
Найдите ответы на эти вопросы в тексте. (Свои дети голодные. В ее колебаниях – большая ответственность за свою семью и за этого ребенка).
6. Каким вырос дитя – звезда? Какова его внешность? Поступки?
7. Что принесла ему красота?
(Зло, т.к. он вырос себялюбивым, гордым, жестоким, бессердечным и одиноким. Он считает себя выше других, сам не испытывает теплых чувств и его сердце каменеет. Он теряет способность к сочувствию и радости. Он разрушает себя и свою красоту – жестокость злоба искажают красивые черты лица, и оно перестает быть прекрасным).
8. Что принесла его красота окружающим? Семье лесоруба? Их селению?
9. А как вы думаете, стал бы он таким, если бы его сверстники не повиновались ему, не поддерживали его во всем?
( Помните урок светофорчика Светика из сказки Т.Александровой?
Внутри каждого должен быть механизм, способный вовремя сказать “Нет!”
Повиноваться легче, чем противостоять жестокости)
10. У каких персонажей (одушевленных и неодушевленных) вы еще заметили противоречие внешности и внутреннего мира?
(У нищенки и прокаженного, у рыцаря в кольчуге и шлеме, в описании лесов)
11. Вспомните эпизод разговора мальчика-звезды с матерью.
Почему она, по его мнению, не могла быть его матерью?
Найдите яркие строчки.
12. Действительно ли она некрасива? Найдите описание ее внешности.
13. Мальчик- звезда понес наказание. За что и какое?
Можно ли считать, что он сам себя наказал?
14. Изменился ли герой в конце сказки? Какие эпизоды показывают его внутреннее изменение?
15. А какие эпизоды вам было больно читать? ( Это говорит о теплоте ваших сердец)
16. Как и любая сказка, наша имеет счастливый конец. “Он правил недолго,…”
Но зато как?! Подтвердите цитатами из текста.
4. Словарная работа. Выставка рисунков.
ГАРМОНИЯ – (см. выше)
Вывод: Наш герой стал красив только тогда, когда в нем стали сочетаться внешность и внутренние качества души. Истинная красота подразумевает многое. Это гармония внешности, души, сердце не каменное, а “живое, теплое, страдающее” и прекрасные поступки.
5. Моя формула человеческой красоты.
Попробуйте составить свою формулу красивого человека.
(Например, Душа + Сердечность + Помыслы + Поступки + Ответственность + Внешность = КРАСИВЫЙ ЧЕЛОВЕК)
6. Работа с афоризмами
- Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях. (Фалес)
- Одним из дурных последствий жестокого поступка является то, что ожесточаются сердца очевидцев. (Ч.Бакстон)
- При красоте тела невольно веришь в красоту души. При красоте души не замечаешь физического несовершенства. (И. Шевелев)
7. Работа с пословицами.
Назовите пословицы, которые вы знаете о человеческой красоте.
Посмотрите на те, которые подобрала я, объясните их значение.
Какая из них более всего отражает смысл сказки?
8. Творческая работа. (5 минут) Озвучивание некоторых работ.
Продолжите фразу: Красота – это сокровище….
9. Подведение итогов урока. Оценивание.
Домашнее задание: письменное размышление на тему: “Какого человека я считаю красивым?”
Красота — это, безусловно, понятие субъективное. Для одного человека красота — это внутреннее состояние души, для другого — талант, искусство, окружающий нас мир и так далее. Однако в чем же выражается подлинная красота? Какой смысл вкладывают люди вкладывают в это слово сегодня? Над этими вопросами заставляет задуматься автор предложенного для анализа текста.
Захар Прилепин ставит перед нами важную проблему определения понятия красоты.
По мнению Захара Прилепина, настоящая красота — это понятие отвлеченное, неконкретное, которое не относится к материи, не имеет формы, объема, запаха и цвета. Красота — это то, что мы можем представить только мысленно: чувства и эмоции человека, явления, состояния. Красота — это милосердие, честность, нежность, доброта, которым в современном мире нашли такие конкретные второсортные понятия, как имидж, гламур и комфорт. Мы видим, что люди, научившись подменять истинные ценности ложными, отстранили себя от красоты и заменили ее стереотипами. Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что истинной красоте, красоте отвлеченных понятий, нет места в современном мире, полном конкретных терминов, над которыми не надо ломать голову, думая над их определением, а после метаться из-за непостижимости бытия.
Оба приведённых примера помогают осознать, что такое истинная красота.
В итоге своего размышления хотелось бы выразить благодарность Захару Прилепину за то, что в очередной раз помог осознать, насколько прекрасна душевная красота человека, способная спасти мир.
Цель: Подвести учащихся к пониманию того, что истинная красота человека - в гармонии его внешности и внутреннего мира. Побудить задуматься, что красота может нести людям.
Задачи:
Обучающие: знакомство учащихся со сказкой писателя; обучение навыкам анализа художественного произведения; раскрытие идейно-образного содержание сказки; поиски ответа на вопрос: в чём, по мысли автора, заключается подлинная красота человека; выявление нравственных уроков произведения.
Развивающие: развитие речевой деятельности, памяти; эмоционально-образного и аналитического мышления.
Воспитательные: привитие интереса к книге, чтению; осознание того, что истинная красота человека невозможна без доброты, любви к людям, без ответственности за свои поступки; создание условий для познания себя и своего характера.
Ход урока
- Организационный момент. Поэтическая минутка.
Хоть мать-природа не сидит без дела,
Но идеалы редко созидает.
И красота души с красивым телом
Довольно редко в людях совпадает.
Две красоты, и обе хороши.
Вручить бы им по равному венцу!
Однако часто красота души
Завидует красивому лицу.
Не слишком то приятное признанье,
А все же что нам истину скрывать?!
Ведь это чувство, надобно сказать,
Не лишено, пожалуй, основанья.
А и заметит, так опять не сразу,
А лишь тогда, смущаясь, разглядит,
Когда все то, что мило было глазу,
Порядочно и крепко насолит.
А, может быть, еще и потому,
Что постепенно, медленно, с годами,
Две красоты, как женщины в дому,
Вдруг словно бы меняются ролями.
Стареет внешность: яркие черты
Стирает время властно и жестоко,
Тогда как у духовной красоты
Нет ни морщин, ни возраста, ни срока.
И сквозь туман, как звездочка в тиши,
Она горит и вечно улыбается.
И кто откроет красоту души,
Тот, честное же слово, не закается!
Ведь озарен красивою душой,
И сам он вечным расплеснется маем!
Вот жаль, что эту истину порой
Мы все же слишком поздно понимаем.
Работа со словарем.
Звезда – одно из светящихся (самосветных) небесных тел, видимых в безоблачную ночь.
- Вот сегодня на уроке мы и должны обсудить, что такое истинная красота человека, что может нести эта красота и как нелегко быть человеком, которого считают некрасивым.
III. Аналитическая работа по тексту.
- Что такое сюжет?
Коллективное задание: по кадрам восстановить последовательность событий сказки, т.е., сюжет.
- Сюжет мы с вами восстановили, а теперь давайте остановимся подробнее на каждом эпизоде-кадре.
- Чем вас удивили первые страницы произведения Оскара Уайльда? (Царящим в красивом лесу лютым холодом и разными оценками этой погоды зверями и птицами. Оказывается, на многие вещи, очевидные на первый взгляд, могут быть разные точки зрения) – подтверждение текстом.
Запись в тетрадях.
- Почему один из лесорубов все-таки взял Дитя-звезду? Текст. (Иначе ребенок замерз бы и погиб в такой лютый холод).
Запись в тетрадях.
- Какие слова мужа заставили женщину задуматься и изменить свое решение? Текст.
Вывод: в колебания женщины – большая ответственность за свою семью и за этого ребенка.
Запись в тетрадях.
- Каким вырос Дитя-звезда? Какова его внешность? Текст.
- Как в литературе называется прием описания внешности? (Портрет).
- Какие тропы использует автор в описании внешности мальчика? Примеры.
- Что принесла красота Мальчику-звезде? Текст. (Она принесла ему только зло, ибо он вырос себялюбивым, гордым и жестоким).
- Как вы относитесь к поступкам Мальчика-звезды и его сверстников?
- Что вам кажется страшнее: жестокость, неблагодарность Мальчика-звезды или полное повиновение ему его сверстников?
- Стал бы он таким, если бы они его не поддерживали во всем? (Вероятно, нет. Мальчик-звезда вел себя так, потому что постоянно чувствовал одобрение и поддержку ребят и хотел утвердить свое превосходство).
Вывод: Красота – сокровище. Но распорядиться ею, как и любым сокровищем, можно по-разному. Важно, чтобы красота несла миру, людям свет, тепло, а не эгоизм и неблагодарность. Иначе она разрушает сама себя и окружающим мир. Жестокая красота перестает восприниматься как красота.
Запись в тетрадях.
- Как вы догадались, что перед вами не простая нищенка, а мать Мальчика-звезды? Какая авторская подсказка помогает на это понять? (Автор выделяет мать из числа других нищих, проходящих через село, описывает ее, как она узнала сына, подтверждает наши догадки в разговоре нищенки с Лесорубом и его женой).
- Почему в глазах нищенки отразился ужас, и она не могла отвести взгляд от Мальчика-звезды?
- Можно ли сказать, что этот ужас оттого, что она узнала своего сына в бедняке, или оттого, что этот красивый мальчик так жестоко с ней поступает? (Нет. Она ужаснулась тому, что ее сын вырос жестоким).
Чтение разговора Мальчика-звезды с матерью по ролям.
- Действительно ли мать Мальчика-звезды некрасива? Перечитайте описание ее внешности и подумайте, почему Мальчик-звезда назвал ее уродливой? (Он назвал ее уродливой потому, что на ее лице отражались те страдания, которые она перенесла. Но самое главное – он смотрел на нее со злобой).
- Поверил ли сам Мальчик-звезда в то, что эта женщина – его мать? (Да, он, скорее всего, поверил, но испугался, сто ТАКАЯ мать (а не звезда, как он думал) будет его позорить).
- Как вы представляете Мальчика-звезду в этой сцене: красивым или некрасивым?
- Как вам кажется, когда Мальчик-звезда утратил свою красоту?
- Назовите предшествующие эпизоды, в которых Мальчик-звезда казался вам некрасивым.
Запись в тетрадях.
- Мальчик звезда понес наказание. За что и какое? Как вы думаете?
- Согласны ли вы с тем, что Мальчик-звезда был наказан за то, как он обошелся со своей матерью, или нам кажется, что он был наказан за все зло, что совершал и по отношению к другим людям? Можно сказать, что он сам себя наказал?
- Попробуйте оценить, что для Мальчика-звезды было тяжелее: потерять красоту, или испытать на себе жестокость людей, считающих себя более красивыми, чем он? Что вы испытывали, когда читали о произошедших с Мальчиком-звездой изменениях?
- Изменился ли Мальчик-звезда в конце сказки? Преображения нашего героя коснулось только его внешности?
Запись в тетрадях.
IV. Проверка домашнего задания.
- Сразу ли изменилась душа Мальчика-звезды?
- Дома вы должны были выделить эпизоды, которые помогают проследить изменения в душе Мальчика-звезды.
1. Помощь Зайчонку, попавшему в силок.
-Как объясняет Зайчонок свой поступок по отношению к Мальчику-звезде? Текст.
2. Жалость к прокаженному (монета из белого золота, монета из желтого золота, монета из красного золота).
Троекратный повтор – традиции фольклорной сказки.
Найдите еще этот прием в сказке (Мальчик-звезда спрашивает о своей матери у Крота, Коноплянки, Белочки).
- В чем заключается, по вашему мнению, истинная красота героя сказки? (Мальчик-звезда стал истинно красивым только тогда, когда он изменился внутренне (и это сразу проявилось в выражении его глаз - текст), когда он стал бескорыстно совершать прекрасные поступки).
- Что, как вам кажется, больше всего ценит Мальчик-звезда в конце сказки? (Больше всего Мальчик-звезда в конце сказки ценит любовь и прощение родителей, а так же возможность помогать людям).
V. Подведение итогов.
VI. Рефлексия.
Можно ли красивым не быть, но стать?
Можно, коль в мыслях так раскалиться,
Чтоб бездну премудростей оседлать
И в мир этот грешный до слез влюбиться.
Пусть засверкает в глазах твоих
Сильное, доброе что-то очень.
Так, чтобы стал ты настолько зорче,
Что не прошел мимо бед чужих.
Главное, в жизни не гнись, не охни.
И коль не право начальство твое,
Правду бесстрашно возьми и грохни,
Каким бы ни стало потом житье!
Держись, если станет порою круто.
Друзья же пусть будут всерьез друзья.
И пусть от любви по тебе кому-то
При встречах в счастливейшие минуты
Будет ну просто дышать нельзя!
Других мы подчас с упоеньем судим.
Но быть прокурором в своих делах,
Стать нужным, стать важным и близким людям
Добейся — и счастье почти в руках!
И в сердце отныне — ни зла, ни снега,
И вдруг, будто новым зажжен огнем,
Мы к зеркалу смело шагни и в нем
Увидишь красивого человека!
VI. Домашнее задание.
Цель: создать условия для понимания того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и внутреннего мира; пользуясь сравнительно-сопоставительным методом, выявить в сказке светлые качества человека и тёмные силы зла, показать их противостояние;
содействовать развитию умения анализировать художественное произведение;
создать условия для осознания и осмысления идейного содержания сказки, условия для понимания того, что истинная красота невозможна без доброты, глубины внутреннего мира человека, без чувства ответственности за свои поступки; пробудить желание корректировать свои поступки.
ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки детей, картинки с изображением звезды, плаща, розы, жабы, крота, с цифрой 10, презентация.
^ Все мы барахтаемся в грязи,
но иные из нас глядят на звёзды.
О.Уайльд
…что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
1.Что может нести людям красота?
2.Что делает людей некрасивыми?
3.Какая красота может изменить мир в лучшую сторону?
*Не наружность нужно украшать, но быть красивыми в духовных начинаниях.
*При красоте души не замечаешь физического несовершенства.
*Одним и дурных последствий жестокого поступка является то, что ожесточаются сердца очевидцев.
I. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.
- Итак, ребята, мы с вами закрыли последнюю страницу сказки английского писателя
Что такое истинная красота человека?
Что эта красота несёт миру?
Почему люди должны отвечать за свои слова и поступки?
1. Посмотрите внимательно на доску. Вы видите вопросы:
1)Что может нести красота людям?
2)Что делает людей некрасивыми?
3)Какая красота может изменить мир к лучшему?
На эти три вопроса мы попытаемся ответить, опираясь на произведение О. Уайльда.
^ II.Работа над темой урока.
1.Беседа. Ребята, как вы думаете, какое слово в названии сказки самое загадочное? ( ^ Звезда)
(На фоне музыки Л.В. Бетховена учитель просит учеников)
Закройте, ребята, на минуту глаза и представьте ночное небо. Оно чистое, тёмное. И вдруг зажглась одна звёздочка, потом другая, третья. И вот на небе много-много звезд.
1.Какие чувства возникают у вас с появлением звезд? (Можно сидя и с закрытыми глазами).
2.А тем временем на мою ладонь спустилась с неба одна звезда! Посмотрите на нее.
Если вы не нашли ответа на свой вопрос, или сомневаетесь в его правильности, то можете воспользоваться формой ниже и уточнить решение. Или воспользуйтесь формой поиска и найдите похожие ответы по предмету Литература.
Читайте также: