Не наружность надо украшать но быть красивым в духовных начинаниях сочинение

Обновлено: 02.07.2024

На доске портрет О. Уайльда и звезда с множеством лучей.

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
  2. Выявление ассоциаций.
  3. Аналитическая работа по тексту.
  4. Словарная работа. Представление рисунков.
  5. Моя формула человеческой красоты.
  6. Работа с афоризмами.
  7. Народная мудрость – пословицы.
  8. Творческая работа.
  9. Вывод. Домашнее задание. Оценивание.

1. Вступительное слово учителя.

Ребята, посмотрите на тему нашего урока и его эпиграф. Подумайте, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Что мы должны узнать?

Да, действительно, главный вопрос сегодняшнего урока:

“А что есть красота,

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота

Или огонь, мерцающий в сосуде?”

Каждое произведение литературы – это всегда загадка. А отгадывает их, прежде всего, тот, кто внимательно читает и следит за “подсказками” автора.

Часто бывает, что в названии содержится подсказка.

Сказка английского писателя О.Уайльда озаглавлена необычно:

“Мальчик – звезда”. Попробуем разгадать загадку заглавия и другие загадки, которые есть в сказке.

2. Выявление ассоциаций

Приведите ассоциации, которые возникают у вас при слове “звезда”. (Ребята рисуют в тетради звезду и напротив каждого луча записывают слово. Учитель делает то же на доске.)

(Очень красивое, далекое, яркое, недостижимое, холодное, знаменитое… Это слово напоминает нам о неземной красоте. Бывает “путеводная звезда”, значит, она может быть образцом и вести за собой).

3. Аналитическая работа с текстом.

1. Вспомните, каким вы представляли себе главного героя перед чтением сказки?

2. Оправдались ли ваши надежды?

3. На первых страницах книги вы повстречали красивых героев? (Лесоруб и его семья)

4. В чем их красота?

5. Его жена долго колебалась, прежде чем принять в свою семью чужого ребенка. У нее действительно “каменное” сердце? Что ее останавливало?

Найдите ответы на эти вопросы в тексте. (Свои дети голодные. В ее колебаниях – большая ответственность за свою семью и за этого ребенка).

6. Каким вырос дитя – звезда? Какова его внешность? Поступки?

7. Что принесла ему красота?

(Зло, т.к. он вырос себялюбивым, гордым, жестоким, бессердечным и одиноким. Он считает себя выше других, сам не испытывает теплых чувств и его сердце каменеет. Он теряет способность к сочувствию и радости. Он разрушает себя и свою красоту – жестокость злоба искажают красивые черты лица, и оно перестает быть прекрасным).

8. Что принесла его красота окружающим? Семье лесоруба? Их селению?

9. А как вы думаете, стал бы он таким, если бы его сверстники не повиновались ему, не поддерживали его во всем?

( Помните урок светофорчика Светика из сказки Т.Александровой?

Внутри каждого должен быть механизм, способный вовремя сказать “Нет!”

Повиноваться легче, чем противостоять жестокости)

10. У каких персонажей (одушевленных и неодушевленных) вы еще заметили противоречие внешности и внутреннего мира?

(У нищенки и прокаженного, у рыцаря в кольчуге и шлеме, в описании лесов)

11. Вспомните эпизод разговора мальчика-звезды с матерью.

Почему она, по его мнению, не могла быть его матерью?

Найдите яркие строчки.

12. Действительно ли она некрасива? Найдите описание ее внешности.

13. Мальчик- звезда понес наказание. За что и какое?

Можно ли считать, что он сам себя наказал?

14. Изменился ли герой в конце сказки? Какие эпизоды показывают его внутреннее изменение?

15. А какие эпизоды вам было больно читать? ( Это говорит о теплоте ваших сердец)

16. Как и любая сказка, наша имеет счастливый конец. “Он правил недолго,…”

Но зато как?! Подтвердите цитатами из текста.

4. Словарная работа. Выставка рисунков.

ГАРМОНИЯ – (см. выше)

Вывод: Наш герой стал красив только тогда, когда в нем стали сочетаться внешность и внутренние качества души. Истинная красота подразумевает многое. Это гармония внешности, души, сердце не каменное, а “живое, теплое, страдающее” и прекрасные поступки.

5. Моя формула человеческой красоты.

Попробуйте составить свою формулу красивого человека.

(Например, Душа + Сердечность + Помыслы + Поступки + Ответственность + Внешность = КРАСИВЫЙ ЧЕЛОВЕК)

6. Работа с афоризмами

  • Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях. (Фалес)
  • Одним из дурных последствий жестокого поступка является то, что ожесточаются сердца очевидцев. (Ч.Бакстон)
  • При красоте тела невольно веришь в красоту души. При красоте души не замечаешь физического несовершенства. (И. Шевелев)

7. Работа с пословицами.

Назовите пословицы, которые вы знаете о человеческой красоте.

Посмотрите на те, которые подобрала я, объясните их значение.

Какая из них более всего отражает смысл сказки?

8. Творческая работа. (5 минут) Озвучивание некоторых работ.

Продолжите фразу: Красота – это сокровище….

9. Подведение итогов урока. Оценивание.

Домашнее задание: письменное размышление на тему: “Какого человека я считаю красивым?”

Красота — это, безусловно, понятие субъективное. Для одного человека красота — это внутреннее состояние души, для другого — талант, искусство, окружающий нас мир и так далее. Однако в чем же выражается подлинная красота? Какой смысл вкладывают люди вкладывают в это слово сегодня? Над этими вопросами заставляет задуматься автор предложенного для анализа текста.

Захар Прилепин ставит перед нами важную проблему определения понятия красоты.

По мнению Захара Прилепина, настоящая красота — это понятие отвлеченное, неконкретное, которое не относится к материи, не имеет формы, объема, запаха и цвета. Красота — это то, что мы можем представить только мысленно: чувства и эмоции человека, явления, состояния. Красота — это милосердие, честность, нежность, доброта, которым в современном мире нашли такие конкретные второсортные понятия, как имидж, гламур и комфорт. Мы видим, что люди, научившись подменять истинные ценности ложными, отстранили себя от красоты и заменили ее стереотипами. Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что истинной красоте, красоте отвлеченных понятий, нет места в современном мире, полном конкретных терминов, над которыми не надо ломать голову, думая над их определением, а после метаться из-за непостижимости бытия.

Оба приведённых примера помогают осознать, что такое истинная красота.

В итоге своего размышления хотелось бы выразить благодарность Захару Прилепину за то, что в очередной раз помог осознать, насколько прекрасна душевная красота человека, способная спасти мир.

Цель: Подвести учащихся к пониманию того, что истинная красота человека - в гармонии его внешности и внутреннего мира. Побудить задуматься, что красота может нести людям.

Задачи:

Обучающие: знакомство учащихся со сказкой писателя; обучение навыкам анализа художественного произведения; раскрытие идейно-образного содержание сказки; поиски ответа на вопрос: в чём, по мысли автора, заключается подлинная красота человека; выявление нравственных уроков произведения.

Развивающие: развитие речевой деятельности, памяти; эмоционально-образного и аналитического мышления.

Воспитательные: привитие интереса к книге, чтению; осознание того, что истинная красота человека невозможна без доброты, любви к людям, без ответственности за свои поступки; создание условий для познания себя и своего характера.

Ход урока

  • Организационный момент. Поэтическая минутка.

Хоть мать-природа не сидит без дела,
Но идеалы редко созидает.
И красота души с красивым телом
Довольно редко в людях совпадает.

Две красоты, и обе хороши.
Вручить бы им по равному венцу!
Однако часто красота души
Завидует красивому лицу.

Не слишком то приятное признанье,
А все же что нам истину скрывать?!
Ведь это чувство, надобно сказать,
Не лишено, пожалуй, основанья.

А и заметит, так опять не сразу,
А лишь тогда, смущаясь, разглядит,
Когда все то, что мило было глазу,
Порядочно и крепко насолит.

А, может быть, еще и потому,
Что постепенно, медленно, с годами,
Две красоты, как женщины в дому,
Вдруг словно бы меняются ролями.

Стареет внешность: яркие черты
Стирает время властно и жестоко,
Тогда как у духовной красоты
Нет ни морщин, ни возраста, ни срока.

И сквозь туман, как звездочка в тиши,
Она горит и вечно улыбается.
И кто откроет красоту души,
Тот, честное же слово, не закается!

Ведь озарен красивою душой,
И сам он вечным расплеснется маем!
Вот жаль, что эту истину порой
Мы все же слишком поздно понимаем.

Работа со словарем.

Звезда – одно из светящихся (самосветных) небесных тел, видимых в безоблачную ночь.

- Вот сегодня на уроке мы и должны обсудить, что такое истинная красота человека, что может нести эта красота и как нелегко быть человеком, которого считают некрасивым.

III. Аналитическая работа по тексту.

- Что такое сюжет?

Коллективное задание: по кадрам восстановить последовательность событий сказки, т.е., сюжет.

- Сюжет мы с вами восстановили, а теперь давайте остановимся подробнее на каждом эпизоде-кадре.

- Чем вас удивили первые страницы произведения Оскара Уайльда? (Царящим в красивом лесу лютым холодом и разными оценками этой погоды зверями и птицами. Оказывается, на многие вещи, очевидные на первый взгляд, могут быть разные точки зрения)подтверждение текстом.

Запись в тетрадях.

- Почему один из лесорубов все-таки взял Дитя-звезду? Текст. (Иначе ребенок замерз бы и погиб в такой лютый холод).

Запись в тетрадях.

- Какие слова мужа заставили женщину задуматься и изменить свое решение? Текст.

Вывод: в колебания женщины – большая ответственность за свою семью и за этого ребенка.

Запись в тетрадях.

- Каким вырос Дитя-звезда? Какова его внешность? Текст.

- Как в литературе называется прием описания внешности? (Портрет).

- Какие тропы использует автор в описании внешности мальчика? Примеры.

- Что принесла красота Мальчику-звезде? Текст. (Она принесла ему только зло, ибо он вырос себялюбивым, гордым и жестоким).

- Как вы относитесь к поступкам Мальчика-звезды и его сверстников?

- Что вам кажется страшнее: жестокость, неблагодарность Мальчика-звезды или полное повиновение ему его сверстников?

- Стал бы он таким, если бы они его не поддерживали во всем? (Вероятно, нет. Мальчик-звезда вел себя так, потому что постоянно чувствовал одобрение и поддержку ребят и хотел утвердить свое превосходство).

Вывод: Красота – сокровище. Но распорядиться ею, как и любым сокровищем, можно по-разному. Важно, чтобы красота несла миру, людям свет, тепло, а не эгоизм и неблагодарность. Иначе она разрушает сама себя и окружающим мир. Жестокая красота перестает восприниматься как красота.

Запись в тетрадях.

- Как вы догадались, что перед вами не простая нищенка, а мать Мальчика-звезды? Какая авторская подсказка помогает на это понять? (Автор выделяет мать из числа других нищих, проходящих через село, описывает ее, как она узнала сына, подтверждает наши догадки в разговоре нищенки с Лесорубом и его женой).

- Почему в глазах нищенки отразился ужас, и она не могла отвести взгляд от Мальчика-звезды?

- Можно ли сказать, что этот ужас оттого, что она узнала своего сына в бедняке, или оттого, что этот красивый мальчик так жестоко с ней поступает? (Нет. Она ужаснулась тому, что ее сын вырос жестоким).

Чтение разговора Мальчика-звезды с матерью по ролям.

- Действительно ли мать Мальчика-звезды некрасива? Перечитайте описание ее внешности и подумайте, почему Мальчик-звезда назвал ее уродливой? (Он назвал ее уродливой потому, что на ее лице отражались те страдания, которые она перенесла. Но самое главное – он смотрел на нее со злобой).

- Поверил ли сам Мальчик-звезда в то, что эта женщина – его мать? (Да, он, скорее всего, поверил, но испугался, сто ТАКАЯ мать (а не звезда, как он думал) будет его позорить).

- Как вы представляете Мальчика-звезду в этой сцене: красивым или некрасивым?

- Как вам кажется, когда Мальчик-звезда утратил свою красоту?

- Назовите предшествующие эпизоды, в которых Мальчик-звезда казался вам некрасивым.

Запись в тетрадях.

- Мальчик звезда понес наказание. За что и какое? Как вы думаете?

- Согласны ли вы с тем, что Мальчик-звезда был наказан за то, как он обошелся со своей матерью, или нам кажется, что он был наказан за все зло, что совершал и по отношению к другим людям? Можно сказать, что он сам себя наказал?

- Попробуйте оценить, что для Мальчика-звезды было тяжелее: потерять красоту, или испытать на себе жестокость людей, считающих себя более красивыми, чем он? Что вы испытывали, когда читали о произошедших с Мальчиком-звездой изменениях?

- Изменился ли Мальчик-звезда в конце сказки? Преображения нашего героя коснулось только его внешности?

Запись в тетрадях.

IV. Проверка домашнего задания.

- Сразу ли изменилась душа Мальчика-звезды?

- Дома вы должны были выделить эпизоды, которые помогают проследить изменения в душе Мальчика-звезды.

1. Помощь Зайчонку, попавшему в силок.

-Как объясняет Зайчонок свой поступок по отношению к Мальчику-звезде? Текст.

2. Жалость к прокаженному (монета из белого золота, монета из желтого золота, монета из красного золота).

Троекратный повтор – традиции фольклорной сказки.

Найдите еще этот прием в сказке (Мальчик-звезда спрашивает о своей матери у Крота, Коноплянки, Белочки).

- В чем заключается, по вашему мнению, истинная красота героя сказки? (Мальчик-звезда стал истинно красивым только тогда, когда он изменился внутренне (и это сразу проявилось в выражении его глаз - текст), когда он стал бескорыстно совершать прекрасные поступки).

- Что, как вам кажется, больше всего ценит Мальчик-звезда в конце сказки? (Больше всего Мальчик-звезда в конце сказки ценит любовь и прощение родителей, а так же возможность помогать людям).

V. Подведение итогов.

VI. Рефлексия.

Можно ли красивым не быть, но стать?
Можно, коль в мыслях так раскалиться,
Чтоб бездну премудростей оседлать
И в мир этот грешный до слез влюбиться.

Пусть засверкает в глазах твоих
Сильное, доброе что-то очень.
Так, чтобы стал ты настолько зорче,
Что не прошел мимо бед чужих.

Главное, в жизни не гнись, не охни.
И коль не право начальство твое,
Правду бесстрашно возьми и грохни,
Каким бы ни стало потом житье!

Держись, если станет порою круто.
Друзья же пусть будут всерьез друзья.
И пусть от любви по тебе кому-то
При встречах в счастливейшие минуты
Будет ну просто дышать нельзя!

Других мы подчас с упоеньем судим.
Но быть прокурором в своих делах,
Стать нужным, стать важным и близким людям
Добейся — и счастье почти в руках!

И в сердце отныне — ни зла, ни снега,
И вдруг, будто новым зажжен огнем,
Мы к зеркалу смело шагни и в нем
Увидишь красивого человека!

VI. Домашнее задание.

Аватар

Цель: создать условия для понимания того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и внутреннего мира; пользуясь сравнительно-сопоставительным методом, выявить в сказке светлые качества человека и тёмные силы зла, показать их противостояние;

содействовать развитию умения анализировать художественное произведение;

создать условия для осознания и осмысления идейного содержания сказки, условия для понимания того, что истинная красота невозможна без доброты, глубины внутреннего мира человека, без чувства ответственности за свои поступки; пробудить желание корректировать свои поступки.

ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки детей, картинки с изображением звезды, плаща, розы, жабы, крота, с цифрой 10, презентация.

^ Все мы барахтаемся в грязи,

но иные из нас глядят на звёзды.

О.Уайльд
…что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

1.Что может нести людям красота?

2.Что делает людей некрасивыми?

3.Какая красота может изменить мир в лучшую сторону?

*Не наружность нужно украшать, но быть красивыми в духовных начинаниях.

*При красоте души не замечаешь физического несовершенства.

*Одним и дурных последствий жестокого поступка является то, что ожесточаются сердца очевидцев.

I. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

- Итак, ребята, мы с вами закрыли последнюю страницу сказки английского писателя

Что такое истинная красота человека?

Что эта красота несёт миру?

Почему люди должны отвечать за свои слова и поступки?

1. Посмотрите внимательно на доску. Вы видите вопросы:

1)Что может нести красота людям?

2)Что делает людей некрасивыми?

3)Какая красота может изменить мир к лучшему?

На эти три вопроса мы попытаемся ответить, опираясь на произведение О. Уайльда.

^ II.Работа над темой урока.

1.Беседа. Ребята, как вы думаете, какое слово в названии сказки самое загадочное? ( ^ Звезда)

(На фоне музыки Л.В. Бетховена учитель просит учеников)

Закройте, ребята, на минуту глаза и представьте ночное небо. Оно чистое, тёмное. И вдруг зажглась одна звёздочка, потом другая, третья. И вот на небе много-много звезд.

1.Какие чувства возникают у вас с появлением звезд? (Можно сидя и с закрытыми глазами).

2.А тем временем на мою ладонь спустилась с неба одна звезда! Посмотрите на нее.

Вопрос

Если вы не нашли ответа на свой вопрос, или сомневаетесь в его правильности, то можете воспользоваться формой ниже и уточнить решение. Или воспользуйтесь формой поиска и найдите похожие ответы по предмету Литература.

Читайте также: