Назовите научное сочинение ломоносова написанное в стихотворной форме

Обновлено: 02.07.2024

Михаил Васильевич Ломоносов — яркая фигура в русской истории, самый известный русский “универсальный человек”: физик, химик, основоположник научного мореплавания, астроном, географ, а также художник, историк, филолог и выдающийся поэт.

Ломоносов был одним из тех людей, что продвинули русское Просвещение далеко вперёд своими научными успехами, общественной деятельностью и вкладом в развитие искусства.

Универсальный человек (энциклопедист, полимат, “человек эпохи Возрождения”) — человек, историческая фигура, чья успешная деятельность не ограничивалась только одной областью знаний. Учёные-полиматы делали колоссальный вклад в развитие сразу нескольких наук.

За годы своей жизни Ломоносов достиг очень многого, став незаменимой фигурой в развитии отечественных науки и искусства. Мы же поговорим о его вкладе в развитие русской литературы. Научно-эстетическое мышление Ломоносова объединило науку и искусство в его произведениях.

Ломоносов и классицизм

М.В. Ломоносов родился в 1711 и умер в 1765 году, период его активной деятельности пришёлся на первую половину и середину XVIII столетия. Европейская, в том числе и русская культура находилась в этот временной промежуток под влиянием классицизма.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Ломоносов в русской литературе 420 руб.
  • Реферат Ломоносов в русской литературе 230 руб.
  • Контрольная работа Ломоносов в русской литературе 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Классицизм — эстетическое направление в культуре XVII — XIX веков, характеризующееся наличием культа разума и строгой системы эталонов.

Классицистов интересовали только вечные проблемы и масштабные события, они исследовали нравственный идеал, стремились к нему и пытались соответствовать собственным высоким стандартам. Классицизм просуществовал около двух столетий, оказав значительное влияние на развитие искусства, в том числе и литературы.

Классицизм в литературе — это направление, основывающееся на идеях рационализма.

Писатели-классицисты объявляли высшей ценностью личность человека и считали, что понять окружающий нас мир можно только анализируя его, опираясь на рациональность. Литературным эталоном классицистов были произведения Античности.

В русскую литературу классицизм, зародившийся во Франции в XVII веке, пришёл в начале XVIII века. Причиной его установления стала европеизация русской культуры, последовавшая за реформами Петра I.

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

М. В. Ломоносов как находился под влиянием классицизма, так и сам влиял на тенденции его развития в рамках российского литературного пространства. Отличительной чертой творчества Ломоносова, однако, было его желание говорить о будущем и о великих истинах, а не углубляться в детали отражения окружающей действительности.

Ломоносов развивал русские национальные традиции. Именно в его творчестве впервые прозвучала идея русского национального самосознания.

Ломоносов не был доволен существовавшим в России общественным строем, однако в своих произведениях громко заявлял о гордости за военные победы своей страны и восхвалял монарха. В то время, как в Европе одно за другим открывались революционные научные и общественные понятия, Россия по-прежнему жила по средневековым законам. Будучи патриотом, Ломоносов как мог способствовал развитию русского Просвещения.

Просвещение — эпоха в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, общественной и философской мысли, в основе которой лежали идеи рационализма и свободомыслия.







Классификация жанров в классицизме

Для классицизма характерно строгое деление жанров литературы на высокие и низкие.

  • Ода — воспевающее и восхваляющее в стихотворной форме произведение;
  • Трагедия – драматическое произведение с суровым финалом;
  • Героический эпос – повествовательный рассказ о событиях прошлого, который показывает всю картину времени в целом.

Героями таких произведений могли быть только великие люди: цари, князья, полководцы, знатные вельможи, которые свою жизнь посвящают служению отечеству. На первом месте у них не личные чувства, а гражданский долг.

  • Комедия – драматическое произведение, высмеивающее пороки общества либо человека;
  • Сатира – вид комедии, отличающийся своей резкостью повествования;
  • Басня – сатирическое произведение поучительного характера.

Героями этих произведений были не только представители дворянского сословия, но и простолюдины, слуги.

Для каждого жанра существовали свои правила написания, свой стиль (теория трёх стилей), не допускалось смешение высокого и низкого, трагического и комического.

Ученики французских классиков, прилежно переняв их нормы, разнесли классицизм по всей Европе. Самыми яркими зарубежными представителями являются: Мольер, Вольтер, Мильтон, Корнель и др.



Мольер



Вольтер



Мильтон



Корнель

Оды Ломоносова

Произведения Ломоносова можно назвать общественной лирикой. В своих стихотворениях поэт утверждал образы идеального монарха, гражданина и государства.

Пожалуй, наиболее известными произведениями М.В. Ломоносова являются его торжественные оды.

Ода — лирический жанр, некая торжественная песня, выражающая чувство восторга и вызванная чем-то грандиозным: историческим событием, деятельностью личности, явлениями природы, мыслями о Боге и так далее.

Торжественные оды Ломоносова были перенасыщена тропами и фигурами, риторическими восклицаниями и вопросами, поскольку их главной целью было оказание сильного эстетического влияния на слушателя. Первая торжественная ода, написанная Ломоносовым, была посвящена победе русского оружия — захвату турецкой крепости.

Торжественные оды М. В. Ломоносова:

Помимо торжественных Ломоносов писал также духовные и анакреонтические оды, в которых вёл философские рассуждения о строении мироздания.

Основные черты классицизма

Урок кокеткам, или Липецкие воды

Александр Шаховской1815

Письмо о пользе стекла

Михаил Ломоносов1752

Фелица

Гаврила Державин1782

Недоросль

Денис Фонвизин1782

Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины

Михаил Чулков1770

Горе от ума

Александр Грибоедов1824 1828

далее

Своеобразие оды эпохи классицизма — КиберПедия

Информация для учащихся

Ода была написана 1783 г. и была обращена к Екатерине. Незадолго перед тем Екатерина в одной нравоучительной сказке вывела под именем царевны Фелицы себя. К царевне Фелице, а не к императрице обращается поэт.

IV. Чтение оды

Учитель объясняет непонятные слова: Фелица, мурза, пред налоем, не донкишонствуешь, химеры, цугом, в шинки, понт, стезя, льзя, вежды, свайка, хаос, калиф, десница, парнаский конь.

— Определите тему оды. (Воспевание просвещенного монарха.)

— В чем отличие от оды Ломоносова?
(Ода Державина строится как диалог с Фелицей, в то время как Ломоносов использовал монолог. Фелица предстает в движении, в действии, в ее характеристике много глаголов. В отличие от Ломоносова, ничего не сказавшего о поведении Елизаветы Петровны, Державин раскрывает человеческие качества Фелицы, описывает ее привычки, занятия.)
— С кем еще сравнивается Фелица в оде? Какие качества героини раскрываются в этом сравнении?

— Есть ли в оде положительная программа для идеального просвещенного правителя?

— Какова роль описаний быта в оде Державина?

Вывод: Державин в этой оде традиционно хвалит монарха, но не так, как положено, и не за то, что традиционно принято хвалить. Поэт увлекается повествованием о себе. Особенностью стиля является сочетание классицистической торжественности и будничности, грубоватого просторечия и легкости, изящности стиха.

Домашнее задание

2. Задуматься над вопросом: в чем ода Державина соответствует, а в чем отходит от строгих канонов жанра классицизма?

Имя Михаила Ломоносова связано с величайшими открытиями в области науки, однако мало кто знает, что этот удивительно талантливый человек был одним из самых востребованных поэтов своего времени. Его авторству принадлежат не только различные оды, приуроченные к особо торжественным случаям, но и стихи-размышления, наполненные глубоким философским смыслом. Так, в 1761 году Ломоносов на полях своей рабочей тетради написал стихотворение под названием “Я долго размышлял и долго был в сомненье…” , которое впоследствии вошло в его научный

трактат “Явление Венеры на Солнце, наблюденное в Санктпетербургской Академии наук майя 26 дня 1761 года”.

Отчасти мысли, изложенные в этом произведении, навеяны научными изысканиями. Однако сам Ломоносов Позже признался, что в произвольной стихотворной форме пытался донести до читателей мысль знаменитого александрийского сатирика и поэта Клавдиана, который любил подшучивать над греческими учеными, утверждая, что их исследования напрасны, так как мир развивается по законам Божьим, а не по формулам и теоремам.

Этой мысли придерживается и Михаил Ломоносов, который всю свою жизнь посвятил разгадке тайн

мироздания. Блестящие открытия в области физики, химии и математики поначалу заставили его усомниться в том, что мир создан по чьей-то высшей воле. И для этого были все основания, ведь многочисленные научные теории полностью отвергали Бога как такового. Однако очень скоро Ломоносов осознал, что эти умозаключения – плод его собственной гордыни, которая появляется “на землю от высоты смотренья”, т. е. от высокомерия.

Именно это качество мешает ученым, по мнению Ломоносова, отказаться от материализма и заставляет их утверждать, что “промыслу небес во всей вселенной нет”.

Поначалу и сам автор придерживался подобных взглядов, которые кардинально изменились, как только он увлекся астрологией и увидел “светил небесных стройность”, а также осознал, что их движение подчиняется некоему особому порядку, который установлен кем-то могущественным, мудрым и всесильным. Он признает, что “божеской мы силой созданы”, хотя и не отказывается от своих открытий в области естествознания.

Что же касается сатирической составляющей этого произведения, то ее автор предпочел опустить, так как понимал, что в этом случае ему придется критиковать и самого себя. Ломоносов осознал, что весь мир существует по определенным законам, которых человечеству пока еще не дано познать. И от того, сумеют они это сделать или же нет, ничего не изменится: земля также будет вращаться вокруг своей оси, день станет чередоваться с ночью, а научные трактаты исследователей будут пылиться на библиотечных полках.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

5. КОНКУРС ЭСКИЗОВ.pub

Выбранный для просмотра документ 2. заголовок стенда.doc

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и Божьей воле

Стал разумен и велик.

Выбранный для просмотра документ 3. викторина.doc

1. Назовите дату и место рождения Ломоносова.

2. Какие книги Ломоносов назвал вратами своей учености?

3. Учиться какому делу был послан за границу Михайло Ломоносов? Назовите город, куда он был отправлен.

4. Какой завод был пущен в России в 1753 году благодаря огромным усилиям Ломоносова?

5. С каким греческим поэтом вел поэтический разговор М.В. Ломоносов?

6. Назовите научное сочинение Ломоносова, написанное в стихотворной форме.

7. Как фамилия профессора, с которым Ломоносов производил опыты по изучению электричества и который погиб во время одного из опытов?

8. Таков Екатерины лик

Был щедр, и кроток, и прекрасен;

Таков был Петр—врагам ужасен,

Своим Отец, везде велик.

Какой русский поэт под влиянием этих ломоносовских строк перенес в свою поэму их рифму? Приведите цитату.

9. В работе над переводом какого стихотворения с М.В. Ломоносовым соревновались Г.Р. Державин и А.С. Пушкин?

10. Над созданием какого необычайного оптического прибора трудился Ломоносов?

11. Автором какого всеобщего закона является Ломоносов? Приведите формулировку этого закона, данную Ломоносовым.

12. Назовите заслуги Ломоносова в области физики, химии, литературы, языкознания.

13. Какое учебное заведение открыто благодаря стараниям Ломоносова?

14. Ломоносов работал в эпоху правления трех императриц и императора. Назовите их.

15. Кто так отозвался о Ломоносове: "А чего дурака жалеть? Только казну разорял, а ничего не сделал"?

16. Где похоронен М.В. Ломоносов?

17. Назовите авторов скульптурных изображений ученого? Кто из них был его земляком?

основная мысль вечернее размышление о божием величестве

Время создания

вечернее размышление о божием величестве анализ

Задача автора – заинтересовать своих читателей наукой, показать им связь научного взгляда на жизнь с царившим в те времена догматизмом церкви. Именно поэтому и поэтические произведения Ломоносова, и его научные работы представители церкви восприняли очень негативно.

Пожалуй, именно это не понравилось церковным властям. Человек, по их разумению, должен быть робок, смиренен и податлив, а тут — совершенно иной образ.

краткое содержание вечернее размышление о божием величестве

Особенности жизни поэта в период написания

Интересно, что упоминание бога в заглавии текста было продиктовано необходимостью оставить благосклонное ощущение у цензоров.

анализ произведения вечернее размышление о божием величестве

Что такое ода

Специфика жанра

При создании текста не зря Ломоносов выбрал оду, свой любимый жанр, в котором он смог быть максимально объективным. Главная цель написания стихотворения – пропаганда просвещения, поэт старался привлечь внимание своих читателей к научному взгляду на жизнь, вызвать в них интерес к исследованиям.

Духовно-философская ода как нельзя лучше соответствовала цели написания поэтического текста – подчеркнуть важность и значимость научного познания мира. Использование большого числа метафор и выразительных сравнений помогало автору привлечь внимание читателя к описываемому явлению.

Особенности языка

  • Усеченные прилагательные (мрачна, черна, мала, жирна).
  • Особые формы существительных (мысльми, огнь, лице).
  • Устаревшую лексику (уста, натура (природа), хладный, окрест).

Все это придает поэтическому тексту возвышенное, торжественное звучание. Приемы используются не случайно: именно в подобных тонах воспевались подвиги, описывались важнейшие государственные события. Ломоносов же в столь высокопарной, но понятной читателю его эпохи манере изобразил интересное явление природы — северное сияние. Таким образом, он подчеркнул значимость науки.

краткий анализ вечернее размышление о божием величестве

Значение произведения

Оды духовного направления выделяются специалистами из всего стихотворного наследия Ломоносова как наиболее зрелые и совершенные не только по содержанию, но и по форме произведения. Стиль их и манера написания весьма отточены Ломоносовым посредством очень частых переделок. А образы, рисуемые метафорами, остаются очень яркими и живыми и по сей день.

Сюжет

  • С первых строк Ломоносов рисует нам наступление ночи в природе: тьма постепенно захватывает поля, горы, солнце скрывается с горизонта. Образ неба рисуется автором с восхищением, он любуется загадочной вселенной, которая еще не открыла человеку все свои тайны. Не зря поэт сравнивает небо с бездонной бездной, полной звезд.
  • Сравнение исследователя с песчинкой, которая бесконечно мала. Лирический герой оды формулирует вопросы, которые волнуют его разум.
  • Пересказ гипотез прошлых лет, в которых поэт не видит рационального зерна, и спор с ними. Ломоносов призывает не относиться со святой верой ко всему, о чем пишут религиозные труды прошлого, необходимо стремиться к научному открытию и познанию мира.
  • Наконец, поэт вступает в полемику со своими невидимыми оппонентами, в стихотворной форме доказывая несостоятельность их аргументов.
  • Завершается поэтический текст риторическим вопросом.

анализ стихотворения вечернее размышление о божием величестве

Тематика и проблематика

  • Место человека в мире.
  • Особенности Вселенной.
  • Возможности человеческого разума – может ли он постичь тайны окружающего мира.

Тематика произведения напрямую связана с теми научными интересами, которые были присущи поэту и ученому в этот период. Так, Ломоносов не просто пытается понять природу и сущность северного сияния (как исследователь), но еще и любуется этим прекрасным явлением (как подлинный поэт), восхищается величием природы.

анализ оды вечернее размышление о божием величестве

Вообще внесение в заглавие Бога — это попытка угодить царской цензуре. Не станем обвинять в этом прославленного русского ученого и поэта, ибо в сложных ситуациях к такому методу прибегали многие — и Александр Пушкин, и Державин, и Достоевский, писавшие какие-либо восхваления и посвящения императорской семье или событиям из русской истории. Так поступил и Ломоносов с целью достигнуть скорейшего освобождения.

краткое содержание вечернее размышление о божием величестве

Спор в стихах

Многие свои поэтические тексты Ломоносов использовал весьма оригинально для своего времени: он посвящал оды тем явлениям и предметам, которые входили в область его научных интересов. Для чего он это сделал? Будучи ярым пропагандистом просвещения и идей силы разума, поэт-ученый пытался донести их до как можно большего числа людей.

Проще всего это было сделать, используя стихи – произведения, которые читались широкими массами. При анализе данного поэтического текста следует упомянуть интересный факт, который характеризует Ломоносова как подлинного новатора – он в оду, это торжественное стихотворение, внес элемент полемики.

«Как может быть, чтоб мерзлый пар

Данный вопрос имеет своего адресата, это Христиан фон Вольф, ученый, обладающий энциклопедическими знаниями. Он полагал, что природа северного сияния состоит в испарениях, которые зарождаются в недрах земли, а затем сгорают в небе. Ломоносов был не согласен с этой идеей.

вечернее размышление о божием величестве анализ

Затем в оде он обращается к авторам еще одной концепции, согласно которой прекрасное явление было связано с деятельностью вулкана.

Наконец, оспорив версии оппонентов, в завершающей части произведения ученый высказывает собственную гипотезу: северное сияние напрямую связано с электричеством.

Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния

Лице свое скрывает день, Поля покрыла мрачна ночь; Взошла на горы черна тень, Лучи от нас склонились прочь. Открылась бездна звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна.

Песчинка как в морских волнах, Как мала искра в вечном льде, Как в сильном вихре тонкий прах, В свирепом как перо огне, Так я, в сей бездне углублен, Теряюсь, мысльми утомлен!

Но где ж, натура, твой закон? С полночных стран встает заря! Не солнце ль ставит там свой трон? Не льдисты ль мещут огнь моря? Се хладный пламень нас покрыл! Се в ночь на землю день вступил!

О вы, которых быстрый зрак Пронзает в книгу вечных прав, Которым малый вещи знак Являет естества устав, Вам путь известен всех планет; Скажите, что нас так мятет?

Что зыблет ясный ночью луч? Что тонкий пламень в твердь разит? Как молния без грозных туч Стремится от земли в зенит? Как может быть, чтоб мерзлый пар Среди зимы рождал пожар?

Там спорит жирна мгла с водой; Иль солнечны лучи блестят, Склонясь сквозь воздух к нам густой; Иль тучных гор верьхи горят; Иль в море дуть престал зефир, И гладки волны бьют в ефир.

Сомнений полон ваш ответ О том, что окрест ближних мест. Скажите ж, коль пространен свет? И что малейших дале звезд? Несведом тварей вам конец? Скажите ж, коль велик Творец?

Особенности построения и средства выразительности

Можно отметить, что ода дышит волнением, экспрессией, поэт отнюдь не равнодушен, он страстно пытается донести до читателя мысли, которые волнуют его разум. Передать волнение Ломоносову удается использованием особых синтаксических конструкций:

Такие предложения помогают создать напряженную атмосферу, полную эмоций и переживаний.

анализ стиха вечернее размышление о божием величестве

Для создания понятного поэтического текста о прекрасном природном явлении автор использует четырехстопный ямб, а также мужские рифмы.

Читайте также: