Научитесь писать обиды на песке и гравировать радости на камне сочинение

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Формировать представление о правилах дружбы

Задачи: 1. Создать условия для высказывания своего мнения, отстаивания своей точки зрения.

2. Создать условия для понимания и принятия правил дружбы.

3. Формировать нравственные качества личности.

В какой-то момент друзья поспорили, и один из них дал пощёчину другому.

Тот, который дал ему пощёчину, а потом спас жизнь, спросил eго:

– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли это стереть. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это.

Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.

Анализ притчи:

Учитель: Поделитесь своими впечатлениями, мыслями, которые возникли, когда вы слушали притчу.

Ученики: В дружбе бывают и обиды, надо уметь прощать друга.

Учитель: Как вы думаете, почему слова обиды на песке, а радость на камне?

Ученики: С обидой жить нельзя, а радость нужно помнить, рассказывать о ней.

Учитель: Какая пословица подходит по смыслу к этой притче?

Человек без друга, что земля без воды.

Без друга в жизни туго.

Дружба заботой да подмогой крепка.

Дружба не терпит никакого обмана и рвётся там, где начинается ложь.

Учитель: Что помогло вам сделать такой вывод?

Ученики: В притче друг спас друга, когда тот тонул.

Учитель: Чему научила вас притча?

Ученики: Ценить в дружбе радости и забывать обиды, самому не обижать друзей.

Учитель: Кто такой настоящий друг?

Ученики: Тот, кто тебя уважает, кто помогает в трудную минуту; тот, что не льстит тебе, а говорит правду о твоих недостатках; тот, кто помогает бескорыстно; тот, кому ты доверяешь; тот, с кем ты можешь быть откровенным; тот, на кого можно положиться; тот, кто не бросит в беде; тот, кто умеет хранить тайны.


Содержимое разработки

ПРОБА ПЕРА: Учимся писать сочинения – рассуждения в рамках подготовки к написанию итогового сочинения и сочинения – рассуждения в формате ОГЭ (9.3). 6 класс

Структура сочинения - рассуждения:

· Первый абзац: ВСТУПЛЕНИЕ. ТЕЗИС (посвящен определению слова)

· Второй абзац: КОММЕНТАРИЙ К ТЕЗИСУ (можно не выделять в отдельный абзац)

· Третий и четвертый абзацы: ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. АРГУМЕНТЫ (1 аргумент из жизни, 1 аргумент из жизни или литературы)

· Пятый абзац: ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОД.

Итого: должно быть 4-5 абзацев. Если объединяете комментарий с определением, то 4, если пишете отдельно -5.

Алгоритм действий и справочные материалы по написанию – сочинения – рассуждения

1. Первый абзац: ВСТУПЛЕНИЕ. ТЕЗИС (посвящен определению слова) - Что такое прощение?

Возможное начало сочинения: Прощение… Что такое прощение. В моём понимании, прощение –это …

ИЛИ: Прощение… Что же такое прощение. По словарю Д. Н. Ушакова, прощение – значит простить, проявить снисходительность, снять с кого-чего-нибудь вину за что-нибудь, не поставить кому-чему-нибудь в вину чего-нибудь, извинить, освободить, избавить кого-нибудь от обязательств. В моём понимании, прощение – это…

Примечание: ПРОЩЕ'НИЕ, я, мн. нет, ср. 1. Действие по глаг. простить в 1 и 2 знач. — прощать (книжн.). П. грехов. П. обид. П. долга. 2. Помилование, отмена наказания за какую-н. вину, за какой-н. проступок. Просить прощения. Заслужить п. ◊ Прошу прощенья или прощенья просим! — устар. формула прощания.

Прощаю всех, кого простить нельзя.
Кто клеветой мостил мои дороги.
Господь учил: “Не будьте к близким строги.
Вас все равно помирит всех земля”.

Прощаю тех, кто добрые слова
Мне говорил, не веря в них нисколько.
И все-таки, как ни было мне горько,
Доверчивость моя была права.

Прощаю всех я, кто желал мне зла.
Но местью душу я свою не тешил.
Поскольку в битвах тоже не безгрешен.
Кого-то и моя нашла стрела. 1992 г.

Тот, который дал ему пощёчину, а потом спас жизнь, спросил:

- Почему, когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне?

- Когда кто-либо нас обижает, мы должны записать случившееся на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает нам что-то хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть написанное.

Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.

4. Пятый абзац: ЗАКЛЮЧЕНИЕ – ВЫВОД. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

Прощение врагов — прекрасный подвиг; но есть подвиг ещё более прекрасный, ещё более человеческий — это понимание врагов, потому что понимание — разом прощение, оправдание, примирение. (Александр Иванович Герцен (1812–1870) — русский писатель)

Мы приступаем к делу важному и решительному. Как христиане, как русские люди помолимся Господу Богу о помощи и примиримся друг с другом. Это будет хорошо, это по-русски, это необходимо. (Александр Васильевич Суворов (1730–1800) — русский полководец)

С юных лет приучайся прощать проступки ближнего и никогда не прощай своих собственных. (Александр Васильевич Суворов (1730–1800) — русский полководец)

Всегда следует прощать: раскаявшегося - ради него, нераскаявшегося - ради себя. (Мария фон Эбнер-Эшенбах (1830–1916) — австрийская писательница)

Самое лучшее, что вы можете дать своему врагу — прощение; оппоненту — терпимость; другу — ваше сердце; ребёнку — хороший пример; отцу — уважение; матери — поведение, благодаря которому она будет гордиться вами; себе — уважение. (Эмиль Мейерсон (1859–1933) — французский философ)

Люди строят отношения между собой на законе, ибо не хватает любви: обидел — проси прощения. Мы просим прощения, толкнув кого-то, чтобы не утратить внимания к собственной душе и другому человеку. (Павел Анатольевич Адельгейм (1938–2013) — священник Русской православной церкви)

Не прощая ошибку, ты совершаешь ошибку сам. Прощая подлость, ты помогаешь совершить другую. А глупость вообще не требует прощения. Она, как ветер, не зависит ни от чего. Её надо принимать такую, как есть, и, защищаясь от её вреда, искать в ней пользу. (Стас Янович Янковский (род. в 1958) — российский информатик)

Самая благородная и сладкая месть — это прощение. (Пьер Буаст (1765–1824) — французский лексикограф)

Сердце матери — это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение. (Оноре де Бальзак (1799–1850) — известный французский писатель)

В каком-то смысле я умираю в бесплодии. Тем не менее, это странным образом уживается во мне с благодарностью за жизнь и, что ещё удивительней, с надеждой на прощение. (Сергей Иосифович Фудель (1901–1977) — православный богослов)

2. Народная мудрость – русские пословицы:

1.Повинную голову меч не сечёт.

2. Есть слёзы – есть и совесть.

3. Упавшего не считай за пропавшего.

4. Кайся, да опять за старое не принимайся.

5. Кто старое помянет, тому глаз вон.

6. Тому тяжело, кто помнит зло.

7. Была вина, да прощена.

8. Конь о четырех ногах, да и тот спотыкается.


-75%

Конспект урока, который поможет учащимся подготовиться к написанию задания 9.2 и 9.3 ОГЭ.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_9.2_9.3.docx 34.44 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение написанию сочинения-рассуждения

Русский язык, 9 класс

Тип урока: урок развития речи

Цель урока: расширить представление учащихся об особенностях рассуждения; развивать навыки написания текста данного типа; выстроить алгоритм работы над сочинением

1) развивать умение подчинять своё сочинение определённой (основной) мысли;

2) развивать умение собирать и систематизировать материал для сочинения;

3) развивать умение строить сочинение в определённой композиционной форме;

1) прививать любовь к классической литературе;

2) воспитывать нравственные качества личности;

1) развивать речевую культуру учеников;

2) развивать умение интерпретировать текст, выявлять смысл ключевого фрагмента текста, всего текста в целом;

Оборудование урока: учебники, рабочие тетради, доска, таблицы,

  1. 1. Организационный. Этап постановки целей урока и мотивации.

- Исходя из высказываний известных лингвистов, определите тему нашего урока:

- Какие цели мы должны поставить перед собой, чтобы написать сочинение – рассуждение?

- Как вы считаете, пригодится ли этот урок вам в дальнейшем?

Что можно считать одним из условий успешного выполнения этого задания? Начитанность. Почему? И второе важное условие – умение проникать в смысл читаемого текста. А для этого необходимо владеть определёнными приемами анализа текста.

Именно этим мы и займемся сегодня на уроке. И в результате у нас должно получиться сочинение-рассуждение в формате задания 9.2 и 9.3 ОГЭ по русскому языку.

Запишите тему урока: Сочинение – рассуждение.

О чем идет речь в этой притче и в этих высказываниях? А какие высказывания и произведения о дружбе вы знаете?

II. Актуализация имеющихся знаний.

- Сочинение – рассуждение – самый сложный вид творческой работы.

- Перед тем, как приступить к объяснению написания сочинения, рассмотрим критерии оценивания этого вида работы. Посмотрите на свои карточки, на слайде есть тоже.

(Просмотр и обсуждение критериев оценивания).

- Исходя из памятки, характеристики критериев оценивания сочинения-рассуждения и схемы сочинения-рассуждения, составим ПЛАН сочинения-рассуждения.

Запишите композицию сочинения:

1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней)

а) аргумент-пример №1;

б) аргумент-пример №2.

III. Знакомство с текстом, анализ композиции, смысловой структуры, средств выразительности.

- Начнём работу с чтения текста, на основе которого напишем сочинение-рассуждение. Он находится у вас на столах (читает текст один из учеников)

IV. Аналитическая работа с текстом.
- О чем этот текст? Как бы вы определили его тему?
Какая из проблем не рассматривается в тексте?

  1. Проблема отношения автора к современной дружбе.

Б) Проблема истинных жизненных ценностей.

Обсудите в паре каждую из этих проблем
А теперь попробуйте привести аргументы к каждой проблеме. В каком еще произведении мы встречались с этими проблемами?

Создайте группы – каждая группа обсудит структуру и напишет сочинение по одной из этих проблем.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

VI. Отбор материала для сочинения из художественных произведений

Учитель: Дружба окрыляет, придаёт силы, вдохновляет.
Многие писатели, поэты, композиторы, художники создали замечательные произведения о дружбе.

Вы по группам и индивидуально получили домашнее задание-это подборка литературных произведений на эту тему, афоризмы и цитаты, пословицы, стихотворение

- Какие литературные произведения на эту тему вы подобрали? (пересказ эпизодов)

- Афоризмы и цитаты, пословицы. Стихотворение д\з

2. Знакомство с пословицами о маме

Учитель: О дружбе сложено много пословиц. Посмотрите на экран. Можно ли в таком виде использовать эти пословицы в сочинении?

Дружба дружбой, а служба службой. Не люби друга потаковщика, люби встречника. Будь друг, да не будь в убыток. Дружно за мир стоять – войне не бывать. С кем поведешься, от того и наберешься. Для милого дружка и сережку из ушка. Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает. Надо пуд соли вместе съесть, чтобы друга узнать. Все за одного, один за всех.

Аргументация сочинения. Работа осуществляется в парах.

Подберите аргументы из литературы

Выберите афоризмы, пословицы

После по одному-два представителя озвучивают свои варианты.

Аргумент из жизни

VIII. Создание атмосферы взаимопонимания

- Какой вариант вступления, по – вашему мнению, является самым подходя-щим к данному тексту?
* через вопрос темы;
* собственное мнение автора сочинения-рассуждения;
* лирическое размышление.

На экране возможные варианты вступления

- Как, на ваш взгляд, можно завершить творческую работу по тексту Ильина?
* выразить надежду на то, что для настоящей дружбы не существует препятствий.

Учитель: Используя шаблоны, напишите сочинение-рассуждение по группам 9.2 или 9.3

Группа 1 выполняет задание 9.2

Учитель: Кто хочет поделиться с нами своими самыми сокровенными мыслями и прочитать свою работу? Тем, кому понравится сочинение вашего одноклассника, тот может выразить свое одобрение аплодисментами.

(Учащиеся по желанию читают свои сочинения).

Учитель: Чья работа вам понравилась? Чем и почему?

XI. Подведение итогов. Домашнее задание.(2 мин)

- Итак, подведем итоги. О чем мы сегодня говорили? Чему научились? (ответы ребят)

Вернёмся к высказыванию в начале урока.

Как же добиться умения писать сочинения грамотно, выразительно?

- Сочинение получилось у нас стандартное, но которое отвечает на все требования критериев. В будущем научу вас переделывать эти шаблоны, добавлять в них свои мысли, выражения. К началу экзамена при помощи терпения, усидчивости и сосредоточенности научитесь писать это трудное сочинение.

закончить урок хочется словами С. Острового :

Люди! Братья! Берегите своих матерей!

Настоящая Мать - человеку даётся однажды.

- Чему был посвящён сегодняшний урок?

- Как оцените нашу совместную работу? - Каковы результаты нашей работы?

Домашнее задание: написать сочинение по тексту Ильина, учитывая те рекомендации и замечания, которые прозвучали сегодня на уроке.

Приложение 1. Критерии оценивания сочинения-рассуждения.

Критерии оценивания выполнения задания 9.2

Ответ на задание 9.2 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (9.2)

Понимание смысла фрагмента текста

Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет

Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента,
но
допустил одну ошибку в его интерпретации

Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста,
или
экзаменуемый допустил две или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста,
или
объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует

Экзаменуемый привёл два примера-иллюстрации из текста, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента

Экзаменуемый привёл один пример-иллюстрацию из текста, соответствующий объяснению содержания данного фрагмента

Экзаменуемый привёл пример(ы) не из прочитанного текста

Экзаменуемый не привёл ни одного примера- иллюстрации, объясняющего содержание данного фрагмента,
или
экзаменуемый привёл в качестве примера-иллюстрации данную в задании цитату или её часть

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но
допущена одна логическая ошибка,
и/или
в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
допущено более одной логической ошибки,
и/или
имеется два случая нарушения абзацного членения текста

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,
но
допущена одна ошибка в построении текста

В работе допущено две и более ошибки в построении текста

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С2К1–С2К4

Внимание! Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, такая работа оценивается нулём баллов по всем критериям (С2К1–С2К4; ГК1–ГК4, ФК1).

Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (таблица 5).

Критерии оценивания выполнения задания 9.3

Ответ на задание 9.3 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на
тему, связанную с анализом текста (9.3)

Толкование значения слова

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение,
но
не прокомментировал его

Экзаменуемый дал неверное определение,
или
толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта,
или
экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста

Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но
допущена одна логическая ошибка,
и/или
в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
допущено более одной логической ошибки,
и/или
имеется два случая нарушения абзацного членения текста

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,
но
допущена одна ошибка в построении текста

В работе допущено две и более ошибки в построении текста

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4

Приложение 2. Шаблон сочинения

Клише для написания сочинения ОГЭ – 2021 (9.2 и 9.3) Структура сочинения-рассуждения 9.3. ОГЭ по русскому языку:

2. Аргумент 1 + пример + комментарий.

3. Аргумент 2 + пример + комментарий.

4. Заключение (по тезису).

Клише для сочинения 9.3. ОГЭ по русскому языку

1. Тезис На мой взгляд, человечность - это. (или) По моему мнению, человечность - это. (или) Мне кажется, что человечность - это. (или) Я думаю, что человечность - это. (или) Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что.

2. Аргумент 1 Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о. (или) В тексте Б.Васильев поднимает проблему. В предложении № . автор говорит о том, что. (или)

3. Аргумент 2 Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта. (или) В жизни мы часто наблюдаем. (или) Однажды я был свидетелем события, которое. Как-то раз.

4. Заключение Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что. (или) Таким образом, можно заключить, что. (или) В заключение я хочу сказать, что.


Сегодня также пишу статью по Вашему запросу - как простить и отпустить обиду, когда она сидит очень глубоко и ты ничего с ней поделать не можешь.

Я не буду давать много рекомендаций, сегодня я Вам продемонстрирую несколько притч, которые помогут Вам понять, что обида приносит вред только самому обидчику. Обидчик испускает волны, которые его будут разрушать, и привлекать еще больше обид. Именно поэтому и бытует выражение "На обиженных воду возят" .

Самый главный рецепт, чтобы отпустить обиду - это научится концентрироваться на плюсах и принять 100 % ответственность за свою жизнь, когда не с нами что то случается, а мы сами привлекаем к себе в жизнь учителей, которые будут учить нас по новому смотреть на жизнь и менять свое восприятие, внутреннее состояние, отношение к себе и к миру.

Однозначно, умение обижаться начинается с детства, когда с помощью обиды мы хотели показать или наказать родителей за то, что они нам что то не купили, куда то не сводили, что то не сделали. И это работало, на самом деле. Человек в последствии проецирует это на всю жизнь, убежденный тем самым, что обидой он сможет поменять жизнь и отношение к самому. Но это не так.

Итак, поучительные притчи про обиду:

как простить и отпустить обиду

Притча "Горсть Гвоздей"

К Учителю подходит ученик и говорит: "О, Учитель, мне очень тяжело живётся, потому что меня обижают люди. И я совершаю великий грех из-за того, что подолгу обижаюсь на горсть гвоздейлюдей. Что мне делать?" Учитель протягивает ученику горсть гвоздей со словами: "Каждый раз,когда ты будешь обижаться, ты должен забивать один гвоздь в стену. "
Через некоторое время ученик радостный приходит к Учителю со словами: "О, дорогой Учитель, моя жизнь стала лёгкой и праздничной, у меня больше не осталось гвоздей. Что мне делать?". Учитель сказал, чтобы ученик вытащил все гвозди из стены и принёс ему.

Ученик приносит гвозди и говорит Учителю: "А что же мне делать с отверстиями в стене, которые остались после гвоздей?"

как простить и отпустить обиду

Учитель ответил: "А вот с ними тебе придётся жить всю жизнь".

Притча о двух друзьях

как простить и отпустить обиду

Притча " Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне."

Тот кто дал пощечину и который спас своему другу жизнь спросил его: «Когда я обидел тебя. Ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне.

Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне. Оставь немного времени для жизни… и пусть будет светло и легко…

Отпускайте обиду! Как только прочувствуете обида, дать ей протечь через Вас здесь и сейчас и через минуту отпустите, чтобы она не накапливалась в Вашем теле!

Чтобы не обижаться, позвольте другим быть такими какие они есть, а не теми, что Вы хотите видеть или слышать, в том числе и себе.

Понравилась статья? Нажмите лайк ниже или перейдите на главную страницу сайта "Жить с Удовольствием!"

Читайте также: