Наследие а толстого исторического романиста сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Исторический роман “Петр Первый” — одно из лучших творений Алексея Николаевича Толстого. В этом романе писатель смог создать яркую и правдивую галерею образов, живших и творивших историю в одну из самых судьбоносных эпох. Время Петра I привлекало писателя давно, а в годы революции он “скорее инстинктом художника, чем сознательно… искал в этой теме разгадки русского народа и русской государственности”. Писатель приподнял завесу времени и открыл драматизм борьбы народа за свою свободу. Здесь начальные истоки глубокого историзма Толстого — в теме России и народа. В первых опытах писателя— “День Петра”, “На дыбе” — он трактует образ царя как одинокую трагическую личность, сгибающуюся под непосильным бременем, а общий колорит повестей отличается преимущественно мрачными красками. Большое значение для роста художника имело изучение им трудов историков, следственных актов XVII века, “Слово и дело государево”, документов “Раскольничьих дел XVIII века” и особенно фольклора. Это открыло перед ним неисчерпаемые сокровища русской народной речи. Толстой говорил, что до той поры язык оставался для него “загадкой и непонятной стихией”, что работал он ощупью, приходил в отчаяние, не мог идти вперед. “И вдруг моя утлая лодчонка выплыла из непроницаемого тумана на сияющую гладь… Я увидел, почувствовал, осязал: русский язык… В судебных (пыточных) актах— язык дела, там не гнушались “подлой” речью, там рассказывала, стонала, лгала, вопила от боли и страха народная Русь. Язык чистый, простой, точный, образный, гибкий, будто нарочно созданный для великого искусства”. Приступив к роману в тридцатые годы, Толстой увидел подлинный смысл петровской эпохи и творческую силу той жизни, “когда с особенной яркостью раскрывался русский характер”. Более двадцати пяти лет занимала Толстого эпоха Петра. И только обширные своды исторического романа оказались способными вместить плоды многолетних трудов и дум художника. Грандиозны по широте, по размаху события его романа. От детских лет и юности Петра до начала его преобразовательной деятельности, до первых военных походов, побед русских над шведами и основания Петербурга — такова хронологическая канва первых двух книг, написанных в 1930-1934 годах. Третья книга осталась незавершенной и обрывается на эпизоде взятия Нарвы. Весь роман писатель предполагал довести до Полтавской битвы или Прутского похода. В водовороте борьбы нового со старым, в муках рождения великого государства раскрывается петровская эпоха. Действие романа совершается и в царских хоромах, и в раскольничьем скиту, и в деревнях, и на полях сражений, на берегах Азовского моря и Невы, под стенами Кремля и Нарвы, в России и за границей. Во всем своем великом историческом значении предстала теперь перед Толстым преобразовательная деятельность Петра, его титаническая борьба за утверждение основ новой государственности. На место обреченного и трагического царя, каким был Петр у Толстого прежде, теперь встал выдвинутый всем ходом исторического развития России крупнейший государственный деятель. Все мысли и воля его устремлены на то, чтобы превратить экономически отсталую страну в могучую державу, укрепить ее военное могущество, чтобы она могла занять почетное место в ряду других великих государств и противостоять врагам. С большой художественной силой воссоздал Толстой неукротимую энергию и размах государственной и военной деятельности Петра, его страстную борьбу со старой Русью, реакционным боярством, стрелецким мятежом и раскольническим движением. Он показал, как во внутренней борьбе и в войнах за независимость развивалось и крепло русское государство. В то же время Толстой остался верен исторической и художественной правде в изображении народа, его страданий и жертв. Тяжкий гнет, царевы поборы, помещичья кабала заставляли крестьян бежать на Дон, Урал, в Сибирь, скрываться в лесах, таиться в скитах, а то и разбойничать на больших дорогах и этим выражать свой протест. В романе не развернуты широкие перспективы крестьянского движения, но бунтарский дух народа нашел свое выражение в таких представителях его, как Овдоким, участник мятежных походов Степана Разина, Цыган, Федька Умойся Грязью. И не зря они говорят: “Скоро ли гиль-то начнется? …Время разинское вернется, ребятишки”. В романе правдиво показан и творческий гений народа. На него опирался Петр как на главную силу в своих великих реформах. Из среды народа выдвигались талантливые мастера, чей разум и труд, искусство и сноровка, смелость и упорство обеспечивали Петру победу в работе и в бою. Не отступая от исторической правды, А. Толстой отразил в романе и одно из глубочайших противоречий преобразовательной деятельности Петра — его увлечение внешними признаками европейской культуры. Вопреки духу всей своей политики освобождения русского государства от иностранной зависимости, он искусственно прививал корни того низкопоклонства перед заграницей, которое так глубоко вошло в сознание русских людей. Многогранен и сложен образ Петра. В нем глубоко отражено главное — черты могучего русского характера, национального творческого гения, окрыленного борьбой за историческое величие и независимость народа. В романе Толстой создал редкую по богатству и многообразию характеров галерею образов. Пластическое мастерство, тонкий психологический рисунок отличают портреты сподвижников и врагов Петра — Меньшикова и Бровкина, Лефорта и Ромодановского, Василия Голицына и Шереметева, боярина Буйносова и Софьи, старца Нектария и Карла XII. Богатырским духом проникнуты образы талантливых русских людей-колоколыциков, оружейников Кондратия и Ивана Воробьевых, кузнеца Кузьмы Жемова, самоучки-художника Андрея Голикова, солдата, бунтаря и труженика Федьки Умойся Грязью. Сотни персонажей действуют в произведении, и все они одухотворены могучим, жизнелюбивым талантом А. Н. Толстого. Поэтично изображение русской природы и картин старой Москвы в романе. С детства знал писатель “эту зимнюю вьюгу в степях, в заброшенных деревнях, святки, избы, гадания, сказки, лучину, овины, которые особым образом пахнут…” Эпопея Толстого написана великолепным русским языком, свободным от какой бы то ни было нарочитой архаики, излишнего употребления “старых словес”. Он ясен и чист. Это подлинный язык русского народа, красивый и выразительный, со всем его лексическим богатством и красотой музыкального строя. Толстой сумел донести до нас все обаяние живой речи петровской эпохи, обогатив ее опытом современного литературного языка.
“Петр I” — быть может, самый замечательный роман во всем литературном наследии А. Толстого. Это произведение стоит в ряду самых выдающихся и талантливых творений русской классической литературы.


Сочинение на тему: Исторический роман А. Н. Толстого «Пётр I






9 готовых проверенных сочинений по тексту А. Н. Толстому (за эти месяцы тяжёлой борьбы, решающей нашу судьбу), с кругом проблем и полным текстом для варианта №13 нового сборника ЕГЭ 2021 Цыбулько И.П по русскому языку 36 тренировочных вариантов.

Примерный круг проблем:

1) Какую роль играет в жизни человека Родина? Что такое Родина?

2) В чем проявляется ответственность людей за судьбу своей Родины?

3) Как изменяется отношение к Родине в годы бедствий?

5) Какова судьба нашей Родины, нашего народа?

Готовое сочинение ЕГЭ №1

Что такое Родина? Какую роль играет она в жизни человека? Именно эти вопросы возникают при чтении текста русского советского писателя А. Н. Толстого.

Раскрывая проблему определения роли Родины в жизни человека, автор опирается на собственные рассуждения. Используя антитезу, он сравнивает отношение человека к Родине в мирные и военные дни. В мирные дни человек пребывает в довольстве и счастье, похож на птицу, купающуюся в небе. В это время у некоторых может возникнуть мысль, что весь мир – его родина. А иногда, озлобленный жизненными неурядицами, кто-то может заявить, что родина не сделала ему ничего хорошего. Это говорит о том, что не всегда человек способен оценить истинную роль родной страны в своей судьбе. Но вот надвигается общая беда: враг разоряет родную землю, хочет присвоить её. Именно в эту минуту все собираются около своего гнезда, объединяются, понимая, что в одиночку им не спастись. Оба примера противопоставлены друг другу, но подводят нас к мысли о том, что не сразу мы понимаем ценность и значимость Родины в нашей судьбе, но в минуту опасности приходит истинное понимание значения Родины в судьбе каждого из нас.

Авторская позиция заключается в следующем: Родина — это не только гнездо, вокруг которого мы собираемся во время опасности, но и движение народа по своей земле из глубин веков к желанному будущему, в которое он верит и создаёт своими руками для себя и своих потомков.

Невозможно не согласиться с мнением писателя. Действительно, Родина — это вечно отмирающий и вечно рождающийся поток людей, несущих свой язык, свою духовную и материальную культуру и непоколебимую веру в законность и нерушимость своего места на земле.

В заключение хочу подчеркнуть, что Родина – это не только бескрайние просторы и земли, но это в первую очередь народ со своим языком и культурой.

Готовое сочинение ЕГЭ №2

Что же такое Родина? Что она значит для человека? Именно эта проблема волнует автора текста, который я прочитал.

Размышляя над этим вопросом, писатель сравнивает ее с гнездом, а нас всех – с птенцами из этого гнезда. Мы давно уже разлетелись и живем словно бы сами по себе, иной раз отрицая свою связь с Отчизной. Но общая беда — война — призывает каждого, и каждый ощущает свою неразрывную связь с Родиной и ответственность за ее судьбу.

Ведь все мы как ветви одного дерева, нас несет единый поток национальной жизни, общее стремление к счастью и свободе, общая история. Рассуждая об этом, А. Н. Толстой пишет о русском фольклоре, в котором так ярко высветился национальный характер.

Автор уверен, что Родина — это не просто какое-то место, точка на карте. Это живое стремление народа к желанному будущему, которое он сам и создает. И я думаю, что он прав. Ведь мы ощущаем родину не только как некое пространство, но и как народ, близкие нам люди.

Готовое сочинение ЕГЭ №3

Какова судьба нашего народа? Над этим вопросом размышляли многие писатели и философы. Лейтмотивом большей части произведений о России становится мысль о её великом будущем, надежда на свет в конце тёмного туннеля. А.Н. Толстой также понимает актуальную проблему определения судьбы нашей Родины.

Таким образом, Родина в широком смысле – это сами люди с их надеждами, особым характером, богатой культурой и историей. Именно поэтому будущее государства зависит от его народа.

Готовое сочинение ЕГЭ №4

Таким образом, недооценить роль изустной литературы невозможно, потому что она стала предтечей великой русской классики.

Готовое сочинение ЕГЭ №5

Как изменяется отношение человека к своей Родине в годы бедствий? Вот проблема, которую ставит в тексте А. Н. Толстой.

Оба примера – иллюстрации противопоставлены друг другу для того, чтобы показать: связь человека с Родиной глубже познается в военное время, когда люди, чувствуя нависшую угрозу, начинает ценить и замечать то, что в мирное время казалось обыденным и повседневным. На мой взгляд, в этом и заключается позиция автора. Я согласен с точкой зрения писателя, так как уверен: отношение человека к Отечеству изменяется с учетом времени и происходящих событий, а любовь к ней обостряется в годину великих испытаний.

Таким образом, в годы бедствий люди начинают бережно относиться к Отчизне, не жалея жизни ради её освобождения.

Готовое сочинение ЕГЭ №6

Какова роль Родины в жизни человека? Вот проблема, которую А.Н. Толстой ставит в тексте.

Данные примеры-иллюстрации концентрируют внимание читателей на том, что роль Родины в жизни человека велика, велика на столько, что ради нее человек может пожертвовать своей жизнью. В этом, на мой взгляд, и состоит позиция автора.

Таким образом, роль Родины в жизни каждого из нас огромна.

Готовое сочинение ЕГЭ №7

Что для человека значит родина? Какую роль она играет в его жизни? Именно над этой проблемой предлагает задуматься Алексей Николаевич Толстой — русский советский писатель.

Автор, рассуждая над вопросами, говорит о том, что Родина для каждого человека имеет большое значение. Человек благодарен месту своего рождения и поэтому в минуты опасности он самоотверженно готов защищать её интересы. К сожалению, люди часто забывают о том, что с трепетом относиться к родному краю нужно не только тогда, когда ей угрожает опасность, но в мирное время тоже. Так читатель понимает, что родина — это родное гнездо для каждого человека и его важно оберегать.

Писатель обращает наше внимание на то, что, как правило, в человеке просыпаются патриотические чувства лишь во время защиты родины.

Все объединяются при виде общей угрозы и оказывают сопротивление врагу. Это очень важное качество нации, ведь только так можно отстоять свои традиции, независимость, материальную и духовную культуру. Действительно нужно уметь объединяться для достижения цели.

Оба примера, дополняя друг друга, показывают, что значит для человека родина и какую роль она играет в его жизни.

По мнению автора, родина это в первую очередь историческое прошлое народа, которое было создано многими поколениями. Поэтому так важно хранить и преумножать богатство, накопленное нашими предками

Таким образом, родина играет большую роль в жизни человека, и важно быть бесконечно благодарным своему месту рождения.

Готовое сочинение ЕГЭ №8

В предложенном для анализа тексте русский писатель А.Н. Толстой поднимает проблему осознания своей причастности к судьбе Родины.

Авторскую позицию можно сформулировать следующим образом: благодаря общим народным явлениям представители русского народа осознают причастность к судьбе Родины, ощущать которую люди начинают особенно ярко во время какой-нибудь беды, когда представители русского народа готовы защищать Родину ценой собственной жизни.

С автором текста трудно не согласиться. В мирное время и в особенности в военное время многие представители русского народа осознают причастность к судьбе Родины благодаря народным явлениям, объединяющим всех существующих и существовавших ранее соотечественников. Чтобы доказать эту точку зрения, можно обратиться к нескольким художественным произведениям отечественных писателей и поэтов.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что общие народные явления и в особенности тяжелые времена, когда Родина оказывается в опасности, способствуют осознанию человеком причастности к судьбе Родины.

Готовое сочинение ЕГЭ №9

Для каждого человека понятие Родина наполнено определённым смыслом и у каждого он свой. Для кого-то она является местом, где ты родился и вырос, где живут твои родные и близкие. Связь человека и его отчизны возникает подсознательно, основывается эта связь на любви. В своём тексте А.Н.Толстой затрагивает проблему определения роли Родины в жизни человека.

Автор обращает внимание читателя на тот факт, что в мирное время люди не всегда задумываются над тем, какую роль в их жизни играет родина. Одни считают, что весь мир – его родина, другие высокомерно размышляют, что ничего хорошего отчизна не дала им. Но как только появляется угроза Родине, все люди объединяются, дабы сохранить своё отечество: Гнездо наше, родина возобладала над всеми нашими чувствами. И всё, что мы видим вокруг, что раньше, быть может, мы не замечали … теперь пронзительно дорого нам.

Автор отмечает, что Родина дорога каждому по-своему. Это значит, что несмотря на то, что у человека к ней могут быть разные чувства, но как только появляется угроза отчизне, на первый план выходит любовь к родному месту, необходимость защитить ценное и дорогое – свой дом.

Далее автор размышляет над тем, как и когда сформировалось само понятие – Родина, как вечно отмирающий и вечно рождающийся поток людей, несущих свой язык, свою духовную и материальную культуру и непоколебимую веру в законность и нерушимость своего места на земле объединился под эгидой мощного источника добра и света, названного Родиной. Этот пример показывает, что Родина – это историческое прошлое народа, созданное многими поколениями. Она занимает особенное место в жизни каждого человека.

Думаю, Родина имеет огромное значение в жизни каждого человека, потому что она является местом рождения, а также историческим фундаментом, без которого невозможно дальнейшее благополучное развитие любого народа.

Полный текст за эти месяцы тяжёлой борьбы, решающей нашу судьбу (А. Н. Толстой):

(1) 3а эти месяцы тяжёлой борьбы, решающей нашу судьбу, мы всё глубже познаём кровную связь с тобой и всё мучительнее любим тебя, Родина.

(5)Надвинулась общая беда. (6)Враг разоряет нашу землю и всё наше вековечное хочет назвать своим.

(7)Тогда и счастливый, и несчастный собираются у своего гнезда. (8)Даже тот, кто хотел бы укрыться, как сверчок, в тёмную щель и посвистывать там до лучших времён, понимает, что теперь нельзя спастись в одиночку.

(9)Гнездо наше, родина возобладала над всеми нашими чувствами. (10)И всё, что мы видим вокруг, что раньше, быть может, мы и не замечали, не оценили, как пахнущий ржаным хлебом дымок из занесённой снегом избы, — теперь пронзительно дорого нам. (И)Человеческие лица, ставшие такими серьёзными, и глаза — такими похожими на глаза людей с одной всепоглощающей мыслью, и говор русского языка — всё это наше, родное, и мы, живущие в это лихолетье, хранители и сторожа родины нашей.

(14)Родина — это движение народа по своей земле из глубин веков к желанному будущему, в которое он верит и создаёт своими руками для себя и своих потомков.

(15)Это вечно отмирающий и вечно рождающийся поток людей, несущих свой язык, свою духовную и материальную культуру и непоколебимую веру в законность и нерушимость своего места на земле.

(16)Когда-нибудь, наверно, национальные потоки сольются в одно безбурное море, — в единое человечество. (17)Но для нашего века это за пределами мечты.

(18)Наш век — это суровая, железная борьба за свою независимость, за свою свободу и за право строить по своим законам своё общество и своё счастье.

(19) Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, — говорившиеся нараспев, под звон струн, — о славных подвигах богатырей, защитников земли народа, — героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.

(20) Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга.

(21)Она была достоинством и умом народа. (22)Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.

(23)Народы Западной Европы получили в наследство римскую цивилизацию. (24)России достались в удел пустынный лес да дикая степь. (25)Вплоть до XVIII века Россия жила по курным избам и всё будущее богатство своё и счастье создавала и носила в мечтах, как скатерть-самобранку за пазухой.

(26) Народ верил в свой талант, знал, что настанет его черёд и другие народы потеснятся, давая ему почётное место в красном углу 1 .

(27) Наша земля немало поглотила полчищ наезжавших на неё насильников.

(28)На Западе возникали империи и гибли. (29)Из великих становились малыми, из богатых — нищими. (ЗО)Наша родина ширилась и крепла, и никакая вражья сила не могла пошатнуть её.

Нажмите, чтобы узнать подробности

· развивать речь учащихся, навыки литературоведческого анализа;

· воспитывать внимательного, вдумчивого читателя; формировать интерес к истории и литературе своей страны.

Программа Г.С.Меркина

Тема. Историческая проза А.Н.Толстого.

развивать речь учащихся, навыки литературоведческого анализа;

воспитывать внимательного, вдумчивого читателя; формировать интерес к истории и литературе своей страны.

Оборудование: мультимедийная презентация, фрагменты художественного фильма.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

2. Вступительное слово учителя.

Особенно динамично в 30-е годы развивался жанр исторического романа. Во многом это было связано с формированием новой концепции человека в советской литературе и с утверждением новых взглядов на закономерности исторического процесса.

Исторический роман – сравнительно молодой жанр, обретающий самостоятельность с утверждением в литературе принципов историзма. Это произошло на рубеже XVIII и XIX веков под влиянием мощных общественно-политических катаклизмов эпохи (Великой французской революции 1789–1794 годов, национально-освободительных войн этого периода).

Историзм в искусстве предполагает художественное освоение конкретного исторического содержания эпохи, её неповторимого облика и колорита: предметом изображения становятся тенденции общественного развития, раскрывающиеся в общенародных событиях и индивидуальных судьбах персонажей.

Родоначальником европейского исторического романа называют английского писателя Вальтера Скотта. Для художественного воссоздания прошедшей эпохи он впервые обратился к историческому документу. Персонажи его романов воспринимаются уже не как костюмированные современники: писателю удалось передать специфику социальных отношений, идеологии, психологии и быта героев прошлого.

Вместе с произведениями В. Скотта исторический роман пришел и в русскую литературу.

Тема памяти, в том числе исторической памяти всегда интересовала и талантливого русского писателя Алексея Николаевича Толстого.

Талант Толстого, его феноменальная фантазия и наблюдательность проявились довольно рано. В предреволюционную эпоху он перепробовал себя в самых разных жанрах и направлениях литературы.

- Что вы помните о царствовании Петра I? Охарактеризуйте русскую жизнь конца XVII - начала XVIII века.

(На рубеже XVII-XVII1 веков созрели предпосылки для решительных перемен. В странах Европы быстро развивалась промышленность. Важнейшей исторической задачей для России было завоевание выхода к Черному и Балтийскому морям. Назрела острая необходимость в создании регулярной армии и военно-морского флота. Система государственных учреждений нуждалась в реформах).

К концу правления Петра Россия представляла собой крупнейшую державу с сильной армией и отличным флотом. Учредил Правительствующий сенат вместо Боярской думы, ввел коллегии вместо приказов, упразднил воеводства и учредил губернии. Реорганизация системы управления привела к установлению абсолютизма. Поставил под контроль государства церковь, отменив в 1721 году патриаршество и учредив Священный синод. Реформы в области культуры: новый календарь, начало русской печатной периодики, открытие школ разного профиля - медицинских, военных, инженерных, ремесленных; открытие Академии наук (1724).

Петр был волевым, любознательным, работоспособным человеком. Врагов карал безжалостно. Преданных ему людей ценил за инициативность, исполнительность, стремление к преобразованиям. Правой рукой Петра на протяжении всего царствования был А.Д.Меньшиков, происходивший из низших слоев. Соратники Петра: Никита Зотов, Франц Лефорт, Патрик Гордон, Федор Головин, Прокопий Возницын.

- Как развивался образ Петра в русской литературе?

- В чем состоит специфика исторического романа в сравнении с романом о современности?

(В основе исторического романа лежат факты, отделенные от момента создания более или менее значительной временной дистанцией. Поэтому исторический романист лишен возможности воссоздавать события и характеры на основании своих прямых впечатлений. Он может воспользоваться лишь документами, воспоминаниями, историческими трудами).

- Как вы считаете, сопоставимы ли эпоха Петра и время в которое создавался роман?

- Какие реальные исторические персонажи введены А. Толстым в роман?

- Какие реальные исторические события изображены в романе?

- Каким образом передает автор события романа? Какое место он отводит выдающимся историческим личностям?

(События романа переданы через восприятие вымышленных лиц, главными и любимыми героями Толстого стали Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, Платон Каратаев. Исторические личности: Кутузов, Наполеон, Багратион, Александр I - отодвинуты на второй план. Движущей силой романа (и истории, по Льву Толстому) является народ. Роль личности определяется способностью проникнуться желаниями и чаяниями народа. Фигура Наполеона, возомнившего себя вершителем человеческих судеб, истории, часто карикатурна.)

Фигура царя-преобразователя становится стержнем всего романа, а вымышленные персонажи заполняют исторический фон. Деяния Петра даны на фоне широкой панорамы русской жизни. Обзор романа поможет представить эту панораму в самом общем виде и сопоставить реальное и художественное время и пространство.

4.Обзор содержания романа.

В те же годы в деревне, на землях дворянина Василия Волкова, живет крестьянская семья Бровкиных. Старший, Ивашка Бровкин, берет с собой в Москву сына Алешку; в столице, испугавшись наказания за пропавшую упряжь, Алеша сбегает и, познакомившись с ровесником Алексашкой Меншиковым, начинает самостоятельную жизнь, пристраивается торговать пирогами. Однажды Алексашка Меншиков удит рыбу на Яузе возле Лосиного острова и встречает мальчика в зеленом нерусском кафтане. Алексашка показывает царю Петру (а это именно он) фокус, без крови прокалывает иглой щеку. Они тут же расстаются, не зная, что встретятся вновь и уже не расстанутся до смерти…

Первая книга

Московская Русь. Юность Петра

Три плана изображения: царевна Софья, управляющая страной (глава первая, 4.15; глава вторая, ч.б); юный Петр, постепенно вырастающий в единоличного правителя страны (глава вторая, ч.З; глава третья, ч.5; глава 4, 4.5, 18, 23); тяжелая жизнь народа (глава первая, ч.1; глава четвертая, ч.8, 22). Ненависть Петра к заскорузлой отсталости и скуке Москвы.

3. В Преображенском потешном батальоне Петр под руководством иноземцев постигает военную науку. Через несколько лет у него уже три сильных полка: Преображенский, Семеновский, полк Гордона. В Переяславле Петр строит верфь, первые корабли. Знатные бояре - Борис Голицын, Федор Ромодановский - поддерживают деятельность Петра.

5. Петр, узнав о заговоре, бежит в Троицкую лавру, туда же переезжает весь Преображенский двор; Софье не удается поднять стрельцов; подавление Петром заговора: приказ Софье ждать в Кремле решения своей судьбы, ссылка Василия Голицына, казнь зачинщиков бунта; возвращение Петра в Кремль (глава четвертая, ч. 23).

6. Первые реформы Петра после победы над Софьей (строительство флота, закладка Архангельской верфи). После смерти матери и брата Ивана Петр становится единоличным правителем страны.

7. Первый Азовский поход; неудача; взятие Азова (глава шестая); взятие Азова (глава седьмая, ч.1).

8. Петр за границей учится кораблестроению (глава седьмая).

9. Заговор Софьи; стрелецкий бунт (глава седьмая, ч. 12).

10. Возвращение Петра в Москву (глава седьмая, ч. 17). Жестокая массовая казнь стрельцов (глава седьмая, ч. 21).

Вторая и третья книги

Изображение творческого труда русского народа, созидающего новую культуру. Пафос борьбы за родину с внешними врагами.

Книга вторая

1. Преобразовательная деятельность Петра всколыхнула все, что на Руси было сильного и здорового. Опора Петра на купцов, помещиков, народ: купцы Баженовы пожалованы царской грамотой; Иван Бровкин, крупный торговец, Демидовы на Урале, валдайские кузнецы братья Воробьевы честно служат Петру; Алексашка Меншиков, братья Бровкины - первые люди при Петре; кузнец Жёмов, художник Андрей Голиков - помощники Петра.

2. Борьба Петра с боярами за новые формы быта; боярыня Волкова (Санька Бровкина, глава первая, ч. 3, глава вторая, ч.З).

3. Сопротивление консервативной раскольнической среды; самосожжение раскольников (глава первая, ч. 9).

4. Вступление России в союз с Польшей и Литвой против шведов глава третья, ч. 2).

5. 1700 год; новое летоисчисление; поход на Нарву; разгром русской армии (глава четвертая, ч. 3, 4).

6. Тайная кладовая в Кремле.

7. Борис Петрович Шереметьев, первый русский генерал-фельдмаршал, разбивает шведского генерала Шлиппенбаха.

8. Шереметьев берет крепость Мариенбург (глава пятая, ч. 2).

9. Архангельский флот; взятие крепости Нотебург; героизм русских солдат и офицеров (глава пятая, ч.4).

Книга третья

1. Запустение Москвы. Царевна Наталья Алексеевна заводит театр (глава первая, ч.З). 2. Заговор против Петра: нити заговора ведут к царевне Софье (глава первая, ч. 4, 5).

3. Строительство Петербурга. Братья Бровкины. Домик Петра и дворец Меньшикова в Петербурге (глава вторая).

4. Второй Нарвский поход; Петр под Нарвой (главы третья и четвертая); русские захватили шведского короля; машкерадный бой, в котором русские уничтожили треть нарвского гарнизона; русские под командованием Петра берут Юрьев и готовятся к штурму Нарвы; героизм русских солдат и офицеров во время штурма Нарвы (глава шестая, ч. 7).

III. Подведение итогов урока.

Многоплановость композиции, контрастность глав, меняющаяся авторская тональность создают мозаичную панораму эпохи. Движение эпохи, ряд ее узловых событий на протяжении с 1682 по 1704 год образует каркас повествования. Нарастает патриотическое звучание. Третья книга создавалась в обстановке героического подъема Великой Отечественной войны. В ней на первый план выходит тема воинских подвигов русского солдата, русского человека, раскрывающихся в описании штурма Нарвы.


Краткие сведения о жизни и творчестве А.Н. Толстого.

-Идейный замысел романа.

-Композиция и сюжет романа.

А. Н. Толстой.

Форма контроля:

Оформить конспект по материалу лекции.

Подготовить вопросы по творчеству А.Н. Толстого (до 15).

Конспект + вопросы сфотографировать и прислать преподавателю на электронный адрес [email protected] или в ЛС Вконтакте.

1. Краткие сведения о жизни и творчестве А.Н. Толстого

Талант Толстого, его феноменальная фантазия и наблюдательность проявились довольно рано. В предреволюционную эпоху он перепробовал себя в самых разных жанрах и направлениях литературы.



1. Прежде всего, писателю нужно было определить, что будет для него основным в романе, и с этих позиций отбирать соответствующий материал в трудах историков, исторических документах, мемуарах. Этим основным для Толстого, по его словам, явилось "становление личности в эпохе". Об этом он говорил и в беседе с коллективом редакции журнала "Смена": "Становление личности в исторической эпохе - вещь очень сложная. Это одна из задач моего романа".

2. Иначе решается Толстым и вопрос о петровских преобразованиях. Весь ход повествования, вся система художественных образов должны были подчеркнуть прогрессивное значение преобразовательских мероприятий, их историческую закономерность и необходимость.

3. Одной из важнейших задач было для Толстого "выявление двигающих сил эпохи" - разрешение проблемы народа, его исторической роли во всех преобразованиях страны, наконец, изображение сложных взаимоотношений Петра и народа. Таковы основные задачи, к разрешению которых Толстой смог подойти лишь в конце 20-х годов. Идейный замысел романа нашел соответствующее выражение в композиции произведения, во всех ее компонентах.

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ РОМАНА

"Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна, прежде всего, как и во всяком художественном полотне, - композиция, архитектоника произведения. Что это такое композиция? Это, прежде всего установление центра, центра зрения художника. В моем романе центром является фигура Петра I."


И так, в центре повествования Толстого - Петр, формирование его личности. Однако роман не стал пусть и мастерски написанной биографией Петра. Почему? Толстому важно было показать не только Петра как большого исторического деятеля, но и эпоху, которая способствовала формированию этого деятеля. Становление личности Петра и изображение эпохи в ее историческом движении определило композиционные особенности романа. Толстой не ограничивается изображением жизни и деятельности своего героя, он создает многоплановую композицию, что дает ему возможность показать жизнь самых различных слоев населения России, жизнь народных масс. Все классы и группы русского общества представлены в романе: крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники, дворяне, бояре. Россия показана в бурном потоке исторических событий, в столкновении общественных сил. Поражает широкий охват событий Петровской эпохи, разнообразие созданных персонажей. Действие переносится из бедной крестьянской избы Ивашки Бровкина на шумные площади старой Москвы; из светлицы властной, хищной царевны Софьи - на Красное крыльцо в Кремле, где маленький Петр становится очевидцем жестокой расправы стрельцов с Матвеевым; из покоев Натальи Кирилловны в Преображенском дворце в Немецкую слободу, оттуда в выжженные южным солнцем степи, по которым медленно двигается войско Голицына; из Троицко-Сергиевской лавры, куда ночью из Преображенского дворца бежал Петр, - в Архангельск, под Азов, за границу .

Примерно с четвертой главы первой книги Толстой показывает, как все более обостряются отношения между возмужавшим Петром и Софьей, что приводит в дальнейшем к падению былой правительницы. Петр становится самодержавным правителем и со свойственной ему решительностью, преодолевая сопротивление боярства, начинает борьбу с византийской Русью. "Упиралась вся Россия,- пишет Толстой. Страшились перемен, "ненавидели быстроту и жестокость ново вводимого не только боярство, но и поместное дворянство, и духовенство, и стрельцы: "Стал не мир, а кабак, все ломают, всех тревожат. Не живут - торопятся. В бездну катимся. " Сопротивлялся и народ - "мало было прежней тяготы - волокли на новую непонятную работу - на судостроительные верфи в Воронеже". Бегство в леса дремучие, на Дон - ответ народа на все тяготы жизни в период правления Петра.

Первая книга кончается жестоким подавлением Петром стрелецкого мятежа. Ее финал лучше прочесть вслух:"Всю зиму были пытки и казни. Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей". Вторая книга, по словам самого Толстого "более монументальна, более психологична", она рассказывает о том как сдвинулась с места Русь - начинается с изображения "неохотно" пробуждающейся Москвы, кончается картиной строящегося Петербурга. Монументальность романа проявляется не в изображении больших событий крупным планом, а в изображении строительства новой России. Борьба старого и нового становится определяющей в развитии действия романа. Толстой показывает в каких сложных условиях возникает молодая Россия, какие трудности пришлось пре- одолевать Петру на пути преобразования Руси. Во второй книге по сравнению с первой изображено меньше исторических событий, действие концентрируется вокруг подготовки к Северной войне, ее начал "нарвская конфузия", лихорадочная деятельность по укреплению обороны, строительство заводов, первые успехи в войне со шведами - взятие Нотебурга, выход к устью Невы и основание города-крепости, которую решено было назвать Петербург. Большое место отведено в этой книге психологическим характеристикам. Каждый из эпизодов частной и общественной жизни помогает ярче представить ту или иную сторону эпохи Петра, его преобразований (например, описание жизни семей Буйносовых и Бровкиных и др.) Толстой показывает, как новое врывается в быт, рушит старые устои. Прогрессивный характер петровских преобразований подчеркивается Толстым в изображении общего оживления страны, в появлении вокруг Петра новых людей идущих в ногу со временем и понимающих нужды России. Среди них и выходцы из народной среды: Меньшиков, семья Бровкиных, Феодосией Скляев, Воробьев. "Птенцы гнезда Петрова", люди энергичные, воспитанные Петром, противопоставлены старому московскому боярству - Буйносову, Лыкову и другим, изображенным Толстым с иронией. Боярство внешне смирилось, но продолжало ненавидеть Петра и его нововведения. Во второй книге с еще большей силой звучит мотив социального протеста народа. Раздражение звучит и в разговоре мужиков в кабаке на Варварке, и в поведении мужиков, в их недобрых взглядах, в выкриках, в открытой ненависти крестьян к помещикам и боярам. Толстой показывает глухо бурлящий в народе протест, который должен был вылиться в восстание на Дону под предводительством Булавина. Чтоб жить " по воле, а не по указу государеву", люди бегут в леса. Движение раскольников, хотя и реакционное по своей сути, является одной из форм протеста против усилившегося гнета в период правления Петра. В устье Невы заложен город-крепость. Желанное море теперь отсюда - подать рукой, началось преобразование армии для решительной победы над шведами и возвращения исконно русских земель - Юрьева и Нарвы. Третья книга романа посвящена борьбе за Юрьев и Нарву. " Третья книга - писал сам Толстой,- самая главная часть романа о Петре, она относится к наиболее интересному периоду жизни Петра. В ней будет показана законодательная деятельность Петра, его новаторство в области изменений уклада русской жизни, поездки царя за границу, его окружение, общество времени. В третьей части будут даны картины не только русской жизни, но и Запада того времени - Франции, Польши, Голландии. Все основные задачи, которые я ставил, приступая к роману, будут осуществлены в этой части." Третья книга, как и вторая, начинается с описания Москвы. Прошло не так много времени, но перед нами другая, обновленная Москва. Во второй книге показана неторопливая, во многом косная жизнь в столице, и, хотя обитатели ее чувствуют, что назревают большие события, что жить становится все тревожнее, тем не менее, жизнь города течет пока по- прежнему. В третьей книге Москва предстает иной: крутые перемены про- изошли в ее жизни. Новое ворвалось в жизнь, изменило привычное ее течение. Нет больше челяди у боярских дворов, " ворота закрыты наглухо, на широком дворе - тихо, людишки взяты на войну, боярские сыновья или зятья в полках унтер-офицерами либо усланы за море, недоросли отданы в школы." Чувствуется, что жизнь уходит в новую столицу - Петербург.

Третья книга - это книга о блестяще одержанных победах русскими над войсками Карла XII. В ней поставлена проблема культурного развития Рос- сии, проблема формирования новой интеллигенции. Особенно ярко показан образ молодой России, победившей в нелегкой борьбе. Однако и в этой книге не ослабевает, а, наоборот, звучит с новой силой социальный конфликт - рост противоречий между Петром и народом. Книга осталась, к сожалению, незавершенной. " Человека,- писал А.Н. Толстой,- равно как исторический отрезок времени - можно понять только диалектически - в движении, в борьбе, в противоречии". Так он изображает Петровскую эпоху - в движении, в борьбе нового со старым. В тексте нет указаний на определенные даты, нет ссылок на числа, месяцы, и все-таки движение времени ощущается во всем: в том, как растет и мужает Петр, как изменяется жизнь страны в целом и Москвы в частности, как новое, с трудом воспринимавшееся ранее, прочно входит в быт людей. Изменяется внешность людей, их характеры, жизнь, судьба. ( Семья Бровкиных и князь Буйносов). Стремительный бег времени проявляется, в общем оживлении жизни страны, в том, как " представители одних слоев поднимаются быстро вверх, другие не в силах поспеть за бурным темпом событий и оказываются отброшенными резко назад". В романе Толстого, в каждой строчке его чувствуется биение пульса большой страны, движение народа, который с честью выходил из всех суровых испытаний: и в созидательном труде и в борьбе добывал славу своей родине. А.С.Макаренко восхищался бодрым звучанием романа Толстого: " Самое главное и самое прекрасное, что есть в книге, - это живое движение живых людей. -это здоровое и всегда жизнерадостное движение русского народа".

Участие А. Н. Толстого в борьбе за чистоту языка литературы свидетельствует о правильности и тонкости понимания им природы языка, о твердости его реалистических убеждений. История литературы показала, что формализм и натурализм в вопросах языка, проповедь затрудненности или небрежность в области художественной формы по существу антинародны и несовместимы с принципами реализма. Они закономерно приводят к искажению действительности.

В романе А. Н. Толстого по-новому проявилось величие русского языка, богатство его словарного фонда, красота и сила. Язык Петра поистине народен, живую русскую разговорную речь читатель ощущает постоянно и поражается богатству ее оттенков.

Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. // Под ред. В.П. Журавлева - М.: Просвещение, 2016

Литература: практикум: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений /

[Г.А. Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнова и др.]; подред. Г.А. Обернихиной. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. – 272.

Читайте также: