Насколько на ваш взгляд достоверно это сочинение а курбского

Обновлено: 05.07.2024

Основной аргумент Грозного в споре с Курбским - зеркальное отражение тезиса оппонента. Если Курбский говорит о несоответствии Грозного идеалу правителя, то Грозный ставит вопрос о том, насколько Курбский (и - обобщая - многие, подобные ему) далек от идеала подданного. Царь гиперболизирует масштабы проступка Курбского: "Ты же, тела ради, душу погубил еси, и славы ради мимотекущия, нетленную славу презрел еси, и на человека возъярився, на Бога возстал еси". Он резко противопоставляет изменнику верного слугу Курбского Василия Шибанова, не устрашившегося никаких мучений и даже самой смерти: "Он свое благочестие соблюде, пред царем и пред всем народом, при смертных вратех стоя, и крестного ради целования тебе не отвержеся, и похваляя всячески умрети за тебе тщашеся". По легендарному преданию, именно Василий Шибанов доставил в Москву и передал Грозному письмо своего господина. Это предание было использовано А.К. Толстым при создании баллады "Василий Шибанов". Три фигуры (Шибанов - Курбский - Грозный) оказываются связанными отношениями "господин - подданный", и в результате оказывается, что как господин Курбский гораздо "хуже" Грозного, т.к. обрекает своего верного слугу на смерть, а как подданный - гораздо "хуже" Шибанова, т. к. ему чужды понятия верности и долга. Это противопоставление вводит важную для Грозного тему "неправедных подданных", которые сами своим поведением вынуждают правителя на жестокие меры: "И се ли супротивно явися, еже вам погубити себе не дал есми?" Итак, царь может быть праведным только при условии выполнения своего гражданского долга его подданными, и в запальчивости Грозный вспоминает целый ряд преступлений против него его бывших сподвижников. И здесь измена Курбского оказывается фрагментом в ряду аналогичных измен, через которые царю пришлось пройти на протяжении своей жизни с ранней юности до настоящего времени.
Чем дальше, тем более эмоциональным становится стиль послания Грозного. Величавость вступления сменяется запальчивой эскападой обвинений: "Аще царю не повинуются подовластные, и никогда же от междоусобных браней престанут. Се убо зло обаче само себе хапати! Сам не разумея, что сладко и свет, что горько и тма, иных поучает. Ино сладко и свет, яко от благих престати и злая творити междоусобными браньми и самовольством? Всем явленна суть, яко се несть свет, но тма, и несть сладко, но горько".
Эта смена тональности приводит к появлению смехового начала. Смех у Грозного превращается еще в один - и самый сильный - аргумент в споре со своим противником. Поэтому царь высмеивает наиболее сильные места в послании своего оппонента, в частности, его упование на грядущий Страшный Суд, на котором обличатся все неправедные дела нечестивого правителя. Курбский пишет: "И да будет ти, царю, ведомо к тому: уже не узришь, мню, в мире лица моево до дня преславного явления Христа моего". В этой короткой фразе сконцентрированы и вера в грядущее возмездие, и напоминание о Христе, который выше и справедливее всех земных царей, и горечь обиды, и осознание собственного превосходства. Грозный очень точно почувствовал эмоциональную силу этой фразы, поэтому именно она стала объектом осмеяния: "Лице же свое показуеши драго. Кто же убо восхощет таковаго эфопъскаго (здесь - в значении "бесовское". - А. А.) лица видети. "

Андрей Курбский связан с такими событиям и явлениями как: в зятие Казани , Ливонская война, бегство и переход на сторону Сигизмунда.

В 1552 году царь Иван Васильевич с большой войском выступил в новый поход на Казанское ханство. Андрей Курбский также участвовал в этом событии. Причинами данного похода является постоянная угроза русским землям с востока, во-вторых, Казань имела достаточно плодородные земли и контролировала Волжский торговый путь, в-третьих, народы Поволжья стремились к освобождению от ханской зависимости и поэтому искали поддержки у России. Особые роли в данном событии сыграли Алексей Адашев. При взятии Казани Алексей Адашев приказал ставить пушки против города, делать подкоп в тайник, откуда осаждённые казанцы брали воду. В результате взрыва бочек пороха, заложенных в подкопы, была разрушена часть стены Казанского кремля. Через проломы в стене русские войска ворвались в город. Как итог, Казань в 1552 году вошла в состав государства, тем самым расширив территорию России. В честь взятия Казани был построен храм Василия Блаженного, который по сей день привлекает туристов и входит в российский список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В январе 1558 года началась Ливонская война из-за отказа немецких рыцарей-крестоносцев платить "старинную" Юрьевскую дань Московскому царству. Причиной Ливонской войны также было стремление России добиться выхода к Балтийскому морю с целью развития морской торговли с Европой, а также слабостью Ливонского Ордена. Не менее важную роль сыграл сам Андрей Курбский. В начале военных действий он был командующим русских войск и одерживал победы. После болезни Ивана Грозного, характер его ужесточился, и он стал еще более подозрительным. Деятельность Избранной рады, в состав которой входил Андрей Курбский, фактически прекратилась. После опалы на Алексея Адашева, а также военных неудач под Чашниками (Скрынников считает, что Курбский дал важную информацию, которая способствовала поражению России в этой битве) Андрей Курбский сбежал в Литву во время Ливонской войны, то есть совершил государственную измену, которая повлекла за собой передачу секретной информации в пользу ВКЛ, некоторые историки даже считают предательство Курбского переломом войны не в нашу пользу. Ливонская война завершилась поражением. Россия отдавала Речи Посполитой Велиж, также был уступлен Полоцк. Швеция получила побережье Балтики, города Ям и Копорье и другие города.

Так же Андрей Курбский отправил три послания царю и обвинил Ивана IV в жестокости и неоправданных казнях в период опричнины, открыто осудил опричную политику, заявив, что царь потерял Божье благословение своими злодействами. Он также написал произведение "История о великом князе Московском", в котором выступал против усиления единоличной власти Ивана Васильевича. Переписка Ивана IV и Андрея Курбского является литературным памятником 16 века и показывает события, происходившие в тот момент в России. Благодаря литературным работам Курбского образ Ивана Грозного стал негативным в мировой истории.

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

по истории России

студентка гр. ИС – 13

Актуальность этой переписки выявляется в том, что это источник по истории правления Ивана Грозного, т.е. XVI века, который являлся веком необычайного взлёта самодержавной власти в России, и вместе с тем являлся последним веком Рюриковичей – первой династии на русском троне. Это эпоха кардинальных изменений не только в политической, экономической, судебной жизнях государства, но и эпоха кардинального изменения духовно-нравственного мира населения Руси.

Больших успехов добился Курбский на военной службе. Наиболее известны его подвиги в походе на Казань. Ещё по дороге около Тулы они разбили татар, которые превосходили наших воинов по численности вдвое. В этой битве, согласно Карамзину, князь Курбский ”ознаменовался славными ранами”.

В 1560 прекратила своё существование Избранная Рада, активным участником которой был Курбский. Последовали аресты и казни людей, входивших в Раду. Началась опала, понимая, какая участь его ждёт, Курбский решил бежать. 30 апреля 1564 года он бежал в литовские владения.

Особенно государственный и политический талант Ивана Грозного раскрывают реформы 50-х годов XVI века. Внутренняя политика Ивана IV, после полосы неудач в ходе Ливонской войны и в результате стремления самого царя к установлению деспотической власти приобретает террористический характер и во вторую половину царствования отмечена учреждением опричнины, массовыми казнями и убийствами, разгромом Новгорода и ряда других городов.

Бежав из страны, Курбский сразу же пишет письмо царю, в городке Вольмаре в 1564 г. Эта переписка с длинными перерывами шла 15 лет (1564—1579 гг.). Князь Курбский написал всего три письма, царь Иван — два; но его первое письмо составляет по объему больше половины всей переписки.

Итак, в полемике Грозного и Курбского перед нами встает противоборство двух идей, двух теорий и даже можно сказать двух начал. Это идеи о государственном устройстве, об управлении царя и месте в этом управлении боярства и служилого дворянства. Также затрагиваются методы управления, и встает вопрос личного характера, а также немилости, в которую попал Курбский.

Центральным пунктом программы высказываний царя в своих посланиях является всестороннее обоснование самодержавия. Согласно Ивану Грозному самодержавие имеет свое божественное начало, а своим источником божественную волю. Его основным положением является то, что государство держится именно самодержавием и не ограниченная воля царя должна быть неоспоримым законом для всех его подданных, являющихся рабами государя. В этих идеях прослеживается заметное влияние иосифлян, мысли которых он заострил, довел до логического конца, обосновал историческими примерами и опытом личной политической борьбы. Осифляне возвеличивали царскую власть, исходя из интересов церкви; Иван Грозный высоко поднимает значение этой власти, исходя из собственных ее интересов. 3

Иван Грозный впервые выдвигает новую мысль, которая до него в русской публицистике не высказывалась. Это идея ответственности государя за дело народа, мысль о том, что конечной целью государя является благо народа. 6

Таким образом, царь Иван VІ отстаивал перед Курбским самодержавие, аргументируя его божественной волей и приводя исторические примеры.

В понимании Курбского ясно прослеживается, представление о тождестве права и справедливости. Только справедливое может быть названо правовым, так как насилие — источник беззакония, а не права.

Андрей Курбский — князь, военный и государственный деятель, современник Ивана 4. Одна из важнейших личностей в истории моей страны.

Одно из важнейших событий, в котором принимал участие князь — это реформы Избранной Рады. Причиной реформ можно считать необходимость социально-экономического реформирования страны, борьба с пережитками удельности и укрепление царской власти. Избранная Рада — это круг лиц, приближенных к царю Ивану 4. Курбский принимал участие в создании и созыве первого Земского собора. Андрей придерживался принципов формирования сословно-представительной монархии, направленной на ограничение власти государя. Так же выступал против взяточничества и за соблюдение правовых норм. Так же по его инициативе были совершены военная (создание стрелецкого войска), церковная (стоглавый собор), законодательная (судебник) реформы и реформа местного самоуправления (отмена кормлений и введение губных старост).

Однако деятельность Рады была недолгой и вскоре она была распущена. Причиной роспуска можно считать различие во мнениях на дальнейшее развитие страны среди участников Рады и царем. Следствием проведенных реформ можно считать укрепление самодержавия, повышение авторитета России на международной арене, а также колоссальные успехи во внешней политике.

Ещё одним важным событием в котором принимал участие Андрей Курбский является Ливонская война. Наряду с Курбским, в ней принимал участие сам царь Иван Васильевич Грозный. Причинами войны можно считать желание Ивана 4 заполучить выход к Балтийскому морю, а также невыплату Ливонией дани за город Юрьев. Так же Литва препятствовала нашей торговле на Балтике. Война шла с переменным успехом. Андрей командовал большим войском и в 1560 году провел ряд успешных военных компаний против ливонцев и поляков. Был воеводой в Юрьеве. Нанёс сокрушительный удар врагу под городами Венден и Вольмар. Однако победы сменились крупным поражением. В стране Иван 4 начал проводить политику опричнины и многие бояре попали в опалу. Боясь той же участи Андрей бежал в Литву, откуда вёл активную переписку с Грозным. В своих письмах к государю он обличал его дурные поступки, безвинные убийства и жестокость. Война была проиграна. Причиной можно считать неверную расстановку царем сил на Балтике, ведение войны с двумя государствами одновременно и опричнина, разорявшая страну. Последствием можно считать заключение Ям-Запольского и Плюсского миров. Мы потеряли наши северные территории вдоль Финского залива.

Андрей Курбский — важная и неоднозначная фигура в нашей истории. С одной стороны он был образованнейшим человеком своего времени, имел свое видение на формирование института власти. С другой стороны он был предателем, который поставит свои личные интересы выше государственных. Однако после него остались литературные труды и множество реформ, которые позволили России подняться на ступень выше в своём развитии.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: