Народные сказки утверждают ребенка в правильном отношении к миру сочинение рассуждение

Обновлено: 02.07.2024

Польза сказок

В сказочных историях всегда есть отчетливая грань между плохим и хорошим, злом и добром. Персонажи своими действиями создают образы поведения хорошего и плохого человека. И ребенок начинает следовать примеру полюбившихся сказочных героев. Черты характера персонажей влияют на основные черты характера ребенка, которые закладываются в детском возрасте. При чтении забавных сказочных приключений формируются основные черты характера: справедливость и порядочность, честность и благородство, искренность и верность, развивается внутренний мир малыша.

В сказках, в отличие от басен, четко не выделена мораль, но она присутствует в каждой, даже небольшой, истории. Вот примеры того какой урок можно из них вынести.

Главное, при выборе сказок для детей, чтобы они захватывали ребенка, заставляя его сопереживать и сочувствовать героям, думать и анализировать. Всем этим критериям соответствуют русские народные сказки, в них заключена вся мудрость народа. Этот жанр относится к фольклору.

Мудрость русского народа

На народных сказках выросло не одно поколение людей. В них отражены нравственные ценности, быт русского народа, простодушие, смекалка, мудрость, опыт и знания. Народные сказки создавались не писателями, а самим народом и передавались из поколения в поколение, из уст в уста. При этом истории изменялись, персонажи становились мудрее, сильнее, смекалистее. Это, своего рода энциклопедия жизни, переданная предками нам в наследство.

Герои русских сказок — это образы собирательные, которые делятся на положительных (Иван Царевич, Илья Муромец, Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Снегурочка и т. д. ) и отрицательных (Баба-яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, леший, водяной и т. д. ).

Илья Муромец и Василиса Премудрая

Многие предметы в русских сказках наделены волшебной силой, рассмотрим самые традиционные из них:

Большая часть этих предметов помогает добру одержать верх над злом. Но и у отрицательных персонажей есть сказочные предметы, поэтому нашим героям и приходится применять смекалку, волю, силу духа.

Роль животных в русских народных сказках также велика. Сказы, мифы и предания с участием животных являются наиболее древними. Самыми распространенными персонажами стали:

Лисичка-сестричка

  • лиса (Лисичка-сестричка, кумушка Лиса, Лиса Патрикеевна);
  • медведь (Мишка, Михайло Потапыч, Мишка косолапый);
  • заяц (Зайчик-побегайчик, Зайчишка-трусишка, Зайчишка-хвастунишка, Косой);
  • волк (Серый Волк, Волк-Волчище, Серый).

Источник ценных знаний

Сказки учат всему тому, чего так не хватает в нашем современном технократическом мире. Очень жаль, что в наши дни малыши начинают знакомство с окружающим миром не через сюжеты сказочных приключений, а через мини-версии в видеороликах в компьютере или мультфильмы на экранах телевизоров. И это даже не всегда мультфильмы по классическим сказкам. Невозможно прожить без чуда! Ведь только погрузившись в этот чарующий и волшебный мир, можно научиться ценить друзей, не бояться трудностей, понять, что добро всегда возвращается добром.

Сказки учат добру

В сказках все просто и понятно. В жизни все намного сложнее и запутанней, нет четкой границы между белым и черным, существует много оттенков, также сложно провести черту между добром и злом. Но если люди и в жизни будут применять мудрость, умение и опыт, полученные из сказок, так сказать, базовые знания, то выходить из сложных жизненных ситуаций будет намного проще. И, главный вывод, раз уж сказки дошли до нашего времени, значит, этот жанр действительно стоит всеобщего внимания и является источником ценных знаний.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа

Управления образования администрации города Шахтерска

Круглый стол для молодых педагогов

по теме: «Использование народной сказки в

подготовила: Киселёва Ольга Николаевна

воспитатель II квалификационной категории

ШАХТЁРСК ,2015

ТЕМА: «Использование народной сказки в процессе

СКАЗКА – жанр устного народного творчества, в котором заложен большой эстетический потенциал, проявляющийся в красочном, романтическом изображении сказочного мира, идеализации положительных героев, обязательном счастливом конце, в увлечённости, которая соединяется с поучительностью. Сказочный сюжет отображает четкость и динамичность развития действий, многоэпизадичность, драматическое напряжение, законченность. Специфика композиции сказки – наличие начала и окончания, повторение эпизодов, трёхлесничное построение сюжета. Богатая, колоритная речь сказок завораживает, вызывает красочные образы, взбудораживает воображение.

Разнообразные по сюжетам и уровнем использования фантастики сказки делятся на группы:

1.Про животных. 4.Легенды.

Самый распространённый вид сказок, который рано становится известным ребёнку, - сказки о животных. Народные сказки про животных самый лучший материал для познания ребёнком реальной жизни, реальных отношений между людьми. В них звери, как и люди, работают, отдыхают, спорят, разговаривают, конфликтуют, мирятся.

Сказки утверждают ребёнка в правильных отношениях к миру. Тянут репку и дед , и баба, и внучка, и Жучка, и кошка – тянут-потянут, а не вытянуть им репки. И только когда пришла на помощь мышка, вытянули репку. Конечно, ёмкий художественный смысл этой иронической сказки станет до конца понятным маленькому человеку, лишь когда он вырастет. Тогда сказка обернётся к нему многими гранями. Ребёнку же доступна лишь та мысль, что никакая, даже самая малая сила не лишняя в работе: много ли сил в мышке, а без неё не могли вытянуть репку.

В каждой сказке о животных есть мораль, которая необходима ребёнку, ведь он должен определять своё место в жизни, усваивать морально-этические нормы поведения в обществе.

Детям старшего дошкольного возраста нравится волшебная сказка. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряжённое с борьбой светлых и тёмных сил, и чудесный вымысел.

Волшебная сказка создала поразительно живой, замысловатый мир. Всё в нём необыкновенно: люди, земля, горы, реки, деревья, даже вещи – предметы быта, орудия труда – и те приобретают в сказках чудесные свойства. Топор сам рубит лес; дубинка бьёт недругов; мельница мелит зерно; печка разговаривает; яблоня укрывает своими ветвями детей, бегущих от посланных Ягой гусей-лебедей; взмывает в небо ковёр-самолёт; в маленьком сундучке помещается большой город с жителями, домами и улицами.

Этот сказочный мир будит и развивает воображение ребёнка. Малыш с горячим сочувствием следит за всем, о чём говорится в сказке: радуется победам Ивана-царевича, чудесам Василисы Премудрой, огорчается их невзгодам.

В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то , что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но всё кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребёнка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.

Волшебная сказка с её стройной композицией приучает ребёнка логически мыслить: события в ней разворачиваются в строгой последовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета. Чем ближе конец, тем острее и напряжённее становятся взаимоотношения персонажей. Очень часто, подведя героя к моменту почти полного достижения цели, сказка допускает резкий поворот события к исходному положению – и вновь он начинает борьбу за торжество справедливости. Такой приём помогает ребёнку понять, что для достижения цели необходимо упорство, верность долгу и стремление победить во что бы то ни стало.

Герои сказок всегда остаются верны своим характерам, что бы с ними не случилось. Для ребёнка такая особенность сказок очень важна: это та необходимая простота человеческих отношений, которая должна быть освоена прежде, чем он научится понимать сложность дел и поступков людей.

Волшебным сказкам свойственна такая композиционная особенность: троекратное повторение какого-либо эпизода с последующим усилением эффекта. С тремя змеями бьётся Иван-царевич, и каждый новый его противник сильнее предыдущего: трёхглавого сменяет шестиглавый, а шестиглавого – девятиглавый или двенадцатиглавый; три трудных задачи задаёт Морской царь Ивану-царевичу – и каждая новая всё труднее и труднее; трижды разгоняет своего верного коня герой с намерением доскочить до верхнего окошка, в котором сидит царевна, и только на третий раз добивается своего.

Приём троекратного повторения имеет особенный смысл в каждом конкретном случае. В сказке о Сивке-бурке трижды повторяющееся скаканье на коне мимо терема царевны свидетельствует о необыкновенной трудности в достижении цели. В другой сказке троекратное повторение эпизода имеет уже иной смысл. Трижды ходили дочери подсматривать за Хаврошечкой, и только в третий раз по оплошности она не сохранила тайны. Третий раз оказался роковым. Так, этот последний, третий эпизод оказывается то счастливым, то несчастливым.

Волшебные сказки живо передают подробности человеческих переживаний и тем волнуют воображение слушателей.

Так как сказки разные по содержанию, сюжету, отличаются композиционным построением, методика их использования в разных возрастных группах специфична. Сказки должны быть подобраны согласно возрасту детей.

В детском саду для формирования у детей морально-этического воспитания при помощи сказки используют такие методы:

Информационно-рецепторный метод (ребёнок познаёт мир, приобретая определённые знания в форме информации).

Репродуктивный метод – конкретные навыки и умения закрепляются специальными упражнениями и благодаря повторению способов действий.

Исследовательский метод – обдумываются условия, делаются специальные ситуации, где ребёнок путём собственных проб и ошибок самостоятельно находит способы их решения.

Эвристический метод – ребёнок делает открытия до объектов и явлений окружения и к самому себе, своих сил и способностей.

Опытный метод – приобретенные знания и умения самостоятельно применяются для решения проблемных задач.

(Опытный, исследовательский и эвристический методы воспитатели должны использовать чаще, так как они наилучше направляют и развивают детское творчество).

С целью повышения продуктивности и повышения эффективности усвоения детьми народных сказок в детском саду используются такие формы работы:

- рассказывание народных сказок;

- тематическое занятие (разные формы работы объединяются общей темой);

- театрализация – разыгрывание в ролях знакомой детям сказки; отображение характерных черт его героев;

- инсценировка – точное и последовательное отображение содержание сказки детьми при помощи костюмов, разных атрибутов, декораций;

- игры по сюжетам знакомых сказок;

- показ сказки (настольный театр, пальчиковый театр, кукольный театр);

- просмотр сказок по видео;

- ритмико-речитативное рассказывание по одной ритмической кривой, с одной интонацией;

- рассказывание знакомых сказок по картосхемам;

- беседы на морально-этические темы по содержанию сказки;

- самостоятельное составление детьми сказок;

- беседы по содержанию иллюстраций и репродукций художественных картин по сюжетам сказок;

- праздник сказки в детском саду;

- изготовление книжки-сказки по рисункам детей;

- изготовление калажа к сказке;

- изготовление из оригами сказочных героев;

Умение рассказывать сказку очень важное педагогическое условие.

Воспитатель, готовясь к рассказыванию сказки, должен хорошо запомнить текст, чтобы дословно передать начало, повторы, песенки, образные народные выражения. Следует определить, какие слова, фразы требуют уточнения, объяснения, продумать приёмы, время и место их объяснения. Обязательно следует продумывать наглядность. К занятию приготовить хорошо иллюстрированные детские книжки, набор картинок по тексту сказки. Иногда надо подготовить детей к пониманию текста – его содержанию, лексике, образов.

Для полноценного восприятия детьми сказки необходимо создать спокойную обстановку. Детей посадить так, чтобы они видели воспитателя, а воспитатель видела детей.

Народные сказки неповторимые, уникальные. Народ отображает в сказках свои желания, надежду, морально-этические принципы, многовековой опыт воспитания подрастающего поколения.

Правильная работа со сказкой поможет воспитать у ребёнка сочувствие, добропорядочность, милосердие – черты которые помогут формировать настоящего Человека.

ПЕРЕЧЕНЬ СКАЗОК ПО ВОЗРАСТАМ

Группы раннего возраста

Вторая младшая группа

Л.Толстой. Три медведя; Братья Гримм. Гошочек каши; С.Маршак.Сказка оглупом мышонке; С.Маршак. Сказка об умном мышонке.

Средняя группа

Братья Гримм. Заяц и ёж; Ш.Пьерро. Красная Шапочка; К.Ушинский. Умей подождать; В.Сухомлинский. Зайчик и рябинка; М.Трублаини. Про девочку Наталочку и про серебряную рыбку; К.Чуковский.Федорино горе, Тараканище, Путаница; С.Маршак. Багаж.

Старший дошкольный возраст

И.Франко. Лисичка и журавль; Н.Кацюбинский. Братья месяцы, Две козочки; Н.Забила. Заячья хатка; В.Бианки. Хатка; Г.Х.Андерсен. Дюймовочка; Л.Украинка. Беда научит; В.Одоевский. Мороз Иванович.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Базова програма розвитку дитини дошкільного віку ,,Я у Світі ”/ М-во освіти і науки України, Акад. пед.. наук України; наук. Ред.. та упоряд. О.Л.Кононенко. – К.: Світич, 2008. – 403 с.

Веселка. Книга для читання в дошкільних закладах / Упорядники: В.Д.Крушинська, Л.В.Кремсал, Л.В.Гураш. – К.: Рад. шк.,1989. – 384 с. – Укр. Мовою.

Ревва С.М., Дмитренко Г.М., Чулкова Н.О. Виховуємо та навчаємо через казку. Адаптована програма з елементами казко терапії з морально-етичноговиховання для дітей дошкільного віку. Журнал ДНЗ №6 (18) 2008.

Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 208 с.- (Программа развития).

Народные сказки являются гениальными произведениями русского народного творчества. Они издавна составляют элемент народной педагогики. Сказки прочно вошли в детский быт. По своему содержанию сказка вполне доступна маленькому ребёнку, близка его мышлению, представлению. В сказках перед умственным взором ребёнка возникают образы родной природы, люди с их характерными и нравственными чертами, быт; в них дети получают блестящие образцы родного языка. Образы русских народных сказок - хитрой лисы, глупого и жадного волка, злой мачехи, Деда Мороза, Иванушки - дурачка, Марьи - моревны и многие другие - входят в жизнь детей, раскрывая перед ними в доступной для их понимания форме понятие добра и зла, воспитывают добрые чувства.

Сказки вводят ребёнка в мир животных, наделённых чертами, свойственными человеку: они умеют говорить, думать. Ребёнок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказок. Волшебные сказки открывают детям просторы для фантазирования.

Самые элементарные и в тоже время самые важные представления -об уме и глупости, о хитрости и прямодушие, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности - ложатся в сознание и определяют для ребёнка нормы поведения.

Сказки утверждают ребёнка в правильных отношениях к миру. Тянут репку и дед, и бабка, и внучка, и Жучка, и кошка - тянут - потянут, а не вытянуть им репки. И только когда пришла на помощь мышка, вытянули

репку. Конечно, ёмкий художественный смысл этой сказки станет до конца понятным маленькому человеку, лишь, когда он вырастет. Ребёнку же доступно лишь та мысль, что никакая, даже самая малая сила не лишняя в работе.

В сказке о теремке рассказывается о совместной дружной работе, а потом пришёл медведь - и не стало теремка. В каждой сказке о животных есть такой смысл, который полезен ребёнку, ведь он должен определять для себя место в жизни, усваивать морально - этические нормы поведения в обществе.

В сказках о животных много юмора. Это их чудесное свойство развивает у детей чувство реального и просто веселит, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. Резкое разграничение положительного и отрицательного - в природе сказок. У детей никогда не возникает сомнения в том, как отнестись к тому или иному сказочному персонажу. Петух - герой, лиса - хитрая обманщица, волк -жадный, медведь - глупый, коза - лживая. Это та необходимая простота, которая должна быть усвоена ребёнком прежде, чем он будет готов воспринять сложные вещи.

Детям старшего дошкольного возраста нравится волшебная сказка. Для них привлекательны и развитие действия, сопряжённое с борьбой светлых и тёмных сил, и её чудесный вымысел. В особенности трогает ребёнка судьба героев, поставленных в близкие и понятные ему обстоятельства. Действие в таких сказках всегда совершается в семье, конфликты носят семейный характер.

В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но всё кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребёнка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения.

Читать ли детям сказку или рассказывать её? Народная сказка по своей природе тяготеет к тому, чтобы её рассказывали. Именно так родились сказки, так они живут до сих пор - в передаче рассказчиков. Рассказывание сказок является, конечно, большим искусством.

Сказочная тематика настолько близка детям, что легко проникает в их игры. Особенно это заметно в играх детей старшего дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я очень люблю читать сказки. Добрые, веселые и поучительные, они становятся нашими друзьями на всю жизнь. Остаются советчиками в разных сложных ситуациях.

Мы приходим в восторг, когда путешествуем со своими любимыми героями по интересным сказкам, переживаем с ними их приключения.

Сказка учит: если герой прислушается к своему сердцу, то он найдет ответы на все свои вопросы.

Русские народные сказки – неисчерпаемый источник мудрости. Это поучительные истории на основе реальных и выдуманных событий, они хранят огромную информацию о русском народе, его обычаях.

Одни сказки учат быть щедрыми, другие сказки учат уважать старших и не обижать младших. Сказочные герои своими поступками помогают нам стать смелыми, справедливыми.

Сказка учит ценить в человеке самые важные человеческие качества - любовь, доброту, заботу. Она называет человека красивым только тогда, когда он красив душой. Сказка учит ценить самих людей, понимать разницу между добром и злом, правдой и ложью. Она учит нас жить.
Самую лучшую, самую интересную и самую правдивую сказку человек может сделать реальностью только своими силами, потому что доброе сердце и вера в лучшее — самые могущественные волшебники. Сказки учит нас тому, что чудеса в мире происходят не только благодаря волшебству и колдовству.

Главное, научиться понимать намек, который спрятан в сказке.

Например, в сказках очень много разных пословиц. Как явных, так и скрытых. Иван –дурак в начале сказки становится – Иваном-царевичем в конце. Тут можно применить пословицу – из грязи в князи… И таких примеров можно привести множество.

Кажется, что в сказке есть ответы на все вопросы. Возможно, так оно и есть.

ЧЕМУ НАС УЧИТ СКАЗКА

конкурсное сочинение Тужиковой Оксаны, ученицы 3 класса

Наверное, нет на свете человека, который бы не любил сказки.
Их любят с самого детства.

Сказка притягивает к себе выдуманным миром, где исполняются все желания. Каждый мальчишка, читая сказку, представляет себя смелым богатырем, готовым на любые подвиги, а девочка - необыкновенной красавицей, которая своим добрым сердцем разрушает злые чары.

В каждой сказке перед главным героем возникают трудности, которые необходимо преодолеть. Но герой ни перед чем не останавливается, идёт вперёд.

В мире много разных сказок. И все они чему-то нас учат, воспитывают. Для этого она и создавалась. Поэтому до сих пор живёт. Она даёт нам уроки жизни.

Все русские народные сказки заканчиваются хорошо, а значит, они учат детей верить только в хорошее. И хочется верить, что хорошее начало будет оставаться с человеком всю жизнь и помогут сохранять это хорошее в любых жизненных ситуациях.

Читайте также: