Напишите сочинение рассуждение приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста г степанова

Обновлено: 05.07.2024

Напишите сочинение - рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г.Степанова: "Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика - как они думают". Аргументируя свой ответ, приведите по одному примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и нрамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений и применяйте цитирование. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Как писать сочинение на лингвистическую тему?
1. В первом абзаце формулируем тезис. Начать можно непосредственно с предложенного высказывания.
2. Во втором абзаце поясняем значение понятия "словарь" и приводим в качестве иллюстрации одно лексическое явление из текста.

Лексические явления для аргументации

  • синонимы, антонимы;
  • фразеологизмы;
  • лексика с точки зрения стилистической окраски (слова книжные и разговорные, просторечные);
  • лексика с точки зрения эмоциональной окраски (эмоционально окрашенные слова, экспрессивные)
  • лексика с точки зрения активного и пассивного запаса (историзмы, архаизмы, неологизмы);
  • лексика с точки зрения происхождения (исконно русские слова и иноязычные);
  • лексика с точки зрения сферы употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы).

3. В третьем абзаце объясняем значение термина "грамматика" и приводим пример одного грамматического явления из текста.

Грамматические явления для аргументации

  • однородные члены предложения (усиливают выразительность речи: воссоздают зримые картины, служат средством создания яркого описания (ряд прилагательных), динамических картин (ряд глаголов);
  • обособленные члены предложения (обособленные определения, приложения, обстоятельства, дополнения);
  • вводные конструкции (выражают оценку и придают экспрессивную окраску высказыванию);
  • обращения (отражают свойственные разговорной речи интонации (нежности, участия и т.д.), служат для придания речи эмоциональности);
  • разные типы односоставных предложений (назывные, определенно-личные, неопределенно-личные, безличные);
  • разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные).

4. В четвертом абзаце - вывод.

Во-первых, словарь языка – это лексика, то есть те слова, которыми пользуются люди, чтобы выражать свои мысли. Например, автор использует …, чтобы заставить нас задуматься о ….

Таким образом, лексические и грамматические явления помогают понять, о чем и как думает человек, свидетельствуют о тесной связи языка и мышления.

Пример сочинения на основе текста демоверсии ГИА 2012 года

Таким образом, лексические и грамматические явления помогают понять, о чем и как думает человек, свидетельствуют о тесной связи языка и мышления.

Таким образом, в том, как мыслит и говорит человек, заключается его сущность.

1. Как сформулировано задание С2.1?

Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.


Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова.


Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Обратите внимание, что в задании сформулированы основные требования к сочинению (они подчёркнуты).

Остановимся на них подробнее.

2. Как должно быть построено сочинение?

Поскольку ваша задача - написать сочинение-рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи.

Напомню, что рассуждение состоит из следующих частей:

1. Вступление - тезис

2. Основная часть – аргументы + примеры

3. Заключение - вывод

3. Как начинать сочинение?

Как было сказано выше, начинается сочинение со вступления-тезиса.

Тезис – это мысль, которую нужно доказать.

В задании рекомендуется начать сочинение со слов лингвиста Г.Степанова.

Но это не принципиально.

Так как объём всего сочинения должен составлять не менее 70 слов, то 2-3 предложения для тезиса будет достаточно (помните, что вступление должно быть значительно меньше основной части).

Рассмотрим несколько возможных вариантов вступления.

Вы можете написать собственное вступление, используя эти синонимы и речевые клише:

Я (полностью) согласен с …

Не могу не согласиться с …

Я вынужден согласиться с …

Я разделяю точку зрения …

Я поддерживаю мнение …

Автор убеждён, что. , и подобная уверенность небезосновательна.

Бесспорно мнение автора о том, что.

разберёмся (попробую разобраться, давайте разберёмся) в смысле данного афоризма

По моему мнению, …

4. Как писать основную часть?

Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение.

В основной части вы должны:

  1. объяснить, как вы понимаете слова лингвиста,
  2. привести минимум по одному примеру, иллюстрирующему лексические и грамматические явления языка.

Предлагаю написать основную часть по следующей СХЕМЕ:

  1. Что такое лексика? Толкование первой части высказывания Г.Степанова.
  2. Что такое грамматика? Толкование второй части высказывания Г.Степанова.
  3. Взаимосвязь лексики и грамматики.

Следующие материалы будут полезны для написания основной части.

1. Что такое ЛЕКСИКА? Толкование первой части высказывания Г.Степанова.

Вариант 3. Лексика (от греч. lexikos — словесный, словарный) — это совокупность слов. Лексикой называют словарный состав какого-либо языка. Это форма сознания, отображающая мировоззрение человека.

Вариант 4. Лексика - это форма сознания, отображающая мировоззрение человека.

Через лексику формируется мысль. Сама по себе мысль бесформенна. Лексика определяет форму мысли (или чувства), то есть отображает и выражает что-либо через свойственные лексике значения.

2. Что такое ГРАММАТИКА? Толкование второй части высказывания Г.Степанова.

Вариант 1. Грамматика – это раздел лингвистики, который включает в себя морфологию и синтаксис. Знание грамматических правил не только помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим.

Вариант 3. Наша речь не механический набор слов. Чтобы быть понятным, нужно не только правильно подобрать слова, но и поставить их в соответствующей форме, умело соединить и расставить слова в предложении. В этом нам помогает знание правил такой области языкознания, как грамматика, которая сочетает в себе два раздела: морфологию и синтаксис.

Вариант 4. Для того чтобы построить высказывание, выражающее некоторую мысль, недостаточно выбрать соответствующие слова и произнести их одно за другим.Выбранные слова, а точнее, слова, подбираемые говорящим по мере разворачивания речи, должны быть соединены друг с другом в определённом порядке и оформлены в виде единого комплекса, целенаправленно включённого в ситуацию общения. Совокупность закономерностей построения таких комплексов из отдельных слов посредством их категориального изменения и упорядоченного сочетания друг с другом и составляет грамматический строй языка, изучаемый наукой грамматикой.

Вариант 5. Грамматика - это искусство правильно говорить и писать. Грамматика нужна не только для правильного использования слов в речи, но может служить и способом передачи дополнительных смыслов в тексте.

Вариант 6. Грамматика - это совокупность правил об изменении слов и сочетании слов в предложении; это основной закон языка. Без неё все слова были бы мёртвым капиталом. Чтобы построить осмысленное предложение из отдельных слов, надо их изменить, связать между собой, расположить в определённом порядке. Без знания грамматики этого сделать нельзя!

Вариант 7.Грамматика изучает правила словопроизводства, части речи, словосочетания и предложения. Она помогает нам связать между собой слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете, свидетельствует о том, как думают люди.

Вариант 8.Грамматика – это раздел лингвистики, который изучает строение слов (словообразование), правила словоизменения (морфология), правила построения словосочетаний и предложений (синтаксис). Грамматика устанавливает законы (правила) строения, функционирования (с точки зрения его грамматических свойств), употребления слов и синтаксических единиц: словосочетаний и предложений.

3. ВЗАИМОСВЯЗЬ лексики и грамматики.

Г. Степанов говорит о единстве содержания и формы языка.

Культура мышления и культура речи связаны друг с другом.

Связь грамматики и лексики очевидна.

И словарный запас человека, и знание основ морфологии, синтаксиса и пунктуации помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь.

Таким образом, лексика и грамматика, являясь разными сторонами языка, связаны друг с другом.

Лексическое и грамматическое в тексте может находиться в следующих отношениях: лексическое соответствует грамматическому, лексическое не соответствует грамматическому, лексическое дополняется и уточняется грамматическим.

Грамматика и лексика тесно связаны между собой, отличие в том, что грамматика отражает более высокий уровень обобщения явлений действительности, чем лексика.

В том, как мыслит и говорит человек, заключается его сущность.

5. Требования к примерам, иллюстрирующим лексические и грамматические явления

Помните о требованиях к примерам:

примеров должно быть не менее 2;

• примеры должны быть из указанного текста;

• примеры должны иллюстрировать два разных явления языка: лексическое и

грамматическое;

• каждый пример должен соответствовать указанному явлению;

Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:

• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.

Проиллюстрировать названное лексическое (грамматическое) явление можно на примере …. предложения текста.

• Пример лексического (грамматического) явления можно найти в предложении № . .

• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (грамматическое) явление, как . .

В подтверждение собственных выводов приведу пример, демонстрирующий лексическое (грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною текста.

Рассмотрим … предложение. В нем использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .

6. Что такое лексические и грамматические явления?

1. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Универсальные лексические категории

Что входит в перечень работ по подготовке дома к зиме: При подготовке дома к зиме проводят следующие мероприятия.

Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано.

Презентация на тему: " Напишите сочинение - рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова : « Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди," — Транскрипт:

2 Поскольку ваша задача - написать сочинение - рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню, что рассуждение состоит из следующих частей : 1. Вступление - тезис 2. Основная часть – аргументы + примеры 3. Заключение - вывод

3 Как было сказано выше, начинается сочинение со вступления - тезиса. Тезис – это мысль, которую нужно доказать. В задании рекомендуется начать сочинение со слов лингвиста Г. Степанова. Но это не принципиально. Так как объём всего сочинения должен составлять не менее 70 слов, то 2-3 предложения для тезиса будет достаточно ( помните, что вступление должно быть значительно меньше основной части ).

5 лингвист учёный языковед автор высказывания филолог Г. Степанов утверждал считал писал рассуждал высказывание афоризм мысль утверждение суждение мнение слова изречение справедливо верно неоспоримо бесспорно понятно Я ( полностью ) согласен с … Не могу не согласиться с … Я вынужден согласиться с … Я разделяю точку зрения … Я поддерживаю мнение … Автор убеждён, что. и подобная уверенность небезосновательна. Бесспорно мнение автора о том, что. докажем покажем продемонстрируем подтвердим проиллюстрируем разберёмся ( попробую разобраться, давайте разберёмся ) в смысле данного афоризма Я думаю, … Я считаю, … По моему мнению, … На мой взгляд, … Мне кажется, … Безусловно, … Разумеется, … Конечно, …

6 Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение. В основной части вы должны : объяснить, как вы понимаете слова лингвиста, привести минимум по одному примеру, иллюстрирующему лексические и грамматические явления языка. Предлагаю написать основную часть по следующей СХЕМЕ : Что такое лексика ? Толкование первой части высказывания Г. Степанова. Что такое грамматика ? Толкование второй части высказывания Г. Степанова. Взаимосвязь лексики и грамматики.

9 ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ Универсальные лексические категории омонимы синонимы антонимы паронимы Лексика активного и пассивного запаса общеупотребительная лексика диалектизмы профессионализмы жаргонизмы арго эмоционально окрашенные слова архаизмы историзмы неологизмы заимствованные слова старославянизмы традиционно - поэтические слова разговорная лексика просторечные слова книжная лексика термины фразеологизмы крылатые слова эмоционально - экспрессивная лексика

10 Тропы 1. метафора 2. метонимия 3. ирония 4. гипербола 5. олицетворение 6. сравнение 7. синекдоха 8. литота 9. эпитет 10. антономазия 11. аллегория 12. перифраза 13. художественный символ Стилистические фигуры 1. градация 2. антитеза 3. оксюморон 4. лексический повтор лексический повтор 5. анафор 6.эпифора

11 Словообразование - это раздел науки о языке, который изучает состав ( строение ) слов и способы их образования. Морфема - это наименьшая значимая часть слова. В составе слова выделяются следующие значимые части ( морфемы ): корень приставка суффикс окончание Морфология - раздел грамматики, который изучает части речи и их признаки. Части речи : а ) самостоятельные имя существительное имя прилагательное имя числительное местоимение глагол причастие деепричастие наречие б ) служебные предлог союз частица в ) междометия ( ой, ах и т. д.)

12 Синтаксис - раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний. Синтаксические понятия: способы связи слов в словосочетании (согласование. управление, примыкание) повествовательные, побудительные, вопросительные предложения восклицательные и невосклицательные предложения простые предложения двусоставные и односоставные предложения односоставные типы односоставных предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные) неполные предложения распространённые и нераспространённые предложения обращения однородные члены обособленные члены (обстоятельства, определения, приложения, дополнения) уточняющие и поясняющие члены вставные конструкции вводные слова и предложения прямая речь косвенная речь диалог сложносочинённые предложения сложноподчинённые предложения бессоюзные предложения

13 Синтаксические средства художественной изобразительности риторические восклицания риторический вопрос риторическое обращение параллелизм анафора эпифора инверсия эллипсис умолчание смещение синтаксических конструкций присоединительные конструкции парцелляция многосоюзие бессоюзие градация

14 Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления : Например, используя в репликах одной из девочек ( предложения 34, 35, 38) эмоционально - экспрессивную лексику (" трус несчастный ") и разговорные слова (" пикни ", " устроим "), автор текста подчёркивает грубость и жестокость в мыслях детей, их коварные намерения. Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления : Возьмём, к примеру, предложения 19 и 20. Все знают, что слово " пожалуйста " употребляется в том случае, если человек хочет расположить к себе собеседника, проявить к нему уважение, вежливость. Но если рассмотреть эти предложения с точки зрения их построения, то есть грамматики, то мы увидим, что данное слово не входит в состав предыдущего предложения, а является самостоятельной синтаксической конструкцией. В данном случае автор использовал такой синтаксический приём, как парцелляция, чтобы подчеркнуть скрытую агрессию школьников, их требовательный тон

15 Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Заключение должно представлять собой вывод из всего сказанного выше. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. В начале заключения можно использовать следующие вводные слова : Итак. Следовательно. Значит. Таким образом. Обобщая вышеизложенные доводы, мы пришли к выводу о том, что. и т. д. Помните, что они выделяются запятой !

16 Образец 1. Итак, лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди. Образец 2. На мой взгляд, человек должен уметь выражать свои мысли грамотно, потому что культура мышления и культура речи связаны друг с другом. Вероятно, это и имел в виду ученый - лингвист Г. Степанов. Образец 3. Таким образом, человек должен не только ясно мыслить, но и грамотно выражать свои мысли. По - видимому, эту мысль и хотел донести до нас языковед Г. Степанов.

17 Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения на лингвистическую тему. Помните : сочинение должно иметь ориентировочно 4 абзаца ( минимум - 3): 1 абзац - тезис, 2 абзац - толкование первой части высказывания + пример, иллюстрирующий лексические явления, 3 абзац - толкование второй части высказывания + пример, иллюстрирующий грамматические явления, 4 абзац - вывод.

18 Первый раздел тем : Связь грамматики и лексики в русском языке. Образец по тексту Степанова

19 Второй раздел тем. Лексика. Во-первых, помните, что нет предмета в мире, для которого бы не придумал слова человек. Отыщите интересные два слова в тексте и на их основе стройте аргументы. На помощь вам может прийти задание В1, оттолкнувшись от которого, вы можете создать свой аргумент 1 Во-вторых, учтите, что при помощи слова человек называет и действие. Здесь вы можете работать с глаголами. Найдите те, которые помогают выстроить аргументы, и творите. В-третьих, при помощи слова человек может у собеседника вызвать различные переживания: грусть, радость, возмущение…Это тоже возможность для вас привести новые аргументы В-четвертых, обращайте внимание на такие лексические единицы, как синонимы, антонимы, неологизмы, устаревшие слова, фразеологизмы и стройте свои доказательства на их основе В-пятых, найдите лексические единицы, созданные на основе переносного значения слова: олицетворение, метафору, эпитет. И на основе их выстраивайте аргументы. Здесь вам поможет задание А3, включающие в себя тропы.

20 Третий раздел тем: Синтаксис. Четвертый раздел тем: Богатство русской речи, точность и выразительность. Пятый раздел тем: Темы, стоящие особняком.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (С2.1) в формате ГИА-2012

Описание презентации по отдельным слайдам:

1Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (С2.1) в формате ГИА-2012

1
Сочинение-рассуждение
на лингвистическую тему (С2.1)
в формате ГИА-2012

2 С2.1 Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса сло.

3(21)Но мужественность свойственна не только отдельным людям; целые народы мо.

3
(21)Но мужественность свойственна не только отдельным людям; целые народы могут быть мужественными, а могут потерять свой дух, впасть в уныние. (22)Сейчас наша страна переживает трудное время, и мы видим много людей, которые только и знают что хныкать, ныть и причитать, вспоминая прежние, лучшие времена, которые, кстати сказать, вовсе не были лучшими. (23)Тому, кто бьёт на жалость, всегда кажется, что прежде было лучше, а теперь настала ужасная жизнь.
(С. Соловейчик)

4Сведения об авторе Соловейчик Симон Львович - писатель, публицист, др.

4
Сведения об авторе

Соловейчик Симон
Львович - писатель,
публицист, драматург,
философ. Автор повестей и
пьес для молодёжи, статей и
книг, посвященных
проблемам педагогики, один из инициаторов движения
Педагогика сотрудничества.

5Структура сочинения-рассуждения

6Определим стоящие перед нами задачи:прокомментировать слова лингвиста, расш.

6
Определим стоящие перед нами задачи:
прокомментировать слова лингвиста,
расшифровать смысл высказывания,
поделиться своими мыслями и подтвердить свой ответ двумя примерами из прочитанного текста (один пример должен иллюстрировать лексические явления, а другой - грамматические).

7Шаг первый. Формулируем тезис Тезисом в сочинении С2.1 являются слова Г.

9Лексические явления для аргументациилексика с точки зрения стилистической о.

9
Лексические явления
для аргументации
лексика с точки зрения стилистической окраски;
лексика с точки зрения активного и пассивного запаса (историзмы, архаизмы и др.);
лексика с точки зрения происхождения;
лексика с точки зрения сферы употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы);
синонимы, антонимы;
фразеологизмы и др.
тропы (эпитеты, олицетворения и т.д)

11Грамматические явления для аргументацииоднородные члены предложения; обос.

11
Грамматические явления
для аргументации
однородные члены предложения;
обособленные члены предложения;
вводные слова и предложения;
обращения;
разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные)

12Шаг третий. Второй раз читаем текст и подбираем примеры(21)Но мужественност.

12
Шаг третий. Второй раз читаем текст и подбираем примеры
(21)Но мужественность свойственна не только отдельным людям; целые народы могут быть мужественными, а могут потерять свой дух, впасть в уныние. (22)Сейчас наша страна переживает трудное время, и мы видим много людей, которые только и знают что хныкать, ныть и причитать, вспоминая прежние, лучшие времена, которые, кстати сказать, вовсе не были лучшими. (23)Тому, кто бьёт на жалость, всегда кажется, что прежде было лучше, а теперь настала ужасная жизнь.

13Примеры каких лексических средств можно найти в тексте? С.Соловейчи.

14Примеры каких грамматических явлений можно найти в тексте? С какой целью.

14
Примеры каких грамматических явлений
можно найти в тексте?
С какой целью употребляет их автор?
Ряды однородных членов в предложении 21 позволяют автору путём перечисления выразить мысль о том, что мужественность может быть свойственна не только людям, но и целым народам, и противопоставить мужественность потере духа и унынию.

15

17 С. Соловейчик- писатель, публицист, философ-блестяще владел.

18 В том, как мыслит и говорит человек, заключается его сущность. Д.С. Ли.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение Раскрыть смысл высказывания Степанова «Словарь языка свидетельствует.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Но язык интересен не только с точки зрения лексики. Язык является и отражением того, как идут мыслительные процессы в обществе. Часто по уровню развития грамматики можно определить и уровень развития общества.

Русский язык по праву считается одним из наиболее развитых языков мира.

Строение языка свидетельствует о способе мышления. Русский язык отличают логичность, развитие от фонемы к тексту.

Разные виды текстов дают возможность наиболее полно выразить мысли автора. Предлагаемый текст является (описание, рассуждение, повествование).

Разные стили дают возможность большой выразительности (предлагаемый текст относится к …стилю).

Экспрессивность повествования достигается использованием эпитетов, метафор…, гипербол и других средств выразительности.

Использование различных по структуре предложений дает дополнительную образность и красочность тексту.

Широко используются в русском языке вводные слова, обращения, обобщающие слова и многое другое.

Таким образом, анализируя все выше сказанное, я могу утверждать, что автор абсолютно прав в своем высказывании.

Автор текста рассказывает нам о том, что язык отражает мыслительные процессы, происходящие в сознании человека, отображает его внутренний мир, уровень его образованности и воспитанности.

Язык повествования автора образный, автор использует большое количество эпитетов (пр.№…), метафор (пр.№…). Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Кроме того, в тексте много …, что свидетельствует об эрудиции автора.

Повествование отличается логичностью, стройностью, что позволяет нам понять замысел писателя. Большое количество предложений с однородными членами (пр….) говорит о стремлении автора (фамилия) более подробно, точно описать действия, явления. При этом автор пользуется не только простыми (пр.№…), но и сложными предложениями (пр.№…ССП, пр.№…СПП).

Словом, можно сделать вывод о том, что автор в совершенстве владеет русским языком, его лексикой и грамматикой. Значит, абсолютно прав автор высказывания Степанов, утверждая, что язык-отражение жизни человека и народа во всем ее многообразии.

Читайте также: